Особенности белорусской народной игрушки

Обновлено: 05.05.2024

-воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к изделиям народного творчества, аккуратность в обращении.

Предварительная работа с детьми: рассматривание белорусских игрушек, природных материалов (глина, солома, лён, дерево, лоза).

Оборудование: белорусские народные игрушки, мольберт, мяч.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие- далёкие времена. В давние времена люди жили в деревянных домах. Не было электричества, телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыновей и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

- Я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них. Приглашаю вас в далёкое прошлое белорусских игрушек.

Воспитатель подводит детей к столу, где расположены белорусские народные игрушки.

- Это белорусские игрушки. Посмотрите, какие они разные. А чем они отличаются друг от друга?

Беседа о белорусских игрушках

- Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые ещё не умеют ходить? (Погремушки.) Давным- давно тоже были погремушки, но они были не такими, как сейчас, делали их из глины. (Воспитатель показывает кусок глины.). Если игрушки были из глины, значит, какие это игрушки? Правильно, глиняные.

Воспитатель показывает погремушку:

- Ребята, как вы думаете, почему эта игрушка так называется? (Потому что гремит, издаёт звук.) Правильно. Внутрь погремушки насыпали мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался шум. А чтобы такая игрушка была красивой, её расписывали – рисовали на ней узоры.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

- У меня есть погремушка, а у вас не погремушка, а … погремушки.

- Я играю (чем) … погремушкой.

- Я положила (что) погремушку.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель показывает соломенную куклу:

- Ребята, обратите внимание на эту куклу, она сделана из соломы. А значит она какая? (Соломенная.) Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом сгибали, скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

- Давайте назовём ласково части тела куклы. (Головка, ручки.) А как можно назвать ласково куклу? (Куколка.) А как ласково назвать её платье? (Платьице.)

Воспитатель показывает детям тряпичную куклу:

- Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, эта кукла тряпичная. Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутков ткани.) Такую куклу делала мама для своей дочки, когда она была совсем маленькой. Потом девочка подросла и начинала играть с нею.

Давайте сравним этих куколок. Какая из них более яркая? (Тряпичная.) Опишите, пожалуйста, её наряд. (Платочек, платьице, фартушок.)

В давние времена глаза, рот, нос, рисовали угольками из печки, а потом стали их вышивать нитками. Я буду показывать вам части лица куклы, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки.)

- А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная … поменьше, маленькая.

Дидактическая игра «Закончи стихотворение про куклу»

Бабушка мне сшила … куклу,

Целый день играю с … куклой,

Рассказала всем о … кукле,

Имя выбрала для … куклы –

Дидактическое упражнение «Свистулька»

Воспитатель показывает детям игрушку свистульку:

- Ребята, это свистулька. На кого она похожа? (На птичку.) Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная.) А как вы считаете, почему она называется свистулькой? (Потому что свистит.)

Дидактическая игра с мячом «Какая игрушка?»

-Ребята, одному из вас я бросаю мяч, называю предмет и материал, из которого он сделан. Вы ловите мяч, бросаете его мне обратно и называете слово, отвечающее на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?». Если игрушка сделана из дерева, значит она деревянная. А если из пластмассы? А из резины? (меха, ткани, соломы, льна, глины, стекла, картона, бумаги,

Дидактическая игра «Подбери словечко»

- Дети, возьмите по одной игрушке. Давайте подберём для каждой игрушки слова-признаки.

Кукла какая? – Красивая, маленькая, льняная, нарядная.

Лукошко какое? – Жёлтое, соломенное, круглое, большое.

Свистулька какая? – Гладкая, толстая, блестящая, звонкая.

Коник какой? – Деревянный, маленький, красивый.

Физкультминутка «Буратино» (дети имитируют движения Буратино, в соответствии с текстом).

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Составление описательного рассказа по игрушке.

- Дети, подойдите к столу. Видите, как много здесь игрушек. О них можно много рассказать. При выборе игрушки покупателем в магазине важно то, как продавец сумел обратить на неё внимание покупателя, разрекламировать её, представить её. Давайте придумаем рекламу игрушке. (На столе – глиняная игрушка свистулька – петушок.) Например: Это народная игрушка свистулька – петушок. Он яркий, разноцветный. Сделан петушок из глины. Он умеет свистеть, как свисток. С ним надо аккуратно, осторожно играть, потому что петушок может разбиться.

- Если продавец вот так всё расскажет об игрушке и покажет, что она умеет делать, я обязательно куплю такую игрушку. Теперь представьте себя в роли продавцов. Дети составляют рассказ по игрушке – деревянная свистулька.

Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в далёкие времена, когда не было современной техники, а игрушки для детей взрослые делали своими руками. Какие игрушки тех времён вам запомнились? Вы хотели бы с ними играть? Мы обязательно с ними поиграем. Только обращаться с ними нужно осторожно. Как вы думаете, почему? (Могут сломаться, разбиться.) Правильно, ребята, играть с такими игрушками нужно осторожно, тогда они будут долго нас радовать. Молодцы! Всем спасибо!

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.


Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокий древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый paнимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Подготовка глины. Глину чистую, без примесей песка и камней измельча­ли на кусочки и заливают горячей водой. Когда глина пропитается и превра­тится в «кашу», ее вымешивают деревянной лопаткой, а потом руками до тех нор пока глиняная масса не будет похожа на тесто. Готовая глина не прилипает к рукам и держит вылепленную форму. Готовую глиняную массу фасуют кусками и помещают и помешают в полиэтиленовый пакет, который герметично завязывают

В таком состоянии глина может сохраняться около года. После использо- ее необходимо смачивать водой.

Если глина с примесями песка, камней и мусора, то используют другой способ приготовления глины. Для этого в глину добавляют большое количество воды, перемешивают жидкую глиняную массу, а затем процеживают через мелкое сито и ставят в теплое место для выпаривания влаги.

Для того чтобы избавиться от пузырьков воздуха, который есть в глине, перед лепкой кусок глины бросают с высоты на дощатую поверхность раз 15-20, потом бьют по куску глины специальным деревянным молотком или брусом.

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

 БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА Воспитатель 8 класса Фидловская Н.В.


Курс повышения квалификации

Туризм и краеведение: актуальные вопросы методики и организации учебной деятельности в ДОД


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

  • Сейчас обучается 203 человека из 52 регионов


«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА Воспитатель 8 класса Фидловская Н.В.

БЕЛОРУССКИЕ
НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА

Воспитатель 8 класса Фидловская Н.В.

В Беларуси, краю лесов, древесина была самым распространенным матери.

В Беларуси, краю лесов, древесина была самым распространенным материалом для строительства и творчества – резьбы по дереву, бондарства.
Резьба по дереву
Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины.
Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные наличники и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.
Современные белорусские мастера изготавливают самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия. деревянная посуда, фигурки людей, животных и птиц, резная мебель.
Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.


ШКАТУЛКИ


Практически в каждой местности был свой бондарь, который изготавливал.

Практически в каждой местности был свой бондарь, который изготавливал емкости для воды, соков, напитков транспортная бочка, кадка – «вадзянка», бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» - для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашн«дзяжа» и др.).
Так, мед лучше всего хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее всходит тесто.

Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей.

Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду, корзины.
Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, вили веревки.


Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «гарно»), озна.


Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «гарно»), означавшего печь для обжига.
Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге.
Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.


Кузнечное дело Кузница - мастерская, в которой п.

Кузнечное дело
Кузница - мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой. Кузнец изготавливал огромное количество необходимых для существования человека предметов. К наиболее простым изделиям относятся: ножи, подковы, обручи, гвозди, серпы и косы, долота и шила, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие в изготовлении специальных приемов.

Ткачество - один из самых распространенных видов белорусского народного ис.

Ткачество - один из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть.
С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев.
Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол в хате. Скатерти, как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту.
ТКАЧЕСТВО


На белорусской земле лён возделывают с древних времен. Из волокна ткали полот.

На белорусской земле лён возделывают с древних времен. Из волокна ткали полотно и шили одежду, создавали прекрасные предметы быта, мастерили игрушки для детей.
Льняные сувениры

Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из со.


Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.
Нигде в мире нет такого разнообразия в использовании этого необычного материала, дарящего энергию солнца.
Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы. Конь – герой многих поверий , коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.
СОЛОМОПЛЕТЕНИЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

Изображения животных

Куклы-обереги

Картины из соломки

Картины из соломки

Соломенный паук Подвесные соломенные «пауки» изгот.

Соломенный паук
Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его творение – Вселенную. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу, над столом. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука» , прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 957 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2021 1492
  • PPTX 6.8 мбайт
  • 84 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фидловская Надежда Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

103 минуты

27 минут

«Делаем кашпо из стекла с помощью техники Тиффани»

36 минут

«Внимательный ребенок – 10 веселых игр для развития детей от 5 лет»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Целесообразно выделить в отдельную группу Народную игрушку: русскую и белорусскую. Тематика их самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

Особенности этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, демократичность.Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и особенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономичность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяется одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Белорусская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании. Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее. В Беларуси наиболее древняя – глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных, погремушки. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей истории игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.

Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процессформирования у детей положительного отношения к труду, желания иумения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному

систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Трудукрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятсяувереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности,наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Трудразвивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлятьпредметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд длянравственного воспитания ребенка. В труде воспитываетсясамостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всехвремен, считали его естественным условием существования личности,средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первойжизненной потребностью здорового организма. Это нашло своеподтверждение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменекий,Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С. Буре,Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному трудуна общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду этацель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также

особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых,стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычкик трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оцениватьработысверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носитобщественно полезный характер, осознается людьми как необходимость ипотребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу,малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работытакже нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникаетпотребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала болееинтересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любятотражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждогоиз ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация,планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет своиособенности.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтомутребует особого подхода и руководства со стороны педагога.

Требования к организации детского труда:

I. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствуетвсестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и своиспецифические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс,чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и

систематическое участие в них каждого ребенка

2. Посильность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет наотношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишьотвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства"мышечной радости" (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание

положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальныенагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во времяработы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяютчастоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут.

Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системговорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физическойнагрузке.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должнобыть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранныйинвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможностьребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к

деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так,чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок иположить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизньребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует отребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому,насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела еговоспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку,сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей ролируководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организуети детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постояннойзанятости, постоянного стремления к полезному делу.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Читайте также: