Особенности филимоновской игрушки а круг б полосы в крест

Обновлено: 18.05.2024

В документе представлены история создания и изготовления изделия народного промысла, символика изображения и этапы нанесения красок, сюжеты.

ВложениеРазмер
filimonovskaya_igrushka.docx 24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс воспитателя МДОУ «Детский сад № 22»

Тюхай Надежды Алексеевны

Филимоновские игрушки: изготовление, сюжеты, символика

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. По преданию, деревню Филимоново Тульской области назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь.

Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей.

Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой».

Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • композиции из нескольких фигур.

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло, со временем филимоновские сюжеты начали пополняться и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное – что современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 сам в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по своей сути – свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб с покойником.

Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя - уши, и тому подобное. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Знаки и символы, используемые в филимоновской игрушке.

Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Это символ земной жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая, будет холод, болезни. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, спасения, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца

Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.

Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами. Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие плодородие земле.

Конь у древних вятичей, южно-восточных славян, является символом устремления вперед, и конь является символом солнца, но как атрибут, а не солнце. Мифологический образ солнца очень многогранен и обладает множеством символов и атрибутов. Конь – один из них. Причем наиглавнейший.

Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Всадник на коне связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни.

Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей или птицами. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей.

Корова – символ спасения и благополучия. С глубокой древности животные с рогами являлись символом благосостояния рода и почитались как существа, несущие на рогах солнечный диск.

Олень - его ветвистые рога также воспринимались как символ Мирового Древа, а следовательно сам Олень соотносился с образом великой Богини – владычицы природы. Олень – символ плодородия, богатства, надежной защиты.

Медведь – в древности почитаемый у всех народов образ тотемного предка, образ хозяина, покровитель лесов, зверей и людей. Медведь - символ добра, а медведица с малышом – сродни барыни и явяется защитницей рода, семьи. По народным верованиям, Медведица когда-то родила первую женщину, поэтому медведь и медведица часто выступают как покровители женщин рожениц и женщин вообще.

Волк – символ любви и добра.

Петух – один из сильных оберегов. Символ солнца и света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Это символ наступающего дня и света. Петух – птица огня, вещая птица. Петух отгоняет злые силы. Его голос ослабляет и разрушает действие злых чар. Сидящие друг против друга петухи символизируют плодородие.

Утка – является женским символом, связана с Небесным и с Подземным миром, и с культом Великого женского божества, которое не только дарует плодородие земле, воде, но и защищает род, семью от всякого дурного влияния и воздействий. Утка – покровительствует всем женским ремеслам.

Птица – вестник весны и посредник между мирами, между человеком и и миром богов. Птица должна была донести людскую молитву до небес.

Собака – верный помощник и друг.

На сегодняшний день весь промысел переехал из деревни Филимоново в Одоев. Местные филимовчане даже удивляются, когда им сообщают, что их маленькая деревенька – родина уникального и древнего художественного ремесла. Возможно, это получилось и потому, что в 2009 году именно в Одоеве открылся Музей филимоновской игрушки. Сейчас в его экспозиции около 2000 глиняных игрушек - работ ремесленников как прошлого так и нынешнего веков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


Филимоновская игрушка: изготовление, сюжеты, символика

Слайды презентации, иллюстрирующие символику, сюжеты, этапы изготовления филимоновской игрушки.


Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети .

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

ВЫполнила : Родионова Екатерина александровна Учитель Мбоу киевская сош . Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. II ЧЕТВЕРТЬ: «Связь времени в народном искусстве». Тема урока: « C казочная гжель».

Определить какая это игрушка? 1.Из какого материала изготавливается дымковская игрушка: а) пластилин; б) глина, в)дерево. 2. Особенности узоров дымковской игрушки: а) круг; б) квадрат, в)елочка. 3. Особенности филимоновской игрушки: а) круг; б) полосы, в)крест. 4. Как называется посуда из глины: а) хрусталь; б)пластик, в)керамика. _______ _______ _______ ___________

Г Г О Л Ж Ш И Е Н Н Л И А Ь К Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись ГЖЕЛЬ

Сказочная Гжель 1.Родина промысла. 2. Какие мотивы присущи гжельской росписи? 3. Какие цвета используются в росписи? 4. Виды росписи? ( Элементы росписи) 5. Самый излюбленный узор используемый в росписи? 6 .Ассортимент предметов (разновидности гжельской керамики)

Из истории Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова « жгель », т. е. «жечь» или «обжечь» Начиналось всё с глины. Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята , т. е. все в этой местности занимались гончарством. Фарфор с нарядной синей росписью известен теперь не только в России, но и далеко за её пределами.

Сколько же лет этому народному промыслу? Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328года. ( XIV век )

Гжель не всегда была сине – белой. 200 лет назад, когда промысел только начинал развиваться, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. МАЙОЛИКА - изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому . Ее делают и сейчас.

После 1802 года вслед за майоликовыми изделиями появилась бело – голубая гжель. Это фаянс . Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета. При обжиге кобальт становился синим.

Мотивами этой росписи являются природные и растительные элементы. Предметы расписаны декоративными цветами, листьями, травкой.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “ мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Гжельская роспись делится на три вида. 1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Роза является главным узором. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», « жемчужинки », «усики». 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п.

Основные элемент гжельской росписи Роза

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую пластику – забавные скульптурки людей животных, сценки из жизни.

Задание: У красить «Квасник» сказочным узором, применив элементы гжельской росписи.

Физкультминутка: Хорошо гулять по лесу , Вот высокая сосна, К солнцу тянется она. Над поляной дуб старинный Ветви в стороны раскинул. Хорошо гулять по лесу, но учиться интересней.

Понравилась ли вам роспись? Где вы испытывали затруднение при работе? Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей? Ч ем эта роспись отличается от остальных видов росписи? В чём секрет гжельского рисунка?

1. Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, с декоративной образностью:

а) декоративно-прикладное искусство;

б) музыкальное искусство.

2. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:

а) водные знаки; б) солярные знаки.

З. Как называются постройки из дерева:

а,) зодчество; б,) архитектура.

4. Орудие для ручного прядения

а) прялка; б) иголка.

5. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:

а) роспись; б) вышивка

6. Как называется главный угол в избе:

а) красный,. б,) синий.

7. Где находились лавки в избе:

а) вокруг стола, б) вдоль стен.

8. Первая холодная комната в избе:

а) горница, б) сени.

Тема «Древние образы в народных игрушках»

1.Материал изготовления дымковской игрушки:

а) пластилин; б) глина, в)дерево.

2. Особенности узоров дымковской игрушки:

а) круг; б) квадрат, в)елочка.

3. Особенности филимоновской игрушки:

а) круг; б) полосы, в)крест.

4. Как называется посуда из глины:

а) хрусталь; б)пластик, в)керамика.

5. Глиняная игрушка, имеющая орнамент в виде крестов, снежинок:

а) каргапольская; б)дымковская, в)филимоновская.

6. Какой цвет имеет гжельская роспись:

а) красный; б)синий, в)желтый.

7.Поднос расписанный цветами:

а) жостовский; б)дымковский, в)каргапольский.

8.Элементы какой росписи называются «купавки», «розан»:

а) гжель; б) городец, в)хохлома.

9. Эта роспись называется «под фон» и «Кудрина»

а) хохлома, б) городец, в) гжель;

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

1.К какому виду ИЗО относится орнамент:

а) к живописи,, б)к графике, в)к скульптуре, г)к декоративно- прикладному искусству;

2. Как называется орнамент, где изображен квадрат, треугольник, круг…

а) квадратный, б)плоский, в)геометрический, г)зооморфный.

3.Назовите предметы одежды, относящиеся к Древней Греции:

а) сарафан, б)хитон, в)клафт, г)набедренная повязка.

4.Древнее искусство расписывания сосудов:

а) вазопись, б)расписальня, в)скульптура, г)геральдика.

а) крынка, б)сосуд, в)кувшин, г)амфора.

6. Символ бога, катящего диск, в древнем Египте:

а) скарабей; б) подвеска; в) саркофаг г) лотос.

7. Символы власти в древнем Египте:

а) сан далии; б,) калазирис; в) парик; г)скипетр

8. Название французского костюма с широкими манжетами низкими карманами:

а) кафтан; б,) камзол; в,) жюстокор; г) дублет.

9. Основа любого герба (на чем изображается герб):

а) поднос; б) эмблема; в) шлем; г) щит.

10. Изображается условно, но всем понятно:

а) эмблема; б) портрет; в,) герб; г) пейзаж.

«Ты сам мастер декоративно-прикладпого искусства»

1. Зачем люди украшают свои жилища?

б) из-за того, что у них нет другой работы;

в) оберегают от злых духов.

2. Основа любого русского народного костюма:

а) сарафан; б) рубаха; в) понёва.

3. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков:

а) дымковская; б) филимоновская; в) каргопольская.

4. Какого цвета гжельская роспись:

а) синего; б,) красного; в) золотого.

5. Назови мотив хохломской росписи:

а) березы; б) травинки; в,) животные.

6. Какие изделия называют «жостовскими»:

а) прялки; б) ковши; в) подносы.

7. Символический цветок древнего Египта:

а) лотос; б) пион; в) роза.

8. Из чего состоял костюм короля Людовика 14, по мнению Мольера?

а) из металла и кожи;

б) из бантов и лент;

в) из джинсов и кроссовок.

9. На чем изображается герб:

а) на ленте; б) на шлеме; в) на щите.

10. Произведение декоративно-прикладного искусства в единственном экземпляре

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

https://is04.infourok.ru/img/012f-00003bc6-d136c6aa.jpg

Где расположена деревня Филимоново?

1. В слободе города Кирова за речкой Вяткой

2. В Тульской области, на высоком берегу реки Уны

3. В Архангельской области , в деревнях Печникова, Гринева и Токарева.

https://is04.infourok.ru/img/0139-00003bd0-e2f8be2c.jpg

Кто занимался лепкой игрушек?

3. Мужчины делали посуду, а свистульки делали женщины

https://is04.infourok.ru/img/0142-00003bd9-9f09f64e.jpg

Вопрос 3.

Какова особенность глины, из которой лепили филимоновские игрушки?

1. После обжига становится белой, не надо специально белить

2. Используется только вятская красная глина

3. Берется глина, которая есть в Архангельской области

https://is04.infourok.ru/img/019b-00003c32-537a413b.jpg

Какая особенность есть у филимоновских игрушек?

1. Все игрушки - свистульки!

2. Игрушки дарят только на праздники

3. Их лепят и мужчины и женщины

https://is04.infourok.ru/img/0149-00003be0-a3c49409.jpg

Что лепили филимоновцы? Какие сюжеты характерны для их свистулек?

1. Лепили барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц; домашних животных (лошадки, барашки и др), индюков, медведей

2. Это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

3. Преобладает деревенская тематика. Это изображение крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей, танцующих пар и др.

https://is04.infourok.ru/img/0162-00003bf9-6af35ce2.jpg

Вопрос 6.

Почему у свистулек такие вытянутые формы?

1. Удобнее свистеть

2. Чтобы отличались от других похожих глиняных игрушек

3. Глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Какие цвета чаще всего используют при росписи свистулек?

https://is04.infourok.ru/img/0170-00003c07-9a7e2cf7.jpg

1. Красный , малиновый, желтый в сочетании с темно-синим и зеленым

https://is04.infourok.ru/img/0177-00003c0e-ad9812bb.jpg

2. Сочетания красного с зеленым, синего с оранжевым (желтым) и , обязательно , черный цвет

https://is04.infourok.ru/img/017e-00003c15-a6a2fa46.jpg

3. Характерны неяркие цвета : серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный гамма сдержанная.

Какие узоры используют мастера при росписи филимоновских игрушек?

1. Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли.

2. В украшении фигурок используются геометрические элементы: круговые полоски, штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

3. Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, состоит из полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа.

Какая из игрушек - филимоновская?

Какая из игрушек- филимоновская?

Какая из игрушек - филимоновская?

https://is04.infourok.ru/img/01ad-00003c44-9fbfe690.jpg

https://is04.infourok.ru/img/01a7-00003c3e-34bcbcce.jpg

Правильные ответы : 2-3-2-1-2-3-1-2-3-1-2


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания архитектуры для детей в возрасте от 7-10 лет: поурочное планирование на базе истории архитектуры


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подсолнухи Ван Гога»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 957 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 30.05.2018 2750
  • DOCX 1.4 мбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Власкина Наталия Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

77 минут

«Проектная технология - дополнительный ресурс реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»

63 минуты

«Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения»

49 минут

«Поствакцинальные осложнения и неотложная медицинская помощь»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: