Особенности использования личных местоимений в сборнике игрушки барто

Обновлено: 25.04.2024

Цель: создание условий для уточнения знаний детей о произведениях А. Барто.

Образовательные: повторение стихотворений А. Барто, учить слушать, воспроизводить отдельные фразы из текста и полностью четверостишия.

Развивающие: развивать память, мышление, внимание и активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, любовь и бережное отношение к игрушкам.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

- Чтение и разучивание стихотворений А. Барто «Игрушки».

- Беседа «Мои игрушки».

- Выставка книг, подделок, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:проектор, экран,коробка посылка, портрет Агнии Львовны Барто, макеты игрушек к стихотворениям:«Зайка», «Мишка», «Бычок», «Кораблик», «Мяч»; картинки с игрушками: кораблик, бычок, зайка, мяч, медведь.

1. Организационный момент

(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь).

Воспитатель: Да, войдите! Наверное, к нам пришли еще гости!

Печкин: - Здравствуйте ребята, я почтальон Печкин принес вам посылку, возьмите и распишитесь.

-Здравствуйте! Спасибо, интересно что же в ней?

Печкин: - Ой, ребята, я тороплюсь, у меня много работы, письма нужно разнести, журналы,. Газеты. До свидания!

Воспитатель: -До свидания!

2. Основная часть:

- А что же в этой коробке? Какая же она тяжелая? (Открываю коробку)

- Ой, ребята, а здесь столько красивых игрушек!

- Только я не могу понять, что это за игрушки, они все заколдованы!

- Ой, посмотрите, здесь еще лежит записка. Давайте ее скорее прочтем:

«Дорогие, ребята, чтобы расколдовать игрушки в посылке, вам нужно отгадать загадки. Ваша А. Барто».

- Ребята, а кто же такая Агния Барто?

- Да, эта детская писательница, она написала много детских стихотворений.

- Давайте мы расколдуем игрушки и отгадаем загадки. Тогда внимательнослушайте первую загадку:

Уронили его на пол,

Оторвали ему лапу.

Кто же был это, ответь,

Ну конечно же (медведь).

- А вот и наш мишка (достаю из коробки медведя).

- Давайте, ребята, вспомним это стихотворение. (Один ребенок рассказывает стихотворение).

- Ой, ребята, посмотрите, какой Мишка грустный. Вы не скажите, почему он грустит? (Ответы детей: его уронили на пол, оторвали ему лапу.)

- А мы сможем мишке помочь? Как? (Ответы детей: поднять, пожалеть, пришить ему лапу.)

- Ребята, какие вы молодцы! И мишка наш уже улыбается. Мишка наш любит играть. Давайте с ним поиграем. У меня для вас есть очень интересная игра, называется «Чего не хватает?». (На доске изображены картинки с игрушками: лошадка, бычок, зайка, мяч, медведь.) Посмотрите на эти картинки, запомните их, теперь закройте глаза. (Убирается одна из картинок.) Откройте глаза, посмотрите, какой картинки не хватает? (Ответы детей)

Игра повторяется 2 раза

- Давайте мишку поставим на стол. Какая же еще тут у нас игрушка, послушаем следующую загадку:

Хозяйка бросила его,

Под дождем оставив одного.

Кто промок? Ты угадай-ка,

Ну конечно это… (зайка).

- Зайка тоже грустит, а почему? (Ответы детей: его бросила хозяйка, он промок.)

- Ребята, а кто хочет нашему зайке рассказать стихотворение (ребенок рассказывает).

- Ребята, а вам жалко зайку? Как же ему помочь? (Ответы детей: посушить, взять его в детский сад.)

- А давайте мы с вами сейчас погреем своим теплым дыхание нашего зайку. (Дети дуют на зайку, жалеют, гладят его).

- Ой, наш зайка уже развеселился, ему уже не холодно, мы согрели его.

- Посадим зайку к мишке и послушаем следующую загадку, чтобы узнать кто же у нас еще в коробке:

По дорожке прыг да скок.

У него зеленый бок.

Бьют его, а он не плачет.

Уронили в речку (мячик).

(Раздается плач ребенка.)

- Слышите? Кажется, кто-то плачет. Кто бы это мог быть? Это плачет Таня. Что случилось с Таней, почему же она плачет, кто нам расскажет стихотворение? (Ребенок рассказывает стихотворение)

- Ребята, а я знаю, как можно развеселить Таню, нам нужно поиграть!

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

- Какие молодцы! И наша Танечка больше не плачет, а давайте мы ее поставим к остальным игрушкам. А теперь слушайте внимательно следующую загадку:

Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки,

И мычит бедняга "Му!

Шаг я сделать не могу!"

(Достаю из коробки бычка).

- Ребята, а давайте поиграем с нашими пальчиками и вспомним стихотворение про бычка.

Идет бычок качается Указательным и средним пальцем правой руки «идем» по коленкам; остальные пальцы сжать в кулачек;

Вздыхает на ходу Поднять и опустить плечи;

Ох, доска кончается, Хлопок в ладони;

Сейчас я упаду! Опускание тыльных сторон ладоней на колени

- Вот и опустела наша посылка, все игрушки мы расколдовали.

3. Заключительная часть:

- Ребята, вам понравилось играть с нашими игрушками? Стихи про них читать? (Ответы детей)

- А каким игрушкам мы сегодня помогли?

- Ребята, вспомните, кто же написал все те замечательные стихи, которые мы сегодня рассказывали?

- Вы сегодня большие молодцы! Ой, а тут еще что-то лежит. Это А. Барто оставила вам подарки - раскраски из ваших любимых стихотворений. А игрушки мы оставим в нашем музее.

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Любимые игрушки» по стихам А. Л. Барто. Интегрированное занятие для детей второй младшей группы. Тема: «Любимые игрушки» по стихам А. Л. Барто. Воспитатель Гончарова Людмила.

Конспект НОД по развитию речи (первая младшая группа) «Игрушки» А. Барто» Конспект НОД по развитию речи (первая младшая группа). Тема: «Игрушки» А. Барто Ольга Суворова Цель: Продолжать знакомить детей со стихами.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений «Жадная душа-без дна ушат» Тема:Чтение художественных произведений. "Жадная душа-без дна ушат"(по произведениям Я. Акимова"Жадина",З. Александровой"Подарили нашей Вере").

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»

Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель занятия: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе Тема: «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» Образовательные задачи: - Продолжать учить разгадывать загадки; - Продолжать учить осмысливать, что такое хорошо, что такое плохо; - Повторить.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» Цель: Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Мои любимые игрушки» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Мои любимые игрушки» Программные задачи: Образовательные: расширять словарный.

НОД по развитию речи в младшей группе. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»

НОД по развитию речи в младшей группе. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель: выучить стихотворение А. Барто «Лошадка» Задачи: учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения; развивать.

Проект по творчеству А. Барто «Любимые игрушки» во второй младшей группе Проект Тема: «Любимые игрушки» по творчеству А. Барто Авторы проекта: Воспитатель: Жемарева А. А. Ярославль 2016 г. Тип.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НОД по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи

Тема. « Цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»

Цель: приобщение детей к поэзии А. Барто, формирование эмоционально-образного восприятия детей на основе стихотворных текстов.

Программные задачи.

Образовательные: продолжить работу со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки»; учить понимать и обсуждать содержание стихотворений; учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо; расширять и обогащать словарный запас; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть знакомые стихи.

Развивающие: развивать познавательные способности (воображение, мышление, память); развивать внимание, зрительное восприятие; чувство ритма; способствовать развитию интереса к поэтическому творчеству.

Воспитательные: воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям стихотворений; бережное, заботливое отношение к игрушкам и книгам; уважительное отношение к говорящим педагогу и детям; воспитывать умение слушать друг друга; формировать положительное отношение к поэзии.

Методические приемы : создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, рассматривание игрушек.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений, рассматривание игрушек и иллюстраций с изображением игрушек, описание игрушек, отгадывание загадок.
Демонстрационный материал: красиво иллюстрированная книга со стихами А.Л. Барто «Игрушки», игрушки (мяч, мишка, заяц, козленок, лошадка, бычок, слон), полотенце для зайки).

Ход деятельности:

(Дети стоят на ковре и слышат звон колокольчика)

За собой он нас ведёт,

детвору в кружок зовёт. (Дети садятся)

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, а какие узнаете, когда отгадаете загадку:

С ними весело играть,
Но не надо их ломать.

Поиграем, а потом
Их на место уберём.

- Что это? (Игрушки). Правильно. К нам в гости на занятие пришили ваши игрушки. (Игрушки сидят на диванчике в игровом уголке).

(Раздаётся стук в дверь).

Воспитатель: Ой, кто-то к нам стучится, ребята.

(Воспитатель подходит к двери и приносит в красиво упакованном пакете книгу А.Л. Барто «Игрушки»).

II. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, в этой посылке оказалась красивая книга. В ней много интересных красочных картинок. Это книга детской поэтессы Агнии Львовны Барто. (Показать портрет). Давайте ее полистаем, внимательно рассмотрим и обязательно вспомним «Правила обращения с книгой» (Повторяют правила. Книга ставится на подставку).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта книга? (Об игрушках)

-Верно. В этой книги стихи об игрушках. Многие из них вы уже знаете. Давайте будем сейчас их рассказывать нашим гостям. Согласны? (ДА). Чтобы ваше чтение понравилось нашим гостям, вы должны рассказывать своё стихотворение выразительно: это значит читать громко, четко, правильно, не торопясь, произносить все слова. Послушайте, я первая прочту вам стихотворение, которое мне нравиться. (Берет мяч и читает)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Дети, давайте успокоим Таню, и расскажем, почему мяч не утонет? (Потому что он круглый, резиновый, легкий).

- Правильно. А ещё потому, что внутри мяча воздух. Воздух легче воды. Значит, Танечке нет причины расстраиваться.

Ну а мы с вами поиграем, превратимся в веселые мячики и попрыгаем (прыжки на месте).

-Теперь будьте внимательны, кому в руки попадет этот мяч, тот должен будет выбрать игрушку и рассказать о ней стихотворение.

- Раз, два, три – мяч лети! (Кому из детей попадает мяч, тот идет, выбирает игрушку и выразительно читает стихотворение.)

(Ребёнок несет мишку, сажает на стульчик и читает стихотворение. Воспитатель открывает в книге страничку с этим стихотворением, затем с другим и так далее в течение всего занятия).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Воспитатель: Дети, посмотрите на мишку (рассматривают иллюстрацию в книге).

- Он какой? (Грустный).

- Почему же мишка такой грустный, что с ним произошло?

Дети: Мишку уронили на пол, и оторвали ему лапу.

Воспитатель: Дети, а вы любите игрушки, как вы с ними, обращаетесь?

Воспитатель: Мишку надо пожалеть, успокоить, назвать его ласково. ( Дети называют: Мишутка, Мишенька, медвежонок, медвежоночек).


Воспитатель: Мишенька, наши дети любят игрушки и бережно с ними обращаются. Смотрите, Мишенька заулыбался, обрадовался и понял, что мы его не обидим.

- Ребята, какие вы молодцы! Мишка, как и вы, любит играть. Давайте покажем ему нашу игру.

Воспитатель берет в руки игрушку- мишку и корзинку с шишками, ходит по кругу, имитируя движения медведя. Дети повторяют движения и слова

- Мишка по лесу шагал,

Мишка шишки собирал .

Вдруг споткнулся мишка !

И рассыпал шишки!

Вы, ребята, помогите

Мишке шишки соберите ! (Воспитатель рассыпает шишки и дети собирают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали мишку. Посадим его на стульчик, рядом с нами и продолжим с вами ловить наш резвый мячик .

-Раз, два, три – мяч лети!

(2 ребенок берет зайца, читает стихотворение)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Воспитатель: Ребята, а вам жалко зайку? Как же ему помочь? (Ответы детей).

- Давайте пожалеем, успокоим его, назовем ласково (зайчонок, зайчик, зайчишка, заюшка) , накроем его теплым полотенцем, чтобы он обсох (накрывают).

- А, вы, умеете прыгать, как зайчики. Давайте повеселим нашего гостя (Дети прыгают).

- Молодцы! Посмотрите, зайка улыбается. Улыбнитесь ему тоже.
На картинке зайчик был каким? (Грустным). Покажите, какой зайка был грустный. Был грустным, а стал? (Веселым). Покажите, каким он стал веселым? Ой, наш зайка развеселился, ему уже не холодно, он согрелся. А чтобы он ушел от нас с хорошим настроением, подарим ему его любимое лакомство (Дарят морковку и капусту и сажают рядом с мишкой).

Воспитатель. Книгу я сейчас открою,

на странички посмотрю,

В этой книге, на листочке

картинку вам я покажу.

Воспитатель: Кто это, ребята? (Коза). А как называют детеныша козы? (Козленок).

Воспитатель: А вы знаете стихотворение про козленка? Давайте вместе вспомним (Ребенок берет игрушку, приносит, читает стихотворение и сажает рядом с другими игрушками).

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду

Я в траве его найду.

Воспитатель: Что мы можем сказать о хозяйке этого малыша. (Добрая, заботливая, любит своего козленка). Посмотрим, куда можно посадить нашего козленка. (Сажают).

Воспитатель: Где наш веселый, звонкий мяч?

- Раз, два, три – мяч лети!

(4 ребенок несет лошадку)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите кто это? (Лошадка). (Рассматривают лошадку и описывают ее:
- Какая лошадка? (Гладкая, красивая, коричневая. У нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади - длинный хвост. У лошадки сильные быстрые ноги, на ногах – копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей).
- Как лошадка говорит –И-го-го, и-го-го…
( Ребенок читает стихотворение)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Воспитатель. Что лошадка делает? ( Скачет).

-Покажем лошадке, что вы тоже можете скакать (дети скачут по кругу). Молодцы! У вас очень хорошо получается.
-Теперь лошадка разместится рядышком с другими игрушками.

Воспитатель: Опять я к книге подойду,

Страничку я переверну.

Кто – же, кто же здесь живет?

Ну, конечно же, бычок.

- Кто хочет нам рассказать стихотворение о бычке?

(Ребенок берет игрушку и рассказывает стихотворение).

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается.

Воспитатель: покажите, как идет бычок?

- Вы, знаете кто мама бычка, чей он малыш? (Корова).

-Как ласково скажем? (Коровушка).

-Что дает коровушка детям? (Молочко)

- Ребята, какие вы молодцы! Пусть бычок идет к своим друзьям игрушкам, а мы с вами поиграем.

- У меня для вас есть очень интересная игра, называется «Кто спрятался?» (На доске - картинки с игрушками: лошадка, бычок, зайка, мяч, медвежонок). Посмотрите на эти картинки, запомните их, теперь закройте глаза. (Убирается одна из картинок.) Откройте глаза, посмотрите, какой картинки не хватает? (Ответы детей)

- Вы всё сказали правильно и справились с заданием.

Воспитатель: К книжке тихо подойду,

На листочек посмотрю

Посмотрю, кто здесь живет,

Лег в коробку на бочок?

Кто узнал героя загадки? ( Ребенок несет слона и рассказывает стихотворение).

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Воспитатель: Ребята, слоник хочет чтобы вы о нем что-то рассказали.
Слон самое крупное животное на земле . Слоны живут в далёких жарких странах (в Африке и Индии). Они очень любят купаться, плавать и нырять. У слона огромные уши и большой хобот, из которого он себя поливает, когда ему жарко. (Сажают слона)

- Дети, посмотрите, как хорошо, правильно сидят наши гости.

Воспитатель: А наша встреча с замечательной книгой об игрушках подошла к концу, но я предлагаю вам еще одну игру. Хотите поиграть?

«Доскажите словечко»

Сонный мишка лег….

- Молодцы! У вас все получилось.

III . Подведение итогов.

Воспитатель: Наши гости узнали, что вы умеете отгадывать загадки, любите читать стихи, бережно относитесь к игрушкам. А, вы, ребята, узнали, что существует прекрасная книга об игрушках.

- Как называется книга, из которой мы узнали о любимых игрушках?

- Как зовут замечательную детскую поэтессу, которая подарила нам хорошие стихи?

- Как надо обращаться с книгами и игрушками?

- А что особенно вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в этой книге есть стихи, которые мы еще не читали. Мы обязательно посмотрим эту книгу, познакомимся с новыми стихами и выучим их наизусть. А еще в пакете, вместе с книгой лежали раскраски с таким же названием, как и книга. Смотрите «Игрушки». Каждый из вас сможет выбрать и раскрасить любимую игрушку. Вечером покажете свою раскрашенную игрушку маме и прочитаете стихотворение.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Образы детей в стихах Агнии Львовны Барто.

Наверное, с детского сада всем знакомы коротенькие четверостишия о девочке Тане, которая громко плакала, о том, как уронили на пол мишку. Все мои друзья знали, что слон не хотел спать, а бычок боялся свалиться с доски. Мне же помнится , как папа сажал меня на плюшевую рыжую лошадку и «возил» по комнате, а я цеплялся за гриву и во все горло распевал:

Я люблю свою лошадку,

П ричешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Эта лошадка и сейчас еще стоит в углу кладовой под старым пледом).

Уже тогда я знал, что это стихи Агнии Львовны Барто. Позднее в школе мы познакомились с «Вовкой – доброй душой», с тем, «как жил на свете Ванечка». Встретились с болтуньей Лидой и ябедой Сонечкой, с Любочкой «во всей ее красе». Мне казалось, некоторые мои одноклассники так похожи на этих героев! Но если быть честным, то иногда я узнавал в них и себя.

Теперь я вырос, а вместе со мной повзрослели и герои Агнии Львовны Барто. Я прочитал, что ее стихи переведены на 86 языков мира. А писатель Анатолий Алексин заметил: «…выучив их в детском саду, помнят до седины». В чем же секрет стихотворений Агнии Барто, что их популярность не ослабевает? Почему герои ее стихов уже многие годы остаются любимыми у детей и взрослых? Такие вопросы были поставлены мною в данном исследовании. Ответы на них и есть цель написания этой работы. Основными задачами являются:

1. Прочитать стихи Агнии Львовны Барто из сборников « Подростки, подростки…», « За цветами в зимний лес», «Думай. Думай…».

2. Рассмотреть и проанализировать образы детей в стихах поэтессы.

3.Найти художественные средства, при помощи которых раскрываются черты лирических героев поэзии Барто.

Метод исследования, который я использовал, - это метод художественно-лингвистического описания. Основан он на приемах чтения и наблюдения за языком и образами стихов Барто. В ходе работы проводился анализ, делались необходимые обобщения, выводы.

Агния Львовна Барто жила в первой половине 20-го века, сейчас на дворе – 21-й. За это время в нашей стране многое изменилось, другой стала жизнь. У людей иные заботы и проблемы, иные стремления. Но вот творчество поэтессы по-прежнему остается востребованным. Думаю, что и детям, и взрослым было бы интересно понять, почему поэзия Барто не устарела, какими ценными качествами она обладает. Считаю, что в этом заключается актуальность данной работы.

Читаю стихи Барто и вижу: самое большое место в ее творчестве занимает изображение детей и подростков. Есть персонажи положительные, есть такие, с которых пример брать нельзя. Передо мной целая галерея портретов школьников разного возраста. Один из них, мальчишка (стихотворение «Совесть») выставил за дверь кошку и больше не впустил ее, и теперь она пропала. Но совесть у него, видимо, жива, поэтому она и днем и ночью мучает его:

Из-за нее вторую ночь

Все повторяется точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Повтор строки показывает, что постыдный момент жизни герой переживает вновь и вновь, от чего усиливается чувство вины и его душевные мучения. Мне почему-то кажется, что этот мальчишка ошибку исправит и подобного никогда больше не совершит. Если человек страдает из-за своего дурного поступка, сердце у него не злое. А вот избалованная Клава («Дедушкина внучка») не может и не хочет верно оценить свои поступки. Она пользуется заслугами деда и не стыдится:

Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка - в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?

Но иногда герой А.Л. Барто умеет взглянуть на себя со стороны. «Я вспыльчивый! Я пылкий! Хочу молчать – летят слова, как пробка из бутылки», - сообщает один дерзкий подросток. (Стихотворение «Когда закусишь удила»). Короткие восклицательные предложения, сравнение уже с первой строфы показывают чрезмерную болтливость героя. Мальчишка признает свои слабости, мечтает о приличном поведении: «Я сам хотел бы может быть, спокойным быть, разумным быть, невозмутимым, кротким». И так как повествование ведется от первого лица, то использование гиперболы помогает понять: вспыльчивый, неуравновешенный подросток владеет чувством юмора:

« Начнёт ругать меня родня,

А я молчу, хоть жарь меня,

Хоть жарь на сковородке».

Я рассердился на щенка,

Хотел я дать ему пинка,

Но стал считать до тридцати,

И этот тип успел уйти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я при чем? -

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: - Ну, дедушка, прости.

В финале стихотворения звучит ненавязчивый совет автора:

Разумным хочешь ты расти?

Считай в уме до тридцати!

Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» словно о нашем классе. «…Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, юные проказники». А сколько раз мы дружно кричали «ура» и плясали, как дикари, когда нам объявляли, что учитель заболел. Эту атмосферу поэтесса передает с помощью коротких восклицательных предложений: «Крик такой! Восторг такой! Все как именинники». Не раз я ловил себя на мысли, что с героями Барто у меня есть что-то общее. Мне порой не хватает внимания родителей. Я не маленький и вижу: они много работают. Но все равно хочется почаще быть вместе, над чем-нибудь пошутить с мамой, услышать папино подтрунивание… Читаю недавно стихотворение «Перед сном» и встречаю своего ровесника, который испытывает то же, что и я:

Зажигают фонари за окном.

Сядь со мной, поговори

Перед сном. Целый вечер

Ты со мной не была.

У тебя все дела да дела.

У тебя я не стою над душой,

Я все жду, все молчу, я большой.

Сядь со мной, поговорим

Счастье, когда у человека есть друзья, с кем можно поделиться радостью или проблемой, вместе отдыхать. Мы с ребятами свободное время часто проводим на природе. Зимой – снежные крепости, коньки и лыжи, санки с горки. Летом – река, велосипед, ролики… Да мало ли чем можно заняться, когда рядом с тобой верный друг. Герой стихотворения «Я люблю ходить вдвоем», как и я, живет в деревне. Мне кажется, поэтессе удалось очень точно и эмоционально передать настроение и состояние этого сельского паренька. Он любит природу, свободу и наслаждается этим вместе с друзьями:
Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь.

Использование поэтессой односоставных, восклицательных предложений показывает, что мальчишка открыто, не сдерживаясь, всей душой выражает чувства восхищения, удивления:

Я люблю кричать:

- Гляди! Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько.

Считаю, мне удалось ответить на вопрос, почему так велика популярность стихов Агнии Львовны Барто. Они написаны простым бытовым языком, в них нет нравоучений. Читая незамысловатые строки, то весело улыбаешься, то задумываешься над поступками и поведением героев. Иногда с оздается впечатление, что рядом с тобой ровесник или ровесница рассказывает недавно случившуюся историю .

Почему герои Барто нравятся и взрослым, и детям? Да ведь это живые, настоящие мальчишки и девчонки! Несмотря на то, что «жили» много лет назад, они очень похожи на нас. У каждого из них свой характер, свои причуды, душевные качества. Мне кажется, чтобы создать такие образы, надо тонко понимать душу ребенка. Наверное, Агния Львовна Барто волновалась за то, чтобы дети росли неравнодушными, смелыми, порядочными. А разве сейчас взрослые не переживают за нас? Вот поэтому стихи Барто всегда будут современны, актуальны. Ведь во все времена главным является человеческая доброта, честность, душевная щедрость, стремление стать лучше.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Биография Агния Львовна Барто

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно заняться литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А С.Я. Маршак говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

Особенности творчества А. Барто

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их "примитивно рифмованными". Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Стихи Агнии Барто кажутся нам такими простыми, невесомыми, рожденными словно на одном дыхании. Однако на самом деле каждое из ее произведений – плод долгой, упорной, сосредоточенной работы над словом и смыслом. Каждый звук ее произведений выверен и стоит на своем месте, образуя удивительный ритмический рисунок (не зря ее кумиром в молодости был Владимир Маяковский), каждое слово стоит на своем месте и кажется, будто иначе и не могло быть написано любое из ее стихотворений. Но это совершенство давалось ей вовсе не так легко. Она переписывала стихи по много раз, зачитывала их знакомым (тоже известнейшим детским писателям, таким, как Сергей Михалков, Лев Кассиль, Корней Чуковский), членам семьи и, конечно, самым важным ценителям – маленьким детям. Она чутко прислушивалась к критике, но в то же время была готова отстаивать свою позицию до последнего, если считала ее единственно верной. Она не хотела, чтобы под ее именем в свет вышла хоть одна единственная строчка, которую она сама сочла бы неверной или фальшивой. Именно эту честность перед собой и своими читателями и умели без всяких слов почувствовать дети.

В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, они удивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почти наизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Но на самом деле каждое стихотворение Барто – это маленькое открытие. Для того, чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и не представляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужно уметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самые обыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именно этим даром Агния Львовна была наделена сполна.

Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайно именно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайно богат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности. Мысль о том, что все дети говорят на одном языке, породила замечательный сборник "Переводы с детского", в котором поэтесса опубликовала стихи, написанные ребятами разных стран.

Барто прекрасно понимала, что смех — самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность" - именно так говори о творчестве самого детского поэта страны Самуил Яковлевич Маршак. Также он заметил, что эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи - серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. А разве вы слышали когда-нибудь, чтобы сами дети, играя друг с другом, лепетали: игрушечки, моторчик, куколка, вкусненький. Все эти слова, увы, из речи взрослых. Сами же ребята выражают свои мысли очень точно, ясно, без жеманства и ужимок. И так "по-детски" в лучшем смысле этого слова удается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание.

И каждый раз эти слова подтверждались на практике. Барто часто приходилось путешествовать не только по территории Советского Союза, но бывать в различных заграничных командировках. "Каждый ребенок не зависимо от своей национальной принадлежности имеет свой богатый внутренний мир и ему необходимо помочь адаптироваться в окружающем мире. В этом главная задача взрослых" - не уставала говорить Барто.

Аннотация. В статье описывается роль художественной литературы, в частности произведений Агнии Барто в воспитании младших школьников. Описывается как стихотворения влияют на нравственные качества детей, заставляют их оглянуться на себя, воспитывать самокритичность, совесть, справедливость.

Художественная литература играет огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. В процессе морально-духовного воспитания средствами художественной литературы у детей формируется интерес к чтению книг, они привлекаются к чтению лучших литературных произведений мировой культуры. Однако сегодня книги имеют много «заменителей»: видео, телевидение, компьютеры, гаджеты. Они яркие, захватывающие, их влияние активное, а порой даже агрессивное. Однако они не требуют серьезного внутреннего напряжения, сопереживания, работы ума, которая происходит в процессе чтения хорошей книги. Готовые зрительные образы не способствуют развитию образного мышления, не подпитывают воображение. Это духовно обедняет ребенка, мешает ему вырабатывать собственную линию поведения, поскольку дает готовые штампы поведения, причем часто далеко не самые лучшие их образцы.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к художественному слову в детской среде, что, в свою очередь, усложняет приобщение детей к миру литературы, а через нее – к фундаментальным ценностям морали.

Воспитание гуманных чувств, духовных ценностей необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская литература, которая является органической и неотъемлемой составляющей общей литературы.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению живого отклика на различные жизненные события, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективное мировоззрение. Во время чтения произведений ребенок представляет перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче ее чувства и представления о действительности. Моральные нормы и правила в художественных произведениях приобретают живой смысл, становятся доступными и понятны и легко принимаются ребенком как единственный правильный вариант поведения. Ребенок будто входит внутрь событий художественного произведения, будто становится их участником.

Когда речь заходит о развитии ценностного сознания детей, воспитание гуманных чувств, необходимо задавать вопросы, которые вызывают у детей интерес к поступкам, мотивам поведения героя, их внутреннего мира, переживаний. Эти вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; они должны помочь учителю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное. Постепенно дети учатся сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

На протяжении многих лет творчество А. Барто не теряет своей актуальности. К.Чуковский говорил: « Я не знаю другого писателя, который так глубоко изучил бы обычаи, нравы и вкусы этого непостижимого племени…семилетних - восьмилетних детей…». Стихи А. Барто читают в настоящее время, её поэтические образы заставляют думать, плакать и смеяться [7].

Произведения А.Барто обращают на себя внимание тем, что в них раскрывается проблема нравственного воспитания и они являются средством формирования таких качеств, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство сострадания, любовь, внимание и уважение.

Для Агнии Барто отношение к детям – основа основ. Отсюда и её требования к детской литературе, к детскому поэту. Раскрыть внутренний мир ребёнка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению плохих черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию А.Барто от других авторов.

А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.

В стихах Агнии Барто воспроизводится не только детский мир юных читателей, но и оценивается привычная для детей ситуация, и эта оценка содержится в четырех строках. Воспитание чувств здесь происходит на доступных примерах. Ребенок, узнавая в стихах Агнии Барто свои игрушки, учится любить и жалеть их, ведь игрушки в этих стихах очеловечиваются так же, как их очеловечивают дети: они маленькие и беспомощные и нуждаются в сострадании и заботе. Но, если бросить зайца под дождем, он не сможет слезть с лавки и промокнет, козленок «заблудиться в саду», а лошадке можно «причесать шерстку» и «пригладить хвостик». И даже, если игрушки совсем не новые, они все равно самые любимые: ну и пусть мишка без лапы, все одно «он хороший» [1].

Именно переживания за литературных героев вызывает у детей сочувствие, милосердие, доброжелательность, гуманность, чувство радости от победы добра над злом.

Поступки героев детских художественных произведений, влияя на эмоциональную сферу детей, вызывают у них моральные чувства, социальные эмоции. А значит, целенаправленный отбор художественных произведений нравственного содержания позволяет формировать у детей соответствующие отношения, выборы, качества.

Важная функция моральных ценностей в том, что они содержат образец поведения, а особое воспитательное влияние художественной литературы заключается в том, что значение моральных норм у них объясняется не абстрактно, а на конкретных ситуациях. Моральный урок, который дети вынесут из произведений художественной литературы поможет им получить четкие ориентиры в системе ценностей, заложить устои крепких моральных убеждений, сформировать собственную модель поведения в обществе.

Стихотворение «Рукавички я забыла» навеяно письменной исповедью девочки, игравшей с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из играющих девочек были запасные рукавицы, но она отказалась их одолжить. И тогда другая, незнакомая девочка сняла с руки варежку и протянула автору письма со словами: «Возьми, мне и одной хватит».

В этом стихотворении А. Барто удалось художественно запечатлеть и осмыслить с нравственных позиций, как простая игра, включённая в современный социальный контекст, формирует и закрепляет в ребенке навыки человечности. Стихотворение написано давно, но до сих пор не теряет своего воспитательного значения.

Ещё об одной детской игре поэт рассказала в стихотворении «Не одна». Мудрость стихотворения в том, что в восприятии маленького читателя «как живая» баба из снега превращается в как бы живую. Читатель испытывает к ней те же участие, жалость, сострадание, какие вызывает у нас попавший в беду человек.

Герои Агнии Барто находятся в разных точках этого долгого и нелёгкого для них пути. Есть такие, кто ещё не сделали в нужном направлении и первого шага, поощряемые, а то и понуждаемые к тому безответственностью иных взрослых «наставников». Но затем и поэзия Агнии Барто, чтобы помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нём самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам. Чтобы не дать ему заглушить, растворить собственное «я» в однородном, безликом «мы», а раздвинуть до ощущения кровного родства с миром людей, со всей живой и «неодушевлённой» действительность [7].

Воспитание – тонкое, подвижное взаимоотношение старшего и младшего, управляемого опытностью и мудростью взрослого. В «Снегире» до такого идеала далеко. Но по счастью, добрые задатки даются человеку самой природой.

Из стихотворения видно, что герою не в новинку подобные интонации мамы: ведь «у мамы есть привычка отвечать всегда не то». И слова мамы отскакивают от него, не задевая души и сознания. Педагогическая некомпетентность мамы особенно ярко сказывается в том, что она не видит разницы между действительными проступками сына и естественными, нормальными проявлениями мальчишеской натуры. Для неё всякое участие сына в драке предосудительно, хотя в принципе возможна и справедливая, необходимая драка.

Уже эти примеры красноречиво говорят о том, что юный герой «Снегиря» нуждается в более умном руководстве. И так у А. Барто всегда: она не становится безоговорочно в споре поколений на ту или иную сторону, она мудро объективна, и ее маленькие и взрослые герои часто делят вину и ответственность за всё, что происходит с юными, поровну. В ситуации «Снегиря» возможности доказывать свою правоту или в чём-то обвинить маму у мальчика нет. Он должен выбирать: или желанная птица или спор с требованиями мамы, увы, не всегда разумными. Выбирая снегиря, герой как бы капитулирует перед этими требованиями. Его поведение отмечено достаточной сложностью. Он ведёт своего рода «психологическую обработку» мамы: всё время торчит у неё на глазах и беспрерывно заводит речь о снегирях. Но он также – и это его главное оружие – безукоризненно играет роль идеального, с точки зрения мамы, ребёнка: «Было сухо, но галоши я послушно надевал… Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом, я «спасибо» говорил, всех за всё благодарил…До чего же я старался! Я с девчонками не дрался»[1].

Младшие школьники встречаются с произведением А. Барто на уроках литературного чтения. Им предлагается к изучению стихотворение «Я - лишний» . В результате анализа, первоклассники приходят к пониманию того, что если хочешь получить что-то хорошее, нужно сначала потрудиться, приложить усилия, потратить время. Позже, первоклассники читают юмористическое стихотворение А. Барто «В школу», которое очень близко им по переживаниям перед первым Днем Знаний, успокаивает их, показывая их страхи в комичной форме.

Во 2 классе младшие школьники знакомятся со стихотворением А. Барто «Катя». Анализируя его, ученики делают вывод, что девочку никто не принуждает присоединиться к работе, ждут до последнего, когда у нее проснется совесть, автор подчеркивает, кто действительно трудился, тот и имеет право ждать урожая; знакомятся с огородничеством, узнают о том, как непросто дается урожай.

Стихотворение А.Барто«Апрель»,служит формированию у второклассников представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы. Дети продолжают учиться описывать свои чувства и чувства, передаваемые автором.

Стихотворение А.Барто«Весна, весна на улице. » содействует воспитанию экологической культуры, любви к природе, формированию эмоционального отклика на чувства, передаваемые поэтом.

Воспитательное значение стихотворения А. Барто«Воробей»,состоит в том, что детям показывается, что любовь сильнее страха смерти, что только на любви держится и движется наша жизнь. Это чувство присуще не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.

Стихи А. Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно бичуя те пороки, которые, иногда закладываются с детства. Они помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у школьников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать. Учителя отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в классе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных.

Таким образом, воспитательная ценность творчества А. Барто в начальной школе достаточно высока. Стихи Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно осуждая те пороки, которые, увы, иногда закладываются с детства.

Барто Агния. Машенька. Стихи / Агния Барто. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2015. – 48 с.

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2019 г. - 224 с.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2018. - 144 c.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019. - 160 c.

Кукулин И. Детское чтение советской эпохи: несоветский взгляд/ И. Кукулин, М. Майофис// НЛО. – 2003. - №2 (60). – С.214 – 217

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / [авт.- сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.: вкл

Соловьев Б.И., Мотяшов И.П. Агния Барто: Очерк творчества. – 2-е изд. – М., 1979. – 318 с.

Читайте также: