Особенности пластической формы глиняных игрушек принадлежащих к разным художественным промыслам

Обновлено: 06.05.2024

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Какой смысл выражают образы игрушек разных промыслов. Что в них общего, а что отличает их друг от друга.

Гипотеза

Все глиняные игрушки очень пластичны и имеют обобщённую форму

План исследования

Посетить выставку "Дымковская игрушка", демонстрируемую в одном из музеев школы.

Прослушать, затем обсудить историю развития игрушек разных народных промыслов.

Попробовать создать из глины или пластилина свой образ игрушки. Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов.

Оформить выставку работ учащихся.

Создать презентации о глиняных игрушках разных промыслов.

Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего


Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера.

В глубокой древности глиняные игрушки были участниками древних обрядов.Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Если рассмотреть игрушки разных промыслов, то можно увидеть, что все они расписаны традиционным орнаментом. Деревня Филимоново в Тульской области - знаменитый центр производства филимоновской игрушки. У этих игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Филимоновские игрушки почти всегда со свистом. Любимые цвета Филимоновскх игрушек - малиново - красный, жёлтый, и изумрудно - зелёный.

Родина Каргапольской глиняной игрушки - Русский Север. Каргапольские игрушки расписанные в ярких и приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца - большие огненно - красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Дымковские игрушки - настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих, и нянек - "кормилок" с детьми на руках, и лихих всадников, и другие образы. Силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными. В росписи дымковской игрушки используют желтый и синий, малиново - красный и зелёный, белый в фоне и чёрный цвета.

Присмотрись к современным народным игрушкам - и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба. Огромный смысл выражают эти образы, в них живут память народа, его древние традиции.

Выводы

При рассмотрении игрушек разных промыслов мы заметим, что их объединяют образы, которые живут в них: невиданные животные, баба с ребёнком, мужик - работник. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Ресурсы

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений, Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского, 4-е изд.- М.,Просвещение, 2005.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИПрезентация к уроку изобразительного искусства по теме: «Др.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИПрезентация к уроку изобразительного искусства по теме: «Др.

НАРОДНЫЕ
ИГРУШКИ
Презентация к уроку изобразительного искусства по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» 5 класс
Автор: Калаганова Алла Михайловна учитель ИЗО
МБОУ «СШ №4» г. Десногорск
*************************************************************
*************************************************************

Дымковская игрушка

Разнообразие сюжетов

Барыни и кавалеры

Барыни и кавалеры

 Сказочные птицы

Забавные лошадки и козлики

Забавные лошадки и козлики


АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Разнообразие сюжетов

Абашевские чудо-олени

Домашние животные

Покрытие золотом элементов игрушки

Покрытие золотом элементов игрушки

Филимоновская игрушка

Разнообразие сюжетов

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА



Символика филимоновской игрушкиНаиболее распространены в росписи филимоновски.

Символика филимоновской игрушки
Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе

Каргапольская Игрушка

Разнообразие сюжетов

Забавные животные

Знаменитые Полканы


Хлудневская игрушка

Разнообразие сюжетов

Чудо-дерево

Хозяйственные животные

Символика хлудневской игрушки

Символика хлудневской игрушки

Краткое описание документа:

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор. Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Отличия и сходства глиняных игрушек".

Просмотр содержимого документа
«Отличия и сходства глиняных игрушек»

 МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г. Е. Егорова»

МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г. Е. Егорова»

Творения русских умельцев дороже Душе моей всяких иных. И чем- то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Б.Дубровин

Творения русских умельцев дороже Душе моей всяких иных. И чем- то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Б.Дубровин

Содержание проекта: Цели и задачи проекта Актуальность проекта Из истории глиняной игрушки Дымковская игрушка История появления Элементы росписи Барыня Индюшок Конюх Водоноска 5.Филимоновская игрушка История появления Элементы росписи Иллюстрации 6.Каргопольская игрушка История появления Элементы росписи Иллюстрации 7. Исследовательская работа Сравнение по форме Сравнение по образам Сравнение по символам Сравнение по цвету 8.Вывод 9.Использованная литература.

Содержание проекта:

История появления

Элементы росписи

Барыня

Индюшок

Конюх

Водоноска

5.Филимоновская игрушка

История появления

Элементы росписи

Иллюстрации

6.Каргопольская игрушка

История появления

Элементы росписи

Иллюстрации

7. Исследовательская работа

Сравнение по форме

Сравнение по образам

Сравнение по символам

Сравнение по цвету

8.Вывод

9.Использованная литература.

Цели и задачи проекта Цель работы: Найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров. Задачи: Выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров. Выявить общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине. Научиться видеть общее в образах игрушек разных народов. Методы: сравнение и анализ. Актуальность проблемы Научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

Цели и задачи проекта

Цель работы: Найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Задачи:

  • Выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров.
  • Выявить общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.
  • Научиться видеть общее в образах игрушек разных народов.

Методы: сравнение и анализ.

Актуальность проблемы

Научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.


Зонтик грибком, Руки крендельком – Ходит барыня – красавица По улице пешком.

Зонтик грибком,

Руки крендельком –

Ходит барыня –

По улице пешком.

Инди – инди индюшок, ты похож на сундучок.

ты похож на

У меня есть дружок – Златогривый конюшок. Эх, свистну, гикну, прокачусь И обратно ворочусь. (Л.Дьяконов)

У меня есть дружок –

Златогривый конюшок.

Эх, свистну, гикну, прокачусь

И обратно ворочусь.

За студеною водицей Водоноска – молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет.

За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.


 Филимоновская игрушка - д.Филимоново Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины

Филимоновская игрушка - д.Филимоново Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.




 Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.



Исследовательская работа Я сравнила глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям: По форме По образам По символике По цвету

Исследовательская работа

Я сравнила глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

Сравнение по форме

Дымковская

Филимоновская

Каргопольская

Нормальные пропорции

Вытянутые пропорции

Приземистые фигуры

Вывод: игрушки отличаются по форме.

Сравнение по образам Образы Дымковская Баба Филимоновская Конь Каргопольская Птица Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Сравнение по образам

Образы

Дымковская

Филимоновская

Каргопольская

Птица

Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Сравнение по символике

Сравнение по символике

Символы Солнце Дымков ская Земля Филимонов ская Вода Каргопольская Вывод: элементы росписи всех игрушек символизируют представление народа об окружающем мире.

Символы

Солнце

Дымков

Земля

Филимонов

Каргопольская

Вывод: элементы росписи всех игрушек символизируют представление народа об окружающем мире.

Сравнение по цвету Дымковская Филимоновская Каргопольская Синий Красный Оранжевый Малиновый Золотой Малиново- красный Желтый Изумрудно- зеленый Красный Черный Коричневый Желтый Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Сравнение по цвету

Дымковская

Филимоновская

Каргопольская

Синий

Красный

Оранжевый

Малиновый

Золотой

Малиново- красный

Желтый

Изумрудно- зеленый

Красный

Черный

Коричневый

Желтый

Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Вывод: Глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны: по образам по символике отличны: по форме по цвету

Вывод:

Глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:

отличны:

Использованная литература

1.Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл.-М.: Просвещение, 2006.

2.Изобразительное искусство.5класс: поурочные планы по программе Б.Н Неменского.- Волгоград: Учитель, 2006.

3.Кошельков, Н.А.Филимоновская расписная игрушка.- Ленинград: Художник РСФСР, 1976

4.Лепка в начальных классах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.

5.Шаг за шагом. «Азбука искусств».- М., 1995.

6.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.- М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

Читайте также: