Отечественный психолог автор монографии родителям о детских играх и игрушках

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

*С.Л. Новоселова Центр "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца.

В качестве основы классификации выдвигает категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.

1-класс игр - игры, возникающие по инициативе самих детей:

а . Игры - экспериментирования:

*с природными объектами

* общения с людьми

*со специальными игрушками для экспериментирования

б. Сюжетно-самодеятельные игры:

2-класс игр - игры, связанные с исходной инициативой взрослого:

а. Обучающие игры:

б. Досуговые:

3-класс игр - игры народные, идущие от исторических традиций этноса:

а. Обрядовые игры:

б. Тренинговые игры:

в. Досуговые:

Предлагаемая классификация игр позволит представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе.

Игру как метод обучения , передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности).

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии .

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

/ Под ред. С.Л.Новоселовой. -
М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.


В пособии комплексно рассматривается роль различных
видов игр и игрушек во всестороннем воспитании
детей раннего и дошкольного возраста;
даются рекомендации по развитию в игре
психических процессов, нравственных чувств,
мотивов учебной деятельности и
творческих способностей ребенка.

Оглавление

Формирование игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Всестороннее воспитание детей в игре. С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А. Парамонова ID-01.pdf

Начальные этапы развития игровой деятельности. С.Л. Новоселова, Н.Н. Палагина ID-02.pdf

Формирование игры детей второго и третьего года жизни. Е.В. Зворыгина ID-03.pdf

Педагогические условия развития игры детей во второй младшей группе. Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова ID-04.pdf

Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе. Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова ID-05.pdf

Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников. С.Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Р.А. Иванкова, В.В. Кондратова, А.Д. Саар, Н.Т. Гринявичене ID-06.pdf

Значение разных видов игр для всестороннего воспитания дошкольников

Умственное воспитание детей в игре. С.Л. Новоселова, А.Д. Саар ID-07.pdf

Дидактические игры. И.М. Кононова, К.Д. Сергеева ID-08.pdf

Режиссерские игры дошкольников. Е.М. Гаспарова ID-09.pdf

Формирование нравственных отношений в игре. Л.В. Артемова ID-10.pdf

Эмоциональное развитие детей в игре. А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова ID-11.pdf

Формирование детского игрового общества. Т.В. Антонова, Р.А. Иванкова ID-12.pdf

Подвижные игры. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева ID-13.pdf

Театрализованные игры дошкольников. Н.А. Реуцкая ID-14.pdf

Игра и изобразительная деятельность детей. Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева ID-15.pdf

Мир прекрасного и игра. Л.А. Абрамян, Н.Л. Кульчинская ID-16.pdf

Значение игры для подготовки детей к школе. Е.Е. Кравцова ID-17.pdf

Игра дошкольников в условиях семейного воспитания. В. М. Иванова ID-18.pdf

Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая ID-19.pdf

Мебель-игрушка — оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене ID-20.pdf

Перспективное планирование работы по формированию игры. Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова ID-21.pdf

Приложения. С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Комарова, А.Д. Саар, Н.Л. Кульчинская, Г.П. Петку, Н.Ю. Пашилите, Л.А. Парамонова

Приложение 1. Тематический перечень игрушек ID-PR-1.pdf

Приложение 2. Показатели обобщенности способа решения детьми игровой задачи ID-PR-2.pdf

Приложение 3. Примерные перспективные планы по формированию и активизации игры детей ID-PR-3.pdf



КНИГИ

Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978. – 160 с. (содержание книги в дополненном и переработанном виде вошло в более позднее издание "Генетически ранние формы мышления") /olderfiles/1/1-1/RasvMyshlen-1_part.pdf /olderfiles/1/1-1/Rasv-Myshlen-2_part.pdf /olderfiles/1/1-1/Rasv-Myshlen-3_part.pdf /olderfiles/1/1-1/Rasv-Myshlen-4_part.pdf

В монографии представлен генетический анализ формирования мышления на ранних этапах развития ребенка, в возрасте до трех лет. Экспериментальные материалы и теоретические положения о развитии мышления обсуждаются в связи с проблемой становления предметной деятельности и речи. При этом подчеркивается необходимость формирования мышления в раннем детстве.

Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации). — М., 1987. - 54 с. (разработаны: Новоселовой С.Л., Зворыгиной Е.В., Локуциевской Г.Г., Реуцкой Н.А.). /02/Annot.pdf

В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992. - 16 с. Roditeljam.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с. /02/RPS_1995-2.pdf

Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. - 64 с. IgrushkiIOborudovanije.pdf

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М.: 2002. – 51 с. doctdocl.pdf

"К генетически ранним формам мышления могут быть отнесены мыслительные процессы, развертывающиеся в предметной деятельности ребенка, а также его самостоятельная игра как форма практического размышления ребенка о действительности (предметной и социальной), что является генетическим прообразом мышления как собственно творческой деятельности"

Новосёлова С.Л. Система «Модуль - игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. - 40 с. Novoselova_S.L._Modul-igra.pdf

СТАТЬИ

Радина Е.И., Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с предметами. // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. Е.И.Радиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 117-169. /01/Didakt-Igry.pdf

Новосёлова С.Л. Становление мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. - М., 1968. - С. 3-9. /01/NOV-VDPiDP.pdf

Новосёлова С.Л., Ванюшкина Л.И. Эмоционально-выразительные компоненты мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. - М., 1968. - С. 10-15. /01/NOV-VAN-VDPiDP.pdf

Новосёлова С.Л. Этапы формирования предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. // Производство игрушек, 1975, № 5. – С. 9-13. /01/Pr-vo_Igr.1975.pdf

Новосёлова С.Л. Игрушка в контексте развития игровой деятельности ребенка. // Техническая эстетика. 1976. № 7. – с. 1-5. /01/Tex.est1976.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л., Кожухова Н.Н. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 4. – С. 104-108. DV_1978_4_N.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 5. – С. 82-86. DV_1978_5_N.pdf

Новосёлова С.Л., Локуциевская Г.Г., Кожухова Н.Н., Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 6. – С. 90-98. DV_1978_6_N.pdf

Новоселова С.Л. Предисловие к книге Е.А. Коссаковской «Игрушка в жизни ребенка». М.: Педагогика, 1980. – С. 3-9. /02/Nov-Kossak.pdf

Зворыгина Е., Новосёлова С. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. 1981. № 4. - С. 31-33. DV_1981_4_ZN.pdf

Новоселова С.Л. Игра и психологическая готовность ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы Республиканской конференции. – Таллин, 1982. – С. 29-32. /02/Tallin-82-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Воспитание культуры мышления в раннем детстве. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 31-33. /02/ORVDRV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Локуциевская Г.Г. Педагогические требования к системе игрушек. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 33-34. /02/ORVDRV-Nov-Lok.pdf

Фонарев А.М., Гурбейн Н.П., Кожухова Н.Н., Милюков Ю.Е., Новоселова С.Л., Овчинников А.А. Мебель-игрушка – средство организации предметно-пространственной среды. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 35-36. /02/ORVDRV-Nov.i_dr.pdf

Новосёлова С.Л. Проблемы качества промышленной игрушки. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 3-4. /01/Tex.est.84-11.pdf

Новосёлова С.Л., Гринявичене Н.Т. Средообразующие предметы-заместители в играх детей различных дошкольных возрастов. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. - Таллинн, 1984. – C. 44-46. /01/Nov-Gren-Tallin.pdf

Новосёлова, С.Л., Локуциевская Г.Г. Современные требования к педагогической классификации игрушек. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. - Таллинн, 1984. – C. 41-43. /01/Nov-Tallin.pdf

Новоселова С.Л., Гаспарова Е.М. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей. // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М., 1985. – С. 60-64 /02/Nov_Gasp_APVOD.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 94-105. /01/NOV-ZVOR_ViODRV.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия с предметами-орудиями. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С. 141-147. /01/NOV_ViODRV-1.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152. /01/NOV_ViODRV-2.pdf

Новосёлова С.Л. Роль игрушки в детской игре. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). - М., Просвещение, 1986. – С. 20-25. Ruk-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Раннее интеллектуальное развитие и его материальные средства. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V . Детство и творчество. – М., 1988. – С. 153-160. /01/Nov-Tv-vo_i_pedag.pdf

Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. – С. 73-76. DV_1989_9_NP.pdf

Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской деятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного итогового семинара). – М.-Сочи, 1990. – С. 4-8 /01/KIK.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства – важнейший фактор поддержки детской одаренности. // Одаренные дети Узбекистана. Тезисы выступлений к научно-практической конференции. – Термиз, 1992. – С. 101-102. /01/N-Uzbek.pdf

Новосёлова С.Л. Индивидуальное, этническое и всеобщее в психологическом содержании традиционных (народных) игр и игрушек. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. – М., 1994. – С. 54-57. UnivINaz-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. // Техническая эстетика, 1994, № 2-3. – С. 59-63. /01/Tex-estet-94.pdf

Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13. IRRDV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки". // Психол. наука и образование. 1996. № 3. - С. 64-70. (параграф про игру) /02/Istoki.pdf

Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. – С. 84-87. NewKlass.pdf

  • Таблица "Классификация игр для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста" KLASSIFIKACIYA.pdf
  • Уточняющая информация к классификации игр: понятие инициативы. Inicciativa_i_inicciator.pdf

Новосёлова С.Л. Психолого-педагогические концепции, подходы, взгляды на дошкольное образование и развивающую предметно-пространственную среду. // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. - С. 16-23. /01/RPS_VNIITE_otr_N.pdf

Новосёлова С.Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15. /01/RPPS-2.pdf

Новосёлова С.Л., Асадулаева Н.А. Развивающая функция архаических игр. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 49-58. MP_1998_4_arh_NA.pdf

Новосёлова С.Л. Культурно-исторический путь развития игры. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания. (29 ноября – 1 декабря 2000 г.). – М.: Аванти, 2000. – С. 20-22. Zap-1-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16. Ist-Nov-1.pdf

Новосёлова С.Л. Игра-экспериментирование как самостоятельная деятельность. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 21-35. Ist-Nov-2.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // В сб.: Преемственность в воспитании детей: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 октября 2001 г.). – Смоленск.: СГПУ, 2001. – С. 34-35. preem-Nov-Trif.pdf

Новосёлова С.Л. Проблема средства в развитии деятельности ребенка. // В сб.: Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. – Москва, 2002. – С. 71. /01/N-RPO-92.pdf

Новоселова С.Л. Деятельностная основа базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Программа «Истоки» в практике дошкольных образовательных учреждений: опыт, поиски, находки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002 (2003) – С. 80-84 /02/Nov-Istoki-2003.pdf

Новосёлова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. – С. 4-13. dsaj_2003_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1. - С. 6-13. /01/Informatizacia.pdf

Новосёлова С. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. - С. 93-96. /01/DV_2004_9.pdf

Новосёлова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. - С. 95-98 /01/DV_2004_8.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. // Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – С. 92-104. /01/RPSselsk.pdf

Термин «развивающие игрушки» уже давно и прочно вошел в наш обиход. Согласно многим опросам, одно из главных требований к игрушкам — их возможности содействовать развитию ребенка. Уж если покупать игрушку для ребенка, нужно, чтобы она была развивающей. Но что такое развивающая игрушка? Чем она отличается от других? Ответить на эти вопросы не так-то просто.
Существует несколько мифов о развивающих игрушках, которые, по сути, имеют весьма отдаленное отношение к реальности. Попытаемся их развеять.


Миф первый: «Развивающие игрушки учат»


Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением. Такое представление укоренилось не только в сознании, но и в практической жизни многих людей — не без участия психологов. Более того: развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать — причем очень быстро и очень рано. Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, призывающих родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, пособие для детей первого года жизни включает несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребенка: зрительному и слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит набор упражнений для развития соответствующих функций. И так для каждого года жизни. Понятно, что с возрастом количество осваиваемых навыков увеличивается и число «необходимых для жизни» пособий возрастает.


С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать». Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает годовалой девочке картинки в книжке и сообщает: «Это, Катенька, красный квадрат. А это синий треугольник. Поняла? А теперь покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?» Естественно, Катеньку эта информация не слишком волнует. Она крутится, смотрит по сторонам и пытается всеми правдами и неправдами ускользнуть от своего учителя. На замечание психолога, что в годик ребенку лучше играть с пирамидками и кубиками, прогрессивная мама отвечает: «Мелкой моторикой мы занимаемся после дневного сна, а сейчас у нас занятие по сенсорике».

В результате известный тезис отечественных психологов «Обучение ведет за собой развитие» вошел в жизнь: стал руководством к действию для родителей и источником прибылей для «новаторов» и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механистический подход к детскому развитию вызывает протест. Ведь ребенок (как и человек вообще) — не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому.

Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться.


Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие — это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы. Все эти знания для ребенка — формальные, чужие и не нужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребенка. Сейчас все чаще встречаются случаи «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает, что он читает — не может даже приблизительно объяснить, что же он за минуту до этого так бойко прочитал. Чтение для такого ребенка — механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребенок скорее всего будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова. О каком же развитии можно тут говорить?

Цель: дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Участники собрания : воспитатели, педагог-психолог.

Игра-разминка: «А у вас апельсин»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. И потребность в ней нужно удовлетворять не потому, что «делу время, потехе час», а потому что, играя, ребенок учится и познает мир.

Вопрос родителям : Что же такое игрушка? (ответы)

Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывая свою роль. Бывает так, что даже самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры, так что правильный подбор игрушек – серьезное дело.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные (образные) игрушки : куклы, животные, посуда, мебель, предметы домашнего обихода.

Технические игрушки : транспорт, конструкторы.

Игрушки-забавы : смешные фигурки с движением, сюрпризом.

Маскарадные игрушки : связанные с праздниками.

Спортивно-моторные игрушки : способствуют повышению двигательной активности, развитию координации, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки : по содержанию – образные, но имеют особое назначение – эстетическое воспитание, развитие речи, воображения. Петрушка, би-ба-бо, ДМИ, дидактические игрушки.

Строительные игрушки.

Вопрос родителям : Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка есть разные игрушки, но он с ними не играет? (ответы)

Часто ребенок просто не умеет играть с игрушками. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как в них играть. Важно: обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая, как можно с ними играть. Особенно важно для детей младшего возраста, у которых еще мало опыта. Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

Требования к игрушкам : красочные, простые, выразительной формы. Почему? У детей повышенная эмоциональная восприимчивость, неустойчивость внимания. Игрушка подвижная, достаточно крупная.

Вопрос родителям : На что вы опираетесь в подборе игрушки? (ответы)

Как правило – не ориентируясь на педагогическую целесообразность игрушек. Если покупать или дарить ребенку МНОГО игрушек, то его уже ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если игрушки однородны, это может привести к однотипности игры.

Физкульминутка: Игра «Чемпион»

Вопрос родителям : Каково ваше отношение к игрушкам-монстрам? (ответы)

Чему они могу научить: жестокости, безразличию к чужому страданию, а главное – отношение к агрессии и насилию как к чему-то совершенно нормальному. В русских сказках Драконы и прочие Чудовища всегда выступают на стороне Зла, так ребенок учится проводить границу между Добром и Злом. Современные игрушки могу стирать эту границу и приводить к формированию этих понятий. Для того, чтобы понимать подоплеки «добра под личиной зла», как в сказке о Красавице и Чудовище, ребенок должен эмоционально-нравственно дозреть, сформировать первичные четкие понятия о добре и зле, а уже потом углубляться в нравственные ловушки.

Также стремление к обладанию монстрами в игре может служить неким эмоциональным маркером для вас, родители, и для нас, специалистов, работающих с вашим ребенком. Часто такое желание имеет целью защиту от внешнего мира, и говорит об уязвимости и неуверенности, тревожности ребенка.

Для возбудимых детей игра с монстрами и чудовищами – способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и даже может сформировать психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность, но можно создать новое игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя могучими и бесстрашными.

Так мы подошли к рекомендациям:

1. Сортировка, временное исключение однотипных игрушек. Обыгрывание их возвращения («Кукла вернулась из отпуска») => Обогащение игры.

2. От простого к сложному.

3. Поощрение за успехи.

4. Разделение. Несколько равноценных наборов меняются 1-2 раза в месяц.

5. Несколько детей в семье => игрушки как общие, так и личные.

6. Постоянный игровой уголок/полка/стол + приучение ребенка к поддержанию порядка, выделение его зоны ответственности.

7. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимы ребенку. Об будет чувствовать их причастность к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.

Игра-рефлексия: «Что вы узнали нового?»

Краткий тест: «Какие мы родители?»

Вспомните свои семейные вечера и дайте им оценку по следующим правилам:

1. Вы каждый вечер выделяете время для игры с ребенком?

2. Вы знаете любимую игру и игрушку своего ребенка?

3. Объясняете ли вы ребенку правила обращения с игрушкой, правила игры?

4. Часто ли вы дарите ребенку игры и игрушки?

5. Ремонтируете ли вы сломанную игрушку вместе с ребенком?

Интерпретация результатов: если на вашем листе больше треугольников, то игра в вашем доме присутствует всегда и играете вы с ребенком на равных. Ваш малыш любит играть с вами. Если больше кругов – вы уделяете ребенку меньше времени, чем нужно. Если больше квадратов – вашему ребенку явно не хватает внимания.

«Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». Родительское собрание Родительское собрание «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Цель: обсуждение мнения родителей, воспитателей на роль семьи в.

Протокол родительского собрания на тему «Готовность ребенка к школе» с участием психолога Присутствовало: 9 человек ПОВЕСТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ: 1. сообщить родителям знания о проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности.

Родительское собрание «Роль игры и сказки в жизни ребенка» МАОУ «Гимназия 42», подразделение дошкольного образования. Родительское собрание: Роль игры и сказки в жизни ребенка. Для детей.

Родительское собрание «Я сам — новый этап в жизни ребенка» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» Родительское собрание в младшей группе.

Родительское собрание «Круглый стол» в первой младшей группе «Роль игры в жизни ребенка» «Круглый стол» в 1 младшей группе Роль игры в жизни ребенка подготовила: воспитатель I кв. категории Корнилова Л. В. Цель: Привлечение.

Родительское собрание с участием детей, посвященное Дню матери Воспитатель: Хренкова Г. В. Цель: формирование семейных ценностей, повышение положительного эмоционального уровня и поддержание традиции.

Родительское собрание «Роль игрушки в жизни ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Медвежонок» г. Невинномысска». Подготовила и провела воспитатель.

Родительское собрание «Самообслуживание в жизни ребенка» Тема: «Самообслуживание в жизни ребенка» Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей.

Родительское собрание «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Задачи: обратить внимание родителей.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Родительское собрание «значение игрушки в жизни ребенка» Задачи родительского собрания: • изучить влияние современных игрушек на развитие.

Читайте также: