Открой секреты дымки русская глиняная игрушка конспект урока 1 класс

Обновлено: 24.04.2024

Цель: Знать особенности дымковской игрушки и последовательность её росписи; выполнить роспись глиняной фигурки.
Задачи: - формировать художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции;
- формировать представление о произведениях народных художественных промыслов в России;
- развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства.
Планируемые результаты:
личностные: -способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.
метапредметные: - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.
предметные: -восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях народного искусства;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Оборудование урока:
для учителя: презентация, таблицы, кисти, листы бумаги, гуашь
для учащихся: кисти, трафарет, гуашь

ВложениеРазмер
dymka.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

Тема урока: «Открой секреты Дымки. Роспись глиняной фигурки.»

Тип урока: комбинированный

Цель: Знать особенности дымковской игрушки и последовательность её росписи; выполнить роспись глиняной фигурки.
Задачи: - формировать художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции;
- формировать представление о произведениях народных художественных промыслов в России;
- развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства.
Планируемые результаты:
личностные : -способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.
метапредметные: - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.
предметные: -восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях народного искусства;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Оборудование урока:
для учителя: презентация, таблицы, кисти, листы бумаги, гуашь
для учащихся: кисти, трафарет, гуашь

Приготовьтесь к уроку. На столе должны быть кисти, альбом для рисования, вода, тряпочка.

Умение сконцентрировать-
ся на работу

2.Мотивационный (2 мин)

Словесный: Фронтальный опрос

-С какой игрушкой мы познакомились на прошлом уроке?

От куда она пришла к нам?

Из чего она делается?

Предположите, что сегодня мы будем изображать? А может что-то расписывать?

Активно слушать.
Отвечать на вопросы. Оценивать свои знания

Умение пользоваться полученной информацией

4.Постановка учебной задачи (2 мин)

Словесный: беседа; постановка целей

Эвристический полилог, наглядно-иллюстратив-
ный

- Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно игрушки.

Давайте назовём особенности росписи фигурки?

- Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а только расписывается.
- Рассмотрим фигурки животных.
- Где у этих животных цветной фон? (грива, хвост, уши)

- А какой фон у туловища игрушек? (белый)
- Какими узорами украшались животные? (кругами, полосками)
- Кто здесь изображен? (индюк, баран, олень,лошадь)
- Где белый фон у лошади? (всё туловище и ноги)
- Рассмотрим фигурку барышни. Где на фигурке белый фон? (юбка, лицо, руки)
- Где на фигурке цветной фон? (блузка, шляпа)
- Какие узоры на юбке?

Самостоятельно или с помощью опоры сформулировать цель урока.

Анализировать иллюстрацию, отвечать на вопросы.

Умение самостоятельно определять круг учебных знаний

Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4. Постановка учебной задачи (35 мин)

Практический: Демонстрация выполнения работы

Практический: выполнение росписи

Ребята, сядьте удобно. Посмотрите внимательно.

Какую фигурку я держу в руках? (петушка)

Напомните мне, как мы можем расписать фигурку петушка?

1 этап: Для фона у петушка беру красную краску и начинаю красить хохолок, хвост, лапки.

2 этап: Туловище лошадки я украшу полосочками, кругами, нарисую глазки. Помните, что фон туловища белый.

- Сегодня задача- украсить Дымковскую игрушку, которую вы получили.

- А теперь распишите её, подражая мастерам дымковского промысла.
- А какие цвета мы будем использовать?

-Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

-Ребята, можете приступать.

-На слайде я вам оставлю, какие примеры вы можете нарисовать.

Наблюдать и
усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Приступить к работе

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Умение воспринимать задание, мобильно выполнить работу, формирование ответственного творческого отношения к работе.

7.Итог урока. Рефлексия

Практический: Демонстрация, Словесный: обобщающий опрос

-Ребята, я считаю до трех, и мы кладем кисти и садимся красиво.

-А сейчас мы с вами проведем выставку работ.
-Как называется игрушка, о которой мы сегодня говорили?

- Как называются эти орнаменты?
-Теперь аккуратно каждый ряд выйдет и сделаем выставку.

Анализировать работы других ребят,

Отвечать на воспросы

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа работы кружка "Секреты русского языка"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование занятий кружка "Секреты русского языка" в 4 классе.


"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем".


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности: исследовать слово в разных разделах языкознания. формировать такие .


Тема: История русской матрёшки. Роспись русской матрёшки.

Тема урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России – матрёшкеИстория русской матрёшки. - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане.


Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка".


Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.

Планируемые результаты:

понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

обретение гордости за искусное мастерство русского народа;

метапредметные:

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

Оборудование урока:

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь

- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

Словесный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

- Давайте проверим готовность к уроку.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.

- Нравятся вам эти игрушки?

- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока

На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.

Узнаем _________________________________________

Выполним_____________________________________________

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд.

- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).

А как сказать одним словом, кто это? (Животные).

- А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- А еще кто? (Мужчины).

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

-Смотрите , как я буду выполнять.

Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.

А сейчас выполните самостоятельно.

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

Практическая работа – повтор за учителем

Самостоятельное выполнение задания

- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.

- Посмотрите, как выполню его я.

- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.

- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!

Учитель контролирует работу учащихся.

Самостоятельное выполнение задания.

7. Подведение итогов урока

Повтор основных моментов с урока

- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.

Планируемые результаты:

понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

обретение гордости за искусное мастерство русского народа;

метапредметные:

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

Оборудование урока:

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь

- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

Словесный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

- Давайте проверим готовность к уроку.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.

- Нравятся вам эти игрушки?

- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока

На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.

Узнаем _________________________________________

Выполним_____________________________________________

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд.

- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).

А как сказать одним словом, кто это? (Животные).

- А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- А еще кто? (Мужчины).

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

-Смотрите , как я буду выполнять.

Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.

А сейчас выполните самостоятельно.

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

Практическая работа – повтор за учителем

Самостоятельное выполнение задания

- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.

- Посмотрите, как выполню его я.

- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.

- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!

Учитель контролирует работу учащихся.

Самостоятельное выполнение задания.

7. Подведение итогов урока

Повтор основных моментов с урока

- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

Урок изобразительного искусства

на тему «Русская глиняная игрушка»

Т.Я Шпикалова. Изобразительное искусство

Провела: учитель начальных классов

Тип урока: открытие новых знаний.

1. Предметные: содействовать совершенствованию приемов декоративной росписи, познакомить с особенностями дымковской игрушки , развивать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушки, в частности «Дымковской игрушки», продолжить знакомить с народными промыслами.

2. Метапредметные: формирование универсальных учебных действий

3. Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм, работать по алгоритму.

4. Личностные: развивать умение создавать новые орнаменты, умение выражать своё мнение и свою точку зрения.

5. Коммуникативные: умение работать в группе, овладение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование: Дымковская и Романовская игрушка ,карточки (этапы выполнения работы)заготовки для росписи.

Форма проведения: урок в 1 классе

1. Мотивация к учебной деятельности.

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

У: - Ребята, вы отправляетесь в увлекательное путешествие за новыми знаниями. Расскажите, как происходит открытие новых знаний?

Д: - Чтобы открыть новое знание, мы делаем 2 шага: находим то, что не знаем, а потом пробуем сами найти решение. Но сначала мы повторим то, что уже знаем.

У.: Слайд 1. Ребята, назовите одним словом.

У.: - Ребята, что для нас принёс Художник?

У.: - Чем, по вашему мнению, мы будем сегодня заниматься?

Д.: - Узнаем новое об игрушках..

У.: - Я желаю вам удачи! С чего начнём работу?

Д.: - С повторения.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализировать способности к сравнению;

2) актуализировать знания о народной игрушке;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1). Актуализация способности к сравнению .

У.: - Художник привел нас в волшебный магазин. Но в магазине злой волшебник спутал два отдела. Помогите разделить игрушки. (Дети делят игрушки на народные и детские)

( Учащиеся называют ответ, выходят к доске и записывают ответ).

У.: - Какую закономерность заметили в записи чисел?

3) Задание для пробного действия.

У.: - Что вы повторили, выполняя эти задания?

Д.: - Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.

У.: - Почему мы выполняли именно эти задания?

Д.: - Повторение этих заданий поможет открыть нам новый материал.

У.: - Хотите узнать, что вас ожидает? Это вам интересно?

У.: - Сосчитайте количество апельсинов в этом мешке. Сколько их?

У.: - Соедините линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель. Какие варианты у вас есть?

( Дети предлагают различные варианты).

У.: - Ребята, а почему так много разных вариантов? Что нового в этом задании?

Д.: - Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка, поэтому у каждого своё мнение.

У.: - А кто из вас может обосновать своё мнение?

Д.: – Мы не можем обосновать.

У.: - Чему вы должны научиться на уроке?

Д.: - Надо научиться составлять графическую модель числа 8, обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.

3. Выявление места и причины затруднения.

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

У.: - Какое задание я предложила?

Д.: - Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.

У.: - Разве мы не выполняли похожие задания?

У.: - А почему же здесь возникли затруднения?

Д.: - Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

У.: - Какую цель вы поставили перед собой на уроке?

Д.: - Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.

У.: - Как бы вы назвали наш урок?

Д.: - «Число 8 и цифра 8».

У.: - Давайте вспомним, как мы раньше изучали числа и составим план для числа 8.

Д.: - Сначала определим место числа 8 на числовом отрезке, договоримся, как записывать число с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 8, а потом откроем состав числа 8.

У.: - Ребята, а что вам может помочь? Д.: - Наши рассуждения и учебник.

5. Реализация построенного проекта.

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

( Работа организуется в группах. У каждой группы листок с заданием.)

1. Определить место числа на числовом отрезке.

2. Дать характеристику числу 8.

3. Построить графическую модель числа 8.

4. Изобразить число 8 цифрой.

5. Записать состав числа 8.

1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.

У.: - Как определить место числа 8 на числовом отрезке? Предлагает свой вариант первая группа.

Д.: - Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.

( На доске вывешивается листок с выполненным заданием).

У.: - Сравните свой вариант с образцом. Молодцы.

У.: - Вторая группа, расскажите, что вы знаете о числе 8.

(Дети называют соседей числа 8, число, за которым 8 стоит при счете.)

2) Согласование графической модели числа 8 .

У.: - Какое задание было у третьей группы?

Д.: - Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.

У.: - Что вам поможет?

Д.: - Графическая модель числа 7.

У.: - Как получить графическую модель числа 8?

Д.: - Мы добавим ещё одну точку. .

3) Согласование записи цифры 8.

У.: - Над чем работала четвертая группа?

Д.: - Учились писать цифру 8.

У.: - Давайте посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравним их с образцом на доске.

У.: - Давайте рассмотрим образец и поучимся красиво писать 8.

Расскажите, как писать эту цифру.

( Дети комментируют последовательность написания цифры 8).

4) Работа над составом числа 8.

У.: - Какой еще шаг мы должны сделать?

Д.: - Узнать состав числа 8.

У.: - Что предлагает пятая группа?

( Дети вывешивают лист с вариантами.)

У.: - Как нам проверить наше «открытие»?

Д.: - Нужно посмотреть в эталоне.

У.: - Какой вывод вы можете сделать?

Д.: - Мы сделали правильное «открытие».

У.: - Повторим состав числа и запомним его.

У.: - Какой следующий шаг на уроке надо сделать?

Д.: - Будем закреплять полученные знания.

Физкультминутка.

( Музыкальная физкультминутка « Солнышко лучистое».)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.

У.: - Ребята, расскажите, что вы узнали сегодня о числе 8?

Д.: - Число 8 стоит на 8 месте в числовом ряду, «соседи» числа 8 - это 7 и 9, число 8 на письме обозначается цифрой 8 и т. д.

2) Написание цифры 8.

У.: - Откройте страницу 13 учебника. Напишите целую строчку цифры 8 и обведите самую красивую.

3) Работа над составом числа 8.

У.: - Давайте по эталону повторим состав числа 8.

( Дети проговаривают вслух состав числа).

4) Работа в парах.

У.: - Что надо сделать в этом задании?

Д.: - Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.

У.: - Выполните это задание в парах. А затем проверим по образцу.

( Дети работают в парах и проверяют по образцу на доске).

У.: - Кто из вас допустил ошибки, поднимите руки!

У. – Где была допущена ошибка?

( Дети рассказывают, где допустили ошибки).

У.: - Исправьте ошибки зелёной ручкой.

У.: – Ребята, какие знания нам нужны, для того, чтобы не допускать ошибок?

( Дети называют: состав числа, знание образца написания цифры 8…)

У.: У кого нет ошибок, поставьте себе «+».

У.: - Мне надо убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал. Как я могу это проверить? Д.: - Нужно выполнить самостоятельную работу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по образцу..

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о составе числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 7:

№ 3 стр. 13

У.: - Лесовичок вам приготовил задание, чтобы вы проверили свои знания.

Посмотрите, что надо сделать в задании. Кому непонятно? Работаем самостоятельно.

(Объяснить тем, кому непонятно).

У.: - Проверяем по образцу. Если задание выполнено верно, то ставим «+», Если допущена ошибка, то ставим?

У.: - Кто допустил ошибку и в чём?

(Дети рассказывают о возможных ошибках).

У.: - Молодцы, вы справились с заданием.

Разминка для глаз : « Рисуй глазами треугольник»

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Включение в систему знаний и повторение.

1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.

Организация учебного процесса на этапе 8:

2, стр. 12

У.: - Что нужно сделать?

Д.: -Сравнить группы предметов по количеству.

(Дети по цепочке выполняют задание с комментированием на месте).

Д.: - Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 8 фигур, во втором 3. первый мешочек больше второго, т. к. 8 больше 3. Поставим знак «больше».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

У.: - Какова цель нашего урока?

Д.: -Изучить число 8.

У.: - Вам удалось достичь цель? (Да.)

У.: - Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Нарисуйте на дереве успеха листочки: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.

Планируемые результаты:

понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

обретение гордости за искусное мастерство русского народа;

метапредметные:

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

приобретение новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.

- освоение практических приёмов изображения элементов.

Оборудование урока:

- для учащихся: альбомный лист А4, гуашь

- для учителя : дымковская игрушка, шаблоны игрушек , презентация, 2 альбомных, гуашь, кисти

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

Словесный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

- Давайте проверим готовность к уроку.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Игрушка не простая, а настоящая. Какие цвета выбраны для росписи этой игрушки, она светится как солнышко.

- Нравятся вам эти игрушки?

- Может, кто то из вас знает, как называются эти игрушки.? (Дымковские игрушки).

отвечают на вопросы,

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Предположите, какую тему мы с вами будем изучать? (дети стараются ответить на вопрос учителя).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих игрушках. Тема нашего урока

На слайде появляется запись "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору.

Узнаем _________________________________________

Выполним_____________________________________________

( Познакомимся с историей дымковской игрушки , выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

- А сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- Давайте послушаем , какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют

Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Работа с демонстрационным материалом

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд.

- Назовите кто изображен на нем? (индюк, олень, баран ).

А как сказать одним словом, кто это? (Животные).

- А кого ещё лепили кроме животных?

- Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- А еще кто? (Мужчины).

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки на игрушке велась роспись цветными красками.

- Какие вы видите здесь узоры? ( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски).

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

отвечать на вопросы по теме

4. Постановка творческой задачи

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте свои чистые листы, краски и кисточки.

-Смотрите , как я буду выполнять.

Беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

же три полоски как и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

- Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску, я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штришка.

А сейчас выполните самостоятельно.

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

Практическая работа – повтор за учителем

Самостоятельное выполнение задания

- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.

- Посмотрите, как выполню его я.

- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет. ( малиновый, зелёный), жилетку другим цветом.

- Итак сейчас, я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы!

Учитель контролирует работу учащихся.

Самостоятельное выполнение задания.

7. Подведение итогов урока

Повтор основных моментов с урока

- Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)

Читайте также: