Открытое занятие народная игрушка

Обновлено: 15.05.2024

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Формировать способности чувствовать, понимать, оценивать любить искусство и наслаждаться им. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

Словарная работа: радостная, разноцветные, расписные

Предшествующая работа: беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, расписывание глиняных игрушек под дымку, филимоновскую, каргопольскую.

Оборудование: оформление 3 избы в соответствии с изучаемыми игрушками; игрушки : дымковские, каргопольские, филимоновские.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка, дети входят в зал.

Воспитатель. Посмотрите, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. На этой улице живут мастера, и трудом своим нам добро несут. На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей говорили – это мастер «золотые руки».

Ребята, я вам предлагаю немножко отдохнуть. Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку.

Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали её за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил её и понёс в своё царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дамково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок.

Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом

И село большое «Дымково» назвали.

Другое перо упало вблизи города Каргополя, и появилась красавица каргопольская игрушка.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью – Йорке

Наш Полкан красуется.

А третье перо упало у деревни Филимонова Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку.

Ой, свистулечка какая,

И чуть – чуть пузатая!

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

Но вот беда, налетел ураган на Русь матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек лежащих хаотично). Давайте попробуем разобраться и у наших мастериц помощи попросим. (Дети идут к дому «мастерицы» Филимоновской игрушки).

Марья Искусница встретила детей и показала расписные игрушки. Они увидели игрушки яркие, праздничные и добродушные. Она напомнила, что их называют «маленькой радугой». Давайте из маленьких частичек большую радугу соберём.

Игра «Сложи целое»

Марья Искусница благодарит мастерицу за рассказ и показ, приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице Каргопольской игрушки). Дети рассматривают игрушки, для закрепления материала проводится игра.

Игра «Четвёртый лишний».

Марья Искусница благодарит мастерицу и приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице Филимоновской игрушки). Мастерица продолжает знакомить с этим промыслом, для закрепления проводится игра.

Игра «Подбери узор».

Марья Искусница: Вот ребята, вы знаете, что славен труд мастериц русских, уважают их люди, волшебницами зовут. А мне с вами пора прощаться, да в свою сказку возвращаться! Меня добром вспоминайте, мастериц моих не забывайте! До свиданья!

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся по нашей улице туда, откуда мы путь свой начали. Вы сегодня много узнали, были молодцы, мастериц послушали, да и себя показали!

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно — прикладным творчеством — «Народная игрушка» Тема: Ознакомление детей с декоративно - прикладным творчеством - «Народная игрушка»(филимоновская, дымковская и русская (матрешка) Цель:.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, народная игрушка!» Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект в аллергической группе на тему: «Народная игрушка». Актуальность. Знакомить детей с народной игрушкой, развивать.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Конспект занятия «Народная игрушка Дона» Тема: «Народная игрушка Дона». Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки. Задачи: 1. Содействовать.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект

занятия в старшей группе

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

Цель: знакомство с национальной культурой России.

- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;

- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

-расширять словарный запас детей;

- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;

- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование: 6 столов, дымковские игрушки, тряпичные куклы, иллюстрации с изображением кукол столбушек, кукол крупеничек, кукол пеленашек, матрешки (игрушки), силуэты матрешек для составления узора, иллюстрации с изображением первых русских матрёшек, современных матрёшек, портреты Сергея Малютина и Василия Звёздочкина, фломастеры, большой платок.

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки?»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.

Методы обучения:

1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).

2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).

3) Практический метод (самостоятельная работа).

4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).

5) Игровой метод.


Ход занятия.

Организационный момент.

1. Эмоционально – психологический настрой детей.

Воспитатель встречает детей в группе проводит до музея.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Вводная часть.

Вступительная беседа об игрушках.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.

(Дети называют свои любимые игрушки).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.

Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: А сейчас, присядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте меня. Давным-давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?

Дети: Дома, на выставках, в музеях.

Воспитатель: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.

3. Игровая мотивация. (Беседа о музее)

Воспитатель: Кто знает, что такое музей?

Дети: Где много старинных предметов.

Воспитатель: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.

(Ответы детей).

Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.

III. Основная часть.

1. Правила поведения в музее:

Воспитатель: А кто из вас был в музее? Поднимите руки.

(Рассказы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Дети: НЕ бегать, не кричать, внимательно слушать.

Воспитатель: Молодцы.

Правила поведения в музее:

• Не кричать, не шуметь, не мусорить

• По залам музея следует передвигаться бесшумно

• Громко разговаривать недопустимо

• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Воспитатель: А кто такой экскурсовод?

Дети: Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.

Воспитатель: Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?

Экскурсия по музею.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.

1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)

shop_items_catalog_image150153.jpg
1600.jpg

a57e0c5a-afc4-4e56-a14c-fd20b3327465_800x600.jpg
700-nw.jpg

b19ce4376373c0e46376db693aa355e2.jpg
i.jpg

Воспитатель: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?

Дети: Это дымковские игрушки (если дети затрудняются ответить, педагог помогает им).

Воспитатель: Кого вы узнали?

Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.

Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?

Дети: Красную, желтую, синюю.

Воспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках?

Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии

Воспитатель: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)

51793568.jpg
image004_30.jpg

Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из тряпочек.

Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.

(Рассматриваник игрушек, показ иллюстраций).

Воспитатель: Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)

Очень куколку люблю.

Я ей песенку спою.

Дети: Кукле пеленашке.

Воспитатель:

Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.

Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.

526a7f9c225d0aca6f6409952b03bbac.jpg

93b30f3d903e86b6a234fcd4269cf9e5.jpg

Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.

6b35054f3892d6521857eee586cf--kukly-i-igrushki-kukla-krupenichka.jpg
d633640152752a9b993226b953d6--kukly-i-igrushki-krupenichka-i-bogach.jpg

А вы заметили, что куклы чем-то необычны?

Дети: Нет лица.

Воспитатель: Считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Дети переходят к последнему стенду

3). Загадка о матрёшке. (3 стенд)

Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Воспитатель убирает платок с игрушек.

Воспитатель: Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

Дети: Матрешка разнимается на две половинки.

4). Рассматривание матрёшек, игры с ними.

Воспитатель: Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.

Игры с матрёшками.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.

Дети: 7 (Дети считают)

Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?

Дети: Из дерева. Трава, листочки, цветы.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)

Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

5). Работа в творческой мастерской.

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).

Воспитатель: Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Воспитатель: У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

6). Самостоятельная деятельность детей.

7). Выставка работ детей .

Воспитатель: У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.

(Дети придумывают имена своим матрёшкам) .

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки – крошки!

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?

Дети: В русском народном музее.

Воспитатель: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

Дети: Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки).

Воспитатель: Как помогли мастеру – художнику?

Дети: Разукрасили сарафаны матрёшкам.

Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.

2. Рефлексия.

(Приём рефлексии «Солнышко »).

Воспитатель: На доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.

Прогнозируемый результат:

*повысить интерес воспитанников к родной истории, к культуре своего народа;

*сформировать знания детей о материалах и особенностях росписи русских народных игрушек;

*обогатить словарный запас детей по теме «Русские народные игрушки»;

*привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Детский сад №81 « Островок»

Конспект занятия

"Народная игрушка"

Конспект разработала:

Старший воспитатель:

Конспект занятия в старшей группе : Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»

Цель : Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

Задачи:

Образовательные :

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

Воспитательные :

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с занятия)

Предварительная работа : беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход занятия

-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,

-кто знает, что такое музей? (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)

-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.

Научный сотрудник - собирает материал по выставке ( в архиве, библиотеке, в интернете, документах)

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.

-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.

-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу экскурсию.

-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Дети останавливаются около выставки игрушек.

Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.

Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.


Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро¬дина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:

люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

птицы - петух, наседка, павлин, утка.

многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц .


А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.

А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.


ь:

Воспитатель: Дальше дети подходят к столу накрытым платком

здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская… .(матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.


Физминутка:

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножно?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах, матрешечка, матрешка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Открытое занятие (конспект непрерывной образовательной деятельности в ДОУ) по познавательному развитию по теме «Народная игрушка» для детей 2-3 лет

Составила: Зубкова Татьяна Владимировна

должность: воспитатель

возрастная группа детей: 2-3 года

номер группы: первая младшая группа №14

детский сад: ГБДОУ №65 Красносельского района

Санкт-Петербург

Открытое занятие интегрированного типа по теме «Народная игрушка» для детей 2-3 лет

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой, расширение словарного запаса по заданной теме

Программное содержание

Обучающие – формировать элементарные представления о народных игрушках, продолжать расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, закреплять правильное произношение звуков, слов, учить сравнивать предметы по величине, содержанию

Развивающие – формировать умения отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, формировать умения слушать и понимать содержания коротких стихотворений

Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к игрушкам, воспитывать интерес и любовь к народному творчеству

Словарная работа матрешка, неваляшка, деревянный/из дерева, пластмассовый/из пластмассы, цветная, нарядная, одна матрешка, много матрешек

Оборудование занятия - магнитофон с музыкальным диском, волшебный мешочек, колокольчик, стол, стул

Демонстрационный материал матрешка деревянная – 1 шт., неваляшка пластмассовая – 1 шт.

Раздаточный материал разрезные картинки «Матрешки» автор Вохринцева – 3 шт.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию – изготовление лепбука-плаката «Народная игрушка», чтение методической литературы О.Э.Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста ФГОС (Детство Пресс-2016), О.Э.Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность» ФГОС (Детство Пресс-2016)

Индивидуальная работа с детьми на НОД – не проводится

Структура занятия и методические приемы

I. Вводная часть - 4 минуты.

а) прослушивание русской народной песни;

б) сюрпризный момент - демонстрация первой игрушки Неваляшка

б) физкультурная минутка (танец «Неваляшки»)

II. Основная часть – 10 минут.

а) беседа о народной игрушке;

б) рассматривание демонстрационного материала (матрешка)

в) называние детьми единственного/множественного числа;

г) дидактическая игра «Сколько игрушек».

д) раздача разрезных картинок

III. Заключительная часть - 3 минуты.

а) закрепление пройденной темы (вопросы детям);

б) анализ занятия (обобщение пройденного материала и закрепление словарного запаса).

Организаций детей на занятии

В вводной части дети встают группой около воспитателя, в основной и заключительной частях дети садятся на ковер/либо на стулья (воспитатель размещается перед детьми), при рассмотрении разрезных картинок дети садятся/встают в кружок

Ход занятия

Воспитатель: «Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришли необычные народные игрушки. Давайте с ними познакомимся» (звоню в колокольчик, достаю из волшебного мешочка неваляшку)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?»

Воспитатель: «Правильно. Это игрушка называется Неваляшка. Она сделана из пластмассы, неваляшка пластмассовая. Посмотрите какая она цветная, нарядная, круглая и красивая. Давайте потанцуем с нашей игрушкой» (включаю магнитофон, показываю танец «Неваляшки», дети повторяют)

Воспитатель: «Какие вы молодцы, а теперь давайте послушаем о друзьях Неваляшки» (выключаю музыку и рассаживаю детей на ковер/или стулья)

Воспитатель: «Послушайте стихотворение о другой гостье:» (читаю стихотворение А.Кулешовой и достаю матрешку)

Кукла славная - матрешка,

Где-же ручки, где-же ножки?

Ротик - будто ягодки,

Глазки - будто точки!

Воспитатель: «Дети, как называется эта игрушка?»

Воспитатель: «Умницы. Это игрушка матрешка. Она сделана из дерева, игрушка деревянная. Смотрите, какая она цветная в нарядном сарафане и платочке»

Воспитатель: «А давайте поиграем с нашей матрешкой :

Воспитатель: «Посмотрите сколько у нас на столе стало матрешек?»

Воспитатель: «Закройте глазки. Откройте глазки. Посмотрите какое чудо- сколько теперь матрешек» (собираю матрешку)

Воспитатель : «Вы, наверное, уже хотите еще поиграть? Давайте поиграем в волшебные картинки?» (убираю игрушки в волшебный мешочек)

Воспитатель : «Наши подружки матрешки решила убежать от нас, давайте их соберем» (достаю разрезные картинки и помогаю им собрать, делаю акцент на «одна»/«много», предлагаю желающим собрать самостоятельно, последнюю картинку собираю с детьми совместно)

Воспитатель: «Вы очень умные детки. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Давайте попрощаемся с игрушками . Скажем до свидания вот этой гостье » (достаю первую игрушку из волшебного мешочка - неваляшку)

Воспитатель: «Как называется эта игрушка?»

Воспитатель : «А какая это игрушка, из чего она сделана?» (помогаю с ответом в случае затруднения)

Воспитатель: «Какие вы молодцы. Это действительно игрушка пластмассовая – игрушка сделана из пластмассы»

Воспитатель : «А как называется вторая игрушка?» (достаю матрешку и помогаю с ответом в случае затруднения)

Воспитатель: «Вы мои солнышки – все правильно отвечаете. Это матрешка».

Воспитатель : «А матрешка из чего сделана, какая она?» (помогаю с ответом в случае затруднения)

Воспитатель: «Ну вы меня удивили. Какой правильный ответ – это игрушка деревянная, она сделана из дерева. Вы очень много сегодня узнали о народных игрушках, какие бывают игрушки и из чего они сделаны. Давайте скажем всем до-свидания! Рады были вас видеть. До-свидания деревянная матрешка, до свидания пластмассовая неваляшка» (убираю игрушки в волшебный мешочек и заканчиваю занятие)

Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением тряпичной куклы. Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Привить уважение к традициям семьи. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. Создать условия для ознакомления с историей и видами народных кукол. Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками. Создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Лоскуты ткани разных ярких расцветок и размеров (на каждого, синтепон (на каждого, нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого. Музыкальный центр и аудиозапись песни «Как на тоненький ледок. Телевизор и флешка со слайдами «Куклы на Руси».

Ход занятия:

Организационный момент. Мотивационный настрой.

Добрый день, гости званые, желанные!

Рады мы гостям из всех краёв,

Всех ждём, встречаем!

Счастья и мира вам всем!

Милости просим в нашу горницу!

А мы вам столько интересного и нового расскажем!

А если понравится, то и делать научим!

Тренинг «Подари улыбку!»

Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.

Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся за столы.

Постановка проблемной ситуации

Сегодня я пришла к вам не одна. Со мной кукла Хозяйка. И у нас для вас задания.

Ребята, сегодня мы с вами оформим выставку народного творчества и научимся сами и научим гостей делать народную тряпичную куклу.

Познавательная деятельность.

Рассказ с элементами беседы

В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.

- А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку:

Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)

Правильно, это кукла.

Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.

Презентация «Куклы на Руси».

1. Кукла-пеленашка. В древние времена кукла пеленашка выполняла несколько важных ролей, но главная ее сила заключалась в защите малыша от злых духов и болезней. Такой оберег делался за месяц до предполагаемой даты рождения ребенка и сопровождал его до года.

2. Соломенная кукла. Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

3. Куклы из ниток. Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

4. Кукла Крупеничка. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды куклу наполняли зерном из нового урожая. Иногда куклу наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

5. Тряпичная кукла. Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки ткани, из которых делали одежду кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

- Ребята, почему у кукол нет лица? (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.)

Народная игра «У Маланьи»

Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.

А ещё на Руси любили играть.

- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей: «Жмурки,Горелки,Перетяни канат, Каравай, Прятки, Ручеёк и др.»)

Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?

Приглашаю вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Творческая практическая деятельность

А теперь от скуки берём дело в руки!

Практическая часть «Изготовление тряпичной куклы»

Показ этапов работы.

Поэтапное изготовление куклы вместе с детьми.

Хоровод с куколками

В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

- А вы умеете водить хоровод?

Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.

Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок»

V. Рефлексия

- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

- А что вам понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- А что было очень трудным?

- Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?

- Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок сделали наши гости!

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Вы научились сами и научили наших гостей. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку.

Спасибо за работу вашу, за старание.

Прикреплённые файлы:

Приобщение к истокам русского народного творчества. Русская народная тряпичная кукла Актуальность выбранной темы: Русская тряпичная кукла - один из видов народного искусства. Необходимо сохранять свою национальную историю.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема «Русская тряпичная кукла» Цель: • Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы,.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная» ЦЕЛЬ: сформировать знания о старинном способе изготовления игрушек, прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница»

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества. Результаты не заставили.

ООД по конструированию из ткани «Тряпичная кукла в сарафане» в средней группе

ООД по конструированию из ткани «Тряпичная кукла в сарафане» в средней группе Задачи: Научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, обматывание,.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Читайте также: