Ознакомление с окружающим игрушки подготовительная группа

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миров в подготовительной группе на тему «Чудо - чудное, диво - дивное!

(Русские народные игрушки).

Программное содержание: познакомить детей с разнообразием русских игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности

разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.

Материалы: матрешки, дымковские, филимоновские игрушки, или изображения, силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, краски, кисточки, образцы узоров. Игрушка Буратино. Презентация «Филимоновская игрушка», ноутбук.

1. В гости приходит Буратино.

2. Буратино интересуется игрушками народного промысла. В них он не разбирается и просит помочь ему узнать побольше о русских народных игрушках.

- Хорошо, Буратино, оставайся с нами и ты всё узнаешь о русских народных игрушках.

Филимоновская игрушка .

Есть под Тулой деревенька,

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

И коровы, и медведи

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

По всей Руси - матушке и далеко за её пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки.

Филимоновская игрушка - самая древняя в нашей стране. Когда и кто сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон. Обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. В них свистели для отпугивания нечистой силы.

Изготавливали свистульки в виде птиц, барышень, из глины черного цвета. Такой глины не добывают больше нигде в России, да и в других странах тоже.

Особенность: игрушки имеют вытянутую форму, т. к. игрушки из сырой глины имеют свойство осаживаться и их приходиться то и дело вытягивать, пока игрушка сохнет. После обжига глина становиться белоснежной. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. Элементы росписи ёлочки, цветные полоски, «звездочки».

- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины.

- Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, весёлые, забавные и т. д.)

Дыхательная гимнастика «Свистульки».

Воспитатель предлагает подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный громкий свист.

Дымковская игрушка.

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

В селе Дымково, что стоит на берегу реки Вятки также добывали глину, только не черную, а красную. Заготавливали глину летом, а игрушки лепили зимой. Весной вывозили их на ярмарку и продавали их там.

Дымковская роспись состоит из 5 элементов: круг, прямая линия, волнистая линия, точки, клетки.

- А теперь ребята отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять..

Даже всех не сосчитать.

Как же изготавливают матрешку? Сначала матрешку вытачивают на токарном станке. Затем поверхность зачищают, грунтуют для того, чтобы

Краски не расплывались. Изделие высушивают, а затем расписывают. Матрёшку украшают цветами.

Русская народная игра «Жмурки на местах».

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Жмурки на местах». Давайте выберем жмурку с помощью считалочки:

Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели.

Жмурку ставят посередине комнаты, завязывают глаза, поворачивают вокруг себя. Играющие спрашивают.

-На мосту.
-Что продаешь?

-Ищи три года нас!

Дети расходятся и не сходят со своих мест. Можно приседать, вставать на колени. Найденный становиться жмуркой, когда водящий его узнает.

Роспись игрушек.

Предложить детям силуэт любой игрушки и расписать его соответствующим образом.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная помощь.

3. Заключительная часть.

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось?

Буратино тоже многое сегодня узнал об игрушках и теперь сможет отличить филимоновскую игрушку, от дымковской.

Цель занятия:Систематизировать знания детей об игрушках;формировать обобщающее понятие "Игрушки", совершенствовать умение описывать предмет,указывать его существенные признаки,узнавать предмет,узнавать предмет по описанию.

Демонстрационный материал. Кукла,мячик,волчок (юла,неваляшка,машинка.

Ход занятия:-Ребятки,отгадайте - загадки,найдите в группе отгадки.

-Его пинают,а он не плачет!

Его бросают - назад скачет.

Дети- мяч. (Находят его в группе и ставят на полочку)

-Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

Дети -Матрешка (Находят ее в группе и ставят на полочку)

Воспитатель -На ножке я кручусь одной,

Пока верчусь - я не тужу,

Дети- Волчок (Находят его в группе и ставят на полочку)

кудри золотые,губки розовые.

Дети -Кукла (Находят ее в группе и ставят на полочку)

Воспитатель- последняя загадка

-Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Вам такой встречается?

Положу- встает опять

И стоит - качается.

Как он называется?

Воспитатель-Молодцы!Ребятки а о чем все эти загадки?

Дети- Об игрушках.

- Почему все эти предметы называют игрушки?

-(Мы с ними играем)

-Как нужно играть с игрушками?Как вы думаете?

-А с какими игрушками вы любите играть

(Дети называют свои любимые игрушки)

А в какие игрушки любят играть девочки (мальчики)

(ответы детей)

-Сейчас мы с вами тоже поиграем в одну очень интересную игру "Кто внимательный"

(На столе в ряд расставлены игрушки (кукла,мячик,волчок,неваляшка,матрешка. машинка)

Дети закрывают глаза,воспитатель,переставляет местами одну игрушку)

-Молодцы все внимательные оказались.

Сейчас я посмотрю можете ли вы отгадать по описанию игрушку. (Игра "Узнай по описанию")

-Сделана из железа,есть кабина. четыре колоса.

дети (машина)

-Он резиновый,круглый,может быть большой и маленький,может быть разных цветов.

дети - (мячик)

-Она деревянная,по форме похожа на грушу,игрушка - одна,а фигурок в ней много.

дети (матрешка)

-Она пластмассовая,состоит из двух шаров,лежать не может

дети (неваляшка)

Молодцы ребятки. Вы наверное устали!давайте с вами разомнемся.

(Дети выполняют соответствующие движения)

Раз,два,прыгай. мячик (Взмахи правой ладонью, имитирующие удары по мячику)

Раз,два, и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках)

Мальчики и девочки

Прыгают,как мячики. (Ритмичные прыжки на носочках,руки на поясе)

-Молодцы,давайте вместе с вами составим рассказ описание игрушки

-Это мяч. Он красного цвета. Мяч имеет круглую форму. Он большой. Мяч резиновый.

-Теперь каждый из вас возьмет свою игрушку и опишет нам ее,а мы отгадаем.

(Игра "Опиши игрушку")

(Каждый ребенок (по очереди) описывает выбранную им игрушку. Остальные дети должны отгадать ее название.

-Хорошо мы с вами сегодня поиграли. Вам понравилось?А о чем мы с вами сегодня говорили (об игрушках)

Все сегодня молодцы!

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «В лес, на помощь!» Цель: Дать детям представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира. Обучающие задачи: • Закреплять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности. Тема «Посуда». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР I года.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Почему ластик стирает?» Задачи: • познакомить детей с ластиком и его свойствами • уточнить, какую пользу резина приносит человеку • активизировать познавательную.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Путешествие к Чёрному морю!»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Путешествие к Чёрному морю!» Цель: Образовательные : закрепить версию названия Черного моря; закрепить название рыб Черного моря; учить различать моллюсков по внешнему.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Беседа о весне» Задачи: Образовательные: закреплять у детей представление о весеннем времени года. Создавать у них радостное настроение, обратив внимания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе. Тема: «Лекарственные растения» Ход занятия. I. Вхождение в игровую ситуацию. -Вы любите ходить в гости? К кому вы ходите в гости? (ответы детей) - Сегодня я предлагаю.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Это я!» Цель: Формирование представления детей о себе, о частях своего тела. Задачи: 1. Расширять представления детей о себе (я мальчик, я девочка,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема «У природы нет плохой погоды» Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Задачи: 1.

тема. «История народных игрушек».

Цель: приобщать и продолжать знакомить детей с всемирно-известными русскими промыслами народной игрушки.

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, каргопольской игрушке.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация, образцы народных игрушек и игрушек ручной работы из народного уголка группы, наборы лоскутов ткани (по количеству детей) для изготовления кукол, народные костюмы для девочек, синтепон, шпагат.

Закрепление словаря: дымковская и богородская игрушки.

Расширение словаря: каргопольская и филимоновская игрушки, Аука, Полкан.

Поговорим мы сегодня об игрушках.

Все знают русскую народную сказку «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева. Наши девочки сейчас вам ее напомнят.

Театрализованный отрывок из сказки («Мать благословляет и дарит дочери тряпичную куклу» - отрывок из сказки разыгрывают две девочки в народных костюмах)

Родоначальниками наших игрушек являются народные игрушки. Русская народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани, дерева, глины. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Тряпичная

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка (Петрушка, куклы в чулочной технике).

Обереговые куклы

Обереговые куклы, от слова беречь, охранять, оберегать, были призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей,обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства (Домовой).

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Как я говорила, мастерили игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Соломенная кукла

Матрешка русская и ее история

Русскую деревянную куклу назвали Матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла.

Танец матрешек. (Девочки в народных костюмах исполняют танец матрешек)

Дымковская игрушка

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских.

Филимоновские игрушки

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

Подвижная игра «Карусели»

Каргопольская игрушка

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается Полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда отец взял щепку и вырезал игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Назови игрушку».

Игра «Назови игрушку»

Матрешка: - Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось? (Ответы детей). Мы не только познакомились с историей и разнообразием народной игрушки, но и выяснили, откуда они родом. Мы узнали кто такая Матрешка, Аука и Полкан. Познакомились с тряпичной, игровой, обереговой, обрядной, соломенной куклой. Узнали, что куклы имеют различное назначение, могут быть изготовлены из различных материалов. Мы научились отличать такие известные игрушки русских народных промыслов как богородские, дымковские, филимоновские и каргопольские. Русь всегда славилась мастерами, и сегодня мы узнали только о некоторых из них, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Программное содержание: формировать у детей понимание того, что игрушка является важным предметом в жизни человечества; способствовать развитию восприятия поэтической речи; помогать детям составлять рассказы о любимых игрушках; способствовать активизации речи и совершенствованию слухового восприятия; способствовать развитию зрительной памяти и мелкой моторики.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к стихотворениям Агнии Бапрто, разучивание стихотворений про игрушки С. Маршака, В. Берестова, Ю. Мориц, рассматривание портретов с изображением данных поэтов

Материал: иллюстрация с изображением игрушки Бычка; портреты поэтов: А. Барто, С. Маршака, Ю. Мориц; предметы для инсценировки стихотворения В. Берестова «Про машину»: грузовая машина, ложка, чашка, кроватка, одеяло, кукла, мишка, конфета; альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши, мелки.

Воспитатель читает стихотворение:

- Моя любимая игрушка

- Это не свинка, не рыбка, не хрюшка,

А всего-навсего толстое брюшко

Так называю я жабку мою,

Мягкую, влажную, плюшевую.

- А у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них. Какие они? (Дети рассказывают о своих любимых игрушках.)

- Иногда о каком-нибудь незначительном пустячном деле говорят: «А! Это просто игрушки!» Игрушки – пустяк? Что ж, пусть те, кто так считает, попробуют представить, что все игрушки вдруг исчезли с лица земли. Растаяла погремушка в руках у малыша, на глазах у хозяек испарились миллионы кукол в любовно сшитых платьицах, ребята во дворе остались без мячиков и скакалок, исчезли уютные плюшевые медведи, опустели полочки с нарядными матрёшками и забавными статуэтками из Гжели и Дымково, не стало кукольных театров…

- «Да это же просто сюжет для фильма ужасов!» - воскликнете вы и будете правы. Мир стал бы скучным и безрадостным. Но дело не только в этом. Игрушки – воспитатели, учителя и наставники людей.

- Как вы считаете, для чего нужны игрушки? (Дети высказывают своё мнение.)

- Погремушки, пирамидки, матрёшки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение. Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами-художниками. Тогда они становятся произведениями искусств.

- Игрушка и серьёзная, и забавная, она не перестаёт нас удивлять. Игрушки полны сюрпризов и неожиданностей. Большинство из них, кстати сказать, раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была Богиней. Мяч священным предметом. А погремушка со свистулькой – грозным оружием в борьбе с нечистой силой, злыми духами.

- Теперь вы уже не удивитесь, узнав, что этот «пустячок» изучают такие серьёзные науки, как история, педагогика, искусствоведение, этнография. Что о них снимают фильмы, пишут пьесы, музыку и книги.

- Кто из вас отгадает загадку о деревянном мальчишке?

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Но в беде не унывает!

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

- Молодцы! А теперь мы немного подвигаемся. (Дети встают со стульчиков для выполнения физкультминутки).

Руки на поясе, ноги вместе, выполняются подъёмы на носочках.

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполняются наклоны вперёд.

Руки в стороны развёл,

Руки в стороны, выполняется подъём и опускание плеч

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключ ему достать

Ноги вместе, одна рука на поясе, вторая перед собой согнутая в локте, выполняются указательные движения.

Надо на носочки встать.

Руки на поясе, ноги вместе, выполняются подъёмы на носочках

Крепче Буратино стой,

Зафиксировать предыдущее положение всего тела.

Вот он – ключик золотой.

Ноги вместе, одна рука на поясе, вторая рука «показывает ключик».

- Наверняка, многие из вас знакомы с некоторыми стихами об игрушках. Кто может рассказать стихи Агнии Барто? (Дети рассказывают стихи)

- Очень жалко Мишку, которого уронили и оторвали лапу. И Зайку, которого бросила хозяйка.

- А уж мячик как жалко! То его в речку уронят, под машину попадёт, как в стихотворении Самуила Маршака (заранее подготовленный ребёнок может рассказать стихотворение полностью):

Покатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо.

- У Агнии Барто много стихотворений, которые учат грустить. Это тоже нужно уметь. Кстати, героя печального стихотворения «Бычок» сегодня, наверное, мало кто из ребят узнает. Такой игрушки сейчас нет (показать иллюстрацию с изображением игрушки). А когда-то этот бычок, который мог «ходить», то есть спускаться, переставая ножки по наклонной доске, стоял в витрине магазина. Мимо магазина шла грустная Агния Барто. Ей показалось, что бычку тоже не весело. Так появилось стихотворение «Бычок», давайте его расскажем вместе:

Идёт Бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Вот доска кончается,

- Но не надо думать, что у Агнии Барто всегда было плохое настроение. Вот совсем другое стихотворение – полное летнего тепла, солнышка, ликования:

С утра на лужайку

А мячик, как солнце,

Горит надо мной,

Потом повернётся другой стороной

И станет зелёным,

Как травка весной.

- Игрушки в стихах Барто обычно «игрушечные», не живые. Бычок – исключение, потому что он двигается. А есть стихи, в которых игрушки оживают. Как например в стихотворении О. Юлдашева. В нём рассказывается о том, что когда у детей ночь, у их игрушек наступает день:

Спешат в магазины, на кухню,

Стража заснувших ребят,

И кружатся дружно колёсики,

За день уставшие, спят.

- Позже оказывается, что оживают не только игрушки, но и сказки:

Трубит в фиолетовый хобот,

Рядом плюшевый мишка

Потёртую лапу сосёт.

И пластмассовый ослик

Кусает малиновый повод,

А у зайки расплылся в улыбке

И как только детей

Убаюкают мамины ласки,

В голубой темноте

Под луной, как в мультфильме ночном,

Ходят в гости к игрушкам

Из книжек знакомые сказки,

А нам это кажется сном.

- Оживают игрушки и в стихах Юнны Мориц. Оказывается, малиновая кошка с бантиком, от того малиновая, что съела всю малину из лукошка кухарки Марфуты, пока та лакомилась грибами у лесника (стихотворение может рассказать заранее подготовленный ребёнок):

Марфута наелась маслятами на год,

А кошка малиновой стала от ягод.

Малиновый зверь, на малиновых лапах…

Какой благородный малиновый запах!

Подходит Марфута и видит в лукошке

Улыбку усатой малиновой кошки.

- Таких не бывает! – Марфута сказала.

- Такие бывают! – ей кошка сказала.

И гордо малиновый бант завязала.

- Ожившие игрушки могут даже заболеть от неправильного обращения, как например машина в стихотворении В. Берестова «Про машину». Хорошо, когда рядом есть опытный врач. Давайте послушаем это стихотворение (инсценировка стихотворения заранее подготовленными детьми):

Вот девочка Марина.
А вот ее машина.

– На, машина, чашку.
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.

Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор – Петя
(Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
– Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела –
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?
Ключик взять –
И завести!

- Дети умеют беречь свои игрушки. Пока с ней большой, сильный, любящий ребёнок, игрушка счастлива, она чувствует себя в безопасности. Ведь её любят, а что может быть сильнее вот такой любви:

- Моя любимая игрушка

- Это не свинка, не рыбка, не хрюшка,

А всего-навсего толстое брюшко

Так называю я жабку мою,

Мягкую, влажную, плюшевую.

- А теперь нарисуйте свою любимую игрушку (после выполнения задания рассматриваются и обсуждаются работы).

Конспект НОД по позновательному развитию в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".

ВложениеРазмер
igry_babushek.docx 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 общеразвивающего вида

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: «Игрушки наших бабушек»

(Подготовительная группа, Датиева О.В.)

Цель: формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности в ходе сотрудничества воспитателей и детей в совместной деятельности.

Образовательные: познакомить детей с некоторыми игрушками народных промыслов, учить детей, создавать игрушку своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида (форму, соотношение частей тела); знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки (матрешка, глиняная , тряпичная кукла); обогатить лексический запас детей словами глиняный, тряпичный, деревянный; научить делать самодельную игрушку куклу Пеленашку;

Развивающие: развивать образное мышление, воображение, индивидуальный творческий потенциал, эмоциональное отношение к деятельности развивать умение отгадывать загадки.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к отражению впечатлений об игрушках, в которые играли наши бабушки; воспитывать самостоятельность при выполнении работы, уверенность, инициативность; воспитывать аккуратность при выполнении работы, воспитывать интерес к народным промыслам;

Материалы и оборудование: выставка глиняных игрушек, тряпичных кукол, деревянных кукол, матрешек; аудиодиск классической музыки («Во поле береза стояла»).

Методические приемы: Рассматривание игрушек, сравнение разных игрушек и их технических характеристик, беседа .

Предварительная работа: знакомство детей с народными художественными промыслами, которые связаны с народной игрушкой; беседа о любимых игрушках; рассматривание фотографий и иллюстраций с изображениями различных игрушек народных промыслов.

I Вводная часть.

Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.

- Вам рассказывали ваши бабушки и дедушки, во что они играли во дворе, когда были маленькие? (ответы)

II Основная часть.

- Интересно, что многие дворовые игры объединяют мальчишек и девчонок. Это «Лапта», «Прятки», «Чиж», «Салки», «Вышибалы», «Море волнуется», «Казаки-разбойники». Но есть и чисто девичьи забавы: «Классики», «Скакалка», «Секретики». А вот любимые игры мальчишек: «Футбол», «Игра в войну», «Силки».

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер.

Бывает довольно кусочка рогожки,

Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.

- Посмотрите, к нам пришла бабушка Веселушка и предлагает с ней поиграть в игры ее детства «Золотые врата». Послушайте правила игры:

  1. Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «врата».
  2. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
  3. Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
  4. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Все игроки проговаривают слова:

«Золотые врата
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй предупреждается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»

- Посмотрите, что в руках у бабушки Веселушки? (куколка).

- И з глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом. Такие куклы были в каждой крестьянской семье. Девушка на Руси, готовя себе сундук с приданым, вместе с рушниками и рубашками, клала туда своих тряпичных кукол.
В семье мужа ей разрешали играть с куклами, считая, что так она скорее станет матерью. В ожидании рождения ребенка, молодая женщина делала куклу - мотанку «Пеленашку», которая отождествлялась с будущим младенцем. И, прежде, чем положить ребенка в люльку, туда клали «Пеленашку». Эта кукла ставала оберегом ребенка, его защитницей.

III Заключительная часть.

А еще любили наши бабушки и дедушки водить хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод «Во поле береза стояла». Под музыку все вместе водят хоровод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 младшей группе по теме "Игрушки". Составление описательного рассказа с помощью схемы.

Програмное содержание:формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке.учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при пом.

Конспект занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.

Занятие "В мире электричества" по познавательному развитию детей подготовительной группы познакомить с историей электричесой лампы и ее устройством. Значимости электричества в нашей жизни.


Конспект занятия по познавательному развитию (ЦКМ) для детей подготовительной группы «Я по Сусанину пройдусь…»

Формирование патриотических чувств, совершенствование знаний воспитанников о родном поселке, о Сусанинском районе.


Конспект ООД по познавательному развитию тема "Дикие животные" подготовительная группа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема "Дикие животные".

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Овощи и фрукты — наши лучшие друзья»

Задачи:1. Обучающие: закреплять знание детей о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, какие они;2. Развивающие: внимание, память, мышление;3. Вос.


Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета Земля" (экологическое воспитание).


Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки".

Читайте также: