Пальчиковая гимнастика филимоновская игрушка

Обновлено: 30.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

Ознакомление детей с Филимоновским промыслом

воспитатель высшей кв. к.

История возникновения промысла

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. В глубокой древности в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня Филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на Филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи Филимоновской игрушки.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.
Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Она занималась именно игрушкой, потому что хотела детей позабавить, а лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.
Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала, как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что, начиная с 7 лет, уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.


В Филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.


Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

История возникновения промысла для детей

Промысел игрушки возник в середине ХIХ века. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все Филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

После сушки изделия обжигают в муфельных печах. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.


Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Сегодня в Одоеве лепят Филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.


Характерные особенности промысла

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда Филимоновские фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи. Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял, размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.

Главное, что поражает при взгляде на Филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать Филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Яркая и очень самобытная Филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Принято считать, что Филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение. Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно. Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа. Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц.


Технология выполнение игрушки и росписи

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях.

Последовательность лепки птички

Последовательность лепки барышни


Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. В Филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

Роспись делается в несколько этапов.

Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить жёлтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.


Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.


Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.

Стоит обратить внимание на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Направление образовательной области: художественно-эстетическое развитие.

Продуктивный вид деятельност и: рисование.

Тема: "Филимоновские игрушки-свистульки".

Цель: Формировать умение украшать контурный силуэт игрушки декоративными элементами филимоновской росписи в рамках заданной формы (лошадки).

Задачи:

- способствовать умению рисовать узоры на силуэтах - проведение тонких прямых линий кисточкой;

- развивать "зрительскую" культуру, характерные элементы декора и чувство цвета;

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: филимоновские игрушки, посылка с письмом, наглядно-дидактическое пособие по теме.

Раздаточный: силуэты филимоновской лошадки на каждого ребенка, нарисованные на бумаге (формат А-5,краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Словарная работа: филимоновская игрушка, барыня, эскиз, линия, мастера-гончары, глина.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки. Спасибо, мои хорошие. Ребята, а вы любите сказки? А у нас сегодня не простое занятие, а сказочное, на котором мы будем раскрашивать интересные игрушки. Но для начала я расскажу вам сказку об игрушках, которые начали лепить в селе Безымянное.

«Ни далеко, ни близко, за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жил в той деревне мастер-гончар по имени Филимон. Из глины он лепил всякую посуду. Лепил из местной глины, которая была необычного цвета - серого с синевой. Но была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины постоять ночку в жаркой печи, и превращалась она из синей в белую.

Было у Филимона три дочери, они умели хорошо петь, но Филимон сильно переживал, что дочки его не могут работать с глиной и стал он их учить лепить.

Однажды дед Филимон пошел накопать еще глины, задал он дочкам задание налепить посуды. Но, вернувшись, Филимон увидел вместо посуды игрушки, да не простые, а со свистульками. Стал ругать своих дочерей, за то, что они бездельничали. А дочки сказали, нам так скучно лепить посуду было, что мы запели песни и не заметили, как вылепили игрушки. Поворчал немного Филимон, простил дочерей, но запретил петь песни во время работы.

Дочери вышли замуж и приехали со своими детками к деду Филимону в гости. Филимон дал своим внукам игрушки, что сделали когда-то его дочери, но внукам игрушки не понравились, они сказали деду, что игрушки некрасивые. Задумался Филимон, подумал-подумал и решил их раскрасить красками.

И украсились некрасивые игрушки яркими нарядами. Наутро пришли внучата увидели игрушки и разобрали, кому какая понравилась, показали они свои игрушки другим детям. И сталиу деда Филимона просить сделать еще игрушки, для других детей, с других деревень. Так прославились игрушки, что деревню прозвали Филимоново, а игрушки филимоновскими.»

Воспитатель: - Понравилась вам сказка?

Воспитатель: - Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик увидела у себя на столе посылку, давайте ее откроем.

Воспитатель: - Посмотрите здесь письмо! А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Быстрее ветра я скачу,

«Цок-цок» – копытами стучу,

Я громко «иго-го» кричу,

Садись на спину – прокачу! (лошадка)

Воспитатель зачитывает письмо.

Основная часть

Воспитатель: - Ребята, поможем лошадке? Давайте посмотрим, что это за рисунки?

Воспитатель: - Ребята, все филимоновские игрушки-свистульки. Характерные особенности их заключаются в том, что они вытянуты, будто к солнышку тянутся. Посмотрите на лошадку. Ноги у них короткие, толстые, а шея при этом длинная и маленькая голова. Расписаны разными узорами - желтой, зеленой и красной краской. Животные расписываются разноцветными полосками. Украшают игрушки «ветвистой ёлочкой», «звёздочкой» лучистой или солнышком. А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, ёлочки– символ растительности и жизни.

Воспитатель: - Ну что, ребята, попробуем? А чтобы у нас все получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте все возле своих стульчиков ровно.

Физкультминутка[ /b]

Раз-два, раз-два - стали дети мастера.

(руки поднимают вверх, затем к груди)

Сели, встали, сели, встали

Мы работать не устали.

Ручки наши - хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки наши - топ, топ, топ.

Раз-два, раз-два - наши дети мастера.

Воспитатель: - Вот вы и превратились в мастеров. Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок

(ладошки соединяем домиком)

Он ни низок, ни высок

(показывают вниз руки и вверх)

Дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

Практическая часть.

Воспитатель: - Пора и за работу. Мы с вами будем раскрашивать свистульку-лошадку. Рисовать мы будем по эскизу.

1. Возьмем толстую кисть, намочим ее в воде и набираем ею желтый цвет, если кисточка намочилась сильно, обмакните ее в салфетке, помните, что хвостик кисточки не любит много воды и краски. Теперь проводим на бумаге поперек туловища две желтые полосы. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее. Теперь от поперечной полосы на туловище проводим полоски вдоль,от ног к хвосту, и от ног к мордочке нашей лошадки.

2. Теперь смываем кисть в воде, берем тонкую кисть, опустили в воду, убираем лишнюю воду и набираем кистью красную гуашь, начинаем рисовать полоски по краю желтых полосок, по двум сторонам.

3. Снова смываем с кисточки красную краску, убираем лишнюю воду и окунаем кисть в зеленую гуашь и не забываем, что кисточка не любит много краски. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых полос.

Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте, их разложим на подоконник, а когда они высохнут, мы их обязательно разложим в раздевалке, чтобы они всех нас радовали. Сегодня на занятии мы повстречались с филимоновскими игрушками, были мастерами. Вы все очень хорошо справились с этой работой!

Воспитатель: - Ребята, нам надо снова превратится в детвору, а для этого давайте все вместе скажем волшебные слова "Раз-два, раз-два - снова все мы детвора".

Воспитатель: - Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут раскрасить прекрасную филимоновскую игрушку. А для этого мы им подарим вот этих замечательных лошадок.

«Филимоновские игрушки-свистульки». Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Цветочная поляна» Цель: развитие творческих способностей детей через нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Задачи. Образовательные: - закрепить.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Снеговик»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Снеговик» Цель: формировать умение у детей передавать образ снеговика (из пластилина). Задачи: воспитывать у детей умение доводить начатое дело.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Подводный мир» Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир» Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Пушистые цыплята»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Пушистые цыплята» Рисование «Пушистые цыплята» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно-эстетической деятельности. Задачи: 1.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Подарок папе» Цель:закрепить знания детей о празднике «День защитника Отечества». Обучающие задачи:Продолжить знакомство детей с историей и традициями.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Зимующие птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное бразовательное учреждение «Бакчарский детский сад № 2 общеразвивающего вида» Конспект открытой образовательной.

Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки»

Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки» Конспект ООД по лепке Тема: Филимоновские игрушки-свистульки Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей народной игрушки» в подготовительной группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Буратино» п. Малокурганный Конспект открытой НОД в инновационном.

Конспект по художественно эстетическому развитию в средней группе «Сардана» (Лилия Даурская) Цель: совершенствование творческих способностей детей посредством художественно-изобразительной деятельности,.

Подготовила и провела :воспитатель Лисина О. М.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Знакомство с филимоновской игрушкой, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций.

• Использование мультимедийной техники.

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Фигурка филимоновского коня

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

- Ребята, я знаю что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие. Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.

(презентация слайдов)

Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.

Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.

Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные, в печи обожженные: барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.

Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.

Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.

Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.

Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей.

Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.

Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими. Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)

-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.

(показ слайдов)

Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые. Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.

Воспитатель: Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки?

- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек?

- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).(ответы детей)

Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…

-1,2,3, ребят в мастеров преврати!

Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)

И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)

Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)

Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!

-А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение!

-1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати! Ребята, открывайте глазки!

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?

Что интересного узнали?

(ответы детей)

Воспитатель: Спасибо за работу.

Ход НОД:

1 слайд Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

- Ребята, я знаю что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие. Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.

(презентация слайдов)

2 слайд Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.

3 слайд Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.

4 слайд Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные, в печи обожженные: барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.

5 слайд Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.

Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.

6 слайд Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.

7 слайд Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей.

Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.

8 слайд Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими. Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)

-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.

(показ слайдов)

9 слайд Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые. 10 слайд Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки. 11 слайд У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.

Воспитатель:12 слайд Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». 13 слайд А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки (барышни с кувшинами, мужички, лошадки, корова, гуси)

- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек (зеленый, красный, жёлтый)

- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент (елочка, треугольник, круг, полоска)

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).(ответы детей)

Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…

-1,2,3, ребят в мастеров преврати!

Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)

И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)

Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)

Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Цель: Создание условий для ознакомления с филимоновскими игрушками (птицами, животными).

1.Создать условия для расширения представления о Филимоновских игрушках. 2.Создать условия для воспитания положительных эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами, желание слепить такую игрушку.

3.Создать условия для расширения представлений об отличительных особенностях филимоновских игрушек: Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.

Методические приемы:

1.Сюрпризный момент "Приход почтальона с посылкой".

2.Рассказ истории филимоновской игрушки.

5.Показ приемов работы.

6.Самостоятельная работа. Помощь затрудняющимся.

7.Анализ детских работ.

Слоеное тесто, стеки, доски, филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

История филимоновских игрушек.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ― свистулечницами , потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.

Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (индюк )

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. ( баран )

Бегут по дорожке

Борода да ножки. (козлик)

Про кого моя загадка?

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку». (петух)

Воспитатель достает из посылки задание для детей для мастеров-умельцев. (Они просят слепить им барашка, потому что сами не успевают).

Выносит слоеное тесто и рассказывает стихотворение.

Стихотворение «Веселая белая глина».

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назави-ка меня?

Дети: Филимоновская игрушка.

Физ. Минутка «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С ними издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

Дети самостоятельно лепят филимоновского барашка.

- Вот какие молодцы помогли мастерам – умельцам. Давайте наши игрушки установим на подставку для сушки. Когда они будут готовы, мы отправим их на ярмарку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ»

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Знакомство с филимоновской росписью»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

Тема образовательной

деятельности

«Знакомство с филимоновской росписью»

Доминирующая

образовательная область

Виды детской

деятельности

Художественно-творческая деятельность: рисование ( акварель); чтение художественной литературы; художественная творческая деятельность, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания : рассказ (монологическое, последовательное изложение материала)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения : практический (выполнение заданий, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность)

Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядный (рассматривание картинок, рассматривание филимоновской игрушки , ИКТ (презентация)

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)

словесные методы, наглядные методы; практические мето¬ды.

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое ,познавательное ,коммуникативное, речевое.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 и 6-7 лет)

Продолжение знакомства детей с русским народным творчеством- «филимоновской росписью» .

Планируемые результаты

Составлять узор, элементы узора филимоновской игрушки (треугольники ,елочки и т.д.) и научить видеть красоту изделий; научить набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок.

Дети узнают орнамент филимоновской игрушки ,умеют отличать от других видов народного промысла.

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Знают где зародилась филимоновскоя игрушка и могут рассказать о ней, описать цветовую гамму и орнамент.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, чувство гордости за умения народных мастеров.

Дети с удовольствием рассказывают о народных промыслах русских мастеров.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Технология построения орнамента с учетом цветовой гаммы.

Сопровождение создания модели орнамента (индивидуальное), напоминание, рекомендации по подбору цветов.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Искусство. Л.1975

Изобразительный ряд: Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. Мозаика-Синтез, 2013 г.

Материалы и оборудование: изобразительные материалы (акварель, гуашь, кисточки тонкие ,); ноутбук, экран, проектор, филимоновская игрушка, образцы росписи, непроливайки с водой, альбомный лист.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Вводная часть

Введение в тему

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним народно прикладным искусством.

Мотивация деятельности детей

А с каким вы узнаете из стихотворения.

Есть под Тулой деревенька

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки и игрушки.

А вот дети 2 группы нам написали записку ,что тоже хотят научиться орнаменту филимоновских мастеров, чтобы повесить на стенд для родителей.

В:А как мы с вами это сделаем как мы им поможем?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Д:Давайте мы для них нарисуем как мастера из Филимоново и подарим им наши рисунки !

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Предлагаю вам поиграть и вспомнить какие мы виды декоративно-прикладного искусства знаем.

Дидактическая игра «Собери картинки».

Я предлагаю вам разделиться на пары и собрать картинки с элементами одной из росписей.

- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

У нас есть картинки, на которых изображена роспись, о которой мы ничего не говорили. Кто - то может сказать, что это за роспись?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы узнать об этой росписи, я приглашаю вас на мастер – класс.

Рассказ - презентация о филимоновской росписи. Зародилась эта роспись в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Послушайте . Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Физкультминутка:

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, фигурки людей и животных.После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какие основные цвета преобладают в росписи игрушек.

Д: Красный, зеленый, желтый.

Желтый цвет мастера называют – лимонкой, зеленый - зеленка, красный – малинка.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.

Д: Полоски, елочки, треугольники, веточки, листики, овальные пятна.

В: В орнаменте филимоновской игрушки нет четких геометрических форм, как в дымковской игрушке. Узоры расположены в веселом беспорядке разбросаны по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор.

И лишь лица у фигурок остаются белыми и небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Филимоновские узоры бывают простые и сложные.

Простые состоят из цветных чередующихся полос.

Сложными узорами украшали фигурки людей.

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко».

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

Отдохнули !А теперь приступим к работе (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки).

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

В:Ребята с каким орнаментом мы свами сегодня познакомились?

Вы хотите познакомиться с другими орнаментами

Сегодня особенно старались

На этом наше занятие подошло к концу, наши игрушки получились яркие и веселые. Предлагаю устроить выставку филимоновской игрушки на нашем стенде , а ещё кому мы собирались помочь?

Д:Научить детей 2 группы рисовать орнамент!

В:Да,давайте отправим почтальона к ним с лучшими работами .Кто хочет быть почтальоном?

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Читайте также: