Пальчиковая гимнастика в старшей группе на тему игрушки

Обновлено: 08.05.2024

Пальчиковая мгра про мебель знакомит детей в игровой и развивающей форме с предметами, которые относятся к мебели и помогает запомнить названия предметов мебели.

Пальчиковая гимнастика много мебели в квартире

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире.

(Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.

(Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)

А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире.

(Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.)

Пальчиковая гимнастика на тему мебель

Кирюшкина кроватка

Вот Кирюшкина кроватка,

(Разводят руки в стороны.)

Чтобы спал Кирюшка сладко,

(Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.)

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

(Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

Пальчиковая гимнастика для детей мебель

Платяной шкаф

Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой.

(Показывает, какой большой шкаф.)

Он красивый и удобный
И зовется «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки,

(Загибает пальцы на двух руках.)

Свитера и пиджаки.
И носки с футболками
Уберу на полки я.

Пальчиковая гимнастика про мебель

Стол

У стола четыре ножки.

(Левый кулачок ставится на стол.)

Сверху крышка, как ладошка.

(Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.)

Пальчиковая гимнастика мебель средняя группа

Пальчики

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
— Тише пальчик не шуми.
Братиков не разбуди.
Встали пальчики «Ура!»
В детский сад идти пора.

Пальчиковая гимнастика мебель старшая группа

Стул

Это стул. Сиденье, спинка,
А на спинке две картинки,
А еще четыре ножки,
чтоб сидеть под стулом кошке.
Ножки, спинка

Пальчиковвые игры способствуют развитию мелкой моторики, координации речи с движением.

ВложениеРазмер
kartoteka_palchikovyh_igr_po_teme_igrushki.docx 722.35 КБ

Предварительный просмотр:





развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развитие координации речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.


«Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки:

Мишка мягкий меховой

Сжимают и разжимают пальцы

Мяч резиновый цветной,

Делают шар из пальцев

Руки сложить в круг перед собой

Шарик легкий надувной

Руки сложить в круг перед собой

Я люблю играть с тобой.

Хлопают в ладоши

Я люблю свои игрушки

Выполняют попеременно хлопки и удары кулачками.

Киску, зайку и лягушку

И пушистого щенка.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

Мяу! Мяу! – киска плачет,

Согнув указательный и средний, а остальные, сжав, показывают «киску».

Ква – ква – ква! – лягушка скачет,

Хлопают по столу.

Гав! – гав! – гав! – кричит щенок,

Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя по бокам.

Я люблю свои игрушки

И по дому в них играю.

Киску, зайку и лягушку

На машинке я катаю.

«Возят» кулачком по столу.

Мяу! Мяу! – киска плачет,

Согнув указательный и средний, а остальные, сжав, показывают «киску».

Ква – ква – ква! – лягушка скачет,

Хлопают по столу.

Гав! – гав! – гав! – кричит щенок,

Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя по бокам.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок и слонёнок.

Загибают поочерёдно все пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разгибают поочерёдно все пальцы.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой

Раз - мохнатый, мягкий мишка,

Два - зеленый крокодил.

А четыре - конь один,

Пять - огромная машина

С желтым кузовом большим.

Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику

Я в него свои подарки

Утром рано положил

Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение .

Пролегла дорожка гладко,

«Расстелить» ладошками дорожку.

Скачет вдоль по ней лошадка.

Пальцами обеих рук слегка постучать по столу.

Цок – цок – цок, цок – цок – цок –

Через поле во лесок.

Пальцами обеих рук барабанить по столу.

У моей лошадки грива

Правая ладонь на ребре (голова), большой палец направлен вверх (ухо). Кисть другой руки кладётся на «голову», свисающие пальцы образуют гриву. Большие пальцы скрещиваются (два уха).

Вьётся по ветру красиво

Шевелить пальцами левой руки (грива колышется.

Крикнет лошадь: «Иго – го!»

Отодвинуть мизинец правой руки вниз от безымянного пальца.

И умчится далеко.

Пальцами обеих рук постучать по столу.

Зайка-ушки на макушке-

Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены-«ушки»

Скачет, скачет по опушке.

Руки щепотью вниз у груди-«скачет»

Шёл за ним колючий ёжик.

Шёл по травке без дорожек,

Руки в «замок», пальцами шевелить

А за ёжиком-краса-

Плавные движения руками перед собой

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Я с игрушками играю»

Я с игрушками играю:

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Мячик я тебе бросаю,

Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз

Грузовик везде катаю.

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».

Мой весёлый круглый мяч,

Одной рукой бьём по воображаемому мячу

Щёки круглые не прячь!

Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.

В ручках покатаю!

Покатали воображаемый мяч между ладоней

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого пальца.

Дети ритмично постукивают кулаком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают руками.

Едем, едем, едем, едем, -он так громко говорит.

Ритмично топают ногами

Шины трутся о дорогу, шу-шу-шу, -они шуршат

Быстро катятся колёса, та-та-та -вперёд спешат.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Пальчики обеих рук «идут» по столу.

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно

Паровоз и два коня,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

Загибают пальчики на обеих руках

Сколько вместе? Как узнать?

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно

Я юлу кручу, верчу,

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Мы — красавицы матрёшки,

Раз — Матрёна, два — Малаша,

Мила — три, четыре — Маша, Маргарита — это пять.

Загибаем поочерёдно пальцы.

Нас нетрудно сосчитать.

Сжимаем и разжимаем кулачки 2 раза.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Сжимаем и разжимаем кулачки на протяжении потешки .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша.


Картотека по теме "Игрушки"

Карточки для картотеки по теме "Игрушки". 2 младшая группа.

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша.


Картотека загадок на тему «Игрушки» Для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека загадок на тему «Игрушки»Для детей младшего дошкольного возраста.

Дайте быстро тазик дочке. Трут кулачками друг о друга – «стирают».

Постирать хочу платочки, Загибают пальцы на обеих руках,

И носочки, и штанишки - начиная с больших пальцев, на каждое

Все для куклы, для Аришки. название одежды.

И рубашку, и футболку –

Все для пупса, для Николки.

Лексическая тема: «Обувь»

Пальчиковая гимнастика «НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

А козленок маленький

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки. (Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

Вот так, Вот так,

Новые кроссовки. («Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

Лексическая тема: «Игрушки»

Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Загибают поочередно все пальцы.

Разгибают поочередно все пальцы.

Попеременно хлопают в ладоши и

Лексическая тема: «Посуда»

Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Лексическая тема: «Зима. Зимующие птицы»

Пальчиковая гимнастика «СНЕЖИНКИ»

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой ловлю. руки, начиная с указательного, по

ладони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки?

Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи, ладонями.

Лексическая тема: «Домашние животные зимой»

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышке. (Дети показывают, как доят корову.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки. (Делают «мордочки» из пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,

Молочка для кашки. (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дает здоровье

Молоко коровье. (Снова «доят».)

Лексическая тема: «Дикие животные зимой»

Пальчиковая гимнастика «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ».

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по

Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

Лексическая тема: «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились.

(Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес. (Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Золотистый мандарин. (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Лексическая тема: «Мебель»

Пальчиковая гимнастика «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(Загибают пальчики, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Лексическая тема: «Транспорт»

Пальчиковая гимнастика «ТРАНСПОРТ»

Автобус, троллейбус, (загибают пальцы по одному)

О них ты на улице не забывай. (сжимают и разжимают пальцы)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (загибают по одному пальцу)

Они очень редко заходят сюда. (сжимают и разжимают пальцы)

Лексическая тема: «Профессии на транспорте»

Пальчиковая гимнастика «ГОНКИ»

Раз, два, три, четыре, пять (Возят машинку по каждому паприку вперед и назад, начиная с большого пальца.)

Можно гонки начинать. (Теперь то же самое, но начиная с безымянного.)

По кругу, по кругу.

Но пальцы машинку мою тормозят. (Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты.)

Закрылись. (Сжимают кулак.)

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже. (Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.)

Лексическая тема: «Детский сад. Профессии»

Пальчиковая гимнастика «НАША ГРУППА»

В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший — это я.

Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Лексическая тема: «Профессии. Швея»

Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК»

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу колко. (Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

К девочке на пальчик

Прыг! (Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)

А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки.)

Лексическая тема: «Наша армия»

Пальчиковая гимнастика «ЛЕТЧИК»

Летчиком хочу я стать,

Чтобы небо покорять,

Чтоб летать на самолете,

Чтобы быть всегда в полете,

Чтоб под звездами нестись,

Чтоб всегда стремиться ввысь.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.

Лексическая тема: «Профессии на стройке»

Пальчиковая гимнастика «КАМЕНЩИК»

Чтоб построить новый дом, (поочередно сгибают пальцы на правой руке, с мизинца)

Каменщика позовем. (сгибают пальцы на левой руке)

Кирпичи кладет он в ряд, (выпрямляют пальцы по очереди из правой руки)

Стены ровные стоят. (выпрямляют пальцы из левой руки)

Лексическая тема: «Весна»

Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,

(Шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Большой урожай в наш край.

(Загибают по одному пальчику с мизинца)

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Пальчиковая гимнастика «НА ОКНЕ»

На окне моем цветы ритмично сжимают и разжимают кулачки

И фиалки, и монстера, загибают пальцы на обеих руках на

Аспарагус, сансевьера, каждое название растения

А еще глоксиния –

Лексическая тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы»

Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)

Лексическая тема: «Наше село»

Пальчиковая гимнастика «МОЕ СЕЛО»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В село выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем селе родном! (загибают пальцы на правой руке)

Лексическая тема: «Весенние сельскохозяйственные работы»

Пальчиковая гимнастика «В ОГОРОДЕ»

На каждое название инструмента загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.

Вот цветов семейка.

Оживит полив цветы.

Можешь их полить и ты.

Вот Антон у грядки,

А в руках лопатка.

Грядку сделал он на славу,

По краям цветы и травы.

Грабли у стены стоят.

Ими чистим все подряд:

И тропинки, и дорожки,

И газоны под окошком.

Вот косилка для травы.

Знаете, конечно, вы:

Ею мы стрижем в сезон

Через день большой газон.

Вот секатор острый очень.

Это папой он наточен.

Папа им стрижет кусты,

Ветки, сучья и цветы.

Лексическая тема: «Космос»

Пальчиковая гимнастика «Мы космический отряд»

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.

Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

5-ый женщина, а не мужчина -

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)

В космический корабль сели,

Да и в космос полетели.

Лексическая тема: «Хлеб»

Пальчиковая гимнастика «КАША»

Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим. (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Лексическая тема: «Почта»

Пальчиковая гимнастика «ПОЧТАЛЬОН»

Что принес нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету, (на каждое название загибают по одному пальцу)

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Лексическая тема: «Правила дорожного движения»

Пальчиковая гимнастика «ДОРОЖНЫХ ПРАВИЛ ОЧЕНЬ МНОГО»

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Лексическая тема: «Насекомые и пауки»

Пальчиковая гимнастика «НАСЕКОМЫЕ»

Дружно пальчики считаем

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Лексическая тема: «Времена года. Лето»

Пальчиковая гимнастика «Лето по полю гуляло»

Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу)

Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)

Лексическая тема: «Полевые цветы»

Пальчиковая гимнастика «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Будем мы цветы считать.

Раз, ромашка в платье белом

Два, веселый василек

В синей кофточке цветет.

На календулу взгляни

Она будет номер три.

В своей юбке, как кокетка,

Вся оранжевой расцветки.

А четыре одуванчик

Надел желтый сарафанчик.

Ну а пятый яркий мак,

В красном платье он вот так.

Все ребята удивились?

Что цветочки нарядились!

Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам»

Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам» Материал для выполнения детьми мастер – класса: листы бумаги, с расчерченными таблицами – кроссвордами по разным лексическим темам, распечатки.

Дидактические пособия по лексическим темам

Дидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон, и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Именно в дошкольном возрасте идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка.

Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Использование пальчиковых игр - развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Воспользовавшись методической литературой Ю. Соколовой «Игры с пальчиками», Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косиной, Савиной «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белой, В. И. Мирясовой «Играем пальчиками и развиваем речь».

Сделала для себя подборку (картотеку) пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, с учётом возрастных особенностей детей - и применяю в своей работе.

Надеюсь, что данный материал будет кому - нибудь полезен!

«Перелетные птицы"

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

Обе ладошки разворачивают вверх.

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворения

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

«Птички зимой»

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Поочередно загибают пальцы на руке.

вот рябиновый резной,

вот с берёзки – золотой,

вот последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку.

Встряхивают кистями рук.

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и

«Будем пальчики считать»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

уйдём пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

«Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

«Стирка»

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

«Наша армия»

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

Журналист и инженер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Цветы»

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

(прячем руки за спину).

Довольна корова своими

Овечка довольна своими

Кошка довольна своими

Кем же довольна свинья?

Довольна коза своими

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. Ой, сюда комар летит!

(прячем руки за спину)

«Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Детки»

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Все такие нужные.

(Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы).

«За малиной»

1,2,3,4,5. В лес идем мы погулять

За черникой, за малиной

За брусникой и калиной

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Пальцы здороваются, идут по столу, загибают, начиная с большого).

«Морковка»

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

(Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.)

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок,

Перец и морковку,

Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).

«В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел. (О котором рассказывается)

Указательный с порога (А затем его разогнуть)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (Покрутить кулаком)

Много нас, а он один. (Растопырить пальцы)

Эта долька для ежа. (Отогнуть один мизинец)

Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный)

Эта долька для утят. (Отогнуть средний)

Эта долька для котят. (Отогнуть указательный)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой)

А для волка кожура. (Погладить кожуру)

Он сердит на нас, Беда! (показать волчьи зубы)

Разбегайся кто куда! (пальчики разбегаются)

«Хвойные деревья»

В иголках-хвойках (Ребенок поднимает вверх переплетенные

Сосна, пихта, ёлка пальцы правой и левой рук, изображая

И кедр могучий, ветку хвойного дерева. Загибает или

Он тоже в иголках. разгибает по очереди пальцы на руке)

У лиственницы – иглы хвоинки,

Хотя они нежные, словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут,

Поэтому хвойными все их зовут.

Картотека пальчиковой гимнастики (вторая младшая группа) Какая у кого песенка? У ходиков песня такая:- Тик. Тик. Тик. (руки - «стрелочки») У птички - синички - такая:- Пик. Пик. Пик. (руки - «клювики»).

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам Сентябрь 1 Тема недели: «День Знаний» ПГ «В школу» В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно.

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами для детей средней группы компенсирующей направленности. Л/т. «Моя семья». Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот.

Картотека пальчиковой гимнастики «Зима» Картотека пальчиковой гимнастики на тему "Зима" «Елка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты.

Картотека пальчиковых игр для первой младшей группы Пальчиковые игры для 1 младшей группы «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки.

Картотека пальчиковых игр для второй младшей группы Картотека пальчиковых игр для 2 младшей группы Подготовила воспитатель: Белавина Наталья Викторовна Яблочко. (Русская народная потешка).

Картотека пальчиковых игр для малышей Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету.

Картотека «Пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики» для второй младшей группы «Коза» Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный — прижать большим пальцем к ладони. Сначала упражнение.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для дошкольников Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Тема: «Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие.

Картотека пальчиковых игр по месяцам для средней группы детского сада ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Сентябрь «Паучок» На изогнутый сучок, Сломанный, осенний, Опустился паучок С крестиком на спинке. Свил уютный.

Четыре ручки, разрисованные под смайлики

Освоение мира маленьким человечком происходит постепенно, от простого к сложному: от умения держать голову до формирования навыков рисования и письма. На всех этапах развития взрослые должны помогать малышу, поддерживать его и направлять. В детском саду большое внимание уделяется физическому развитию ребят. И не последнюю роль в этом играют упражнения зарядки, в том числе для пальцев рук. Остановимся подробнее на комплексах упражнений пальчиковой гимнастики для старшей группы.

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

  • виды мышления (образное, критическое, логическое);
  • речь;
  • внимание;
  • зрительно-пространственное восприятие;
  • воображение;
  • наблюдательность;
  • память (не только зрительную, но и двигательную).

Девочка пишет в тетради карандашом, от сосредоточенности высунула язык

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Это интересно. Впервые важность и значимость влияния движений руками на деятельность мозга отметили китайцы ещё во II в. до н. э.

Воспитательница с детьми, сидящими на коврике, проводит пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня

Цели и задачи

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

Карандаш между ладошками ребенка

Пальчиковая гимнастика не требует применения специальных средств, можно использовать то, что есть под рукой

Приёмы

Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся. И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:

  • разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
  • постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);

Пальчиковые куклы надеты на пальцы

Постановки пальчикового театра — это квинтэссенция работы по развитию мелкой моторики

Виды упражнений

В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:

  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

Воспитательница и дети барабанят пальчиками по прямоугольной выпуклой детали

Барабанить пальчиками можно не только по столу, но и по выпуклым частям деталей конструктора или игрушек

Организация и проведение пальчиковой гимнастики

В старшей группе особое внимание уделяется упражнениям на развитие координации движений за счёт перекатывания массажного мячика или отбивания ритмов пальчиками на твёрдой поверхности. Что касается содержательной стороны, то, как уже было сказано, сюжет задания должен совпадать с тематикой занятия, на котором гимнастика проводится. Обычно на отработку одного приёма уходит около 2 недель. Поэтому в месяц дети в среднем знакомятся с 2–3 новыми упражнениями.

Читайте также: