Павлин из глины дымковская игрушка

Обновлено: 22.07.2024

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

- научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

- развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.

Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.

Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.

Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.

Примазываем хвост – лепешку к туловищу.

Оставшуюся часть делим еще на две равных части.

Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.

Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.

Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.

После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.

Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Разработка занятия по лепке из глины «Индюк» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛЕПКИ ДАТА УРОКА: ТИП УРОКА: постановка и решение задачи. ТЕМА УРОКА: Лепка из глины народной игрушки «Индюк».

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс)

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс) Изучив все этапы изготовления глиняной игрушки, приступаем к работе. Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело интересное. Но в.

Занятие по лепке из глины в подготовительной группе для детей с ЗПР «Дымковские глиняные расписные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Кажется, что радуга щедро поделилась с художниками своим многоцветием – каждая фигурка восхищает яркостью и сочностью красок. Барыни в пышных платьях, петухи и индюки с хвостами, похожими на павлиньи, фантастические двуглавые кони в узорах – эти самобытные персонажи заставляют вспомнить народные сказки. Дымковская игрушка – явление поистине уникальное. Её невозможно спутать с глиняными изделиями из других краёв.

Загадочный праздник

Сейчас слобода Дымково – это часть города Кирова (прежние названия – Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние – он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.

Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».

В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл – оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.

Возрождение красочной сказки

В конце XIX века рукотворные глиняные фигурки были вытеснены фабричными гипсовыми изделиями. Однако известный вятский художник Алексей Иванович Деньшин взялся за возрождение промысла. Тщательно изучались особенности уникального ремесла, собирались материалы. В 30-е годы XX столетия была организована артель «Вятская игрушка». Она объединила замечательных мастериц, в числе которых – Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.

Возрождение промысла было прервано началом войны, однако в 1942 году производство ярких изделий возобновилось. По словам Алексея Деньшина, «дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 50-60-е годы промысел активно развивался. Искусство выдающихся мастериц было отмечено многочисленными наградами. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».

Точки, линии, круги…

Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно перемешивается с мелким песком. Игрушки нередко состоят из множества деталей, каждая из которых лепится по отдельности. Затем фигурка собирается – для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности аккуратно сглаживаются.

Игрушка вначале просушивается на воздухе, затем обжигается. После этого она покрывается белилами и расписывается. В былые времена для побелки использовался мел, разведённый в молоке. Краски делались на основе яйца с квасом. Иногда в конце вся фигурка покрывалась взбитым белком для блеска. Рисунки наносились птичьими перьями. Сейчас для росписи используются анилиновые красители. Иногда приклеиваются квадратики из сусального золота или его имитации – потали.

Одна из особенностей дымковской игрушки – богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета – красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии – воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние.

Летние краски посреди зимы

Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок. Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это – задолго до научных изысканий. Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете.

В 1968 году на Кировской студии телевидения был снят документальный фильм «Дымковская игрушка», посвящённый уникальному промыслу. Авторы оживили фигурки – перед зрителями на экране предстал целый город, населённый весёлым народом. Закачались качели, закрутились карусели, по дорогам помчались быстрые тройки. Игрушки как будто зажили своей жизнью.

Красочные фигурки действительно выглядят живыми – достаточно лишь повнимательнее присмотреться к ним. Они похожи на народные песни – задорные, весёлые, наполненные тёплым юмором. Это настоящий фейерверк красочных фантазий. Каждая игрушка несёт на себе отпечаток минувших столетий. Она вобрала в себя мудрость, которую мастера стараются передать будущим поколениям.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Читайте также: