Педагогическая ценность современной игрушки

Обновлено: 09.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Педагогическая ценность игрушки и игровых материалов

Игрушка - очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка во всех культурах. На детские игрушки издавна обращали серьёзное внимание древние мыслители. Аристотель настойчиво призывал к тому, чтобы в интересах воспитания изготавливались только пригодные игрушки, иначе дети, не имея во что играть, станут ломать в доме дельные вещи.

Традиционная игрушка - мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе у детей было достаточно незатейливых игрушек, взрослые никогда не выбрасывали их, не разрушали игровых построек, считалось, что весёлые детские игры способствуют счастью в доме [2].

Игрушка воздействует на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Поэтому особое значение имеет материал, из которого она изготавливается. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, тёплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.

Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию - помогает ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. Такие игрушки, как правило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребёнком как предметы-функционеры, отвечающие определённым, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами.

Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия [3].

Игра и игрушка - специфические средства массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Они являются важнейшей составляющей любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - инструмент, орудие культуры. Посредством её в особой «свернутой» форме передается как состояние современного общества, так и направление его развития, движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребёнку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве [5].

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью.

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид.

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность. Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания. Различные классификации игрушек дают возможность педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствуют развитию познавательных способностей, появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность).

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А. Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования [1].

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Евгении Александровны Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка, представленные в Таблице 1 [5].


Автор рассматривает проблему детской игрушки в аспекте ее воспитательного значения, анализирует ассортимент игрушек дошкольников с позиции их педагогической ценности, дает краткий анализ квазипедагогического содержания современных игрушек.

Ключевые слова: игра, игрушка, дети дошкольного возраста, педагогическая ценность, ценностные ориентации, педагоги, родители.

Проблемы изучения игровой деятельности детей на протяжении многих лет находят отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов: философов (Г. В. Плеханова и др.), культурологов (Й. Хейзинга, Е. А. Лишанковой и др.), психологов (К. Грооса, В. Штерна, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.), педагогов (К. Д. Ушинского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Е. А. Флёриной, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой и др.).

Не менее важным направлением исследований стало изучение детской игрушки как необходимой принадлежности детства, средства передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему и средства формирования детской субкультуры. Рассматривая игрушку как часть общей культуры общества, взрослые способствуют развитию детской игры, формированию культурных традиций, духовных ценностей, образцов поведения [6]. В этой связи в 1932 году в Загорске был создан «Научно-экспериментальный институт игрушки», переименованный в 1946 году в «Научно-исследовательский институт игрушки» и получивший в 1966 году статус всесоюзного. Основной целью работы ученых стало создание красивой, безопасной игрушки, обладающей высоким воспитательным потенциалом.

В толковом словаре русского языка игрушка определяется как вещь, служащая для игры, когда речь идет о чем-нибудь красивом, изящном, а также, в переносном значении, тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли [4].

В педагогической практике именно вторая часть данного определения имеет особое значение, так как поясняет сущность детской игры, в которой ребенок может наделить своего персонажа любыми чертами характера, развить сюжет с его участием самым замысловатым образом.

П. Г. Саморукова подчеркивает, что игрушка — «это специальный предмет, предназначенный для игры, и иного жизненного назначения не имеющий… Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность» [3, с 136–137].

Раскрывая педагогическую ценность детской игрушки, Е. А. Аркин подчеркивает: «Игрушки являются той материальной базой, на которой строится игра, своего рода сырьем, которое игра перерабатывает в особого рода фабрикаты — продукты творчества и подражания. В этой переработке заключается весь смысл и вся ценность игры и игрушки. В ней выступает та черта ребенка, которая характерна только для человека, и поднимает его на высоту, которой не достигает ни одно животное не только в состоянии детства, но и во взрослом состоянии» [2, с.228].

Работы А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёриной, С. Л. Новоселовой и других специалистов подтверждают, что игрушка имеет общеобразовательное значение, способствует всестороннему гармоничному развитию ребенка. Многообразие игрушек по назначению, содержанию, материалу, из которого они изготовлены, технике выполнения, возрастной адресованности и другим параметрам позволяет педагогам и родителям решать различные воспитательные и образовательные задачи.

Необходимо подчеркнуть, что ребенок в своих играх проявляет способность не только использовать те предметы, которые даны ему в готовом виде, но и изменять окружающий мир, создавая по мере необходимости новые предметы. Например, кукла может появиться из кукурузного початка, лоскутка ткани, сучковатой палки; посуда для нее может быть вылеплена из глины или пластилина, мебель сделана из кубиков или песка. Игрушки выводят малыша за пределы реального мира, с их помощью ребенок строит себе иной мир, в котором нет преград его инициативе, творчеству, фантазии. Этот момент особенно важен, он позволяет рассматривать детскую игрушку как часть культуры общества.

В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на познавательное и сенсорное развитие ребенка, совершенствование его координации, тонких движений пальцев рук, развитие аналитико-синтетического мышления. К ним относятся разнообразные «Пирамидки», «Волчки», «Бирюльки» и др.

В формировании нравственных чувств ребенка особое значение имеют образные игрушки: куклы, мишки, зайчики. Кукла — это обобщенный образ человека, который позволяет воспроизводить с ним какие-либо действия: кормить, укладывать спать, купать, одевать, гулять. Игры с куклами позволяют ребенку постигать мир социальных отношений: сопереживать, любить, жалеть, прощать.

Исследование Е. А. Флёриной, проведенные в 20-х годах ХХ века, показали, что в куклы играют и девочки, и мальчики. Детей раннего возраста привлекают пупсы или голыши, то есть, куклы, изображающие маленьких детей. В старшем возрасте дошкольникам интересны куклы, изображающие взрослых людей, представителей определенных профессий и др. [8].

Игрушка служит показателем взаимоотношений ребенка-дошкольника с реальным, окружающим его миром, формирующим его характер. Как отмечает К. Д. Ушинский: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительной, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но, тем не менее, поражающее верностью своих подробностей… Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками: весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые, со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека» [7, с. 181–182].

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что педагогическая ценность детской игрушки очень высока. При этом важно подчеркнуть, что игрушка оказывает опосредованное влияние на формирование детского сознания. В этой связи В. Абраменкова пишет: «Игрушка для общества — «предмет культуры» («зеркало культуры»), посредством которого предается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, такова и игрушка» [1, с. 6].

Следует признать, что на российском рынке преобладают игрушки западного производства, с помощью которых транслируются чуждые нашей стране ценности. Производство современных игрушек превратилось в индустрию, цель которой получение прибыли, это, в свою очередь, оказывает влияние на духовные основы общества, формирует его ценностные ориентации. Вследствие этого игрушки, даже внешне эстетично оформленные, утрачивают свое воспитательное значение. Следовательно, можно назвать их квазипедагогическими, в значении «мнимый», «ненастоящий».

Анализ квазипедагогического содержания игрушек для детей дошкольного возраста позволяет выделить три основных направления, позиционируемых маркетологами, как развивающие и воспитывающие.

  1. Игрушки, искажающие ценность материнства (куклы Барби, куклы, которых можно «кормить грудью» и др.),
  2. Игрушки анатомического содержания (беременная Барби, гигантские микробы, Барби после химиотерапии и др.)
  3. Игрушки, изображающие инвалидов, (куклы-инвалиды, куклы с синдромом Дауна и др.).

Рассмотрим их более подробно. Например, куклы Барби, появившиеся на российском рынке в начале 90-х годов ХХ века, стали символом красивой жизни, свободной от забот и каких-либо обязательств. Девочки, на сознание которых оказала влияние эта игрушка, сегодня воспитывают своих дочек, передавая им те же жизненные ценности. В то время как русская матрешка (Матрена) — это символ многочадия, идеал многодетной, дружной семьи. Округлая форма матрешки, как и форма неваляшки показывают красоту женской фигуры — символизируют надежность, любовь и материнство [6].

Духовная ценность материнства и грудного вскармливания нивелируется во время игр с куклой, которую можно «кормить грудью». Для этого на девочку необходимо надеть специальный лиф и поднести куклу к цветку, расположенному на уровне соска, после чего кукла начнет чмокать, имитируя процесс сосания молока, а в вертикальном положении отрыгивать воздух. Идея данной игрушки преподносится современным родителям как первый этап подготовки девочки к будущему материнству. Однако с данной позицией трудно согласиться, так как паттерны материнского поведения закладываются в реальных отношениях ребенка с мамой. Как отмечает И. А. Аршавский, девочки, рано отлученные от материнской груди, не будут обнажать сосок и прикладывать к нему куклу [5]. Таким образом, если ценность материнства отсутствует в культуре семьи, передать ее детям практически невозможно.

Под идеей познавательного развития магазины игрушек предлагают современным детям беременную куклу Барби, у которой можно «открыть» животик и рассмотреть все его содержимое, а также кукол с детально выраженными первичными половыми признаками.

Дополнительно современным родителям предлагается ассортимент плюшевых «гигантских микробов»: гриппа, риновируса, ветряной оспы, чесотки, коровьего бешенства, кишечной палочки и др. Разработчики уверяют, что больной, которому подарили плюшевый вирус простуды, скорее поправится.

Однако, для детей дошкольного возраста, сознание которых только формируется, подобные медицинские знания могут быть крайне опасны. Как отмечает Е. А. Аркин, чрезвычайно вредно и совершенно противоречит принципам физического воспитания раннее ознакомление детей с медицинскими терминами и попытки объяснения им происхождения болезней и способов их распространения. Такие беседы, по мнению автора, в лучшем случае, проходят мимо ушей ребенка, в худшем — вселяют в нем бессознательный страх, который является опаснейшим врагом здоровья [2, 10].

В рамках пресс-конференции, посвященной Дню инвалида, Л. Швецова сформулировала требование, чтобы в каждой группе детского сада, в каждой школе и на прилавках магазинов появились куклы-инвалиды [9]. Справедливо заметить, что данное требование не осталось без внимания, и дошкольные образовательные организации уже пополняют наборы игрушек в группах. Думается, что обогащенная таким образом игровая среда не окажет желаемого эффекта без дополнительных научных исследований и разработки методики использования подобных игрушек в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

В отдельную группу игрушек антипедагогического содержания можно выделить роботов-трансформеров, кукол Монстер Хай и др., внешний вид которых по определению не позволяет соотнести их с категорией игрушек. В противном случае, полностью извращается понятие красоты и изящества.

Таким образом, анализ педагогической ценности игрушек современных детей позволил сделать следующие выводы. Одним из педагогических требований, которые предъявляются к игрушкам детей дошкольного возраста, является стимулирование инициативы ребенка, создание условий для его внешней и внутренней активности. Как указывает К. Д. Ушинский: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно — доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом материале должно более всего заботиться родителям и воспитателям» [7, с. 182]. Поэтому и родители, и педагоги дошкольных образовательных организаций должны знать, какие игрушки могут быть полезны, а какие вредны для ребенка на каждой возрастной ступени.

С родителями современных дошкольников необходимо проводить целенаправленную работу по обучению их организации детских игр и критическому отбору игрушек на основании педагогической ценности последних.

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, детская игрушка, кукла, педагогическая ценность, ребенок, дошкольный возраст, игра, воспитательное значение, детская игра, детский сад.

Игрушки - специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в общенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв­лений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме­няется.

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенкана каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной,побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены.

Игра и игрушка—обязательные спутники детства. У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу [8].

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Многиеисследования доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка [1].

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов

Написано много книг о том, какое важное место занимает игра в жизни ребенка. Все верно: в игре ребенок усваивает нормы поведения в обществе, познает свойства и назначение различных предметов, осознает себя, как частицу общества, даже может познакомиться со своей будущей профессией.

Игрушка – очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка во всех культурах. На детские игрушки издавна обращали серьёзное внимание древние мыслители. Аристотель настойчиво призывал к тому, чтобы в интересах воспитания изготавливались только пригодные игрушки, иначе дети, не имея во что играть, станут ломать в доме дельные вещи.

Традиционная игрушка – мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе у детей было достаточно незатейливых игрушек, взрослые никогда не выбрасывали их, не разрушали игровых построек, считалось, что весёлые детские игры способствуют счастью в доме.

Принцип воздействия традиционной игрушки на сознание ребёнка давно был найден интуитивно. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Поэтому особое значение имеет материал, из которого она изготавливается. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, тёплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов. Традиционная игрушка лишена нарочитой назидательности. Она создавалась как подлинное произведение искусства, не имеющее прямого утилитарного значения. В противоположность этой традиции, так называемые «современные игрушки», чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребёнка [3;7].

Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию – помогает ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. Такие игрушки, как правило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребёнком как предметы-функционеры, отвечающие определённым, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами.

Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия.

Игра и игрушка – специфические средства массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Они являются важнейшей составляющей любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – инструмент, орудие культуры. Посредством её в особой «свернутой» форме передается как состояние современного общества, так и направление его развития, движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребёнку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве [7].

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью [6].

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид.

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет [8].

Таким образом, игрушки играют важную роль в развитии ребенка. Через игрушку ребенок знакомится с окружающим миром, учится действовать с теми ил иными предметам. Так же игрушка выполняет не только развивающую, но и психотерапевтическую функцию.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

Готовые:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности и творческой деятельности деток. Традиционные игрушки различных народов издревле применяют с целью эстетического, умственного, нравственного, физического воспитания. В ходе игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает общественный опыт. Игрушка - средство передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Умственному воспитанию малышей в особенности способствуют дидактические (учебные) игрушки. Используя их, дошкольники учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разные игрушки (конусные башенки, цветные мисочки, шарики, разные мозаики и др.) призваны помогать сенсорному развитию малыша. Разборные игрушки, конструкторы формируют у деток умение к анализу, синтезу, обобщение, сопоставление, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представления малыша об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас.

Применение технической игрушки развивает ее конструктивные способности, формирует внимание к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, направление, состояние, размере, протяженность такое. Игрушки помогают усваивать ч/з игровые обстановке правила и нормы поведения и контакта людей.

В выборе образной игрушки, действиях с ней в существенной степени проявляется чувства к тому, что она олицетворяет. Применение народной игрушки в воспитании способствует приобщению малыша к духовному, эстетическому, бытового опыта народа. Игры с дидактическими игрушками учат соблюдать правила игры, воспитывают терпение и усидчивость, желание достичь успеха благодаря своим знаниям и умениям.

Художественно оформленная игрушка возбуждает у малыша эстетические отношение и переживания, формирует эстетический вкус. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно влияют на психическое положение малыша, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что оказывает влияние на здоровье и физическое развитие. Игры с мячом, погремушками, кеглями и иными предметами развивают точность движений, координацию, меткость, ловкость, выдержку.

На создание самостоятельных игр деток раннего возраста продуктивно влияют сюжетно-образные игрушки, посреди которых выделяют: реалистичные - разные куклы с ярко выраженными характерами; условные - куклы с обобщенными чертами (к примеру, кукла-неваляшка) символические (предметы-заменители), которые лишь обозначают настоящий предмет и имеют кое-какие типичные для него свойства. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если в ней мало-помалу применять условные, реалистические, символические игрушки, изображающие животных.

Подбор их обязан учитывать черты игровой деятельности деток, мнение образа игрушки в различные возрастные периоды, практичный и игровой опыт малыша. Сюжетная игрушка помогает малышам отображать понятные действия людей с предметами. С хорошей игрушкой играют долго и активно, глубоко постигая ее черты и функции. В игре случается закрепление познаний о назначении предметов, простейших орудий усилий, общих способов действия с ними. Используя символическую игрушку (предметы-заменители), ребенок начинает в первый раз своими силами оперировать образами, обобщает собственный предыдущий игровой опыт.

На малышей младшего и среднего дошкольного возраста в особенности влияют игрушки, изображающие людей, существ и предметы реального мира: животных, рыб, птиц, растительность, предметы быта, техники и т.д.. Они не только лишь побуждают к различным по содержанию игры, но еще и помогают войти в роль, сделать ненаглядный игровой образ, реализовать замысел. Средством реализации замысла игрушка может стать только в том случае, если ребенок верно воспринимает ее образ, имеет определенные познания о предмете, а игрушка вызывает осознанный внимание и стремление вести игру.

Благодаря игрушке реальными становятся игровые действия дошкольников: "доктор" использует "фонендоскоп", "водитель" - "автомобиль" и иные. В этом, как утверждает русский педагог К. Зворыгина, заключается психологическая особенность игры: "в ней немало воображаемого, условного . однако переживания тех, кто играет, вечно искренни, настоящие, и действия их реальные".

Выбор ребенком дошкольного возраста игрушки для сюжетно-ролевой игры - индикатор уровня ее роста. Одни дети выбирают игрушки для игры независимо от замысла. Тогда игрушка определяет направление роста сюжета, однако сюжетные действия крайне ограничены и бедные. Иные дети подбирают игрушку целенаправленно, в зависимости от задуманного сюжета или попутно с его формированием. Сознательный выбор, банда и классификация игрушек по их ситуативными признаками помогают ребенку реализовать игровой замысел.

Читайте также: