Педагогические требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов

Обновлено: 09.05.2024

. Значение игры на музыкальных инструментах. В процессе обучения игре на МИ перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке. Идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарный запас детей; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности.

Игра на МИ может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Таким образом, игра на МИ оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

. Классификация ДМИ, требования к отбору.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, принявшего участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа»). Современные ДОУ опираются на вековой опыт применения озвученных игрушек, распространенных в народе, в воспитании детей. Самые древние из них появились еще в I-II вв. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева и просверленных костей. Позднее появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки в виде козы, петуха, собаки, утки и т.д. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек – инструментов – не озвученные и озвученные.

Слайд 5

«Музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» Неозвученные Озвученные -изображающие инструменты, - уменьшенные; упрощенные копии предназначенные для того, чтобы изображать звуки настоящих инструментов; схожие чтобы создавать игровую с ними по внешнему виду и способу ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, обучаются звукоизвлечению.

Подразделяются на 4 вида, в зависимости представляют себя от характера их звучания. играющими на МИ.

1. ИИ со звуком нефиксированной высоты :погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты;

2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки; дудки, рожки;

3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) – музыкальные шкатулки, ящички-шарманки.

4. ИИ с диатоническим и хроматическим звукорядом : металлофон, пианино, флейта, саксофон, баян, гармоника, балалайка.

Слайд 6

Классификация музыкальных игрушек и инструментов Н.А. Ветлугиной 1. Группа струнных: цимбалы арфа балалайка гусли домра .

На струнных музыкальных инструментах звук извлекается в процессе касания струн пальцами или медиатором (тонкой пластиной из пластмассы).

Слайд 7

2. Группа духовых: саксофон мелодика флейта кларнет триола.

Звук на духовых музыкальных инструментах извлекается с помощью вдувания воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Слайд 8

3. Группа ударно-клавишных Пианино Рояль

Слайд 9

4. Группа клавишно – язычковых: баян аккордеон гармоника

Слайд 10

5. Группа ударных, имеющих звукоряд: ксилофон металлофон

Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. Развивает основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Слайд 11

5. Группа ударных, не имеющих звукоряд барабан бубен тарелки, кастаньеты, маракасы, трещотки, треугольник, бубенцы вырабатывает чувство ритма, расширяет тембровые представления.

Слайд 12

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка.

Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

а) быть хорошо настроенными;

б) иметь определенный чистый тембр;

в) быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

г) обладать простой конструкцией;

д) быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

Слайд 13

3. Организация детского оркестра. Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования ( О.П. Радынова). В 20-е XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. В 30-х гг. возник первый детский оркестр (шумовой). Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и других инструментов. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний – «играть музыку». Вскоре появились смешанные детские оркестры, состоящие из инструментов, на которых можно исполнять мелодию. Первым был деревянный ксилофон, а затем появились: металлофон, цитры, детские пианино и рояль, аккордеон, кларнет, губная гармоника, ложки, треугольник и духовые гармошка. Постепенно в обиход ДОУ вошли новые образцы детских музыкальных игрушек и инструментов. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции ДМИ.

Слайд 14

В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на МИ, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Николаем Афанасьевичем Метловым в 20-40 гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Мария Александровна Румер и др. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Лянкявичус, В.В. Ищук).

Радынова Ольга Петровна, Катинене Альбина Ионовна, Палавандишвили Маринэ Левановна выделяют виды детского оркестра: шумовой ансамбль, смешанный оркестр - включающий инструменты, из одинаковых однотипных инструментов или разные группы однотипных инструментов не имеющие или имеющие Звукоряд .

Слайд 15

Шумовой оркестр – наиболее простой и доступный. Его можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов. Применяются погремушка, коробочка и другие. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом. Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.

Слайд 16

Одна из разновидностей шумового оркестра – Ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других инструментов: Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент. Если дети музыкально продвинуты ансамбль можно организовать к концу года старшей группы. Для игры в ансамбле привлекается не более 10 детей. Во избежании монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности произведения.

Слайд 17

Формы работы музыкального руководителя по обучению детей игре на МИ различны: индивидуальное обучение, занятия с ансамблем, с оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года, с металлофона. Индивидуальное обучение проводить значительно легче. Оно назначается утром, до завтрака или во второй половине дня, длится 5-7 минут. Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд (металлофон).Занятия с ансамблем, оркестром проводятся в подготовительной группе, с различными музыкальными инструментами, по желанию ребенка; во второй половине дня раз в неделю, продолжительностью в 25-30 минут. Занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из двух частей: 1 –я часть – разучивание мелодии произведения под руководством взрослого; 2 –я часть – работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Прежде чем начать обучение на ДМИ, необходимо познакомить детей с ними – рассмотреть их, назвать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.

Слайд 18

Смешанный оркестр.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушаться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Слайд 19

Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. Первоначально исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Наиболее целесообразен следующий состав оркестра: Дет.пианино - 2 Аккордеон -2 Гармошка -1 Металлофон-6 Триола -2 Дудочка -2 Треугольник - 1 Тарелки - 1 Барабан - 1 Бубен - 1

Слайд 20 Фото

Варианты расположения инструментов в оркестре Вариант 1. Цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра

Слайд 21Фото

Вариант 2. Цитры цитры цитры цитры цитры цитры цитры цитры

Слайд 22

При выборе репертуара следует: - выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». Направления по обучению детей игре в оркестре:

1. Разучивание музыкального произведения и игра на инструментах под руководством педагога.

2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху.

3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых).

Слайд 23

4. Методика обучения детей на музыкальных инструментах

Задачи обучения игре на музыкальных инструментах:

  1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.
  2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.
  3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне. Пианино; приглушат звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы.
  4. 4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.
  5. 5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.
  6. 6. Импровизировать несложные попевки.
Слайд 24

Этапы обучения игре на МИ:

1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание.

2 - подбор мелодии (попевки).

3 – исполнение попевки.

Обучение игре на МИ начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки.

Во 2 мл.гр. дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках; знакомятся с металлофоном.

В ср.гр. впервые начинают обучать детей игре на МИ, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого – металлофон. Обучение может осуществляться по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ей клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту.

Слайд 25

Подобный подход к игре на музыкальных инструментах сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т.д. Цифровая система, обоснованная и введенная в практику начального музыкального образования французским педагогом Э.И. Шеве (1804 – 1864), широко применялась в дошкольном образовании во второй половине XIX - начале XX века в России. В своей педагогической деятельности ее применяли Владимир Федорович Одоевский, Сергей Иринеевич Миропольский, Лев Николаевич Толстой, Болеслав Леопольдович Яворский, а позже Николай Афанасьевич Метлов. Болеслав Л. Я. (1877-1942)

Слайд 26

Обе системы (и цветовая и цифровая) удобны в первоначальном музыкальном образовании детей, так как позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на МИ. Недостаток этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребенка. Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. С самого начала занятий у ребенка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе выявления ее высотной направленности. С первых занятий педагог учит ребенка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм мелодии ребенок усваивает слухом, без применения счета. Ребенок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли»,»ля», или же с закрытым ртом – на согласный «м»), старается запомнить и отыскать на инструменте отдельные звуки. В старших группах дети обучаются игре на мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Слайд 27

Чрезвычайно поучительны и показательны музыкальные занятия с крестьянскими детьми Л.Н.Толстого в Яснополянской школе. Сегодня это может показаться непостижимым на уроках музыки даже в московских школах. Он пишет: "В первый урок я разделил всех на три голоса и мы спели следующие аккорды: Нам удалось это очень скоро. И каждый пел, что он хотел, пробовал дискант и переходил в тенора, а из тенора – в альт – так что лучшие (ученики) узнали весь аккорд – до – ми – соль, некоторые из них все три. Мы пели эти аккорды и в школе, и на дворе, и в саду, и по дороге домой до поздней ночи, и не могли оторваться и нарадоваться на свой успех" (подчеркнуто мною – Л.В.). Дальше Толстой дает советы, как легко освоить пение по нотам, и утверждает, что это нужно и доступно обычным крестьянским детям. Особое внимание Лев Николаевич уделяет пению по нотам на основе относительной сольмизации*. Сольмизация (сольфеджио) – метод пения мелодии по нотам со слоговыми названиями ступеней (до, ре, ми, фа и т.д.) и чтения мелодии при игре на инструменте по буквам латинского алфавита (C D E F G A B C). *

Слайд 28

Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Сначала отрабатывается связь «слышу – вижу» (до нотный период), т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку на клавиатуре. Затем эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в ее слышание. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу – слышу – играю». Таким образом, цель педагога при обучении ребенка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребенок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребенка музыкой.

Слайд 29

«Многому она научила меня. Впервые я, кажется, понял тогда очень важную истину: ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если музыка эта ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же нет в ней яркости, образности и естественности, даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут и не запомнят, потому что не затронет она ни их сердец, ни их сознания». Дмитрий Борисович Кабалевский .


Эти игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии.

Рассмотрим игрушки для детей до двух лет. Музыкальное воспитание на первом году жизни ребенка направлено на развитие слуха, чувства ритма, умения двигаться под музыку, подражать звукам. Поэтому нужны игрушки с устройствами, производящими мелодичное звучание: погремушки с колокольчиками и бубенчика ми, музыкальные шкатулки, неваляшки с музыкальным устройством.

В конце первого года жизни малышам полезны игрушки, имитирующие голоса птиц, домашних животных, их детенышей.

На втором году жизни дети учатся слушать музыку, откликаться на нее эмоционально, подражать певческим интонациям взрослого совершать под музыку простейшие ритмические движения. Им нужны барабаны, бубны, треугольники, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки-шарманки. Эти игрушки должны иметь чистое, приятное, мелодическое звучание, разнообразное по высоте и тембровой окраске, и привлекать детей своим внешним видом.

Для детей от двух до четырех лет нужны музыкальные шкатулки и книжки с фиксированной мелодией, дудочки, бубен, барабан металлофон, гармоника, игрушечное пианино. Все они мелкого и среднего размера, сомасштабные руке ребенка, сделанные из древе­сины, пластмассы, металла.

Можно использовать также игрушки с диатоническим и хрома­тическим звукорядом, но играть на них должен только взрослый.

Для детей от четырех до шести лет рекомендуются разнообраз­ные музыкальные игрушки с фиксированной мелодией, диатоничес­ким и хроматическим звукорядом: струнные, духовые, клавишные, ударные. Они должны иметь чистое мелодичное звучание, разнооб­разное по высоте, тембру и характеру.

Комплект, предназначенный для игры в оркестре, состоит из шести цитр, пяти металлофонов, одного-двух аккордеонов, двух триол, двух кастаньет, двух-трех треугольников, одного барабана, бубна, одних тарелок. Можно также комплектовать игрушки по видам музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые и т. п.).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Консультация для педагогов.

Классификация музыкальных инструментов в ДОУ

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

иды музыкальных инструментов:

I . В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки:

· Созданные на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон);

· Созданные на основе инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет).

Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы:

II. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды:

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты. Например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Выбор музыкального инструмента или игрушки зависит от возраста ребенка

· Для детей от 2 – до 4 лет (младший дошкольный возраст):

- игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, шарманки);

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан);

- набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.)

· Для детей от 4 – до 5 лет (средний дошкольный возраст):

- Целесообразно использовать все вышеперечисленные ДМИ;

- Шумовые инструменты для детского оркестра (бубны, маракасы, колокольчики, бубенчики)

· Для детей от 5 – до 6 лет (старший дошкольный возраст)

- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

-Музыкальные игрушки – инструменты и диатоническим и хроматическим звуком;

· Для детей от 6 – до 7 лет (подготовительная группа)

- музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.)

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Направление – 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Дошкольное образование

КОЧЕТКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Творческая аттестационная работа

« Современные требования к отбору игрушек »

Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. [1]

Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка.

Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр. [2]

Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия с ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.

В-третьих, привлекательность определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. [3]

Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

· привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;

· полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

· операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением. [4]

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);

- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:

- провоцирует ребенка на агрессивные действия;

- вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

- провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;

- вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка;

- провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Такие критерии отбора игрушек важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:

- полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

- возможность применения игрушки в совместной деятельности;

- дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

- эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. [5]

1. Смирнова Е.О., Н.Г. Салмина, Е.А. Абдуллаева, И.В. Филиппова, Е.Г.Шеина. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек. (с.16)

3. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 144 с. (с.32)

5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с. (с. 44-45)

Информация о том, какие детские музыкальные инструменты предпочтительнее использовать в ДОУ для разных возрастов.

ВложениеРазмер
klassifikatsiya_muzykalnyh_instrumentov_v_dou.docx 16.82 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Классификация музыкальных инструментов в ДОУ

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

Виды музыкальных инструментов:

I . В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки:

· Созданные на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон);

· Созданные на основе инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет).

Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы:

  • ударные,
  • духовые,
  • струнные,
  • клавишные,
  • клавишно-язычковые.

II. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды:

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты. Например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Выбор музыкального инструмента или игрушки зависит от возраста ребенка

  • Для детей от 2 – до 4 лет (младший дошкольный возраст):

- игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, шарманки);

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан);

- набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.)

  • Для детей от 4 – до 5 лет (средний дошкольный возраст):

- Целесообразно использовать все вышеперечисленные ДМИ;

- Шумовые инструменты для детского оркестра (бубны, маракасы, колокольчики, бубенчики)

  • Для детей от 5 – до 6 лет (старший дошкольный возраст)

- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

-Музыкальные игрушки – инструменты и диатоническим и хроматическим звуком;

  • Для детей от 6 – до 7 лет (подготовительная группа)

- музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.)

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

Читайте также: