Пензенская фабрика игрушек история

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Актуальность темы.

Тему «Игрушки Пензенской области» мы считаем актуальной, т.к.народная игрушка- это наша история, традиции, культура. В ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в игрушку Сурского края вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.

Гипотеза: Мы предполагаем, что тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл.

Цель исследования: систематизировать материал о куклах Пензенской губернии. Создать коллекцию кукол Закруток

Задачи исследования:

1.Изучить историю возникновения игрушек .

2.Познакомиться с центрами по изготовлению игрушки Пензенской губернии.

3.Познакомиться с культовыми, обрядовыми игрушками и народными обрядами с ними связанными.

4. -Освоить технологию изготовления куклы Закрутки (и c следовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол).

Методы исследования:

- работа с литературными источниками и информационными ресурсами Интернета;

- практическое освоение технологий изготовления различных текстильных кукол.

Объектом исследования является - традиционная народная игрушка.

Предмет исследования - процесс изготовления традиционной русской куклы.

Материалы и оборудование: различные ткани, пряжа, нитки, тесьма, проволока, бусины; ножницы.

Практическая значимость.

Результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках трудового обучения и внеклассной работе.

Основное содержание работы:

1.История развития народной игрушки Пензенской губернии

Центры по изготовлению игрушек в Сурском крае.

1.1 Абашевская игрушка.

1.2 Языковская игрушка.

1.3 Игрушка села Полеологово.

1.4 Лунинская соломенная игрушка.

2. Типы и назначение тряпичных традиционных кукол. Сурского края.

2.1 Кукла «Стригуша»

2.2 Куклы куватки, закрутки.

2.3 Кукла – способ знакомства детей с традициями, культурой, верованиями народа.

2.4 Применение кукол в ритуальных обрядах.

2.5 Характерные особенности деревенской куклы.

2.6 Способ и приёмы изготовления куклы «Барыня» (фрагменты проведённого урока

Мы решили провести социологический опрос и выяснить, в какие игрушки играют наши сверстники и что им известно о народных куклах.

Было опрошено 40 учащихся начальной школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какие игрушки есть у тебя?

2.Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?

3. Какие народные куклы вам известны?

Результаты социологического опроса учащихся

1. Какие игрушки есть у тебя?

Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон

Другие игры и игрушки

3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?

4..Какие народные куклы вам известны?

Глиняные свистульки – 48%

Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками.

1. История развития народной игрушки Пензенской губернии

Своё исследование мы начали с истоков возникновения игрушки. .

и в первую очередь задали себе вопрос: что же такое кукла? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратилась к толковым словарям русского языка. В словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.
У Дмитрия Николаевича Ушакова слово «кукла» значится как подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.
По мнению других учёных, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
3.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II

тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.

На территории Пензенской губернии так же издавна изготавливали народную игрушку. Существовало несколько центров по производству детской забавы.

1.1 Самый знаменитый - гончарный промысел в селе Абашево Спасского уезда.

Известность, которую приобретает промысел в конце 20-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера автора многих интересных игрушек.

Н. М. Церетелли, автор книги «Русская крестьянская игрушка» так пишет о своей встрече с этим незаурядным умельцем: «Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображавшая, очевидно, офицера в парадной форме, держащего подмышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина, так звали кустаря, как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: «А это офицер украл петуха». Вынимая из корзины несколько глиняных собак, совершенно одинаковых по форме, но разной окраски, он долго любовно держал в руках одну из них, коричневую с зелёной головой, всю покрытую крупными серебряными горошинами.- А вот это. замечательная собака, — с какой-то особой нежностью в голосе сказал он. И я поверил, что передо мной «Замечательная Собака»

Абашевская игрушка донесла до нас голоса давно ушедших времён. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, сделанные в конце прошлого, XX века, она существует и не нуждается в возрождении. Мастерство передавалось в Абашеве из поколения в поколение. И неудивительно, что самая известная династия носит фамилию Зоткины Самый известный представитель этой династии - Тимофей Никитич Зоткин

Ещё при жизни Т.Н. Зоткина в Абашеве была создана керамическая мастерская по выпуску абашевской игрушки. Начали обучать древнему промыслу и учащихся местной школы. Нашлись последователи у мастера и в Пензе — лепить абашевскую игрушку начали профессиональные художники Соловьёвы.

1.2 Продолжили традицию изготовления керамической игрушки мастера Василий и Равиля Кучер. Сначала они лепили изделия в традициях абашевских мастеров, но постепенно игрушка начинала принимать другие очертания и формы - появилась новая яркая, самобытная игрушка села Полеологово Бессоновского района

1.3 Языковскому гончарному промыслу повезло меньше — ныне он почти забыт, а в начале XX века он занимал в Пензенском крае второе место после абашевского и по числу мастеров (в 1902 г. - 147 человек) и по количеству производимых ими изделий.
4.

Село Языково расположено в 10 километрах от г. Белинского, на пути в лермонтовские «Тарханы». Глиняные горшки, кувшины, крынки, игрушки и свистульки делали здесь с незапамятных времён. Языковских мастеров знали по всему Поволжью: ни одна сельская ярмарка не обходилась без языковских гончаров. В XX веке гончарный промысел здесь был почти забыт, но не умер. Нашлись талантливые упорные мастера, чьим старанием возродилось древнее ремесло. А.И. Арбин и С.П. Почивалов в послевоенные годы начали лепить горшки, тарелки, кружки и для семьи, и для продажи. Были ещё в Языкове старики, которые помнили секреты ремесла; они-то и учили молодых мастеров.
Глиняные, деревянные, тряпичные игрущки бытовали в крестьянской среде несколько веков были очень популярны . Но самыми распространёнными в крестьянских семьях были все таки тряпичные куклы.

Типы и назначение тряпичных традиционных кукол. Сурского края.

По своему назначению тряпичные народные куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые

Куклы – обереги. Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено.

Куклы –обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Все помнят сказку Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.

Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Одна из наиболее распространенных кукол-оберегов – Куватка. Считалось, что если ее повесить над кроваткой ребёнка, то она будет отгонять злую силу

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника . Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

Игровые куклы делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла Столбушка.

В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. Также повсеместно были распространены обрядовые куклы, которые использовались в различных праздниках народного календаря. Таких кукол было много и они выступали посредником между человеком и природой. Куклам приписывали волшебные свойства: они могли помочь уродиться хорошему урожаю, принести счастье в семейной жизни.

Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Кукла Коза. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку. Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля.

.Кукла – стригуша была связана с богатым урожаем. В красный угол усаживали незамужнюю девушку, оказавшуюся проворнее других в уборке урожая. Именно ей доверяли сделать из первого снопа несколько стригушек. Обряд сопровождался песнями, а кукла оставалась в красном углу до следующего урожая. Делали подобные куклы из соломы, лыка. Иногда кукла

была одета, но нередко её украшали только яркими шерстяными нитками. Красивую куклу из

соломы мог сделать не каждый. В деревнях были специальные мастера. Центром изготовления кукл –стригушв Пензенской губернии была деревня Михайловка Лунинского района .

В начале исследования нас удивило, что лицо куклы оставалось “безликим”,. Затем мы узнали о том , что безликая кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому злые силы не могли в неё вселиться. Таким образом, она была безобидна для ребёнка, должна была принести ему благополучие, радость, здоровье

А ещё”, это позволяло детям мечтать и фантазировать. Они могли выдумывать настроение игрушки и её характер. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Но в этом и проявлялась ее индивидуальность. Такая добротно и ладно сшитая кукла была живой, яркой, наполненной детской фантазией и характером. Она считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.

В изученной литературе мы нашли несколько описаний изготовления старинных кукол.

Нас заинтересовала бесшовная кукла – закрутка «Барыня». Игрушка проста в изготовлении, в неё играли дети нашего возраста. Поэтому, на уроках технологии мы познакомили одноклассников со способами изготовления именно этой куклы.

Вот как делали «Барыню»: (см. приложение).

Вывод: Изготовленная нами игрушка проста в исполнении. Она почти не требует материальных затрат. Но при этом может принести радость детям. Это игрушка – как эстафетная палочка от прошлого к настоящему, а затем и будущему.

Кукла не рождается сама, ее создает человек. Главная ценность традиционной народной куклы в том, что она сохраняет в своём образе характерные черты создающего её народа.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Большинство людей хочет иметь индивидуальную куклу, сделанную вручную. Поэтому самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками и оживленная собственной фантазией. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. Пусть она не будет исполнена с безукоризненной точностью, но в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Поэтому, несмотря на обилие кукольной продукции в магазинах, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой , становится та кукла, которую сшил сам.

Эта работа помогла нам узнать культурные народные традиции и приобрести умение

создавать кукол своими руками.

В дальнейшем мы планируем освоить технологию изготовления других традиционных народных кукол и создать интересные презентации, которые помогут нашим сверстникам приобрести прекрасное увлечение. Мы считаем, что традицию изготовления народных игрушек нужно сохранять.

Более 30 лет Юрий Щербаков занимается русским художественным промыслом. По специальности - инженер-строитель, и по распределению, в 90-ые годы, его направили в Спасский район, работать на абашевскую фабрику. Там и состоялось знакомство с абашевской глиняной игрушкой.

Знакомство с родиной уникального художественного промысла растянулось на всю жизнь и стало главным видом деятельности. Как говорит Юрий Алексеевич, с того времени, количество работников намного сократилось, раньше их было более ста, сейчас восемь. Многие работают по домам, как в Спасском районе, так и в областном центре. Такая, практика сложилась еще в 60-ые годы, когда мастера имели основную работу, а изготовление абашевской игрушки было подработкой.

В XIX – XX село Абашево ведущий гончарный центр страны. Технологию изготовления посуды и игрушек из глины передавали из поколения в поколения. Образовывались целые династии гончаров и дудочников. Игрушки абашевских мастеров традиционно экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Слава абашевской игрушки не утихает до сих пор. Современные мастера являются продолжателями ремесла.

«Глину для посуды и игрушек использую спасскую. Она отлично подходит для ремесла. Заготавливаю ее один раз в год на несколько лет, ее укрываем и она хранится. Немецкое оборудование, которое есть на фабрике с того времени, делает прекрасную глину. Это очень капризный материал, она может потрескаться в процессе сушки, а в обжиге она подвергается воздействию температуры в 900 градусов. Если глина не соответствующего качества, она не выдерживает температуру и просто разваливается», - рассказывает Юрий Щербаков руководитель предприятия. – Все, кто сейчас занимается изготовлением абашевской игрушки, работали, в свое время, на фабрике. Сейчас они все занимаются творчеством по домам. Я владею техникой всех этапов изготовления игрушки, кроме лепки. Лепщик предприятия живет в селе Абашево. Таким образом игрушки рождаются в Спасском районе и Пензе. Я прихожу домой, и начинаю красить игрушки, на одну игрушку уходит два дня, потому что каждую деталь нужно хорошо прокрасить. Если необходимо сделать глазуровку игрушки, то это более быстрый процесс, но требует соблюдения множества условий. Это целая наука - соблюдение температурного режима в помещении, руки должны быть кристально чистыми, исключить наседания пыли, потому что глазурь просто не покроет игрушку. Если она пересохла, то отлетит, если сырая тоже. Мы делаем глазуровку игрушек в небольшом цехе, где все соблюдаем».

Каждая абашевская игрушка имеет свою индивидуальность. Всего, по словам Юрия Щербаков он насчитывает 95 образов, и каждый, имеет свою смысловую нагрузку. Так, например, золотой баран - символ достатка, а вот Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко был подарен грифон - это симбиоз орла и льва, высотой 60 см, как символ абсолютной власти. В месяц изготавливают до 500 штук. Уникальность творчества в самобытности.

«Пытались мастера в других регионах копировать, изготовить такие же глиняные игрушки, но не получалось. На выставках очень много подходят и расспрашивают. Например, мне задавали вопрос про игрушку большой художественной формы. А какой каркас деревянный или металлический скрывает большой золотой баран? Я улыбнулся, неужели такой каркас выдержит температуру в 900 градусов, когда обжигают игрушку! Это мастерство лепки. Надо поймать момент, когда глина прилипает и ее плотность уже позволяет делать большую фигуру. Только так, и делаются большие абашевские глиняные игрушки, только очень умелыми руками. В этом направлении у нас конкурентов вообще нет. В свое время я присутствовал на выставке, где были представлены китайские, малазийские, латиноамериканские игрушки и наша, абашевская игрушка, сияла и сверкала, как говорится «стояла королем». Пензенскую игрушку хотели повторить китайские мастера, но не получилось и они, вполне серьезно, позвали меня переехать в Китай», - признается мастер.

Самобытное искусство неповторимо. Абашевская керамика входит в перечень предприятий народных художественных промыслов России. Оно занесено в золотую книгу наций за социальную значимость и результат. Сейчас Юрий Щербаков обучает ремеслу своих учеников, которые и дальше будут продолжать изготовление абашевской игрушки, прославленной на всю страну и за ее пределами.

И в селе Абашево Спасского района местными жителями не забыто ремесло. На родине абашевской игрушки традицию чтут и хранят. Житель села Владимир Ворожейкин начал заниматься в абашевской лаборатории у известного мастера Иды Калимуллиной, когда ему был 21 год, так и увлекся почти на четверть века. Долгое время преподавал для детей дополнительные занятия по ремеслу в местной школе.

«Я начал заниматься, когда пришел из армии. Слепил первую игрушку, помню, уточку. В абашевской лаборатории, где я занимался, ее высушил и принес домой. Попробовал обжечь, на углях. Обжиг у меня получился хорошо, и я продолжил процесс, проявились мои творческие способности. Затем выяснилось, что и мои родственники тоже занимались, в свое время, изготовлением гончарных изделий. Я всегда весь цикл делал дома. Глину беру за селом, ту, которую наши деды использовали. Два года она у меня лежит на улице, сначала ее две зимы вымораживаем, а летом высушиваем. Она становится очень пластичной. Обжигаю игрушки тоже, по старинке, дровами, росписью занимается жена. Образы игрушек простые, которые уже прошли несколько столетий, и они не изменились. Только у каждого мастера есть дополнительные украшения, которые он вносит. А так это основные виды животных и птиц, также традиционная абашевская барыня. Кстати, наша абашевская барыня находится в Мюнхенском музее, моя тетя видела и в Лувре абашевскую игрушку, фотографию присылала, но она не сохранилась», - рассказывает Владимир Ворожейкин.

Сейчас Владимир Ворожейкин готовится к предстоящим выставкам и мастер-классам, которые он проводит. Мастер признается, что в селе до сих пор их называют, как раньше, абашевские дудочники. Всех мастеров объединяет любовь к традициям и уникальному ремеслу, которое зародилось в XIX веке Спасском уезде и продолжается до сих пор. Может быть не в том количестве, но то, творчество, которое не чуждо народу и идет от души мастеров живет долго.

Сегодня тема об игрушках времен СССР Пензенской фабрики. Пензенская фабрика игрушек и художественных изделий была сформирована на базе нескольких артелей художественных промыслов в октябре 1960 года и уже более 40 лет является одним из лидеров по производству игрушек.

Эта одна из фабрик, которая функционирует и выпускает прекрасных кукол до сих пор. Меня интересуют куклы и игрушки исключительно времен СССР, поэтому немного истории.

Фото из открытых источников. Штат сотрудников в 1980 - х годах насчитывал более 1500 человек в цехах.

Фото из открытых источников. Штат сотрудников в 1980 - х годах насчитывал более 1500 человек в цехах.

В 1960 году на базе артелий художественных промыслов была сформирована фабрика игрушек и художественных изделий.

Фото из открытых источников. Финальный продукт, выходивший в производство, проходил через комиссию худсовета фабрики.

Фото из открытых источников. Финальный продукт, выходивший в производство, проходил через комиссию худсовета фабрики.

Производство игрушек на фабрике регламентировалось нормативами, разработанным во Всероссийском научно-исследовательском институте изделий для детей, расположенном в г. Загорск (ныне г. Сергиев Посад, Московская обл.), а финальный продукт, выходивший в производство, проходил через комиссию худсовета фабрики.

А это знаменитая игрушка Пензенской фабрики. Можно сказать лицо фабрики:) Кукла СССР Буратино. Редкая советская кукла. Рост 50 см. В продаже на интернет - площадках и на блошиных рынках иногда встречается.

И эти игрушки СССР тоже от Пензенской фабрики:

Милые куколки Сабины времен СССР:

Наибольшего успеха фабрика достигла в 1980-е годы, когда штат сотрудников насчитывал более 1500 человек в цехах и около 200 надомных рабочих.

Знаменитая Снегурочка времен СССР тоже изготавливалась на Пензенской фабрике игрушек.

Резиновые игрушки фабрики:

Вы когда - нибудь встречали котика в лаптях? Нет? Тогда вам на Пензенскую фабрику игрушек! И вот такой кот в лаптях очарует вас непременно:)

Пензенская фабрика игрушек сохранила производство игрушек и кукол. Это действующее предприятие, оборудованное новейшей техникой, где изготавливают полиэтиленовые, металлические и легконабивные игрушки, сувениры из дерева и керамики.

Теперь Пензенская фабрика игрушек именуется ОАО «Фабрика игрушек» и является одним из лидеров по производству игрушек в России. Для развития отечественного рынка детских игрушек фабрика предлагает высокое качество продукции и оригинальные дизайнерские решения.

Ассортимент ОАО "Фабрика игрушек" представлен спортивными игровыми модулями, бассейнами, наполнителями для сухих бассейнов, конструкторами, мячами, пластизолевыми формовыми игрушками, карнавальными костюмами и куклами. Для тех, кто сегодня предпочитает отечественные игрушки для своих детей, Пензенская фабрика - отличный выбор.

for sale

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Куклы СССР. Фабрика игрушек г. Пенза

Советские винтажные куклы, мишки, игрушки, выпущенные после 1945-го года и до распада СССР. Куклы нашего детства

Правила форума
В данном разделе действуют следующие ПРИНЦИПЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ . Благодарим за внимание к ним!

Куклы СССР. Фабрика игрушек г. Пенза

Тема очень нуждается в информации - куклах с этикеткой или коробкой, для подтверждения происхождения!

Фабрика игрушек г. Пенза

Ссылка на современное производство http://www.toys-factory.ru/
Информация с сайта:
"Открытое Акционерное общество "Фабрика игрушек" было основано в 1960 году и уже более 40 лет занимается производством детской мягкой игрушки, а также игрушки из пластмассы и пластизоли."

1. Кукла пензенской фабрики игрушек

svetik-semitsvetik
3.

4.

5.

svetik-semitsvetik "фото других кукол этой фабрики - только взяты с инета и Молотка"

А в чём радикальное отличие от "Весны"? Я почти обо всех указанных куклах думала, что они весновские.

Изображение


кукла Пензинской ф-ки из каталога выше.Видно,что глазки очень характерно расположены под углом к горизонтальной линии и губки маленькие,указательный пальчик на ручке поднят вверх,тело с округлостями в нужном месте и бедра достаточно широкие.Да еще доказательство-когда я нашла свою куклу ,то одна форумчанка показала эту куклу и дала ссылку на сайт фабрики,за что ей спасибо.Сейчас если найду кто-добавлю.

ALICE1-это ее цитата-
Это кукла Сабина Пензенской фабрики игрушек. Это недалеко от моего родного города, и у меня в детстве была такая кукла, хотя звали ее Лида. В 70е-80е они были почти у всех моих подруг. Но сейчас на Молоке я видела Сабин всего пару раз, да и то в плачевном состоянии, из чего можно сделать вывод, что они особо по стране не разъезжали. Странно, как она попала в Донбасс. Вот фото с Молотка



А это современная Сабина с официального сайта Пензенской фабрики игрушек. Фото я сохранила у себя на компе, а сайт теперь не могу найти

Я не стала писать в разделе идентификации, потому что у меня нет фото этикеток, подтверждающих происхождение куклы.[/quote]

Calikusu писал(а): А в чём радикальное отличие от "Весны"? Я почти обо всех указанных куклах думала, что они весновские.

Итак, как отличить "Сабин". У меня было три таких куклы, поэтому пишу на основе реального зрительно-тактильного контакта.

Первое - анатомия. Очень узкие плечи, тяжелые широкие бедра и ноги-тумбочки (прямые, кривоножек не было). По форме фигура имеет геометрию треугольника с основанием внизу. Тушка и ноги пластмассовые, руки и голова резиновые.
Второе - глаза. Ресницы пластиковые острые, выражение глаз странное. "Никакое". Как будто кукла смотрит сквозь тебя.
Из мелких подробностей - чуть приоткрытый рот, высокий лоб, но как мне казалось, несколько сдавленный по бокам, прическа - почти всегда короткие волосы и "мелкий бес".

Варианты выпуска (названия мои, условные):
1) "Сабина летняя" - трусы типа панталон, сверху на резнике, снизу отделаны кружевом. Платье силуэта "усеченный конус" без рукавов, были плечевые и боковые швы, снизу точно было кружево, по пройме - кажется, тоже было. Фабрика старалась, цвета у платьев были яркие. Спереди на платье пришивался цветной сутажик, завязывался на бант, концы сутажа завязывались на узелки и украшались висюльками типа колокольчиков. Застежка платья сзади на пуговицы. Тапки пластмассовые. Еще были текстильные банты у куклы в волосах.

2) "Сабина демисезонная" - широкие прямые брюки (у меня на кукле были темно-красные с аппликацией "яблочко" на штанинах внизу), курточка на пуговицах с воротником (приятная на ощупь, желтенькая и пушистая), с отделкой тесьмой. Также в комплект входила шапочка типа капор на завязках, из того же материала, что и курточка. Все те же пластмассовые тапки. А вот трусов не было!
Фото такой куклы есть в данной теме, но там кукла без шапочки.

3) "Сабина зимняя" - практически мягкая игрушка, в которую зашивалась резиновая сабинская голова. Такие куклы также представлены в теме на фото.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

г. Пенза, ул. Калинина, 112-а


Курс повышения квалификации

Дизайн-мышление или «study skills» в современной дошкольной педагогике


Курс повышения квалификации

Туризм и краеведение: актуальные вопросы методики и организации учебной деятельности в ДОД


Курс профессиональной переподготовки

Организация дополнительного образования детей в условиях дошкольной образовательной организации


«Бизнес-технологии в образовании»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

г. Пенза, ул. Калинина, 112-а

г. Пенза, ул. Калинина, 112-а

ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» - крупнейшее предприятие кондитерской п.

ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» - крупнейшее предприятие кондитерской промышленности Пензенской области. Фабрика основана в 1925 году. С 2003 года входит в Холдинг «Объединенные кондитеры».

Фабрика оснащена современным, высокотехнологичным оборудованием, которое позволяет выпускать ассортиментный ряд кондитерских изделий для среднего ценового сегмента. Также специалисты предприятия ежегодно разрабатывают и предлагают потребителям оригинальные новинки.

В настоящее время выпускается более 130 наименований изделий: конфеты, ирис.

В настоящее время выпускается более 130 наименований изделий: конфеты, ирис, драже, зефир, вафли, пряники, печенье и вафельные торты. Визитная карточка предприятия и города Пензы – наборы элитных шоколадных конфет «Тарханы», «Лермонтов» и «Пенза». Фабрика вырабатывает не только изделия локального ассортимента, но и бренды федерального значения.

На протяжении многих лет Пензенская кондитерская фабрика выпускает конфеты, к.

На протяжении многих лет Пензенская кондитерская фабрика выпускает конфеты, которые узнаваемы и любимы с самого детства: «Трюфели», «Красная Шапочка», «Ромашка», «Петушок, масляная головушка», «Птичье молоко» и многие другие. Особенно ценятся у пензенцев изделия торговой марки «Обожайка» - тонкие и хрустящие вафли, прослоенные различными нежными начинками.
Производство кондитерских изделий сертифицировано по международным стандартам системы менеджмента безопасности пищевых продуктов ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000-2005), ISO/TS 22002-1:2009 и системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001-2008). Это значит, что на каждом этапе от закупки сырья до изготовления готовой продукции проводится тщательный контроль: технологи и специалисты по качеству внимательно следят за соблюдением всех технологических процессов.

Высокое качество продукции, средний ценовой сегмент, эффективная логистика, ф.

Высокое качество продукции, средний ценовой сегмент, эффективная логистика, финансовая стабильность фабрики - это те преимущества, которые делают предприятие привлекательным для партнерства. Кондитерские изделия можно купить практически в любом регионе России - от Калининграда до Сахалина, от Краснодара до Архангельска. Фабрика активно развивает и поддерживает экспортное направление деятельности. На международных специализированных выставках, таких как «Продэкспо» и «World Food», в которых предприятие ежегодно принимает участие, специалистами проводятся переговоры и заключаются контракты со многими зарубежными партнерами.

Фабрика принимает активное участие в общественной жизни города: выступает спо.

Фабрика принимает активное участие в общественной жизни города: выступает спонсором праздничных общегородских мероприятий, детских спортивных и музыкальных фестивалей, оказывает благотворительную помощь детям и ветеранским организациям.

Пензенская кондитерская фабрика начала свою историю с небольшой карамельной.

Пензенская кондитерская фабрика начала свою историю с небольшой карамельной мастерской, организованной из рабочих-кустарей в 1925 году, в период НЭПа. Ассортимент продукции был ограниченным. В большинстве своем мастерская вырабатывала низкие сорта карамели – «Пионер» и «Пуншевая», которые предназначались для села, а в магазины г. Пензы эта продукция не поставлялась.
В то время в Пензе было очень много мастерских, выпускавших продукцию более высокого качества. Ситуация изменилась в 1928 году, когда мастерская получила новое помещение и оборудование. С того момента она превратилась в карамельную фабрику, вошедшую в число передовых в Пензе по пищевой промышленности. Тем не менее, производство на тот момент оставалось кустарным, годовой выпуск продукции достигал 1 000 тонн.
Механизация карамельного производства началась на фабрике в 1936 году с установки первого вакуум-аппарата. Далее были установлены подкаточная, карамелештампующая и тянульная машины. Производство карамели стало более совершенным: улучшилось качество, сократился тяжелый физический труд. Производство кондитерских изделий увеличилось. . .

В годы войны на фабрику был эвакуирован Гомельский кондитерский комбинат «Сп.

В годы войны на фабрику был эвакуирован Гомельский кондитерский комбинат «Спартак». Приехали квалифицированные специалисты с оборудованием, произошло расширение производства, начали вырабатываться шоколадные конфеты и мучные кондитерские изделия, поэтому карамельная фабрика стала называться кондитерской. В пять с лишним раз вырос объем производства.
К концу 40-х гг. фабрика представляла собой полумеханизированное производство кондитерской промышленности и имела 4 цеха. В дальнейшие годы руководством фабрики принимаются меры по рационализации и механизации оборудования, что позволяет увеличить производительность труда и облегчить труд цеховых работников. Осваивается выпуск новых сортов карамели «Сливочная», «Волейбол», «Пилот», «Кавказские».
В 1955 году на фабрике полностью устранена ручная завертка конфет. На протяжении последующего времени происходит непрерывный рост объемов производства и обновление оборудования.

К началу 1970-х годов вырабатывалось 25 тонн кондитерских изделий в сутки.

К началу 1970-х годов вырабатывалось 25 тонн кондитерских изделий в сутки. Ассортимент фабрики увеличивается за счет выпуска конфет, глазированных шоколадом, с помадными, пралиновыми, ликерными и сбивными корпусами в завертке и художественных коробочках, вафель и печенья в расфасовке.
В 1992 году состоялась приватизация Пензенской кондитерской фабрики трудовым коллективом. Слаженно работали не только цеха фабрики. На территории один за другим вступали в строй новые объекты: гараж, овощехранилище, проходная, магазин «Тарханы».
В 1998 году предприятие вошло в состав группы предприятий московской фабрики «Красный Октябрь». Связи «Красного Октября» и Пензенской кондитерской фабрики традиционно были крепкими. Многие специалисты из Пензы проходили стажировку на московской фабрике. Во многом благодаря помощи «Красного Октября» предприятию удалось выстоять и в полном объеме сохранить производство.
С 2003 года фабрика входит в состав крупнейшего российского холдинга «Объединенные кондитеры».


Презентацию подготовил – ученик 5 «А» класса средней школы №7 г. Пензы.

Презентацию подготовил – ученик 5 «А» класса
средней школы №7 г. Пензы

Читайте также: