Перечислите педагогическое назначение игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

Готовые:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности и творческой деятельности деток. Традиционные игрушки различных народов издревле применяют с целью эстетического, умственного, нравственного, физического воспитания. В ходе игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает общественный опыт. Игрушка - средство передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Умственному воспитанию малышей в особенности способствуют дидактические (учебные) игрушки. Используя их, дошкольники учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разные игрушки (конусные башенки, цветные мисочки, шарики, разные мозаики и др.) призваны помогать сенсорному развитию малыша. Разборные игрушки, конструкторы формируют у деток умение к анализу, синтезу, обобщение, сопоставление, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представления малыша об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас.

Применение технической игрушки развивает ее конструктивные способности, формирует внимание к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, направление, состояние, размере, протяженность такое. Игрушки помогают усваивать ч/з игровые обстановке правила и нормы поведения и контакта людей.

В выборе образной игрушки, действиях с ней в существенной степени проявляется чувства к тому, что она олицетворяет. Применение народной игрушки в воспитании способствует приобщению малыша к духовному, эстетическому, бытового опыта народа. Игры с дидактическими игрушками учат соблюдать правила игры, воспитывают терпение и усидчивость, желание достичь успеха благодаря своим знаниям и умениям.

Художественно оформленная игрушка возбуждает у малыша эстетические отношение и переживания, формирует эстетический вкус. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно влияют на психическое положение малыша, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что оказывает влияние на здоровье и физическое развитие. Игры с мячом, погремушками, кеглями и иными предметами развивают точность движений, координацию, меткость, ловкость, выдержку.

На создание самостоятельных игр деток раннего возраста продуктивно влияют сюжетно-образные игрушки, посреди которых выделяют: реалистичные - разные куклы с ярко выраженными характерами; условные - куклы с обобщенными чертами (к примеру, кукла-неваляшка) символические (предметы-заменители), которые лишь обозначают настоящий предмет и имеют кое-какие типичные для него свойства. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если в ней мало-помалу применять условные, реалистические, символические игрушки, изображающие животных.

Подбор их обязан учитывать черты игровой деятельности деток, мнение образа игрушки в различные возрастные периоды, практичный и игровой опыт малыша. Сюжетная игрушка помогает малышам отображать понятные действия людей с предметами. С хорошей игрушкой играют долго и активно, глубоко постигая ее черты и функции. В игре случается закрепление познаний о назначении предметов, простейших орудий усилий, общих способов действия с ними. Используя символическую игрушку (предметы-заменители), ребенок начинает в первый раз своими силами оперировать образами, обобщает собственный предыдущий игровой опыт.

На малышей младшего и среднего дошкольного возраста в особенности влияют игрушки, изображающие людей, существ и предметы реального мира: животных, рыб, птиц, растительность, предметы быта, техники и т.д.. Они не только лишь побуждают к различным по содержанию игры, но еще и помогают войти в роль, сделать ненаглядный игровой образ, реализовать замысел. Средством реализации замысла игрушка может стать только в том случае, если ребенок верно воспринимает ее образ, имеет определенные познания о предмете, а игрушка вызывает осознанный внимание и стремление вести игру.

Благодаря игрушке реальными становятся игровые действия дошкольников: "доктор" использует "фонендоскоп", "водитель" - "автомобиль" и иные. В этом, как утверждает русский педагог К. Зворыгина, заключается психологическая особенность игры: "в ней немало воображаемого, условного . однако переживания тех, кто играет, вечно искренни, настоящие, и действия их реальные".

Выбор ребенком дошкольного возраста игрушки для сюжетно-ролевой игры - индикатор уровня ее роста. Одни дети выбирают игрушки для игры независимо от замысла. Тогда игрушка определяет направление роста сюжета, однако сюжетные действия крайне ограничены и бедные. Иные дети подбирают игрушку целенаправленно, в зависимости от задуманного сюжета или попутно с его формированием. Сознательный выбор, банда и классификация игрушек по их ситуативными признаками помогают ребенку реализовать игровой замысел.

Марина Сотникова
Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка.

Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации игрушек : по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных видов игр и др. А. С. Макаренко все игрушки делил на 3 типа : игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, которая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, кубики, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, картон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.

Е. А. Аркин классифицировал игрушки по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.

Е. А. Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)

В современной литературе чаще встречается Классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные игрушки : куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки : матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрез-ные картинки). Забавные игрушки : с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры).

Игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка).

Спортивные или Моторные игрушки : мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки. Предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

Музыкальные и театральные игрушки : игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки, бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски, музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. ; театрализованные – служат для разыгрывания сценок.

Технические игрушки : водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. Вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки).

Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.

Игрушки-самоделки : из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями. Дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Игровое оборудование составляет целиком обособленную группу - и представляет собой приспособления и конструкции для игр на участке детского сада.

Требования к игрушкам :

- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организа-торские способности;

- пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Цель: 1. Помочь познакомиться друг с другом и специалистами, снять психологические барьеры. 2. Установить более тесный контакт между сотрудниками.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Форма проведения: семейная гостиная Возраст: средний Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения. Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного.

Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Значение игрушки в воспитании ребенка Давно известно, что неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка. Игрушка-предмет для игры, появился еще в глубокой древности. Приобретая.

Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники.

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка О. Н. Кузнецова ГБДОУ детский сад № 45 Адмиралтейского района Санкт-Петербург «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Значение семейных отношений в воспитании ребенка Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во лжи, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивать,.

«Значение театрализованных игр в воспитании ребенка». В помощь педагогам-психологам Значение театрализованных игр в воспитании ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ре-бенка в дошкольном.

Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка. Классификация игрушек, современные требования к ним.

Игрушка - специально изготовленный предмет для игр.

Цель игрушки – служит разностороннему развитию ребенка.

Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок играя, воспроизводит те или иные действия.

Благодаря игрушке, ее разнообразию (по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению) решается широкий круг воспитательных задач. Учат доброте, сопереживанию, хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

Игрушка – своеобразное окно в мир, она расширяет кругозор ребенка, пробуждает любознательность, помогает решать проблемные задачи, учит самостоятельно мыслить, экспериментировать.

С помощью игрушки ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Е. А. Флерина – «игрушка учит ребенка жить и действовать».

Виды игрушек :

сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт;

дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)

игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);

спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);

театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);

технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);

строительные и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возраста

Значение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек.

4. Педагогические требования к игрушке.

5. Виды игрушек.

1. Характеристика игрушки

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главнойособенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном видепредставлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которыхребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамикав игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностьючастей, звучанием.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальнаяоснова» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С еепомощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления обокружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.

Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки ссюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость,смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки длямаленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор,пробуждают любознательность. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, чтоигрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимыеигрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства,которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в немэстетические переживания, прививает художественный вкус.

Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

2. История возникновения игрушек

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявленийкультуры появилась в ходе исторического развития общества. История возникновения игрушки раскрыта В. Плехановым в егопроизведении «письма без адреса».

На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, преждевсего, касаются производства игрушек : от кустарного к промышленному. Сразвитием последней создается специальное производство игрушек, котороеделает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а такжедоступными для всех.

Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек,появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, изкоторых изготавливаются игрушки.

Под влиянием социальной политики общества и научно-техническогопрогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этосвидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушекна космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится болееразнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическоесостояние общества.

3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек

Под влиянием развития педагогической мысли меняется отношение к использованию игрушек как средства воспитания и обучения.

О значении игрушек для развития ребенка писали известные педагоги, просветители прошлого:

Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что новые подходы к игрушкам формировались под влиянием ученых, педагогов иписателей этого периода (А. Гайдара, М. Горького, Л. Кассиля; Е. А. Аркина,Л. С. Выгоцкого, Е. А. Флериной, А. П. Усовой; Н. К. Крупской,А. С, Макаренко и др.).

Социально-экономическая политика и общественное воспитание детей дошкольного возраста потребовали развития производства дешевых игрушек новой тематики.

Огромное педагогическое наследие по вопросам игрушки оставилаЕ. А. Флерина.

А. П. Усова рассматривала игрушки как один из главных источниковвозникновения игры.

Под руководством Р. И. Жуковской ряд исследователей разрабатывали проблему влияния кукол и игрушек-животных на нравственное становлениедетей, развитие их интересов и положительного отношения к людям разныхнациональностей (А. А. Анцыферова, М. М. Богомолова и др.).

Уточняются требования к игрушкам и оборудованию ими педагогического процесса (В. М. Григорьева, обобщается практический опытиспользования игрушек на занятиях и в повседневной деятельности (В. М. Изгаршева); детально разрабатывается методика использованиясюжетно-образных игрушек в работе с детьми раннего возраста (Е. В. Зворыгина, Г. Г. Локуциевская, Н. Я. Михайленко, Н. С. Пантина).

Огромный интерес проявляют исследователи к изучению истории возникновения игрушек и развития их производства (В. П. Пряхин,Д. Б. Эльконин, влиянию их на эмоциональное состояние и поведение детей (В. С. Мухина, А. С. Спиваковская); значительное внимание уделяетсяизучению возможностей использования конструктивно-строительныхматериалов для умственного развития дошкольников (В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, созданию развивающейпредметно-игровой среды (Н. Т. Грынявичене).

Актуальными являются вопросы использования технических,электронных игрушек и компьютерной техники в обучении дошкольников.

Проблема исследуется группой ученых под руководством С. Л. Новоселовой.

В последнее время много внимания уделяется разработке методики обучения детей созданию игрушек из бросового и природного материала,ткани, бумаги, дерева, соломы (З. В. Богатеева, Э. К. Гульянц, Л. В. Куцакова).

Таким образом, значение игрушек в решении проблем воспитания иобучения детей дошкольного возраста всестороннее и разнообразное.

4. Педагогические требования к игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят».

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки,поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которыеребенок выполняет, его чувства, переживания. Об этом писала Е. А. Флерина. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка кразнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающеетакие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки.

Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобывызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитыватьхудожественный вкус.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровьяребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующимобразом размещены, что требует использования определенного игровогооборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д.

Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули,трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

5. Виды игрушек

Игрушки распределяются по видам игр, в которых онипреимущественно используются. Это деление весьма условно: каждаяигрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разныхиграх.

Выделяются следующие виды игрушек :

Сюжетныеигрушкиили образныеигрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др.

Дидактическиеигрушкипредназначены для умственного исенсорного развития и обучения детей.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определениюЕ. А. Флериной, используются для развлечения детей.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

Музыкальныеигрушкипредназначены для развития музыкальногослуха.

Театрализованныеигрушки – это куклы – театральные персонажи,куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок дляразыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.

Техническиеигрушкивводят детей в мир техники; знакомят свнешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортныесредства, с характерными для них действиями.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детскоеконструирование, техническое изобретательство.

Игрушки-самоделкиизготовляются самими детьми, их родителями,воспитателями.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Требования к предметному содержанию развивающей ППС

Требования к предметному содержанию развивающей ППС Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей «История театра и его виды»

Консультация для родителей «История театра и его виды» Консультация для родителей «История театра и его виды» Театр - род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических.

Сценарий развлечения «Огородная история». Кукольная история по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

Читайте также: