Первая фабрика игрушек в мире

Обновлено: 09.05.2024

Детство — это особый мир, в котором сочетается фантазия, игра и познание. В забавах ребенок учится общаться, получает бытовые навыки, развивает мышление и творческие способности. В мире взрослых игрушки имеют культурную и историческую ценность. Их коллекционируют и выставляют в музеях. История возникновения детских игрушек начинается до нашей эры. За несколько тысячелетий они прошли путь от простейших фигурок до произведений искусства.

Характеристика игрушки

Игрушками называют предметы, символизирующие объекты окружающего мира и предназначенные для обучения и развлечения. Их используют в учебно-воспитательной работе, психологическом тестировании и терапии, декорировании, прикладном искусстве.

В игру дети переносят ситуации, которые впервые наблюдают в жизни, выражают собственное отношение к ним. Изготовление игрушек — творческое хобби. В куклах мастера воплощают героев сказок, фильмов и мультфильмов, собственные идеи. Сборные модели автомобилей, кораблей, архитектурных миниатюр украшают интерьер.

История возникновения игрушек для детей

Дети играли с фигурками людей и животных за три тысячи лет до нашей эры, поэтому, когда появилась самая первая игрушка, историкам трудно проследить. С популярными в 20-21 веке йо-йо выполняли трюки еще древние греки.

В истории создания представителей современного игрушечного мира проще узнать, кто автор. Неваляшку оснастил «несгибаемым» механизмом технолог Нахабинской фабрики Иван Ефимкин, а «взрослую» куклу Барби изобрела американская бизнес-леди Рут Хэндлер.

история возникновения игрушки

Первые игрушки древности

Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы. Древнегреческие дети играли восковыми и глиняными игрушками. Лошадок ставили на колеса уже в 900 году до нашей эры.

У древнеегипетских кукол двигалась нижняя челюсть. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В азиатских странах человеческие фигурки использовали в религиозных ритуалах.

Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.

Самая древняя игрушка — глиняный мяч. Его следы сохранились в пещере троглодитов вблизи французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.

история возникновения игрушки

Появление мягких игрушек

История происхождения плюшевых мишек, собачек и зайчиков началась в 16-17 веке. Игрушки шили из ткани и набивали соломой. Их использовали как манекены и изготавливали только для аристократов.

В 19 веке советы по изготовлению детских игрушек печатали в модных журналах. Первое производство наладила немка Маргарет Штайфф. Женщина пошила игрушечных зверей для племянников. Ее работа понравилась соседям и вскоре Маргарет принимала постоянные заказы.

К делу подключились сестры и отец. Штайффы открыли мастерскую, а затем в 1902 году появился знаменитый мишка Тедди, названный в честь президента США Теодора Рузвельта.

история возникновения игрушки

А для чего же нужны игрушки?

Кроме развлечения и познания игрушки служат для всестороннего развития ребенка. Они сопровождают его с пеленок до школы, от развивающего коврика до настольных интеллектуальных игр.

Главные функции игрушек:

  • развитие логики, воображения, мелкой моторики;
  • помощь в выражении внутренних переживаний;
  • объединение с другими детьми в общей игре, социальная адаптация;
  • отвлечение внимания, повышение настроения;
  • заполнение времени ребенка.

Игрушек может быть не много, но разных. Игры помогают родителям лучше понять характер и способности ребенка.

история возникновения игрушки

Виды игрушек

Игрушечные предметы, фигуры и принадлежности различают по форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Основные разновидности:

Сегодняшняя подборка будет посвящена истории производства игрушек в начале 20 века.

Конец 19 века ознаменовался торжеством индустриализации. Промышленное производство всё больше набирало обороты. Появлялись крупные заводы и фабрики. Но даже в начале 20 века, многие бытовые предметы были продуктом, которые производили небольшие кустарные или домашние мастерские.

И такое кустарное производство в то время было почти во всех странах мира. Почему именно кустарное производство, потому что многие процессы необходимые для производства некоторых бытовых предметов не были автоматизированы, как к примеру это происходит на современных фабриках и большинство процессов нужно было делать вручную.

Такое кустарное производство было и в игрушечной промышленности. В России только в 1913 г. появляются игрушечные артели, которые объединяют разных мастеров в одну организацию, для того чтобы разделить обязанности и увеличить производство. Но многие мастерские, так и остались небольшими семейными предприятиями.

В некоторых губерниях России изготовление игрушек было традиционным ремеслом. Так производство деревянной игрушки традиционно для Архангельской, Нижегородской, Вологодской, Вятской, Тульской губерний и Сергиева Посада.

На протяжении длительного времени, люди передавали знания об изготовлении игрушек из поколения в поколения.

В Российской Империи были и более крупные производители игрушек. Это например Дунаевский завод, завод Журавлева и Кочешкова.

В Германии, производство игрушек имела достаточно долгую историю и также, как в России были отдельные территории, которые традиционно занимались изготовлением игрушек. Это Тюрингия, Зонненберг, Вальтерсхаузен. Но в Германии, в начале века было много крупных фабрик по производству игрушек, которые с приходом Первой мировой войны пришли в упадок. И всё же, ручной труд был основой в производстве игрушек.

Работа, которая требовала физического труда, выполнялась мужчинами. Более легкие процессы поручали женщинам. Кстати, в начале века, женщины не могли работать вместе с мужчинами.

У мягких игрушек компании Штайф история как раз такая: почти сказочная.

Правда, началась она немного грустно. Однажды, не так уж и давно, в конце XIX века в небольшом немецком городке жила-была маленькая девочка, третья дочка строителя Фридриха Штайфа. Была она здоровой и хорошенькой. К несчастью, ещё в раннем детстве она неожиданно тяжело заболела. Маргарет выжила, но полиомиелит навсегда приковал её к инвалидному креслу.

Но девочка оказалась стойкой и оптимистичной. Она не опустила руки, и выучилась шить. Сначала училась в школе швей, а потом жила в семьях девушек на выданье и шила им приданое. Маргарет заработала достаточно денег, чтобы содержать себя, и вернулась домой. Тогда родные помогли ей оборудовать собственную мастерскую. И переделали обычную швейную машинку «наоборот» - чтобы плохо двигающиеся руки Маргарет могли на ней работать.

В 23 года Маргарет Штайф стала шить одежду, постельное бельё, скатерти, ночные сорочки и фартучки под собственным брендом. Модели пользовались таким успехом, что вскоре в мастерской Маргарет трудилась уже не одна. И в 1877 году началась история марки Штайф.

А мягкие игрушки появились в ней по волшебной случайности. Однажды Маргарет увидела в журнале выкройку слоника. Девушка сшила по ней игольницу из кусочков фетра – на Рождественские подарки. Но дети выпрашивали у своих мам этих милых зверушек и с удовольствием играли с ними. До 1879 года игрушки были только деревянными или фарфоровыми. Так что можно представить, какие получались игры. Так что слоники стали настоящим подарком.

Ни одна иголка не попала ни в одного слоника. Зато этих мягких зверушек обнимали детские ручки. Сшитые Маргарет фетровые игольницы стали первыми в истории мягкими игрушками.

Слоники Маргарет стали головокружительно популярны. Тогда Штайф сменила направление: одежда была оставлена, и на сцену вышли главные герои нашей истории – мягконабивные игрушки. И Маргарет сделала мягкие игрушки в виде разных животных: обезьянок, лошадок, верблюдов, свинок, мышек, собак, кошек, кроликов и жирафов. Всё это было в первом каталоге Штайф. Тогда же появился и девиз компании: «Для детей хорошо только лучшее». Тогда же маленькая артель Steiff стала расти в фабрику игрушек.

Сегодня среди игрушек Steiff овечки, единороги, тюлени, дракончики, ослики, пингвины, попугаи, коровки, львята, белки. И, конечно, всем известные плюшевые мишки. Но о них – рассказ впереди.

Мы уже настолько привыкли к виду плюшевых мишек, что даже и не представляем, что они могли быть другими. А до 1902 года игрушечные мишки выглядели только так: стояли на четырёх лапах, как их лесные сородичи. Мишки были набиты опилками, а к их лапам крепились колёса. На больших медведях ребёнок мог прокатиться верхом, как на лошадке. А медведей поменьше возили за собой, будто машинки.

Смелая идея сделать мишку по принципу куклы пришла в голову племяннику Маргарет – Рихарду Штайфу. Он также работал в семейном предприятии, и многие игрушки Steiff создавались по его эскизам. Рихард увидел цирковых медведей, и его посетило вдохновение.

Рихард Штайф с первым мишкой PB55 (Р – плюш, В - подвижный, а 55 рост игрушки). Фото из архива Steiff

Рихард Штайф с первым мишкой PB55 (Р – плюш, В - подвижный, а 55 рост игрушки). Фото из архива Steiff

В 1902 году впервые в мире был сделан плюшевый мягкий мишка! Мишку было приятно держать в руках. И он мог ответить малышу на его объятье – лапки и голова мишки были подвижными. Хотя Маргарет не верила в успех такой необычной игрушки, мишка всё-таки был выпущен и представлен на выставке.

Остальное вы знаете: уже более ста лет мягких мишек обожают и дети, и взрослые. Они служат любимой игрушкой, утешением и даже вдохновением. Говорят, именно мишке Steiff мы обязаны сотворением Винни Пуха Роберта Милна.

Тут заканчивается сказка, и начинается чистая правда. О том, как живёт фабрика Steiff сейчас, и о том, как отличить винтажные игрушки от игровых, в следующей статье.

Мягкая игрушка

Первые упоминания о мягких игрушках датированы XIX веком, когда женщины сами их шили из разноцветных лоскутков и набивали ватой, хлопковыми волокнами, соломой, опилками и прочими материалами. Мягкие игрушки представляли собой небольшие фигурки животных: медвежат, котят, щенков, зайчиков и многих-многих других домашних и диких зверей. И только в XX веке было запущено массовое производство по выпуску мягких игрушек. На тот же период пришелся и бум на плюшевых медвежат не только на Западе, но и у нас в Советском Союзе. С тех пор практически у каждого ребенка дошкольного возраста есть игрушка, с которой он не расстается – любимая мягкая игрушка.

Описание игрушки

  • Классические. Изготавливаются в виде животных и людей. Для производства используются натуральные и синтетические материалы, разные по фактуре и цвету.
  • Развивающие. К таким относятся игровые комплексы, подвесные карусели, игровые панели, развивающие коврики. Такие модели отличаются небольшими габаритами и красочными оттенками.
  • Мягкие погремушки. Изготавливаются в виде обычных погремушек из текстиля. В такие модели вшиваются специальные механизмы, которые шуршат, пищат или гремят при встряхивании. Погремушки развивают у ребят звуковое восприятие, моторику рук
  • Мягкие книжки. Эти изделия обтягиваются текстильными материалами: трикотажем, флисом, хлопком. Вместо рисунков используются аппликации из ткани, изображающие предметы окружающей среды или демонстрирующие ситуации из жизни
  • Мягкие музыкальные. Внешне ничем не отличаются от простых игрушек. Особенность их заключается в наличии встроенных внутрь изделия механизмов. Модели издают разные звуки: мелодию, стишки, песенки
  • Мягкие интерактивные. Построены по принципу музыкальных игрушек и многофункциональны. Они разговаривают, поют, танцуют. Часто используется музыкальное и световое сопровождение.

Малышам до года, лучше покупать вещи с безворсовым покрытием. Подойдут модели из кашемира, флиса, трикотажа. Старшим ребятам покупайте велюровых, бархатных, плюшевых зверушек. Внешний вид зверька должен быть максимально приближен к реальному виду (кроме размеров животного). Лучше выбирать игрушки естественных раскрасок, ведь через них малыш познает внешний мир. Важно, чтобы мордочка была веселой и доброй.

Как играть?

Играть с мягкими игрушкам можно во что угодно. Мягкие друзья прекрасно подходят для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с мягкими игрушками. Некоторые игрушки обладают антистрессовыми свойствами. Обычно у таких кукол или зверюшек особый наполнитель, который успокаивает малыша, а также игрушки могут иметь успевающий травяной запах – лаванды или ромашки.

Плюсы и минусы

Как не странно, именно игрушечные животные легко одушевляются детьми и играют важную роль в их жизни. Дети легче переносят чувство одиночества и страха, становятся более уверенными в незнакомой для себя ситуации и легче переносят процесс адаптации к детскому саду. И именно такие игрушки становятся для малышей настоящими верными друзьями, помогающими преодолевать препятствия на начинающемся жизненном пути. Такая привязанность – первый признак того, что ребенок научился чувствовать и испытывать искреннюю привязанность, которая способствует развитию и формированию духовности и эмоциональности ребенка.

Производство

Мягких игрушек на рынке великое множество. Невозможно перечесть всех производителей, занимающихся производством мягких игрушек. Из таких фирм можно выделить BUDIBASA, СмолТойс, Плюш Ленд, 1TOY, ABtoys и Plan Toys. Эти производители проверены и выпускают качественные игрушки. Есть компании, не имеющие сертификации, которые выпускают некачественную продукцию. Поэтому следует внимательно проверять игрушки перед покупкой.

Куклы

Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.

Только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек. Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы стали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки так всем понравились, что на Маргарет буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую по пошиву игрушек, в которой трудилась Маргарет с сёстрами. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А через год появился первый плюшевый мишка - игрушка, обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. Племянник Маргарет, Рихард Штайфф, художник по профессии, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

02.jpg

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого под его выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе, плюшевых медведей стали называть Тедди.

А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.

03.jpg

А для чего же нужны игрушки?

Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.

Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.

Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.

Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.

Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.

04.jpg

В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!

Читайте также: