Первая игрушечная железная дорога

Обновлено: 04.05.2024

Первую игрушечную железную дорогу продали 130 лет назад, 19 ноября 1891 года, в Геппингене (Германская империя).

130 лет назад продали первую игрушечную железную дорогу Локомотивы, Ретро поезда, Железнодорожный моделизм, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Игрушечные паровозики часто имели действующую паровую машину, то есть начинали движение из-за сжигания топлива.

Чаще всего эти модели создавались для рекламы только зародившегося железнодорожного транспорта.

Чаще всего эти модели создавались для рекламы только зародившегося железнодорожного транспорта.

Точный год рождения таких моделей установить очень трудно, однако часто отмечают 1829, когда внукам поэта Иоганна Вольфганга фон Гете подарили игрушечную копию знаменитой стефенсоновской «Ракеты». Аналогичную игрушку подарили испанскому королю.

130 лет назад продали первую игрушечную железную дорогу Локомотивы, Ретро поезда, Железнодорожный моделизм, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Игрушечная железная дорога, 1891 год

Первая игрушечная железная дорога была построена в Германии в 1835 году.

Тогда же в стране начали продавать собираемые из бумаги вагоны и локомотивы.

Паровозики начали быстро завоевывать популярность, поэтому вскоре появились модели из жести или металла.

Первый макет игрушечной железной дороги был создан в 1859 году в парке Сен-Клу (Юзе, Франция) и предназначался для принца Наполеона Эжена Луи Жан Жозефа Бонапарта.

130 лет назад продали первую игрушечную железную дорогу Локомотивы, Ретро поезда, Железнодорожный моделизм, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Первые широко принятые стандарты для движущихся по пути игрушечных поездов были введены в Лейпциге (Германия) в 1891 году компанией «Мерклин» (основана в 1859 году).

На главном фото: игрушечный поезд, изготовленный Distler и управляемый часовым механизмом, примерно 1950 год.


Железная дорога

3.1K постов 5.7K подписчиков

Эх, мечта моего детства. Частенько заходил в магазин посмотреть на это чудо, но язык не поворачивался сказать родителям о своём желании.
Магазин тот - "Детский мир" напротив драмтеатра, г.Мингечаур.(щас мингечевир)

А где сейчас купить ребенку нормальную железную дорогу(чтоб поезд не падал с рельс при лёгком касании), но за адекватные деньги?!


Pesa представила водородный тепловоз на базе SM42!⁠ ⁠

Pesa Bydgoszcz представила на выставке TRAKO свой водородный локомотив. Это модернизированный локомотив с установленными водородными элементами.

Pesa представила водородный тепловоз на базе SM42! Локомотивы, Водород, Железная дорога, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

PESA, как и обещала, так и сделала. На выставке TRAKO представлен первый польский водородный локомотив. Сам агрегат визуально претерпел существенную модернизацию, ведь его основой стал тепловоз СМ42.

Об этом сообщает железнодорожный журнал Railway Supply.

Весь проект был создан в сотрудничестве с PKN Orlen и Orlen Koltrans. Именно этот локомотив в ближайшее время будет сдан в эксплуатацию на нефтеперерабатывающем заводе Orlen в Плоцке.

Pesa представила водородный тепловоз на базе SM42! Локомотивы, Водород, Железная дорога, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Локомотив производства Pesa имеет четыре асинхронных двигателя мощностью 180 кВт каждый, вспомогательный преобразователь 3 x 400 В, один инвертор для двух тяговых двигателей. Для всего привода будет использоваться тяговая батарея по технологии LTO с набором водородных элементов.

Тепловоз с обозначением СМ42 6Dn — 4-осный с тяговыми двигателями 4х180 кВт. Он был оснащен инновационным источником энергии — водородным двигателем с нулевым уровнем выбросов. Две водородные ячейки производства Ballard отвечают за выработку энергии.

Pesa представила водородный тепловоз на базе SM42! Локомотивы, Водород, Железная дорога, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Ячейка на 85 кВт — это система, которая генерирует электрическое напряжение в результате химической реакции водорода с кислородом из атмосферы. Водород отбирается из водородных резервуаров и подается в ячейку после прохождения через редуктор давления под давлением 8 бар.

Система питания водородного элемента состоит из двух комплектов резервуаров, установленных в стальной раме. Каждый из них содержит 16 баллонов, а общая вместимость 32 водородных баллонов составляет 175 кг для давления 350 бар и температуры газа 15 градусов Цельсия. Система привода локомотива также включает тяговую батарею большой емкости. Аккумуляторы поставляются в виде 6 отдельных ящиков, связанных между собой электроустановкой и системой охлаждения. Аккумулятор выполнен по технологии LTO, общей емкостью 167 кВтч.

Pesa представила водородный тепловоз на базе SM42! Локомотивы, Водород, Железная дорога, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Локомотив также был оснащен автономной системой вождения, которая позволяет одному машинисту управлять транспортным средством а также системой распознавания препятствий. После модернизации SM42 6Dn приобрел не только инновационный драйв, но и современный дизайн, его минималистичный стиль отсылает к актуальным тенденциям.

Pesa представила водородный тепловоз на базе SM42! Локомотивы, Водород, Железная дорога, Железнодорожный транспорт, Длиннопост

Самым важным изменением является перенос кабины машиниста в центральную часть , которая является двухсторонней, имеет социальную зону и систему кондиционирования. Из-за увеличенной технической части убрали боковые площадки и перенесли вход.


Железнодорожное наследие по-английски⁠ ⁠

Железнодорожное наследие по-английски Железнодорожный транспорт, История, Паровоз, Ретро поезда, Великобритания, Длиннопост

Локомотивное депо и станция исторической железной дороги Great Central Railway

Великобритания — мировой лидер по количеству исторических железных дорог. В Соединенном Королевстве их насчитывается более 100. Некоторые дороги преобразованы в коммерческие предприятия, которые приносят доход, сообщает журнал для железнодорожников «Railway Supply”

Исторические железной дороги Великобритании — часть наследия, сохраненное после сокращения в 1960-х годах. Тогда правительство приняло решение о закрытии около трети железнодорожных линий (9,7 тыс. км) и половины
станций (более 2,3 тыс.)

Однако некоторые жд ветки и немало объектов удалось сохранить. Ярким примером является Great Central Railway, основанная на базе некогда великой дороги. Сохранить ее удалось благодаря благотворительным сборам, выпуску акций, а также при поддержке одного из муниципалитетов. За счет туристов и организации для них ретро-рейсов этой железной дороге удалось впервые получить прибыль в 2007 году в размере 62 тыс. фунтов стерлингов (более 2 млн грн.).

Железнодорожное наследие по-английски Железнодорожный транспорт, История, Паровоз, Ретро поезда, Великобритания, Длиннопост

Екстерьер и интерьеры отреставрированных вокзалов

Great Central Railway включает двухпутные линии протяженностью почти 30 км. По ней осуществляются ретро-перевозки между Лафборо и Лестером. График — круглый год по выходным и праздничным
дням. Особенно людно здесь накануне Нового Года.

Пакет услуг исторической железной дороги включает питание в аутентичном вагоне-ресторане, а также в буфетах и чайных на вокзалах сохраненных станций. Некоторый доход предприятие получает от продажи сувениров и книг. Эксклюзивное предложение — за сумму от 370 фунтов стерлингов можно попробовать себя в роли машиниста паровоза или тепловоза.

Железнодорожное наследие по-английски Железнодорожный транспорт, История, Паровоз, Ретро поезда, Великобритания, Длиннопост

Сохранением исторических объектов занимается Фонд железнодорожного наследия (Railway Heritage Trust), поддерживаемый государственным оператором инфраструктуры Network Rail. Фонд был основан British Rail в 1985 году. Он предоставляет консультации и распределяет гранты на ремонт и реставрацию зданий.

«Не кажется ли тебе, что этот электрический поезд просто чудо?! Я назову его Голубой Стрелой и, клянусь, брошу торговлю, если с завтрашнего дня сотни ребячьих глаз не будут пожирать его с утра до вечера».

Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»

Железная дорога

Поездам и рельсам все возрасты покорны

Есть подозрение, что об игрушечной железной дороге мечтали не только мальчики, для которых она была предназначена, но и их старшие братья, папы и даже дедушки. Поскольку все они сразу с энтузиазмом принимались за прокладку рельсов и запуск состава. Сохранились фотографии, на которых император Николай II собирает дорогу для сына. Кстати, любимой игрушкой самого императора в детстве тоже была железная дорога.

Коронованные особы были явно не равнодушны к игрушечным паровозикам. Их часто дарили испанскому королю. А для французского принца Наполеона Бонапарта IV игрушечная железная дорога была построена в парке Сен-Клу. Приобрёл по случаю железную дорогу фирмы Marklin и немецкий Кайзер Вильгельм II. Дарили разноцветные вагончики внукам великого Гёте. В любви к игрушечным паровозикам в своё время были замечены Род Стюарт, Рональд Рейган, Владимир Набоков.

Научные открытия в игрушке

В позапрошлом столетии строительство железных дорог имело прорывной характер. Всё, связанное с этим событием, пользовалось особой популярностью. Первыми это почувствовали игрушечники-ремесленники Лейпцига. И сделали паровозик. Игрушка сначала была деревянной и двигаться по рельсам не умела. Это было в 30-х годах XIX века. Немного позже к производству игрушек подключилась Англия. Паровозики стали выпускаться металлическими и, главное, для них появились рельсы. Счастливые обладатели игрушек, почтенные английские аристократы, объединялись в клубы по интересам и похвалялись своими паровозами в престижных лондонских и ливерпульских клубах.

В движение паровозики приводились с помощью часового механизма. Это вполне устраивало детей, но казалось скучновато взрослым. Тогда, в 1981 году, фирма Marklin впервые представила на Лейпцигской ярмарке самостоятельно движущиеся модели. Они передвигались по рельсам за счёт встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины. Новинка имела бешеный успех. И даже, когда в 20-е годы XX века паровозики перешли на электрическую тягу, игрушки, работающие на спирту, остались вполне конкурентоспособными. Выпускаются они и по сию пору. Правда, стоят очень дорого.

Чуть позже, фирма Marklin вынесла на общее обсуждение ещё одно революционное предложение: почему бы не выработать единые стандарты, чтобы можно было совместить на одной железной дороге объекты разных производителей. Так 32 мм стали первым стандартом для колеи. А вскоре, фирма Trix предложила игрушечную железную дорогу с колеёй в 16,5 мм. Она была не только меньше, но уже тогда имела настоящий пульт управления.

Железная дорога в России

Собственное производство в России было развернуто уже после революции в 30-х годах прошлого века. За производство игрушечных паровозиков взялись на заводе «Пресс» в городе Серпухове. Но настоящий «паровозный бум» пришёлся на послевоенное время. Тогда на подмосковном заводе «Прожектор» была выпущена знаменитая железная дорога «Пионерская». Следующей, в 1982 году свет увидела игрушка курского завода «Счётмаш». Называлась она «О2», а в народе ласково — «овечка». Одновременно с ней на прилавках детских магазинов появились изделия белгородского производственного объединения «Сокол».

Сейчас среди отечественных производителей, известны фирмы «Конка», «Модела», «Пересвет», «Аврора» и другие. Большинство моделей, как считают специалисты, достигают мирового уровня и по качеству исполнения, и по эксплуатационным параметрам, и по степени соответствия оригиналу, и по технологичности. Это здорово, поскольку миниатюрные паровозики и сегодня желанная игрушка не только для ребёнка, но, пожалуй, и для взрослого. В 2011 году аукционный дом Sotheby’s выставил на торги самую полную в мире коллекцию игрушечных железных дорог. Владелец Джерри Грин собирал её в течение 50 лет. Собрание насчитывает 27 000 предметов.

Первый в мире игрушечный электропоезд появился в 1897 году. Его сделали в качестве рекламного экспоната американские инженеры Мортон Карлайл и Роберт Фин.

Железная дорога

Игрушечная железная дорога – это имитация реальной рельсовой дороги с локомотивами на приводе или без него. Приводом для поезда может служить небольшой заводной механизм, или питание может идти от батареек. К локомотивам обычно крепятся небольшие вагончики. Первые игрушечные паровозы были маленькими копиями реальных поездов и собирались в качестве их рекламы. Миниатюрные поезда и вагончики начали производить в Германии в городе Лейпциг в 19 веке. Немецкие игрушки быстро заполонили всю Европу. Долгое время игрушечная железная дорога была роскошью — ее могли позволить себе только дети очень богатых и влиятельных родителей. Первые игрушечные составы не были реальными моделями и не повторяли внешний вид настоящего средства передвижения. Движущиеся модели работали за счет миниатюрной паровой машины, работающей на спирту.

Описание игрушки

Современные компании соревнуются за потребителей, ведь в отличие от советского времени сейчас огромный выбор игрушечных железных дорог. Они различаются по комплектации, размеру, образу, материалу изготовления и многим другим параметрам. Сейчас в состав многих железных дорог входит не только сама дорога с поездами, но и дополнительный ландшафт. Так что ребенок может сам построить дома, тоннели, станцию, шлагбаумы и переезды. Это придает игре особый колорит и реалистичность. При желании, не трудно найти поезда, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, работающие от батареек, а также дополнить железную дорогу новыми развязками, стрелками, вагончиками и фигурками.

Для самых маленьких продаются небольшие паровозики с вагонами, которые ребенок сможет сам катать по рельсам. Все элементы такого набора крупные, удобные, абсолютно безопасные и легко соединяются между собой. Это сделано специально для развития мелкой моторики рук у малышей. Для детей постарше производятся наборы железной дороги со сложными развязками и радиоуправляемыми поездами. Вариантов игрушечных железных дорог сейчас великое множество – из разных материалов, цветов и размеров. Их можно компоновать различными способами, докупать вагоны, мосты, переходы. Поезда можно возить самим или управлять ими с помощью специального пульта.

Как играть?

Играя в железную дорогу, ребенок сам будет строить дороги разной сложности и протяженности, придумывать сценарии своих игр. Это очень важно, так как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию воображения, фантазии, творческого мышления и координации у детей. Возраст, с которого рекомендуют играть в железные дороги – с 2 до 10 лет. Даже в полтора года ребенок уже вполне может собрать небольшую дорогу сам, что не маловажно – в большинстве других дорог за него это делают родители, а ребенку остается только катать поезда, или смотреть за их движением. Это очень большой плюс, ребенок сам представляет, какой он хочет сегодня видеть свою дорогу. Детские железные дороги – одна из самых востребованных детских игр уже на протяжении многих лет.

Плюсы и минусы

На рынке представлено довольно большое количество моделей железных дорог и родителям зачастую непросто выбрать подходящую. При выборе дороги следует обратить внимание на качество исполнения – легко ли стыкуются рельсы между собой, можно ли строить сложные схемы, не падают ли поезда, качество самих рельс, поездов, дополнительных строений; На возможность дороги совмещаться с другими наборами этого же производителя – купив единожды один набор любой фирмы, через какое-то время захочется обязательно расширить возможности самого полотна, сделать его более интересным и максимально приближенным к настоящей жизни, возможно – обзавестись новыми поездами. Безопасность использования дороги также важна – отсутствие мелких элементов для малышей, прочность креплений мелких деталей на поездах и т.д.

Производство

Детские железные дороги – одна из самых востребованных детских игр уже на протяжении многих лет. На рынке представлено довольно большое количество моделей железных дорог и родителям зачастую непросто выбрать подходящую. Качественные железные дороги можно найти у таких производителей, как Lego, у японской компании TOMY, американской «Чаггинтон» и китайской «Путешествие в сказку». Российский производитель «Кроха» предлагает малышам простые железные дороги для самых маленьких, а немецкий производитель Simba – для детей более старшего возраста.

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Заговаривая о моделях железных дорог с посторонним человеком, нередко слышишь недоумение: "Как понять — модели? А, немецкая, что ли?" Да, действительно, многие при упоминании миниатюрных копий железных дорог в первую очередь вспоминают хорошо знакомые всем изделия из ГДР. Даже сейчас, когда производство таких моделей освоено уже несколькими российскими, украинскими, латвийскими предприятиями.

Между тем у производства железнодорожных моделей на территории бывшего Союза есть своя история. И хотя, пожалуй, нельзя назвать её богатой и славной, забывать о ней не стоит.

Как известно, производство игрушек железнодорожной тематики началось практически сразу после появления железных дорог. Однако моделизм в современном понятии этого слова выделился из увлечения такими игрушками значительно позже. Трудно обозначить какую-то грань, разделяющую "игрушку" и "модель" — она представилась бы очень размытой. И всё же попытаемся сделать это.

Уже мало кто помнит электрическую железную дорогу, которая выпускалась в тридцатые годы XX века заводом "Пресс" в Серпухове. Сохранившиеся до наших дней экземпляры этих игрушек являются чрезвычайной редкостью. Но по ним мы можем констатировать: это были изделия, стоящие на уровне тогдашних мировых стандартов. Они представляли собой прекрасные, высокотехнологичные игрушки и. как и большинство зарубежных изделий того времени, не являлись моделями. Локомотивы не копировали какие-либо прототипы, вагоны также были, так сказать, вагонами "вообще". Однако, взглянув на зарубежные изделия того времени, мы увидим, что такая условность во многом была печатью эпохи.

Железная дорога завода "Пресс". Иллюстрация из книги "Модели железных дорог"

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Западные производители также не ставили перед собой задачи добиться полного сходства своих изделий с настоящими локомотивами и вагонами. Первые шаги к изготовлению моделей-копий предпринимались единичными фирмами, такими, как Märklin. Так что с этой стороны игрушечная железная дорога из Серпухова была, так сказать, вполне "на уровне".

Напомним некоторые характеристики этой дороги. Было выпущено два вида локомотивов: двухосный паровоз и двухосный же электровоз с центральным расположением кабины. Локомотивы имели электродвигатели переменного тока, питались напряжением 12 В. Система электроснабжения — трёхрельсовая. Вагонов имелось почти 10 видов, из них один — четырёхосный пассажирский, остальные — грузовые (крытые, полувагон, платформа и другие). И локомотивы, и вагоны изготовлялись из металла. Путь из профилированных рельсов имел ширину 45 мм. Рельсы крепились к металлическим шпалам — всего по 3 или 4 шпалы на звено пути, и это также примета времени.

Производство железной дороги в Серпухове было прервано войной. А по прошествии наиболее тяжёлых послевоенных лет уже другое предприятие — московский завод "Прожектор", приступил к производству нового набора железной дороги под торгово-рекламным названием "Пионерская". Выпуск её начался примерно в 1951 году и продолжался около 20 лет.

В набор входил шестиосный тепловоз загадочной серии "ИС" с номером 51, четыре 4-осных вагона — два пассажирских и два грузовых (платформа и крытый); большой комплект рельсов с двумя стрелочными переводами, мост, переезд со шлагбаумами и домиком дежурного, здание вокзала, несколько светофоров и фонарей освещения. Подвижной состав, здание вокзала, переезд были выполнены из металла. Поставлялась эта железная дорога в огромной деревянной коробке, вес её составлял несколько килограммов. К набору прилагался трансформатор с регулятором напряжения.

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Это была игрушка сложнейшего по тем временам технического уровня, мечта всех ребят. Путь был разделён на блок-участки, и сигналы светофоров переключались при движении поезда. При прохождении поезда по переезду опускались шлагбаумы, из домика "выходил" дежурный с фонарём, а его "коллега" на платформе станции поднимал зелёный флаг. Локомотив был снабжён действующим прожектором, в пассажирских вагонах имелось освещение и хвостовые красные огни. Светились фонари на станции, переезде и у стрелок, подсвечивалось изнутри здание вокзала. Разложенная в затемнённой комнате, действующая "пионерка" являла собой впечатляющее зрелище.

Дежурный и домик дежурного

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Особо следует сказать о путевом материале для этой дороги. Как и в железной дороге завода "Пресс", рельсы были профилированными, локомотив питался по всё ещё распространённой в то время трёхрельсовой системе. Ширина колеи составляла 32 мм, напряжение питания — 13В переменного тока. В наборе было 7 или 8 прямых, 16 радиусных звеньев и два стрелочных перевода с ручным приводом — левый и правый.

Конечно, назвать эту железную дорогу "модельной" всё ещё трудно. В облике тепловоза, вагонов, сооружений было ещё много условности. И вместе с тем внешний вид подвижного состава уже приближался к виду настоящей техники. Вагоны, особенно грузовые, выглядели вполне узнаваемо, а выполненные надписи и эмблемы добавляли им реализма. В облике фантастического локомотива "ИС-51" угадывались очертания новейших по тому времени магистральных тепловозов ТЭ2 или ТЭ3 первого выпуска.

Словом, следует признать: эта дорога впервые стала чем-то бoльшим, чем просто игрушка. Именно её мы и назовём той "гранью", за которой можно говорить о начале промышленного производства моделей железных дорог в нашей стране.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МОДЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. МОДЕЛИ ЗАВОДА "СЧЁТМАШ"

Однако после первого, такого удачного, шага естественный процесс развития отечественного модельпрома неожиданно был нарушен. Связано это с появлением на прилавках советских магазинов "тех самых" моделей железных дорог производства ГДР. История производства железных дорог в Германии к тому моменту была уже очень богатой, а часть Германии вошла в соцлагерь и расплачивалась с Советским Союзом за блага социализма многими изделиями своей промышленности. Первые немецкие модели были завезены в Союз в конце пятидесятых годов, а по прошествии нескольких лет было принято решение закрепить модельпромовские функции за предприятиями ГДР.

В основном в СССР поставляли свои изделия заводы PIKO (масштабы H0 и N) и Berliner-TT-Bahnen (масштаб TT). Впоследствии к ним добавились VERO (модели зданий и сооружений), PILZ (профилированный рельсовый материал) и некоторые другие.

Появление "немецкой железной дороги", безусловно, подхлестнуло все благотворные процессы в развитии этого увлечения среди советских граждан: и стремление к миниатюризации, и улучшение качества деталировки самостоятельно изготовляемых моделей — достойные образцы были теперь перед глазами. Да и началось увлечение моделизмом для многих именно с покупки немецкого набора.

Всё было бы очень хорошо, если бы не одно "но": среди поставляемых из ГДР моделей подвижного состава практически не оказалось копий советских прототипов. "Наши" модели можно было пересчитать по пальцам. В типоразмере ТТ это были электровоз ЧС1 и тепловоз ЧМЭ2, в типоразмере N — электровоз ЧС4 и пассажирские вагоны "Аммендорф", а в типоразмере Н0 — один-единственный вагон-ледник, всем хорошо известный "ашхабадец". Причём именно эти модели имели досадные недостатки: не очень точно воспроизводились детали, не соответствовали некоторые масштабные размеры.

К началу 80-х годов наши любители-энтузиасты создали великолепные модели советских локомотивов и вагонов в домашних условиях. Многие использовали "бонусы", предоставляемые импортными моделями: так, многие возвращали тепловозу BR120 (М62) фирмы PIKO его "законную" окраску и советские надписи, некоторые брались за переделку паровоза BR52 в трофейный ТЭ, распространённый у нас в послевоенные годы. Интерес к железнодорожному моделизму возрос в целом. Всё это стимулировало потребность в отечественных моделях железных дорог промышленного производства. Однако заводы, такие, как московский "Огонёк", выпускавшие вполне качественные игрушечные железные дороги, оказались не готовыми начать выпуск моделей-копий. Потому за это благородное дело взялись серьёзные организации, далёкие от игрушек.

Первой такой организацией стал приборостроительный завод "Счётмаш" из Курска. Он подготовил к выпуску ряд моделей подвижного состава и путевого материала. Для них был выбран самый распространённый и популярный в мире типоразмер — H0. В 1982 году была выпущена первая партия. Набор включал в себя паровоз серии Ов с угольным отоплением и два 14-метровых двухосных пассажирских вагона, путевой материал и блок питания.

Рассматривая эту железную дорогу, не без удовольствия отмечаешь, что разработчики явно не стремились ни подражать изделиям PIKO, ни даже копировать какие-либо их узлы. Первую отечественную модель железной дороги решили делать сами!

Современным детям сложно представить, что в девятнадцатом веке их пра-пра бабушки и дедушки приходили в восторг не от кукол Барби, а от игрушечных железных дорог. Это сегодня достаточно просто купить детскую железную дорогу , а когда -то они были дорогими игрушками, в прямом и переносном смысле.Известно даже, что любимой игрушкой русского царя Николая II в детстве была заводная железная дорога. И стоила она 154 рубля


История игрушечных паровозиков начинается одновременно с историей самой железной дороги. Европа тридцатых годов XIX века была практически наводнена деревянными вагончиками и паровозиками, которые изготавливали кустари-ремесленники из немецкого города Лейпцига. Деревянная железная дорога не имела рельсов, но от этого не становилась менее популярной и любимой детьми и взрослыми.
Игрушечные железные паровозики появляются на родине железной дороги в Англии в сороковых годах XIX столетия. Примечательно, что первые модели поездов из железа были сделаны отнюдь не в качестве игрушки, а для рекламы нового для Европы транспорта. Но как часто бывает, идея оказалась удачной и уже вскоре железные паровозики стали предметом коллекционирования местной аристократии и любимой забавой детей во многих странах Старого Света. Играли в эти популярные игрушки, например, и в ливерпульских и лондонских престижных клубах, где были уложены рельсы для игрушечной железной дороги.


Популярность игрушечных паровозиков стала такой, что считалось престижным преподносить их в качестве подарков коронованным особам. Например, их дарили испанскому королю, а для французского принца была даже построена в парке Сен-Клу игрушечная железная дорога.
Еще десятилетие спустя игрушечные паровозики попытались оснастить заводным часовым механизмом. Но движущиеся самостоятельно модели появились лишь в1981 году. Настоящей «бомбой» стали паровозы фирмы Marklin, впервые представленные на Лейпцигской ярмарке. Они передвигались самостоятельно по рельсам, за счет встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины.


Двадцатые годы прошлого столетия стали революционными для Европы не только в политическом смысле. Игрушечные паровозики тоже переживают революцию: изобретены миниатюрные электродвигатели выпрямители переменного тока. Германия остается лидером по выпуску игрушечных железных дорог, но уже в 30-годы такая железная дорога появилась и в России. Миниатюрные паровозики начинает выпускать завод «Пресс» в Серпухове Московской области.

Я сегодня прелесть какая гадость В ответ на Хлеб . колбаска . а я, блин, на диете . 2 июня 2015, 14:37


В послевоенное время и в Советском Союзе начинается «железнодорожная болезнь», железные паровозики и вагоны быстро становятся популярной игрушкой. Ведь именно тогда появляется железная дорога » Пионерская», выпускаемая подмосковным заводом «Прожектор». Поставлялась игрушка в большой деревянной коробке, а ее вес был несколько килограмм. В набор « Пионерская» входили выполненные из метала шестиостный тепловоз, два грузовых и два пассажирских вагона, комплект рейсов, переезд со шлагбаумом, мост, здание вокзала, светофоры и фонари освещения.


Бумом игрушечных железных дорог в нашей стране считаются 70-е годы XX столетия. Именно тогда на прилавках « Детского мира» на Лубянке появились наборы игрушечных железных дорог фирмы «Pico» из ГДР.


Игрушечный поезд (игрушечная железная дорога) представляет собой уменьшенную имитацию реального железнодорожного поезда. Обычно представляет собой локомотив с несколькими вагонами, которые могут катится по рельсам (хотя это и не обязательное условие данной игрушки). Локомотив может быть как с приводом (на батарейках, с механическим заводом), так и без. В обиходе игрушечные поезда часто именуются Паровозиками.

Нередко игрушечными называют модельные железные дороги, что неверно, ввиду большого различия между ними (как и при сравнении прочих моделей техники и игрушек). Среди отличий игрушечной железной дороги от модельной можно отметить следующие:

Не нормирован масштаб, поэтому он может быть произвольным (например, фирма LEGO выпускает игрушечные поезда в масштабе 1:38), либо вовсе не выдерживаться;
У игрушки часто сводится к минимуму детализация и долговечность, что позволяет заметно снизить цену;
Игрушка создана прежде всего для игры детьми, тогда как модель имитирует техническое устройство, из-за чего, ввиду мелких деталей, имеет ограничения по возрасту.
Приводом для модели поезда служит установленный в модели локомотива миниатюрный электродвигатель, который получает питание по рельсам. Приводом же игрушки могут быть также электродвигатель с питанием от батареек, либо заводной механизм, либо внешние силы (т.н. «таскать за верёвочку»).
Рельсовые пути для игрушечных поездов могут быть выполнены в виде полос с желобками (деревянные детские железные дороги, пластиковые фирмы Plarail), либо вовсе отсутствовать, при этом игрушечный поезд значительно больше похож на несколько игрушечных машинок, соединённых вместе.


Однако стоит отдельно отметить, что многие современные модельные поезда также, тем не менее, могли бы обозначаться как игрушечная железная дорога, если таковые не точно соответствуют масштабу в порядке упрощений в пользу надежности, требуемой для игры детьми, или малозатратного изготовления.

Ввиду высокой популярности, игрушечные поезда фигурируют в значительном количестве литературных произведений, фильмах и даже спектаклях. Ниже приведены произведения, где игрушечный поезд играет значительную роль.

Сказочная повесть Джанни Родари «Путешествие «Голубой Стрелы»».
«Голубая стрела» — советский мультфильм, снятый по данной повести.
«Паровозик из Ромашкова» и «Паровозик Томас и друзья» — хотя повествование и идёт как о реальных поездах, но сильно заметна их игрушечность.
Эпизо д Последний поезд в Долларвилль мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» — о розыске похищенного игрушечного поезда.
«Звёздный Экспресс» — мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера об оживших во сне маленького мальчика игрушечных поездах.
«Веселые паровозики из Чаггингтона» — мультсериал о городе где живут и работают антропоморфные поезда под руководством людей и суперкомпьютера с искусственным интеллектом.


Есть подозрение, что о железной дороге мечтали не только мальчики, для которых она была предназначена, но и их старшие братья, папы и даже дедушки. Поскольку все они сразу с энтузиазмом принимались за прокладку рельсов и запуск состава.Император Николай Второй, собирает железную дорогу для сына.

Кстати, любимой игрушкой самого императора в детстве тоже была железная дорога. И стоила она 154 рубля.

"Огляделся: комната волшебная. Ничего подобного сроду не видывал. Во-первых по полу идет железная дорога, маленькая, но настоящая, с рельсами, с сторожевыми будками, с тремя классами вагонов. - так описывали детскую, принадлежавшую будущему русскому императору. - Хозяин всех этих игрушечных сокровищ заводил ключиком свою дорогу, и вот уже «паровоз побежал, из будки вышла сторожиха, замахала флажком, на платформе появился пузатый начальник, зазвенел звонок"


Коронованные особы были явно не равнодушны к игрушечным паровозикам. Их дарили испанскому королю, а для французского принца Наполеона Бонапарта Четвертого игрушечная железная дорога была построена в парке Сен-Клу. Игрушечные паровозики коллекционировал король танца Рудольф Нуриев. Для него эта игрушка имела особый, сакральный смысл. Рожденный в поезде "под стук колес", он всю жизнь находился в движении: переезды, перелеты всегда составляли значительную часть его жизни. По случаю приобрел по случаю железную дорогу фирмы Marklin немецкий кайзер Вильгельм II . Вагоны и тендер паровоза этого «царского» поезда теперь заняли почетное место в Гепингенском музее игрушки (Goppingen, Германия, музей фирмы Marklin). Дарили разноцветные вагончики и внукам великого Гете. В любви к игрушечным паровозикам в свое время были замечены Род Стюарт, Рональд Рейган, Владимир Набоков. Сохранились фотографии, свидетельствующие о большой коллекции этих игрушек в имении Германа Геринга. Это была особая мрачная, милитаризованная коллекция. К потолочным балкам чердака, где располагались игрушечные составы, крепились миниатюрные самолеты, по сигналу с пульта сбрасывающие на железную дорогу деревянные бомбы.

Огромным собранием игрушечных паровозиков обладал Фрэнк Синатра. Выходец из небогатой семьи итальянских иммигрантов, он был одним из тех мальчиков, которые страстно хотели попасть в Нью-Йорк в новогодние и рождественские дни, чтобы иметь возможность полюбоваться на вожделенные игрушки в сияющих витринах больших магазинов. Можно представить себе его восторг, когда обожающая сына мать заложила "свои меха" - лису- и купила ему набор игрушек. Достать к нему всяческие "аксессуары" было делом чести для маленького Фрэнка. Он отправился в Нью-Джерси. Прямиком туда , где расположены заводы знаменитой фирмы LIONEL, производящей волшебные игрушки. Целью его визита были мусорные ящики и контейнеры вокруг предприятий, куда сваливали разнообразный брак. Брак, вполне пригодный для починки и использования в качестве комплектующих деталей. Так рождалась легендарная коллекция.

Шагал по ступеням певческой карьеры Синатра - множилось его собрание. Сначала он был патриотом "отечественного производителя". В частности, в его коллекции можно было обнаружить уникальные розовые паровозики, выпущенные в 1957 году небольшой серией специально для девочек. Позже американскую часть дополнила европейская. Уникальная коллекция не было мертвой - только "полочной". Соседские мальчишки с удовольствием захаживали в гости к знаменитому певцу в его калифорнийское поместье поиграть. Так собственно уже в коллекции Синатры можно было заметить "водораздел" между игрушками и экспонатами. Еще более глубокая граница пролегала между игрушками и моделями: разные степень детализации, уровень долговечности и соответственно цена. В 50-х годах прошлого века интерес к игрушечным паровозикам стал падать, и тогда "на выручку" , не дав умереть индустрии, пришли модели. Самые разные: точнейшие реконструкции исторических "первоисточников", садово-парковые "монстры", радиоуправляемые изделия.

Золото, платина, серебро, камни драгоценные, шелк, оникс, хрусталь, бархат, дерево
Литье, эмаль, гравировка, скань, зернь, гильошировка, чеканка.


Этот пасхальный шедевр Фаберже был подарен в 1900 году императором Николаем II своей супруге – императрице Александре Федоровне. Яйцо посвящено сооружению Сибирской железной дороги. Его сюрприз - модель транссибирского поезда - состоит из платинового паровоза с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами, и золотых вагончиков. На каждом из них есть крошечные надписи: «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». Указано также количество мест и класс вагонов. Замыкает состав вагон-церковь. Яйцо украшено серебряным поясом с гравированной картой Российской империи и веткой Сибирской железной дороги. Держат яйцо грифоны с мечами и щитами в лапах. Механический сюрприз вынимается из яйца-футляра и приводится в движение крохотным золотым ключиком. Тоже действующая модель.


Строительство железных дорог в свое время имело прорывный характер, впечатление производимое этим новым видом транспорта можно сравнить с восторгом по поводу освоения космоса во второй половине 20 века. Все, связанное с железной дорогой, пользовалось особой популярностью. Дети мечтали играть в паровозики. Первыми носящееся в воздухе желание почувствовали игрушечники - ремесленники Лейпцига. Паровозики делались из дерева и двигались не по рельсам. Это было в 30-х годах 19 века. В 40-х встрепенулась Англия. Здесь все оказалось серьезнее. Паровозики металлические и, главное, для них прокладывались рельсы. Счастливые обладатели игрушек (даже не столько дети, сколько почтенные английские аристократы) объединялись в клубы "по интересам" или катали любимые паровозики в престижных лондонских и ливерпульских клубах.

В движение паровозики приводились с помощью часового механизма. Что вполне устраивало детей, но казалось скучноватым взрослым. Идя навстречу "пожеланиям трудящихся" фирма Marklin в 1981 году впервые представила на Лейпцигской ярмарке самостоятельно движущиеся модели. Они передвигались по рельсам, за счет встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины.

Чуть позже фирма Marklin вынесла на общее обсуждение еще одно революционное предложение: почему бы не выработать единые стандарты, чтобы можно было использовать игрушки от разных производителей. Сказано - сделано. Первой стандартной колеей стала колея в 32 мм. Но в 1935 году уже другая немецкой фирма - Trix выпустила игрушечную железную дорогу с колеей в 16,5 мм. Она была не только меньше, но уже тогда имела настоящий пульт управления. При помощи специального устройства вагоны расцеплялись на расстоянии. Локомотивы же были оснащены буферными фонарями, которые переключались в зависимости от смены направления движения. Массовое производство игрушечных железных дорог по новому стандарту удалось наладить только после войны. До сегодняшнего дня самой популярной остается копия железной дороги в масштабе 1:87.

Россия долгое время довольствовалась импортными игрушками. На Рождество дети состоятельных родителей чаще всего получали наборы фирмы Marklin. Собственное производство было развернуто уже после революции в 30-х годах прошлого века. За производство игрушечных паровозиков взялись на заводе "Пресс" в Серпухове Московской области.

Но настоящий "паровозный бум" пришелся на послевоенное время. Тогда на подмосковном заводе "Прожектор" была выпущена знаменитая железная дорога "Пионерская".

Читайте также: