Первый музей игрушек в россии

Обновлено: 05.05.2024

100 лет назад, 17 октября 1918 года, в Москве основан первый в мире государственный Музей игрушки. Он стал к тому же первым музеем этого профиля в Европе. Его основатель Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) — художник, искусствовед, коллекционер, музейный деятель. Именно его стараниями было создано это уникальное собрание, ставшее в Москве 1920-х годов одним из самых популярных музейных центров.

Свою личную коллекцию игрушек Бартрам начал собирать ещё в начале 1910-х годов.

В первую очередь Бартрама интересовали игрушки, изготовленные ремесленниками, а не фабричным способом. Поэтому в коллекцию входили игрушки из всевозможных материалов, самых замысловатых конструкций и для любого возраста. Изначально музей начал формироваться в московской квартире самого коллекционера на Зубовском бульваре, в доме №15, но экспонатов было так много, что решено было выделить отдельное помещение.

В этом отдельном помещении — старинном одноэтажном особняке на Смоленском бульваре, в доме №8 и был открыт Музей игрушки 17 октября 1918 года.

Кстати, официально основанный в 1918 году музей был открыт для посетителей только через три года, а в 1925-м переехал в новое помещение на Кропоткинской улице, в дом №12/2 (сегодня это здание занимает Литературный музей А.С. Пушкина).

В коллекцию музея вошли уже не только собранные Бартрамом экспонаты, но и собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском Селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов.

Превосходная коллекция, интересные экспозиции, мастерская, новаторские приёмы работы с детьми — всё это принесло небывалую популярность музею, чью посещаемость в Москве превосходила лишь Третьяковская галерея. Кстати, сам Бартрам оставался во главе Музея игрушки до самой своей смерти в 1931 году, а затем музей был переведён из столицы в подмосковный Загорск (сегодня - Сергиев Посад).

С 1980 года Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища, напротив Троице-Сергиевой лавры.

Ежегодно музей посещают около 30 тысяч человек, в нём собраны 113 тысяч единиц хранения, из которых 110 тысяч предметов относятся к основному фонду, собранному на протяжении почти столетней музейной истории.

17 октября 2020 года Музею игрушки исполнится 102 года. Его основал в Москве в голодном 1918 году ученый, собиратель, педагог, исследователь, знаток русского народного творчества Николай Дмитриевич БАРТРАМ . Дети называли его "Дядя Музей" .

В Москве музей просуществовал до 1930 года, пока его не отправили в Сергиев Посад . Пока музей находился в Москве , он был вторым по популярности после Третьяковской галереи !

Отец Николая Дмитриевича мастерил детские игрушки, отсюда и интерес Николая к игрушке. Он решил собрать как можно больше игрушек и открыть музей. Семья деревенская, нужно ехать в Москву получать образование. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Судьба свела его с директором Исторического музея Иваном Забелиным. К этому времени Бартрам уже открыл у себя на родине мастерскую игрушечно-столярного производства. Заразился от Забелина интересом к истории, и его мастерская, кроме традиционной игрушки, начала выпускать игрушки исторические. Потом Бартрам путешествует по России и европейским странам, ищет уникальные, характерные образцы. Изучает местные игрушки и покупает образцы для будущего музея. Он хотел создать общедоступного специализированного музея игрушки - для всех. Он отказывал себе в необходимом, но шел к своей цели.

Чтобы привлечь к будущему музею интерес общественности, он организует в Кустарном музее одну за другой выставки, сопровождая их обращением к родителям и педагогам о роли игрушки в воспитании и развитии ребенка. В небольшой брошюре, написанной для выставки 1909 года, под названием «Игрушка прошлого и настоящего» Бартрам подчеркивает, что народная игрушка более близка и понятна детям и высказывает свое отрицательное отношение к фабричным изделиям, которыми окружают детей: «Фабричная бездушная игрушка незаметно уничтожает в ребенке эстетические запросы».

Николай Дмитриевич пишет о необходимости изучения русской игрушки и ее истории, призывает собирать безвозвратно уходящие образцы игрушек прошлого. «Надо поторопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».

Музей открылся в собственной квартире Николая Дмитриевича Бартрама . В 1924 году музею предоставили роскошный особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке .

Кроме осмотра экспозиции, детям разрешалось играть, они могли смотреть кукольные спектакли. Неудивительно, что музей был НАСТОЛЬКО популярен, что занимал первые строчки популярности музеев в Москве .

Ниже на видео под названием "Приключения болвашки" , вы сможете увидеть редчайшие кадры, как Николай Дмитриевич Бартрам проводит экскурсию для детей, можно увидеть экспонаты музея, обстановку в нем. Напомним, это 20-е годы.

- Хотите, пойдемте в нашу мастерскую, и вы увидите, как их делают! - отвечает Николай Дмитриевич и ведет детей в мастерскую, где на их глазах мастер вырезает очередную подвижного человечка.

А через несколько лет музей перевели в Сергиев Посад . Понятно, что в Сергиевом Посаде музей увидит гораздо меньшее количество посетителей, чем если бы он находился в Москве. Говорят, что это переселение музея сказалось отрицательно на здоровье Николая Дмитриевича. Он умер через год после этого, ему было всего 57 лет.

Сегодня мы ограничились только общей информацией о Николае Дмитриевиче Бартраме и созданном им музее. Мы обязательно расскажем подробнее о музее в Сергиевом Пасаде , покажем фото.

Нам очень близка эта тема: мы изучаем историю игрушек, собираемся открывать музей, посвященный народным, авторским и старым фабричным игрушкам в Измайловском кремле рядом с нашей галереей "Кукольный переулок" , много раз посещали музей игрушек в Сергиевом Пасаде , близко знакомы с самыми известными знатоками истории игрушек в нашей стране - Галиной Дайн, Сергеем Романовым и другими выдающимися специалистами по этой теме нашего времени, писали об их деятельности в нашем журнале "Талант. Человек и творчество". Мы обязательно вернемся к теме музея игрушек, частных коллекций и продолжения работы по собиранию и популяризации этой темы в сегодняшних непростых условиях выживания подобных проектов.

Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"

Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.

Самое расхожее звание: Сергиев Посад – столица православия или духовная столица России. Известны и другие: «Столица русской игрушки», «Родина Русской матрёшки», «Столица салютов и фейерверков».

Каждое из вышеперечисленных званий вскоре разберем отдельно, а сегодня поговорим об игрушках.

Столица русской игрушки Сергиев Посад

Часто упоминаются также звания «Кукольная столица России» и «Игрушечная столица России»

Поспорить с этими утверждениями достаточно сложно, есть целый ряд фактов, не дающих возможности усомниться:

  1. Первый отечественный музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.
  2. Здесь же расположен Институт игрушки «Высшая школа народных искусств (академия)».
  3. Сергиевский район со своей резной игрушкой упоминается в летописях с XVII века.
  4. Действующая фабрика Богородской игрушки и одноименный музей.

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей, расположенный в Сергиевом Посаде — это первый отечественный музей игрушки.

Основанный в октябре 1918 года в Москве коллекционером и художником Николаем Бартрамом, музей игрушки в 1931 году был переведен в Загорск (старое название города Сергиев Посад).

С биографией Николая Дмитриевича Бартрама можно ознакомиться на нашем сайте .

В 20-е годы Музей игрушки был очень популярен, по посещаемости он был вторым после Третьяковской галереи. Вот, что писала по этому поводу центральная газета «Известия»:

«…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»

С 80-х гг XX века коллекции музея располагаются в особняке, построенном на холме Волокуша, напротив Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня в собрании музея хранятся детские игрушки с возрастом 100, 200 и даже 500 лет.

Постоянные выставки и экспозиции:

  • Новогодняя и рождественская игрушка,
  • Русская народная игрушка,
  • Игрушка стран Востока,
  • Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века,
  • Детский портрет.

Среди экспонатов представлены игрушки детей Николая II.

Ещё один интересный факт:

Первые в СССР искусственные ёлки были разработаны в Загорске.

В декабре 1959 года разработанные специалистами Загорского института игрушки синтетические ёлки прогремели на всю страну!

Подробнее про это можно прочитать на нашем сайте по ссылке .

Сергиевский район и резная игрушка, исторические факты

В ранних летописях расцвет Сергиевской игрушки относят к XXVII веку.

В те времена игрушки, сделанные монастырскими мастерами-бобылями, продавались паломникам, пришедшим в Троицкую Обитель, в качестве сувениров.

Кстати, помимо сувениров, в Обители Сергия пекли вкусную медовую коврижку для паломников.

В своей книге профессор Дмитрий Введенский, исследовавший истоки производства игрушек в Московской области, пишет:

"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей . "

Именно Дмитрий Введенский записал и сохранил для нас легенду про первого глухонемого мастера, по прозвищу Татыга, который « . вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева . » .

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Артель

В начале XX века здесь уже работала целая промышленная артель по производству игрушек. В каталоге Сергиевской промышленной артели, издание которого датируется 1914 годом, в 40 разделах было описано 2644 игрушки.

Не у каждого современного производства игрушек есть такой ассортимент!

Это ещё не всё!

История продолжается, здесь мы практически ничего не рассказали про Богородскую игрушку. Это тема для отдельного разговора.

Бартрам

—17 октября 1918 г. в Москве на Смоленском бульваре открылся музей игрушки, основанный на частном собрании Николая Дмитриевича Бартрама.

Николай Бартрам родился в 1873 г. в семье художника-акварелиста, у которого была небольшая домашняя мастерская, где художник вытачивал игрушки. Николай ещё в раннем возрасте научился мастерить и рисовать, потом учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья оставил учёбу.

Николай Бартрам организовал учебную мастерскую по изготовлению деревянных игрушек, которой руководил 10 лет. Он изучил историю русской игрушки, что привело его к знакомству с трудами историка И. Е. Забелина и этнографа В. Н. Харузиной, а затем и с ними самими.

Бартрам собрал большую коллекцию отечественных и зарубежных игрушек. Вместе с игрушками он привозил из поездок по губерниям пояса, старинные женские платки, сарафаны, предметы быта. В 1900—1903 гг. Бартрам проехал по Европе. Побывал почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных. Бартрам первый в России подал идею архитектурной игрушки. Сделав архитектурные обмеры исторических объектов, он создал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», «Люди XIX века», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы».

В 1924 г. Музею игрушки отдали особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Н. Д. Бартрам оставался во главе музея до самой своей смерти в 1931 году.

В 1931 г. Музей игрушки был переведён из Москвы в Загорск (до революции и с 1991 г. — Сергиев Посад). С 1980 г. и по сегодняшний день Художественно-педагогический музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом напротив — Троице-Сергиевой лавры.

17 октября 1918 года в Москве основан первый в мире государственный Музей игрушки.

Открытый в Москве музей игрушке стал первым музеем этого профиля в Европе. Его основатель — Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931), являющийся художником, искусствоведом, коллекционером, музейным деятелем, сделал это собрание одним из самых популярных музейных центров Москвы 1920-х годов.

Эту коллекцию Бартрам начал собирать ещё в начале десятых годов 20 века. Увлекшись этим занятием, он стал изучать историю производства как отечественных, так и зарубежных игрушек. В поисках он объездил многие российские губернии.

В первую очередь Бартрама интересовали игрушки, изготовленные самодельно ремесленниками. В его коллекцию входили игрушки из разных материалов, самых замысловатых конструкций и для любого возраста. Изначально Музей начал формироваться в московской квартире самого коллекционера на Зубовском бульваре, но экспонатов было так много, что решено было выделить отдельное помещение.

Старинный одноэтажный особняк на Смоленском бульваре в доме № 8 был открыт как Музей игрушки 17 октября 1918 года. 200 квадратных метров дома (из 250 метров общей площади) отводились под экспозицию, уже собранную коллекционером. Но музейные коллекции постоянно пополнялись, благодаря энергии его создателя.

Богатая коллекция, интересные экспозиции, мастерская, новаторские приёмы работы с детьми — всё это принесло небывалую популярность музею, чью посещаемость в Москве превосходила лишь Третьяковская галерея. Бартрам оставался руководителем Музея до самой своей смерти в 1931 году, а затем музей был переведён из столицы в подмосковный Сергиев Посад.

С 1980 года Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища напротив Троице-Сергиевой лавры. Это археологическая коллекция, работы мастеров традиционных художественных промыслов, промышленная и самодельная игрушка.

Ежегодно музей посещает около 30 тысяч человек, в нём собраны 113 тысяч единиц хранения, из которых 110 тысяч предметов относятся к основному фонду, собранному на протяжении почти столетней музейной истории.

Читайте также: