Петрушка и богородская игрушка

Обновлено: 24.04.2024

Формировать у детей интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней.

Материал. Богородские игрушки (петух, заяц, медведь, конь, коза, козел).

Предварительная работа. Рассматривание альбомов с Богородскими игрушками.

Ход занятия.

Воспитатель вносит Петрушку и корзинку, говорит о том, что она решила помочь ему донести корзинку, т. к. она была тяжелой, а что в ней не знает.

Воспитатель спрашивает Петрушку, что в корзинке лежит? Петрушка обещает показать, но с условием что они отгадают загадки.

1. Встает на заре,

На голове гребешок

Кто это?. (Петушок)

Петрушка вынимает из корзинки петушка. Дети рассматривают игрушку. Воспитатель предлагает детям вспомнить потешку про петушка.

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь.

2. Зверь лохматый, косолапый

Он сосет в берлоге лапу (Медведь).

Из корзинки достают Богородского медведя. Дети рассматривают игрушку и вспоминают

вместе с воспитателем стихотворение А. Барто:

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ.

Больше я не буду по лесу гулять,

Больше я не буду шишки собирать.

Летом - серый (Заяц).

Из корзинки появляется заяц. Дети рассматривают зайчика с морковкой. Воспитатель интересуется мнением детей:

трудно ли зайке вытаскивать из земли морковку или нет? Обращает внимание детей на мордочку зайца и подводит к пониманию того, что по выражению можно судить о том, вытягивать из земли большую морковку зайцу очень трудно и он прилагает для этого немало усилий.

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение А. Барто «Зайка»

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Воспитатель спрашивает детей:

– Какие игрушки на ощупь? Мягкие или твердые?

– Из чего они сделаны?

Воспитатель рассказывает детям, что все эти игрушки сделаны Богородскими мастерами и поэтому называются «Богородскими».Рассказ воспитателя о Богородских игрушках.

В конце занятия воспитатель подводит итог.

Петрушка благодарит детей за интересное занятие, что он узнал для себя много интересного.

Дети прощаются с Петрушкой.

Акция «Уютный дом пернатым друзьям»

Акция «Уютный дом пернатым друзьям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г. Дубны Московской области.

«Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет». Видео Детский сад №2 "Ивушка" п. Гигант Сальского района "Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один из "веселых человечков" отступил под натиском современных персонажей. Началось это не вчера, а еще в начале ХХ века. Особой изысканности в Петрушке не наблюдалось, высокой культуры то-же, поэтому его власти не жаловали: ни царская, ни советская. В 50 гг. ХХ века Петрушка появится в мульфильмах и детских журналах, но и там его будут держать на "вторых " ролях. История персонажа проста, но интересна. Почему не славянская внешность? Глуп или умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обниматься лезет? За что любили, а потом забыли? Давайте посмотрим!

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Каков герой?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Это печаточная кукла, "верховая". Играли Петрушку только мужчины. Каков он? - горластый, пискливый забияка, с петушиным профилем. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик.

Марионетки (куклы на веревочках), "низовые", появились в России в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с Петрушкой расставались неохотно. Он стал выходить на сцену марионеткой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Петрушка будет оставаться , в основном, перчаточной куклой весь XIX век.

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту . Позднее их станет трое - добавится ведущий . Ведущий комментировал очередное действие или картинку, вел повествование, импровизировал. Он мог попутно сообщить новость или слух, поделиться свежим анекдотом, продемонстрировать свои знания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он мог даже вступить в дискуссию с аудиторией, или с кукловодом. Главным в деле ведущего была импровизация и артистизм. Позднее ведущий стал и музыкантом: появилась шарманка. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке легко. Крутишь ручку - она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий союз.

Когда появился Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам , а потом появились кукольные театры. Предположительно, именно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Смотрим на гравюру выше: кукольник на переднем плане показывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошади . Со знанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошади под хвост, что бы убедиться - лошадь хороша!

Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVI I века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении. Вот как описывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : ". вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Klücht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления".

В 17 веке "официальный" театр кукол существовал в Росии на уровне государственного признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному влиянию немецких, итальянских, французских традиций."Подлый" театр кукол существовал на самом дне русской городской и посадской жизни, адресовался "подлому" люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и "подлый" и "официальный" влияли друг на друга. Видимо, что "русский" Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному влиянию.

Поступки и словеса героев "подлого" (народного) театра не отличались изысканностью: убийства, драки и ругань были обычным делом в представлении. Петрушка был именно таким драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Поэтому и был близок простым мужичкам и их семьям.

В конце XIX века - начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники становятся участниками массовых представлений для детей, утренников и новогодних елок, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

Как появилось у куклы имя?

Ученые предположили, что в XVII в. этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а новое прозвище герой комедии получил по имени известного в России шута царицы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Вероятно и то, что свое имя Петрушка мог получить от одного из кукольников, представления которого были наиболее известны, например Петра Якубовского. Можно предположить, что нередко в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам по характеру — вылитый петух, мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок” . Однако Петрушкой устойчиво стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Имеется у него и "паспортное" полное прозвание Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Шуты и народные комические герои нередко получали прозвища по названиям различных кушаний и приправ. Немецкий Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, английский Джек Снак — Легкая закуска.

"Семья" Петрушки и его "родственники".

Считать Петрушку исконно русским персонажем? Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Великобритании (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много похожего наблюдалось в Иране, где похожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой рот и торопливый писклявый говорок. И драться они все мастера - палкой, дубиной, сковородкой.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не столь уж груб и кровожаден. Впрочем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, под влиянием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское лечение”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошади, падение с лошади, обращение к Лекарю-шарлатану, вслед за раскрытием обмана - убийство и похороны, конфликт с властью, попытки сбежать с армейской службы.

В зависимости от сюжета использовались различные куклы, которых у "петрушечника" могло быть от 7 до 20.

Развивалось представление ( чаще всего) по такой линии:

1. Петрушка встречался с Невестой и обсуждал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее достоинства и недостатки;

2. Встречался с Цыганом, покупал у него лошадь, расплачиваясь «березовыми деньгами» - палочными ударами;

3. Упав с коня – звал Лекаря-немца. После комической сцены лечения, как правило, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), затем следовала сцена пародийных похорон;

4. Далее появлялся Капрал или Солдат и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, затем учил его солдатским приемам. Эта сцена также традиционно заканчивалась избиением или убийством Капрала.

5. Подобным образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, или с Отцом убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия чаще всего тем, что появлялся Барбос, или чёрт, который хватал Петрушку и волок за ширму. Петрушка с криком: «Прощай, жизнь молодецкая. » прощался с публикой до следующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста — румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский ), поп и черт . Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость.

В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой или марионеткой , так и живым актером на сцене . И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие образа Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка» , действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом. Костюм и грим Петрушки некоторая "смесь"образа калссического Петрушки и Пьеро.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки» , главными героями журнала должны были стать маленькие весёлые человечки. Их всего 8 , в том числе и Петрушка. Но выглядит он несколько отличным от привычной куклы.

4. Существует несколько мультфильмов ( снятых с 1957 года по 1996 гг.), в которых действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

Сегодня мы с вами отправимся в рабочий посёлок Богородское, расположенный недалеко от подмосковного города Сергиев Посад, и посетим фабрику старинного местного промысла - богородской игрушки.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на её изготовление поступали даже сверху. Сейчас же Богородской игрушке довольно трудно. Окончательно умереть промыслу не дают мастера, настоящие фанаты своего дела, вынужденные работать за не очень большую зп. Однако работники не унывают: получают истинное наслаждение от своего дела и улыбаются. Нам рассказали забавный случай, как однажды пришёл заказ от одного бизнесмена изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Промыслу Богородской игрушки около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали иконостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.

Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики.

В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Работают здесь. Внутри приятно пахнет деревом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Чтобы увидеть дальнейшие стадии изготовления Богородской игрушки, перемещаемся в другое здание рядом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После обработки игрушку собирают по частям.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

А это - будущие Карлсоны. Ниже они будут разукрашенными.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Традиционно игрушку не расписывали, но сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже:)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком.

Раньше на фабрике работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Однако игрушка до сих пор получается замечательная. Вы только посмотрите, какие крутые Карлсоны!)) Добрые и весёлые!

Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Но ложку уже выдали))

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут Колобка.

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Вообще такая игрушка развивает у ребёнка воображение и руки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери.

Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы" .

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Так и просто игрушки с животными, в основном с медведями, или панно.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

В музее при фабрике попадаются композиции на былинные и сказочные темы.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - трудно выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики. Помогает фабрике также расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

При фабрике есть магазин. Цены - от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Цель: Развивать речь воспитанников через знакомство детей с богородской игрушкой.

Образовательные: знакомить детей с богородской игрушкой, побуждать детей к словообразованию (игрушка из дерева – деревянная)

Развивающие: развивать логическое мышление посредством создания поисковых ситуаций; развивать активную речь, развивать умение детей участвовать в беседе, поощрять диалогическую речь, развивать крупную и мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народной игрушке. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от игры с народными игрушками.

Методы и приемы: Рассказ воспитателя, речевой образец, вопросы, повторное проговариание, показ, демонстрация игрушек, художественное слово, здоровьесберегающие методы (физкультминутка, игровые действия, слушание музыки, сюрпризный момент.

Основная образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материал: перчаточная кукла Петрушка, деревянные игрушки (дедушка и бабушка, ,пирамидки, богородские игрушки мышка, медведь, бычок, несколько игрушек из других материалов, платок, три стола.

Предварительная работа : Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», ННОД с использованием куклы Петрушки, ННОД, игры, беседы по темам «Игрушки» и «Семья», экскурсии в мини-музей «Мамина игрушка», заучивание стихотворения А. Барто «Бычок».

Ход ННОД:

Дети сидят на стульях.

Воспитатель: - Сегодня к нам пришел гость, Петрушка.

Петрушка:- Здравствуйте, ребята!

В: -Давайте поздороваемся с Петрушкой!

Дети: - Здравствуй, Петрушка!

В:- Петрушка, где ты был?

П: - Я ездил в гости к бабушке и дедушке. А у вас есть бабушка и дедушка? А как их зовут?

В:- Давайте узнаем, как зовут петрушкиных дедушку и бабушку. Петрушка, как зовут твоего дедушку? Петрушка, как зовут твою бабушку? (предложить детям задать вопрос)

П:- Моего дедушку зовут Тихон. Мою бабушку зовут Агаша. (показ скульптурнызх богородских игрушек дедушка и бабушка) А как зовут твоего дедушку? Как зовут твою бабушку? (вопросы детям)

В: Петрушка, а где живут твои бабушка и дедушка?

П: Дедушка Тихон и бабушка Агаша живут в селе Богородском. Они и их друзья богородские игрушки из дерева, деревянные игрушки. Дедушка и бабушка приглашают и вас в гости! (снимаем платок, открываем домик и игрушки.)

Богородская игрушка –

Мишка, мышка и бычок –

Во дворе у бабушки и дедушки живет бычок. (Показ и рассматривание бычка)

В:- Давайте вспомним стихотворение про этого бычка.

- Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

В:- У них большое хозяйство. Бабушка Агаша растит в огороде овощи и фрукты, дедушка Тихон ремонтирует дом и двор. Бабушке Агаше помогает по хозяйству мышка.

Мышка-сестрица, такая мастерица!

Что ни часок – то варежка, то носок.

(Показ динамической игрушки «Мышка вяжет носок»)

У дедушки Тихона есть друг и помощник – медведь. Дед Тихон познакомился с ним в лесу.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (дети ходят «как медведь»)

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет. (дети встают на носки, тянутся вверх)

Облизывает лапу сластена косолапый. (поочередно поднимают руки, имитируют облизывание)

А пчелы налетают, медведя прогоняют. (сводят и разводят пальцы на обеих руках)

А пчелы жалят мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»(грозят пальцем)

Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (садятся на стулья)

Ложится, засыпает и пчелок вспоминает. (руки под голову)

В:- А вот и Мишка косолапый!

Молоток он держит лапой.

(рассматривание игрушки, игра с ней)

В: - Ребята, а как можно одним словом назвать все, что у нас на столе?

Д: - Игрушки!

В: - Правильно! Здесь есть деревянные игрушки, и богородские, и другие. А есть игрушки не из дерева. Давайте поиграем. На стол к бабушке и дедушке поставим деревянные игрушки, а на стол к Петрушке все остальные.

В: - Вам понравилось гостить у Дедушки Тихона и бабушки Агаши в селе Богородском?

В: - Вы наигрались с деревянными богородскими игрушками?

В: - Мы еще поиграем с ними. Давайте попрощаемся и пригласим их в гости.

Д: - До свидания, дедушка Тихон, до свидания, бабушка Агаша, бычок, мишка, мышка! До свидания Петрушка!

Игры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением

Игры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому необходимо работу с детьми по ознакомлению с окружающим миром проводить.

Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением

Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Во второй младшей группе ознакомление детей с окружающим миром целесообразнее проводить в игровой форме, включать во время занятий дидактические.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Что лучше: бумага или ткань?»

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Что лучше: бумага или ткань?» Апрель. 3 неделя Ознакомление с предметным и социальным окружением "Что лучше: бумага или ткань"? Задачи: закреплять знания детей о бумаге.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группе

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группе Задачи: Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки). Расширять представление.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки»

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с предметным окружением «Смешной рисунок» Цель: в процессе действий познакомить детей с бумагой, ее свойствами, привлечь детей к деятельности творческого характера. Материал: чистые.

НОД по ознакомлению с социальным окружением «Волшебные шляпы»

НОД по ознакомлению с социальным окружением «Волшебные шляпы» НОД Ознакомление с социальным окружением Тема :"Волшебные шляпы " Задачи :1. Развитие коммуникативных навыков, толерантности, доброты.

Планирование образовательной работы. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе № Тема Программное содержание Методическая литература ДАТА план Сентябрь Тема недели «Осень» 1 Расскажи о любимых предметах Закреплять.

Фотоотчет «Знакомство дошкольников с художественными промыслами Подмосковья. Богородская резьба»

В нашем детском саду прошел методический час на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре". Каждая группа должна была приготовить презентацию работы в этом направлении. Но упор был сделан на художественные промыслы Подмосковья. В нашей группе дети познакомились с.

Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Курочка с петушком»

Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Курочка с петушком» Мастер-класс богородская игрушка «Курочка с петушком» Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к народному мастерству через богородскую игрушку. Задача: познакомить с богородской игрушкой. Изготовить динамическую игрушку из картона. Ход: Сегодня мы с вами.

Богородская игрушка - Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Рассматривание богородской игрушки «Зайчик с барабаном»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. » «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 69 «Мальвина» Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Рассматривание богородской игрушки «Зайчик с барабаном» Выполнила: Цысарь Татьяна Вячеславовна 2022 год Занятие «Рассматривание.

Конспект занятия «Богородские игрушки» Конспект занятия «Богородские игрушки». Воспитатель: Трофимова В.П. Данный материал будет полезен для воспитателей групп младшего возраста. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое развитие», «Социализация». Цель.

Конспект ОД по конструированию из картона «Медведь-дергунчик по мотивам богородской игрушки». Подготовительная группа Цель: создать условия для формирования представления детей об игрушке -забаве и развития навыка работы с картоном. Программные задачи: 1. Обучающие задачи: формировать навык мастерить игрушку-забаву из картона; 2. Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание.

Конспект занятия «Богородская игрушка» в старшем возрасте Совместная деятельность Индивидуальная деятельность Совместная с родителями деятельность НООД Русские народные игрушки.«Богородская игрушка» Цель: Познакомить детей с нижегородскими промыслами Беседа: Беседа с детьми о русских народных игрушках и играх «Игрушки наших дедушек и.

Богородская игрушка - Конспект занятия по рисованию «Богородские игрушки»

Статья «Конспект занятия по рисованию «Богородские. » Конспект занятия «Богородские игрушки». Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке. Задачи: Образовательные: • Познакомить воспитанников с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства. • Привлечь внимание детей к игрушке.

Фотоотчет «Скульптурные формы народных промыслов России в лепке наших дошколят. Каслинское литьё и Богородская игрушка»

Фотоотчет «Скульптурные формы народных промыслов России в лепке наших дошколят. Каслинское литьё и Богородская игрушка» Российские народные промыслы могут служить отличным предметом лепки детей дошкольного возраста. Самыми близкими для дошкольников являются конечно же игрушки. Для лепки я выбрала богородскую игрушку и в качестве регионального компонента - предметы Каслинского литья. Каслинское.

Мастер-класс «Изготовление лэпбука «Богородская игрушка»

Мастер-класс «Изготовление лэпбука «Богородская игрушка» Мастер класс «Изготовление лепбука» Цель: познакомить с этапами изготовления лепбука С огромным интересом я постоянно изучаю новые технологии в сфере образования, современные приемы и нетрадиционные техники, все новое интересно для меня. Основную цель своей работы я вижу в том.

Читайте также: