Петрушка и вятская игрушка

Обновлено: 12.05.2024

Странный вопрос скажите вы? Но смотрите сами: у каждого свое отношение к кукле и видение её образа. Кукла может быть игрушкой для развлечения ребёнка, идолом или образом божества. Сегодня я хотела поговорить с вами об очень интересной и своеобразной кукле, имя которой Петрушка.

Кто такой Петрушка?

Согласно словаря В.Даля: «Петрушка — кличка балаганной куклы, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп».

Учёные до сих пор спорят, где впервые появилась эта кукла. Одни считают, что родом Петрушка из Неаполя, Англии, Франции, Турции, Германии, Испании. Но, ни как не из России. И внешность то у него не русская, нос не той формы, глаза не того разреза. Хотя принимать во внимание размер головы и рук куклы всерьез нельзя. Гипертрофированные размеры некоторых частей куклы или яркие наряды и специфические атрибуты помогают сконцентрировать внимание на специальной роли, которая отведена именно этой кукле.

К сожалению, специальных исторических исследований родословной Петрушки не проводили. Хотя, первое описание, причем официальное, проведено в 17 веке учёным из Германии. Известный исследователь заинтересовался потешной куклой в период своего нахождения в Московии.

Так вот, есть версии, что своим появлением Петрушка обязан бродячим актёрам — скоморохам. Многие учёные уверены, что Петрушка исконно русская кукла.

Как выглядит Петрушка?

Одежда куклы соответствует народному костюму. В нём преобладают красные цвета. На голове Петрушки длинный колпак с колокольчиком или кисточкой на конце. Чаще всего колпак раздваивается и у каждой части на конце свой колокольчик или кисточка. Кукла в основном была перчаточной, то есть одевалась на руку артиста, который ей управлял. Такую куклу называли верховой (а не марионеткой), потому что кукловод находился ниже самой куклы и сцены, на которой проходило выступление.

Почему в народе любили Петрушку?

Петрушка всегда был любим в народе. Это собирательный образ, подчеркивающий в первую очередь национальный характер и менталитет нашего народа. Петрушка помогает торжествовать справедливости, бороться со злом. Он смелый и находчивый, в общем, как почитаемые герои русских народных сказок. Эта кукла славилась своим задиристым характером и смело высмеивала не только отрицательные черты простого человека, но и могла замахнуться на сословие выше. Народу импонировало, что Петрушка мог бросить вызов представителям власти. И артисту это сходило с рук, потому что, мол говорила кукла, не он. Представляете, кукол воспринимали как фигур с самостоятельным бытием. Особенно часто такое наблюдалось в 16 веке, когда скоморохи стали подвергаться гонениям со стороны правительства и церкви. Актеры нашли выход и свои выступления стали маскировать под игру кукол. Самой частой куклой на этих представлениях как раз был Петрушка. Народ ему доверял больше всего.

Что стало с Петрушкой в наши дни?

Со временем Петрушка перешел с уличных балаганов в кукольные детские театры. Здесь он главный затейник праздничных представлений. Дети обожают яркого и веселого балагура.

Образ народного Петрушки использовал С.Я. Маршак в пьесах для детского театра.

В подмосковном городе Мытищи создан семейный театр «Петрушкина Слобода». Его основал Анатолий Архипов. Его называют петрушечником России.

В 2014 году группа авторов Московского Театра Поэтов нашли народному персонажу новую роль: появился Поэт-Петрушка с острым языком.

Сегодня Петрушка пользуется большой популярностью на телевидение. Он знаковая фигура на канале НТВ.

Вот так, кукла из глубокой древности получила вторую жизнь в наше время. Причем это не единственный случай. Продолжают свою историю русские кокошники и Матрешки. О кокошнике у меня есть публикация: «Кокошник — "визитная карточка" на голове у женщины» .


Слушать

Длительность: 13 мин и 1 сек

Битрейт: 192 Kbps

Cлушайте онлайн и cкачивайте песню Мультик Петрушка И Вятская Игрушка размером 17.13 MB и длительностью 13 мин и 1 сек в формате mp3.

Слушают

Biz Bandamiz Mp3 Matni

Тимур Рахманов Судьба

Зараза Лепс Ремикс

Pvz 2 Tat Moonz Fun Time

Юрий Лоза Мясников

Elley Duhé Middle Of The Night Slowed Reverb

Ту Ту Ту Ту Lets Go

Аудио Сказка Для Выпускного

Free Beat Кровосток

Cryjaxx Candy Shop Slowed Reverb

Asanrap Шома Тигр Slowed

Pink Floyd Hey You 1980 Legendado

Мама Сказка 1976

Голос Ты Не Верь Слезам

Кошмары Аиста Марабу

Alex World Music На Youtube

Итоговая Программа Нтв

Далер Назаров Mp4

Kokichi Ouma Moans

Deltarune Big Shot Lyrics

Скачивают

I Went Viral Donation Drive Merry Christmas

Todos Los Ataques Y Transformaciones De Vegeta En Dbz Bt4 Beta X Latino

12 Октября 2021 Г

Приключения Петрушки Вятская Игрушка 2015 Мультфильм

Прямая Трансляция Праздничное Служение 50 Лет Церкви Хве Г Бреста 18 Го Ноября В 10 00

Rise Of The Triad 1994 Music Mist Ache Hq

Музыка К К Ф Список Шиндлера Граф Муржа

Dilan 1990 Bitung

Мультик Петрушка И Вятская Игрушка

Sg Lewis Aura Feat J Warner

Sun El Performs Ibhungezi By Simmy Ft Azana Beautiful Intro Of Umahlalela

Sudah Update Selamat Datang Di Pubg Mobile New Era Pubg Mobile

Jeep Cherokee 2019 Детальный Обзор Нужен Ли Вам Джип Чероки

Family Reunion Recap

Lancaster New Cityl Murang Bahay Sa Cavite

Tenu Chad Ta Lyrics Armaan Bedil Latest Punjabi Songs Reverb Songs Lofi Songs Bass Boosted Songs

Машина Для Резки И Перемотки Факсовой Чековой Бумаги Slt

Metal Detecting Teknetics Tek Point Pin Pointer Review

Free Post Malone Youngthug Tory Lanez Type Beat 2020 Ghost Trap Beats 2020 Download


Слушать

Загрузил: RVISION Фильмы и сериалы

Длительность: 13 мин

Битрейт: 192 Kbps

Cлушайте онлайн и cкачивайте песню Приключения Петрушки Вятская Игрушка 2015 Мультфильм размером 17.11 MB и длительностью 13 мин в формате mp3.

Слушают

Biz Bandamiz Mp3 Matni

Тимур Рахманов Судьба

Зараза Лепс Ремикс

Pvz 2 Tat Moonz Fun Time

Юрий Лоза Мясников

Elley Duhé Middle Of The Night Slowed Reverb

Ту Ту Ту Ту Lets Go

Аудио Сказка Для Выпускного

Free Beat Кровосток

Cryjaxx Candy Shop Slowed Reverb

Asanrap Шома Тигр Slowed

Pink Floyd Hey You 1980 Legendado

Мама Сказка 1976

Голос Ты Не Верь Слезам

Кошмары Аиста Марабу

Alex World Music На Youtube

Итоговая Программа Нтв

Далер Назаров Mp4

Kokichi Ouma Moans

Скачивают

Бесплатная Ark Survival Evolved От Эпик Геймс Арк Бесплатный

Decade Of Pop The 2000S 100 Song Mashup Dj Earworm

Amy Miller Heliums Funniest Person Finals

Белое Платье С Сутажной Вышивкой Фаберлик Ларисагетьман

Marty Friedman Performs Undertow On Emgtv

Кил Каршыма Туган Авылым

1 2 Base Quantity Derived Quantity

Beneteau Oceanis 40 1 Walk Through With Mark Edwards

Kmo Premium Tool 2021 Oppo Realme Vivo Xiaomi Huawei Unlock Frp Remove Pattern Latest Tool 2021

Acme 70201 70203 Der Vierteilige Frecciarossa 1000 Von A C M E Kurz Vorgestellt

Beso Tus Pies Marcos Brunet

Vadim Kolpakov With Alexander Kolpakov Etienne Abelin Profact Choir In Austria

I Went Viral Donation Drive Merry Christmas

Todos Los Ataques Y Transformaciones De Vegeta En Dbz Bt4 Beta X Latino

12 Октября 2021 Г

Приключения Петрушки Вятская Игрушка 2015 Мультфильм

Прямая Трансляция Праздничное Служение 50 Лет Церкви Хве Г Бреста 18 Го Ноября В 10 00

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один из "веселых человечков" отступил под натиском современных персонажей. Началось это не вчера, а еще в начале ХХ века. Особой изысканности в Петрушке не наблюдалось, высокой культуры то-же, поэтому его власти не жаловали: ни царская, ни советская. В 50 гг. ХХ века Петрушка появится в мульфильмах и детских журналах, но и там его будут держать на "вторых " ролях. История персонажа проста, но интересна. Почему не славянская внешность? Глуп или умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обниматься лезет? За что любили, а потом забыли? Давайте посмотрим!

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Каков герой?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Это печаточная кукла, "верховая". Играли Петрушку только мужчины. Каков он? - горластый, пискливый забияка, с петушиным профилем. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик.

Марионетки (куклы на веревочках), "низовые", появились в России в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с Петрушкой расставались неохотно. Он стал выходить на сцену марионеткой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Петрушка будет оставаться , в основном, перчаточной куклой весь XIX век.

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту . Позднее их станет трое - добавится ведущий . Ведущий комментировал очередное действие или картинку, вел повествование, импровизировал. Он мог попутно сообщить новость или слух, поделиться свежим анекдотом, продемонстрировать свои знания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он мог даже вступить в дискуссию с аудиторией, или с кукловодом. Главным в деле ведущего была импровизация и артистизм. Позднее ведущий стал и музыкантом: появилась шарманка. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке легко. Крутишь ручку - она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий союз.

Когда появился Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам , а потом появились кукольные театры. Предположительно, именно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Смотрим на гравюру выше: кукольник на переднем плане показывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошади . Со знанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошади под хвост, что бы убедиться - лошадь хороша!

Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVI I века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении. Вот как описывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : ". вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Klücht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления".

В 17 веке "официальный" театр кукол существовал в Росии на уровне государственного признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному влиянию немецких, итальянских, французских традиций."Подлый" театр кукол существовал на самом дне русской городской и посадской жизни, адресовался "подлому" люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и "подлый" и "официальный" влияли друг на друга. Видимо, что "русский" Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному влиянию.

Поступки и словеса героев "подлого" (народного) театра не отличались изысканностью: убийства, драки и ругань были обычным делом в представлении. Петрушка был именно таким драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Поэтому и был близок простым мужичкам и их семьям.

В конце XIX века - начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники становятся участниками массовых представлений для детей, утренников и новогодних елок, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

Как появилось у куклы имя?

Ученые предположили, что в XVII в. этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а новое прозвище герой комедии получил по имени известного в России шута царицы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Вероятно и то, что свое имя Петрушка мог получить от одного из кукольников, представления которого были наиболее известны, например Петра Якубовского. Можно предположить, что нередко в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам по характеру — вылитый петух, мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок” . Однако Петрушкой устойчиво стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Имеется у него и "паспортное" полное прозвание Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Шуты и народные комические герои нередко получали прозвища по названиям различных кушаний и приправ. Немецкий Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, английский Джек Снак — Легкая закуска.

"Семья" Петрушки и его "родственники".

Считать Петрушку исконно русским персонажем? Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Великобритании (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много похожего наблюдалось в Иране, где похожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой рот и торопливый писклявый говорок. И драться они все мастера - палкой, дубиной, сковородкой.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не столь уж груб и кровожаден. Впрочем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, под влиянием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское лечение”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошади, падение с лошади, обращение к Лекарю-шарлатану, вслед за раскрытием обмана - убийство и похороны, конфликт с властью, попытки сбежать с армейской службы.

В зависимости от сюжета использовались различные куклы, которых у "петрушечника" могло быть от 7 до 20.

Развивалось представление ( чаще всего) по такой линии:

1. Петрушка встречался с Невестой и обсуждал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее достоинства и недостатки;

2. Встречался с Цыганом, покупал у него лошадь, расплачиваясь «березовыми деньгами» - палочными ударами;

3. Упав с коня – звал Лекаря-немца. После комической сцены лечения, как правило, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), затем следовала сцена пародийных похорон;

4. Далее появлялся Капрал или Солдат и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, затем учил его солдатским приемам. Эта сцена также традиционно заканчивалась избиением или убийством Капрала.

5. Подобным образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, или с Отцом убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия чаще всего тем, что появлялся Барбос, или чёрт, который хватал Петрушку и волок за ширму. Петрушка с криком: «Прощай, жизнь молодецкая. » прощался с публикой до следующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста — румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский ), поп и черт . Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость.

В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой или марионеткой , так и живым актером на сцене . И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие образа Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка» , действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом. Костюм и грим Петрушки некоторая "смесь"образа калссического Петрушки и Пьеро.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки» , главными героями журнала должны были стать маленькие весёлые человечки. Их всего 8 , в том числе и Петрушка. Но выглядит он несколько отличным от привычной куклы.

4. Существует несколько мультфильмов ( снятых с 1957 года по 1996 гг.), в которых действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

А в Вятке - это бренд, и об этом многое напоминает.
Памятник Дымковской игрушке рядом с нулевой верстой в центре Вятки


А вот так разукрашены некоторые дома

Мы были в святая святых - мастерских, где делают Дымковскую игрушку.

IMG_8229.JPG

Правда, место это не в Дымково, а в Вятке, в самом Дымково, которое находится на другом берегу р.Вятки, уже давно игрушку не делают.
Сейчас в мастерских около 20 мастериц. Именно мастериц, поскольку игрушку всегда делали только женщины. Игрушку целиком делает одна мастерица: лепит, сушит и расписывает. Лепят игрушку из местной глины, замешанной с песком. Дальше несколько дней игрушка сохнет, и только потом ее обжигают – раньше в русской печке, теперь, конечно, в муфельных печах, потом белят - раньше мелом в молоке, а теперь просто интерьерной краской.

IMG_8241.JPG

Вот игрушки всех стадий создания

А расписывают по старинке – темперой с яичным белком. То есть все делается в ручную. Поэтому это мастерские Союза художников России, а не поточное производство сувениров.
В связи с этим, стоят игрушки не мало. И это обстоятельство повлияло на то, что в начале 20 в. при появлении фигурок из гипса промысел чуть не погиб – перестали покупать. Спас его Алексей Иванович Деньшин, который создал около 300 альбомов с 15 тыс. рисунков дымковских игрушек.

IMG_8216.JPG

Игрушки рубежа 19-20вв.

IMG_8208.JPG

А теперь немного о сюжетах.
Первоначально игрушки создавались для праздника Свистунья, делали огромное количество свистулек: птичек, животных, фигурок людей. Потом стали делать просто фигурки. Например, женские, 2 типа: барыни в шляпках и крестьянки в фартучках и кокошниках.

IMG_8234.JPG

Копия IMG_8224.JPG

Офицеры и амазонки.

IMG_8235.JPG

Птички: курочки, петухи и индюки.

IMG_8225.JPG

Лошадки, козлики. Есть даже львы.

IMG_8230.JPG

Делают и композиции.

IMG_8236.JPG

Свадьба

Самоед на олене: они приезжали с севера на праздники в Вятку и катали детей в санях.

IMG_8222.JPG

В советское время пытались делать трактора и ракеты, но не прижилось. Вот пример из советского прошлого: космонавточки (справа – Терешкова) - по песне «И на Марсе будут яблони цвести».

IMG_8231.JPG

IMG_8267.JPG

Кроме мастериц, которые работают в этих мастерских, есть те, которые ушли на вольные хлеба, но которые тоже учились здесь.

Магазин при мастерских


Беда в том, что возникает множество подделок, которые делают люди, не имеющие никакого отношения к Дымковской игрушке. И тут проблема: неспециалист не в состоянии отличить настоящую игрушку от подделки, а цена у них меньше. Для обычного туриста выбор очевиден. И опять может получиться ситуация, когда промысел окажется не в лучшем положении, тем более сейчас он на самоокупаемости, государственной поддержки нет. Какие пути вы видите, чтобы настоящая Дымковская игрушка создавалась и по-прежнему радовала нас?

Читайте также: