Петух русская народная игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Хочу показать, как быстро можно сделать новогоднюю игрушку — символ года, без использования иголки.

Дети тоже легко справятся с этой работой.

В такой технике делали игрушки наши бабушки или, точнее, прабабушки.

Раньше в каждом деревенском доме были тряпичные игрушки .

Вам потребуются : нитки красные,
квадратный лоскут ткани любой расцветки,

кусочек ткани, красного цвета — для гребешка,

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 1

наполнитель.

Я взяла отрез ткани 15 х 15 см, можно взять больше или меньше, но только квадрат.

Если делаете с детьми, то лучше взять побольше размер 20 х 20 см или 25х 25 см, легче будет приматывать гребешок.

Переворачиваем ткань лицом вниз и загибаем один уголок примерно на 1,5 см

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 2

Затем подгибаем две стороны, прилегающие к этому углу , как на фото

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 3

И сгибаем полученную фигуру по диагонали ,всё на тот же угол.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 4

Берём приготовленную красную нить. Заготовку и нить держим одной рукой, близко к нашему углу, а второй рукой обматываем этой нитью плотно уголок. Начиная от края, делаем клювик, завязываем нить под клювиком.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 5

В нашу заготовку кладем наполнитель.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 6

Нить не обрываем до конца работы.

Отступаем от клюва на величину головы.

Нить в это время проходит внизу где стык двух краёв ткани. Короткий конец нитки можно спрятать в голове петушка, а длинным работаем дальше.

Голова петушка должна быть продолговатой. Делаем несколько витков. Затем несколько узелков, которые применяются в работе с "народными куклами", если не знаете как это делать, тогда оторвите нить, оставив сантиметров 60, проденьте конец нити 2 раза в последний виток и затяните.

Ещё сделайте виток, опять проденьте нить 2 раза в этот виток и затяните.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 7

Далее делаем ножки петушку. Нить так же проходит внизу, два уголка обматываем и закрепляем нить.

Если наполнителя мало, то докладываем .

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 8

Нить также дальше идёт к хвостику. Формируем хвостик. Обматываем и закрепляем.

Затем нить опять идёт к голове и немного натягиваем, то есть, притягиваем хвостик и голову, закрепляем нить.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 9

Если мы хотим сделать петельку, чтобы вешать петушка, то конец нити от шеи перекидываем к хвостику и привязываем.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 10

Берём продолговатый кусочек красной ткани. Размер определяем так: в сворачиваем, как на фото. Ширина этой полосочки равна длинне головы от шеи до клюва. Длина этой полосочки в 2,5 раза больше обьёма головы, можно на глаз, лишнее потом обрежем.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 11

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 12

Берём красную нить и завязываем гребешок. Одеваем его на голову петушка крест-накрест.

Под головой приматываем его и завязываем.

Если вы делаете маленького петушка и у вас не получается закрепить гребешок — он сползает, то пришейте его в незаметных местах: сверху и снизу. Я делаю побольше витков и плотнее набиваю голову, тогда гребешок не сползает. С большими петушками таких проблем нет. Фото большого петушка ниже.Он оформлен в рамку.

Снизу , бородку петушка, выравниваем и оставляем нужную длину.

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 13

Как смастерить Петушка без иглы, фото № 14

Если вам, захочется сделать крылышки, возьмите тесьму или ленту и пришейте. Ниже разные варианты петушков.

Мастер-класс по рисованию и росписи игрушки «Дымковский петушок»

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу.

Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку.

К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями.

Цель: роспись дымковской игрушки

Задачи:

Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры.

Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.

Доставить удовольствие себе и окружающим.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением дымковских игрушек

Для работы нам понадобятся

Ход работы:


Возьмём альбомный лист и обводим ладошку, ребёнка.


Затем дорисовываем контур петушка и вырезаем его.

По шаблону обведем крыло петушка.

Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи мы знаем (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)



Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.




Затем мы рисуем крыло петушку





А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.


Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!



Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи Детский мастер – класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Цель: развитие интереса у детей к народной культуре, народному промыслу. Задачи: - развивать умение использовать разные элементы росписи.

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок»

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок» Для изготовления небольшой модульной игрушки "Петушок"нам понадобится: Льняная ткань 15 х 15 см Ткань красного цвета 5 х 20 см Холлофайбер.

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок»

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок» Дети старшей группы попробовали себя в роли художников-декораторов и украсили силуэт петушка элементами дымковской росписи на занятии по.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок» Новый, 2017 год по восточному календарю наступит относительно рано – 28 января – во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Согласно.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста Цель: сделать игрушку «Петушка» из яичных лотков Задачи: 1. Обучить технике изготовления объемной игрушки «Петушок» из яичных лотков.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Мастер-класс по изготовлению игрушки в народном стиле «Петушок»

Предлагаю свой вариант народной игрушки «Петушок».

В славянской традиции петух считается символом Солнца, небесного огня, зари, победы света над тьмой. Олицетворяемые качества: смелость, решительность, сила духа, интуиция, надёжность, плодородие. Принесёт в дом удачу, достаток, зарядит энергией для новых дел.

Выполняется по традиционной технологии изготовления народной куклы, т. е. без использования иглы. Для закрепления необходимо сделать несколько тугих оборотов нити по часовой стрелке (по направлению от себя) и завязать на четное количество узлов. Концы нитей отрезать на расстоянии 2-3 мм от узла.

Для изготовления понадобятся следующие материалы:


• для туловища квадрат размером15х15 см

• для хвоста прямоугольники 30х8 и 30х6 разного цвета

• для клюва – 6х6 красного цвета

• для гребешка – 6х12 красного цвета

Нитки, лента атласная, синтепон (14х14, шпажка деревянная.

Этапы изготовления

1. Предварительно сделать заготовки деталей клюва и гребешка.

• квадрат сложить пополам



• сложить получившуюся заготовку посередине



• получившуюся заготовку сложить пополам


2. На изнаночную сторону детали положить синтепон.


Один из уголков завернуть к центру.

Срезы загнуть на изнаночную сторону.


Сложить по диагонали.


3. Со стороны завёрнутого уголка вставить внутрь деталь клюва сгибом наверх, стянуть, закрепить ниткой.


4. Деталь гребешка стянуть со стороны сгиба, закрепить ниткой.


5. Деталь гребешка закрепить на детали туловища рядом с клювом. Излишки подрезать.



7. Детали хвоста сложить вместе, сделать разрезы.


8. Обернуть ими основание хвоста, закрепить ниткой.


9. Петушка надеть на шпажку, закрепить.


10. Украсить атласной лентой.


11. Можно сделать несколько петушков и оформить декоративную композицию.


Желаю творческих успехов!

Мастер-класс по изготовлению дидактической игрушки «Вязаный мячик»

Мастер-класс по изготовлению дидактической игрушки «Вязаный мячик» Эту игрушку можно использовать как на закрепление цветов и их оттенков, на развитие мышления, на занятиях по физическому развитию (метание.

Мастер-класс по изготовлению «Игрушки-антистресс Капитошка»

Мастер-класс по изготовлению «Игрушки-антистресс Капитошка» Мастер –класс по изготовлению «Антистрессовой игрушки» Наше время переполнено всевозможными тревогами, которые заставляют нервничать. А.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Щелкунчик»

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Щелкунчик» Игрушки ручной работы очень дорогие. Но, если подключить фантазию, отыскать дома отжившие жизнь вещи и найти им второе применение, то может.

Мастер-класс по изготовлению игрушки-сюрприза

Мастер-класс по изготовлению игрушки-сюрприза Мастер-класс по изготовлению игрушки - сюрприза. Цель: закреплять приобретённые навыки творческого преобразования предметов, понимание,.

Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома»

Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома» .Набор посуды (Папье-маше). Роспись «Золотая хохлома» (Авторское. Митенькина Елена Николаевна) Золотая Хохлома - один из красивейших.

Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки «Новогодний светофорчик»

Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки «Новогодний светофорчик» В нашем городе проводился конкурс по теме безопасности дорожного движения "Украсим Ёлку безопасности! Этот конкурс проводится один раз в.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки из фоамирана «Сосулька»

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки из фоамирана «Сосулька» Мастер – класс «Сосулька». (Новогодняя игрушка из фоамирана).Цель:изготовление новогодней игрушки. Задачи:формировать умение работать с.

Мастер-класс по изготовлению подарка «Петушок с сюрпризом»

Мастер-класс по изготовлению подарка «Петушок с сюрпризом» Мастер – класс по изготовлению подарка – сувенира из бросового материала своими руками. Пошаговая инструкция с фото. Мастер – класс рассчитан.

Презентация «Мастер-класс по изготовлению игрушки-погремушки» Самодельные детские музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают понять откуда и как рождаются звуки. Создавая самодельные инструменты.

Тема занятия: Дымковская игрушка : Петушок.

Дата проведения: 2018года.

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой ; учить детей делать работать с кистью по контуру и внутри контура. Раскрашивание готового шаблона.

Продолжать детей знакомить с народными дымковскими игрушками.

Учить детей выделять элементы росписи, передавая форму частей тела, красивое оперение петуха и наносить их на вырезанную из бумаги фигурку.

Формировать умения рисовать гуашью, используя кисть; наносить гуашь на шаблон рисунка по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида петушка в стиле дымковской игрушки.

Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

Развивать фантазию, образное воображение.

Упражнять правильно подбирать краски и держать кисть.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.

Способствовать проявлению положительных эмоций.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу

Планируемые результаты: Дети самостоятельно подбирают цвет краски для раскрашивания своего шаблона – силуэта петушка (красный, голубой, желтый и т. д.). Владеют техникой росписи кистью.

Основные термины, понятия: дымковская игрушка, народные – умельцы, узор, роспись, орнамент, шаблон- силуэт.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Петух – герой многих народных сказок. Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций, игрушек петуха, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением; просмотр мультфильма «Картина маслом» (27 серия мультфильма «Маша и Медведь»).

Оборудование: Дымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на рисунках, закрепленных на магнитной доске; листы бумаги разного цвета, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики с водой, шаблоны – силуэты дымковских игрушек, салфетки. Компьютер. Звукозапись русской народной инструментальной музыки; крик петуха.

Структура и ход занятия:

Этап занятия Содержание Время

1. Организационный момент. Воспитатель: Сегодня мы будем с вами художниками, точно такими же, как Маша в мультфильме «Маша и Медведь». Но художники не простые, а особенные, мы будем раскрашивать шаблоны. Это незнакомое нам слово - шаблон - силуэт? Попытаемся его запомнить и объяснить. (Шаблон – это образец рисунка, силуэт, который нужно завершить.)

Я каждому из вас дам готовую заготовку рисунка. А вот кто будет на этом рисунке, вы должны отгадать загадку.

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

У меня есть гребешок,

Кто я дети (петушок)

(Воспитатель раздает детям шаблоны).

Посмотрите внимательно на свои шаблоны и сравните их с рисунками на картинках. На картинках изображены дымковские игрушки. (Картинки дымковской игрушки на магнитной доске).

Скажите, чем они отличаются?

( Отличаются по цвету: красный и синий и т. д.). Правильно! В дымковской игрушке используются стандартные цвета: красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, малиновый и очень редко коричневый и черный. Поэтому игрушки получаются светлые и веселые. Вводная часть 1 минута.

2. Беседа. История Дымковской игрушки Легкий музыкальный фон русской народной инструментальной музыки. Итак, прежде чем приступить к работе, мы должны знать, как появились эти игрушки. В России есть село Дымково, которое стоит на берегу реки. Река называется Вятка. Это село очень древнее, ему более 400 лет. В этом селе живут художники - умельцы, они из глины делают игрушки. Они называются Дымковскими игрушками. Почему? (Правильно, потому что их сделали в селе с таким названием).

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Давайте и мы распишем наших петушков и организуем свою художественную выставку, на которую пригласим наших родителей! Согласны выполнить такую работу? (Да) Основная часть

(до 20 минут)

3. Самостоятельная работа по выбору красок с пояснением выбора. А теперь каждый из вас должен выбрать краски для раскрашивания шаблона дымковских петушков, которые лежат перед вами на столе, вы должны пояснить, почему был выбран этот цвет? (Дети выбирают краски, поясняют свой выбор).

Прежде чем приступить к работе, мы должны набраться сил, а для этого петушка позовем и физкультминутку проведем. (Включается звукозапись крика петуха). 3минуты

4. Физминутка. Физкультминутка:

Ах ты, Петя – петушок,

(Вытянуться и кивать головой)

На макушке гребешок,

(Сложить ладони, приложить к макушке)

А под клювом - то бородка,

(Сложить ладони, приложить к подбородку)

Очень гордая походка!

(Ходьба с высоким подниманием бедра)

Рано – рано поутру

(Похлопать «крыльями»)

Он кричит: «Ку –ка-ре-ку!»

(Все хором изображают крик петуха)

5. Выполнение творческого задания.

Роспись шаблонов дымковских петушков. Итак, мы как художники села Дымкова, сейчас будем расписывать своих петушков. Дымковскую игрушку расписывают разными элементами: полосками, кружками, змейками, кольцами. Выполнять эту работу будем аккуратно, используя только тот цвет, который вы выбрали сами.

(Самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением воспитателя).

У нас все получилось! 13 минут

6. Рефлексия. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, все уже расписали своих замечательных петушков, они получились нарядными! Художники мои устали, давайте все вместе разомнём наши уставшие пальчики. Повторяйте за мной движения и слова.

Разотру ладошки сильно

(растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу

(ухватить каждый пальчик у основания,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну

(вращательными движениями дойти до ногтя).

Дважды повторяем движения.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались. Вы были, как главная героиня мультфильма Маша, настоящими художниками – народными умельцами из села Дымково. Художники всегда выставляют свои картины на вставку. Вот и мы сейчас также организуем свою выставку, поместив картинки петушков на нашей магнитной доске. (Дети с помощью воспитателя прикрепляют свои рисунки на магнитную доску – импровизационная выставка)

Какая хорошая выставка у нас получилась!

7. Подведение итогов. Молодцы! Пусть родители увидят нашу выставку и тоже побывают в Дымково! Спасибо! Занятие завершено. Приведем в порядок свои рабочие места. Заключительная часть -1минута

1. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., 2010.

Самоанализ занятия НОД «Дымковская игрушка. Петушок.» в средней группе №2 БДОУ г. Омска «Детский сад №198»

В подгруппе 12 человек.

1. Внешние связи занятия:

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.

2. Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы.

Цель занятия: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой; учить детей делать работать с кистью по контуру и внутри контура. Раскрашивание готового шаблона.

1. Обучающие задачи:

Продолжать детей знакомить с народными дымковскими игрушками. Учить детей выделять элементы росписи, передавая форму частей тела, красивое оперение петуха и наносить их на вырезанную из бумаги фигурку.

Формировать умения рисовать гуашью, используя кисть; наносить гуашь на шаблон - силуэт рисунка по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида петушка в стиле дымковской игрушки.

2. Развивающие задачи:

Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, шаблон для росписи.

Развивать фантазию, образное воображение.

Упражнять правильно подбирать краски и держать кисть.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.

Способствовать проявлению положительных эмоций.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов занятия.

наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;

литературные - стихи, загадки, сказки;

музыкальные – запись русской – народной музыки в исполнении русских народных инструментов, запись крика петуха.

оборудование – Дымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на рисунках, закрепленных на магнитной доске; листы бумаги разного цвета, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики с водой, шаблоны – силуэты дымковских игрушек, салфетки.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций, игрушек петуха, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением; просмотр мультфильма «Картина маслом» (27 серия мультфильма «Маша и Медведь»). Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленной цели.

I. Общая организация занятия.

Структура занятия представлена 7 частями (4 из них относятся к основной части).

Организационный момент (отгадывание загадки) вызвал интерес детей к предстоящему занятию, выставка изображений дымковских игрушек, обсуждение выставки позволило активизировать в памяти детей знания, полученные ранее на занятиях по изобразительной деятельности.

Эмоциональный настрой обеспечивался образностью материала, легким музыкальным сопровождением, а также доверительным отношением между воспитателем и детьми.

Предложение об организации выставки в группе рисунков с дымковской игрушкой побудило детей к деятельности.

Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физкультминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия.

Использование легкого музыкального сопровождения в течение творческой работы и игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало снятию напряжения после процесса рисования.

Индивидуальный выбор детьми соответствующего цвета для росписи шаблона – силуэта петушка позволил проявить самостоятельность работы.

II. Содержание занятия.

Для решения задач использовался наглядный прием (демонстрация выставки изображений дымковских игрушек, обсуждение сходства и различий в передаче цвета и формы дымковских игрушек, активизация в памяти приемов рисования и росписи, просмотр презентации, способствовало практическому применению полученных знаний).

В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

III. Методическая часть занятия и его оборудование.

Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей. Эстетично оформленные пособия, презентация, эффективное использование пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.

4. Функциональный анализ занятия.

Структура данного занятия соответствовала поставленной цели, замыслу, возможностям коллектива. Полученный результат завершен организацией творческой выставки детских работ, которая была представлена родителям. Положительные отзывы родителей подтвердили эффективность подобранных методов и приемов в проведении результативных занятий с детьми.

5. Оценка конечного результата занятия.

Положительной оценкой подготовки и проведения данного занятия является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании воспитанников (средняя группа) через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой, и знакомство с народными промыслами России. Приобщение к данной работе родителей (в группе есть дети разных национальностей) и участие в совместной деятельности детей и взрослых по развитию творческих способностей детей осуществлялось в корректной и толерантной форме.

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Любимая игрушка»

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Любимая игрушка» «Любимая игрушка» - конспект НОД по рисованию в средней группе. Цель: Закреплять умение закрашивать, не выходя за контур рисунка. Задачи:.

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе Цель: формирование у детей умения свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения силуэтов дымковской игрушки. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию пальчиками с элементами аппликации в младшей группе «Петушок, петушок, золотой гребешок»

Конспект НОД по рисованию пальчиками с элементами аппликации в младшей группе «Петушок, петушок, золотой гребешок» Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с элементами аппликации в младшей группе «Петушок, Петушок, золотой гребешок…» Цель: расширять.

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Цель: • Познакомить детей с дымковской.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Петя-петушок»

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Петя-петушок» Конспект ООД по рисование в средней группе «Петя - петушок» Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Читайте также: