Пирамидка для детей описание игрушки

Обновлено: 01.05.2024

Детская пирамидка — это одна из самых первых, ранних игрушек ребёнка. Мы все с ней знакомы.

Придумана она много-много лет назад, но до сих пор не теряет своей актуальности и занимает достойное место на полке среди огромного количества развивающих игрушек.

В чем же заключается популярность этой нехитрой игрушки? Чем она полезна? Почему так часто используется для определения уровня развития малыша? Как использовать пирамидку на занятиях и в игре?

Попробуем ответить на некоторые вопросы вместе с дефектологом и руководителем КНСЦКиР «Кораблик» Ковель Н.Г.:

Если внимательно посмотреть на пирамидку, то мы увидим, что она собой представляет ось – палочку, на которую надеваются детали в виде колец, дисков, шариков, кубов и других геометрических фигур. Цвета, в которые окрашивают пирамидку, обычно стандартные – красный, синий, жёлтый и зелёный. Иногда можно встретить оранжевый, оттенки зелёного, фиолетовый. Современные пирамидки разнообразны по форме, материалам (пластик, ткань, дерево), а так же по размерам. Так же можно увидеть пирамидки – каталки и пирамидки – неваляшки.

Но, несмотря на простоту, пирамидки хороший материал для занятий с ребёнком.

- глазомер (насколько необходимо протянуть руку, чтобы достать до кольца и снять его),

- знания о цвете, материале, величине и весе

- развитию памяти, мышления, внимания.

Разнообразие современных пирамидок поможет в развитии тактильных и зрительных ощущений, а так же превратит игру в увлекательное занятие (кольца от пирамидки использовать как трафареты при рисовании, в игре заменит тарелки для кормления кукол и руль автомобиля).

Как и для чего мы используем пирамидку при диагностике и на первых занятиях с ребёнком?

  • Смотрим, какая рука у ребёнка ведущая (какой рукой малыш берет колечки, нанизывает, а какой только придерживает);
  • Как развита моторно – двигательная координация (попадает ли ребёнок отверстием на ось);
  • Соотносит ли размеры деталей (зависит от возраста ребёнка).

Иногда ребёнок в год может собрать пирамидку в другом, «неправильном» порядке. Но, всё же, он собирает. И то, что кольца установлены не по порядку, не диагностируем в этом возрасте.

  • Знает и различает ли понятия "большой-маленький", "высоко-низко";
  • Знает ли названия цветов (для более старшего возраста).

Как играть с пирамидкой? Когда можно начинать знакомство?

Игра зависит от возраста ребёнка. А знакомство с пирамидкой может произойти у ребёнка в любом возрасте.

Вы можете приобрести пирамидку уже с 2 месяцев. Малыш, увидев яркую, красивую пирамидку, обязательно возьмёт её или отдельные детали в рот, попробует укусить, рассмотрит, попробует сфокусировать взгляд, покрутит в маленьких руках и, возможно, бросит.

До 6 месяцев ребёнок будет рассматривать, кусать, бросать, стучать по неё. Но, знакомство произойдёт и это не будет чем то необычным. Так же наблюдая за действиями взрослого, малыш будет пробовать копировать, запоминать.

Вместе с ребёнком на руках мама с ребёнком снимает колечки. Можно придерживать ручки ребёнка, снимая и нанизывая их. Ребёнку нравится пробовать самостоятельно проделывать манипуляции, нанизывая кольца в произвольном порядке. Пусть иногда промахиваясь, громко и немного неловко. Это опыт ребёнка и очень важно ваше спокойствие и наслаждение общением.

Одновременно он слышит и учится понимать: сними колечко, дай мне колечко, надень.

Одевание колец на стержень для маленького ребёнка сложнейшая задача. Ведь они только учатся координировать свои действия. Даже снять кольца, разбросать их, перевернуть – сложно, но интересно!

Когда ребёнку от 1 года до 1,5 лет, можно пробовать пирамидки с кольцами одного цвета. В данном случае будет важен размер колец (большое и маленькое). Проговаривая размер, ребёнок запоминает и понимает, что сперва САМОЕ большое, а затем САМОЕ маленькое.

Можно использовать и разные по цвету 2 кольца: одно большое, другое маленькое, постепенно увеличивая количество.

Приблизительно к 2 годам ребенок учится собирать пирамидку из 3-4 колец разного цвета (большое, поменьше, маленькое).

Когда пирамидка уже собрана, можно провести по ней ладошками малыша, погладить, показать ребенку, что игрушка узкая сверху и широкая снизу.

В возрасте от 2 до 3 года ребёнок способен составить пирамидки из 4-5 колец разного цвета. Предварительно можно вместе с ребенком разложить колечки по величине от самого большого к самому маленькому и наоборот. Собирать пирамидку также можно не только с большого кольца, но и с маленького. А так же чередуя их.

После 2,5 -3 лет ребёнку нравится составлять разнообразные пирамидки: по форме, цвету, материалу. Пальчики становятся более ловкими и размер пирамидки тоже может меняться.

Вот тут и будет интересно разнообразие в пирамидках: пирамидки – каталки, пирамидки – неваляшки, пирамидки с разными расцветками и фигурками.

С детьми после 3 уже игра с пирамидкой становится более интересной. Можно собирать по схеме, пропускать кольцо какого то одного цвета, находить. А так же подбирать предметы подходящего цвета.

Пирамидки с разными геометрическими формами помогут познакомить малыша с кругом, квадратом, треугольником.

Подобные игры развивают внимание и мышление ребенка, память.

Все дети разные ,

и точных норм относительно умения собирать пирамидку не существует .

В старшем дошкольном возрасте детская пирамидка помогает справляться с речевыми трудностями. C ее помощью ребенок сможет освоить произнесение длинных многосложных слов, нанизывая кольца на стержень и проговаривая слово по слогам.

Если на кольца наклеить картинки со звуками, ребёнок будет их произносить правильно и отрывать.

Если наклеить изображения предметов, то называя их правильно, ребёнок сможет снять картинку.

Если наклеить изображение животных, ребёнок должен звукоподражать.

А если наклеить простые слова и слоги, можно произносить их правильно, поворачивая пирамидку вокруг оси.

Если ребёнка не привлекает пирамидка?

Конечно, такое тоже может быть.

Тут возможно разные причины:

- Надоела и уже ребёнок её не воспринимает. Попробуйте убрать на какое – то время, а затем достаньте и попробуйте познакомиться снова.

- Туго одеваются кольца, неустойчива, неприятна ребёнку. Можно проверить самостоятельно: снять – одеть, погладить.

- Малыш очень активный, ему нравится ползать, прыгать, бегать, играть в мяч. Он знает цвета, может показать большой предмет и отличить от маленького. Ребёнок просто другой и развивается по – другому. Пирамидка ему просто не интересна.

Случается , что у ребёнка интерес к пирамидке появляется позже. Лет в 5. И это нормально.

Давайте попробуем найти ей другое применение.

- Кольца можно нанизывать на крючки на стене, вдевать в них верёвку,

- Наклейте на кольца изображение любимых персонажей или животных, перечисляя, называя их.

- Пирамидку (желательно пластиковую) можно использовать в ванной, во время купания. Особенно если в деталях есть дырочки. Вода попадает внутрь и выливается тоненькой струйкой. А если надавить на кольцо – струя усиливается.

Надувная пирамидка будет удерживаться на воде. Вот и первый опыт – тонет – не тонет.

- Во время рисования можно показать как использовать её детали как трафарет. Положили, обвели, удивились, закрасили, сравнили.

- Возьмите с собой в гости, поездку, поход. Возможно, ваш ребёнок играя совместно с другим ребёнком, увидит, что пирамидка интересна и её можно использовать в игре.

- Подарите. Подарите другому ребёнку, если малыш согласен.

Помните! «Собрать пирамидку» - это ваша цель, а не ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы Занятие: «Разноцветные пирамидки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нуринерский детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Занятие по сенсо.

Российский конкурс "Веселые пирамидки"

Данный материал содержит сценарий развлечения по пожарной безопасности "День радости", фоторепортаж "Веселые пирамидки" и статью в районную газету "Победа".


Образовательная план-программа группы ранней помощи «Пирамидка»

Образовательная план - программа группы ранней помощи «Пирамидка» с кратковременным пребыванием в ДОУ детей раннего возраста от 1 до 3 лет численностью 5 детей, (возможна и индивидуа.


"Пирамидка из трёх синих шаров".

Цель: Вызывать у детей интерес к созданию изображения фломастерами. Упражнять детей в рисовании округлых форм. Помогать детям изображать пирамидки из трёх разных по величине кругов. Воспитывать чу.

Конспект занятия «Волшебные пирамидки»

Цель: развитие сенсорных способностей детей в игровой деятельности.Задачи:Обучение группировке однородных предметов по цвету; обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру.


«Собери пирамидку» (аппликация с элементами математики)

Конспект организованной интегрированной деятельности детей в средней группе.


игра-занятие для детей раннего возраста "Пирамидка"

Это занятие направлено на обучение ребенка результативным действиям; развитию мелкой моторики кончиков пальцев рук путем выполнения действий с мелкими деталями ( колечками); обогащению сенсорного впеч.

Внештатный автор, специализирующийся на написании материалов о питании, приготовлении еды, создании домашнего уюта и уходе за собой.

Классический вариант детской пирамидки представляет собой стержень с нанизанными на него предметами разной величины и цвета. Как правило, это кольца или геометрические фигуры – квадраты, треугольники, ромбы и т.д. Встречаются пирамидки и в форме зверей, растений, звезд или сказочных героев.

Пирамидка для детей чем полезна

Простая, на первый взгляд, игрушка помогает малышу гармонично развиваться и познавать окружающий мир. О других полезных свойствах пирамидки, а также о том, как правильно ее выбрать, расскажем далее.

Польза занятий с пирамидкой

Детские психологи относят пирамидку к разряду логических головоломок. Регулярные занятия с такой игрушкой оказывают положительное влияние на развитие крохи.

  1. Тренировка мелкой моторики. Пытаясь нанизать фигурки на стержень, ребенок улучшает гибкость пальчиков и координацию движений. Такая «зарядка» для рук способствует быстрому запуску речи.
  2. Развитие логики, внимания и памяти. Малыш учится сравнивать фигуры по величине и цвету, выстраивать логическую цепочку и достигать поставленных целей.
  3. Изучение форм, цветов и счета. Во время занятий рекомендуется постоянно проговаривать вслух количество элементов, их цвета. В игровой форме ребенок усваивает такую информацию гораздо быстрее.
  4. Понимание значений слов: «больше», «меньше», «верх», «низ».
  5. Эмоциональное сближение родителей и детей. Первые логические игры даются малышу сложно, поэтому на помощь ему обязательно должны прийти взрослые. Совместные занятия помогут наладить доверительные отношения с детьми и построить тот самый эмоциональный «мостик», который в будущем станет залогом позитивного общения.

Не забывайте хвалить кроху даже за самые маленькие успехи во время игры. Сопровождать процесс таких занятий можно веселыми стихами или считалками.

Каждому возрасту – своя пирамидка

в каком возрасте ребенок собирает пирамидку

Яркие пирамидки привлекают детей с самого раннего возраста. Обычно малыши используют их не по назначению – стремятся попробовать на вкус или раскидать элементы пирамидки вокруг себя.

Полноценно собирать такую игрушку ребенок может только после того, как научится сидеть – примерно с 6 месяцев. Этот возраст считается самым подходящим для знакомства с первыми головоломками. По мере роста малыша подбирается соответствующая пирамидка.

От полугода

Для этого возраста следует выбирать самую простую игрушку, в которой будет не больше 4-5 ярких колец: одного цвета или разного, а также неодинаковой величины.

С 1 года

Количество элементов можно увеличить. Хорошо, если они будут крупными, иметь разную фактуру и вид какого-либо персонажа. Отверстия в элементах должны быть такими, чтобы ребенок смог сам снять, например, кольцо со стержня пирамидки, а также надеть его обратно.

С 1,5 лет

Рекомендуется выбирать пирамидки с гладкими краями фигурок и их одинаковой фактурой. Это поможет малышу быстрее разобраться с понятием величины.

С 3 лет

В этом возрасте можно уже предложить ребенку обучающие игрушки с несколькими стержнями и фигурами разных форм.

Пирамидка будет полезна дошкольникам в любом возрасте. Например, малышей старше трех лет с ее помощью можно обучать основам сложения и вычитания.

Как выбрать

Игрушка пирамидка для детей

При покупке пирамидки важно обращать внимание на следующие параметры.

  1. Материал. Для детей до года лучше всего подойдут игрушки из пластика или силикона. Рано или поздно детали пирамидки окажутся у малыша во рту, поэтому деревянных или тканевых головоломок пока лучше избегать.
  2. Вес и размер. Игрушка должна быть максимально легкая, а ее элементы удобны для детских рук.
  3. Диаметр колец. Чем младше ребенок, тем больше должен быть размер отверстий у фигурок. В противном случае ребенку будет трудно надевать их в процессе игры.
  4. Безопасность. Стержень пирамидки не должен быть острым или слишком тонким, чтобы кроха не поранился во время игровых занятий.

Игры с пирамидкой помогают малышу развивать фантазию и расширять кругозор. Позвольте ребенку придумывать собственный сценарий занятий с этой головоломкой. С такими разноцветными колечками даже купание станет интересней и веселее.

Пирамидка

Пирамиды. Солнце, пустыня. Каждый из нас еще с детства знает, что в далекой жаркой стране Египет стоят загадочные пирамиды, охраняемые всевидящим Сфинксом. Пирамиды – это величайшие гробницы, возведенные тысячами египтян. Какова же связь одного из чудес света с детскими игрушечными пирамидками? Детские разноцветные пирамидки на их фоне выглядят крошечными и нелепыми, но не стоит делать поспешных выводов, ведь пирамидка – первая загадка в жизни любого малыша. Как можно логично предположить – первые детские пирамидки появились в Древнем Египте. Ведь именно в этой цивилизации в строительстве всегда преобладали конусообразные формы. Маленькие игрушечные пирамидки были точными копиями известных во всем мире гигантских пирамид.

Изначально таким геометрическим фигурам приписывался религиозный смысл. Считалось, что они способны защитить как живых людей от бед, так и умерших, в их загробной жизни. Тогда пирамидки создавались из глины и были очень хрупкими. Со временем вид пирамидок преобразился. Их стали делать из дерева и пластмассы, что стало наиболее безопасным в первую очередь для детей. Первую современную пирамидку, привычного для нас вида, с разноцветными кольцами, нанизанными на стержень, изобрела компания Fisher-Price в 1960 году. На этот же год пришелся пик популярности игрушки. С тех самых пор, пирамидка стала одной из первых игрушек каждого ребенка в мире.
Сейчас встречаются не только пластмассовые и деревянные пирамидки классической формы, но и различные пирамидки в форме нанизанных друг на друга колпачков, в форме домиков, растений и даже животных. Одни пирамидки сочетают в себе и функцию игрушек-вкладышей (например, колпачки собираются один в другой по принципу матрешки). Другие – имеют световые и звуковые эффекты.

Описание игрушки

В классическом понимании пирамидка – это несколько колечек, надеваемых на стержень. Не столь важно, сколько именно «бубликов» или квадратиков будет нанизываться на конус, какого они будут цвета и размера.

Как играть?

Пирамидка представляет собой своеобразный первый конструктор для малышей. Цель игры – собрать колечки на стержне в определенной последовательности. Самое простое, во что можно поиграть с пирамидкой, – это собрать и разобрать ее. Как правило, пирамидки устроены таким образом, что неправильно собрать их просто не получится. Так что дайте ребенку возможность действовать самому.

Научите малыша катать колечко, если оно круглое, поставив его на бок. Обсудите, почему круглые катятся, а остальные, например, квадратные, нет. Катайте колечко друг другу, как машинку. Усложняйте игру: пусть у каждого будет по два колечка, просите большее или меньшее. Детали пирамидок можно использовать в качестве трафаретов, обводя которые, получаются различные красивые фигуры для штриховки, раскрашивания, вырезания, замазывания пластилином. Все это отлично готовит руку к письму.

Ставим коробку или корзинку, в которую нужно попадать колечками от пирамидки. Можно показывать ребенку круг цветной бумаги, а он должен кинуть соответствующее кольцо. Или же показывать цифру, а малыш должен кинуть такое же количество колечек. Обязательно меняйтесь с ребенком местами. Детские психологи сошлись во мнении, что игры с пирамидками развивают у детей мелкую моторику рук, координацию, ловкость движений и пространственное мышление. С помощью пирамидок дети знакомятся с разными формами, цветами, геометрическими фигурами и таким понятием, как «больше-меньше».

Новый век

Сегодня игрушки-пирамидки очень популярны, так как игрушка проста в использовании и сделана из экологически чистого материала – дерева или качественного пластика. Очень интересно комплексное использования различных игрушек. Можно с успехом использовать пирамидку вместе со стучалкой, сортером, каталками и другими развивающими игрушками. Это даст возможно варьировать процесс игровой деятельности и менять виды игр.

Производство

Простота и польза игрушки побудила многие компании начать производство пирамидок. Самыми качественными игрушками, которые пользуются популярностью у родителей и педагогов являются игрушки от компании «МДИ». «Деревянные игрушки» и Lucy and Leo также могут похвастаться оригинальными пирамидками из качественных материалов. У пирамидок фирмы Alatoys и «АНДАНТЕ» можно найти красочные пирамидки-сортировщики или пирамидки-счеты. Из других производителей можно выделить компании Chicco и «Умка».

Пирамидка – классическая дидактическая (то есть обучающая) игрушка для маленького ребёнка. Но для того, чтобы малыш с интересом играл с пирамидками, надо правильно выбрать игрушку в соответствии с возрастом малыша и научить его пользоваться этой развивающей игрушкой

Играем с пирамидками

Какие бывают пирамидки

1. Пирамидки с колечками одинакового размера. Задача такой игрушки – обучение ребёнка нанизыванию колечек на стержень и снятию их со стержня. Это самое простое действие с пирамидкой. Нужно обязательно следить за тем, чтобы вершина стержня игрушки была закруглена и безопасна для ребёнка. Важно, чтобы размер отверстия в колечке такой пирамидки давал ребёнку возможность свободно нанизывать и снимать со стержня кольцо.

2. Пирамидка с разной величиной колец. Такие пирамидки бывают двух видов.

Самый простой и доступный ребёнку вариант игрушки с разной величиной колец – это пирамидка с конусообразным стержнем (пирамидка-ёлочка в виде конуса). Эта игрушка будет очень удобна для первых игр с пирамидками. Такая игрушка автодидактична – то есть сама игрушка контролирует правильность действий ребёнка и обучает его. На конусообразный стержень невозможно неправильно надеть колечки – не получится! Если ребёнок попытается сначала надеть маленькое колечко, то оно не пройдёт до конца стержня-конуса. Так игрушка сама подскажет малышу порядок его действий.

Другой более сложный для сборки вариант пирамидки – это традиционная пирамидка со стержнем-палочкой. В играх с такой пирамидкой очень важно научить малыша правильно её собирать, располагая кольца строго по величине.

3. Фигурная пирамидка. Это пирамидки в форме морских жителей, весёлых фигурок, зверюшек, клоуна и другие, с очень разнообразной и сложной формой деталей и порядком их взаиморасположения. Она предназначена для детей постарше, которые уже легко собирают обычную пирамидку. При сборке любой фигурной пирамидки ребёнку важно иметь перед глазами картинку-образец. Ведь в такой игрушке порядок сборки только один – единственно верный для получения результата.

Выбираем пирамидку по возрасту

Подготовительный этап. В 10–12 месяцев малыш уже может нанизывать большие яркие кольца пирамидки на стержень, если мама покажет, как это делать (стержень при этом находится в горизонтальном положении).

Путём проб и ошибок малыш достигает понимания того, что на очень толстый стержень нельзя нанизать колечки или шары с очень узким отверстием; если у предмета нет отверстия, то нанизать его на стержень и вовсе не получится (например, вырезанные из картона колечки можно надеть на стержень, на лапку игрушечного мишки, на мамин пальчик, на свою ручку, а вырезанные из картона круги – не надеваются).

Для развития умения захватывать предмет можно ребёнку давать нанизывать на палочку разные по форме элементы пирамидок – шары и кубики с отверстиями в них, а также традиционные колечки.

IMG_8184.jpg

Первый этап. С 1 года до 1 года 3 месяцев. В этом возрасте малыш учится нанизывать кольца на стержень и снимать их со стержня (стержень пирамидки — в вертикальном положении). Для малыша этого возраста самой подходящей будет пирамидка из 4-5 колец одинакового размера. Как только малыш будет легко нанизывать 5 колечек, можно увеличить количество колечек до 10 (одного размера). Обычно для таких игр используются деревянные пирамидки с кольцами небольшого размера (3-5 см).

Второй этап. С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Для ребёнка в этом возрасте нужна пирамидка с кольцами двух размеров (2-3 больших кольца одинакового размера и 2-3 маленьких кольца одинакового размера). Малыш будет собирать пирамидку из колец двух размеров так: внизу 2-3 больших одинаковых кольца, над ними вверху – 2-3 маленьких одинаковых кольца. Назовите ребёнку размер колечек: «большое колечко», «маленькое колечко». Проведите ручкой ребёнка по пирамидке: «неровная», получилась «ступенька».

Важно, чтобы разница в размере маленьких и больших колец была не менее 3 см. Пирамидка может быть и одноцветной, и разноцветной.

Третий этап. С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. Вам понадобится пирамидка из трёх видов колечек разных по размеру (шесть колец: два больших, два поменьше и два маленьких). Называем малышу размер колечек так: «большое колечко», «поменьше», «маленькое», интонационно выделяя голосов слова. Пирамидка также одноцветная.

Четвертый этап. С 1 года 9 месяцев до 2-х лет. Лучше всего для этого возраста подойдёт пирамидка из 4-5 уменьшающихся по величине колец (традиционная пирамидка). Сначала даём ребёнку пирамидку-ёлочку (в виде конуса на конусообразном стержне), чтобы он легко и просто понял сам принцип сборки игрушки: каждый раз нужно брать самое большое колечко и нанизывать его на стержень.

Затем даём стандартную пирамидку на палочке-стержне из 5 колечек. Если такой пирамидки у вас нет, то её можно собрать самим из имеющихся дома других пирамидок. Собираем пирамидку с уменьшением величины колечек, называя ребёнку величину: «Самое большое — поменьше — поменьше — ещё меньше — самое маленькое».

Пятый этап. С 2-х лет до 2-х лет 6 месяцев. Малышу этого возраста подойдёт классическая пирамидка из 6-8 колец с уменьшением их размера. Хорошо иметь не только цветную, но и одноцветную пирамидку с уменьшением величины колец. Дети очень быстро запоминают последовательность цветов и начинают быстро собирать пирамидку по памяти, автоматически, без учёта размера колец. Одноцветная же пирамидка учит малыша ориентироваться, прежде всего, на величину элементов при сборке игрушки.

Шестой этап. С 2-х лет 6 месяцев до 3 лет. В этом возрасте малыш может сам собрать более сложную пирамидку, в том числе фигурную, в которой надо учесть не только размер детали, но и её расположение в пирамидке (фактически собрать на стержне пазл в вертикальной плоскости).

О различных играх с пирамидками и обучении им малыша читайте в следующем номере журнала.

Ася Валасина, автор сайта для родителей и педагогов
«Родная тропинка», кандидат педагогических наук

В прошлых номерах мы рассказывали о том, как выбрать игрушку-пирамидку для ребёнка, как правильно учить малыша играть с ней. Итак, сборка пирамидки освоена. Но это не единственная возможность игры с пирамидками!

Игры с пирамидками для детей раннего возраста

Предлагаем вам несколько вариантов игр с пирамидками.

Найди такой же. Вам понадобятся две одинаковых пирамидки. Снимите колечки со стержней и разложите детали в две коробки. Одна коробка – для малыша, другая – для взрослого. Покажите малышу колечко из своей коробки и назовите его цвет: «Зелёное колечко. Как травка», «Жёлтое колечко. Как солнышко». Предложите ребёнку найти такое же колечко. Как только малыш даст вам колечко, приложите его к своему кольцу-образцу для сравнения и демонстрации совпадения цветов. Назовите ещё раз цвет.

Тук! Учимся говорить. Поставьте стержень пирамидки перед малышом и предложите: «Соберём пирамидку». Опустите кольцо и, когда оно опустится на опору, скажите: «Тук! Упало колечко! Тук». Повторите весело с малышом слово «тук» и предложите ему нанизать колечко. Сопровождайте нанизывание колечек звукоподражанием: «Тук! Упало! Тук! Упало». Называйте цвет колечек собранной пирамидки. Используйте в игре простые слова, доступные малышу: «на», «дай», «где», «тут», «там».

Путаница. Перепутайте кольца одной из пирамидок и другие предметы в коробке. Положите в эту коробку и кольца от других пирамидок. И попросите малыша собрать пирамидку, дав ему стержень и первое большое кольцо. Ему нужно будет отобрать для игрушки только подходящие элементы.

_MG_0030.jpg

Пирожные. Используйте колечки пирамидки как пирожные в игре (разница в величине колечек не менее 3 см). Возьмите три игрушки разного размера: большую, среднюю и маленькую. И предложите угостить игрушки пирожными. Большой игрушке – большое пирожное. Средней игрушке – поменьше. Маленькой игрушке – самое маленькое. Пирамидка наоборот. Предложите ребёнку собрать пирамидку «наоборот» — с меньшего кольца к большему. Рассмотрите, что получилось. Скажите ребёнку, что сейчас пирамидка «смотрит носиком вниз».

Что изменилось? Выложите в ряд 3-4 колечка. Назовите с ребёнком вместе их цвет. Затем пусть малыш отвернётся, а вы уберёте одно колечко. Ему нужно догадаться, какое колечко исчезло и назвать его цвет.

Разноцветные дорожки. Если у вас много разноцветных колечек от разных пирамидок, то можно использовать их для выкладывания дорожек. Можно выложить одноцветную дорожку, например, жёлтую, ведущую к жёлтому домику. Или разноцветную с чередованием элементов по цвету (красный – жёлтый – красный – жёлтый), величине (большое колечко – маленькое – большое – маленькое) или форме (кубик – колечко – кубик – колечко).

Принеси такого же цвета. Покажите ребёнку колечко, назовите его цвет. И попросите малыша принести игрушку такого же цвета (например, если колечко красное, то малыш приносит красный мячик). Кладём игрушку рядом с колечком и сравниваем цвета.

Четыре пирамидки. Для игры вам понадобится 4 пирамидки из 3-4 колец одного цвета с убыванием величины. Сначала разберите каждую пирамидку и положите её колечки в ряд рядом с основанием. А потом разложите колечки по размерам: выберите сначала все самые большие колечки (они будут одного размера, но разных цветов). Затем – все колечки поменьше. У вас получатся группы колечек одного размера, но разных цветов. Соберите из них разноцветные пирамидки с колечками разных цветов, но одного размера.

_MG_9868.jpg

Полянка. Для игры вам понадобится несколько пирамидок. Разберите их на части. Положите в центр комнаты обруч (или нарисуйте на полу мелом круг). Это будет наша полянка. На неё будут ходить «гулять и играть» колечки. Вокруг круга снаружи разложите все колечки. Прочитайте стишок:
В лесу у речки
Жили колечки,
Дружно играли,
На полянке гуляли.

Поставьте в центр круга самое маленькое колечко и скажите: «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!» и попросите ребёнка найти такие же колечки среди всех элементов. Поставьте найденные ребёнком колечки такого же размера рядом с вашим образцом. Наложите их на ваше колечко и проверьте, действительно ли размер совпадает. Когда вы соберёте все колечки нужного размера на полянке, то пусть они «поиграют» так, как придумает малыш. А потом отправим их «домой» отдыхать — за пределы круга. А на полянку придут «играть» колечки другого размера.

Чередование цветов или форм. Вам понадобятся для этой игры две одноцветные пирамидки. Из них мы соберём на третьем стержне пирамидку с чередованием цвета. Сначала снимаем колпачки пирамидок и ставим перед нами пустой стержень ещё одной пирамидки. Вместе с малышом мы снимаем колечки с одноцветных пирамидок по очереди. Обратите внимание ребёнка на то, что мы берём колечки по порядку. Также можно чередовать элементы и по форме, собирая новую пирамидку из двух пирамид (чередуя например, шарики и кубики или колечки и шарики).

Дорожки и башенки. Из колечек пирамидок также можно строить дорожки (от самого маленького колечка к самому большому) и башенки (от самого большого колечка внизу до самого маленького вверху).

Загадки. Соберите одну пирамидку правильно, а две – неправильно. Предложите малышу отвернуться. Или закрыть глаза. Проведите ручкой ребёнка по пирамидке и предложите ему догадаться, правильно ли собрана игрушка. Потом малыш открывает глаза и проверяет себя.

Ася Валасина, автор сайта для родителей и педагогов
«Родная тропинка», кандидат педагогических наук

Читайте также: