Пишу об игрушке галина дайн

Обновлено: 17.05.2024


«Азбука “Русская игрушка”: от ауки до яблока» – девятая книга серии «Игрушка в культуре России» – содержит 108 статей с названиями самых распространённых видов русских народ ных игрушек, с описанием их устройства, места и времени производства, использования в играх.


Содержит семь очерков, написанных автором по материалам поездок и экспедиций 1989–1992 годов на промыслы русской народной игрушки в Московскую, Воронежскую, Архангельскую, Курскую области.


Содержит 9 очерков, написанных по результатам экспедиций 1984–1988 годов на промыслы русской народной игрушки в Рязанскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Кировскую области. Впервые публикуются материалы экспедиций на Чукотку, в Башкирию и Хакасию, авторская полевая фотосъёмка и записи из дневников. Текст сопровождают 670 фотографий, среди них – 180 изображений экспонатов Художественно-педагогического Музея игрушки ВШНИ, 5 мастер­-классов по традиционной игрушке русских, татар, башкир, хакасов.

Для специалистов учреждений культуры и образования, искусствоведов, художников, мастеров.


Показывает опыт приобщения к народной традиции через игрушку. Содержит авторские неизданные материалы о мастерах народной игрушки, исследования сотрудников музеев Архангельска, Вологды, Череповца, Рязани о малоизвестных коллекциях игрушек, статьи педагогов из Москвы и Подмосковья, Саратова, Екатеринбурга, Камышина, Перми о практике освоения народной культуры и православной традиции в их единстве. Текст сопровождают 615 фотографий и 6 мастер-­классов по тряпичной кукле.

Для специалистов, работников музеев, воспитателей и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, мастеров, художников, любителей народного искусства.


Содержит авторские статьи разных лет (1967–2013), рассказы, очерки и воспоминания других авторов о мастерах ­игрушечниках народных промыслов, художниках, исследователях, коллекционерах русской и советской игрушки. Текст сопровождают 400 иллюстраций: неизвестные фотоснимки из архивов НИИХП и ВНИИ игрушки, неопубликованные материалы из семейных собраний и архивов Н.А. Киселёва, М.А. Ломакиной, С.Г. Романова (Москва), М. Дайн, Ворносковых (г. Хотьково, Московская обл.).

Для специалистов и тех, кто интересуется игрушкой, её искусством и ремеслом, значением в культуре.


Дополненное и переработанное переиздание книг 2007–2008 гг., вызвавших большой читательский интерес. Вас ждут новые находки и имена, новые мастер-­классы. Возрождаясь во множестве авторских вариаций, текстильные игрушки обогащают современное лоскутное шитьё, поднимая его на уровень полноценного вида искусства. В этом осязаемом рукотворном искусстве важны не только мастерство, интеллект, талант создателей. Изначально принципиален исходный материал как основа текстильного формотворчества. Сама ткань, её свойства и качества, её эстетика чаще всего побуждают к работе, творчеству, самовыражению. Книга содержит 823 иллюстрации, в том числе 155 художественных и технических рисунков, показывающих процессы изготовления лоскутных кукол и мячиков.

248 страниц, формат А4, твёрдый переплёт, более 1000 иллюстраций. Книга отпечатана в Европе, тираж 3000


О живой сергиевской традиции в постсоветской России. Цель автора – привлечь общественное внимание к традиционной игрушке, увеличить число сторонников её возрождения. Нам всем необходимо понять, что игрушка эквивалентна нации, её культуре. Народ, не имеющий своей отечественной игрушки, теряет самобытное лицо, отрекаясь сам от себя. Противостоять этому – наш гражданский и патриотический долг.

Книга содержит 25 уроков мастерства. Их дают лучшие мастера, художники, педагоги Сергиева Посада и Богородского. Мастер­-классы по резной, токарной, выпильной и подвижной игрушке из дерева, по росписи матрёшки, выжиганию, изготовлению игрушки из папье­-маше, одеванию кукол, вырезанию из бумаги иллюстрируют более 1000 фотографий и рисунков.


Книга 2 посвящена крупнейшему в России художественному промыслу народной игрушки, ставшему уникальным явлением отечественной и мировой культуры.

«Сергиев Посад – столица русской игрушки» – результат работы многих лет с коллекцией и архивом Музея игрушки, с мастерами и художниками промысла. В книге впервые публикуются типы сергиевских кукол и различные способы их одевания, «старые секреты» изготовления бумажных лепных игрушек (папье-­маше), устройства механизмов для подвижных и звуковых игрушек. Технология традиционного производства иллюстрирована рисунками и неизвестными фотографиями начала ХХ века, найденными в архивах и семейных альбомах жителей города.

































Дайн Галина Львовна - кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 280 публикаций. Работы Дайн имеют ценное научное и практическое значение, используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, в кружках фольклорного направления и православных гимназиях.


В игре детей есть часто смысл глубокий (И.Ф.Шиллер). Жаль, что сейчас смысл этот неумолимо теряет значение. И только в наших руках - спасти и превратить уникальное прошлое в прекрасное настоящее.

В ветхом холле кинотеатра, на удивление, тепло и уютно. Он весь заполнен людьми самого разного возраста. Шумная компания малышей в народных костюмах преграждает мне дорогу. Увлеченные игрой, они не замечают никого вокруг. Наконец, прорвавшись сквозь это шумную кутерьму, я оказываюсь в конце длинной очереди. Она ведет к маленькому столику, за которым Галина Львовна Дайн принимает цветы и раздает автографы.

IMG_0185

Книга Г.Л.Дайн «Пишу об игрушке» - пятая в планирующемся 10-томном издании. Галина Львовна писала о тряпичной кукле, о Сергиевом Посаде, о детском народном календаре и современных игрушечниках, сохранивших традицию. В новой книге приведена история развития игрушки в России, но уже не в царские, а в послереволюционные и советские времена. Издание дополнено обширным визуальным рядом. Главные действующие лица - хранители и коллекционеры игрушки (начиная от Н.Д.Бартрама, создавшего Музей игрушки в Сергиевом Посаде).

9618127bed1d5cd5e103c0eb475

Эта книга - крик о помощи. Она рассказывает о той борьбе, что вели редкие энтузиасты, вроде самой Галины Дайн, за спасение игрушки и традиций ее изготовления. Сначала речь шла о дореволюционной игрушке, уничтожавшейся как буржуазный пережиток. Затем об авторской и народной, создавать которую вне советских институтов было просто невозможно. Теперь можно говорить и о спасении игрушки российской, производство которой с каждым годом только сокращается. О том, что в скором времени любая отечественная игрушка будет сама по себе являться музейным экспонатом, Галина Дайн пишет уже в предисловии к своей книге.
Игрушка в России - явление уникальное. С одной стороны, есть традиционная кукла, деревянная и керамическая игрушка, богатая история которых уходит своими корнями в архаику.

С другой, есть советская игрушка, многочисленные образцы которой представляют собой подлинные произведения искусства. Это богатое наследие сейчас обращается в пыль. Фабрики по производству игрушки закрываются, а народная игрушка держится на энтузиастах, единичная продукция которых мигом разлетается по частным коллекциям (в основном, зарубежным). Но этой игрушкой уже не играют дети.

То наследие - в виде советской игрушки - что мы имеем, действительно, уникально. Уже с первых лет становления советской власти, правительством было обращено внимание на игрушку. От этого внимания, в первую очередь, пострадала как игрушка традиционная, так и фабричная, произведенная по лучшим европейским образцам. Стояла задача создания нового мира и нового человека, в решении которой главную роль должны были сыграть дети. Собственно детей и предстояло изменить, создавая этот новый мир, в том числе и через игрушку. Уже в 30-е годы был создан институт игрушки в Загорске (Сергиев Посад).

0_5cfc7_a14c410d_XXL

В послевоенные годы любые мысли о переделывании детей по новым классовым стандартам отпали окончательно. Но вот тот фундаментальный подход к рождению игрушки и понимание ее центрального места в жизни ребенка остался.

Помимо искусствоведов и художников, в создании игрушки принимали участие многочисленные педиатры, детские психологи и педагоги. К качеству игрушки подходили с пониманием того, что она должна быть безопасной не только для детских зубов, но и для формирующегося мозга ребенка. Должна развивать, обучать и вызывать исключительно положительные эмоции.

Эстетика выполнения игрушки также задавалась на самом высоком уровне. Имена многих создателей советской игрушки известны, но скорее по их работам, связанным не с игрушкой, а с монументальным и декоративно-прикладным искусством. Так, например, многие дети, а, быть может, и мы с вами качались на лошадках, созданных скульптором А.В. Петровым. Его бюсты героев Советского Союза украшают не один город.

М.В.Ломакина (ученица К.С.Петрова-Водкина), известна большинству как художница, чьи работы украшают коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Но мало кто знает, что делом всей ее жизни - было создание кукол, фигурок зверей и птиц, которыми с удовольствием играли дети.

Именно этот подход сделал советскую игрушку столь ценной и не имеющей аналогов. Жаль только, что сейчас это лишь архаизм. Друзьями наших детей становятся роботы, мутанты и другие игрушки, о чьем деструктивном влиянии на детское восприятие мира постоянно говорят как педагоги, так и психологи. С болью об этом же говорила и сама Галина Дайн.
Периодически рождаются идеи законопроектов о поддержании народных промыслов, или о поддержке такого явления как «национальная игрушка», о помощи отечественному производителю игрушек. Все они остаются на бумаге. И ни один производитель на деле не получил никаких льгот от государства. Как следствие, отечественная игрушка вытесняется дешевыми игрушками иностранного производства. И о традициях помнят немногие.

В игре детей есть часто смысл глубокий (И.Ф.Шиллер). Жаль, что сейчас смысл этот неумолимо теряет значение. И только в наших руках — спасти и превратить уникальное прошлое в прекрасное настоящее.

В ветхом холле кинотеатра, на удивление, тепло и уютно. Он весь заполнен людьми самого разного возраста. Шумная компания малышей в народных костюмах преграждает мне дорогу. Увлеченные игрой, они не замечают никого вокруг. Наконец, прорвавшись сквозь это шумную кутерьму, я оказываюсь в конце длинной очереди. Она ведет к маленькому столику, за которым Галина Львовна Дайн принимает цветы и раздает автографы.

IMG_0185

Книга Г.Л.Дайн «Пишу об игрушке» — пятая в планирующемся 10-томном издании. Галина Львовна писала о тряпичной кукле, о Сергиевом Посаде, о детском народном календаре и современных игрушечниках, сохранивших традицию. В новой книге приведена история развития игрушки в России, но уже не в царские, а в послереволюционные и советские времена. Издание дополнено обширным визуальным рядом. Главные действующие лица — хранители и коллекционеры игрушки (начиная от Н.Д.Бартрама, создавшего Музей игрушки в Сергиевом Посаде).

9618127bed1d5cd5e103c0eb475

Эта книга — крик о помощи. Она рассказывает о той борьбе, что вели редкие энтузиасты, вроде самой Галины Дайн, за спасение игрушки и традиций ее изготовления. Сначала речь шла о дореволюционной игрушке, уничтожавшейся как буржуазный пережиток. Затем об авторской и народной, создавать которую вне советских институтов было просто невозможно. Теперь можно говорить и о спасении игрушки российской, производство которой с каждым годом только сокращается. О том, что в скором времени любая отечественная игрушка будет сама по себе являться музейным экспонатом, Галина Дайн пишет уже в предисловии к своей книге.
Игрушка в России — явление уникальное. С одной стороны, есть традиционная кукла, деревянная и керамическая игрушка, богатая история которых уходит своими корнями в архаику.

С другой, есть советская игрушка, многочисленные образцы которой представляют собой подлинные произведения искусства. Это богатое наследие сейчас обращается в пыль. Фабрики по производству игрушки закрываются, а народная игрушка держится на энтузиастах, единичная продукция которых мигом разлетается по частным коллекциям (в основном, зарубежным). Но этой игрушкой уже не играют дети.

То наследие — в виде советской игрушки — что мы имеем, действительно, уникально. Уже с первых лет становления советской власти, правительством было обращено внимание на игрушку. От этого внимания, в первую очередь, пострадала как игрушка традиционная, так и фабричная, произведенная по лучшим европейским образцам. Стояла задача создания нового мира и нового человека, в решении которой главную роль должны были сыграть дети. Собственно детей и предстояло изменить, создавая этот новый мир, в том числе и через игрушку. Уже в 30-е годы был создан институт игрушки в Загорске (Сергиев Посад).

0_5cfc7_a14c410d_XXL

В послевоенные годы любые мысли о переделывании детей по новым классовым стандартам отпали окончательно. Но вот тот фундаментальный подход к рождению игрушки и понимание ее центрального места в жизни ребенка остался.

Помимо искусствоведов и художников, в создании игрушки принимали участие многочисленные педиатры, детские психологи и педагоги. К качеству игрушки подходили с пониманием того, что она должна быть безопасной не только для детских зубов, но и для формирующегося мозга ребенка. Должна развивать, обучать и вызывать исключительно положительные эмоции.

Эстетика выполнения игрушки также задавалась на самом высоком уровне. Имена многих создателей советской игрушки известны, но скорее по их работам, связанным не с игрушкой, а с монументальным и декоративно-прикладным искусством. Так, например, многие дети, а, быть может, и мы с вами качались на лошадках, созданных скульптором А.В. Петровым. Его бюсты героев Советского Союза украшают не один город.

М.В.Ломакина (ученица К.С.Петрова-Водкина), известна большинству как художница, чьи работы украшают коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Но мало кто знает, что делом всей ее жизни — было создание кукол, фигурок зверей и птиц, которыми с удовольствием играли дети.

Именно этот подход сделал советскую игрушку столь ценной и не имеющей аналогов. Жаль только, что сейчас это лишь архаизм. Друзьями наших детей становятся роботы, мутанты и другие игрушки, о чьем деструктивном влиянии на детское восприятие мира постоянно говорят как педагоги, так и психологи. С болью об этом же говорила и сама Галина Дайн.
Периодически рождаются идеи законопроектов о поддержании народных промыслов, или о поддержке такого явления как «национальная игрушка», о помощи отечественному производителю игрушек. Все они остаются на бумаге. И ни один производитель на деле не получил никаких льгот от государства. Как следствие, отечественная игрушка вытесняется дешевыми игрушками иностранного производства. И о традициях помнят немногие.

В ветхом холле кинотеатра, на удивление, тепло и уютно. Он весь заполнен людьми самого разного возраста. Шумная компания малышей в народных костюмах преграждает мне дорогу. Увлеченные игрой, они не замечают никого вокруг. Наконец, прорвавшись сквозь это шумную кутерьму, я оказываюсь в конце длинной очереди. Она ведет к маленькому столику, за которым Галина Львовна Дайн принимает цветы и раздает автографы.

Книга Г.Л.Дайн «Пишу об игрушке» — пятая в планирующемся 10-томном издании. Галина Львовна писала о тряпичной кукле, о Сергиевом Посаде, о детском народном календаре и современных игрушечниках, сохранивших традицию. В новой книге приведена история развития игрушки в России, но уже не в царские, а в послереволюционные и советские времена. Издание дополнено обширным визуальным рядом. Главные действующие лица — хранители и коллекционеры игрушки (начиная от Н.Д.Бартрама, создавшего Музей игрушки в Сергиевом Посаде).



Эта книга — крик о помощи. Она рассказывает о той борьбе, что вели редкие энтузиасты, вроде самой Галины Дайн, за спасение игрушки и традиций ее изготовления. Сначала речь шла о дореволюционной игрушке, уничтожавшейся как буржуазный пережиток. Затем об авторской и народной, создавать которую вне советских институтов было просто невозможно. Теперь можно говорить и о спасении игрушки российской, производство которой с каждым годом только сокращается. О том, что в скором времени любая отечественная игрушка будет сама по себе являться музейным экспонатом, Галина Дайн пишет уже в предисловии к своей книге.

Игрушка в России — явление уникальное. С одной стороны, есть традиционная кукла, деревянная и керамическая игрушка, богатая история которых уходит своими корнями в архаику.

С другой, есть советская игрушка, многочисленные образцы которой представляют собой подлинные произведения искусства. Это богатое наследие сейчас обращается в пыль. Фабрики по производству игрушки закрываются, а народная игрушка держится на энтузиастах, единичная продукция которых мигом разлетается по частным коллекциям (в основном, зарубежным). Но этой игрушкой уже не играют дети.

То наследие — в виде советской игрушки — что мы имеем, действительно, уникально. Уже с первых лет становления советской власти, правительством было обращено внимание на игрушку. От этого внимания, в первую очередь, пострадала как игрушка традиционная, так и фабричная, произведенная по лучшим европейским образцам. Стояла задача создания нового мира и нового человека, в решении которой главную роль должны были сыграть дети. Собственно детей и предстояло изменить, создавая этот новый мир, в том числе и через игрушку. Уже в 30-е годы был создан институт игрушки в Загорске (Сергиев Посад).



В послевоенные годы любые мысли о переделывании детей по новым классовым стандартам отпали окончательно. Но вот тот фундаментальный подход к рождению игрушки и понимание ее центрального места в жизни ребенка остался.

Помимо искусствоведов и художников, в создании игрушки принимали участие многочисленные педиатры, детские психологи и педагоги. К качеству игрушки подходили с пониманием того, что она должна быть безопасной не только для детских зубов, но и для формирующегося мозга ребенка. Должна развивать, обучать и вызывать исключительно положительные эмоции.

Эстетика выполнения игрушки также задавалась на самом высоком уровне. Имена многих создателей советской игрушки известны, но скорее по их работам, связанным не с игрушкой, а с монументальным и декоративно-прикладным искусством. Так, например, многие дети, а, быть может, и мы с вами качались на лошадках, созданных скульптором А.В. Петровым. Его бюсты героев Советского Союза украшают не один город.

М.В.Ломакина (ученица К.С.Петрова-Водкина), известна большинству как художница, чьи работы украшают коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Но мало кто знает, что делом всей ее жизни — было создание кукол, фигурок зверей и птиц, которыми с удовольствием играли дети.

Именно этот подход сделал советскую игрушку столь ценной и не имеющей аналогов. Жаль только, что сейчас это лишь архаизм. Друзьями наших детей становятся роботы, мутанты и другие игрушки, о чьем деструктивном влиянии на детское восприятие мира постоянно говорят как педагоги, так и психологи. С болью об этом же говорила и сама Галина Дайн.

Периодически рождаются идеи законопроектов о поддержании народных промыслов, или о поддержке такого явления как «национальная игрушка», о помощи отечественному производителю игрушек. Все они остаются на бумаге. И ни один производитель на деле не получил никаких льгот от государства. Как следствие, отечественная игрушка вытесняется дешевыми игрушками иностранного производства. И о традициях помнят немногие.

Читайте также: