План конспект урока дымковская игрушка

Обновлено: 16.05.2024

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

ВложениеРазмер
rospis_dymkovskoy_igrushki.docx 32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Роспись дымковской игрушки »

Тип урока: комбинированный

Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;

- формировать навыки работы художественной росписью;

-развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;

использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Таблицы-иллюстрации «Дымковские игрушки»;

- Шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»

Содержание этапа, деятельность учителя

Учитель приветствует учеников:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Дети садятся на свои места

Регулятивные УУД. Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях

- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

- Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где?

-Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

- А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся слушают объяснения учителя

Ученики рассматривают игрушки

Познавательные УУД. Построение речевого

ориентироваться в своей

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

Самоопределение к деятельности

Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село .

- Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково … (Слайды 2-3).

- Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Познакомиться с дымковской игрушкой.

Научиться расписывать игрушку.

Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника.

ориентироваться в своей

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока.

- Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7).

- Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

- Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья».

Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.)

Хорошо читающий ученик читает по книге

Учащихся слушают пояснения учителя

Коммуникативные УУД Формировать умение строить монологическое высказывание.

Формировать умение слушать собеседника.

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.

- Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной.

Учитель показывает движения разминки.

- Все молодцы! Продолжим урок.

- Вас ожидают новые задания. Вы готовы?

- А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки.

- Что общего у всех игрушек?

- А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего?

- Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг

белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему

сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо

выделяются на белом фоне.

- Какие цвета встречаются?

- Какие элементы использовали мастера?

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

-Да, круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

- Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле.

- Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Учащиеся настраиваются на работу.

Яркие краски, белый фон, геометрические узоры.

Белый бывает снег – это цвет чистоты

желтый, черный. зеленый.

Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки.

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

тренировка в рисовании элементов росписи.

- Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки.

- А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы.

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко,

А потоп опять начнем.

-Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи.

(Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске).

- Нарисуйте желтый, синий круги.

- Теперь красной краской волнистую линию.

– Как ее можно украсить?

- Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.

- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.

- А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___

- Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень.

- Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

- Сначала обведите их по шаблону .

- А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию.

- Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись.

Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный.

- Желаю вам успехов в работе!

Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятским весеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркость и нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

1. Пластический способ лепки.

2. Конструктивный способ лепки.

3. Комбинированный способ лепки.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

1. Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.

2. Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.

3. Пальцами формируем передние и задние ноги.

4. Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.

5. Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.

6. Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

4. Роспись дымковского козла.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

« Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

разработчик: Перевощикова О.П.


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


«Технологии организации полевой туристско-краеведческой практики»

Краткое описание документа:

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

План урока:

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

Ход урока

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятскимвесеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркостьи нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

  • Пластический способ лепки.
  • Конструктивный способ лепки.
  • Комбинированный способ лепки.
  • Роспись дымковского козла.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

  • Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.
  • Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.
  • Пальцами формируем передние и задние ноги.
  • Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.
  • Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.
  • Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

«Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок изобразительного искусства в 1 классе

по теме: «Дымковская игрушка»

Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

- познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;

- формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование : слайдовая презентация, игрушка-шаблон для раскрашивания, кисти, гуашь, листы для тренировки выписывания узоров.

1. Организационный момент.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там, в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет впрок.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

- Ребята, а вот и гости к нам пожаловали. (Слайд 1)

- Гости к нам прибыли из старинной деревни Дымково.

- Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимой так длинны,

А лепили там из глины

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- А почему игрушку называют дымковской? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала.

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. (Слайд 2) В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. (Слайд 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. (Слайд 4) Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок. (Слайд 5)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил. (Слайд 6)

Посмотри, как хороша,

Эта барыня душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд! (Слайд 7)

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок. (Слайд 8)

4. Организация практической работы.

1) Рассматривание игрушек.

- Какое настроение создают эти игрушки? (Веселое, радостное)

- Почему веселое и радостное? (Игрушки светлые, яркие, нарядные)

- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (Преобладает белый цвет)

- А знаете ли вы почему? (Ответы детей)

- Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.

2) Гимнастика для глаз.

Хорошо гостей встречали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).

3) Анализ дымковского узора.

- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. (Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие, слайд 9)

- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, то есть все то, что окружало мастеров и символизировало богатую жизнь и хороший урожай. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Какие цвета использовали для выполнения дымковского узора? (Яркие - красный, зеленый, желтый, синий, белый)

4) Приемы выполнения узоров.

Учитель показывает на доске основные приемы дымковской росписи, дети повторяют на альбомных листах. (Слайды 9, 10)

- Мы начнем учиться с самых простых элементов:

а) берем кисточку и набираем красную краску;

б) в первой строке рисуем круги, следите, чтобы они были одинакового размера, и расстояние между ними тоже было одинаковым;

в) теперь набираем синюю краску и в центре каждого круга рисуем жирную точку. Краску какого цвета мы еще можем взять для этого элемента? (Желтую, зеленую).

Таким же образом объясняется написание других элементов росписи.

- Дети, обратите внимание, что элементы в строке и при росписи игрушек повторяются. Повторяющиеся элементы называются «узор».

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы потренировались выполнять элементы дымковской росписи на листочке. Сегодня вы распишете дымковскими узорами игрушку-шаблон, а потом мы составим из ваших игрушек коллективное панно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какая работа давалась вам легко?

- Что было трудно?

- Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте в свой блокнот смайлик.

- А если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе Б.М. Неменского в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дымковская игрушка"»

Урок изобразительного искусства


Цель: познакомить обучающихся с Дымковской игрушкой.

- научить школьников выполнять роспись Дымковской игрушки, составлять композицию из элементов Дымковской росписи;

- развивать логическое мышление школьников, художественный вкус, навыки построения композиции;

- воспитывать любовь и уважение к родной культуре, бережное отношение к творческому наследию своих предков.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер с колонками, иллюстративный материал, дымковская игрушка, альбомный лист, элементы дымковской росписи (шаблоны).

Для учеников: загрунтованные белой краской дымковские игрушки, гуашевые краски, кисти, палитра, баночки с водой.

Этапы проведения урока

Определение темы урока, постановка цели, создание проблемной ситуации.

Рассказ учителя о дымковской игрушке.

Творческая работа учеников- роспись изделий (в перерыве- проведение физкультминутки).

Выставка работ детей.

Подведение итогов, рефлексия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Только сказка наша будет не простой, а выполненной руками человека. Посмотрите, пожалуйста, на эти иллюстрации, на изделия, находящиеся перед вами. Как вы думаете, о чём сегодня будет наша сказка?

Дети - Об игрушках!

Учитель - Верно, ребята! Их создали русские умельцы. Скажите, а какие игрушки, выполненные русскими мастерами, вы знаете?

Дети – Матрешки.

Учитель - Матрешка- это деревянная игрушка. Нас сейчас интересуют игрушки, выполненные из глины. Знаете вы такие?

Дети - Нет.

Учитель - Игрушек из глины есть несколько видов. С одним из них мы сегодня познакомимся. Игрушки эти называются дымковскими.

И сейчас я расскажу вам историю их возникновения.

Зародился этот уникальный народный промысел в 15-16 веках в слободе Дымково, на берегу реки Вятка. Затейливые игрушки лепились из рыжей глины. Промыслом занимались всей семьей. Летом заготавливали запасы глины, а зимой, когда заканчивались сельхозработы, семьи приступали к созданию настоящих произведений искусств.

Только взгляните на эти веселые, озорные игрушки. В их росписи нет полутонов и цветовых переходов. Это придает не только яркость и нарядность изделиям, но и вызывает колоссальные положительные эмоции. Глядя на них, так и хочется спеть частушки:

(Учитель вместе с детьми поёт частушки)

Мы игрушки расписные,

Наши ручки крендельком,

Щечки словно бантики,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

Весной, на шумной ярмарке, дымковские слобожане продавали свои игрушки. Веселые и нарядные барыни, олени, индюки, звонкие свистульки пользовались огромным спросом у покупателей.

Жители выставляли купленные игрушки между оконными рамами, чтобы любоваться этой красотой могли все желающие.

Но процесс создания игрушки вовсе не так прост. После того как изделие было слеплено из глины, его нужно было просушить.

Затем игрушки обжигались в печах и покрывались смесью толченого мела и молока. И только после этого мастера приступали к росписи.

Учитель - Скажите, из каких простых геометрических форм состоят узоры дымковской росписи?

Дети - Из кругов, полосок, волнистых линий, точек.

Учитель - Верно! При кажущейся сложности орнамента, технические приёмы росписи довольно просты.

А какие цвета используют дымковские мастера при росписи игрушки?

Дети – Красный, зелёный, синий, голубой…

Учитель – Молодцы! Мастера любят использовать все цвета радуги. А вы где-нибудь встречали похожие игрушки

Дети - Видели по телевизору, в гостях у знакомых.

Учитель - Посмотрите, ребята, мы с вами уже немного знаем об этой удивительной игрушке, но всё ли мы знаем о ней?

Дети - Нет.

Учитель - Скажите, что нам сегодня на уроке нужно узнать

Дети - Нам нужно узнать больше об этой игрушке, узнать, как расписывается эта игрушка.

Учитель - Хорошо! Мы с вами находимся в мастерской дымковских умельцев. Хотелось бы вам почувствовать себя мастерами, художниками?

Дети – Да!

Учитель – Сегодня у нас есть такая возможность. Но работа предстоит кропотливая, сложная и нам необходимо посмотреть последовательность росписи игрушки.

(Учитель на доске схематично показывает последовательность росписи.)

1 - Многослойный узор.

2 – Полоса с узором.

А сейчас приступаем к работе.

Звучит негромкая русская народная музыка. Ребята расписывают

игрушки. Учитель ходит по классу, наблюдает за работой, подсказывает, если нужно, помогает.

Через 10 минут работы, учитель начинает рассказ о способе приготовления глиняного теста.

Учитель: Глину так же готовили всей семьёй. Чтобы она была мягкой, её «расплющивали» тонким слоем по полу избы босыми ногами, а потом сворачивали в «рулет». Так повторялось несколько раз. Мы с вами сейчас представим, что разминаем глиняное тесто.

Учитель включает веселую озорную мелодию и вместе с ребятами

«разминают» глину (2 минуты). После этого ребята снова приступают к росписи игрушек.

После завершения работы, устраивается творческая выставка, делается фотография на память.

Учитель – Молодцы, ребята! Ваши игрушки получились веселыми и яркими. Дымковская сказка покоряет много сердец. Давайте ещё раз вспомним тему нашего урока?

Дети: Дымковская игрушка!

Учитель: Верно! А какие цели мы достигли на этом уроке?

Дети: Познакомились с историей возникновения дымковской игрушки. Узнали, как расписывается дымковская игрушка!

Учитель: Молодцы! (Ставятся оценки) А сейчас мы узнаем, ваши сердечки полюбили Дымково или остались к нему равнодушными. У вас на партах лежат по два сердца: малиновое, и синее. Если вам понравилась Дымковская игрушка, прикрепите к доске малиновое сердце, если вы остались равнодушны к игрушке, то крепите синее сердце.

Ребята крепят сердца.

Учитель – Я рада, что наше путешествие в Дымковскую сказку оставило в ваших душах добрый след. Игрушки, расписанные вами с таким старанием, отправятся к вам домой и будут напоминать о великих русских умельцах. А сейчас запишите домашнее задание- кто не успел завершить роспись дымковской игрушки- закончит её дома, и постарайтесь найти дополнительную интересную информацию про эту игрушку.

Читайте также: