План работы кружка мягкая игрушка

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шергинская СОШ»

«Мягкая игрушка»

Направление: Художественно - эстетическое

Образовательная область: «Художественное творчество»

Составиль: Уладаева Л.Л.

с. Шергино

Представление, что при любом

двигательном тренинге… упражняется

не рука, а мозг, вначале казалось

парадоксальным и лишь с трудом

проникло в сознание педагогов

Н.А.Берништейн

1. Пояснительная записка

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитатель­ного процесса, продолжает формирование у подрастающего по­коления интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда. Во многих школах и вне­школьных учреждениях страны —домах творчества ,городских и загородных лагерях — созданы кружки, в которых дети знакомятся с лучшими традициями народного искусства. Ткачество, вышивка, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву и кости, искусство керамики — все это приоб­щает ребят к многонациональной культуре народов нашей стра­ны. Особой популярностью среди школьников младшего и сред­него возраста пользуются кружки изготовления игрушек-су­вениров.

Основная задача этих кружков заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой ак­тивности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в круж­ках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям пре­красный мир народного искусства, который несет в себе много­вековые представления о красоте и гармонии.

Самодельная игрушка из ткани и мехового лоскута все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготов­ления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии детей и взрослых. '

Часто, украшая интерьер, игрушки, помимо декоративной, выполняют и декоративно-утилитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманом для хранения щеток, расчесок и других бытовых мелочей; игрушки-сумки; напольные игруш­ки-коврики, игрушки-подушки и др.

Особую выразительность приобретают игрушки, выполненные из яркой ткани в сочетании с синтетическим мехом. В их декора­тивной разработке часто используется тесьма, различные шнуры, аппликация и вышивка толстыми шерстяными нитками.

Разнообразие декоративной отделки, отказ от натуралисти­ческого решения образа, нарушение привычных пропорций, ус­ловная трактовка формы помогают выявить характер игрушки, сделать ее более забавной, живой, с другой — придают ей сходство с лучшими образцами народной игрушки.

Научить детей всему этому, вызвать у них интерес к твор­честву, пробудить желание творить самостоятельно — одна из основных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игру­шек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материале.

Работа кружков по изготовлению игрушек представляет ши­рокие возможности для профессиональной ориентации учащихся, например для ознакомления их с рабочими профессиями швей­ного производства.

В соответствии с программой даны общие рекомендации по организации, планированию и проведе­нию кружковых занятий, применение разработок, описание технологии изготовления игрушек; поможет руководителям кружков организовать занятия, привить детям необходимые навыки и умения, подскажет путь к форми­рованию у них образного мышления, творческого отношения к работе

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Актуальной данная деятельность является потому, что в школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по шитью из разного материала.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Шитье игрушек из разного материала – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Шитье имеет большое значение для обучения и воспитания детей школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Шитье так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Шитье, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой шитья игрушек является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к шитью, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия шитьем тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых игрушек – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Направленность программы: Художественно-эстетическое, доминирующая область: « Художественное творчество»

Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Образовательные:

знакомить со способами деятельности – шитья игрушек (со швами);

учить соблюдать правила техники безопасности;

учить стремится к поиску, самостоятельности;

учить овладевать основами, умениями работы из целого материала , из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,

образцов, поиске новых решений в создании композиций;

развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим

воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

формирование способности к творческому раскрытию,

формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения кройки изделия

Воспитательные:

1.воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к

2.воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое ра­бочее место, убирать за собой.

Отличительная черта программы :

Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей шитью из разного материала.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю во второй половине дня.

Длительность – не более 45 минут.

В основу программы положены принципы:

· принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

· принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

· принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

· принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

· принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

· принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

· принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

· принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

· принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

· принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

· принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Сроки реализации : 1 год.

Интеграция образовательных областей

По задачам и содержанию

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Труд» - Формировать трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах конструктивной деятельности

«Безопасность» - Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Коммуникация» - Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

«Познание» - формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» - развитие детского творчества, приобщать к различным видам искусства

«Чтение художественной литературы», «Музыка» - использовать музыкальные и художественные произведения для обогащения содержания области «Художественное творчество»

Связь с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Программа представляет собой разработанный курс художественно- эстетического направления для обучающихся начальных классов. Она учит детей простейшим правилам работы с тканью и различными инструментами. Данная программа позднакомит обучающихся с историей возникновения игрушек, обучит приёмам работы с тканью, мехом. Самыелюбимые игрушки у детей- это игрушки, которые сделанны своими руками.

ВложениеРазмер
plany_kruzhkov.docx 54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Бычковская средняя общеобразовательная школа

Касторенского Района Курской области

Внеурочная деятельность в начальных классах

Тематическое планирование кружка «Мягкая игрушка»

в 1, 2, 3, 4 классах.

Разработала Бобровникова Ирина Алексеевна

учитель начальных классов

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. На уроках обучающиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большего количества информации в данной области в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:

-об основных законах цветоведения;

-о простейших ручных швах;

-об использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);

-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);

-о приемах работы с мехом;

-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;

-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;

- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.

Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

Цели и задачи программы.

Цель – познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки

В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:

-научить основам художественной грамотности;

-научить основам цветоведения ;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;

-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-приобщение к народным традициям;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-соединение обучения с воспитательным процессом;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Отличительные особенности программы .

У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.

Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 6-11 лет и рассчитана на 4 года обучения. В группе занятия целесообразнее проводить 1 раз в неделю по 2 часа.

Формы и режим занятий.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.

-реализация творческих идей.

Ожидаемые результаты обучения.

Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Актуальность

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

Задачи:

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

ВложениеРазмер
vinogradova_t.p._rabochaya_programma_kruzhka_myagkaya_igrushka_vintp_2016-2017.docx 69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей 6-14 лет , потому что это доступная для этого возраста по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).

Количество детей в группе: 10 человек.

Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая.

Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.

Предполагаемый педагогический результат

- Ребёнок научится изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.

- У ребёнка будет развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет организовать работу с детьми во внеурочное время в кружке по созданию мягких игрушек своими руками от простого к сложному.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" с тематическим планированием»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Торжка Тверской области

Заместитель директора школы по УВР

_______ И.А. Ефимовская

«_____» __________2015 г.

И.о. директора МБОУ СОШ №5

________ А.Н. Скорбовенко

«_____» __________2015 г.

Рабочая программа

«Мягкая игрушка»

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Срок реализации программы

Составитель: Виноградова Л.Н.,

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка.


Кружок «Мягкая игрушка» рекомендуется для детей 7-14 лет, (минимальный возраст – 7 лет).

Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется по принципу добровольности.
Направление: художественное творчество.


Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1,5 часа. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.

Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Из глубины веков пришла к нам традиция делать игрушки – куклы из лоскутков ткани, меха. В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда.

Работа с детьми над мягкой игрушкой-самоделкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, способствуют формированию трудовых навыков.

«Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982. «Мягкая игрушка») и авторской программы «Русский сувенир» (Старченко Т.В., учитель технологии высшей категории, СОШ №42).

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции образцов изделий.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании.

В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики.

Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение к труду. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников.

Актуальность заключается во введении в курс обучения регионального компонента при изготовлении куклы в саамском костюме.

Цель занятий кружка «Мягкая игрушка» - способствовать развитию у обучающихся творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.

Основные задачи программы

Образовательные:
совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;

ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;

ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
научить изготавливать игрушки в различных техниках исполнения.
Развивающие:

развивать художественную инициативу;

развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

развивать зрительное восприятие;

развивать мелкую моторику пальцев рук;
формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;

воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

уметь обогатить и разнообразить свой досуг.

Программой предусмотрены экскурсии в музеи, выставочные залы, где обучающиеся знакомятся с историей возникновения различных промыслов, с работами мастеров-прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Обучающиеся должны знать:
общие сведения об истории игрушки;

виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;

различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий;

детали одежды народного костюма, варианты выполнения;

технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;

правила техники безопасности;

технологию изготовления игрушек;

правила работы с технологическими картами.

Обучающиеся должны уметь:
выполнять сувенирные изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;

подготавливать материалы для работы;

подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

соединять детали сувениров, игрушек между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
экономно расходовать материалы;

эстетично оформлять изделия;

оформлять выставочные материалы;

работать индивидуально и коллективно.

КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

• четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

• художественная выразительность и оригинальность творческих работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения: аккуратность; четкость выполнения изделия; самостоятельность выполнения; наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках — районных, городских, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Методические особенности реализации программы

Методическое обеспечение программы включает:

цветовой круг (таблица);

методические разработки поэтапного изготовления изделий;

наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);

образцы видов тканей;

образцы видов меха;
таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий;

образцы с видами отделки изделий;

образцы поузловой обработки швейных изделий;

образцы готовых изделий;

контрольное задание (набор карточек).

Техническое оснащение занятий
Для занятий кружка необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

Учебное оборудование: столы и стулья, доска для записи учебного материала, магнитная доска; шкаф или витрина для размещения и хранения работ детей.

Для успешной реализации данной учебной программы необходимы:


набор игл разной величины;

нитки катушечные разных цветов;

нитки: суровые, шерстяные, мулине;

пинцет и палочки для набивки игрушки;

проволока для каркаса: медная, алюминиевая;

цветная бумага;
различные виды тканей: х/б, трикотажное полотно, шёлк, капрон, мешковина, мех;

набивочный материал: вата, синтепон;

фурнитура: пуговицы, крючки;

клей ПВА, "Момент";
швейная машина;

доска для утюжельных работ;

выставочные площади и витражи;

Структура занятия может выглядеть следующим образом:
1. Мотивационно-ориентировочный этап:

Выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы (повторение);

Создание ориентировочной схемы действия (планирование);

2. Исполнительный этап:
Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, анализ образца, выполнение работы по образцу, по инструкции педагога, по собственным эскизам, впечатлениям и представлениям.

3. Рефлексивно-оценочный этап:
Подведение итогов занятия, формулирование выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности (работы детей сравниваются с образцом, представляется на всеобщее обозрение, дается оценка результатов работы, похвала за инициативу).


Чтобы превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем, необходимо соблюдение следующих требований:

- организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и их интересов;

- четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;

- организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка;

индивидуальный подход на всех занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕОРИЯ: История игрушки, ознакомление с Т.Б.План работы кружка.

ПРАКТИКА: Научиться правилам поведения в мастерской

ТЕМА: 2. Сова с фартуком и большим карманом

ТЕОРИЯ: Читаем о совах, рисуем, подбираем необходимый материал,

ПРАКТИКА: Научитесь работать с поролоном, увеличивать рисунок,

делать выкройки, переносить на ткань и изготавливать игрушку

ТЕМА: 3 Зайчик. Свинка и поросята.

ТЕОРИЯ: Любопытные факты из жизни животных

ПРАКТИКА: Кроим и шьём игрушки. Придумываем сказку и

ТЕМА: 4 Тигрёнок, Чебурашка.

ТЕОРИЯ: Рассказ о тиграх, учим песенку о чебурашке и работаем над

ПРАКТИКА: Кроим и шьём игрушки. Обыгрываем сказку.

ТЕМА: 5 Крокодил Гена, Шапокляк.

ТЕОРИЯ: Вспоминаем сказку про крокодила Гену, Чебурашку и

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки. Обыгрываем сказку.

ТЕОРИЯ: Рассказ о цветах и травах, где живёт Флорик.

ПРАКТИКА: Работа над игрушкой.

ТЕМА: 7 Мальчик – Рыжик

ТЕОРИЯ: Что такое Х\Б, шерсть, шёлк.

ПРАКТИКА: Работа над игрушкой.

ТЕМА: 8 Конопушечка – веснушечка

ТЕОРИЯ: Читаем сказку о маленьких человечках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку. Обыгрываем сказку

ТЕОРИЯ: «Разноцветные игрушки» - рассказ, новый материал – драп.

ПРАКТИКА: Изготовление разноцветных лягушек.

ТЕМА:10 Противные старушки.

ТЕОРИЯ: Рассказ о том, какие лица можно изготовить.

Сказка о противных старушках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку

ТЕМА: 11 Дом для чайника.

ПРАКТИКА: Изготовление дома для чайника

ТЕМА: 12 Некто по имени – Голохвостик.

ТЕОРИЯ: Рассказ о голохвостике, кто они такие, где они живут

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку

ТЕМА: 13 Превращается рука

ПРАКТИКА: Изготовление игрушек с движением. Придумать и обыграть

ТЕМА: 14 Ленивые игрушки.

ТЕОРИЯ: Рассказ о ленивых игрушках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки

ТЕМА: 15 Кукла - подушка

ТЕОРИЯ: Рассказ о Кукле – подушке

ПРАКТИКА: Изготовление Куклы – подушки, сказка, обыгрывает её.

ТЕМА: Ярмарка или выставка кукол. Отбор лучших работ учащихся.

Второй год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Лоскутное шитьё. Одежда для кукол.

История развития шитья из лоскута

Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ

Техника шитья из лоскута: «квадрат»

Техника шитья из лоскута: «мельница»

Техника шитья из лоскута: «шпалы»

Техника шитья из лоскута: «треугольники»

Выставка лучших работ

Вводное занятие Виды ручных работ.

Одежда для дома

Нарядная одежда (вечерняя)

Одежда для отдыха

Ярмарка или выставка лучших работ

Учебная программа

Второй год обучения

Лоскутное шитьё.

ТЕМА: 1 История развития шитья из лоскута.

ТЕОРИЯ: Рассказ о ремесле. История возникновения лоскутного шитья.

Традиционность, композиции, богатство палитры многоцветного шитья

из лоскутов, его символика, обрядное значение.

ТЕМА:2. Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ

Читайте также: