План рассказа дымковская игрушка

Обновлено: 20.05.2024

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание ими играть, интерес к художественным произведениям.

Обучающая: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки.

Развивающая : Учить детей, рассматривая иллюстрации с дымковскими игрушками, рассказывать о них называя цвет, форму, материал, элементы, дымковской росписи.

Упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом,

пополняя словарный запас за счёт прилагательных и глаголов. Продолжать

знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательная: Воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения.

Демонстрационный материал: иллюстрации дымковских игрушек (Барышня, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух, дымковская игрушка : барыня, индюк.

Ход занятия.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может, мы отправимся в путешествие на автобусе

А пока мы будем ехать, я вам расскажу удивительную историю

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор». Эти игрушки называли дымковские.

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково, и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети выходят из автобуса и подходят к иллюстрациям дымковских игрушек

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

(Символы природы они обозначают Здоровья, счастья, добра желают.)

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

-Скажите, мне, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (Барышни, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух и т. д.)

- Давайте с вами расскажем об игрушке.

Эти игрушки называли как? (это дымковские игрушки)

-Как называется эта игрушка? (Эта игрушка - Барыня)

-Из чего она сделана? (она сделана из глины, она глиняная)

-Какие элементы использовали мастера при украшении игрушки? (Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.)

-Какие цвета используют при раскрашивании? (красный, оранжевый, желтый, синий, голубой, зеленый.) т. е. яркие цвета

Воспитатель: Значит, давайте обобщим. Это дымковская игрушка- барыня, она сделана из глины, дымковскую игрушку разрисовывают кружочками, колесиками, полосками, змейкой, и используют яркие цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, синий, голубой и зеленый.

- Давайте немножко разомнемся

Физминутка «Игрушки»

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

Воспитатель: А давайте ребята поиграем с вами в одну игру!

Дидактическая игра «Скажи какой»

Воспитатель называет предмет, а дети – его признаки.

Эти игрушки одинаковые? (НЕТ) Они разные. Игрушки бывают разных цветов, размеров, сделаны из разных материалов.

Мячик (какой) – круглый, красный, резиновый.

Зайчик (какой) – мягонький, беленький, пушистый.

Машина (какая) – металлическая, игрушечная, зеленая.

Жираф (какой) – высокий, пятнистый, резиновый.

Кукла (какая)- красивая, голубоглазая, большая…

Воспитатель: Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

Кофточка цветная, юбка … (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели,

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)

-Ну что ребята, мы побывали в гостях в селе Дымково. Вам понравилось?

Пора отправляться домой (усаживаются в автобус).

- Где мы побывали? (Мы побывали в селе Дымково)

- Какие игрушки описывали? (Мы описывали дымковские игрушки барыню и индюка)

- В какие игры играли? (Мы играли в игру : «Скажи какой», «Назови ласково», «Один - много»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки». Конспект НОД во 2 младшей группе

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки». Конспект НОД во 2 младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: Вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто Образовательные задачи: - Познакомить детей со стихами А. Барто. - Упражнять в умении подбирать существительные + прилагательные. Развивающие.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Игрушки» с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Игрушки» для детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки» Цель: развивать общение и контакт взрослого и детей. Задачи:учить детей внимательно слушать воспитателя;формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.

Задачи: - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, е народному искусству России;

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- Учить расписывать дымковскими узорами;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки горошины;

- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (пополнение групповых уголков детской деятельности: внести, поместить). Пополнить уголок - раскрасками с росписью народных игрушек. Пополнить развивающую среду по теме недели. Внести Настольно-печатные игры.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Индивидуальная работа по физическому развитию:

Беседы: «Дымковские чудо-игрушки», «Почему игрушки называют дымковскими» Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Раскраски «Дымковская игрушка» Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно не выходя за контуры.

Ситуативное общение: «Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. Утро

Индивидуальная работа по познавательной деятельности: Д/И «4-й лишний»

Д/и «Чудесный мешочек» Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек : дымковских, богородских, филимоновских.

Упражнение «Туфельки поссорились и помирились» - учить детей правильно обуваться. Утро

Индивидуальная работа по коммуникативной деятельности

Дидактическая игра «Узнай роспись»

Д/и «Дымковская игрушка» Цель: ознакомление детей с разнообразными видами декоративного искусства.

Ситуативный разговор о том, что весной появляются сосульки гулять под крышами домов – опасно.

Игровые ситуация «Зайцы вышли на прогулку…» - обучать правилам безопасного поведения на улице в весенний период. Утро

Индивидуальная работа по разучиванию/повторению стихов. А. Дьякова «Веселая дымка».

Д/ игра: "Добрые слова". Цель: продолжать развитие речевой активности.

«Составление описательных рассказов о дымковской игрушке». Формировать у детей навыки составления коротких описательных рассказов о дымковской игрушке.

Д/ и «Какая?» (учить подбирать определения к слову весна) Утро

Индивидуальная работа по изобразительной деятельности:

Работа с ножницами.

Беседа с детьми "История дымковской игрушки". Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке; развивать чувство цвета, вызывать желание что-то сделать самим.

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Ситуативный разговор о том, каким бы дети хотели видеть свой участок в детском саду в летнее время года?

Утренняя гимнастика. Комплекс № (формирование первоначальных представлений о ЗОЖ, сохранение психофизического здоровья)

Подготовка к завтраку: умывание, дежурство (воспитание КГН, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

Завтрак, полоскание рта после еды (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование представлений о ЗОЖ)

Создание мотивации к НОД: организация стимулирующей обстановки, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций

1. Музыкальное занятие. Смотрите план у музыкального руководителя.

Тема : «Дымковская барышня»

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле.

-Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских барышень.

- Развивать чувство композиции.

- Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, желание самостоятельно изготавливать декоративные изделия.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, посылка, письмо, картон (круг, пластиковая подставка для выполнения аппликаций (на каждого ребенка, цветная бумага, ножницы, клей. Занятия

1. Физическая культура. Смотрите план у инструктора по ФИЗО.

2. Развитие речи.

Тема : «Вот они дымковские игрушки»

Обучающая: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки.

Развивающая: Учить детей, рассматривая иллюстрации с дымковскими игрушками, рассказывать о них называя цвет, форму, материал, элементы, дымковской росписи.

Упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом,

пополняя словарный запас за счёт прилагательных и глаголов. Продолжать

знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательная: Воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения.

См. конспект занятия.

1. Музыкальное занятие. Смотрите план у музыкального руководителя.

• Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

• Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки (3–4 шт., цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка в форме цилиндра).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (4–5 бабочек, поднос, бабочки (по 4–5 шт. для каждого ребенка).

.1. Физическая культура. Смотрите план у инструктора по ФИЗО.

Тема : «Дымковский конь» Ц: продолжать учить детей изображать на одном рисунке несколько предметов, распологая их в ряд. Учить рациональному изображению одинаковых предметов.

Материалы Листы бумаги с нарисованными лошадками, кисти, гуашь, салфетки, непроливайки, иллюстрация, образец рисунка, лошадка из глины в дымковской росписи, русская народная музыка.

Предварительная работа с детьми. Рассматривание игрушек из глины, беседа о дымковской росписи Занятия

1. Конструирование/Окружающий мир.

Коллективная работа «В деревне Дымково»

Задачи. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Совершенствовать технику рисования акварельными красками – рисовать кончиком кисти. Развивать навыки коллективной работы.

Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы.

Рассматривание альбома «Дымковская игрушка». Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

Материалы. Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Большой лист бумаги для оформления картины.

2. Физическая культура на улице

Смотрите план у инструктора по ФИЗО

Индивидуальная работа по Физо. Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Наблюдения за птицами – Ц: уточнение представлений о перелётных птицах.

П/и «Перелет птиц» : развитие ловкости.

Дид. игра «Какой цветок?»-

развивать умение подбирать

Индивидуальн ая работа по речи. Разучить потешку: «Чище мойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей».

Наблюдение за снегопадом. Выяснить причины этих явлений.

П/и «Кошки – рыболовы» Ц: развивать быстроту, реакцию.

Дид. игра «Подбери пару» Ц: развитие мышления, внимания.

Труд: Сбор крупного мусора на участке. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Индивидуальная работа по Фэмп. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 5.

Целевая прогулка по участку детского сада: рассматривание и сравнение лиственных и хвойных деревьев.

П/и «Пилоты» - формирование ловкости и увертливости.

Д/и «Какая сегодня погода?» Ц: закрепить умение сравнивать.

Труд: Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду.

Индивидуальная работа по экологии: «Рисуем народную игрушку» (по крупе, рассыпанной на подносе).

Наблюдение: за ветром - продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

Дидактическая игра: «Подбери пару» - развитие мышления, внимания.

Подвижная игра: «Вороны и гнезда» - учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Труд: Сгребание снега в определенное место для построек - учить выполнять задание хорошо.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом – развивать умение играть дружно. Прогулка

Индивидуальная работа по Физо: П/и «Брось дальше!»

Наблюдение за солнцем. Закрепить знания о том, что весной солнце начинает сиять чаще и ярче, поэтому становится теплее; воспитывать наблюдательность; продолжать умение формировать причино-следственные связи в природе.

Д/ и: «Придумай предложение» (научить составлять предложения со словом «весна»)

Труд: покормить птичек прилетевших к кормушке.

П/ и: "Гуси-лебеди" (учить соотносить действия с текстом)

Подготовка к обеду, обед (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

Подготовка к дневному сну, дневной сон (воспитание КГН, навыков самообслуживания, сохранение психофизического здоровья)

Подъем, закаливание, гимнастика после сна, комплекс № (сохранение психофизического здоровья, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

Полдник (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Бычок-смоляной бочок», Чтение сказки «Лисичка соскалочкой» Знакомство с предметами обихода – скалкой., Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Индивидуальная работа по ФИЗО: П/и «Брось дальше!»

Наблюдение за погодой, (вечером становится прохладно, быстро темнеет)

П. игра «Ловкая пара»-учить бросать мяч под углом.

Исследовательская деятельность- расширять знания детей о лечебных травах и растениях.

Индивидуальная работа по речи: Разучить потешку: «Чище мойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей».

Наблюдения зa птицами Беседа о перелетных птицах.

Целевая прогулка по участку -расширять представления о перелётных птицах.

П/и «Гуси-лебеди»-совершенствовать технику бега.

Д/ и на цвет и форму - «Цветные дома».

Индивидуальная работа по ФИЗО: Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Наблюдение за воробьями Цели: : расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа по ИЗО: Д/и «Дорисуй узор»

Наблюдение за птицами. Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа по Фэмп. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 5.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Цель: уточнять знания о расположении веток разных деревьев; совершенствовать умение определять названия деревьев и кустарников.

Д/игра «Лесник». Цель: закреплять знания о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников.

П/игра «К названному дереву беги». Цель: закреплять знания об отличительных признаках некоторых деревьев; упражнять в беге.

Труд: сбор веток от деревьев по территории участка.

Подготовка к ужину, ужин (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование представлений о ЗОЖ)

Прогулка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Здравствуй, детский сад! Наша группа» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Здравствуй, детский сад! Наша группаРазвёрнутое содержание работы: Вызвать.

Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослых» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослыхРазвёрнутое содержание работы:.

Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Осенняя пора»

Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Осенняя пора» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:ОСЕННЯЯ ПОРА. ЛЕС ОСЕНЬЮ Развёрнутое содержание работы: Расширять представления.

Календарно-тематическое планирование «Волшебница зима» в средней группе Тема: "Волшебница-Зима" длительность: 2 недели Физическое развитие Образовательные задачи: Познакомить с понятием «здоровье» и «болезнь».

Перспективно-тематическое планирование в средней группе «Какой бывает транспорт» тема: Какой бывает транспортдлительность: неделяФизическое развитиеОбразовательные задачи:Учить детей просушивать мокрую одежду после прогулки,.

Комплексно-тематическое планирование «Моя любимая игрушка» в средне-старшей группе Дата: с 01. 10. по 05. 10. Тема недели: Моя любимая игрушка. Задачи: формировать представление о разных игрушках, воспитывать интерес.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе Б.М. Неменского в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дымковская игрушка"»

Урок изобразительного искусства


Цель: познакомить обучающихся с Дымковской игрушкой.

- научить школьников выполнять роспись Дымковской игрушки, составлять композицию из элементов Дымковской росписи;

- развивать логическое мышление школьников, художественный вкус, навыки построения композиции;

- воспитывать любовь и уважение к родной культуре, бережное отношение к творческому наследию своих предков.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер с колонками, иллюстративный материал, дымковская игрушка, альбомный лист, элементы дымковской росписи (шаблоны).

Для учеников: загрунтованные белой краской дымковские игрушки, гуашевые краски, кисти, палитра, баночки с водой.

Этапы проведения урока

Определение темы урока, постановка цели, создание проблемной ситуации.

Рассказ учителя о дымковской игрушке.

Творческая работа учеников- роспись изделий (в перерыве- проведение физкультминутки).

Выставка работ детей.

Подведение итогов, рефлексия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Только сказка наша будет не простой, а выполненной руками человека. Посмотрите, пожалуйста, на эти иллюстрации, на изделия, находящиеся перед вами. Как вы думаете, о чём сегодня будет наша сказка?

Дети - Об игрушках!

Учитель - Верно, ребята! Их создали русские умельцы. Скажите, а какие игрушки, выполненные русскими мастерами, вы знаете?

Дети – Матрешки.

Учитель - Матрешка- это деревянная игрушка. Нас сейчас интересуют игрушки, выполненные из глины. Знаете вы такие?

Дети - Нет.

Учитель - Игрушек из глины есть несколько видов. С одним из них мы сегодня познакомимся. Игрушки эти называются дымковскими.

И сейчас я расскажу вам историю их возникновения.

Зародился этот уникальный народный промысел в 15-16 веках в слободе Дымково, на берегу реки Вятка. Затейливые игрушки лепились из рыжей глины. Промыслом занимались всей семьей. Летом заготавливали запасы глины, а зимой, когда заканчивались сельхозработы, семьи приступали к созданию настоящих произведений искусств.

Только взгляните на эти веселые, озорные игрушки. В их росписи нет полутонов и цветовых переходов. Это придает не только яркость и нарядность изделиям, но и вызывает колоссальные положительные эмоции. Глядя на них, так и хочется спеть частушки:

(Учитель вместе с детьми поёт частушки)

Мы игрушки расписные,

Наши ручки крендельком,

Щечки словно бантики,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

Весной, на шумной ярмарке, дымковские слобожане продавали свои игрушки. Веселые и нарядные барыни, олени, индюки, звонкие свистульки пользовались огромным спросом у покупателей.

Жители выставляли купленные игрушки между оконными рамами, чтобы любоваться этой красотой могли все желающие.

Но процесс создания игрушки вовсе не так прост. После того как изделие было слеплено из глины, его нужно было просушить.

Затем игрушки обжигались в печах и покрывались смесью толченого мела и молока. И только после этого мастера приступали к росписи.

Учитель - Скажите, из каких простых геометрических форм состоят узоры дымковской росписи?

Дети - Из кругов, полосок, волнистых линий, точек.

Учитель - Верно! При кажущейся сложности орнамента, технические приёмы росписи довольно просты.

А какие цвета используют дымковские мастера при росписи игрушки?

Дети – Красный, зелёный, синий, голубой…

Учитель – Молодцы! Мастера любят использовать все цвета радуги. А вы где-нибудь встречали похожие игрушки

Дети - Видели по телевизору, в гостях у знакомых.

Учитель - Посмотрите, ребята, мы с вами уже немного знаем об этой удивительной игрушке, но всё ли мы знаем о ней?

Дети - Нет.

Учитель - Скажите, что нам сегодня на уроке нужно узнать

Дети - Нам нужно узнать больше об этой игрушке, узнать, как расписывается эта игрушка.

Учитель - Хорошо! Мы с вами находимся в мастерской дымковских умельцев. Хотелось бы вам почувствовать себя мастерами, художниками?

Дети – Да!

Учитель – Сегодня у нас есть такая возможность. Но работа предстоит кропотливая, сложная и нам необходимо посмотреть последовательность росписи игрушки.

(Учитель на доске схематично показывает последовательность росписи.)

1 - Многослойный узор.

2 – Полоса с узором.

А сейчас приступаем к работе.

Звучит негромкая русская народная музыка. Ребята расписывают

игрушки. Учитель ходит по классу, наблюдает за работой, подсказывает, если нужно, помогает.

Через 10 минут работы, учитель начинает рассказ о способе приготовления глиняного теста.

Учитель: Глину так же готовили всей семьёй. Чтобы она была мягкой, её «расплющивали» тонким слоем по полу избы босыми ногами, а потом сворачивали в «рулет». Так повторялось несколько раз. Мы с вами сейчас представим, что разминаем глиняное тесто.

Учитель включает веселую озорную мелодию и вместе с ребятами

«разминают» глину (2 минуты). После этого ребята снова приступают к росписи игрушек.

После завершения работы, устраивается творческая выставка, делается фотография на память.

Учитель – Молодцы, ребята! Ваши игрушки получились веселыми и яркими. Дымковская сказка покоряет много сердец. Давайте ещё раз вспомним тему нашего урока?

Дети: Дымковская игрушка!

Учитель: Верно! А какие цели мы достигли на этом уроке?

Дети: Познакомились с историей возникновения дымковской игрушки. Узнали, как расписывается дымковская игрушка!

Учитель: Молодцы! (Ставятся оценки) А сейчас мы узнаем, ваши сердечки полюбили Дымково или остались к нему равнодушными. У вас на партах лежат по два сердца: малиновое, и синее. Если вам понравилась Дымковская игрушка, прикрепите к доске малиновое сердце, если вы остались равнодушны к игрушке, то крепите синее сердце.

Ребята крепят сердца.

Учитель – Я рада, что наше путешествие в Дымковскую сказку оставило в ваших душах добрый след. Игрушки, расписанные вами с таким старанием, отправятся к вам домой и будут напоминать о великих русских умельцах. А сейчас запишите домашнее задание- кто не успел завершить роспись дымковской игрушки- закончит её дома, и постарайтесь найти дополнительную интересную информацию про эту игрушку.



Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника .Позднее ярмарка-праздник стала называться . Что же это за игрушки,давайте посмотрим?







Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.



Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?



Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.





Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.




Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием .
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Читайте также: