План сочинения моя любимая игрушка 5 класс русский язык
Обновлено: 17.04.2024
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Урок развития речи в 5-м классе
по теме: "Подготовка к сочинению- описанию "Моя любимая игрушка"
Цели:
Образовательная: 1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения;
2) заглянуть в историю игрушки.
Развивающая: развивать умение чётко подчинять материал идее и теме сочинения, отработать элементы композиции сочинения описания.
Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Ход урока
2. Оформление тетрадей учащихся.
3. Беседа с классом.
– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)
Что означает это слово? Обратимся к словарю( Любимый –пользующийся наибольшей любовью).Подберите синонимы к этому слову (дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный) Какие чувства эмоции несёт это слово?(положительные, позитивные)
А слово « моя» о чём говорит? ( о личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, должны проявляться эмоции и чувства владельца). Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.
– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)
– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.
Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.
В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”
– Что описывает автор? (Куклу)
– Теперь прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”
– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)
5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.
– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)
6. Определение типа речи.
– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)
– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)
– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).
7. Работа над лексикой.
– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?
– Каковы признаки этих деталей?(слайд
– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
– Теперь поработаем с текстом № 2.(слайд
– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.
– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.
– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?
– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.
– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.
Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.
8. Орфографическая работа.
– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование , кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( ученики работают в тетрадях. Затем – проверка).(слайд
– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.
9. Физминутка.
10. Коллективное редактирование текста.
– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.(слайд
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.
Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.
– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)
– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.
– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?
– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.
11. Составление плана сочинения.
– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.
– Обратимся вновь к тексту № 3. ( слайд Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)
– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
– О чём говорится во вступлении?
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
(Дети записывают первый пункт плана)
– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)
– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)
– Запишем второй пункт плана.
2. Описание игрушки.
– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)
3. Чем вам дорога игрушка?
– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)
(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)
– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.
12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.
13. Итог урока.
– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.
1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.
2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.
3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.
4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.
14. Домашнее задание.
– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке
В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”
Текст № 2 .Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни , и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.
Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочинению.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5.doc | 44 КБ |
pril1.ppt | 111.5 КБ |
pril2.ppt | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Автор: Корчигина Инесса Борисовна, учитель русского языка и литературы
1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения;
2) заглянуть в историю игрушки.
Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.
1. Организация класса.
3. Оформление тетрадей учащихся.
4. Беседа с классом.
– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)
– Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.
– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)
– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.
Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.
Отрывок из романа
– Что описывает автор? (Куклу)
– Прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”
– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)
5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.
– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)
6. Определение типа речи.
– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)
– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)
– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).
7. Работа над лексикой.
– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?
– Каковы признаки этих деталей?
– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
– Теперь поработаем с текстом № 2.
– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.
– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.
– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?
– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.
– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.
Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.
8. Орфографическая работа.
– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование у доски, кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Затем – проверка).
1. Пла(?)ма…овая 1. М…ханическая
2. Мета…ическая 2. Увл…кательная
3. Пр…красная 3. З…бавная
4. Ч…дес(?)ная 4. С…мпатичная
5. Зан…мательная 5. Инт…ресная
6. Уд…вительная 6. Зав…дная
– Проверьте, нет ли на доске ошибок?
– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.
10. Коллективное редактирование текста.
– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.
Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.
– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)
– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.
– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?
– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.
11. Составление плана сочинения.
– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.
– Обратимся вновь к тексту № 3. Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)
– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
– О чём говорится во вступлении?
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
(Дети записывают первый пункт плана)
– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)
– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)
– Запишем второй пункт плана.
2. Описание игрушки.
– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)
3. Чем вам дорога игрушка?
– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)
(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)
– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.
12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.
– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.
1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.
2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.
3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.
4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.
14. Домашнее задание.
– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения; 2) заглянуть в историю игрушки. Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки. Х.К. Андерсен «Пастушка и трубочист».
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь , но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка ; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни , и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее . Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
1.Пла ст ма сс овая 1.М е ханическая 2.Мета лл ическая 2.Увл е кательная 3.Пр е красная 3.З а бавная 4.Ч у дес н ая 4.С и мпатичная 5.Зан и мательная 5.Инт е ресная 6.Уд и вительная 6.Зав о дная
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелененький «Джип». Он и сейчас есть у меня. Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку и «Джип» двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки – фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с «Джипом» было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары. Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь ее подарил мне папа.
ПЛАН 1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка?
Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка".
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._razvitie_rechi_v_5_klasse._moya_lyubimaya_igrushka.docx | 26.73 КБ |
prezentaciya_k_uroku._moya_lyubimaya_igrushka.pptx | 546.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Жиркина Наталья Анатольевна, учитель русского языка
МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области»
Урок развития речи в 5 классе
Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»
Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания
Задачи : научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);
Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;
Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.
Прозвенел уже звонок,
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Куда мы с вами попадём,
Узнаете вы скоро.
В стране волшебной мы найдём
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи.
- Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь!
(показываю на выставку) Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но всё понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
- Ребята. У вас есть любимые игрушки?
- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)
- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
- Как вы думаете, на какую тему?
(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)
- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?
- Что значит любимая?
( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)
- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.
3. Словарно- орфографическая работа.
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)
- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.
- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)
Но есть и игрушки- сувениры.
- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).
( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).
- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)
Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.
- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.
Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)
- значит она какая? –( 4 слайд) ( пла ст ма сс овая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с ), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (м е та лл ическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л ) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( м е ханическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревя нн ая- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глин ян ая- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).
- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мя г кая – парная согласная г в корне).
- А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)
- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о , проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем ) - Молодцы!
- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)
- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными ).
Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)
- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.
- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
4. Работа над предложением.
-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.
- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?
А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.
- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п .)
- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?
( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире
- А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)
Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.
- Прочитай своё предложение….
Встанем – глубоко вздохнём.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили. Садитесь.
Посмотрите направо глазками, налево,
Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.
6. Работа с текстом. Составление плана.
- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.
У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.
- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)
- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.
- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?
Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)
- Вот в первой части вы и расскажите:
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
- А какая часть текста самая большая? ( 2- основная )
- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)
- В ней даётся описание игрушки ( 2. Описание игрушки ), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.
- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.
- Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?
( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).
- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…
- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)
- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)
- Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога .( 3. Чем вам дорога игрушка?)
- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)
План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?
- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( Приложение 1) ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)
Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.
- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?
-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.
- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?
- Что привлекло вас в этой игрушке?
9. Рассказ учителя.
- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.
- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?
- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?
( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)
- А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.
10. Экскурс в историю русской игрушки
- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайд-шоу на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш) Приложение 3.
- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что- то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.
Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски-
Очень яркие мазки.
Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.
Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.
Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.
Шли Матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Три Матрёны, три матрёшки
И одна Матрёшечка.
Матрёшка – символ русского народного искусства.
В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.
- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?
- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю). Молодец!
11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки .
- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 11 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.
- Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 12 слайд)
- Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.
- Спасибо за урок. ( 13 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.
Урок окончен. До свидания.
Литература и информационно- образовательные ресурсы:
1. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. -№ 3.
2. Программа «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
4. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моя любимая игрушка
– подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-, чём-либо. Сувенир
пла с т ма сс овая м е та лл ическая дерев янн ая м е ханическая мя г кая глин ян ая
уд.. вительная з.. бавная ч.. десная инт .. ресная зав.. дная о и у е а
плас т ма сс овая зав о дная м е та лл ическая уд и вительная м е ханическая ч у де сн ая дерев янн ая инт е ре сн ая глин ян ая з а бавная мя г кая
У Светы любимая игрушка собачка. сущ. И.п. сущ. И.п. -
Моя любимая игрушка - … .
План 1.Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка?
Памятка Как писать сочинение о любимой игрушке. 1. Сочинение необходимо писать , пользуясь планом. 2.В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке. 3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки. 4. Создать яркий образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Технологическая карта урока.
Тема : « Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка »
Автор УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2015
Урок развития речи.
1. Образовательные:
а) создать условия для освоения обучающимися сочинения- описания игрушки
б) научить подбирать и систематизировать материалы к описанию предмета.
в) создать представление о многообразии игровой культуры народов;
г) обеспечить установление учащимися внутрипредметных связей.
2. Развивающие
а)развивать умение выделять и сравнивать характерные признаки игрушек;
б) создать условия для развития умения формулировать проблему, собственную точку зрения и умения высказывать и аргументировать ее.
3. Воспитательные
а) создать условия для воспитания уважительного отношения к чужому мнению;
б)содействовать развитию умения общаться между собой.
Планируемые результаты:
- особенности типа речи как описание;
- отличительные признаки описания.
- определять тип и стиль речи текста;
- составлять план текста;
- выявлять элементы структуры сочинения- описания;
- последовательно излагать и составлять текст по опорным элементам.
Личностные : -готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
- осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Метапредметные
Регулятивные : уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Предметные : уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Оборудование:
1. Плакаты с надписями:
« В каждой избушке свои игрушки»
« Игрушки да смешки, шутки да потешки»
«Нечисть пугается - дитя забавляется»
«Игрушки не балушки»
2. Выставка игрушек
3. Проектор.
4. Компьютер
1.Самоопределение к деятельности Организационныймомент .
Цель этапа: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Учитель задаёт вопросы:
-Оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите?
- Верно. Как вы понимаете содержание этих поговорок?
- Думаю, что вы сейчас без труда назовёте предмет нашего сегодняшнего разговора.
Итак, что будет в центре нашего внимания? (Игрушки)
Приветствуют учителя. Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.
Перечисляют :
1.Плакаты с надписями (выразительно их читают).
2.Выставка игрушек.
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Определение цели и задач урока.
Цель этапа Формулировка обучающимися темы урока.
П одготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.
- Вы сегодня на урок принесли свои любимые игрушки.
Проблемный вопрос: Как вы считаете , над какой темой мы будем сегодня работать?
(Учитель демонстрирует тему на доске « Моя любимая игрушка» )
- Как вы думаете, в чем будет заключаться цель нашего урока? Можно обратиться к опорным словам на доске СЛАЙД 3
1. Узнать … ( структуру сочинения-описания )
2. Вспомнить… (существующие стили и типы речи)
3. Научиться… (подбирать материал к сочинению, описывать игрушку)
- Действительно, сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
- Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его
идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)
СЛАЙД 4 Художественный стиль. Художественное описание применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные:
общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель этапа Подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»
- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5 – 12 лет. Длина – 25 см., высота – 20 см. Цвет – оранжевый с белым, в
малиновой шапке. Неозвученная.
- Соответствует ли этот текст нашей теме?
- Слова какой части речи отсутствуют в этом описании?
- К какому стилю вы отнесли бы данный текст?
Официально-деловой стиль. Деловое описание излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации)
- А если этого щенка описать так:
Перед нами веселый маленький щенок.
У него большая голова со смешными ушами – лопушками. Задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно - коричневого цвета. Лишь животик нежный, белый. Из - под этой шерстки ласково поблескивают бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой!
Очень симпатичная игрушка!
- Что изменилось в описании? С помощью чего это было достигнуто?
Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
4. Освоение нового знания. Цель этапа Организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Составление примерного плана сочинения-описания.
- Ребята, а теперь на примере данного текста давайте вспомним композицию сочинения- описания и составим примерный план.
-С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении?
(Как игрушка появилась, когда.)
- О чём будет основная часть?
(Подробное описание внешности: цвет, размеры…)
- Как закончить сочинение?
(Вырази своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что. », «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка». ).
Примерный план сочинения:
Как игрушка появилась, когда .
II. Основная часть
5) впечатление от игрушки.
Моё отношение к данной игрушке.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Составляют и записывают план.
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные:
общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
4. Физминутка
Цель этапа
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений.
Организует учащихся на физминутку.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание
Личностные : ценностное отношение к здоровому образу жизни
5. Закрепление изученного материала.
Цель этапа
воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Координируют деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
1.Словарная работа.
- Ребята! А какие игрушки бывают? Давайте запишем названные слова в тетрадях.
Учитель демонстрирует слова на доске.
Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, интересная, заводная.
- Назовите слова, служащие просто для описания? (пластмассовая, металлическая, механическая, заводная)
- А теперь назовите слова, содержащие оценку. ( прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная, интересная. )
- Все ли слова можно и стоит использовать в сочинении?
- Каждому слову в сочинении нужно найти свое место, иначе может потеряться его значение и красота.
2. Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
Организует работу в группах по определению признаков сочинения-описания.
- А вот еще несколько примеров творческих работ школьников. Давайте внимательно прочтем их и исправим имеющиеся недочеты.
Раздает карточки каждой группе.
1 Группа . « Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».
2 Группа . «У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день укладываю её спать.»
Организует коллективное обсуждение результатов групповой работы.
-Ребята, какие недочеты вы заметили в предложенных текстах? (1 группа- речевые: был, был. веселый, радостный, ласковый.
- грамматическая : 2-ое предложение;
2 группа- Речевые:
- 3 предложение и последнее « улаживаю»
- Предложения: « Эта кукла…» и « Я ее очень…» дублируют друг друга, несут одну и ту же информацию. - Повторы;
Записывают слова под диктовку. Выполняют взаимопроверку слов (слова демонстрируются на доске)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Урок развития речи в 5 классе
Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»
Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания
Задачи : научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);
Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;
Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.
1.Организация класса.
Прозвенел уже звонок,
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Куда мы с вами попадём,
Узнаете вы скоро.
В стране волшебной мы найдём
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи.
- Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь!
(показываю на выставку) Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но всё понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
- Ребята. У вас есть любимые игрушки?
- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)
- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
- Как вы думаете, на какую тему?
(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)
- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?
- Что значит любимая?
( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)
- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.
3. Словарно- орфографическая работа.
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)
- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.
- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)
Но есть и игрушки- сувениры.
- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).
( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).
- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)
Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.
- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.
Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)
- значит она какая? –( 4 слайд) ( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).
- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).
- А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)
- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы!
- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)
- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).
Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)
- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.
- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
4. Работа над предложением.
-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.
- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?
А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.
- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)
- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?
( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире
- А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)
Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.
- Прочитай своё предложение….
5. Физминутка.
Встанем – глубоко вздохнём.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили. Садитесь.
Посмотрите направо глазками, налево,
Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.
6. Работа с текстом. Составление плана.
- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.
У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.
- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)
- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.
- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?
Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)
- Вот в первой части вы и расскажите:
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
- А какая часть текста самая большая? (2- основная)
- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)
- В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.
- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.
- Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?
( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).
- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…
- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)
- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)
- Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)
7. Дом. задание.
- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)
План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?
- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( Приложение 1)( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)
Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.
8.Устный рассказ.
- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?
-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.
- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?
- Что привлекло вас в этой игрушке?
9. Рассказ учителя.
- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.
- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?
- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?
( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)
- А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.
10. Экскурс в историю русской игрушки
- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайды 11-39 на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш)
- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что- то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.
Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски-
Очень яркие мазки.
Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.
Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.
Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.
Шли Матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Три Матрёны, три матрёшки
И одна Матрёшечка.
Матрёшка – символ русского народного искусства.
В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.
- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?
- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!
11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки .
- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 40 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.
- Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 41 слайд)
- Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.
- Спасибо за урок. ( 42 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.
Урок окончен. До свидания.
Литература и информационно- образовательные ресурсы:
1. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. -№ 3.
2. Программа «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
4. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998
Читайте также: