План сочинения моя любимая игрушка 5 класс русский язык

Обновлено: 17.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Урок развития речи в 5-м классе

по теме: "Подготовка к сочинению- описанию "Моя любимая игрушка"

Цели:

Образовательная: 1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения;
2) заглянуть в историю игрушки.

Развивающая: развивать умение чётко подчинять материал идее и теме сочинения, отработать элементы композиции сочинения описания.

Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Ход урока

2. Оформление тетрадей учащихся.

3. Беседа с классом.

– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)

Что означает это слово? Обратимся к словарю( Любимый –пользующийся наибольшей любовью).Подберите синонимы к этому слову (дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный) Какие чувства эмоции несёт это слово?(положительные, позитивные)

А слово « моя» о чём говорит? ( о личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, должны проявляться эмоции и чувства владельца). Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.

– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)

– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.

Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.

В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”

– Что описывает автор? (Куклу)

– Теперь прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!

Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”

– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)

5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.

– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)

6. Определение типа речи.

– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)

– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)

– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).

7. Работа над лексикой.

– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?

– Каковы признаки этих деталей?(слайд

– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

– Теперь поработаем с текстом № 2.(слайд

– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.

– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.

– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?

– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.

– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.

Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.

8. Орфографическая работа.

– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование , кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( ученики работают в тетрадях. Затем – проверка).(слайд

– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.

9. Физминутка.

10. Коллективное редактирование текста.

– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.(слайд

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.

Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.

– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)

– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.

– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?

– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.

11. Составление плана сочинения.

– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.

– Обратимся вновь к тексту № 3. ( слайд Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)

– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

– О чём говорится во вступлении?

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

(Дети записывают первый пункт плана)

– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)

– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)

– Запишем второй пункт плана.

2. Описание игрушки.

– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)

3. Чем вам дорога игрушка?

– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)

(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)

– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.

12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.

13. Итог урока.

– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.

1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.

2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.

3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.

4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.

14. Домашнее задание.

– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке

В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!

Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист

Текст № 2 .Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!

Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни , и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.

Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.

Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочинению.

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi_v_5.doc 44 КБ
pril1.ppt 111.5 КБ
pril2.ppt 333 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Автор: Корчигина Инесса Борисовна, учитель русского языка и литературы

1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения;

2) заглянуть в историю игрушки.

Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.

1. Организация класса.

3. Оформление тетрадей учащихся.

4. Беседа с классом.

– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)

– Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.

– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)

– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.

Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.

Отрывок из романа

– Что описывает автор? (Куклу)

– Прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!

Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”

– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)

5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.

– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)

6. Определение типа речи.

– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)

– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)

– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).

7. Работа над лексикой.

– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?

– Каковы признаки этих деталей?

– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

– Теперь поработаем с текстом № 2.

– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.

– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.

– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?

– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.

– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.

Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.

8. Орфографическая работа.

– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование у доски, кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Затем – проверка).

1. Пла(?)ма…овая 1. М…ханическая

2. Мета…ическая 2. Увл…кательная

3. Пр…красная 3. З…бавная

4. Ч…дес(?)ная 4. С…мпатичная

5. Зан…мательная 5. Инт…ресная

6. Уд…вительная 6. Зав…дная

– Проверьте, нет ли на доске ошибок?

– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.

10. Коллективное редактирование текста.

– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.

Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.

– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)

– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.

– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?

– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.

11. Составление плана сочинения.

– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.

– Обратимся вновь к тексту № 3. Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)

– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

– О чём говорится во вступлении?

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

(Дети записывают первый пункт плана)

– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)

– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)

– Запишем второй пункт плана.

2. Описание игрушки.

– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)

3. Чем вам дорога игрушка?

– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)

(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)

– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.

12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.

– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.

1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.

2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.

3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.

4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.

14. Домашнее задание.

– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели: 1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения; 2) заглянуть в историю игрушки. Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки. Х.К. Андерсен «Пастушка и трубочист».

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь , но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка ; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни , и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее . Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.

1.Пла ст ма сс овая 1.М е ханическая 2.Мета лл ическая 2.Увл е кательная 3.Пр е красная 3.З а бавная 4.Ч у дес н ая 4.С и мпатичная 5.Зан и мательная 5.Инт е ресная 6.Уд и вительная 6.Зав о дная

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелененький «Джип». Он и сейчас есть у меня. Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку и «Джип» двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки – фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с «Джипом» было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары. Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь ее подарил мне папа.

ПЛАН 1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка?

Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka._razvitie_rechi_v_5_klasse._moya_lyubimaya_igrushka.docx 26.73 КБ
prezentaciya_k_uroku._moya_lyubimaya_igrushka.pptx 546.27 КБ

Предварительный просмотр:

Жиркина Наталья Анатольевна, учитель русского языка

МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области»

Урок развития речи в 5 классе

Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»

Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания

Задачи : научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);

Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.

Прозвенел уже звонок,

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Куда мы с вами попадём,

Узнаете вы скоро.

В стране волшебной мы найдём

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи.

- Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

(показываю на выставку) Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но всё понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

- Ребята. У вас есть любимые игрушки?

- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Как вы думаете, на какую тему?

(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

- Что значит любимая?

( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

3. Словарно- орфографическая работа.

- Я тетрадочку открою и как надо положу.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)

- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.

- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)

Но есть и игрушки- сувениры.

- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).

( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).

- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)

Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.

- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.

Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)

- значит она какая? –( 4 слайд) ( пла ст ма сс овая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с ), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (м е та лл ическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л ) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( м е ханическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревя нн ая- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глин ян ая- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).

- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мя г кая – парная согласная г в корне).

- А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о , проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем ) - Молодцы!

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)

- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными ).

Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)

- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

4. Работа над предложением.

-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.

- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?

А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.

- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п .)

- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?

( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире

- А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)

Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.

- Прочитай своё предложение….

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили. Садитесь.

Посмотрите направо глазками, налево,

Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.

6. Работа с текстом. Составление плана.

- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.

У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.

- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)

- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.

- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?

Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)

- Вот в первой части вы и расскажите:

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? ( 2- основная )

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)

- В ней даётся описание игрушки ( 2. Описание игрушки ), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.

- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.

- Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?

( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).

- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…

- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)

- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)

- Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога .( 3. Чем вам дорога игрушка?)

- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)

План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?

- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( Приложение 1) ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)

Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.

- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?

-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.

- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?

- Что привлекло вас в этой игрушке?

9. Рассказ учителя.

- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.

- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?

- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?

( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)

- А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.

10. Экскурс в историю русской игрушки

- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайд-шоу на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш) Приложение 3.

- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.

Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски-

Очень яркие мазки.

Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.

Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.

Шли Матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Три Матрёны, три матрёшки

И одна Матрёшечка.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.

- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?

- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю). Молодец!

11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки .

- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 11 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.

- Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 12 слайд)

- Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.

- Спасибо за урок. ( 13 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.

Урок окончен. До свидания.

Литература и информационно- образовательные ресурсы:

1. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. -№ 3.

2. Программа «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

4. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Моя любимая игрушка

– подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-, чём-либо. Сувенир

пла с т ма сс овая м е та лл ическая дерев янн ая м е ханическая мя г кая глин ян ая

уд.. вительная з.. бавная ч.. десная инт .. ресная зав.. дная о и у е а

плас т ма сс овая зав о дная м е та лл ическая уд и вительная м е ханическая ч у де сн ая дерев янн ая инт е ре сн ая глин ян ая з а бавная мя г кая

У Светы любимая игрушка собачка. сущ. И.п. сущ. И.п. -

Моя любимая игрушка - … .

План 1.Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка?

Памятка Как писать сочинение о любимой игрушке. 1. Сочинение необходимо писать , пользуясь планом. 2.В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке. 3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки. 4. Создать яркий образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Технологическая карта урока.

Тема : « Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка »

Автор УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2015

Урок развития речи.

1. Образовательные:
а) создать условия для освоения обучающимися сочинения- описания игрушки
б) научить подбирать и систематизировать материалы к описанию предмета.
в) создать представление о многообразии игровой культуры народов;
г) обеспечить установление учащимися внутрипредметных связей.

2. Развивающие
а)развивать умение выделять и сравнивать характерные признаки игрушек;
б) создать условия для развития умения формулировать проблему, собственную точку зрения и умения высказывать и аргументировать ее.
3. Воспитательные
а) создать условия для воспитания уважительного отношения к чужому мнению;
б)содействовать развитию умения общаться между собой.

Планируемые результаты:

- особенности типа речи как описание;

- отличительные признаки описания.

- определять тип и стиль речи текста;

- составлять план текста;

- выявлять элементы структуры сочинения- описания;

- последовательно излагать и составлять текст по опорным элементам.

Личностные : -готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

- осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Метапредметные

Регулятивные : уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Предметные : уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Оборудование:
1. Плакаты с надписями:

« В каждой избушке свои игрушки»

« Игрушки да смешки, шутки да потешки»

«Нечисть пугается - дитя забавляется»
«Игрушки не балушки»
2. Выставка игрушек
3. Проектор.
4. Компьютер

1.Самоопределение к деятельности Организационныймомент .

Цель этапа: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Учитель задаёт вопросы:

-Оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите?

- Верно. Как вы понимаете содержание этих поговорок?

- Думаю, что вы сейчас без труда назовёте предмет нашего сегодняшнего разговора.

Итак, что будет в центре нашего внимания? (Игрушки)

Приветствуют учителя. Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Перечисляют :
1.Плакаты с надписями (выразительно их читают).
2.Выставка игрушек.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Определение цели и задач урока.

Цель этапа Формулировка обучающимися темы урока.

П одготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Вы сегодня на урок принесли свои любимые игрушки.

Проблемный вопрос: Как вы считаете , над какой темой мы будем сегодня работать?

(Учитель демонстрирует тему на доске « Моя любимая игрушка» )

- Как вы думаете, в чем будет заключаться цель нашего урока? Можно обратиться к опорным словам на доске СЛАЙД 3
1. Узнать … ( структуру сочинения-описания )
2. Вспомнить… (существующие стили и типы речи)
3. Научиться… (подбирать материал к сочинению, описывать игрушку)

- Действительно, сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его
идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)

СЛАЙД 4 Художественный стиль. Художественное описание применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа Подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5 – 12 лет. Длина – 25 см., высота – 20 см. Цвет – оранжевый с белым, в

малиновой шапке. Неозвученная.

- Соответствует ли этот текст нашей теме?

- Слова какой части речи отсутствуют в этом описании?

- К какому стилю вы отнесли бы данный текст?

Официально-деловой стиль. Деловое описание излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации)

- А если этого щенка описать так:

Перед нами веселый маленький щенок.

У него большая голова со смешными ушами – лопушками. Задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно - коричневого цвета. Лишь животик нежный, белый. Из - под этой шерстки ласково поблескивают бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой!

Очень симпатичная игрушка!

- Что изменилось в описании? С помощью чего это было достигнуто?

Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

4. Освоение нового знания. Цель этапа Организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Составление примерного плана сочинения-описания.

- Ребята, а теперь на примере данного текста давайте вспомним композицию сочинения- описания и составим примерный план.

-С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении?

(Как игрушка появилась, когда.)

- О чём будет основная часть?

(Подробное описание внешности: цвет, размеры…)

- Как закончить сочинение?

(Вырази своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что. », «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка». ).

Примерный план сочинения:

Как игрушка появилась, когда .

II. Основная часть

5) впечатление от игрушки.

Моё отношение к данной игрушке.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Составляют и записывают план.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

4. Физминутка

Цель этапа

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений.

Организует учащихся на физминутку.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание

Личностные : ценностное отношение к здоровому образу жизни

5. Закрепление изученного материала.

Цель этапа

воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Координируют деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

1.Словарная работа.

- Ребята! А какие игрушки бывают? Давайте запишем названные слова в тетрадях.

Учитель демонстрирует слова на доске.

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, интересная, заводная.

- Назовите слова, служащие просто для описания? (пластмассовая, металлическая, механическая, заводная)

- А теперь назовите слова, содержащие оценку. ( прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная, интересная. )

- Все ли слова можно и стоит использовать в сочинении?

- Каждому слову в сочинении нужно найти свое место, иначе может потеряться его значение и красота.

2. Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Организует работу в группах по определению признаков сочинения-описания.

- А вот еще несколько примеров творческих работ школьников. Давайте внимательно прочтем их и исправим имеющиеся недочеты.

Раздает карточки каждой группе.

1 Группа . « Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».

2 Группа . «У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день укладываю её спать.»

Организует коллективное обсуждение результатов групповой работы.

-Ребята, какие недочеты вы заметили в предложенных текстах? (1 группа- речевые: был, был. веселый, радостный, ласковый.

- грамматическая : 2-ое предложение;

2 группа- Речевые:

- 3 предложение и последнее « улаживаю»

- Предложения: « Эта кукла…» и « Я ее очень…» дублируют друг друга, несут одну и ту же информацию. - Повторы;

Записывают слова под диктовку. Выполняют взаимопроверку слов (слова демонстрируются на доске)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок развития речи в 5 классе

Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»

Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания

Задачи : научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);

Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.

1.Организация класса.

Прозвенел уже звонок,

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Куда мы с вами попадём,

Узнаете вы скоро.

В стране волшебной мы найдём

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи.

- Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

(показываю на выставку) Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но всё понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

- Ребята. У вас есть любимые игрушки?

- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Как вы думаете, на какую тему?

(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

- Что значит любимая?

( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

3. Словарно- орфографическая работа.

- Я тетрадочку открою и как надо положу.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)

- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.

- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)

Но есть и игрушки- сувениры.

- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).

( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).

- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)

Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.

- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.

Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)

- значит она какая? –( 4 слайд) ( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).

- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).

- А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы!

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)

- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).

Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)

- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

4. Работа над предложением.

-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.

- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?

А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.

- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)

- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?

( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире

- А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)

Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.

- Прочитай своё предложение….

5. Физминутка.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили. Садитесь.

Посмотрите направо глазками, налево,

Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.

6. Работа с текстом. Составление плана.

- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.

У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.

- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)

- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.

- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?

Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)

- Вот в первой части вы и расскажите:

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? (2- основная)

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)

- В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.

- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.

- Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?

( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).

- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…

- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)

- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)

- Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)

7. Дом. задание.

- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)

План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?

- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( Приложение 1)( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)

Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.

8.Устный рассказ.

- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?

-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.

- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?

- Что привлекло вас в этой игрушке?

9. Рассказ учителя.

- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.

- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?

- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?

( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)

- А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.

10. Экскурс в историю русской игрушки

- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайды 11-39 на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш)

- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.

Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски-

Очень яркие мазки.

Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.

Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.

Шли Матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Три Матрёны, три матрёшки

И одна Матрёшечка.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.

- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?

- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!

11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки .

- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 40 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.

- Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 41 слайд)

- Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.

- Спасибо за урок. ( 42 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.

Урок окончен. До свидания.

Литература и информационно- образовательные ресурсы:

1. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. -№ 3.

2. Программа «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

4. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998

Читайте также: