План урока изо 5 класс древние образы в современных народных игрушках

Обновлено: 01.05.2024

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.
  • познакомить обучающихся с народными промыслами «Хлуднёвская игрушка»,«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Кожлянская игрушка»;
  • освоить особенности формы и росписи современных художественных промыслов (Хлуднево, Дымково, Филимоново, Каргополь);
  • сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Птица считалась хорошим оберегом, символизировала весну, тепло, солнце. Образ птицы символизировал счастливую семейную жизнь, например, жениха и невесту величали «лебедем да лебёдушкой». Образ птиц можно увидеть и в сюжетных композициях. Например, древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и другие.

«Дерево жизни» - это древний собирательный образ матери-природы, дающий жизнь всему живому.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

ИЗО 5 класс (21 ученик)

Учитель: Воронкова Г.Н.

создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов на примере народной глиняной игрушки, изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.

Образовательные: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской; формировать умение сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; умение видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов; умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству; уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций.

Здоровьесберегающие: с помощью динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье; с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке; создать эмоциональный положительный фон урока.

Планируемые результаты:

Предметные : получат возможность научиться пользоваться необходимой информацией;

аргументировано анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению; познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе; выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные : понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : открытие новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: фигурки силуэтов игрушек, гуашь, кисти, ватманы, клей.

1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами? (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба)

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;

Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;

древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;

Берегиня - женщина с поднятыми руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)

3.Определение темы урока, постановка цели

- Все перечисленные предметы служат для быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь:

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

- О каких чудо-мастерах идет речь? Как им удавалось творить сказку? (Ответы детей)

- Да, ребята, это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

- Определите тему нашего урока?

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных – Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках.

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. Мы выясним, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме.

- Ребята, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?

( Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново, Каргополья).

4. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? (Ответы детей)

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам - и вы заметите, что в них живут те же древние образы - это конь, птица, баба, древо жизни. В них живут память народа, его древние традиции.

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки мы сегодня узнаем.

Работает три творческие мастерские. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке в учебнике, а затем распишите фигурки разных силуэтов игрушек и расскажите нам о своей игрушке:

1 мастерская: Дымковская игрушка (учебник стр.71)

2 мастерская: Филимоновская игрушка (учебник стр.68)

3 мастерская: Каргопольская игрушка(учебник стр.77)

Выступление исследователей:

А) Дымковская игрушка

Родилась она в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров). Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках.

Рассмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

Б) Филимоновская игрушка

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

В) Каргопольская игрушка

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Символика цвета:

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

5. Физкультминутка (Упражнения для глаз)

Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.

6. Творческая практическая деятельность

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь и т.д.)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации.

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла.

Готовые работы каждая группа прикрепляет на ватман.

Алгоритм выполнения работы:

· Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу.

· Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

· Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приемов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  • контроль объема и качества выполненной работы.

7. Закрепление знаний, полученных на уроке

- А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие разновидности игрушек вы сегодня узнали?

- Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным художественным промыслам?

Различия: форма игрушек, окраска, изображение.

Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.

- Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?

( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).

- Почему игрушка называется народная?

б) Задание: соотнеси игрушку с названием промысла.

в) Задание: определи элементы соответствующего промысла.

8. Итоги урока. Рефлексия.

Работы всех мастерских вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, какая мастерская лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

- Какую оценку поставим за работу первой мастерской, почему? Второй групп мастерской, почему? Третьей мастерской, почему?

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

9. Домашнее задание.

1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конспект урока ИЗО в 5 классе (ФГОС)

УМК: 1. Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2012.

2. О.М. Гусева. Методическое пособие по изобразительному искусству. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов на примере народной глиняной игрушки, изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.

Образовательные: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской; формировать умение

сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; умение видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов; умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству; уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций.

Здоровьесберегающие: с помощью динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье; с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке; создать эмоциональный положительный фон урока.

Планируемые результаты:

Предметные : получат возможность научиться пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению; познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе; выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные : понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : открытие новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, фигурки силуэтов игрушек, гуашь, кисти, ватманы, клей.

1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас вновь на нашем уроке.

- Покажите смайлик- символ вашего настроения перед уроком?

2. Актуализация опорных знаний

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами? (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба)

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;

Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;

древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;

Берегиня - женщина с поднятыми руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)

3.Определение темы урока, постановка цели

- Все перечисленные предметы служат для быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь:

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

- О каких чудо-мастерах идет речь? Как им удавалось творить сказку? (Ответы детей)

- Да, ребята, это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

- Определите тему нашего урока? (Слайд №1)

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках

Все игрушки не простые, ( Слайд №2)

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных – Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках.

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. Мы выясним, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме.

- Ребята, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?

( Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново, Каргополья ). (Слайд №3)

4. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? (Ответы детей) (Слайд №4)

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам - и вы заметите, что в них живут те же древние образы - это конь, птица, баба, древо жизни. В них живут память народа, его древние традиции.

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки мы сегодня узнаем.

(Слайд №5) Продолжаем работать в группах. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке в учебнике, а затем распишите фигурки разных силуэтов игрушек и расскажите нам о своей игрушке:

1 группа: Дымковская игрушка (учебник стр.71)

2 группа: Филимоновская игрушка (учебник стр.68)

3 группа: Каргопольская игрушка(учебник стр.77)

Выступление исследователей:

А) Дымковская игрушка (Слайды №6,7)

Родилась она в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров). Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках.

Рассмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

Б) Филимоновская игрушка (Слайды №8,9)

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

В) Каргопольская игрушка (Слайды №10,11)

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

5. Физкультминутка (Упражнения для глаз) (Слайд №12)

Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.

6. Творческая практическая деятельность (Слайд №13)

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь и т.д.)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации.

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла.

Готовые работы каждая группа прикрепляет на ватман.

Алгоритм выполнения работы:

· Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу.

· Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

· Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приемов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  • контроль объема и качества выполненной работы.

7. Закрепление знаний, полученных на уроке

- А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие разновидности игрушек вы сегодня узнали?

- Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным

Различия: форма игрушек, окраска, изображение.

Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.

- Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?

( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).

- Почему игрушка называется народная?

Б) Задание: соотнеси игрушку с названием промысла. (Слайд №14)

В) Задание: определи элементы соответствующего промысла. (Слайд №15)

8. Итоги урока. Рефлексия.

Работы всех групп вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Второй группе, почему? Третьей группе, почему?

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

9. Домашнее задание.

1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.

2.Ответить на вопросы учебника стр. 75.

Используемая литература

1.Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2012.

2. О.М. Гусева. Методическое пособие по изобразительному искусству. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

3. И.Д. Агеева. Методическое пособие. Занимательные материалы по изобразительному искусству. - М.: Творческий Центр, 2006.

Конспект урока "Древние образы в современных народных игрушках" предназначен для использования в 5 классе на уроке ИЗО по программе Б.М. Неменского. Показана магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности через знакомство с Филимоновской, Дымковской и Каргопольской игрушками. Раскрывается метапредметная связь с литературой, географией. Учтены УУД: личностные, предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

ВложениеРазмер
urok_drevn_obr_v_sovr_nar_igr.doc 588 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н. г. Ульяновска

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе

« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5-8 классы,

под руководством и редакцией Б.М. Неменского,

- М.: «Просвещение», 2016

Учебник «Декоративно-прикладное искусство

в жизни человека» Н. А.Горяева, О.В. Островская,

под редакцией Б.М. Неменского, - М.: «Просвещение» 2012

по теме: «Древние образы в современных народных игрушках».

Учитель изобразительного искусства Антипина Валентина Николаевна

Тема занятия: «Древние образы в современных народных игрушках».

Цели: 1. - Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки;

- Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

2. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, художественную фантазию и вкус, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории, к декоративно-прикладному искусству.

предметные – сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;

- обучать приёмам лепки из целого куска способом вытягивания;

- применять умения обобщать, стилизовать животные и растительные формы;

метапредметные - способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие отношений народной пластики с действительностью, неразрывную связь художественной народной культуры с общечеловеческими ценностями;

- развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

- углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.

  • Игровой
  • Информационно-коммуникативный
  • Проблемный
  • Деятельностный

Тип урока: комбинированный.

Алгоритм урока: составной урок 3х30

Изделие: игрушка из глины (пластилина).

Вариант: рисунок игрушки одного из промыслов с последующей лепкой и росписью во внеурочное время (кружок).

Оборудование и материалы:

  1. Презентация " Древние образы в современных народных игрушках ".
  2. Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
  3. Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской и др. глиняных игрушек.
  4. Глиняные модели игрушек.
  5. Литературный ряд (стихи о глиняных игрушках).
  6. Музыкальный ряд: русская народная музыка.
  7. Художественные материалы: бумага, краски, кисти, карандаши (глина, баночка с водой, тряпочки, стеки).

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Формирование УУД на уроке:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе;

- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

- строить понятные для собеседника высказывания.

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

I. Вводная часть

1. Организационный момент. Нарисуйте в тетради смайлик-настроение в начале урока .

Задача: создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Проверка рабочего места.

II. Содержание урока

Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.

Учитель. Ребята! С самого раннего детства нас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Да, есть фабричные игрушки – из пластмассы, тряпочные, деревянные и др.

Вот игрушки, которые выполнены из глины (они изображены на плакатах на доске, на столе лежат вылепленные игрушки из глины), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. Из всех русских глиняных игрушек наибольшей популярностью пользуются филимоновские, каргопольские и дымковские.

Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? (повторяем образы в вышивке, прялке и др.)

Вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задача: актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на занятии.

Учитель. Есть люди, которые посвящают всю свою жизнь этой удивительной профессии - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

Завелась неведомая птица-

Всякий ей дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту.

Это птица не простая,

Просто диво - безделушка,

Зовут её народная игрушка (слайд 3)

3. Изучение нового материала.

Задачи: 1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

Проблемное объяснение нового материала начинается с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?» и предлагается игра «Путешествие по местам, где создаются народные глиняные игрушки».

Задаются вопросы для сравнения, оценивания формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Игра начинается с создания игровой ситуации: мастера прислали на выставку свои изделия, но вот несчастье – в дороге потерялись таблички с названиями промыслов. Детям предлагается определить, откуда и какие изделия присланы, и расставить их на полки с названием народных промыслов. Рассказать об этом промысле (показ презентации).

Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных.

О филимоновской игрушке (слайд 4-6)

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - образуют весёлый яркий хоровод.

Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. Расписывают куриным пёрышком всего тремя красками: жёлтым, красным, зелёным.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Откуда узнали люди о филимоновской глиняной игрушке?

Учитель. Однажды давным-давно в отдел народного искусства Русского музея города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) приехала мастерица Анна Иосифовна Дербенева – из деревни Филимоново Тульской области – и привезла свои глиняные игрушки. Веселые, ярко раскрашенные, на столе они показались россыпью цветов на лугу. В комнату вошел праздник.

А женщина вынула черный влажный колобок глины и принялась его разминать. Рассказала, что копают эту глину - «синику» - в оврагах за деревней. Называют ее так потому, что она действительно в сыром виде отливает синевой. Колобок Дербенева разделила на кусочки, из которых скатала жгуты – одни - потолще, другие - потоньше. Из каждого жгута она начала вылепливать игрушку, всю целиком: коника, человечка в штанах, курточке и больших сапогах. Назвала его «солдатом». Затем продемонстрировала, как лепят куклу «барыню». Из толстого короткого жгута прямо на большом пальце руки, как на гончарном станочке, Анна Иосифовна сформовала колокол юбки. А затем из оставшейся сверху глины, сжимая ее в ладонях, слегка вытягивая кверху и быстро работая пальцами, вылепила туловище, шею, голову куклы, ручки-колбаски уперла ей в бока. Встала «барыня», подбоченившись.

Потом мастерица вылепила всадника вместе с седлом и посадила его на спинку коня, крепко прижав к высокой конской шее ручки и ножки седока.

Посмотрите последовательность лепки филимоновской игрушки. Проще всего сделать игрушку наподобие птицы-свистульки. Птица - древнейший символ, предвестница тепла и весны. Такие игрушки участвовали во многих весенних обрядах и делались со свистком («голосом»). Своим громким свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить особенности формы и декора дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек.

Научиться создавать из пластилина свой образ игрушки

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – образ (по Неменскому)

Характеристика видов деятельности:

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. – Этап урока №2

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.- Этап урока№3

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов -Этап урока№3

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки – Этап урока №4

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции – Этап урока №4

Метапредметные УУД:

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности – в процессе подготовки к уроку, этап урока №3

Коммуникативные:

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Этапы урока №2,3

Регулятивные:

Адекватно использовать речь; Этап урока №2,3

Составлять план работы по достижению планируемого результата. Этап урока №2

Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. Этап урока №2,3

1.Вводная часть. Учитель читает стихотворение.

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки! – Слайд №1

2. Совместное определении темы и постановка задач урока. Беседа. Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок сегодня? – Игрушкам

Опишите, пожалуйста, эти игрушки, какие они? - Яркие, красочные, пёстрые, весёлые, нарядные. Какие чувства они у вас вызывают? – радость, восторг, восхищение

Что было бы, если бы эти яркие, весёлые, нарядные игрушки вдруг исчезли? – Слайд №2

Какой бы стала наша жизнь? – пустой, скучной, грустной

Но, к счастью, эти удивительные произведения искусства существуют в наше мире – Слайд №3

А благодаря кому? Кто создал эти игрушки? – Люди, народ – Верно.

Можем ли мы назвать эти игрушки народными? – Да

Как вы думаете, создают ли сейчас такие игрушки - Да

Пользуются ли они спросом, интересны ли они людям? –Да, интересны

Можем ли мы назвать эти игрушки современными? - Можем.

Как вы думаете, живут ли древние образы в современных народных игрушках? – Наверное, не знаем.

Это нам сегодня и предстоит узнать.

Давайте вместе назовём тему нашего урока.

Ребята, что бы вы хотели узнать и чему научиься сегодня на занятии? – Делать такие игрушки. Чтобы научиться их делать, что мы должны узнать. – Как их изготавливают.

Является ли история этих игрушек историей нашей страны? – Да

Должен народ знать историю своей страны? А мы? – Да

Должны ли мы узнать сегодня историю создания народных игрушек? – Да. Должны.– Слайд №4

Итак, давайте ещё раз обозначим задачи нашего урока

3. Изучение нового материала.

Ребята, я пришла к вам на урок сегодня не с пустыми руками. Кто знает, что это такое? – берестяной короб.

Этот короб не простой.

Живёт народ в нём расписной.

Давайте поближе познакомимся с этим народом

Учитель достаёт из короба дымковские игрушки и читает стихотворение

Наша Марьюшка богата,

У неё детей палата.

Все на Марьюшку похожи.

Кто узнал эти игрушки? Как они называются? – Дымковские игрушки

Выходи, Маша, расскажи нам о дымковской игрушке.

Учитель достаёт из короба филимоновскую игрушку и читает стихотворение.

Что за статная девица?

Вся деревня ей дивится.

Высока, стройна, бела.

Всё природа ей дала.

Кто знает, как называется эта игрушка? – Филимоновская

Выходи, Олег, расскажи нам о филимоновских игрушках.

Учитель достаёт из короба каргопольскую игрушку и читает стихотворение

Выйдет вечером во двор,

«Э - Эх, развернись, гармошка!»

Что же это за игрушка такая, весёлая, смешная. Кто узнал? – Каргопольская игрушка.

Выходи, Денис, расскажи нам о каргопольской игрушке.

Ребята, как вы думаете, а в нашей Ярославской области делали в игрушки? – Не знаем

Дома вам нужно будет найти ответ на этот вопрос.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам. Живут ли в них древние образы? – Да. Живут. Какие? - Образ матери. Конь. Птица.

Давайте сравним каргопольскую, дымковскую и филимоновскую игрушки. Обратите внимание на форму этих игрушек. В чём сходство? – Все глиняные игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, расписаны традиционным орнаментом.

В чём отличие? – Каргопольские игрушки приземистые, неуклюжие, тяжеловатые. Форма дымковских игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Множество лепных деталей. У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.

А теперь сравним роспись. В чём сходство? У всех игрушек в росписи присутствует древний орнамент, древние символы. В чём различие? - Цвет, элементы росписи.

Какие любимые цвета у филимоновских игрушек? – Малиново – красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Какие элементы росписи можно увидеть в декоре этих игрушек? – Радужные полосы, круги.

Слайд № 20 Какие цвета используют в росписи дымковской игрушки? – Жёлтый, синий, красный, зелёный, белый в фоне, чёрный.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Назовите основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки: круги, овалы, клетки, полоски, точки.

Слайд №21 Какие любимые цвета у каргопольских игрушек? Оранжевый, красный, синий, чёрный, коричневый. Обратите внимание на простые и ясные узоры каргопольских игрушек. – Круги, кресты, кольца, полосы, мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Слайд №22 Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера. С одним из таких мастеров я вас сейчас познакомлю. Это знаменитая игрушечница Ульяна Бабкина. Одним из её любимых образов был конь – полкан, или Полихан.

А вы, хотели бы хотели бы себя попробовать в роли мастеров – игрушечников? – Да

А чему вам для этого нужно научиться? – Лепить игрушки

Давайте посмотрим, как это делается.

Слайд 23 При лепке каргопольской или филимоновской игрушки основные детали вытягиваются из общей массы. Создавая игрушку из пластилина, нужно взять несколько кусков, соединить их вместе, скатать шар, а затем вытягивать из него основные части, добиваясь при этом гладкой поверхности игрушки.

Слайд 24-26 А так лепится дымковская игрушка. Дымковские игрушки составляют из отдельных частей, соединяя их в определённой последовательности, хорошо примазывая детали.

Как лепить игрушки мы узнали, можно приниматься за работу. Представьте, что вы мастера- игрушечники. Вам нужно слепить игрушки, чтобы потом отвезти их на ярмарку. Постарайтесь создать свой образ игрушки, но при этом старайтесь, чтобы ваша игрушка была похожа на какой – либо из игрушечных промыслов.

4. Эмоциональный настрой. А чтобы вам лучше работалось, давайте представим, что мы сейчас находимся не в классе, а в русской избе. Для этого закроем глаза и немного помечтаем. Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.

В низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна…

Слайд №27 Открываем глаза. Ну вот, дорогие мастера, мы и дома. Приступаем к работе.

5. Практическая работа. Во время практической работы звучит русская народна музыка.

6. Анализ работ.

Подведение итогов. Со всеми ли задачами мы сегодня справились?

Оценка деятельности учащихся. Обучающимся выдаётся оценочный лист.

Читайте также: