Пластилинография дымковская игрушка средняя группа

Обновлено: 06.05.2024

В этой работе дается описания лепки дымковского коня облегченным способом.

ВложениеРазмер
lepka.doc 83.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка «Дымковская лошадка» (средняя группа).

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

  1. Расширять представление детей о дымковской игрушке.
  2. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
  3. Учить лепить лошадку комбинированным способом.
  1. Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.
  1. Показать характерные особенности дымковской игрушки - коня.
  2. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
  3. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Методические приемы и указания:

  1. Показ игрушки.
  2. Показ и напоминание приемов лепки.
  3. Объяснение, рассказ.
  4. Стихи, потешки.
  5. Индивидуальная работа (Владик, Света)

1. Экскурсии в русскую избу.

2, Рассматривание народных игрушек.

3 Разучивание народных игр, хороводов.

  1. Рассматривание иллюстраций художника Ю.А.Васнецова.
  2. Декоративное рисование салфеток, ковриков и т.д. с использованием элементов дымковской росписи.
  3. Лепка стилизованных птиц: уточка, курочка, петушок.

Материалы и оборудование:

  1. Народные игрушки: дымковские, городецкие и др.
  2. Дощечки, стеки, пластилин, тряпочки.

-Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране - Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в вятское село Дымково:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Вечера зимою длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

- Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их в жарком огне, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастера и мастерицы покрывали игрушки мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.

- Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).

- А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.)

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и
т.д.)

- А в минуты отдыха русские мастера и мастерицы водили хороводы, играли в народные игры. Давайте-ка и мы встанем в хоровод.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

  • А сейчас мы с вами сами превратимся в дымковских мастеров и попробуем слепить лошадку. Занимайте свои рабочие места.
  • Дети, вы помните, как мы с вами лепили козленка? Вот такой способ лепки мы и будем с вами использовать.

Далее идет показ приемов лепки.

Скатать цилиндр, один конец цилиндра разрезать пополам до половины, отогнуть одну часть вверх - это щея и голова лошадки, вторая часть отгибается вниз – это передние ноги. Не разрезанный конец цилиндра тоже отогнуть вниз – это задние ноги. Вытянуть путем прищипывания уши. Скатать гриву и хвост.

Конспект занятия по пластилиновой живописи «Дымковские лошадки»

Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи) :

- учить детей применять основные приемы пластилиновой живописи в декоративной росписи («расплющивание», простой и сложный «налепы»);

- учить создавать выразительный образ игрушки в работе с данным материалом;

- развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.

Задачи на развитие у детей познавательных способностей и связной речи:

- расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве;

- познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры;

- закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте;

- учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов;

- активизировать употребление в речи названия элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины;

- воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;

- вызвать у детей интерес к работе, создать положительный эмоциональный настрой; прививать эстетический вкус.

Материал и оборудование:

Игрушки с дымковской росписью; силуэты игрушек, выполненных в декоративной росписи – Дымка; нарисованные трафареты игрушек - лошадок для росписи; набор пластилина, стека, доска, салфетка для рук для каждого ребёнка.

Ход занятия.

Пальчиковая игра «В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди….

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)

Воспитатель: Вот и собрались мы все в нашем детском садике. Ребята, посмотрите, что я вам принесла (показ дымковских игрушек). Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это игрушки. А вы любите игрушки? Эти игрушки необыкновенные и они называются дымковскими. Посмотрите, ребята, внимательно на эти игрушки. Все они сделаны из глины и раскрашены яркими красками

В любой порядочной избушке,

Есть место дымковской игрушке!

Какие чудные зверюшки!

Лошадки, курочки, индюшки!

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, как появились дымковские игрушки.

Было это очень давно. В одном селе жили себе, поживали обыкновенные люди, такие, как мы с вами. Когда на улице было холодно, стоял трескучий мороз, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да, так сильно, что за этим дымом ничего не было видно. Вот люди и прозвали это село Дымково. Трудились взрослые в том селе с раннего утра до позднего вечера: сеяли и убирали хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети в это время рядом с ними на полянке играли, песни пели. Не было у детей в те времена таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать, как их развлечь? Долго думали они и решили, что нужны малым ребятушкам игрушки. Да бедно люди жили в то время, не было у них денег на игрушки, на еду и то не хватало. Решили сделать игрушки сами. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На берегу реки нашли глину, стали лепить из неё разные забавные игрушки. А чтобы игрушки были крепкими и не ломались, обжигали их люди в горячих печах, потом покрывали мелом и расписывали красками. Так появились дымковские знаменитые игрушки : барыни, козлики, лошадки и многие другие. Игрушки были яркие, весёлые, задорные – очень они нравились ребятишкам.

Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим игрушки, и я вам прочту про них стихи.

Воспитатель: Вот перед нами дымковские игрушки.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного что серости серей.

В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

А это девица краса…

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Воспитатель: Очень любят дымковские мастера птиц расписывать. И такие они у них красивые получаются! Посмотрите на игрушку – индюка.

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Воспитатель: Да и животные все у них получаются сказочными, яркими.

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки,

Да, куколка в серёжках!

Воспитатель: Вы, наверно, устали немножко? Нам поможет физкультминутка.

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг по шире.

На носочек и на пятку,

А потом пляши присядку!

Влево, вправо повернись,

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на узоры дымковской игрушки. Какие элементы применяют в росписи мастера? (ответы детей) Правильно, это - кружки, кольца, полоски, змейки.

Для яркости и красоты в дымковской игрушке используют красный цвет, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и совсем немножко коричневый и черный.

Ребята, а вы знаете, что круг у славян – это Солнце, волнистые и ломаные линии – вода, волны, а клетка – это богатые поля нашей Родины - России. Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы, окружающая человека.

У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

А вы, ребята, хотите стать мастерами – волшебниками? Давайте мы с вами раскрасим наших чудо – коней. Нам не нужны краски и кисти потому, что расписывать мы будем пластилином. Какие приемы пластилиновой живописи нам известны? Давайте вспомним, потому что они нам помогут передать красивый узор на наши игрушки.

Жгутики. Как нам получить жгутики? (ответы детей). Правильно, раскатываем из небольшого кусочка пластилина тонкие «колбаски» - жгутики. Посмотрите внимательно на элементы дымковской росписи, ребята. Где мы можем использовать этот прием? (ответы детей) Правильно, при рисовании прямых и волнистых линий и «сетки». Для этого немного прижимая жгутик к основе, выкладываем его по контуру силуэта или по намеченным линиям.

«Расплющивание» (простой налеп). Ребята, кто сможет рассказать, как выполняется этот прием? (ответы детей) Молодцы, правильно. Отщипываем от пластилина небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикладываем на основу и, прижимая пальцем, немного расплющиваем.

Так же мы можем использовать в своей работе приемы: «точки», «капельки».

- Дети, в росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный и, поэтому, мы будем брать именно такие цвета пластилина.

Вот мы с вами рассмотрели элементы дымковской росписи, вспомнили знакомые приемы пластилиновой живописи и теперь можем приступить к работе. Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик наш малыш

Зовут его – Ванюша!

Воспитатель: Я предлагаю вам продумать узор, который будет на вашей игрушке. При выполнении работы не забывайте, чем тоньше жгутик, тем красивее получатся линии и «сетки», что можно чередовать узкие и широкие полоски.

(Дети садятся за столы и выполняют задание).

- А теперь давайте рассмотрим ваших лошадок. Вот какие красивые яркие получились они у вас.

Молодцы, все постарались и создали свои новые дымковские узоры. Спасибо вам за такую красоту.













Конспект занятия «Дымковские лошадки» «Дымковские лошадки» Задачи: - продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой - закрепить представление об элементах росписи (точки, колечки,.

Конспект комплексного занятия Знакомство с достопримечательностью поселка. Изготовление лошадки Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное - эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект музыкального занятия по теме проекта «Времена года в поэзии, живописи и музыке» Конспект музыкального занятия по теме проекта «Времена года в поэзии, живописи и музыке» для подготовительной к школе группы. Ход занятия.

Конспект НОД «Африканские лошадки» Конспект НОД "Африканские лошадки" Цель: продолжаем расширять и закреплять знания и представления детей об Африке. Программное содержание:.

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки»

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.

Конспект занятия по рисованию «Дымковские мастера» (старшая группа) Конспект НООД по рисованию в старшей группе «Дымковские мастера» Задачи: - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Облака — белогривые лошадки» Конспект занятия по рисованию в средней группе. Тема: «Облака – белогривые лошадки». Составила: Карнаухова О, Ю. Цель: создать условия.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Облака — белогривые лошадки» Цель: создать условия для познавательного, социально-коммуникативного, творческого развития детей. Задачи: Образовательные- Проявлять познавательный.

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике)

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи. Учить.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Цель: формирование представлений детей о дымковской глиняной игрушке путем создания ее из глины.

- знакомить с новыми приемами лепки «оттягивание», «прищипывание»;

- формировать умение лепить уточку из полного куска глины;

- развивать творческую активность, умение различать цвета;

- развивать умение доводить начатое дело до конца.

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, через художественное творчество;

Предварительная работа: разучивание стихотворения А. Алфёровой

«Селезень и уточка», рассматривание дымковских игрушек, выставка народного творчества, беседы о природном материале – глине.

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. А у вас какое сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу:

Собрались все дети в круг

Ты - мой друг и ты- мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Сегодня я приглашаю вас на выставку игрушек, но не тех, которые вам знакомы, а глиняных.

- Дети, посмотрите какие красивые, нарядные и веселые игрушки приехали к нам из села Дымково. В селе живут мастерицы, которые делают такие красивые и нарядные игрушки. Лепят они их из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в селе Дымково.

Посмотрите, здесь есть индюк, барышня, лошадка и уточка!

Рассматривание игрушки – дымковская уточка :

- Какой формы уточка? (овальной)

- Из чего она вылеплена? (из глины)

Давайте вспомним стихотворение про уточку и селезня :

Селезень и уточка

Сели на минуточку

Отдохнуть на лавочку.

- Отдохнём минуточку, -

предложила уточка, -

И пойдём вразвалочку.

- А эту уточку я вылепила сама. Похожа моя уточка на дымковскую? (да). Как вы думаете из чего я сделала такую уточку? (из пластилина).

Лепить мы можем не только из пластилины, но и из глины, того природного материала, который люди сами добывают. А потом из нее получаются вот такие красивые игрушки, посуда и другая утварь.

Я предлагаю вам самим сделать дымковскую уточку из глины.

Но хочу вас предупредить, что изготавливались игрушки очень долго, на это уходило много времени. Поэтому, чтобы и у нас получилась вот такая игрушка, необходимо набраться терпения. И так, за работу!

Давайте расскажем, что есть у уточки, какие части тела: туловище, шея, голова, клюв, хвост.

- А чем отличается моя уточка от дымковской игрушки – уточки? (она меньше и не украшена красивым узором). Как же сделать такую красивую уточку и такой красивый узор на крылышках?

Объяснение и показ:

- Берем кусок глины, разминаем его хорошо и раскатываем его сначала круговыми движениями ладоней – шар, потом прямыми движениями рук катаем «колбаска». С одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову. Этот прием лепки называется прищипывание. На голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза. Уточка готова.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей:

Перед лепкой ладошки желательно хорошо разогреть и сделать массаж каждого пальчика:

Мы погреемся немножко (трём ладоши)

И похлопаем в ладошки, (хлопаем)

Мы ладошки разогреем, (опять трём)

Каждый пальчик мы согреем:

Этот самый маленький, (разминаем мизинец)

Этот самый слабенький, (разминаем безымянный)

Этот самый длинный, (…. Средний)

Этот самый сильный, (…. Указательный)

Ну, а это – генерал (… большой)

Испугался – убежал! (прячем большой пальчик в кулачок)

Дети приступают к работе.

Теперь изделие должно хорошо просохнуть.

После того, как изделие просохнет продолжаем работу.

Прежде чем начать расписывать нашу уточку необходимо его окрасить в белый цвет. Для этого мы с вами используем акриловую краску.

Теперь мы украшаем крылышки кружочками: например, красный круг, внутри его - маленький синий или зеленый, а в центре красный маленький круг.

И вот наши уточки готовы! Наших уточки пополнят выставку дымковских игрушек в детском саду.

Оформление выставки детских работ:

- Дети, какие у вас красивые получились уточки! Какой узор на крылышках красивый!

Какие игрушки мы сегодня с вами лепили?

Каким узором расписывали?

Как он называется?

Какие основные цвета используются для росписи дымковских игрушек?

Методическая литература, интернет – ресурсы:

Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в средней группе» Мозаика – Синтез, Москва - 2015

Конспект занятия по лепке в средней группе «Дымковская уточка»




«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Мастер-класс «Дымковская уточка в технике рисования пластилином (пластилинографии) для старших дошкольников»

Мастер-класс «Дымковская уточка в технике рисования пластилином (пластилинографии) для старших дошкольников» Представляю вашему вниманию мастер - класс по рисованию пластилином (пластилинографии) Дымковской игрушки-уточки. Вам понадобятся: 1.

Интегрированное занятие в средней группе. «Дымковская уточка» (в рамках проекта «Страна Народных мастеров»)

Интегрированное занятие в средней группе. «Дымковская уточка» (в рамках проекта «Страна Народных мастеров») Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие (лепка, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группе

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группе Цель: учить детей лепить дымковскую лошадку, передавая характерные особенности игрушки. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня»

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:- продолжать.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Гусеница»

Конспект занятия по лепке в средней группе «Гусеница» Цель: - познакомить дошкольников более подробно с классом насекомых, в частности с гусеницей, особенности жизнедеятельности, питания..

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

ООД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская уточка» Цель: Вылепить из пластилина уточку в стиле дымковской народной игрушки. Задачи: • продолжать знакомить с дымковской народной игрушкой,.

«Физическое развитие» «Музыка».

Тема «Путешествие в село Дымково».

Тип НОД интегрированное.

Возрастная группа: дети 5-го года жизни группы общеразвивающей направленности.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая, решение проблемных ситуаций.

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Формировать умение, решать проблемные ситуации, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

Образовательная: учить рассматривать и выделять элементы узора (кольца, круги, точки)

Развивающая : развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Воспитывающая: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства

Виды деятельности: игровая, двигательная, позновательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Методы: словесный; наглядный; практический; проблемно-поисковый.

Планируемый результат Дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками, имеют элементарные представления о дымковской игрушке и дымковской росписи, могут расписывать игрушки элементами дымковской росписи.

Оборудование и материалы

Оборудование: массажный мяч, интерактивная доска, ноутбук.

Демонстрационный материал: презентация к занятию «Дымковская игрушка», сундучок.

Раздаточный материал: индивидуальный набор для лепки на каждого ребенка (набор пластилина, стека, доска для лепки, влажные салфетки, силуэты животных (олень, конь, бычок, Д/ игра «3-й лишний», медали.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент (1м)

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Подари улыбку», встаньте в круг и передавая мячик по кругу, улыбнитесь друг другу. Дети становятся в круг передавая по кругу друг другу мячик улыбаются своему соседу.

2. Введение в тему. Сюрпризный момент. (1м)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Да

Давайте отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем вот на такой карусели. Воспитатель открывает зонт с разноцветными ленточками.

Воспитатель: Возьмите ленточки в руки и повторяйте за мной слова.

П /игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети, двигаясь по- кругу повторяют слова и меняют темп ходьбы.

3. Основная часть

Введение в тему.

Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в селе Дымково, хотите узнать его историю и чем село знаменито? Да.

Рассказ воспитателя о селе Дымково с демонстрацией слайдов. (1м)

Воспитатель: Жили в одном селе люди слайд 1

Воспитатель: Зимой в домах они затапливали печи, да так что дым окутывал крыши и,ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Слайд 2

Воспитатель: Пока взрослые в том селе сеяли хлеб и пасли животных

Воспитатель: Дети играли на лугу, пели песни. слайд 4

Воспитатель: Ребята, раньше у детей не было игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек?

Воспитатель: Набрали глины, вылепили разные забавные фигурки. Слайд 5Воспитатель:Обожгли их в печи, покрыли мелом. Слайд6

Воспитатель: И расписали красками. Слайд 7

Воспитатель: Так и появились дымковские игрушки, лошадки, козлики, барашки.

Рассматривание дымковских игрушек, анализ элементов узора дымковской росписи. (2м)

Воспитатель: Посмотрите какие игрушки красивые, яркие, красочные, веселые

Воспитатель: Ребята, вам они нравятся? Да.

Воспитатель: А хотите с ними поиграть? Да.

Воспитатель: Ребята, на столе перед вами лежат медали. Возьмите, понравившуюся вам медаль и наденьте ее. На медали изображение дымковских элементов росписи (дети надевают медали)

Воспитатель: Ребята, кто выбрал лошадку подойдите к правому столу, а кто выбрал бычка к левому.

На столах находится игра «Разрезные картинки».

Дидактическая игра «Собери картинку» (2 м)

Воспитатель: Ребята, у вас на столах разрезные картинки соберите их. Дети в подгруппах из 4х человек собирают разрезные картинки

Дидактическая игра «Третий лишний» слайд 8

Воспитатель Ребята посмотрите на доску, и скажите, правильно вы собрали свои картинки? Да

Воспитатель: Что изображено на картинке? Чайник, козлик, уточка.

Воспитатель: Какая картинка лишняя? чайник.

Воспитатель: Почему? Это посуда, а все остальные животные.

Воспитатель: А чем еще чайник отличается от животных? Узором. На чайнике нарисован цветок, а на животных нарисованы круги и точки.

Воспитатель: Правильно ребята. На тарелке Гжельская роспись, а животные расписаны дымковской росписью слайд 9

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что дымковские игрушки раскрашены кружками и точками. В дымковской росписи все кружки одинакового размера? Есть большие и маленькие.

Воспитатель: Какого цвета кружочки, а какого цвета точки? Большой круг синего цвета, маленькие желтого, а точка зеленая.

Микроитог: Дымковские игрушки раскрашены разноцветными кружочками, точками, поэтому они и получаются такими красивыми, веселыми и нарядными.

Самостоятельная работа детей. Расписывание игрушек дымковской росписью пластилином.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в художественную мастерскую! Возьмите понравившуюся игрушку и проходите за столы. Дети подходят к столу выбирают понравившийся силуэт животного и садятся за столы.

Воспитатель: Можете приступать к работе.

Дети обнаруживают, что у них нет зеленого пластилина.

Воспитатель: Ребята у вас на столах есть волшебные мячики, может они нам помогут. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика 1м

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

(дети удерживают массажный мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

Мячик сильно я сжимаю,

И ладошку поменяю

(дети сжимают мяч правой рукой, затем левой)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу

(дети, катают мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Воспитатель: Ребята волшебные шарики дали нам подсказку. Давайте внимательно рассмотрим рисунок и попробуем догадаться что нужно сделать?

Нужно взять желтый и зеленый цвета и смешать их, получится зеленый.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот теперь мы можем украсить наших животных дымковскими узорами.

Дети, самостоятельно делают налепы из пластилина, украшают силуэты животных дымковскими узорами. (при проведении самостоятельной работы дети слушают фрагмент произведения М. Г. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»

Воспитатель: Ребята, какие замечательные, красивые добрые игрушки у вас получились. Слайд 11

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу нам пора возвращаться в детский сад. Давайте, возьмем свои игрушки и сядем на нашу карусель.

Подвижная игра «Карусель».

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Вот мы и вернулись.

Ребята, где мы с вами побывали?

Чем знаменито село Дымково?

Вам понравилось расписывать игрушку?

А что интересного вы узнали?

Итог. Установка на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте вашими игрушками украсим группу (дети размещают свои игрушки в уголке изо деятельности)

Воспитатель: Ребята, в память о нашем путешествии жители села Дымково передали вам подарки, а как раскрасить вы придумайте сами (воспитатель достает из сундучка силуэты дымковских барышень и раздает детям)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Путешествие в стеклянное королевство» (старший возраст) Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста/Музыка/.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Вот и наступила зима» в старшей группе

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Вот и наступила зима» в старшей группе Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Вот и наступила зима» в старшей группеАвтор:Гусева Анжела Александровна,.

Конспект НОД по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию «Русская ярмарка» в средней группе Цель: формирование у детей представлений о культуре и традициях русского народа. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о народных.

НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Село моё родное, Иваново-Шамшево»

НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Село моё родное, Иваново-Шамшево» НОД для детей старшего дошкольного возраста по художественно- эстетическому развитию на тему: «Село моё родное, Иваново-Шамшево!» Цель:.

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепке) во второй группе раннего возраста «Путешествие к звездам»

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепке) во второй группе раннего возраста «Путешествие к звездам» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего возраста «Вишенка» Авторы: Рыбаченко Ксения.

НОД по «Художественно-эстетическому развитию» на тему — Путешествие в мир волшебных красок Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

ООД по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Корзина с фруктами».

ООД по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Корзина с фруктами». ООД по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Корзина с фруктами». Цель: воспитывать и развивать у детей самостоятельность.

ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Снегири на ветках рябины» (в технике пластилинография.). Ход занятия: 1. Организационный момент. В. : Ребята, какое у нас сегодня настроение? Д. : Хорошее. В. : Давайте нашим настроением поделимся.

Цель: познакомить с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности.

Познакомить воспитателей с технологией «пластилинография».

Организовать практическую деятельность по росписи пластилином дымковской игрушки.

Дать понятие о необходимости развития мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук у ребенка.

Задачи:

Помочь замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи («Булочка», «горошина», полоски, кольца).

Совершенствовать способы рисования кистью, развивать цветовое восприятие.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать декоративное творчество.

• Развивать интерес к изобразительной и художественной деятельности.

• Знакомить с новым способом изображения – пластилинография, создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.

• Научить приемам и способам изображения пластилином.

• Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковских мастеров.

• Познакомить с традициями росписи российских умельцев.

• Вызвать интерес к использованию игр-занятий с использованием пластических материалов, для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.

Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.

Место проведения — изостудия детского сада

Материалы и инструменты:

1. Набор цветного пластилина.

2. Стеки, зубочистки.

4. Силуэты дымковской лошадки, картонные.

6. Емкости с водой

7. Бросовый и природный материал.

Предварительная работа:

• Организация пространства для проведения мастер-класса.

• Подготовка демонстрационного материала, образцов, силуэтов, пластического материала, инструментов, подготовка презентации.

• Подборка методического материала, составление конспекта.

• Подготовка памяток, рекомендаций для воспитателей

План проведения мастер-класса

1. Экскурсия по изостудии.

2.Просмотр презентации «Дымковская игрушка не простая- глиняная, расписная»

3. Практическое занятие «Роспись дымковской лошадки»

4. Обмен мнениями, впечатлениями.

5. Раздача буклетов-памяток.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово воспитателя

Актуальность темы:

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Просмотр презентации « Дымковская игрушка не простая, глиняная, расписная.»

Знакомство с техникой «пластилинография»

Развитие кисти и пальцев руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточна развита память, внимание, связная речь.

Изобразительная деятельность ребенка в нашем детском саду является одним из естественных специфических детских видов деятельности, здесь решаются многие задачи, в том числе и на развитие мелкой мускулатуры рук. Помимо традиционной техники рисования и лепки необходимо вводить занятия с использованием техники «пластилинография». Ведь в процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие, развитие глазомера, мышления, умение анализировать, сравнивать, формируется сенсорное восприятие.

Вашему вниманию предлагаю опыт работы по художественно-изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография.

Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать и пластилин – подразумеваемый материал, которым наносится изображение.

Осваивание детьми приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций с использованием других приемов: декоративные налепы, прищипывание, оттягивание деталей соединение частей путем примазывания.

Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности предмета или образа, дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого или темного оттенков.

Предложенные мною творческие задания направлены не только на развитие мелкой мускулатуры пальцев и кисти руки ребенка, но и на ознакомление детей с промыслами народных мастеров-умельцев, что прививает любовь и уважение, чувство гордости за страну в которой мы живем.

Творческое задание

«Дымковская лошадка»

Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор пестрый радостный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье.

Вот на карусели все игрушки сели,

По кругу помчались, все цвета смешались.

Предлагаю рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму. Для примера росписи в технике пластилинография предлагаю выбрать дымковскую лошадку и поэтапно украсить ее.

1 этап. «Колечки»

Отделить от общего бруска пластилина красного цвета кусочек, раскатать на дощечке колбаску, разделить стекой на равные части, выложить в виде колечек на силуэте лошадки, плотно прижимая к картону. (Напоминание родителям, что пластилин липкий материал, поэтому пальцы нужно периодически смачивать в воде)

2 этап. «Кружочки»

Отделить от общего бруска пластилина зеленого цвета кусочек, раскатать толстую колбаску, разделить стекой на равные части, скатать между пальцами шарик, сплющить и прижать в середине каждого колечка.

Отделить от большого бруска пластилина желтого цвета кусочек, отщипнуть небольшой кусочек, раскатать пальчиками горошину, наклеивание их по всей поверхности силуэта лошадки хаотично.

4 этап. Украшение мордочки.

Для дополнения можно предложить украсить мордочку лошадки, изобразить копытца, рожки, гриву.

1.Рассматривание выполненных работ.

2.Мнения воспитателей о проведенном мастер-классе.

3. Подведение итогов автором мастер-класса.

-Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

- народное творчество воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомит детей с различными видами искусства, в первую очередь с произведениями народного творчества.

-проблему развития гармоничной творческой личности сложно представит без участия искусства. При этом роль декоративно – прикладного народного творчества переоценить невозможно .Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

4. Фотографирование готовых работ.тилином, провести практическую деятельность по росписи дымковской игрушки.

Читайте также: