Плешковская игрушка орловской области

Обновлено: 29.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Плешковская игрушка неприметна на первый взгляд, неяркая, но сколько в ней теплоты и обаяния! Я давно очарована этим промыслом. Но с каким трудом удается собрать хоть какую-то информацию! А та, что есть, часто вызывает сомнения в своей достоверности. Вот даже в дате рождения выдающейся мастерицы, "классика" промысла, расхождение.

На форму игрушки, пластику влияет прежде всего материал и его местные особенности. В Плешково очень красивая глина - теплого цвета, с поблескивающими вкраплениями. Такой глине не нужен дополнительный декор - украшены игрушки мало: редкая гравировка, нет налепов, только грудки у птиц с защипами. Да и раскраска очень деликатная, небольшие пятнышки сдержанных цветов. (Фроловы применяют и другие узоры, но моего доверия к ним нет. По-моему, это просто набор различных русских языческих символов без разбора.)
Форма игрушки цельная, без лишних деталей. Размером небольшие - ребенку по руке.

Сюжеты традиционны, хоть и с некоторыми особенностями. Преобладает так называемая крестьянская тема - все домашняя скотина и птица. О связи с древними языческими символами и мотивами напоминает разве что медведь, да и конник условностью отличается от других изображений людей. Но о них во второй части.

Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Местная сюжетная особенность - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны. Но, как отмечают и Фроловы, это довольно поздний сюжет.
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этой области - островерхий капор, косынка на шее. Орловский костюм знаю плохо, не могу сейчас проверить. Встречается также убор в виде кокошника - то ли местный, то ли символический.
Тема костюма в игрушке очень интересна, и у нее еще не было своего исследователя.

Интересно и место свистка - не в птице, зажатой подмышкой - прямо в руке.

Сюжеты:
Барыня без ребенка
Барыня с ребенком
Солдат в форме русско-японской войны.

Медведь
Олень
Конник, всадник
Конь
Коза
Корова
Баран
Курица
Петух
Утица
Собака – более поздний сюжет (с сайта Фроловых, но вероятный мотив)

Сюжеты с сайта Фроловых, в подлинности которых я сомневаюсь.
Ни в одном издании и ни в одной коллекции я таких плешковских игрушек не видела. Не вижу и логики их возникновения в контексте промысла:
Поросенок
Белка
Зайчик
Русалка (птица-дева) (с хвостом и \ или со свистком)
Русская троица с оленями
Русская троица с конями "Ладья"
Русская троица с птицами (курами)
Русская троица с птицами (петухами)

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).
Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.
Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. ”
Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.
«Русская троица» — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.
Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.
Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.
Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому.
.
Барыня - хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Роспись: вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце).

Богата земля орловская. Издревле славилась она мастерами искусными. Особо почитались гончары-кудесники. В конце прошлого века в губернии существовало около четырехсот гончарных центров. Один из давних - плешковский промысел в Ливенском районе.
Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, макидры; формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек, - говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было. Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где заброшенные дома с пустыми глазницами - окон.
Но мне посчастливилось встретиться с самобытной мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой. Это она дала мне уроки "игрушечного" искусства, помогла проникнуть в какой-то особый, неповторимый мир плешковской игрушки.
Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой. Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - нет ни одного".
Жители здешних мест утверждают, что в мае, на Николу, праздновали их предки "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все злое да черное, что за зиму накопилось; верили, что солнце от этого жарче греет.
Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек, традиционно выполненная тертым кирпичом и соком лопуха. Пятна, произвольно покрывающие игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение мая.
Только у плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы - знаки падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле и назначении своем.
Сюжеты плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью крестьян, но и несут в себе образы древнерусского сознания и уходят в глубину народной памяти. То, что сейчас современный человек воспринимает как игрушку, забаву, когда-то участвовало в магических обрядах и несло в себе знаки тотемов и богов. Глиняные изображения наполнялись понятием солнца и неба, звери-тотемы были наделены космическим и божественным смыслом.
С того времени многое изменилось, игрушки давно перешли в детские руки, но тем не менее они до сих пор несут в себе все знаки русского пантеона и порой свое магическое значение.
Интерес к древней культуре велик, поэтому я позволю себе напомнить некоторое символическое значение игрушечных изображений.
Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия, а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно, поэтому игрушку-медведя чаще всего делают без свистка.
Олень - знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень был знаком славянских богинь Рожаниц - матери и дочери.
Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего свой путь по небу на колеснице.
Баран - знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Корова и коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля.
Птица (петух, курица, утица) - олицетворяла весну, тепло, солнце, являлась знаком воскрешения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица - знак хорошего урожая.
Птица-русалка - загадочная птица с женским лицом, дух растительности, охраняющая урожай, она летала над полями и жила на деревьях. Вспомним у А. С. Пушкина: ". Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. "
.
29.10.2005

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — народный художественный промысел по изготовлению глиняной игрушки. О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Согласно историческим источникам вокруг деревни стояли густые леса, а в самом месте из-за скудности земли образовалась плешь. Так и появилось название деревни ¬– Плешково. Несмотря на отсутствие растительности и плодородных почв, на этом месте люди добывали замечательную глину, из которой делали горшки и квасники, а для детей лепили игрушки-свистульки, принимали участие в выставках и ярмарках, вследствие чего о плешковской игрушке стало известно не только на территории России, но и далеко за пределами нашего государства – в Германии, США, Италии и Франции. Местные жители утверждают, что раньше в данной местности в мае месяце люди отмечали необычный праздник «Свистунью». Звонкий свист игрушек-свистулек помогал жителям изгонять из своих домов и сердец нечистую силу, все злое и черное, что накопилось за зиму.

До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Форма игрушек полностью сохранилась с 18 века, современные мастера лишь немного усовершенствовали и видоизменили внешнее оформление, наделяя игрушку новым смыслом. Сегодня плешковская игрушка – это не просто детская забава и свистулька, она сохранила в себе архаичность, когда созданные образы использовались в таинственных магических обрядах и несли в себе образ богов, использовались в качестве оберегов домашнего очага.

Описание игрушки

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины. Мастера используют совсем немного красок, чтобы получились красивые свистульки ремесленнику необходимо нанести лишь несколько цветных полос или пятен. Цвета, обычно используемые для раскрашивания фигурок, – красный, синий, зеленый, реже желтый. Раньше использовали натуральные красители (тертый кирпич, смешанный с соком лопуха или конопли, сок ягод и первоцветов). Современные мастера используют уже готовые краски для росписи. Тем не менее, несмотря на насыщенный цвет, готовая краска, впитываясь в поверхность глины, приобретает нежный пастельный оттенок. Из-за своей структуры плешковская глина не требует дополнительного декора – небольшие поблескивающие вкрапления и так очень гармонично смотрятся. Большинство плешковских игрушек – свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. Глаза, рот и нос персонажа делаются с помощью тонкой палочки надавливанием – получаются маленькие дырочки. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Образы, используемые в плешковской игрушке стандартны, как и в игрушках из других районов: женщина с младенцем на руках, фигурки животных и птиц. С давних времен эти образы наделялись языческим значение, олицетворяющим жизнь, любовь, благодать и пр.

Плюсы и минусы

Птицы (курицы, петухи и утки) – являлись оберегом, олицетворяли пробуждение жизни и природы, тепло и весну, являлись предвестниками богатого урожая. Лошади считались олицетворением плодородия, хорошей погоды. Бараны были знаком богатства, успеха, достатка. Коровы и козы предвещали плодородие, здоровье и счастье в доме. Фигурки женщин означали начало новой жизни и связь поколений.

Новый век

Исторически сохранены имена самобытных мастеров-игрушечников: Ольга Даниловна Малютина, Александра Михайловна Иванилова, семья Фроловых Александр Викторович и Наталья Николаевна, а также их дети Александр и Анна. Сегодня народные плешковские игрушки бережно хранятся в музеях Тулы, Смоленска, Красноярска, Сергиева Посада, Москвы, Новосибирска и даже Гессена (Федеративная республика Германия).

Скопинская игрушка

Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси. В такой посуде местные жители готовили масло, хранили молочные продукты, воду и квас, использовали для заквашивания теста. Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки. Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, больше была предметом украшения интерьера, нежели детской забавой. В начале 20 века изделия скопинских мастеров были представлены на крупнейших выставках народного творчества в Петербурге и Париже. Скопинская керамика 19-20 веков хранится в мировых музеях.

В период первой мировой войны резко упал спрос на глиняные изделия, да и количество умельцев значительно сократилось, т.к. большинство мужчин, в том числе и гончары, были призваны на фронт. Новый расцвет гончарного промысла приходится уже на 1920-е годы. В это время мастера из Скопина получают разовые заказы от российских и зарубежных музеев, в попытке сохранить лучшие традиции лепного искусства. В эти годы большинство скопинских игрушек имеют ряд характерных признаков: преобладают красновато-желтых оттенков, пропали изображения зверей и птиц, на смену им пришли всевозможные налепы в виде жгутиков, линий, кругов и спиралей. Стоит заметить, что в состав глазурей входил свинец, который мог вызвать отравление и даже смерть мастера. Поэтому особо остро стоял вопрос о поиске безвредной поливы, которая по своим декоративным функциям не уступала бы свинцовому составу.

Описание игрушки

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 19 веке основные сюжеты скопинских мастеров – большие шары, созданные на гончарном круге, огромные декоративные вазы и горшки с замысловатым узором, фигурки диких зверей и птиц (больше всего встречается медведей и львов), сказочные существа, фигурки барышень и всадников. Внешне скопинские игрушки оригинальны, они отличаются от других русско-народных ремесел и выделяются на общем фоне. Так же как и посуда и иные глиняные предметы человеческого быта, игрушки изготавливались из светло-коричневой глины, после обжига игрушку поливали глазурью. Недочеты в своем гончарном деле местные мастера часто обращали в свою пользу: неперемолотые крупинки глазури неравномерно растекались по игрушке, что придавало готовому изделию оригинальность. Для игрушек применялись глазури разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа.

Среди лучших скопинских мастеров можно отметить братьев Василия и Федора Оводовых, отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Нелли Насоновой, Марии Линевой и другие. Основной вклад в становление и развитие скопинского промысла внесла семья Оводовых. Идея игрушек у гончара Оводова появилась, когда он, работая в имении графа Бобринского, был впечатлен архитектурным декором, у себя в мастерской гончар вылепил большую фигуру льва с разинутой пастью и лежащей лапой на шаре. Свое творение мастер поставил у себя во дворе. Этому же гончару принадлежит идея пропускать через сито глину, в результате чего получалась длинная лапша, которой украшали густые гривы львов и лошадей. Все фигурки скопинских мастеров создаются, словно архитектурное сооружение. На гончарном круге вытягивается форма, а затем прорабатывается вручную. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины.

Как играть?

Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, прекрасно подойдет для украшения интерьера, необычный внешний вид и мелодичное звучание привлекают детей, но все таки из-за своей хрупкости Скопинские игрушки не предназначены для активной детской игры.

Плюсы и минусы

Ремесленники из Скопина научились изготавливать глазури разных цветов. При обжиге в горне или печи нерастворенные крупинки глазури расплавлялись и растекались по глиняной фигурке, поэтому и получили свое название «потечные». Использование потечной глазури – это основной признак скопинских игрушек. Скопинский промысел отличается большим ассортиментом изделий, неординарной фантазией авторов, оригинальным строением глиняных предметов.

Новый век

Скопинский промысел один из немногих, где исторически сложилась и полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами ¬– ручной лепкой, изготовление на гончарном круге, прессование, литье, с помощью современного оборудования. Замешивается сухая глина с небольшим количеством воды, так образуется глиняное тесто. Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется многократный обжиг. После того, как игрушка остыла после печи, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, позже наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.

Производство

Современное развитие скопинской игрушки происходит по нескольким направлениям: массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются уникальные декоративные фигурки и игрушки, которые часто можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках народного творчества. Изделия скопинского художественного промысла – визитная карточка Рязанской области.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Народное творчество Орловского краяПлешковская игрушка


Курс повышения квалификации

Развитие психологической устойчивости обучающихся к воздействиям СМИ


Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории, методики и организации социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей


«Подводные камни в использовании социальных сетей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народное творчество Орловского краяПлешковская игрушка

Народное творчество
Орловского края
Плешковская игрушка

Плéшковская игрушка — русский художественный промысел, возникший в селе Плешк.

Плéшковская игрушка — русский художественный промысел, возникший в селе Плешково Ливенского района Орловской области.

О промысле известно с XVII века. По преданию, ежегодно в мае жители деревни с.

О промысле известно с XVII века. По преданию, ежегодно в мае жители деревни свистели в глиняные свистульки, празднуя «Свистунью». Само Плешково произошло от слова плешина, место, свободное от растительности, где рядом находилось месторождение глины. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью и могли быть не только свистульками.
ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА

История сохранила имена самобытных мастеров Ольги Даниловны Малютиной, Алек.


История сохранила имена самобытных мастеров Ольги Даниловны Малютиной, Александры Михайловны Иваниловой.

Игрушки д.Плешково Ливенского района Орловской области. 1969, 1976 годы. Авто.

Игрушки д.Плешково Ливенского района Орловской области.
1969, 1976 годы. Автор А.М. Иванилова.
ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА

Заслуженный работник культуры РФ Комов Н.П.Плешковская игрушка очень празднич.

Заслуженный работник культуры РФ Комов Н.П.
Плешковская игрушка очень праздничная, — считает Николай Петрович, — там сама глина нарядная: блестящая, с вкраплениями слюды, при лепке сочная, мягкая как пластилин.

Н.Н. Фролова. В 1991 году присвоено почетное звание «Народный мастер России».

Н.Н. Фролова.
В 1991 году присвоено почетное звание «Народный мастер России». Член ВТОО «Союз художников России» с 1993 года. Работы Фроловой находятся: в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Загорском музее игрушки, Красноярском городском музее, Московском Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, Нижегородском художественном музее, Новосибирской картинной галерее, Новосибирском краеведческом музее, Орловском областном краеведческом музее.
Н.

Н.Н. Фролова внесла свою лепту в возрождение орловской глиняной игрушки, про.

Н.Н. Фролова внесла свою лепту в возрождение орловской глиняной игрушки, продолжает традиции народных орловских игрушечных промыслов.


При обжиге плешковская глина приобретает светло-розовый или телесный оттенок.

При обжиге плешковская глина приобретает светло-розовый или телесный оттенок, а слюда в её составе придаёт особый посеребрённый вид. Раскраска обычно выполнялась в синий и красный цвета (иногда зелёный) в виде свободно расположенных пятен, нанесенных тёртым кирпичом и соком лопуха и конопли. Синяя краска приготавливалась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов. Лепились конь, женщина, солдат, уточка, петушок, курица, корова, баран, олень, птица-русалка с человеческим лицом (алконост или сирин).



Любимова Тамара АлександровнаПод руководством Т.А. Любимовой был открыт этно.

Любимова Тамара Александровна
Под руководством
Т.А. Любимовой был открыт этнографический музей на Станции детского и юношеского туризма и экскурсий. Руководит кружком плешковской игрушки в школах г. Орла.

Учащиеся коррекционной школы- интерната со своими поделками – плешковскими с.

Учащиеся коррекционной школы- интерната со своими поделками – плешковскими свистульками.

История плешковской игрушки требует современного осмысления её духовной ценн.

История плешковской игрушки требует современного осмысления её духовной ценности, сохранению и возрождению в моём родном крае.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 984 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

Оставьте свой комментарий

  • 19.10.2021 298
  • PPTX 10.4 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клименко Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Study skills – живи для учения, учись для жизни»

61 минута

122 минуты

«ХАССП - вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного райо.


Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)


Курс повышения квалификации

Дизайн-мышление или «study skills» в современной дошкольной педагогике


Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня


«Религия на Кубани»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного райо.

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного района г.Орла

Педагог Кожанчиков Игорь Алексеевич.
ОРЛОВСКАЯ НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Что такое игрушки?. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащ.

Что такое игрушки?. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям".
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Сюжеты глиняной игрушки архаичного типа восходят к древним языческим божествам.Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Плешковская глиняная игрушка Плешковский промысел один из древнейших пр.

Плешковская глиняная игрушка
Плешковский промысел один из древнейших промыслов центра России зародился в д. Плешково (Ливенский район Орловской области) в 17 веке и стал одним из древнейших промыслов центра

Чернышенская игрушка
Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России

Орловская (Курская) игрушка
Орловская глиняная игрушка создавалась в Курской области.
Разновидности Орловской игрушки

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушкаИстория сохранила имена самобытных игрушечниц Оль.

Плешковская глиняная игрушка
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной(1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой(1911-1990 гг.). Продолжают традиции плешковского промысла ученики А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова и их дети Александр и Анна.

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушкаНа земле Чернышенской игрушечным промыслом стали.

Чернышенская глиняная игрушка
На земле Чернышенской игрушечным промыслом стали заниматься с 17 века. История сохранила имена самобытных мастериц Чумичевой Марии Павловны и Клениной Пелагеи Павловны. Здешние сюжеты примечательны тем, что, кроме коней и уток здесь лепили кукушку, коня трёхглавого, женские фигурки с различными головными уборами. Как плешковская, чернышевская игрушка архаична, но более разнообразна по росписи. Известна так же мастерица Афанасова Анна Харитоновна 1929 года рождения, которая переняла мастерство у своей бабушки Чумичевой Марии Павловны

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Орловская (Курская)глиняная игрушка ..Возрождение орловской игрушки связ.

Орловская (Курская)глиняная игрушка

.
.
Возрождение орловской игрушки связывается с такими именами, как Виктором Васильевичем Маркиным и Иваном Федоровичем Гункиным. Орловская глиняная игрушка создавалась в Курской области, названа так потому, что в то время Курск входил в состав Орловской губернии. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в орловской есть сюжет, выделяющий игрушку: перевёртыш , т.е при перевороте игрушки она перевоплощалась из одного животного в другое. Её персонажи олицетворяют героев русских сказок, которые обладают способностью перевоплощаться, оборачиваться то лягушкой, то волком, то медведем, то птицей. Так же характерен всадник- мужчина, одетый в женское платье(это оборотень, перевёртыш).

Читайте также: