Плешковская игрушка свистулька как сделать

Обновлено: 06.05.2024

Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.

Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся пространственное и наглядно- образное мышление.

Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки.

Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.

Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.

Програмный материал :

Игрушка Плешковского промысла- на первый взгляд невзрачна, неказиста. Не очень богатая палитра красок. Но не смотря на это, многие поражаются её декоративными качествами. В чём же секрет? А весь секрет в том, что народный, порой даже неграмотный, «неотёсанный» мастер имел своё особенное, природное чувство ритма и чувство цвета. Кроме природного цвета глины, использовалось всего два- три цвета. Но посмотрите, как точно из этой цветовой паллитры созданы такие необычные, декоративные цветовые композиции. В то время не было художественных школ, специальных учбных заведений, где подобное ремесло могло бы преподаваться в массовом порядке. Как мы уже сказали, простой сельский мастер не владел общеобразовательной грамотой, а уж тем более изобразительной. Но у народного художника есть своё, внутреннее, незамутнённое видение искусства. По своей декоративности Плешковская игрушка привлекает отечественных и зарубежных искусствоведов. Но не смотря на видимую простоту, очень много ушло трудов, чтобы собрать хоть какую- то информацию о данном промысле.

Плешковская глина довольно пластичная и поддатливая. Обладает хорошими декоративными качествами и прекрасно поддаётся обжегу. После обжега цвет глины принимает очень интересный, бледно- терракотовый оттенок. Именно поэтому на нём очень удачно смотрятся пятна красного и зелёного цвета. Древнее, непревзойдённое сочетание цветов. Изделие не нужно излишне декорировать, делать налепы и «кренделя». При помощи «чирочек», аналогов современных стеков делалась нехитрая гравировка. Цвет являлся лишь дополнением к форме. Но выполняя задание, следует подойти к нему с особенным усердием и ответственностью.

В целом, роспись представляет собой небольшие пятна сдержаных цветов. Плешковские мастера Фроловы любили повторять- «А больше и не надо». Мастера Фроловы известны тем, что часто применяют и свои, авторские узоры, которые для других мастеров Плешковской игрушки не характерны.

Форма игрушки цельная, без лишних деталей, небольшого размера, с ладошку ребёнка.

В сюжетах преобладает крестьянская тема - домашняя скотина и птица. Роспись животных, как и роспись людей имеет как характерные детали рисунка, так и символические знаки.

Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Особенный местный сюжет - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны.

Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этого села - островерхий капор, косынка на шее. Напоминает крестьянский костюм Орловской Губернии. Встречается также убор в виде кокошника. Возможно- местный, или символический. Кокошник, как правило окрашивается в красный цвет.

Баба (или Барыня, Кормилица, Нянюшка, она же Берегиня) — связь с культурой наших предков. Тысячи лет отделяют нас от наших предков- дикарей, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос, тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Узоры на поверхности женско фигурки- солярные знаки — двойной крест, пятна с мелкими точками. Вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем, ещё может быть морская стихия, водные источники. С дождём в народных приметах так же ассоциируется лягушка. Лягушки квакают на дождь. Среди писателей и художников, приезжавших в Плешково в 60-х, 70-х годах прошлого века, известны рассказы о Юродивом Васюне, который мастерски, правдоподобно квакал, изображал лягушек. «Квак!» «Квак!». Отсюда следует, что в генетической памяти плешковцев жива связь с «Матерью- Сырой- Землёй» и водными стихиями. Так же, как и в китайской традиции, этот символ имеет значение достатка, плодородия. В Плешковском промысле не случайно встречается сюжет «лягушка». Плешковцы любят говорить- «У нас весной лягушки как прям преображаются, становятся на редкость красивыми, и куда уродство всё девается? Кода преобретает голубоватый оттенок.» Напоминает процесс изменения цвета глины при обжиге. Не сложно вспомнить и русскую народную сказку о Царевне-лягушке.

Следует помнить: в росписи вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце).

Мастерица Александра Михайловна Иванилова. Многие исследователи, со всей России приезжали к ней в гости, чтобы проникнуться в суть Плешковского промысла. Александра михайловна осуществляла роспись своих изделий тоненькой палочкой- лучиной. Сверху наматывала ватку. Линии получались певучие, живые и сочные. Культуролог И. И. Борисова вспоминает, как плешковские мастера не только не признавали художественных кистей, но даже смеялись над профессионалами, членами Союза Художников- «Эко вы тут казюлин налепили.»

Среди жителей Ливенского района бытовало по верье, что в мае, на Николу, нужно праздновать "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все лишнее и наносное, что накопилось за зиму. Зелёный цвет- цвет майской зелени. Стоит отметить, что это всё- язычество и не имеет ничего общего с современной наукой. Но эти поверья несут нам знания общекультурологического характера. Местные жители верили, что солнце от этого жарче греет. Об этом говорит красный цвет в росписи. По другим данным, этот праздник празднуется в конце марта- середине апреля. Символизирует талый снег, первую зелень. (Е. Щ.) Однако смысл- один и тот же. Приход весны и обновление природы.

Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек. По народной традиции, издавна выполняемая тертым кирпичом и соком лопуха. Как свидетельствуют старинные образцы игрушек, сохранившихся до наших дней, цвета не протятся, не выгорают. При этом учитывается то, что в эти свистульки и Барышни играло не одно поколение. Древние цвета природы, своим происхождением и предназначением относящие нас к временам наших далёких предков- Вятичей. Пятна, произвольно покрывающие поверхность игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение майской зелени.

Плешковцы гордо говорили- у нас краска своя, домодельная, не то что покупная. Затирается, варится с душой. Цвета природные, истинные. Но к сожалению, секреты тех, народных красок «канули в лету», да и на изготовление подобных красок не предусмотрено времени. В школьном курсе изобразительного искусства рекомендуется использовать гуашевые, акриловые, темперные краски, которые сейчас свободно продаются в художественных салонах.

В Плешковском промысле, единственном из всех похожих, у барыни встречаются вертикальные и волнообразные линии - символы падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина призваны порождать, плодить новую жизнь. Об этом говорит зелёный цвет в росписи, который брали из лопуха, цвет земной растительности.

Ход занятия:

-Подготавливаем рабочее место.

-Обзор расписанной игрушки : Кто скажет, какие символы Вы видите в цветовых пятнах, которыми расписана игрушка, и что они означают?

- Какие цвета преобладают?

-Какими красками расписывали игрушки народные мастера?

Роспись изделия производится кисточкой, без предварительой разметки.

Плешковские народные мастера, по началу не признавали кисточки. Выстругивали спичку или палочку- лучину. Наматывали ватку.

- Берём в руки игрушку. Желательно, с точки зрения народного искусства постоянно держать её, крутя в ладони. Народные мастера не пользовались каким- либо подиумом.

Начинаем роспись с крупных, локальных пятен. Окрашиваем кокошник. Применяем красный, оранжевый или красно- коричневый цвет.

Кто нам скажет, что же такое кокошник?

-Окрашиваем детали одежды.

-Изображаем на одежде круги, дождь, или двойной крест, что является, как было сказано выше, символическими знаками в народном искусстве.

-Уточняем, прорабатываем мелкие детали.

-Даём изделию высохнуть. В конце занятия- выставка- просмотр.

Дидактическая игра «Угадай народные промыслы»

Дидактическая игра «Угадай народные промыслы» У нас в Нижнем Новгороде есть музей истории нижегородских промыслов и в старшей группе, когда дети уже знали и различали росписи, но видели.

Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа)

Фотоотчет «Народные промыслы» (старшая группа) Для этой темы у нас отводилось две недели. В начале первой недели мы повторили промыслы, изученные в прошлом году – Матрешка и Дымковская.

Мини-музей «Народные промыслы»

Мини-музей «Народные промыслы» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими,.

Название проекта «Народные промыслы» Название проекта: «Народные промыслы». Тип проекта: среднесрочный (5месяцев). Вид проекта: групповой, познавательный, творческий. Участники.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление.

Проект «Народные промыслы» в средней группе №8

Проект «Народные промыслы» в средней группе №8 С 16.01.17 – 30.01.17 в средней группе №8 была проведена работа по информационно-творческому проекту «Народные промыслы». Воспитанники разучили.

Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы» МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» Выполнили воспитатели Копусова И. И. ,.

Выставка «Народные промыслы и игрушки»

Выставка «Народные промыслы и игрушки» Доброго времени суток всем, кто нашел время и заглянул на мою страничку! Хочу представить вам выставку, приуроченную к тематической неделе.

Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.

Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся пространственное и наглядно- образное мышление.

Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки.

Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.

Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.

Лепка Утицы- Свистульки.

Оборудование и материалы:

Баночки для воды.

Стеки и приспособления.

Дощечки для лепки.

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.

Лепка Утицы- свистульки имеет своё символическое и обрядовое значение. О значении изображения птицы было сказано выше. Не случайно народные мастера лепили свистульку в виде животного- оберега. В свистульку свистели, отгоняя отрицательную энергетику. Свистулька- Утица приносила деньги и достаток, поэтому выражение «Не свисти, денег не будет»- не совсем верно. Изначально свистульку и делали в виде птицы. В виде людей и животных- более поздний вариант. Свистульки в народе называли птичками- фитюльками, ярилками. Издревле народный целитель или шаман, отгоняя хворь, изображал птицу- «курлыкал». «Курлык!» «Курлык!» Для удобства и появился такой музыкальный инструмент, как свистулька, имитирующий пение птиц. Наши предки вятичи, встречая весну, выбрасывали из своих домов всё лишнее и наносное, выметали мусор. Открывали двери, и свистульками зазывали в свои дома весну. В народной медицине есть такое направление, как исцеление игрушкой.

Ход занятия:

Где зародился промысел Плешковской игрушки?

Дети, какие сюжеты Плешковской игрушки вы знаете?

Какой смысл в них заложен?

Для начала необходимо взять кусок глины необходимых размеров. Скатать «Колобок». Примечание: народный мастер, в отличае от классического художника- скульптора, не пользуется столом или подиумом. Он лепит своё изделие в руках, на весу. При этом, пальцы рук необходимо смачивать, чтобы изделие было «живым», «свежим» и «сочным». Заглаживают трещинки и шероховатости.

-Держа в руках на весу, из колобка мы делаем короткую колбаску. Не забываем смачивать пальцы в баночке с водой.

-Надеваем колбаску на большой палец, внутри колбаски формируется полость. Дорабатываем и утончаем её стенки, смачивая пальцы в воде.

-Затем, защипывая полость, формируем хвостик.

-С другого конца колбаски, тремя пальцами, сложенными в щепоть, «защипывающим» движением вытягиваем птичке голову и шею. Не забываем слегка смачивать пальцы.

-Из середины колбаски формируем для птички подставку.

- Работаем с головкой и шеей. Защипом формируем клювик. Птички в клювике приносят весну! Формируем гребешок.

- Формируем, выделяем грудку.

- При помощи стека и подручных приспособлений украшаем изделие и выполняем окончательную отделку.

- После работы вымыть руки, дать изделию полностью высохнуть.

Примечание: элементы выполняются методом вытягивания из целого. Не следует лепить каждую деталь отдельно и потом собирать из них изделие. Изделие должно быть достаточно объёмным. Не допускается, чтобы ножки, клювик были слишком тонкими, иначе при высыхании они могут сломаться.

Лепка изображения женщины «Баба».

Оборудование и материалы те же. Если позволяет материальная база, в качестве фона, по телевизору или монитору должен идти фильм о плешковской игрушки.

Как было сказано выше, образ женщины восходит к языческому божеству плодородия «Мокошь». Не исключение и данный образ в глиняной игрушки.

Ещё эта игрушка имеетзначение «Берегини», или «Повитуньи», помогающей женщинам в родах. Крестьянские женщины работали в поле, там же и рожали. Наши предки часто призывали на помощь чудодейственную и живородящуу силу Матери- Земли. Игрушка считалась живой, её берегли, хранили, передавали из поколения в поколение. Магазинов в ту пору не было. Куклу- Барби не купишь. Крестьяне и мещане покупали кукол на ярмарках.

Ход занятия:

-Дети, кто скажет, с чего мы с Вами в прошлый раз начинали лепку птички?

-Кто нам расскажет основные правила работы?

-Работу начинаем по тому же принципу- разминаем глину. Работаем от «Колобка».

-Катаем вытянутую колбаску, в виде циллиндра.

- Дети, кто скажет, что такое циллиндр?

Вытягиваем голову и шейку.

- Визуально обозначаем талию и начинаем пальцами «выделываем» юбку.

- Вытягиваем руки. Одну, короткую, оставляем для свистульки. Ни в коем случае не приставляем руки отдельно.

Дети, кто скажет, почему?

-При помощи стека или подручных инструментов выполняем отделку изделия.

- Из отдельного куска делаем головной убор, надеваем на голову.

- Делаем проколы карандашом или шилом по образцу.

Моем руки и убираем рабочее место.

Конспект занятия лепка для ясельной группы «Птички для скворечника»

Конспект занятия лепка для ясельной группы «Птички для скворечника» Конспект занятия лепка для ясельной группы «Птички для скворечника» Цель: познакомить детей птицами, как они выглядят, обратить внимание.

Конспект занятия. Лепка (Пластилинография) «Шарики для елочки» Цель: 1. Расширить знания детей об истории новогоднего праздника; 2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;.

Конспект занятия по лепке на тему «Матрешка» Конспект образовательной деятельности по лепке на тему «Матрешка» 11.11.2016 Старшая группа. Программное содержание: Познакомить с русской.

Конспект занятия «Лепка птички» Программное содержание: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвост).

Конспект занятия (лепка) в средней группе «Мухомор-красавец!» Цель: научить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей. Задачи: Обучающие: продолжить учить приемам раскатывания пластилина.

Конспект занятия по лепке «Вот какой у нас арбуз»

Конспект занятия по лепке «Вот какой у нас арбуз» Конспект занятия по изобразительному искусству в средней группе. Лепка Подготовила воспитатель: Ищенко Н. Н. «Вот какой у на арбуз» Цели.

Конспект занятия в первой младшей группе «Лепка «Колобок»

Конспект занятия в первой младшей группе «Лепка «Колобок» Лепка «Колобок» Задачи. Развивать интерес к русской народной сказке «Колобок «, учить самостоятельно лепить форму шарика путем раскатывания.

Народный праздник «Сороки». Лепка игрушки-свистульки ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ. ТЕМА: Народный праздник «Сороки». Лепка птички-свистульки. ЗАДАЧИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями.

Конспект занятия по лепке из пластилина в сочетании с другими материалами «Страусёнок» Тема: Страусёнок (Лепка из пластилина в сочетании с другими материалами). Цель: продолжать учить детей сочетать в поделке пластилин с другими.

Следует так же учитывать тот момент, что людям с синдромом Дауна свойственно двухмерное восприятие окружающей действительности. Т. е., у них практически отсутствует пространственное мышление. (З. Фрейд, К. Г. Юнг). Учитывая данный фактор, необходимо последовательно, не спеша объяснить построение сложных форм на примере простых. Подключаем принцип ассоциативного мышления. («шарик», «колбаска», «морковка»).

Таким образом, применяем принцип дедукции — от простого- к сложному, от общего- к частному.

Задание по лепке выполняется с помощью пластилина или солёного теста. Предлагается вылепить наиболее простой сюжет «Птица». Тем, кто успешно справляется с заданием, предлагается вылепить сюжет «Конь». Следует учитывать, что академическая норма для здоровых обучающихся- 40 мин. Для лиц с ОВЗ — 30 мин. Одно занятие рассчитано на 2 академических часа.

Следующим заданием предлагаются глиняные заготовки, выполненные преподавателем по мотивам Плешковской и Чернышенской игрушки. Обучающимся необходимо расписать заготовки по образцам. (музейные экспонаты, либо работы педагога). См. Раздел «Ход занятия». Надеюсь, что мои скромные разработки помогут школьным педагогам и воспитателям ДОУ.

Цель урока- Познакомиться с народной глиняной игрушкой Орловского края. Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.

Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся с ОВЗ (синдром Дауна, аутизм, ЗПР, ДЦП) пространственное и наглядно- образное мышление.

Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Для обучающихся с ОВЗ — их основами. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской и Чернышенской игрушки.

Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.

Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств. Духовное сплотчение коллектива. Помочь обучающимся с ОВЗ преодолеть внутренние барьеры и комплексы.

Лепка птицы- свистульки.

Оборудование и материалы:

Баночки для воды.

Стеки и приспособления.

Дощечки для лепки.

Лепка Утицы- свистульки имеет своё символическое и обрядовое значение. О значении изображения птицы было сказано выше. Не случайно народные мастера лепили свистульку в виде животного- оберега. В свистульку свистели, отгоняя отрицательную энергетику. Свистулька- Утица приносила деньги и достаток, поэтому выражение «Не свисти, денег не будет»- не совсем верно. Изначально свистульку и делали в виде птицы. В виде людей и животных- более поздний вариант. Свистульки в народе называли птичками- фитюльками, ярилками. Издревле народный целитель или шаман, отгоняя хворь, изображал птицу- «курлыкал». «Курлык!» «Курлык!» Для удобства и появился такой музыкальный инструмент, как свистулька, имитирующий пение птиц. Наши предки вятичи, встречая весну, выбрасывали из своих домов всё лишнее и наносное, выметали мусор. Открывали двери, и свистульками зазывали в свои дома весну. В народной медицине есть такое направление, как исцеление игрушкой.

Ход занятия:

Где зародился промысел Плешковской игрушки?

Дети, какие сюжеты Плешковской игрушки вы знаете?

Какой смысл в них заложен?

Для начала необходимо взять кусок глины необходимых размеров. Скатать «Колобок». Примечание: народный мастер, в отличае от классического художника- скульптора, не пользуется столом или подиумом. Он лепит своё изделие в руках, на весу. При этом, пальцы рук необходимо смачивать, чтобы изделие было «живым», «свежим» и «сочным». Заглаживают трещинки и шероховатости.

-Держа в руках на весу, из колобка мы делаем короткую колбаску. Не забываем смачивать пальцы в баночке с водой.

-Надеваем колбаску на большой палец, внутри колбаски формируется полость. Дорабатываем и утончаем её стенки, смачивая пальцы в воде.

-Затем, защипывая полость, формируем хвостик.

-С другого конца колбаски, тремя пальцами, сложенными в щепоть, «защипывающим» движением вытягиваем птичке голову и шею. Не забываем слегка смачивать пальцы.

-Из середины колбаски формируем для птички подставку.

- Работаем с головкой и шеей. Защипом формируем клювик. Птички в клювике приносят весну! Формируем гребешок.

- Формируем, выделяем грудку.

- При помощи стека и подручных приспособлений украшаем изделие и выполняем окончательную отделку.

- После работы вымыть руки, дать изделию полностью высохнуть.

Примечание: элементы выполняются методом вытягивания из целого. Не следует лепить каждую деталь отдельно и потом собирать из них изделие. Изделие должно быть достаточно объёмным. Не допускается, чтобы ножки, клювик были слишком тонкими, иначе при высыхании они могут сломаться.

Приступаем к росписи глиняных заготовок :

Работаем аккуратно, рекомендуется завернуть игрушку в тряпочку, чтобы не «мусолить» изделие пальцами.

Даём игрушке подсохнуть.

Окрашиваем ровным тоном предметы одежды. Головной убор Барышни окрашиваем в красный цвет. Кофту- в сиреневый. Конника «наряжаем» следующим образом:

Ушанку окрашиваем в коричневый или жёлто- коричневый цвет. Брюки- синие. Сапоги окрашиваем коричневым или сиреневым цветом, который мы заранее замешали, и который остался «от Барышни».

Далее следует нанесение крупных элементов узора. У Барышни намечаем передник. Окрашиваем подол юбки. Затем наносим поочерёдно вертикальные и горизонтальные полосы в узоре по образцу.

У «Тройки» коней наносим сиреневые полосы- гриву. Поочерёдно наносим сиреневые (синие) и красные полосы в следующем порядке: на спину, бока и шею. В следующей стадии добавляем пятна- «яблоки», получается «Кукушечный» окрас. Между синими и красными пятнами можно нанести жёлтые.

У Барышни дорабатываем мелкий узор на одежде. Рисуем нашим персонажам детали лица.

Убираем рабочее место.

Даём изделиям подсохнуть. Можно устроить мини- выставку- просмотр.

«Моя любимая игрушка». Занятие по развитию речи для подготовительной логопедической группы

«Моя любимая игрушка». Занятие по развитию речи для подготовительной логопедической группы Цель: развитее у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: Образовательные - Формирование целостной картины.

Инновационные методы развития творческих способностей детей с ментальными расстройствами. Работа педагогов и родителей Проблема развития творческих способностей детей с ментальными нарушениями стала в настоящее время особенно актуальной. В практике дефектологии.

Итоговое занятие-квест в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Мир природы» Итоговое занятие-квест в группе компенсирующего обучения для детей с нарушениями речи Тема: «Мир природы» Цель: обобщить знания, представления.

Кляксография и монотипия. Рисование кляксами. Занятие по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать творчество, воображение, фантазию. Задачи: 1. Формировать умение передавать силуэтное изображение. 2. Отрабатывать навыки.

Открытое занятие для детей с ОВЗ по изодеятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Одуванчик» Цель: Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира. Задачи: Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие.

Занятие «Тайны дождя» для детей второй группы раннего возраста по изодеятельности с элементами исследования Занятие для детей второй группы раннего возраста по ИЗО деятельности с элементами исследования. Тема: Тайны дождя. Программное содержание:.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 1

Форма петушка интересна тем, что на мастер-классе идет ознакомление с разными техниками работы с глиной: лепка формы, приклеивание деталей, работа с инструментом для декорирования и пробивания отверстий для звука, плюс раскраска изделия, но это уже после сушки-обжига, то есть отдельный мастер-класс.

Что необходимо:

Рабочее место — небольшой столик, на котором можно поставить посудину с водой и 2-3 дощечки для пластилина.

Одежда — любая удобная, по сезону. Лучше, чтобы рукава легко было закачать или подтянуть. С рук глина мигом стирается, а с ткани придется оттирать или отстирывать. Для детей желательно фартук.

Материалы — гончарная глина, техническая вода (водопроводная).

Инструмент — дощечка для работы с пластилином; круглый деревянный профиль 1-2 см в диаметре (вроде ручки от шила); деревянная пичужка (узкая плоская палочка, сужающаяся к концу); зубочистка или палочка небольшого диаметра; корпус или заряд от ручки; узкий шпатель для замеса шликера из глины (можно стоматологический или что-то плоское); целлофановый пакет или крышка от косметических средств (если требуется долго хранить шликер); емкость для воды; кухонная губка; тряпка-полотенце.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 2

Основные этапы:

Вкратце схема изготовления выглядит так: катаем из глины шарик, надеваем его на палочку (грибочек), немного раскатываем корпус (стаканчик) и поднимаем головку птички. Далее снимаем заготовку с палочки, стягиваем открытый край и клеим хохолок. Затем пробиваем отверстия для формирования звука, декорируем и подписываем изделие.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 3

Итак, закатываем рукава и приступаем.

1. Отрезаем небольшой кусочек глины и катаем из него шарик. Небольшие неровности допустимы, но общая форма должна быть круглой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 4

2. Кладем шарик в ладошку и надавливаем палочкой посередине. Нужно почувствовать через глину, что палочка уже близко, то есть толщина стенки будет до 1 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 5

3. Раскатываем край глины вдоль палочки, чтобы сделать из грибочка стаканчик. Важно, чтобы получилась более-менее ровная толщина стенок. Для этого достаточно раскатать совсем немного глины, удлиняя край на 1-2 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 6

4. Поглаживаем глину с небольшим нажимом в направлении одной точки. Сначала лучше вести большим пальцем в направлении указательного, зафиксированного вокруг выбранного места. Как только глина поднимается бугорком, можно сдавливать ее аккуратно уже двумя пальцами — большим и указательным. Задача — придать общие очертания шеи-головы.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 7

Нюансы: Рабочий палец увлажняем в мочалку, как только глина перестает гладиться и начинает отламываться или тянуться за пальцем. Если макать в воду, на поверхности будет грязь, а стенка пропитается влагой и ее будет труднее пробивать для свиста. Другая крайность — чересчур сухая глина. Если площадь прилегания руки (ладони) к глине большая, то масса нагревается и быстро отдает влагу. Чтобы избежать этого, лучше касаться поверхности изделия кончиками пальцев, время от времени макая их во влажную губку.

5. Вынимаем палочку. Если она прилипла, нужно охватить одной рукой заготовку, чтобы была максимальная площадь контакта, а другой взять палочку и вращать руки в разных направлениях — так меньше шансов деформировать общую форму.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 8

6. Закрываем камеру и прилаживаем хохолок.

Чтобы закрыть камеру, неподготовленному человеку сначала можно потренировать пальцы. Поставьте одну ладошку на край другой, чтобы пальцы смотрели прямо от вас. Ладони формируют чашечку, в нее можно положить губку и понажимать ее большими пальцами, удерживая их вместе (см. видео в конце, как это сделать).

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 9

Точно такими же движениями следует закрыть края стаканчика. Кладем его в ладоши дном к себе, а отверстием от себя. Начинаем понемногу сдавливать стенки от середины стаканчика, плавно его поворачивая. После первого круга пальцы смещаются ближе к дальнему краю и усилие увеличивается. На третьем-четвертом кругу стенки должны сойтись и их нужно плотно прижать и загладить.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 10

Чтобы приклеить хохолок, нужно подготовить шликер. Это специальный клей, сделанный из глины того же сорта с добавлением воды. Сделать его очень просто. Немного глины раскатываем в блин, продавливаем в нем рельеф и выдавливаем несколько капель воды из губки. Берем шпатель и перемешиваем до однородной массы, напоминающей по консистенции густую сметану. При необходимости добавляем воду или немножко глины.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 11

Сделать сам хохолок очень просто. Раскатываем из глины небольшую колбаску и режем ее на три части разного размера. Катаем из каждой шарик, а затем сдавливаем его края, чтобы получилась капелька. Делаем узкую часть немного плоской, чтобы увеличить площадь прилегания к голове петушка — так хохолок лучше приклеится.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 12

На низ подготовленных капелек наносим немного шликера и размазываем его равномерно, как масло по хлебу. Прикладываем их поочередно к поверхности изделия, начиная с самой большой (зеленая на рисунке). Немного прижимаем, чтобы контакт был плотный. Далее заглаживаем края стыков закругленной палочкой или ножиком, в идеале — металлическим шпателем. Такой инструмент обычно используют стоматологи, и его можно найти в аптеках, торгующих медтехникой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 13

Если вы уверены, что форма не повредится, можно приклеить хохолок уже после того, как будет сделано отверстие для звука.

7-8. Пробиваем рассекатель воздуха. Это узкая кромка, разделяющая поток вдуваемого в камеру воздуха. Чтобы её сделать, используем пичужку — узкую сужающуюся палочку.

Чтобы сделать пичужку, можно приспособить палочки для суши. Длинная палочка неудобна в руке, разрезаем её пополам и состругиваем один край канцелярским ножиком. Выравниваем поверхность наждачкой, сначала более грубой, зернистость 240, затем 500-800. Если палочки для суши были сделаны из бамбука, даже тонкая пичужка будет прочной, хотя и бамбук со временем износится.

Прикладываем пичужку под углом 45 градусов к низу петушка, на линии, где сплошная глиняная масса хвостика переходит в камеру внутренней пустоты. Пробиваем стенку и выравниваем пичужку, чтобы вынуть ее уже под углом 90 градусов. При этом крайне важно сохранить линию рассекания воздуха, поэтому с усилием тянем пичужку от нее к хвостику. Можно тянуть пичужку от себя или к себе — но усилие прикладывать так, чтобы при выравнивании сохранить остроту рассекающего края.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 14

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 15

9. Пробиваем той же пичужкой тоннель в направлении линии рассекания воздуха. Прикинув на глаз, где она должна выйти, плавным движением ведем палочку от хвоста к заветной точке. Не нужно качать палочку, если выходит не туда. Так получится широкий тоннель, из которого не пойдет звук.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 16

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 17

Если пичужка упирается в глину немного ниже линии рассекания воздуха, продолжаем движение, чтобы срезать излишек. Если вышла выше, можно повернуть весь хвостик, не вынимая пичужки, чтобы она касалась заветной линии. Если палочка вышла в живот, нужно оставить ее в хвостике, придерживая, чтобы не шаталась, и прижать к ней глину сверху под острым углом. То есть так линия рассекания воздуха опускается, чтобы встретиться с потоком воздуха из тоннеля.

Аккуратно и плавно вынимаем пичужку и пробиваем зубочисткой два отверстия по бокам петушка. Закрывая и открывая их, можно играть на глиняной свистульке разные мелодии.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 18

Финальный этап — декорирование петушка. Лучший вариант — рельефное тиснение. Для того, чтобы нарисовать глазки, достаточно легонько вдавить в поверхность заряд или корпус от ручки. Прижимая под разными углами стеки, можно добиться самых причудливых узоров. И тут лучше не сдерживать фантазию строгими предписаниями, ведь на то оно и творчество, чтобы радоваться собственным открытиям.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 19

Далее следует сушка и обжиг. Чтобы изделие высохло, обычно достаточно 2-3 дней при комнатной температуре. Затем отправляем его в гончарную печь, чтобы прожарить на 900-1000С. Если этого не сделать, петушок будет петь и его можно даже разрисовать, но изделие будет более хрупким, чем обожженное, а при попадании в воду размокнет и станет комочком глины.

Потом, после обжига, можно и разрисовать петушка в любые красочные узоры. Для окрашивания нужен акрил по керамике и стеклу. Такие краски иногда требуют нагревания, чтобы красящее вещество и поверхность сплавились, но эта процедура требует нагрева всего в 100-150 градусов и ее можно выполнить и дома. Или используем краски, не требующие спекания.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 20

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 21

Читайте также: