Плешковская русская народная игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Они имеют внешнее сходство, просты и незатейливы, поэтому я собрал их в одной публикации. Именно эти игрушки, на мой взгляд, сохранили большую часть первобытного, элементов, приемов ранней человеческой истории.

4. Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.

Гончары работали в районе Каргополя еще в XI–XIII веках. Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом - раствором жидкой глины с примесью извести. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке , обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника.

Изменялась со временем и техника обработки поверхности ( ангоб, обварка, полива ), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды.

Обварка - технология, когда вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами.

Полива - технология создания глазури. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали . В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой . Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами . Сохраняя традиционные формы, современные мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали , щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин . Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах (Тянитолкай). Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый , а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.

В 30-е гг. 20 века гончарный промысел в районе Каргополя сошел на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) из деревни Гринево.

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977 гг.), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.

В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» . Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево.

Очень подробно о Каргопольской игрушке здесь.

5. Кожлянская (Курская) игрушка

Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.

Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов и стал быстро исчезать. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство. Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».

Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку.

Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры: «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.

Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов.

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — народный художественный промысел по изготовлению глиняной игрушки. О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Согласно историческим источникам вокруг деревни стояли густые леса, а в самом месте из-за скудности земли образовалась плешь. Так и появилось название деревни ¬– Плешково. Несмотря на отсутствие растительности и плодородных почв, на этом месте люди добывали замечательную глину, из которой делали горшки и квасники, а для детей лепили игрушки-свистульки, принимали участие в выставках и ярмарках, вследствие чего о плешковской игрушке стало известно не только на территории России, но и далеко за пределами нашего государства – в Германии, США, Италии и Франции. Местные жители утверждают, что раньше в данной местности в мае месяце люди отмечали необычный праздник «Свистунью». Звонкий свист игрушек-свистулек помогал жителям изгонять из своих домов и сердец нечистую силу, все злое и черное, что накопилось за зиму.

До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Форма игрушек полностью сохранилась с 18 века, современные мастера лишь немного усовершенствовали и видоизменили внешнее оформление, наделяя игрушку новым смыслом. Сегодня плешковская игрушка – это не просто детская забава и свистулька, она сохранила в себе архаичность, когда созданные образы использовались в таинственных магических обрядах и несли в себе образ богов, использовались в качестве оберегов домашнего очага.

Описание игрушки

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины. Мастера используют совсем немного красок, чтобы получились красивые свистульки ремесленнику необходимо нанести лишь несколько цветных полос или пятен. Цвета, обычно используемые для раскрашивания фигурок, – красный, синий, зеленый, реже желтый. Раньше использовали натуральные красители (тертый кирпич, смешанный с соком лопуха или конопли, сок ягод и первоцветов). Современные мастера используют уже готовые краски для росписи. Тем не менее, несмотря на насыщенный цвет, готовая краска, впитываясь в поверхность глины, приобретает нежный пастельный оттенок. Из-за своей структуры плешковская глина не требует дополнительного декора – небольшие поблескивающие вкрапления и так очень гармонично смотрятся. Большинство плешковских игрушек – свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. Глаза, рот и нос персонажа делаются с помощью тонкой палочки надавливанием – получаются маленькие дырочки. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Образы, используемые в плешковской игрушке стандартны, как и в игрушках из других районов: женщина с младенцем на руках, фигурки животных и птиц. С давних времен эти образы наделялись языческим значение, олицетворяющим жизнь, любовь, благодать и пр.

Плюсы и минусы

Птицы (курицы, петухи и утки) – являлись оберегом, олицетворяли пробуждение жизни и природы, тепло и весну, являлись предвестниками богатого урожая. Лошади считались олицетворением плодородия, хорошей погоды. Бараны были знаком богатства, успеха, достатка. Коровы и козы предвещали плодородие, здоровье и счастье в доме. Фигурки женщин означали начало новой жизни и связь поколений.

Новый век

Исторически сохранены имена самобытных мастеров-игрушечников: Ольга Даниловна Малютина, Александра Михайловна Иванилова, семья Фроловых Александр Викторович и Наталья Николаевна, а также их дети Александр и Анна. Сегодня народные плешковские игрушки бережно хранятся в музеях Тулы, Смоленска, Красноярска, Сергиева Посада, Москвы, Новосибирска и даже Гессена (Федеративная республика Германия).

Богородская игрушка

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, .

Вальдорфская кукла

Изготовление вальдорфских кукол основывается на традициях создания старинных тряпичных кукол из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т. п. У этих кукол натуральные пропорции, согласно основным законам строения человека. Именно это и явля.

Петрушка

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники .

Старооскольская игрушка

Беложгущаяся глина была разных видов. Самая качественная и, как следствие, самая дорогая глина добывалась шахтным методом с глубины 3-7 м исключительно в зимний период. Цвет у такой глины был черный с синеватым отливом, ее называли «синика». Другой вид беложгущейся глины сод.

Нухуко

Создание кукол Нухуко напрямую связано с народными традициями народа, с их укладом жизни, духовными ценностями. В основе куклы Нухуко обязательно используется верхняя часть птичьего клюва - надклювье, причем для мужской куклы гуся, а женской куклы – утки. Для кукол, изобража.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. .

Поморские игрушки

Самыми известными игрушками Поморской земли являются «Поморские козули» и «Птица счастья». «Поморских козуль» изготавливали все члены семьи в свободное от рыболовства и охоты время. Козули делались из ржаного теста, которое обычно замешивал отец, а затем все семейство, от ма.

Плешковская игрушка

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые.

Кожлянская (курская) игрушка

Кожлянская игрушка до сих пор является визитной карточкой Курской области. Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Пред.

Федосеевские игрушки

С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло.

Романовская игрушка

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, ра.

Филимоновская игрушка

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивы.

Глиняные игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеро.

Бирюльки

Знаменитый профессор Сергей Иванович Ожегов, живший и работавший в двадцатом веке, в толковом словаре определяет бирюльку как маленькую фигурку, точенную из дерева. Более широкое толкование этому же слову дает Владимир Иванович Даль, трудившийся в девятнадцатом веке. Согласно.

Дымковская игрушка

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную.

Русская тряпичная кукла

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции обере.

Бабенская игрушка

Ассортимент Бабенских игрушек настолько широк, что найти достойное развивающее пособие можно даже для малышей от полугода. Это различные шарики, которые помогут крохе развить навыки удержания и ощупывания предметов разных размеров или цветов. Большие кольца для надевания на .

Абашевская игрушка

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые .

Японская кукла

Куклы Японии различают по категориям:

1. Фигурки для праздничных событий:
Хина-нингё - куклы, изображающие высокопоставленных лиц.
Гогацу-нингё - куклы в образе героев.

2. Фигурки со встроенной механикой- Ка.

Скопинская игрушка

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 1.

Царицынская игрушка

Ассортимент Царицынских игрушек включает в себя и погремушки, и конструкторы, и игрушки-качалки, и игрушки-каталки, и, конечно, всевозможные развивающие игры и пособия. Большая часть игрушек из ассортимента продается не окрашенными, поэтому ребенок может проявить всю свою фа.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.


Мне часто задают вопрос: «Почему именно народная игрушка стала главной в вашей жизни? Вы же современный художник, а это такая древность, такой примитив. Неужели это интереснее, чем живопись, графика или хотя бы скульптура малых форм, где можно действительно творить! А в народной игрушке надо следовать традиции, повторять давно придуманные формы за бабушками-крестьянками, хранительницами старины. Зачем?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить чуть ли не всю мою жизнь. Но это невозможно, да и не к чему. Со временем память начинает подводить, события давних лет тускнеют, но главное остаётся. Вдруг яркой звёздочкой вспыхнет воспоминание о былом, но когда, в каком году - уже и не припомнить, остаётся только ощущение того времени, красочный, но зыбкий образ.

Родилась я в городе Ливны Орловской области. Самые тёплые и яркие воспоминания - о детстве. Жили мы большой семьёй, весёлые, шумные, певучие. А какие праздники устраивали! Пели песни на несколько голосов, плясали под гармошку. Ох, и умели тогда отдыхать! Летом я ездила в деревню Винницы, что под Русским Бродом. Помню избу с русской печкой, угол с образами, вышитые полотенца, земляной пол, деревянные лавки у окон. За столом сидит мой прадед, белый, как лунь с длинной бородой. Он делал и чинил гармошки для всей округи. До сих пор остались яркие воспоминания, как под эти гармошки на краю деревни танцевали парами красивые взрослые люди среди огромных белых берёз. Помню трогательные, щемящие, такие родные мелодии.

После окончания школы приехала в Орёл и поступила в Педагогический институт на художественно-графический факультет. Я очень любила учиться, особенно меня интересовала история искусства.

После окончания института вышла замуж и вернулась в свой город Ливны. Здесь родились мои дети: сын Александр и дочь Анна. Три года преподавала в школе. Потом работала на автоагрегатном заводе художником-оформителем, а по вечерам читала лекции от общества «Знание» по истории искусства в рабочих общежитиях. Организовала при заводе для детей изостудию.

Между делом краеведением занималась, статьи об истории города Ливны писала, иллюстрировала в местной газете материалы краеведа Ю. Беляева. Меня пригласили в художественную школу преподавать историю искусств.

В художественной школе я впервые услышала о плешковской игрушке и о мастерице Александре Михайловне Иваниловой (1911-1990) из д. Плешково, которая в ту пору уже жила в Ливнах у своих детей.

Пошли мы к ней с детьми и преподавателями, чтобы познакомиться, посмотреть, как она свистульки делает, да и самим попробовать. Любопытно, что в ту первую встречу с мастерицей все пробовали вслед за ней игрушку-свистульку лепить, а вот засвистела она только у меня. Я этого моего первого петушка, вернее, то, что от него осталось, до сих пор храню как талисман, как знак моей судьбы.

Но тогда это был скорее интерес краеведа. Я писала в местную газету, призывала Введенскую школу, которая рядом с исчезнувшей деревней Плешково, заняться возрождением промысла.

Однажды заглянули к нам столичные журналисты и спрашивают: «Пройдёт время, чем ваш город будет известен? Не заводами, а ливенской гармошкой, да плешковской игрушкой». Тут я задумалась, что толку статьи писать, да призывы сочинять, и взялась за это дело сама.

В 1987 году узнала о Геннадии Михайловиче Блинове - коллекционере и авторе популярных книг о плешковской игрушке. Совместно с городским отделом культуры мы организовали в краеведческом музее выставку народной игрушки из его коллекции, даже буклет издали. Для того времени это было грандиозным событием. Пригласили Иванилову A.M., последнюю плешковскую мастерицу, хранительницу традиций уникальной игрушки, прилюдно почествовали.

После этой выставки об игрушке заговорили, стали лепить и в художественной школе и мы с детьми в студии.

Но как можно учить детей, когда сами преподаватели не умеют лепить и промысла не знают? Вот и стали мы ходить к Иваниловой с детьми и перенимать приёмы у мастера.

В Орле искусствовед Ирма Ивановна Борисова дала мне телефон известного коллекционера и специалиста по народной игрушке Александра Наумовича Фрумкина. Я поехала в Москву, повезла свои первые «блины». Искусствоведы меня поправили, объяснили, что надо традицию изучить досконально. Жестко правили, но справедливо.

Главное - понять, почувствовать, максимально приблизиться к образам, оставленным нам мастерами. А для этого надо перенять у мастера характерные приемы лепки, технологию. Надо, чтобы игрушка вошла в тебя, стала частью тебя, чтобы даже с закрытыми глазами пальцы лепили именно такие игрушки, а не другие. «Память на кончиках пальцев», - как кто-то очень точно выразился.

Но техника - это ещё не всё. Необходимо было собрать всё, что сохранилось о промысле, все сюжеты. Мне пришлось посетить музеи, в которых хранятся игрушки и другие предметы ушедшего времени. Ведь народная игрушка - это органичная часть ушедшей культуры.

Сколько находок и открытий ждало меня в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург)! В музеях я изучала всё, что касалось истории Орловщины, и это удивительным образом помогло мне понять, разобраться в истинных истоках многих сюжетов игрушек.

В музее этнографии (Санкт-Петербург), когда я просматривала карточки каталога, обнаружила интереснейшие коллекции тряпичных кукол Волховского уезда начала прошлого века. Принесли из запасников узелок из ситцевого платочка, развязали, а там красота такая: куколки в одежде, повторяющей местный костюм, украшенный бисером, некоторые ветхие от времени, без лица, с обозначенными тряпичными шариками грудками.

В музее этнографии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая (Санкт-Петербург) в архиве познакомилась с работами Т.А.Бернштрам об обрядах нашего края, в музее сохранились гробики с кукушками - корень травы «кукушкины слёзки», одетый как невеста (1914 г.), для обряда «Похороны кукушки». Это всё удивительным образом связалось воедино и помогло понять сюжеты и роспись наших глиняных игрушек.

Очень помогали экспедиции. Мы со студийцами не раз бывали в деревне Плешково, записывали рассказы местных жителей и заодно глину доставали. Глина там особенная, с большим вкраплением слюды, после обжига становится розовой, залегает она небольшими пластами. В настоящее время она практически на исходе. Пообщались с одним из последних гончаров - Егором Егоровичем Красовым. Он нам свои работы подарил. В мае 2005 года, после моей юбилейной выставки, я передала их областному краеведческому музею. Егор Егорович даже свою игрушку сделал -бычка. В беседах с жителями соседних сёл выяснилось, что плешковские свистульки продавали на ярмарке, которая проводилась в д. Сосновке 22 мая. Чернышинские игрушки продавали на праздник Преполовенья, престольный в Новосиле, он проходил тоже 22 мая. Непростое совпадение. Этот день приходится на 9 мая по старому календарю - именины Матушки-Сырой-Земли.

Только после такого углублённого изучения плешковского промысла стали получаться плешковские игрушки.

В 1991 году мне присвоили звание народного мастера, первого на Орловщине. Следующим народным мастером стал мой муж, Александр Викторович Фролов. В начале 90-х годов начали появляться современные мастера-исследователи. Они поставили задачу пока ещё живы родовые мастера, собрать всю информацию о промыслах, перенять технологию, научиться делать игрушку и передать это следующим поколениям.

Сегодня время профессионалов, и со многими мастерами из других регионов нам посчастливилось познакомиться на фольклорных фестивалях.

С особой теплотой вспоминаю фестиваль в новосибирском академгородке, какие там интересные люди собирались, воистину поборники традиционной культуры. Посчастливилось нам также побывать на фестивалях «Жемчужина Севера» в Архангельске, «Великий Новгород с "братчиной"» в музее деревянного зодчества «Витославлицы». Были мы и в Нижнем Новгороде на Прологе, ездили всей семьёй, нас там очень хорошо приняли, а на ярмарке священослужитель высокого сана благословил нас на дальнейшую работу по возрождению народной игрушки. Тула, Воронеж, Белгород, Калининград, Курчатов Курской области, Коренная пустынь Курской области (в 2005 году я была удостоена медали на проводившейся там ярмарке), Оленегорск Мурманской области, Железногорск Курской области - вот далеко не полный перечень мест, где мы побывали со своими свистульками. Интересная поездка была в г. Каргополь, где проходила конференция и, конечно же, ярмарка. Там я впервые рассказала об образе, который по воле своей или чьей-то я начала лепить, о русалке.


Тогда о мистике мастера старались не рассказывать, хотя многие сталкивались с необъяснимыми явлениями.

А дело было так. Ехали мы поездом всей семьёй на фестиваль в Новосибирск. Дорога длинная, и вдруг в полудрёме вижу я новую игрушку, которую никогда мастера до нас не делали. Видение было настолько чётким и ясным, что я открыла глаза и говорю: «Запомните: туловище плешковского петушка, а голова плешковской барыни, а то забуду». По возвращении домой, сын говорит: «Помнишь, ты в поезде говорила про игрушку?»

Начала я её делать и сама не пойму, что получается. Может, легендарная птица Сирин? Неожиданно на меня буквально повалилась информация из разных источников о том, что это такое. Сын урок по истории учит, подхожу, а в учебнике истории медальон Киевской Руси изображён, на нём мой образ, а под ним подпись «Вила-русалка». Дальше - больше. Читаю статью Леонида Александровича Латынина в журнале «Народное творчество». Он пишет, что, по легенде, жила в давние времена птица-женщина. Это дух растительности, и её тоже называли русалкой, как и женщину-рыбу. Она жила на деревьях, летала над полями, охраняла урожай и отвечала за росу и дождь.

И, действительно, замечать мы стали, как во время дождя посвистишь в эту русалку, так он прекращается, и солнышко появляется. И заметили это не только мы. Ни на одном фестивале, где мы с игрушками побывали, дождя не было. Звоним как-то в одну фирму в Москве, а нам в ответ: «А, это те Фроловы, что в Архангельске на фестивале погоду держали». Звонит мне как-то знакомый, а на улице уже неделю идёт дождь. Он вполне серьёзно говорит: «У меня через пол-часа презентация на улице, сделай, чтобы дождя не было». Я отшучиваться стала, но русалку взяла, вышла на балкон и минут десять насвистывала. Через пять минут дождь закончился, а ещё через десять - засветило солнце, и до вечера дождя не было. И таких случаев, когда русалки свистом разгоняли дождь, было много.


И главное, говорят, что русалку-птицу с женской головой у нас на Орловщине видели.

Выступала я как-то в краеведческом музее, об игрушке воспитателям детских садов рассказы-вала. Встаёт одна воспитательница и говорит:

- А что вы о русалке, как о легенде рассказываете? Мой муж её видел! Поехал он как-то по-рыбачить, а ему местные жители говорят: «Ты той тропинкой не ходи, там русалки живут!» Он, конечно, той тропинкой и пошёл, интересно же, и существо это увидел: «Большая птица, с жен-ской головой, на голове птичий хохолок, зависла над полем и поёт, красиво, завораживающе».

А ещё случай был. Парнишка в лесу под Мценском заблудился, думал, уже ночевать в лесу придётся. Вдруг видит, метрах в двадцати развилка на две стороны, а на берёзе в рост человека птица сидит с женским лицом. Крылом показала дорогу, так парень и вышел по ней из леса.

Были мы в гостях у архангельских мастеров и, пролистывая книгу Галины Львовны Дайн о на-родной игрушке, я увидела фотографию чернышинских игрушек Новосильского района Орловской области из Загорского музея игрушки. По дороге домой сделали крюк и заехали в этот музей. Люди там работают замечательные, дали нам возможность в запасниках посмотреть плешковскую и чернышинскую игрушки, показали рукопись В.Н. Глаголева и его альбом с акварельными изображениями игрушек. Вот чудо дивное! Прикасаешься к этому свидетельству истории, и дух захватывает. А сами игрушки - красота неописуемая! Женские фигурки статные, нарядные, с особым изгибом спины, кони с седоками, тройка - конь с тремя головами и одним туловищем. Мы сделали рисунки этих игрушек. Позже я ещё туда приезжала, уже с глиной, образцы полепить.

В Ливнах, взяв на заводе автобус, даже не успев посмотреть по карте, сохранилась ли эта деревня, мы вместе с детьми (тогда это уже был подростковый клуб «Творчество») поехали искать деревню Чернышино. Приехали в Новосиль, и первым встретившимся нам человеком была Анна Харитоновна Афанасова. Спросили её о деревне, а она и говорит:

- А я родом оттуда. Мы обрадовались:

- А об игрушке что-нибудь слышали?

- Конечно, моя бабушка лепила, и я с ней после войны.

Это было настоящее чудо! До этого существовало мнение, что промысел угас ещё в 30-х годах. В самой деревне из мастериц осталась одна Пелагея Павловна Кленина (1911-2000), такая удача, опять мне повезло! Игрушки этих мастериц отличаются от тех, которые сохранились в музеях, но главное - Анна Харитоновна прекрасно помнила технологию лепки. Теперь я поняла, какую сделать юбку у куклы. После нашей встречи Анна Харитоновна у себя во дворе сделала печь для обжига и вновь стала лепить свистульки и радовать ими коллекционеров и любителей.


В Новосиль и Чернышино мне пришлось ездить несколько раз, пока не расспросила всех, кто помнил об игрушке. Интересная встреча состоялась у меня с Е.А. Шеляевой (1911-1994). Это было зимой. Я привезла примитивный, здоровый такой магнитофон, чтобы поподробнее всё записать. И теперь сохранился рассказ в её исполнении, а просто записать на бумаге её речь было бы сложно. Я долго расспрашивала Елену Алексеевну об игрушке, о костюмах, обрядах, песнях. Заслушаешься, какая речь, степенная, со своими местными оборотами. Вот часть её рассказа:

Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесёшь, и вот бабки собираются, нары сделают, и кто какую сумеет, такую и сляпая. Настановить их, посушут. Тут пойдут солнушные дни, они обветривают. Ну два дня, а может, три - когда успеить. А тут ямочки выроють, а в ямочки эти поставють и зажигают под них там гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночь простоять и они как раз выходят звонкаи, да звонкаи. Потом остынуть, вытаскивають, опять их становят у рядок на лужочке, начинають красить перушком, кистечки не знали. Разукрашивали, как пондравиться, и полосочками, как хочешь так и делали. Лад накладали, лад - свистки, наскрось одну дырячьку, а то на боках, на боках, и тут и тут слаживали. Делали в наш праздник - Препловены. Ярманка была в Новосиле. К этому празднику выносили каждый свою, что изделая. Мы делали кукол. Куклу изделаешь, два дитя ей тахта посадишь, тут и всё это нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Песни пели, песни то только что не назову, а усе мои песни были, у весь мой голос, как колокол был. Сямик - Троица называлась, и вот кумились, ходили по лясам, карагодами, карагодами. Кричали: «Ку-ма-а-а! Что ты, кумушка?» Вот и кумились.

А через три месяца, в марте, она умерла. Успела-таки я сохранить её воспоминания!


Известная орловская певица Александра Васильевна Семёнова так вспоминает свое детство:

- Мы часто с другими детьми у пруда из глины лепили кукол, а мимо проходящие женщины с коромыслами поправляли: «Титьки-то повыше, повыше. »

Для чернышинской куклы характерна высоко поставленная обнаженная грудь. Связано это с культом плодородия. Как земля рождает всё живое, так и женщина кормит своих детей. В чернышинской игрушке ярко выражен культ кукушки, распространённый у наших предков. Во-первых, лепили особенно много кукушек, во-вторых, кони, конники,тройки и барашки расписаны полосками, похожими на оперение кукушки, да и у кормилок и других кукол обязательно элементы «кукушечьей» росписи. В этих местах проводились удивительные весенние обряды «Крещение и похороны кукушки». Девушки в «кукушечье время», с Вознесения до Троицы, объединялись в тайный союз между собой и с высшей силой в образе кукушки.

Ещё неясно, откуда среди чернышинских игрушек появился сюжет «монашка» - кукла со сложенными на животе руками, вся в чёрном. В.Н.Глаголев так пишет о её необычном применении: «Именно эту игрушку покупали крестьяне и, перевернув вниз головой, использовали как шкалик для водки. «Монашка» стоила на копейку дешевле, а потому и применялась для утилитарных целей в бивуачной обстановке ярмарки». Интересно, что в народе до сих пор ходит выражение «выпить по монашке». Пожалуй, без рукописи Глаголева это теперь и не объяснишь.


H.H. ФРОЛОВА,
народный мастер, член Союза художников России, лауреат национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея XXI век»

Читайте также: