Плохо влияющие на психику ребенка игрушки

Обновлено: 01.05.2024

Можно ли представить жизнь ребенка без игрушки? Родители стараются порадовать, удивить, выполнить желание чада, купив эту забаву. Понимают ли родители, насколько серьезно надо подходить к этому вопросу, и как важна роль игрушки в развитии детей?

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие способностей, эмоционально-нравственной сферы, познавательных процессов. При игре активизируются: воображение, внимание, память, мышление. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей и соответствовать их возрасту. Важно знать различие между полезными и вредными игрушками.

Куклы необходимы как для девочек, так и для мальчиков. Пропорции куклы должны напоминать ребенка, а не сформированное тело взрослого человека. Кукла – пупс является прообразом младенца, и игры с нею вызывают у ребенка желание кормить, нянчить, укладывать спать, лечить, ограждать от разных бед.

У мальчиков, игра с пупсом развивает такие качества, как: мужественность, ответственность, заботливое отношение к окружающим. У девочек формируется чувство любви, материнства, желание создавать и поддерживать семейный очаг

Дети переживают со своей куклой различные события, происходящие в их жизни. В моменты разочарований ребенок обращается к любимой игрушке и находит утешение в игровой иллюзии общения. Играя с куклой, он легче проявляет свои эмоции и чувства, не боится открыться, происходит формирование и реализация творческих способностей, учится общению и познанию себя.

Мягкая игрушка предназначена дарить ребенку нежность. Для правильного развития малыша важно, чтобы игрушка вызывала в воображении образ, который соотносится с реальностью. Например, слоненок должен быть толстеньким, а корова с рогами. А вот зеленого зайца или красного цыпленка ребенку трудно идентифицировать (установить совпадение) с реальным объектом.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Игра в машинки дает представление о правилах дорожного движения, об их различном назначении. Если девочка интересуется машинками или собирает конструктор, в этом нет ничего страшного, наоборот, это полезно для формирования и развития логического мышления, любознательности.

Очень полезно научить ребенка использовать для игры окружающие вещи. Можно воспользоваться природным материалом: песком, снегом, прутиками, камешками, ракушками и т.д. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает камешки — в макароны, листочки — в деньги, песок — в сахар. Перевернутые стулья могут стать автобусом, кораблём. Такое использование в игре предметов, развивает интеллект и фантазию ребёнка.

Игрушки должны помочь детям отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Игрушки с безобразными лицами, непропорциональными формами тела приводят к разрушению целостности психики ребенка, оказывают негативное влияние на формирование здоровой личности ребенка.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, пробуждающих чувства насилия, жестокости, агрессивности. Игрушки-чудовища, скелеты, монстры, покемоны, трансформеры с устрашающими лицами могут научить ребенка безразличному отношению к страданию, способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни. Такие игрушки призывают детей к играм, наполненным злом, формируют отношение к насилию как к норме, разрушают духовность.


* Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и продолжить прерванную игру. Если он знает, что его игра останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать.

* Приучайте убирать за собой игрушки после игры. Просматривайте с ребенком его уголок, вместе мойте игрушки, вытирайте пыль, отбирайте поврежденные, лечите их в детской больнице. Все это поможет воспитать в ребенке дисциплинированность, ответственность, а совместная деятельность укрепит и наполнит положительными эмоциями ваши взаимоотношения.

* Большое количество игрушек, приводит к их обесцениванию в глазах ребенка. Поломав одну, он уверен, что завтра купят другую.

* Обыгрывайте игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Также можно предложить, изготовить совместно своими руками дополнительные атрибуты (сумочку с крестом, фартук, подзорную трубу и т.д.).

* Постарайтесь, что бы Ваш ребенок познавал этот мир через хорошую игрушку. Проявляйте мудрость и дальновидность при ее выборе.

* Если Вы не можете или считаете нецелесообразным приобретение игрушки, которую просит Ваш ребенок, постарайтесь объяснить ему отказ или переключить внимание малыша на что – то другое.

* И, конечно же, дорогие родители, даже самая лучшая игрушка, не заменит общения с любимыми папой и мамой. Разговаривайте с детьми, проводите с ними как можно больше времени, развивайте способность к состраданию, сочувствию, милосердию.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Многие родители обеспокоены тем, что их дети выбирают для игры игрушки-монстры (Хаги Ваги, сиреноголовые, куклы Монстер Хай и другие).

В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Стоит ли опасаться повышенной возбудимости и агрессии?

Детей всё чаще можно встретить с плюшевым монстром под мышкой: кто такой Хаги Ваги и стоит ли родителям начинать бить тревогу? Как вышло, что интернет-монстр Хаги Ваги влюбил в себя детей и перекочевал в реальную жизнь?

Сегодня дети берут его с собой в детский сад, на уроки в школу и носят в виде талисмана-защитника.

По сюжету компьютерной онлайн-игры, Хаги Ваги раньше был простой игрушкой. Почти как Чебурашка. Однако из-за экспериментов над ним превратился в гигантского и кровожадного монстра. Занимается тем, что нападает на игрока, преследует его и обнимает «до смерти». Тренд Хаги Ваги, начавшись в Интернете, планомерно перекочевал в нашу реальную жизнь. Многие родители встревожены, потому что не знают, как взаимодействие с подобными «страшными» игрушками повлияет и впоследствии отразится на психике детей. Очевидно, что самых маленьких игра может расстроить и сильно напугать. В Ассоциации детских нейропсихологов ответили, что пока научных исследований о влиянии Хаги Ваги и подобных «страшилок» на детскую психику не проводилось.

Детский и подростковый психолог из психологического центра «Квартет» заверила, что сам по себе феномен подобных игрушек не нов и до этого детский рынок уже заполняли другие необычные персонажи, например монстры-роботы аниматроники Five Nights at Freddy’s, зайцы Feisty Pets, по нажатию кнопки превращавшиеся из очаровательных зверьков в кровожадных существ, и многочисленные зомби-куклы для девочек из серии Monster High.

– Мы смотрим ужастики и покупаем страшные игрушки, чтобы встретиться со своими страхами в более безопасной, символической форме, – пояснила психолог Маргарита Азарян. – Иногда, кажется, что взрослых Хаги Ваги пугает даже больше, чем детей. С одной стороны, потому что они беспокоятся за здоровье, в том числе ментальное, своего ребенка, а с другой, потому что у взрослых тоже есть страхи разных персонажей. Ведь любой родитель – это ребёнок в прошлом.

По мнению психологов, если бы люди разом отказались покупать Хаги Ваги, то и ажиотажа бы не было. Родители своими покупками этот интерес только подогревают, а производители не дураки – они пытаются заработать. И делают деньги на модных тенденциях, желаниях детей, и на том, что вызывает неоднозначные эмоции и реакции. Синего персонажа из популярной хоррор-игры и его подружку, в розовом цвете, можно купить почти на всех маркетплейсах, включая Ozon, Wildberries и Яндекс. Маркет, заказать на AliExpress и даже встретить на витрине местной «Союзпечати».

Игрушки сами по себе не несут опасности, тем более, что они мягкие. Важно то, какой смысл вкладывают в это дети, взрослые, и в каком контексте их используют. Компьютерные игры также считают источником многих бед и психических расстройств, но нельзя всё валить на игрушки, потому что это лишь способ совладать с реальным миром. При условии, что у ребёнка гармоничное развитие и дома его эмоции обсуждаются, то никакой опасности нет. Игрушка – это предмет, через который ребенок может транслировать то, что у него есть страхи, а они в той или иной степени присутствуют у каждого из нас.

Несколько лет назад в Россию завезли новый американский бренд — куклы «Monster High». Компания Mattel создала для подростков шарнирные фэшн-куклы по мотивам популярных фильмов ужасов. Кукол превращают в приведения, оборотней, зомби и монстров, например, чудовище Франкенштейна, Мумию, Дракулу. Многие мамы, смотря на такое, приходят в ужас, но не могут отказать своему ребенку. Как такие игрушки влияют на детскую психику? Каким вырастет ребенок, играя с куклой-вампиром или роботом-разрушителем?

Итак, игрушка в жизни ребенка играет немалую роль, особенно для маленького — это его друг. А друзей слишком много быть не может. Поэтому не стоит чрезмерно баловать чадо. Если игрушек много, малыш не может выразить свою привязанность и чувства должным образом, а значит — ребенок не концентрирует внимание и не развивается.

Если вы спросите, могут ли игрушки-монстры плохо влиять на психику ребенка? Большинство считают, что они, в том числе куклы-монстры или трансформеры, не могут плохо влиять на психику. Они учат ребенка по-разному смотреть на мир. Некоторые дети с их помощью могут побороть какие-то свои страхи: боязнь темноты, одиночества, страшилок под кроватью. На психику может реально повлиять какой-нибудь мультик или компьютерная игра. Да и главный смысл не в игрушке как таковой, а в процессе игры. Она лишь инструмент, который помогает ребенку вести игру, вливаться в жизнь и учиться. Но если малыш агрессивно играет с нею, странно себя ведет, не оставляйте это без внимания. Стоит купить другую игрушку, чтобы ребенок переключил свое внимание на новый предмет. Кроме того, лучше обратиться к психологу.

И все же, чем объяснить такую большую популярность «странных», по мнению родителей, кукол?

Проблема часто не в игрушках, а в самих взрослых. Родителям эти куклы неприятны или раздражают их. Если у них какие-то монстры вызывают плохие эмоции, то советую их не покупать. Постарайтесь найти компромисс с ребенком и переключить его внимание на другую игрушку. И есть еще один нюанс — игрушки из мультипликационного сериала. Детей затягивает история, яркие персонажи. Малыши подражают их словам и действиям. А когда еще и игрушку-героя покупают, малыш может просто напросто застрять в истории. Он не фантазирует, он повторяет все то, что увидел в сериале. Реальная жизнь становится не такой динамичной и яркой как в мультике.

Нужно ли тревожиться, если мальчик играет в куклы, а девочка увлечена машинками или солдатиками?

Ребёнку просто стало интересно, он поиграет чуть-чуть и забудет. Непонятные вопросы и беспокойство взрослых могут напугать ребенка и действительно вызвать последствия.

Психологи считают, что реакция человека на любой внешний стимул всегда индивидуальна.

Существует очень популярный пример: по пути в школу три ребёнка натыкаются на мёртвую кошку. По приходе в учебное учреждение один из них с азартом рассказывает о произошедшем, второй — плачет, а третий — перешагнул кошку и даже не заметил её. С любым внешним стимулом, в частности, с игрушками, абсолютно та же ситуация.

Если брать пример с игрушечным вампиром, то тут нужно исходить из опыта ребёнка. Если он смотрел про них мультики, играл с игрушками в безопасной среде при поддержке родителей, то у него с вампирами никаких негативных ассоциаций нет. Если же ребёнка, к примеру, напугал старший брат — рассказал страшные истории, — то в таком случае игра с «вампирами» может повлечь за собой негативные последствия, в том числе и физиологические.

А может, дети выбирают модных кукол потому, что никто не предложил им поиграть со старым добрым пупсом? Провели эксперимент: отправились в детский сад и дали возможность детям самим выбрать игрушку. Девочкам предложили современных «хвостатых» и «рогатых» кукол, классического пупса, набор посуды и мобильный телефон. Мальчики же выбирали из робота-трансформера, космического пистолета, гоночной машинки и конструктора.

Среди девчонок ожидаемо выиграли новомодные фэшн-куклы («они очень яркие, у них такие красивые сумочки и сапожки, а еще уши и хвосты»). На втором месте обосновался мобильный телефон, что неудивительно: современные дети с пеленок знают, как включить игру или музыку в мамином телефоне. Две будущие хозяйки выбрали набор посуды. Большая классическая кукла не заинтересовала никого.

Мальчики были без ума от робота-трансформера. Второе место неожиданно занял казалось бы немодный конструктор «Лего» («конструктор лучше, потому что из него можно построить и гараж, и дом, и все-все»). А наименьшим спросом пользовался пистолет, как в фильмах про космических пиратов — значит, несмотря на современные игрушки и мультики, малыши не становятся более агрессивными.

А может, детьми просто управляет мода? Ведь покупаем же мы «безумную» (как часто считает старшее поколение) одежду, смотрим боевики с литрами крови, даже празднуем Хэллоин и при этом не сходим с ума. Взгляд на мир формируют не вещи, а воспитание и окружение. А кукла — это всего лишь игрушка. И пусть она будет с хвостом, рогами или вампирскими зубами. Это всего лишь вещь.

В современной психологии широко используется песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие приёмы, позволяющие ребёнку сбрасывать накапливающееся напряжение. Старайтесь играть вместе с малышом, чтобы иметь возможность управлять разворачивающимся сюжетом.

Не забывайте о том, что маленькие дети имеют магическое мышление, как древние люди, наделявшие страшные тотемные фигуры сверхспособностями. Поэтому не стоит удивляться, что в предлагаемом ребёнком сценарии игры хромает логика и нарушены причинно-следственные связи. Обращайте внимание на её эмоциональное содержание.

Во время игры не ругайте ребёнка за агрессивные проявления в виде громких криков, некрасивых слов или ударов. Вы можете пристыдить монстра за чрезмерную кровожадность, тем самым демонстрируя малышу границы допустимого выражения агрессии.

Больше вреда, чем пользы. В каких ситуациях игры с монстрами могут навредить ребёнку?

Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы монстры не были единственными игрушками, с которыми занимается ребёнок. Если ребёнок испытывает стойкий интерес к зубастым чудовищам, важно регулярно переключать его внимание на других персонажей.

Для детей с гиперактивностью или расстройствами аутистического спектра агрессивные игры и фантазии являются способом активации — то есть приведением себя в состояние бодрости. Безусловно, в этом случае, не стоит поощрять страсть ребёнка к игрушкам-монстрам, чтобы такой способ саморегуляции не вошёл в привычку.

Не поддавайтесь на уговоры малыша купить страшную игрушку и не подчиняйтесь давлению родственников или родителей других детей, утверждающих, что их чадо прекрасно играет со страшилищем, и это не приносит никаких проблем. Вы лучше других знаете особенности темперамента и характера своего ребёнка — вам и решать!

Игры со страшными персонажами можно заменить на физическую активность. Возможность «побеситься» принесёт малышу эмоциональную разрядку, не прибегая к изображению батальных сцен.

Время от времени позволяйте ребёнку брызгаться водой, бросаться снегом, срывать траву или рвать бумажки. Придавайте этим действиям позитивный смысл, чтобы не провоцировать лишние проявления агрессии. Например, летящие комья снега или клочки бумажек — это праздничный салют, а брызги воды — весёлый дождик.

Предлагайте ребёнку такие сценарии игр с монстром, которые возможно реализовывать с любыми другими персонажами. Допустим, для него можно построить домик, укутать одеялом и уложить в кровать, покормить салатом из одуванчиков. В этих случаях чувство заботы и умиления вытеснят те агрессивные эмоции, которые монстр провоцирует своей страшной внешностью.

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки : куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть, но не надо забывать:

Игрушки - не люди, но всё понимают

И очень не любят, когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами, обижать мы их не станем,

Поиграем и потом всё на место уберём.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Вязанные игрушки»

Консультация для родителей «Вязанные игрушки» Оранжевым было лето, А розовой станет осень. Зима будет в зелень одета, Нежнейшую,будто озимь. Вы скажете,так не бывает? Готова не согласиться.

В настоящее время существует огромное количество игрушек для детей, но количество не всегда означает качество. И дело не в характеристиках материала, а в какой форме они представлены и какую смысловую нагрузку они несут. Сейчас, к сожалению, большое распространение получили игрушки-монстры. Кроме того, что такие игрушки лишены эстетической красоты, они лишены какого-либо смыслового содержания.

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, соединенных понятия: «детские игрушки» и «опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек.

Ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.

И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добром и злом.

Для того чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в те игры и с теми игрушками, которые напрямую этому способствуют. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными куклами, старые добрые ролевые игры «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Кафе» и т. д. Для мальчиков – машинки, солдатики, конструкторы, наборы для ролевых игр в пожарников, полицейских.

Помощь взрослых не заканчивается покупкой правильных игрушек. Важно ввести игрушку и ребенка в игру, помочь им взаимодействовать, только тогда ребенок с удовольствием подхватит это занятие.

Дорогие родители, проанализируйте, что смотрит по телевизору ваш ребенок, не переносит ли он в свою игру увиденные по телевидению сцены жестокости и агрессии. Прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку.

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения»

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Цель: формирование отрицательного отношения к курению. Задачи: Образовательные:.

Консультация для родителей «О пользе и вреде Иван-чая»

Консультация для родителей «О пользе и вреде Иван-чая» Его кипреем называют, А в народе - иван-чаем, Всюду он произрастает, А о пользе - мало знаем. Из него ты приготовить Можешь первое, второе.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Выставка игрушек из поролона (фотоотчет)

Выставка игрушек из поролона (фотоотчет) В нашей группе дети давно увлекаются изготовлением поделок из разных материалов своими руками с помощью взрослых. Представляю вашему вниманию.

Экскурсия в музей игрушек

Экскурсия в музей игрушек Посещение музея- это всегда интересно, трогательно, много впечатлений и эмоций. В музеи можно узнать много нового. Я люблю посещать со своим.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также: