По видам росписи данную игрушку главный сувенир россии подразделяют на три вида названия

Обновлено: 27.04.2024

1. Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, с декоративной образностью:

а) декоративно-прикладное искусство;

б) музыкальное искусство.

2. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:

а) водные знаки; б) солярные знаки.

З. Как называются постройки из дерева:

а,) зодчество; б,) архитектура.

4. Орудие для ручного прядения

а) прялка; б) иголка.

5. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:

а) роспись; б) вышивка

6. Как называется главный угол в избе:

а) красный,. б,) синий.

7. Где находились лавки в избе:

а) вокруг стола, б) вдоль стен.

8. Первая холодная комната в избе:

а) горница, б) сени.

Тема «Древние образы в народных игрушках»

1.Материал изготовления дымковской игрушки:

а) пластилин; б) глина, в)дерево.

2. Особенности узоров дымковской игрушки:

а) круг; б) квадрат, в)елочка.

3. Особенности филимоновской игрушки:

а) круг; б) полосы, в)крест.

4. Как называется посуда из глины:

а) хрусталь; б)пластик, в)керамика.

5. Глиняная игрушка, имеющая орнамент в виде крестов, снежинок:

а) каргапольская; б)дымковская, в)филимоновская.

6. Какой цвет имеет гжельская роспись:

а) красный; б)синий, в)желтый.

7.Поднос расписанный цветами:

а) жостовский; б)дымковский, в)каргапольский.

8.Элементы какой росписи называются «купавки», «розан»:

а) гжель; б) городец, в)хохлома.

9. Эта роспись называется «под фон» и «Кудрина»

а) хохлома, б) городец, в) гжель;

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

1.К какому виду ИЗО относится орнамент:

а) к живописи,, б)к графике, в)к скульптуре, г)к декоративно- прикладному искусству;

2. Как называется орнамент, где изображен квадрат, треугольник, круг…

а) квадратный, б)плоский, в)геометрический, г)зооморфный.

3.Назовите предметы одежды, относящиеся к Древней Греции:

а) сарафан, б)хитон, в)клафт, г)набедренная повязка.

4.Древнее искусство расписывания сосудов:

а) вазопись, б)расписальня, в)скульптура, г)геральдика.

а) крынка, б)сосуд, в)кувшин, г)амфора.

6. Символ бога, катящего диск, в древнем Египте:

а) скарабей; б) подвеска; в) саркофаг г) лотос.

7. Символы власти в древнем Египте:

а) сан далии; б,) калазирис; в) парик; г)скипетр

8. Название французского костюма с широкими манжетами низкими карманами:

а) кафтан; б,) камзол; в,) жюстокор; г) дублет.

9. Основа любого герба (на чем изображается герб):

а) поднос; б) эмблема; в) шлем; г) щит.

10. Изображается условно, но всем понятно:

а) эмблема; б) портрет; в,) герб; г) пейзаж.

«Ты сам мастер декоративно-прикладпого искусства»

1. Зачем люди украшают свои жилища?

б) из-за того, что у них нет другой работы;

в) оберегают от злых духов.

2. Основа любого русского народного костюма:

а) сарафан; б) рубаха; в) понёва.

3. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков:

а) дымковская; б) филимоновская; в) каргопольская.

4. Какого цвета гжельская роспись:

а) синего; б,) красного; в) золотого.

5. Назови мотив хохломской росписи:

а) березы; б) травинки; в,) животные.

6. Какие изделия называют «жостовскими»:

а) прялки; б) ковши; в) подносы.

7. Символический цветок древнего Египта:

а) лотос; б) пион; в) роза.

8. Из чего состоял костюм короля Людовика 14, по мнению Мольера?

а) из металла и кожи;

б) из бантов и лент;

в) из джинсов и кроссовок.

9. На чем изображается герб:

а) на ленте; б) на шлеме; в) на щите.

10. Произведение декоративно-прикладного искусства в единственном экземпляре

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тест по продуктивным видам деятельности.

1. В работе с детьми используются виды лепки

Г- все ответы верны

2. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы

А - пейзаж
Б - портрет
В - натюрморт

3. В работе с детьми используются виды аппликации

4. Дополнить ответ

Художник - певец русской природы

5. Основные способы лепки, используемые на занятиях в детском саду

6. По видам росписи данную игрушку (главный сувенир России) подразделяют на

7. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления» считал К. Д. Ушинский и этой операцией дети овладевают:

8. Какой раздел программы не требует специальных занятий, знания, умения и навыки вырабатываются на занятиях других разделов

А - изображение предмета

Б - техника изображения

В - передача связного содержания

Г - составление узоров

9. Вид занятия по конструированию, задача которого - закрепление полученных навыков, развитие инициативы и самостоятельности

10 . Детей учат делать различные поделки: игрушки-забавы с движущимися частями (петрушки, зайчик), объёмные игрушки

А -младшая группа

Б - средняя группа

В - подготовительная группа

11. Разработкой проблем в конструктивной деятельности дошкольников занимались:

Б - Сакулина Н. П.

12. Детям предлагают образцы построек, выполненные из деталей строительного материала, конструкторов, поделок из бумаги, показывают способы их воспроизведения, это

А - конструирование по моделям

Б - конструирование по условиям

В - конструирование по образцу

13. Вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости с помощью карандаша -

Б - декоративно-прикладное искусство

14. Педагог, демонстрируя способы вырезывания на занятиях по аппликации должен сопровождать каждое движение руки с ножницами:

А - точным словесным пояснением

Б - не комментируя действия

15. В старшей и подготовительной группах, на занятиях по аппликации рекомендуется использовать:

А - несколько образцов воспитателя

Б - один образец воспитателя

В - ни одного образца

16. Какой вид аппликации учит детей умению составлять узоры на полосе, четырёхугольнике, круге (коврик для куклы, шарфик, нарядный платочек, красивая тарелка):

17. Название народного промысла по изготовлению деревянных резных игрушек:

18. Роспись исполняется особым приёмом нанесения мазков-«оживок»- на однотонные силуэты цветов, птиц, коней

19. Данный способ лепки используется для изготовления сосудов различной формы. Сосуды лепят с помощью разных по длине жгутов, которые раскатываются из глины или пластилина

Б - способ выбирания глины стекой

В - способ кругового налепа

20. Мягкие цветные палочки (карандаши), изготовленные из пигментов, мела и связующих веществ

21. Название народного промысла на Волге по росписи посуды из дерева

22. Известный педагог одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Она считала, что обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров.

Б - Крупская Н. К.

В - Макаренко А.С.

23. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков умений-

А - репродуктивный метод

Б - эвристический метод

В - исследовательский метод

24. Выбрать из оценочных характеристик те, которые используются при оценке декоративных работ

В - умение сочетать цвета

Г - разнообразие композиции

Д - умение детей действовать согласованно

Е - правильно сочетать цвета (форма, цвет, величина)

25. Выбрать правильный ответ. Главное средство живописи

26. Выбрать правильный ответ. Известный русский художник-пейзажист, автор картины «Золотая осень»

27. Самостоятельная изобразительная деятельность детей возникает:

А -по инициативе самих детей

Б - по инициативе взрослых

В – по инициативе воспитателя

28. Основное внимание воспитатель направляет на обучение детей в аппликации, работе ножницами

А -вторая младшая группа

Б -средняя группа

В -старшая группа

29. Разработкой проблем по обучению аппликации детей дошкольниного возраста занимались

Б - Богатеева З.А.

30. Назовите, какими деталями можно заменить куб:

А - 2-мя трёхгранными призмами

31. Обучение детей приёмам изображения предмета начинают

32. Название народного промысла по росписи подносов

А - Павлов Пасад

33. Обследование - это .

А - деятельность воспитателя направленная на закрепление знаний, умений и навыков

Б - организованный педагогом процесс восприятия предмета

В - поэлементное обучение творческой деятельности

34. Знакомство с новыми приёмами (способами) изображения происходит при помощи:

А -информационно-рецептивного метода

Б- исследовательского метода

В -эвристического метода

35. Кто из названых педагогов исследовал вопросы обучения лепке детей дошкольного возраста ?

А - Богатеева 3. А.

В - Халезова Н. Б.

36. К то из названных художников написал картину « Утро в сосновом бору»

37. Определить , с какого возраста детей обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по рисункам, фотографиям

38. Установить соответствие этапов объяснения воспитателем используемых приёмов в лепке

1 -Определение и название цели лепки Б

2 -Рассматривание натуры «А»

3 -Показ способа лепки «В»

А - обследование, вопросы к детям, ощупывание её активное восприятие предмета рукой

Б - игровые приёмы, обращение к прошлому опыту, приём неожиданности

В - показ, частичное повторение последовательности движений детьми

39.Установить соответствие тематики занятий по конструированию из строительного материала возрасту детей

1 - ранний возраст (2-3 года ) «В» «Маленькая матрёшка живёт в маленьком домике а, большая в большом», «Прилетела птичка и села на башенку»

2 - младший дошкольный (3-5 лет) «Б» «Загородки для животных», «Домики», «Поезд»

3 - старший дошкольный (5-7 лет ) «А» Грузовые машины», «Мосты», «Детский сад»

40. Установить соответствие

1 -Исследовательский метод «Б» Б - реализация собственного замысла

2 -Репродуктивный метод «А» А - упражнение

3 -Информационно-рецептивный «В» В - показ способов действия

41.Установить соответствие

1 – иллюстрация «Б» Б - рисунок к тексту, поясняющий и отчасти дополняющий текст

2 –репродукция «В» В - точное воспроизведение картины, полученное типографским способом

3 –картина «А» А -живописное произведение самостоятельное по назначению

42.Установить соответствие задач видам занятий по лепке

А – предметная «2»

В –декоративная «1»

1 - учить расписывать изделие гуашью, украшать их налепами,

2 - учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать

части, соблюдая пропорции

3 - развивать у детей чувство композиции, учить лепить скульптурные

группы из2-3 фигур, передавать пропорции и динамику, соотношение предметов по величине

43. Установить соответствие методических приёмов и частей продуктивной деятельности

В – заключительная «3»

1 - показ способов действия, продуктивная деятельность

2 - игровые приёмы, сюрпризный момент, чтение стихов загадок

3 - рефлексия, анализ работ, игровые приёмы

44. Привести в соответствие алгоритм рисования человека в средней группе

А – в середине листа поставить точку и от неё провести наклонные линии «3»

Б – затем на вершине треугольника нарисовать круг (голова) «4»

В – в нижней части листа провести горизонтальную линию «2»

Г – обрисовывающим жестом выделить треугольную форму сарафана «1»

45. Привести в соответствие последовательность этапов обследования предметов в соответствии с исследованиями Сакулиной Н. П.

А - обследование с анализом «2»

Б - восприятие предмета в целом «1»

В - выделение цвета «4»

Г - определение строения предмета «3»

Д - рассматривание вновь всего в целом «5»

46.Решить ситуацию

Малыши строят поезд для матрёшек. Вначале они берут кубик (паровоз), только потом по одному кирпичику (вагончик). Затем каждый малыш сажает свою матрёшку в свой вагончик так, чтобы в каждом было по одной. Неожиданно один мальчик начинает стучать матрёшкой. Педагог говорит: «Матрёшка в вагончике не должна прыгать». Услышав её слова, все дети начинают стучать матрёшками, приговаривая: «Матрёшки прыгают, пляшут». Как поступить воспитателю ?

А - забрать матрёшки

Б - запретить детям стучать

В - подождать пока шум начнёт стихать, спокойно, но очень выразительно сказать: «А теперь, я послушаю, как матрёшки тихо пойдут спать, и чья матрёшка быстрее всех заснёт».

47.Решить ситуацию

Дети увлечённо занимаются конструированием. Воспитатель заметил, что Настя построила вокруг автомобильной стоянки красивый забор, используя для этого детали 3-х цветов, а для постройки ворот догадалась применить бруски, украсить их флажками

Б - обратить внимание всех детей на выдумку девочки

В - рассказать об этом родителям девочки

Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:

восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);

обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем — мелкие, определяется их форма);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами.

- образовательные :

- обобщить и закрепить знания детей о русских народных промыслах,

- формировать представление об особенностях русского народного творчества,

- развивающие:

- развивать творческое мышление, внимание, память, наблюдательность,

- развивать чувство коллективизма. сплоченности, ответственности,

- воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к истокам народного творчества, уважение к работам народных мастеров,

- способствовать формированию положительных эмоций.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа), игровой (викторина).

Форма организации детского коллектива: групповая

Материалы, инструменты: изображения матрешек, готовые узоры разных промыслов для украшения матрешек, клей.

Оборудование: иллюстрации изделий русских народных промыслов, звездочки. карточки с заданиями.

Предварительная работа: проведение ряда занятий по теме, изучение видов народных промыслов, беседы с детьми о росписях, о значении русской народной игрушки, рассматривание иллюстраций.

Ход мероприятия

1. Организационная часть.

Ведущий: - Здравствуйте ребята. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми. которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. В России народных промыслов великое множество. В течение учебного года мы с вами познакомились с некоторыми из них.

Сегодня я проведу для вас викторину "Народные промыслы России". В нашей викторине примут участие две команды. Давайте познакомимся с командами: (дети придумывают названия своим командам) команда "Хохлома" и команда "Дымка".

- Ребята, наша викторина состоит из пяти туров. Вам предстоит выполнить задания в каждом туре и получить звездочки за каждый правильный ответ. Итак, начинаем викторину!

2. Основная часть.

Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах.


( Команды по очереди отгадывают загадки).

1. Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Наша русская (матрешка).



2. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня! (Дымково).


3 . Эта роспись

На белом фарфоре -

Синее небо, синее море

На веточках тонких.



4. Посуда не простая,

А точно - золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

(Золотая Хохлома).



5. В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Из города …. (Городец).


6 . Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий,
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг,
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла.
Отвечаем на вопрос-
Это. (жостовский поднос).



7. Вы видали, вы видали,

Чтобы мишки танцевали?

Не видали ничего?

Покажу я вам его -

Он немножко неуклюжий

И застенчивый к тому же.

Он не может устоять,

Очень хочет танцевать.

(Богородская игрушка).



8. Бочонки, копилки, матрешки, грибки -

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет.

(Полхово – майданские).

Задание на 2 тур. Продолжи фразу:

Ведущий: - Ребята, на втором туре вам нужно продолжить фразу.

Оренбургский… (пуховый платок),

Вологодское… (кружево),

Дымковская… (игрушка),

Жостовский… (поднос),

Хохломская . (посуда),

Со своим … в Тулу не ездят. (самоваром).

Задание на 3 тур. Виды промыслов.

Ведущий: На третьем туре нужно правильно выбрать к какому виду относятся предложенные промыслы.

- Роспись по дереву

1. Гжель 2. Городец 3. Дымково 4. Хохлома 5. Гусь-Хрустальный

Задание на 4 тур. Вопрос- ответ.

Ведущий: На четвертом туре нужно ответить на вопросы:

1. Назови роспись, в которой используется только синий цвет (гжель),

2. Где изготавливают самые пестрые, веселые и нарядные глиняные игрушки? (Дымково),

3. Какие краски используют художники Хохломы?(золотая, черная, красная, зеленая),

4. Из чего делали богородские игрушки? (дерево).

5. Русский "кентавр" каргопольских мастеров? (полкан),

6. Самая знаменитая деревянная игрушка в России? (матрешка).

Задание на 5 тур. Укрась матрешку.

Ведущий: - Ребята, мы перешли к последнему туру. Сейчас я предлагаю каждой команде украсить матрешку узором народных промыслов, элементы которого надо будет выбрать из числа других. (командам дается 5 минут для украшения матрешек).

Подведение итогов.

Ведущий: - Молодцы ребята! Все справились с заданием. у всех получились замечательные матрешки. Наша викторина подошла к концу. Теперь подсчитаем наши очки.

(подсчитываются очки - звездочки, награждаются победители).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочные тесты содержат изображения народных росписей, игрушек. В тестах нужно соотнести промысел с его изображением, правильно определить название элементов, названия народных росписей. Материал содержит ответы на тестовые вопросы

Просмотр содержимого документа
«Проверочные тесты по МДК 02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» - Раздел «Декоративно-прикладное искусство»»

Проверочные тесты

по предмету «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

1. С каким видом изобразительного искусства чаще всего связано монументально-декоративное искусство?

2. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

3. Выберете названия промыслов, изделия которых представляют собой керамику

4. Что называют манерой художественного изображения?

А. Письмо. В. Телеграмму.

Б. Телекс. Г. Факс.

4. Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов. Назовите их.





5.Декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов.

6. Определите разновидности матрешек: семеновская, первая русская, кировская, полхов-майданская.

а б в г

7. Антропоморфный орнамент – это

изображение точек, линий, ромбов, кругов;

орнамент состоящий из стилизованных листьев, цветов, пловов и ветвей;

стилизованные мужские и женские фигуры или части лица и тела человека;

изображение стилизованных фигур реальных или фантастических животных;

8. Русская глиняная игрушка. Вытянутой формы, раскрашенная пестрыми яркими полосками (красными, зелеными на желтом фоне). Все игрушки свистульки. Что это за игрушка?

9. Как называется этот элемент северо-двинской росписи?


а. розан;

10. Выберите из предложенных промыслов названия художественных промыслов росписи по дереву


11. Определите народный промысел (Городец, Хохлома, Северная Двина, Гжель) по изображению элемента «птица».




12. Народный промысел России. Традиционный мотив росписи – цветочный букет на черном фоне подносов разнообразных форм. Что это за промысел?

В какой области России находится Палех?

А. В московской. В. Кировской.

Б. Ивановской. Г. Нижегородской

14. Из какого материала изготавливают художественное изделие терракоту?

А. Из Дерева. В.Стекла

Б. Мрамора. Г.Глины

а – подмалевок, б – теневка, в – оживка

а – первая русская, б – семеновская, в – кировская, г – полхов - майданская

Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования.

Какие разные матрешки.

Подготовила: Данилова И.В.

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала!

Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане, с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и из нее появляются еще фигурки.

Учитывая особенности матрешки, надо целенаправленно использовать ее в работе с детьми начиная с раннего возраста. Формирование у детей интереса к русским народным промыслам, умение различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России - все это важные задачи педагогической теории и практики.

Чем раньше мы познакомим детей с видами народных промыслов, историей их создания, спецификой росписи, научим дошкольников самостоятельно создавать продукт творчества в рамках своего возраста, тем больше наши дети будут знать о своем прошлом. Уважать его историю, ценить семейные реликвии и стремиться получить знания по народному декоративному искусству. А для начального знакомства с ним как нельзя лучше подойдет русская матрешка.

Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и прекрасной развивающей игрушкой для малышей. Детские матрешки - безопасны для малышей, а яркие цвета и округлая форма всегда привлекают их.

Матрешка способствует развитию связной речи, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Она развивает и мелкую моторику, и чувство формы и цвета. А у детей постарше она может воспитывать усидчивость и концентрацию: ведь всех матрешек, собирая, нужно совместить по рисунку!

Матрешка – русский национальный сувенир, символ добра и благополучия. Матрешка от слова имени девочки Матрены. Более ста лет назад, недалеко от Москвы, в Абрамцеве, где жили и работали многие замечательные художники, придумали и создали первую матрешку – занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку.

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из

подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах,

автором первой росписи был профессиональный художник С.В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу:

восемь кукол изображали 6девочек и 2мальчиков разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Названия видов матрешек зависят от места ее изготовления. Ее стали создавать в Сергиевом Посаде (ранее г. Загорск), а после революции 1917г. и в г. Семенове (Горьковская обл.), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской обл., в белорусских городах Жлобине и Бресте. Существуют следующие виды матрешек : загорская; семеновская; полхов - майданская; вятская; тверская; авторская; сюжетная. Матрешки отличались друг от друга, потому что мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи.

Настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад. После переименования в 1930 г. Сергиева Посада в Загорск, стиль росписи матрешек стал именоваться «загорским».

Загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у загорской матрешки завязан узлом. У загорских матрешек расписывают сарафан, платочек. Узоры очень простые. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным.

Эта матрёшка появилась в селе Семеново, в Поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской. В отличие от посадской, у нее много незакрашенного места. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный.

У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. По количеству в наборчике этих куколок всегда было много. Семёновские барышни в ярких сарафанах всегда держат в руках пышный букет цветов.

Семеновская матрёшка была почти в каждой семье. Это не означает, что она самая лучшая, просто она самая массовая.

Формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик.

Полховская матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными розонами, колокольчиками, яблочками и кудрявыми листочками. Овал лица с кудряшками волос, брови, глаза, нос, даже рот намечают черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана.

У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы. Нет сарафана и фартука, вместо этого – условный овал на двухцветном фоне: вверх- красный или желтый, низ – зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. И главное отличие : мастера выводят на каждой матрешке свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника.

С конца 80-х – начала 90-х гг. XXв. Начинается новый этап в развитии искусства изготовления матрешки – так называемый период авторской матрешки. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет Сегодня можно встретить и матрешки, расписанные под гжель, жостово, хохлому, палех. Таким образом, нынешняя матрешка как бы концентрирует все богатство художественных традиций русского прикладного искусства, оставаясь современной.

Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились чувашские и татарские, башкирские и марийские, мордовские матрешки, расписанные в национальных традициях.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства и подбор иллюстративного материала. Родителям в течение учебного года могут быть предоставлены консультации по тема «Ознакомление с русской матрешкой», «Народная игрушка в жизни дошкольника». Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие, а также специальная литература, фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с матрешкой. Воспитатели могут расширять знания с помощью специальной искусствоведческой литературы, справочников, проводить мастер-класс с для своих коллег и родителей по росписи матрешки с показом пошагового обучения приемам.

Читайте также: