Почему много игрушек это плохо

Обновлено: 16.05.2024

Чем меньше, тем лучше: 14 причин не покупать детям много игрушек

В нимательные родители следят за количеством игрушек в комнате ребенка. В те времена, когда комнаты наших детей заполнены игрушками буквально до потолка, мыслящие родители стараются сократить количество игрушек, в которые играют дети.

Замечали ли вы, что внимание ребенка и способность играть в игрушки напрямую зависят от их количества? Чтобы ребенок действительно в них играл, и чтобы эти игры приносили ему радость и пользу, родители должны понять, что небольшое количество игрушек для ребенка намного лучше, и именно оно окажет позитивное влияние на его будущее.

1. Дети будут более креативными

Слишком большое количество игрушек тормозит творческое развитие ребенка. Детям нет необходимости изобретать, придумывать, когда рядом с ними находится гора игрушек. В Германии в детских садах был проведен следующий эксперимент: в группах на три месяца убрали все игрушки. Поначалу детям было очень скучно, и они не знали, чем себя занять. Однако спустя некоторое время дети стали больше общаться друг с другом и в буквальном смысле изобретать, используя для своих игр подручные и окружающие их предметы. Супруг одной из моих подруг жил в детстве на Севере. Игрушек не было совсем. Единственное, что было у ребенка в большом количестве, – это спичечные коробки. В течение нескольких лет ребенок играл только в них, создавая модели и придумывая сюжеты. В итоге, он не только успешен в своей профессиональной жизни, он также пишет красивую музыку и планирует выпустить свой альбом.

2. Дети развивают способность концентрации внимания

Для того, чтобы сохранить внимание, в зоне видимости ребенка должно быть не более пяти предметов. Окружая себя большим количеством ярких, разнообразных игрушек, внимание рассеивается и, более того, ребенок не учится его концентрировать, что очень важно для его будущей жизни. Обладая большим количеством игрушек, дети перестают их ценить. Причем каждая новая игрушка ценна для ребенка все меньше и меньше, и, поиграв в нее день-два, ребенок начинает просить новую, чтобы снова испытать радость от владения новой вещью. Производители игрушек подпитывают в детях это желание, формируя из них потребителей. Только родители могут повлиять на этот процесс, осознав важность игрушек и их количества для будущего ребенка.


3. Развиваются социальные навыки ребенка

Дети с меньшим количеством игрушек способны гораздо лучше налаживать связи с другими детьми и взрослыми. В первую очередь потому, что они учатся реальному общению. Исследования показали, что дети, способные создавать дружеские отношения в детстве, становятся гораздо более успешными в своей взрослой жизни.

4. Дети становятся более заботливыми к тем вещам, которые они используют

Ребенок, у которого большое количество игрушек, перестает их ценить. Он уверен, что, если сломается одна, на смену придет новая. В этом есть значимый воспитательный характер игрушки, формирующий отношение к миру. Ребенка обязательно нужно учить бережному отношению к своим игрушкам и вещам, чтобы, повзрослев, он не перенес это потребительское отношение на реальные человеческие отношения.

5. В детях развивается любовь к чтению, письму и искусству

Известны случаи, когда в семьях не было ни игрушек, ни телевизоров. В таких семьях вырастали читающие и творческие личности. Меньшее количество игрушек заставляет детей искать другие интересные для себя занятия. Очень часто ими становятся книги и творчество. Дети, любящие книги, вырастают эрудированными и с богатым воображением. Искусство приобщает детей к миру прекрасного, к миру настоящих эмоций и чувств, делая их более уравновешенными и созидательными.

игрушки

6. Дети становятся более изобретательными

7. Дети меньше спорят и больше договариваются

Это может показаться нелогичным. Ведь для многих родителей очевидно, что чем больше у детей игрушек, тем меньше они спорят и ругаются со своими братьями и сестрами. Однако зачастую это не так. Каждая новая игрушка способствует обособлению ребенка от братьев и сестер, созданию своей «территории». Большее количество игрушек вызывает больше споров, в то время как меньшее количество игрушек способствует тому, что дети учатся договариваться между собой, делиться и играть вместе.

8. Дети учатся быть настойчивыми

Когда у ребенка под рукой большое количество игрушек, он сдается гораздо быстрее. Если игрушка вызывает какую-либо сложность, он откажется от нее в пользу другой, более простой игрушки, которая лежит рядом с ним. Или же в подобных ситуациях дети чаще обращаются к родителям за помощью вместо того, чтобы самому дойти до решения. Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам, тем самым он будет учиться настойчивости, терпению и навыкам доводить дело до конца самостоятельно.

игрушки

9. Дети становятся менее эгоистичными

Дети, получающие все по первому требованию, верят, что они могут получить все, что захотят. Такое мышление очень быстро приводит к нездоровому образу жизни.

10. Дети становятся более здоровыми

Потребление в вещах зачастую переходит в неконтролируемое потребление пищи, тем самым развивая привычку питаться неправильно. Сдержанность же в игрушках воспитывает сдержанность ребенка и в других сферах его жизни. Кроме того, дети, не имеющие комнаты, заваленной игрушками, чаще предпочитают играть на свежем воздухе, с большим удовольствием вовлекаясь в активные игры на природе.

11. Дети учатся находить удовлетворение за пределами магазина игрушек

Истинная радость и удовлетворенность никогда не будут найдены на прилавках магазина игрушек. Дети, которые выросли в семье с мыслью о том, что любые желания и удовольствия могут быть куплены за деньги, превратятся во взрослых, которые не смогут найти удовлетворения от жизни. Наоборот, дети должны вырасти с убеждением, что истинное удовольствие и радость находятся во взаимоотношениях с людьми, в том, что представляет вечную ценность, – дружба, любовь, семья.

12. Дети будут жить в более чистом и аккуратном доме

Родителям известно, что игрушки никогда не живут только лишь в комнате ребенка, они заполоняют собой всю квартиру. Логично предположить, что меньшее количество игрушек будет способствовать тому, что в доме будет порядок и чистота.


13. У ребенка не будет «бесполезных» игрушек

Игрушки нужны не только для того, чтобы в них играть. Психологи утверждают, что игрушка обладает особой ролью в формировании личности будущего ребенка. Она помогает ему понять мир, в котором он живет, сформировать мнение о себе и окружающих его людях. Игрушка способна сформировать или существенно повлиять на ценности ребенка и таким образом определить в некоторой степени его будущее. Поэтому мудрые родители обращают внимание на то, в какие игрушки играют их дети, тщательно выбирают игрушку, находясь в детском магазине, обращая внимание на возраст, внешний вид, материалы, практическую и интеллектуальную ценность игрушки. Будем честны: далеко не все игрушки обладают такой ценностью. Но чем реже родители покупают игрушки, тем больше внимания уделяют этому аспекту.

14. Ребенок вновь научится радоваться подаркам

«Что подарить ребенку, у которого все есть?» - один из самых распространенных вопросов на родительских форумах. Действительно, большинство детей уже просто нечем удивить. Они больше не радуются подаркам так, как это было в нашем детстве и детстве наших мам и бабушек, когда игрушки дарили только по праздникам. Если вы покупаете игрушки так же, как хлеб и молоко, - это перестает быть событием. И игра в такую игрушку перестает быть событием тоже. Покупая меньше игрушек, вы вернете ребенку возможность радоваться подаркам по-настоящему.

«Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука, книга «После трех уже поздно».

Я не против игрушек. Но я за те возможности, которые жизнь предоставляет ребенку, – быть творческим, изобретательным, находчивым, целеустремленным и настойчивым. Только такие дети вырастают во взрослых, способных менять жизнь к лучшему. Поэтому зайдите сегодня в комнату ребенка и незаметно для него уберите большую часть игрушек. Уверяю вас, вы не пожалеете об этом.

Если у вашего ребенка много игрушек, воспользуйтесь этим простым советом психологов: обратите внимание на те игрушки, в которые ребенок играет прямо сейчас. Эти игрушки оставьте в поле зрения чада. Остальные спрячьте. Время от времени, видя, что ребенок теряет интерес к тем игрушкам, в которые он играет, убирайте надоевшие игрушки и предлагайте ему другие из «тайника». Так вы отсеете то, что ребенку совсем не нужно, что было куплено напрасно и только занимает место в детской. От этих игрушек можно избавиться, например, отнеся их в детский садик.


Об авторе: Гульназ Сагитдинова - международный сертифицированный тренер по ментальной арифметике, основатель Центра интеллектуального развития QuantUM, мама чемпионки по шахматам. Познакомиться с автором ближе можно на ее странице в Facebook.

За последние полвека отношение к детским игрушкам кардинально изменилось. Если раньше покупка каждой новой игрушки была невероятным и редким праздником, то сейчас вряд ли кто-то страдает от дефицита кукол и машин (а также роботов, конструкторов, колясок и плюшевых зверей). Оказывается, беззаботное детство с игрушками в избытке — это не очень полезно для самих детей, их родителей и дома, в котором они живут.


Дешевые, дорогие, пластмассовые, деревянные, резиновые, интерактивные, музыкальные, развивающие — даже если вы изначально не планировали покупать ребенку много игрушек, рано или поздно они все равно появятся в вашем доме — по вашей воле или по воле щедрых родственников.

Почему же это происходит? Почему еще мы сами помним, что такое месяцами мечтать об одной игрушке, а для наших детей поход в магазин игрушек превратился в обыденность? Этому есть несколько объяснений, говорят эксперты: игрушки дарят на праздниках, вечеринках, в гостях, за хорошее поведение и просто так. Также нередко родители покупают какие-то дешевые мелочи во время походов в магазин — ребенок, как правило, играет с ними совсем недолго, а потом ломает или забрасывает.

«Мы часто покупаем что-то, чтобы показать детям, что мы их любим», — говорит руководительница исследований раннего детства в Гуэлфском Университете Торонто Никки Мартин. — «Создается ощущение, что чем больше всего у тебя есть, тем больше тебя любят. Это социальная проблема». Плюс ко всему, дети проводят меньше времени, играя во дворе, а потому им требуется больше игрушек, чтобы занимать себя дома.


Почему плохо иметь слишком много игрушек?

Во-первых, потому, что дети просто не способны качественно взаимодействовать с большим количеством предметов. «По уровню своего развития маленькие дети не способны сделать выбор между 20 или даже 10 предметами», — объясняет Мартин. Это значит, что когда ребенок заходит в комнату с большим количеством игрушек, его парализует от разнообразия и количества возможных вариантов — примерно так же, как нас парализует в больших супермаркетах от обилия разных брендов и продуктов. «Когда речь заходит об игрушках, нам кажется, что чем больше, тем лучше. Но на самом деле, получается слишком много, — говорит она. — Качественная игрушка или качественный опыт намного лучше, чем просто много всего».

Во-вторых, от большого количества игрушек страдают и родители тоже. Чем больше в доме игрушек, тем сложнее находить им место, организовывать хранение и разгребать завалы. Каждый новый праздник начинает страшить — ведь вместе с ним в доме станет еще меньше места. «Если вас накрывает чувством тяжести с приближением дня рождения или Рождества, важно не игнорировать его», — говорит детский и подростковый психиатр Эшли Миллер. Также она рекомендует использовать вашу потребность в расхламлении в качестве воспитательного момента для детей: «Чему вы больше всего хотите их научить? Вы хотите научить их щедрости и умению делиться? Умеренности? Экологичности? У вас есть много разных вариантов».

В-третьих, как мы уже писали выше, игрушки для детей превращаются в эквиваленты любви. Их начинают ждать больше, чем встречи с родственниками и друзьями, их начинают требовать — не потому, что с ними хочется играть, а просто для того, чтобы они были. Получаются те самые «избалованные», а на самом деле обделенные вниманием дети, для которых новые игрушки стали единственным способом поддерживать контакт с близкими людьми.


Это что же теперь, вообще игрушек не покупать?

Конечно, нет. Вопрос в том — какие игрушки покупать/оставлять, потому что не все они одинаково полезны. Миллер рекомендует выбирать те игрушки, которые требуют от ребенка участия, проявления фантазии и предполагают разные варианты взаимодействия: куклы, поезда или машинки.

«Когда вы покупаете игрушку, которая все делает за вас, вы быстро теряете к ней интерес, потому что для вас в этой игре места не остается, — объясняет она. — Детям очень важно иметь возможность играть самим и самостоятельно отвечать за свой игровой мир».

Дети будут дольше и увлеченнее играть с теми игрушками, которые предоставляют им больше свободы действий: дайте им машинки, и они будут катать их по полу и стенам, строить дороги из книг и покорять горы из мебели. Но если вы дадите детям гоночный трек, то им скоро надоест, что машинки постоянно ездят по одной и той же траектории.

Не давайте детскому восторгу в связи с любой игрушкой, которая спрятана в блестящей пластиковой упаковке, сбить вас с толку — и не бойтесь говорить «нет» новейшим хитам и проходить мимо бесячих игрушек, которые сейчас можно встретить практически в любом магазине. «Способность говорить ребенку „нет“ — это очень важный навык, и помогает в установлении границ», — добавляет Миллер.


Как избавиться от избытка игрушек?

Замените вещи опытом. Чтобы уменьшить поток игрушек, наводняющих ваш дом, попросите гостей на праздниках дарить ребенку опыт вместо вещей: билеты в театр, музей или на концерт, творческий мастер-класс или оплату абонемента на развивающие занятия.

Привлеките детей к процессу расхламления. Предложите детям самостоятельно выбрать игрушки, от которых они хотят избавиться — отдать на переработку или благотворительность. Не все дети с энтузиазмом отнесутся к этой идее, однако это не значит, что вам надо отказываться от этой затеи — продолжайте беседовать с ребенком и объяснять, почему избавиться от лишнего в доме — это важно.

Организуйте хранение. Сделайте так, чтобы оставшиеся у вас игрушки всегда находились в доступе у детей, чтобы их можно было легко найти и достать. Когда игрушки рассортированы по удобным ящикам, коробкам, мешкам и контейнерам, детям проще разобраться в том, что у них есть, и во что они хотят играть, чем когда все просто свалено в одну кучу.

Осторожно подходите к покупке новых игрушек. Не обязательно отказываться от покупки игрушек раз и навсегда — просто подходите к процессу критичнее и учитесь оценивать игровой потенциал, который иногда сложно разглядеть за яркой упаковкой.

Не заменяйте внимание игрушками. Если до этого у вас была привычка «откупаться» от ребенка материальными подарками или компенсировать ими нехватку своего времени и внимания, то от нее лучше отказаться.

Ещё почитать по теме

Почему детям нравятся стремные игрушки и коробки от подарков вместо самих подарков? Кажется, ученые все поняли

Пластиковые игрушки: как контролировать их количество в жизни ребенка

10 вещей, которые интересуют вашего малыша больше, чем (нормальные) игрушки

Много игрушек

Cоветы родителям по воспитанию детей

Количество игрушек у ребенка оказывает существенное влияние на его развитие. Именно поэтому заботливые родители обязаны уделять должное внимание этому обстоятельству. В наше время достаточно иметь деньги и можно просто заполнить комнату ребенка самыми разнообразными игрушками до отказа. Но такой заботой родные оказывают малышу «медвежью услугу».

Как сделать так, чтобы игрушки действительно были нужными ребенку, способствовали его развитию?

Очень много игрушек

Почему чем больше, тем хуже

Детские психологи советуют сократить их количество до минимального. Чем меньше игрушек у ребенка, тем лучше для его будущего.

Развитие креативности у ребенка

Наличие большого разнообразия игрушек не дает развиваться творческой составляющей личности ребенка. Зачем что-то выдумывать и изобретать, если и так под рукой есть все, что только пожелаешь.

В Германии провели эксперимент в дошкольных учреждениях ­­— детей на три месяца лишили всех привычных игрушек. Потосковав непродолжительное время, они включили свою фантазию и стали играть с окружающими их предметами с не меньшим энтузиазмом. При этом количество личных контактов между детьми резко пошло вверх.

По рассказу одного моего знакомого, детство которого прошло на Севере, покупных игрушек у него не было совсем. Вместо этого у него были спичечные коробки, из которых он мастерил всевозможные конструкции. Сейчас этот парень — успешный архитектор.

Придуманный мир

Развитие внимания у ребенка

Для развития концентрации внимания у ребенка, количество предметов окружающих его на расстоянии вытянутой руки не должно быть больше пяти. Если их больше, малыш не в состоянии сосредоточится на игрушках. Это может тормозить развитие памяти и логики, а также негативно сказаться на его будущем развитии.

Еще один минус наличия большого числа игрушек — это быстрая потеря ценности их для ребенка.

Новая кукла или машинка быстро надоедают, и малыш начинает просить следующую покупку. Этим умело пользуются производители игрушек. Задача родителей взять под контроль количество таких приобретений.

потеря ценности игрушек

Развитие социальных навыков

Как показывают проводимые исследования, чем меньше игрушек у ребенка, тем больше личных контактов у него с окружающими. Развитие навыков социального общения помогает в будущем сделать успешную карьеру.

Научите ребенка ценить то, что имеет

Когда чего-то слишком много, теряется его ценность. Если ребенок не ценит свои игрушки, не огорчается, когда они ломаются или теряются, то в дальнейшем это не может не сказаться на формировании его будущего характера.

Потребительское отношение к окружающим предметам может со временем перейти на такое же пренебрежение по отношению к людям.

Развитие любви к чтению

Психологи описывают такие случаи, где в семьях не было покупных игрушек совсем, а просмотр телевизора для детей был ограничен или недоступен совсем. Дети в таких семьях много читали, рисовали, мастерили или находили много других увлекательных для себя занятий. Интерес к чтению книг увеличивает словарный запас ребенка, повышает его грамотность, расширяет кругозор и развивает воображение. Занятия искусством учат правильно выражать свои эмоции и чувства.

Любовь к чтению

Умение договариваться

На первый взгляд кажется, что большое количество игрушек не может способствовать конфликтам между детьми. Но это не так. Каждое новое приобретение отдаляет малыша от других детей, способствует созданию своего обособленного «мирка».

Когда игрушек немного, то детям приходится учиться избегать споров и ссор со сверстниками, придумывать совместные игры. Это способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Укрепление физического здоровья малыша

Отсутствие контроля количества игрушек приводит к неправильному питанию, нарушению режима дня. Это негативно сказывается на здоровье ребенка. К тому же отсутствие большого количества игрушек побуждает к более частым прогулкам на свежем воздухе, активным играм с другими детьми. Пользу такого образа жизни трудно переоценить.

Ребенок учится находить радость не только в новых игрушках

Дети не должны расти с мыслью, что настоящая радость покупается за деньги в магазинах игрушек. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок научился получать удовольствие от общения с людьми. Если это произойдет, то когда он станет взрослым, такие вечные ценности как дружеское общение, любовь к близким, семья не будут для него пустым звуком.

Самодельные машинки

Ребенок приучается к чистоте и аккуратности в доме

Чем больше в комнате ребенка игрушек, тем больше беспорядка. Уменьшив их количество, родители тем самым приучают малыша еще и к аккуратности и чистоте.

Только «правильные» игрушки

Роль игрушки в жизни ребенка трудно переоценить. Она нужна не только для игр, но и для формирования личности малыша. С помощью игр ребенок воспринимает окружающий его мир, формирует мнение о себе и близких. Поэтому очень важно при выборе очередного подарка для малыша обратить внимание на следующие факторы:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • не раздражающая цветовая гамма;
  • приятный внешний вид;
  • качество используемых материалов;
  • развивающая польза.

Если покупки игрушек происходят не часто, то родители больше внимания уделяют их качеству и полезности.

Ценные игрушки

Куклы, машинки и конструкторы являются неотъемлемой частью детства, и речь, конечно, не идет о полном отказе от них. Лишить ребенка «лучшего друга» было бы жестоко. Важно помнить, что переизбыток игрушек может сказаться на творческих, коммуникативных и социальных навыках малыша не в лучшую сторону.

Как же уменьшить количество до оптимального, не расстраивая малыша? Чтобы избежать стрессовой ситуации, детские психологи советуют убрать лишние игрушки незаметно для любимого чада. Не трогать те, которыми занят ребенок на данный момент, остальные спрятать. Если через какое-то время достать забытого любимца из «тайника», он у ребенка может стать не менее желанным, чем новая покупка. Еще этот способ позволяет отделить лишние игрушки, не пользующиеся популярностью у малыша. Если таковых наберется достаточно много, их можно кому-то подарить, отнести в детский дом или в благотворительные организации.

Много игрушек

Психология ребенка

Любящие родители стараются купить ребенку столько игрушек, чтобы он ни в чем не нуждался. Раньше деревянный грузовик или говорящая кукла были лучшим подарком, а сейчас в интернете и на магазинных полках можно найти много ярких, красочных игрушек на любой вкус и кошелек. Но нужно ли малышу такое количество игрушек? Научные исследования доказали, что большое количество игрушек негативно влияет на развитие ребенка. Чем меньше кукол, машинок, мишек, тем больше удовольствия от игры получает крошка.

Много игрушек

Мнение психологов

Детские психологи говорят о том, что большое количество игрушек может привести к ухудшению координации и тормозит развитие мышление у малышей. Чем меньше машинок, пупсов, плюшевых собачек, тем лучше ребенок фокусируется на игре, проявляет воображение и фантазию. Небольшое количество игрушек помогает ребенку фантазировать, креативно подходить к игре, развивает логику и воображение.

Ученые провели исследование, в ходе которого детям от 1,5 до 2,5 лет предлагалось разное количество игрушек. Те, кто играл с 4 игрушками, проявляли фантазию, дольше интересовались игрой, чем те, кому предложили 16 игрушек.

Психологи советуют родителям ограничить количество игрушек в доме, поскольку их изобилие мешает гармоничному развитию малышей.

Это вовсе не означает, что родителям нужно прекратить покупать куклы, плюшевых медведей, конструктор и т.д. Но не стоит каждый раз скупать все, что видите на прилавках детских магазинов. Перед очередной покупкой задайте себе вопрос:

«Будет ли интересен этот паровоз малышу? Или через пару часов его забросят в ящик, как многие другие покупки».

Много игрушек

Почему много игрушек – это плохо

Ребенок, у которого все есть, как правило, часто капризничает и устраивает истерики. Он знает, что родители купят ему все, что он захочет, поэтому в магазинах происходят некрасивые сцены: малыш катается по полу и требует ненужную машинку на пульте управления, хотя дома у него стоит пять похожих автомобилей. Виноваты в этом родители, ведь они сами покупают все, не дождавшись момента, пока ребенок сам захочет эту вещь.

У ребенка вырабатывается потребительское отношение к покупкам. Что-то захочет, покричал, поплакал, и родители купили. Немного поиграл, сломал, или игрушка просто надоела, убрал в ящик. Снова устроил скандал, чтобы мама с папой купили что-то новое. Вещи обесцениваются, ребенок не умеет их беречь и ценить.

Чем больше покупок для ребенка совершают родители, тем мене счастливым он вырастет. Во взрослой жизни такой человек будет чувствовать себя несчастным, если не сможет приобрести желаемую вещь. Вместо того, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем, теплым общением, хорошей погодой, он будет страдать от того, что не может купить необходимую и желанную вещь. Велик шанс, что ребенок, которому в детстве не могли отказать, будет в дальнейшем вести потребительский образ жизни. Он не сможет зарабатывать нужные суммы, но тратить чужие деньги будет с радостью.

Проблемы, скорее всего, будут и в школе. Ученик не будет отличаться усидчивостью, и новый предмет быстро станет не интересным, как и новая кукла.

Много игрушек

Впечатления – лучший подарок

Если вы хотите порадовать ребенка чем-то приятным, возможно, лучше преподнести ему яркие впечатления, которые надолго останутся в памяти малыша. Можно придумать семейную традицию, например, по выходным ходить в кафе или приглашать гостей. Предложите ребенку помочь с сервировкой стола и украшением блюд. Вместо покупки ненужной куклы приобретите билеты в кино, детский театр, посетите парк аттракционов или батутный центр. Подарите ребенку впечатления, и вы увидите, с какой радостью он отправится прыгать на батутах или кататься на пони.

Существуют бюджетные или даже бесплатные варианты, как разнообразить семейный досуг. Можно поехать за город на пикник, погулять по осеннему парку, посетить выставку театральных кукол, покататься на коньках.

Что делать родителям?

Покупка нового пупса или игрового набора должна быть праздником, а не обыденностью. Часто родители покупают машинку или мишку всякий раз, когда думают, что уделяют ребенку недостаточно внимания. Например, мама с папой много работают, а вечером, когда забирают малыша из садика, стараются вручить новую игрушку, чтобы загладить свою вину. Но дети понимают, что родителям некогда проводить с ними время, и никакие куклы с машинками не заменят живого общения. Малыш с радостью порисует с мамой, соберет каштаны с папой, полепит из пластилина, и это будет лучшее времяпрепровождение, чем игры с самыми дорогими игрушками.

Современная жизнь диктует свои условия. Мама 5 дней в неделю работает, а в выходные ей нужно заниматься домашними делами: приготовить обед и ужин, убраться, постирать. А еще успеть на маникюр, к косметологу и в тренажерный зал. Папа также много работает, чтобы семья ни в чем не нуждалась. У дочери вся комната заставлена куклами, есть красивый домик для Барби, интерактивные собачки и котики, кукольные коляски, кроватки, салон красоты. Но девочка не чувствует себя счастливой. Если бы мама поиграла с ней в кукольную семью, а папа отправился на улицу, чтобы идти рядом, пока малышка едет на электромобиле, это было бы здорово. А пока дорогие куклы стоят без дела, девочка с ними не играет, потому что не чувствует себя нужной и любимой родителями.

Изобилие игрушек – это хорошо или плохо?

Александр, папа 5-летнего Миши:

«Я каждый месяц покупаю сыну дорогие машинки, паркинги, роботов, детское оружие. В моем детстве не было такого, и мне хочется, чтобы у Миши было все самое лучшее».

Многие родители руководствуются этим принципом, приобретая новую игрушку для малышей. Они в детстве играли в магазин, где деньгами были листочки, а сейчас можно купить красочную кассу с бумажными купюрами и даже банковскими картами. Но, если вспомнить, были ли родители в своем детстве несчастными? Нет, они вспоминают детские годы, как самое лучшее время в своей жизни. Они со своими папами и мамами мастерили игрушки из подручных материалов: ткани, пуговиц, дерева, ниток. Устраивали уличные театры, бегали по улице, играли в «Казаков-разбойников». А когда на день рождения дарили настоящую куклу или поезд, это было самое яркое событие.

Вместе с детьми собирайте конструктор, читайте книги, рисуйте, играйте в «дочки-матери». Ребенку важно чувствовать присутствие мамы и папы рядом. Развивайте в детях чувство благодарности, учите ценить вещи, не измеряйте свою любовь и внимание в дорогих игрушках. Потратьте немного своего времени, чтобы провести его с сыном или дочерью, и это станет лучшим подарком для малыша.

Мы уже несколько раз писали тексты о том, что чрезмерное количество игрушек у ребенка вредит его развитию: ограничивает воображение, способствует пресыщению играми и рассеивает внимание. Но это — не единственная проблема, связанная с игрушками. Помимо количества они иной раз бесят своими качествами и функциями. Молодой отец Сергей Галиуллин написал для НЭН текст о том, какие игрушки для маленьких детей он считает самыми бесполезными.

Фото Depositphotos

Если у вас маленький ребенок, скорее всего, в доме полно игрушек. С одной стороны, игрушек должно быть достаточно: ребенку полезно разнообразие (лайфхак: время от времени убирать некоторые игрушки, а затем снова доставать — эффект будет как от новых). С другой стороны, бабушки, дедушки, другие родственники и друзья норовят прийти в гости с подарком, то есть игрушкой. И покупают их в ближайших магазинах, супермаркетах и даже киосках с газетами. Я перетряс имущество годовалой дочери, спросил друзей, изучил исследования и составил свой список бесполезных игрушек для младенцев и тоддлеров. Приберитесь в детской и выбросите лишнее.

Большие мягкие игрушки

По результатам моего опроса заняли первое место среди наиболее бессмысленных игрушек. Главная претензия к ним — собирают пыль. К тому же, с ними сложно играть — когда игрушка с тебя ростом, трудновато организовать для нее чаепитие, невозможно оторвать от пола и таскать по всей квартире. Еще один минус — цена. Даже если это подарки, можно объяснить близким, что лучше потратить деньги на что-то полезное. Еще более бесполезный вариант подарка маленькому ребенку — коллекционные куклы. Как с этим играть, вообще непонятно.

Планшеты и смартфоны

Современные дети живут в мире победивших технологий, и искусственно лишать их общения с девайсами было бы странным. Они быстрее нас понимают, как это работает, быстрее социализируются, проникаются современным духом. Но лучше всего, чтобы это происходило не в год-два, а чуть-чуть попозже, когда вы уже сможете объяснить своему тоддлеру, какие бонусы можно извлечь из общения с техникой. Кроме того, малыши все вещи, попавшие к ним в руки, начинают считать своими, и сильно сопротивляются, когда вы забираете то, что доставляет им столько радости (да что вы за варвары такие!). Частенько в итоге конфликтов и нежелания возвращать гаджеты на базу, телефоны и планшеты летят в унитазы, на кафельный пол, в окна. Дорого, больно, а если в телефоне важные документы, то и смертельно.

Игрушки неестественных форм и цветов

Психологи утверждают, что игрушки помогают ребенку формировать объективную картину мира. Поэтому игрушки должны по размерам и цветам походить на реальные предметы. Слоны должны быть серыми и большими, кузнечики — зелеными и маленькими. Кто-то скажет, что такие игрушки развивают воображение, но это не так. Воображение работает по принципу склеивания известных ребенку образов и эталонов: когда он сядет рисовать слоника, он сам добавит ему синего цвета, если захочет. Но пусть он знает, что на самом деле слон серый, трава зеленая, дуб — дерево, олень — животное, воробей — птица, Россия — наше отечество, смерть неизбежна.

Дорогие прорезыватели

Это моя боль — дочь, как у нее полезли зубы, грызла все. Мы покупали разные прорезыватели, в том числе и дорогие, но жевала и грызла она все, что попадет под руку. Я не считаю, что нужно подсовывать ребенку морковку и яблоко, фруктами он может подавиться. Пусть он грызет правильные материалы, которые не повредят деснам и зубам. Для этого достаточно найти эргономичный силиконовый прорезыватель, а не гнаться за жирафиками Софи и прочими развивающими игрушками. Тем более в жирафике Софи и других игрушках с отверстиями заводится плесень при неправильном мытье.

Сложные музыкальные инструменты

Я люблю музыку, дома есть синтезатор и гитара. Дочь подходит, нажимает клавиши, дергает струны. Ей нравится, она слышит звуки, понимает, что нужно делать, чтобы инструмент звучал. Да, у нее есть свои барабаны и бубны, но не более того. Зачем ребенку от года до трех ксилофон? Чтобы он лупил по нему как по барабану? Кажется, тогда просто стоит купить барабан. Зачем синтезаторы, которые воспроизводят звук тридцати инструментов, если они будут звучать хаотично (и вся семья сойдет с ума)? Эти звуки неестественны, раздражают родителей и не развивают музыкальные способности. Ребенок сам узнает, как звучит мир — пусть ходит и стучит ложкой или чем угодно по всему, до чего дотянется. Хочется приобщить к музыке — слушайте ее, ходите на программы типа «Музыка в ползунках», купите простые (и желательно не пластиковые) инструменты и развлекайтесь.

Развивающие игрушки, не соответствующие возрасту ребенка

Шнуровка, кубики «читать раньше, чем ходить», пазлы — и все это для ребенка до года. Да, это не бесполезные игрушки, но они созданы для детей определенного возраста. Моя дочь ест пазлы, и вряд ли ей это поможет собирать их за пять секунд через пару лет. Шнуровка опасна для детей до трех лет, потому что создает угрозу удушения. С кубиками для чтения такая же история — сначала лучше научиться ходить, потом говорить, а потом читать.

Читайте также: