Почему самые древние игрушки были деревянными краткое содержание

Обновлено: 19.04.2024

Развитие игрушек на Руси неразрывно было связано с народными традициями и потому шло по-своему, особому пути.

Древняя языческая вера русичей «одушевляла» все вокруг. Люди верили в домовых, духов леса, воды, воздуха. Поэтому в избе обязательно должны были присутствовать фигурки, отождествляющие особо почитаемые божества. Если хозяева не обзаводились игрушками, дом считался «бездуховным». А вот приход в дом новой игрушки связывался с приходом счастья и благополучия. К каждому празднику детей старались порадовать новой игрушкой, ибо существовала примета – дети охотно и много играют с игрушками – быть тому дому благополучным, а за небрежное, неуважительное отношение игрушки могли наказать хозяев бедой.

Связь между суевериями и игрушками особенно видна на примере лоскутных или «тряпичных» игрушек, изготавливаемых каждой хозяйкой дома самостоятельно. Такие куклы-обереги принимали на себя болезни и несчастья, защищали от злых людей и темных сущностей, оберегали дом, сторожили сон (особенно детский), удерживали семьи от распада. Интересна традиция заводить в семье бабью куклу «Масленицу». Каждый раз, когда женщина терпела от людей обиду, она рассказывала кукле о случившемся и завязывала на ее подоле тряпочку. К приходу праздника Масленицы весь подол куклы был в ленточках-обидках. Теперь её полагалось сжечь в костре и вместе с куклой сгорали все неприятности, а для дома делалась новая «Масленица». С отходом от язычества отпала необходимость в обрядовых куклах. Постепенно игрушки стали подразделяться на обереговые и игровые. Новым оберегом в русских избах стали щепные птицы, (сделанные из деревянных лучинок) подвешенные в красном углу возле икон. Щепная птица была символом Святого Духа и несла в дом счастье и радость.

Кроме лоскутков ткани для изготовления игрушек, использовались и другие подручные материалы - глина, дерево, солома, мох. Ложкари вытесывали простые по форме фигурки и свистульки, пытаясь с воображением обыграть развилку веток, рисунок древесины или сучок. Гончар, отдыхая от горшков, лепил зверушек, птиц, человечков и выставлял их на продажу вместе с кринками. Особой яркости такие игрушки не имели, ведь главным красящими веществами были мел, цветная глина, печная сажа. Расписанную натуральными красками игрушку стали делать уже в XIX веке, когда на нее появился устойчивый спрос. В это же время появляются новые типы игрушек – жанровые (вращающиеся с людьми карусели, движущиеся на колесиках упряжки лошадей, танцующие либо работающие человечки) и развивающие. Для того чтобы у детей развивалась сосредоточенность, усидчивость, придумывались игрушки типа «Бирюльки», когда из вороха рассыпанных бирюлек нужно было крючком вылавливать по одному предмету, не шелохнув остальные. Для четкости движений, развития глазомера, целеустремленности существовали «Бабки», «Закидушки», «Кубарь». Игрушки типа «Чижик» - способствовали развитию быстроты реакции, хваткости, ловкости, меткости.

Занятость ребенка игрой на Руси всегда считалась важным занятием: игровые постройки никогда не ломались, а начатые игры не останавливались. Взрослые верили, что умеющий играть с игрушками ребенок обязательно станет добрым и отзывчивым человеком.

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.

По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка - это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика - мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени - «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, "неразборную" матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут - начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Русская деревянная игрушка

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Русская деревянная игрушка

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, "ванька-встанька") — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный "ванька-встанька" - клоун-скоморох - расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, "выделки игрушек", был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Деревянная лошадка игрушка

История происхождения деревянной игрушки насчитывает много веков. Археологи находят на раскопках древних поселений фигуры животных и людей, вырезанные из дерева.

Игрушки изготовлялись из разных пород деревьев: берёза, осина, сосна, ива и т.д. Изображения определялись предметами, окружающими людей: это были изображения не только животных и самого человека, но и предметы быта: чашки, ложки, мебель, различные инструменты, погремушки для младенцев. Все деревянные игрушки для детей были красочно расписаны.

Одной из самых популярных игрушек, которые дошли до нашего времени является матрёшка. Изготовление матрёшек было начато на Руси в конце 19 века. Вначале она состояла из 8 вкладышей, затем количество их увеличивалось.

Первые матрёшки изображали мальчиков и девочек (девочек звали Матрёнами, отсюда появилось название игрушек – матрёшки), на последующих матрешках начали изображать жениха с невестой и их родственников, военных от генерала до солдат и многое другое. Матрёшка считается истинно русской игрушкой.

Дерево является очень удобным материалом для изготовления игрушек. Оно пластично, хорошо обрабатывается, несёт в себе природное тепло, является экологически чистым материалом. Такие игрушки легко моются, не ломаются. В наше время изготовляется огромное количество разнообразных игрушек из дерева для детей любого возраста.

Развивающие деревянные игрушки

В магазинах предлагается большое количество деревянных развивающих игрушек:

шнуровки, пазлы, рамки- вкладыши - развивают мелкую моторику пальцев рук, для самых маленьких они должны быть крупными, с маленькой ручкой.

деревянная игрушка вкладыши

деревянные игрушки

Различные каталки, машинки, автомобильчики – игры с ними учат малыша ходить, развивать другие двигательные навыки, моторику рук и ног.

Игрушки - забавы, попрыгунчики доставляют огромное удовольствие ребёнку, положительный эмоциональный настрой.

Печатки развивают речь, знакомят с окружающим миром.

Лабиринты, шашки, крестики - нолики, шахматы и другие настольные игры будут незаменимыми для развития логики, мышления, различных видов памяти у старших детей .

Если вы хотите приобрести ребёнку развивающие игрушки, то выбирайте и покупайте игрушки из дерева.

Жизнь человечества в целом, и детей в частности, не мыслима без игр и игрушек. Игрушки неразрывно связаны с культурными, бытовыми традициями, особенностями устного народного творчества той или иной областью, где в неё играли.

Археологи обнаружили доказательства, что первые игрушки были ещё в IX веке нашей эры. Доказательства эти лишь документальные, сами игрушки, конечно, не сохранились, т.к. надо учитывать особенность дерева, как материала.

Надо отметить, что самыми простыми игрушками, могли быть даже простые сучки деревьев, поструганные ножом. Сейчас, в наш век нам трудно в это поверить. Затем игрушки стали делать из шишек, еловых лапок и разных палочек. (слайд 1).

Так как деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то изображались животные, птицы, дровосеки с вязанками дров, лешие и т.д.

Игрушки всегда были важной составной частью жизни детей, и хотя прошлые игрушки явно отличаются от игрушек сегодняшнего времени, многие образы любимы и сейчас. Известно, что в Древней Греции и Римской Империи дети, как и сейчас, играли с куклами, лошадками, собачками.

В 18 веке немецкие производители очень заинтересовались деревянными игрушками и стали активно создавать разнообразные игрушки на любой вкус и достаток. Немецкие торговцы путешествовали по миру и собирали заказы на изготовление игрушек. Но все - таки эти игрушки были достаточно просты.

В 19 веке игрушки стали делать более сложные, иными словами, игрушки детализировали. Появились деревянные макеты зданий, домики, солдатики, машинки и даже поезда. (слайд 2). Очень важно то, что игрушки стали раскрашивать.

Сегодня не стоит думать, что деревянная игрушка устарела и освободила место игрушкам электронным. Разнообразные машины, грузовики, домики и так далее становятся очень популярными подарками, детям, а порой и взрослым они очень нравятся.

Производство деревянной игрушки в России.

Полено, чурка или щепка – вот с чего начинали мастерить игрушку народные резчики. В России признаны три области изготовления деревянной игрушки.

Но чем же игрушки разных областей отличаются друг от друга, казалось бы и тут лошадка и там лошадка, и тут медведь с мужиком и там медведь с мужиком… Но если их поставить рядом, отличии видны невооружённым глазом. Каждая игрушка отличается неповторимым сюжетом, композицией, уникальным решением форм. Авторы сумели найти такие художественные приёмы, которые утвердились со временем как особенности и стали стилем того или иного центра изготовления игрушки.

Русские игрушки очень и очень разнообразны: они бывают точёные и резные, бывают раскрашенные красками, бывают из чистого дерева (липы, осины, берёзы). Сегодня, несмотря на разнообразие выпускаемых игрушек, деревянная игрушка способна очаровать, доставить удовольствие и ребёнку, и взрослому.

Давайте рассмотрим области, где изготавливали игрушки.

Первая область известна с 19 века, располагается по берегам Белого моря – сейчас это Архангельская и Вологодская области. Эти игрушки отражают северность и характер северного народа. Они похожи на северных идолов, облик их достаточно скуповат.(слайд 3) Черты лица прорисованы не чётко и не выразительно. Мотивы игрушек – птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки. Русский Север, здесь каждый мужик (крестьянин, рыболов, охотник) владел топором. И легко управлялся с ним, мог вырубить украшение, домашнюю утварь или какую-нибудь куклу. Фигуры коней, птиц – это образы не просто игрушек, в те далёкие времена им присваивали магическое значение: птица несла в себе символ весны и жизни, а деревянный конь- посланник солнца.

Панка – это северная кукла. (слайд 4).Сейчас можно сказать, что она представляет собой обрубок дерева, на котором топором намечена голова в виде шара и туловище представляло собой форму конуса. Фигура не имеет рук и ног, лицо плоское не вырезанное.

Северные коники. (слайд 5). У этих игрушек короткая массивная шея, маленькая голова, могучее и огромное тело опирается на короткие ноги. Такие игрушки расписывали: на красно-оранжевом фоне рисовали кресты, клетки, штрихи. Существует описание, что эти кони представлялись как огненные небесные кони, которые олицетворяют появление весеннего солнца.

Другая область производства деревянной игрушки находится в Нижегородской губернии. Надо отметить, что этот регион вообще славится резьбой по дереву. Здесь можно увидеть прекрасные образцы домовой и корабельной резьбы. А как здесь делают ложки?! (слайд 6). Мастера очень заинтересовались деревянной игрушкой и вложили весть свой профессионализм. Художественный уровень этого промысла очень высок. Города, где изготовлялись игрушки стали – Городец, Семёнов, Пурех и другие.

Третий известный центр производства деревянной игрушки – Сергиев Посад и деревня его Богородское. Его мастера предпочитали изображение фигуры пышных, полных женщин в своих игрушках. Но кроме этого были популярны и фигуры солдат, простых мужиков и могучих лошадей. Ещё нельзя забывать об одном из главных героев фольклорного жанра – косолапый медведь. Богородские игрушки изготавливались композиционно, важно отметить, что они могли двигаться. Если подвинешь планки, то мужичок с медведем начинают стучать молоточками. (слайд 7). Богородские мастера делали разные движущиеся игрушки: двигались колёса, планки, балансировал шарик, который был подвешен под кругом. Это известная игрушка «Куры на кругу».

Матрёшка. (слайд 8). Это игрушка пришла к нам из Японии, прижилась в России, и можно сказать стала символом России. Первые матрёшки стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Роспись матрёшек отражали быт русского народа. Изображали девушек в разнообразных сарафанах, которые были раскрашены травным орнаментом. Наиболее распространёнными были зелёная, жёлтая, синяя краски. В ней располагается обычно от двух до пяти куколок, состоит из верхней и нижней части. Как говорилось выше обычно рисуется женщина в сарафане или платке. Существует мнение, что форма первой матрёшки принадлежит токарю из города Подольска. Первая российская матрёшка: восемь кукол – девочек, а самая старшая девушка с петухом.

Вот такими самобытными , замечательными игрушки славится земля русская и русский народ. (слайд 10)

Исследовательская работа ученицы о месте появления первой деревянной игрушки на Руси.

ВложениеРазмер
konkurs_issledovatelskih_rabot.docx 16.97 КБ
kopiya_otkuda_igrushka_derevyannaya_prishla..pptx 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских работ.

Тема: «Откуда игрушка деревянная к нам пришла?»

учащаяся 3-б класса

МОУ « сош № 2» г. Ртищево

учитель Дьякова С.А.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснить место появления первой деревянной игрушки в России

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: первая деревянная игрушка

ГИПОТЕЗА: место появления деревянной игрушки – средняя полоса России, Сибирь, так как там большое количество лесов

1.Опрос представителей старшего поколения о месте появления первой деревянной игрушки

2.Поиск информации по интересующему вопросу в различных источниках.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: сбор и анализ необходимой информации из разных источников

Моему братику купили деревянные кубики. Мне стало интересно, а какие игрушки были у моей мамы и бабушки в детстве. И вот что на это они ответили. Бабушка сказала, что у неё был деревянный медведь, и она очень любила с ним играть. У мамы была деревянная детская мебель. И мне стало интересно, откуда произошли первые деревянные игрушки. Я решила опросить по этому вопросу своих родственников. Дедушка сказал, что на Руси было много мест, где долгими зимними вечерами вырезали игрушки из дерева. Он читал, что в Поволжье, в Нижегородской губерниях, издавна вырезали игрушки. Папа утверждает, самыми первыми были известные – Богородские деревянные игрушки. Этой информации мне было недостаточно. Я предположила, что деревянные игрушки могли появиться, только в той местности, где было очень много леса. Лес – это деревья, а из дерева можно было вырезать и игрушки. Наверное, бедные люди первыми и стали вырезать их. Древесину на зиму они могли запасти бесплатно. Изучая природные зоны нашей страны, я узнала, что средняя полоса России, Сибирь, богата лесами. Следовательно, там и могла появиться первая деревянная игрушка. Свои предположения решила проверить. Я просмотрела энциклопедию «Всё обо всём», нашла информацию в интернете, проанализировав собранный материал, получила следующие сведения.

Я узнала, что деревянные игрушки делятся на несколько видов. Городецская деревянная игрушка знаменита с ХVШ века. У федосеевских древорезов топорная игрушка прижилась позднее, чем под Городцом, в конце ХIХ века. Семёновские умельцы переняли опыт изготовления деревянной игрушки в 20-х годах ХХ века у подмосковных мастеров.

Давным-давно на Руси древние русские деревянные игрушки - "потешки" были в обиходе восточно - славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками. Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи я узнала, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов было сообщено, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами."

Богородские деревянные игрушки появились в XV - XVI веках. Богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Следовательно, Богородская деревянная игрушка была первой деревянной игрушкой в России.

Я узнала, что первые деревянные игрушки делали в селе Богородском . Оно стоит на живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны. Богородское - село старинное. В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь. Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Село расположено в 25 км Сергиева Посада, близ Москвы.

Об истории возникновения Богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды. По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице – Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

По другой легенде говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделала им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали её Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвёз её на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась забавной и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом. Вот уже более 300 лет живут в селе Богородское резчики по дереву. Сейчас в деревне около сотни резчиков. Работают целыми семьями. Там находится фабрика по производству Богородской игрушки. При фабрике есть музей с уникальной коллекцией изделий резчиков по дереву.

Узнав о месте появления первой деревянной игрушки в России, я частично подтвердила своё предположение. Я узнала, что Богородская деревянная игрушка была одной из первых деревянных игрушек, существует более 300 лет. Мне очень хочется побывать в музее Богородской игрушки, узнать подробнее о процессе рождения игрушки, я даже стала завидовать тем детям, кто играл такими игрушками.

Результат исследования: частично подтвердил верность гипотезы

Исследовала: место появления первой деревянной игрушки в России, историю возникновения первой деревянной игрушки в России

РЕЗУЛЬТАТ: выяснила, что Богородская деревянная игрушка была первой деревянной игрушкой в России, а место её изготовления в селе Богородском, которое расположено в лесной зоне близ Москвы в 25 км Сергиева Посада

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«ОТКУДА ИГРУШКА ДЕРЕВЯННАЯ К НАМ ПРИШЛА?» Работу выполнила: у чащаяся 3 – б класса МОУ « сош № 2» г. Ртищево Ширинина Полина Руководитель: учитель Дьякова С.А.

Цель исследования: в ыяснить место появления первой деревянной игрушки в России Объект исследования: первая деревянная игрушка Гипотеза : м есто появления деревянной игрушки – средняя полоса России, Сибирь, так как там большое количество лесов Задача исследования: 1. Опрос представителей старшего поколения о месте появления первой деревянной игрушки 2. Поиск информации по интересующему вопросу в различных источниках Методы исследования: сбор и анализ необходимой информации из разных источников

Читайте также: