Почему в детских играх игрушки могут использоваться не по назначению

Обновлено: 17.05.2024

Потребность в игре и желание играть у детей используют и направляют в целях решения определенных воспитательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Понятие «Игра»……………………………………………..…………………..5
2.Сущность и значение игры для разностороннего развития ребенка…….7
3.Разнообразие подходов к проблеме происхождения игровой деятельности…………………………………………………………………….12
3.1. Зарубежные теории игры ……………………………………………. 12
3.2. Отечественные теории игры…………………………………………..14

4. Особенности своеобразия игровой деятельности…………………………21

5. Классификация детских игр………………………………………………. 25
5.1 Современная классификация детских игр…………………………….27

6. Творческие игры и игры с правилами…………………………………….28
6.1 Сходство и различие творческих игр и игр с правилами……………30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

Выполняя работу, я убедилась, что дети независимо от времени, в котором они родились и выросли, очень любят играть. Многие игры остаются любимыми у детей всех четырех поколений. Это жмурки, прятки, пятнашки, вышибалы, догонялки. У некоторых игр меняются только название. Например, в мое время и у современных детей называют игру «догонялки», родители - «башатики», а бабушки и дедушки – «салки», в мое время и у современных детей – «выбивалы», у родители – «вышибалы», бабушки и дедушки – «выбивной», в мое время и у современных детей – кандалы, родители – «Али-баба», бабушки и дедушки – «бояре».

Некоторые игры существовали только у одного поколения: у дедушек и бабушек – чехарда, лапта, клек (муха), у родителей – платочки, глухой телефончик, штандр-стоп, у девочек и мальчиков – слова, ножки, пятнашки.

Выявились и забытые игры. Это клёк (муха), городки, лапта, чехарда, невод, удочка, птицелов, волки и овцы.

Мне кажется, что поколение бабушек и дедушек, наших родителей жило беззаботно и по-детски счастливо. Для них нормальным было бегать или играть целый день, с небольшим перерывом на обед, а то и вовсе без перерыва. Летом - лапта, прятки, чехарда, жмурки, походы в лес и на реку. Зимой - катания с горок, игры в снежки, постройка крепостей из снега. Скучать приходилось лишь в дождливую погоду, так как у многих просто не было подходящей обуви и одежды.

За компьютерами наши родители не сидели - их попросту не было. Но были телевизоры, которые мы тоже любили смотреть: по субботам - АБВГДейка! По воскресеньям - «Будильник» и «Утренняя почта», на каникулах мультфильмы. Дети играли в куклы, мягкие игрушки, неваляшки, развивающие настольные игры, калейдоскоп, пупсики, маленькие кухни.

Кто сейчас из современных детей умеет играть в «Лапту», «Чехарду», «Штандр-стоп»? А ведь недавно эти игры были очень популярны и собирали целые дворы. Ведь задача родителей заключается не только в воспитании детей, но и в том, чтобы научить их играть. Так как только через игру ребёнок познаёт себя и окружающий мир вокруг.

Задание 2. Объяснить причину того, что в детских играх игрушки могут использоваться «не по назначению», как об этом пишет К.Д.Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь…»

Родители забывают, что их влияние на становление личности ребёнка очень велико прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности — игре, труде, учёбе, спорте.

А ведь как часто, придя с работы, родители приносят тяжелый груз забот этого жестокого современного мира. Они озлоблены, раздражительны, негативны в суждениях. Ссоры, оскорбления, нетерпимость друг к другу, способствуют возникновению эмоциональной неустойчивости, тревожности у ребёнка. Систематически повторяясь, тяжёлые переживания закрепляются и перерастают в озлобленность, агрессивность, мстительность, подавленность.

Родители забывают, что рядом находится маленькое существо, которому необходимо постоянное внимание. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, включается в бытовой труд, отдыхает, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь. В семье ребёнок проходит своеобразную школу любви, сострадания, доброты, чуткости, деликатности, терпимости. Из простых детских переживаний формируются высшие качества — патриотизм, коллективизм, гуманизм. Однако могут развиваться и низменные чувства — эгоизм, жадность, зависть.

Ребёнок отличается от взрослого тем, что у него нет отчётливых и ясных представлений о добре и зле, о хорошем и дурном. Часто он совершает проступки, неправильно ведёт себя по причине своей неосведомлённости, незнания элементарных норм и правил общения.

К.Д. Ушинский писал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя — существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Предметом деятельности ребенка в игре является взрослый человек — то, что он делает; то, ради чего он это делает; то, в какие отношения он вступает при этом с другими людьми. Основной мотив игры ребенка - действовать как взрослый.

Взрослым нельзя забывать, что наши дети – это отражение нас. Все, что делают они в игре, во что играют, ЭТО МЫ САМИ. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым. Поэтому задача родителей быть всегда примером в воспитании добра, сострадания, сочувствия, трудолюбия, взаимопомощи. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта.

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализо­ванной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образ­ные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущ­ность как прототипов (образов) предметов, чем они и при­влекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П.И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, поверяют ей свои радости и беды, заботятся о ней.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Осо­бенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни (кукла Барби во многих ее вари­ациях и кукла Вероника - ее российский аналог). Расши­ряется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игруш­ки, наделенные какими-либо индивидуальными особенно­стями, забавные, выполненные с легким юмором: грациоз­ная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обе­зьянка-проказница.

Для любознательных:

В 20-е гг. XX в. многие отечественные педагоги выступили с кри­тикой образных игрушек (прежде всего куклы), утверждая, что они ограничивают интересы ребенка, закрепляют пережитки прошлого быта, способствуют «мещанскому воспитанию». Любимая детская игрушка - кукла - была изгнана из детского сада. На смену ей при­шли куклы «пионер», «милиционер», «красноармеец», «рабочий», которые должны были стимулировать игры с новым социалисти­ческим содержанием.

Е.А. Флерина не согласилась с этой точкой зрения. Она прове­ла экспериментальную работу в детском саду, на основе которой выявила, что дошкольникам (и девочкам, и мальчикам) необходи­мы куклы в образе маленьких детей. В играх с ними дети усваива­ют навыки культурного семейного быта, подражают матери в ее уходе за малышами, учатся быть заботливыми, внимательными. Старшие дошкольники охотно играют с куклами в образе взрос­лых, причем мальчики предпочитают кукол с выраженной профес­сиональной принадлежностью, особенно если профессия относится к разряду героических.

Кукла давно восстановлена в своих правах, в каждой группе дошкольного учреждения можно увидеть кукол со всем кукольным «хозяйством». Но взгляды Е.А. Флериной по поводу воспитатель­ного значения игр с куклами остаются во многом нереализованны­ми. Не верите? Понаблюдайте за играми детей в «Семью», «Доч­ки-матери».

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей) Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.

Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досу­га и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы по­могают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж­ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки до­школьник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Важно также, из какого материала сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевают и кормят из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т. д. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой.

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относится к ним.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий интеллектуал ребенка. К сожалению, не все взрослые понимают это. Воспитатели детского сада должны объяснять родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Ниже предлагается фрагмент (пример) плана по разделу «Организация самостоятельной игры» в группах детей второго года жизни.

В этом возрасте сюжетно-отобразительная игра только начинает формироваться, поэтому в планах воспитательной работы намечен постепенный перевод детей от совместных игр с воспитателем к самостоятельным, в основном индивидуальным, играм с элементами воображаемой ситуации, с использованием не только разных игрушек, но и первых предметов – заместителей.

Младшая подгруппа (от 1 г. до 1,6 мес.) :

1-й день: внести в игровую комнату новую игрушечную собаку; игра воспитателя с новой игрушкой (собака бегает, лает, ест); предложить детям показать, как собачка лает, бегает, ест.

2-й день: внести в группу новую игрушечную чашку и тарелку; игра воспитателя с новыми игрушками; попросить детей найти в группе все игрушечные чашечки, предложить дать попить разным куклам, игрушечным животным.

3-й день: создать подсказывающие ситуации: новую чашку поставить перед куклой, рядом с мишкой и т. д. ; спросить, поела ли собачка, не хочет ли пить другая кукла.

4-й день: убрать из группы ложки, предназначенные для игры, внести небольшие палочки (в качестве предметов - заместителей); игра воспитателя и кормление кукол с помощью палочек вместо ложек; предложить детям покормить кукол.

5-й день: рассмотреть с детьми игрушки, внесенные на этой недели (собачка, чашка, палочка-ложка); попросить показать названные игрушки, передать действия с ними.

При учете самостоятельной игровой деятельности следует отмечать: какой вид самостоятельной деятельности дети предпочитают; с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам; во что играют (сюжет игры); как играют; взаимоотношения детей в игре; принятие роли; особенности игры.

Подобное планирование руководства игровой деятельностью помогает значительно повысить уровень детской игры.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Статья «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка имеет огромнейшее.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Цель: совершенствование умений воспитателей по данному вопросу.

План семинара-практикума :

1. Теоретическая часть

1.1. Определение предмета-заместителя, игрушки-самоделки.

1.2. Последовательность обучения игре с предметами-заместителями.

1.3. Использование проблемных ситуаций, игр-упражнений.

2. Практическая часть

2.1. Изготовление игрушек-самоделок из бросового материала.

2.2. Игра «Волшебный чемоданчик».

для педагогов при подготовке к семинару-практикуму :

1. Что такое предмет-заместитель?

2. Что такое игрушки-самоделки?

3. С какого возраста в игру детей вводятся предметы-заместители?

4. Нужно ли обучать детей играм с предметами-заместителями, игрушками-самоделками? Если нужно, то как?

5. Используются ли результаты детского творчества в играх? Если да, то как?

6. Продемонстрируйте игрушки-самоделки и способы их обыгрывания?

7. Продемонстрируйте предметы-заместители и способы их обыгрывания?

1. Теоретическая часть.

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов-заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере : дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей.

Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки. Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среды :

• Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов : ложки, утюжки и др.

Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).

• Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинает «чистить, и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете : «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую».

Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать пузырек и сказать, что это принцесса, и она очень хочет спать, или дать кубик и попросить ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются.

По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу - «машина» и др.

Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами : расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Часто бывает необходимо «обрамление» воображаемой ситуацией предметных действий ребенка : «Не праздник ли сегодня у кукол?» При бесцельном манипулировании ребенка с игрушкой воспитатель сам приписывает действию сюжетный смысл: «Что это у тебя? Это арбуз? Ты его ешь? Куклы тоже хотят арбуза». Возможно, обыгрывание случайно возникшего действия: «Что пьет кукла – молоко или чай?», а также сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: «Где ты сидишь во время обеда? Почему же кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить?»

Нужно вводить в игры кроме заместителей воображаемые предметы.

Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох».

Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях.

При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации : «Кукла Оля испачкала свое платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например:

Игра «Во что с этим можно поиграть?»

Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов.

Например: палочка – градусник, ложка, ручка; стульчик – самолет, конь; зонтик – гриб, парашют; веревка – пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы.

Игра «Что я делаю?»

Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.

Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

2. Практическая часть.

Воспитателям предлагается бросовый материал (пластмассовые баночки, коробочки, кусочки ткани, меха, шишки и т. д., бумага, клей, ножницы. Воспитатели изготавливают игрушки игрушки-самоделки. Внимание педагогов обращается на эстетичность оформления, безопасность, разнообразие способов изготовления игрушек.

Игра «Волшебный чемоданчик».

Цель: обучение педагогов приемам руководства игровыми ситуациями.

Подготовка к игре: в красочно оформленную коробку кладутся детали настольного строительного материала (деревянные, неокрашенные).

Педагог: Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нем «живут» персонажи сказок. Там и веселый Буратино, и принц с принцессой, Карабас-Барабас, и баба-Яга, и еще много тех, кого Вы любите и знаете. Хотите с ними поиграть?

Ой! Что такое? В чемоданчике вместо сказочных персонажей просто деревянные детали. Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Что же делать? Как им помочь?

Давайте мы с Вами станем Добрыми волшебниками и расколдуем сказочных героев!

Педагогам предлагается взять фломастеры, карандаши, выбрать любой предмет и превратить его в своего любимого сказочного героя.

Затем предлагается «подружить» персонажей между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.

Затем предлагается «расколдовать» еще несколько персонажей и рассказать, какие приключения с ними произошли (разыгрываются сценки сначала с двумя, затем с тремя-четырьмя персонажами).

В качестве альтернативы игра проигрывается с использованием прямых методов руководства и с директивной (направляющей) манерой обращения.

После игры обсуждаются впечатления как зрителей (т. к. не все педагоги охотно включаются в игру, так и непосредственных участников игры, делаются выводы.

Игра помогает педагогам представить и отобразить игровые действия детей, адекватно их оценить с педагогической точки зрения. Учит грамотно помогать детям в развитии сюжета игры. Подводит к мысли о «педагогическом сотрудничестве» с ребенком во время игры.

Составила ст. воспитатель Борискова Н. В.

«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Читайте также: