Подбор игрушек для дошкольников разных возрастных групп

Обновлено: 24.04.2024

На протяжении всей истории человека игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребёнком и миром.

Латинское слово для обозначения игрушек связано со словом : шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры. Французы до 1523 г. называли игрушку словом bimbelot, производя его от итальянского – bimbo (дитя); и только в 1523г. впервые встречается современное слово для игрушки Бертрам, 1912, С. 16.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль Козлова, 2000, С. 335. Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми» Александрова, 2000, С. 4.

Понятие «игрушка» трактуется разными педагогами по-разному. Так, например, отечественный педагог и психолог Е. А. Аркин под игрушкой понимает «воспроизведение в той или иной упрощённой, обобщённой и схематизированной форме предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста» [Аркин, 1968, С. 24].

Интересна позиция Н. Д. Бартрама, который рассматривал игрушку как «особый вид искусства и по своим целям, и по способам обработки форм, отражающим творческие порывы ребенка, и по своим достижениям, совмещающим в себе и живопись, и скульптуру, и декоративное искусство, и, наконец, театральное искусство» [Бартрам, 1912, С. 45].

Е. Л. Флерина считает что игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания - разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу Флерина, 1973, С. 12.

Современные педагоги, занимающиеся проблемой роли игрушки в развитии ребенка видят в игрушке - объект игры, средство преемственности культурных традиций и опыта поколений, носители содержания свойств и отношений того общественного и предметного мира, которое предстоит познать и освоить ребенку в дошкольном детстве Новоселова, 1997, С. 10.

По мнению В. Абраменковой «игрушка является специфическим средством массовой информации, поскольку в ней зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства воспитания» [Абраменкова, 2005, С. 99].

Игрушка - наиболее распространенное и традиционное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Это практически единственное культурное средство, которое уже в раннем возрасте обеспечивает переход от совместной со взрослым к индивидуальной самостоятельной деятельности ребенка, т. е. задает зону ближайшего развития Смирнова 2012, С. 26. Она выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка) Смирнова 2008, С. 6.

Основное назначение игрушки по мнению Е. Л. Флериной - дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Игрушка имеет большое общеобразовательное значение, побуждает к размышлениям, знакомит с качествами и свойствами разных материалов Флерина, 1973, С. 4.

Исследования Е. А. Аркина показали, что ребенок проявляет интерес к игрушке уже к трем месяцам. «В эволюции игр нашей девочки можно отметить следующие основные этапы : 1) с конца второго месяца (первая запись игровой деятельности относится к возрасту 0,1,21) до конца третьего месяца объектами игры служат исключительно части собственного тела - ручки, ножки; к этому же периоду относится начало лепета; 2) в возрасте 0,2,25 отмечена впервые игра с предметом (платочком, и с тех пор до конца года объектами игр все чаще служили различные цветные шарики, погремушки и т, п. ; 3) в конце пятого месяца отмечена первая игра со взрослыми… На втором этапе игры, когда объектами начинают служить предметы, отмечается, что схватывание производилось сгибанием пальчиков правой руки, левой же она придерживала предмет (шарик). Предметы - погремушки, цветные шарики, кружева, платочек и т. п. - во втором полугодии быстро вытесняют из игровой деятельности ребенка ручки и ножки» Аркин, 1968, С. 219

Для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать - превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами Флерина, 1973, С. 8

Локк отмечал, что игрушки требуют известной дозировки как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки (костяное подвешенное кольцо, цветной шарик, колокольчик, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек. Аркин, 1968, С. 231

Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития. В грудном возрасте (до года) игрушка должна стимулировать движения (протягивание рук, хватание, бросание) и простейшую ориентировку у ребенка. Первыми игрушками являются костяные кольца, подвесные шарики, погремушки, которые привлекают детей звучанием, формой, цветом.

Для детей от 1 года до 3 - 4 лет игрушка усложняется. Развитию ходьбы и бега служат мячи крупного размера, катающиеся шары, всевозможные каталки с изображением животных и птиц, бабочек (с подвижными крыльями, грузовики, автобусы, трамваи, кони на колесах и др. Указанные игрушки развивают координацию движений, ориентировку, радуют ребенка возможностью активного действия, стимулируют детские творческие игры.

У детей от 3-4 до 5-6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете.

Для детей 6-7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.).

В играх детей школьного возраста значительное место занимает разнообразная техническая игрушка Флерина, 1973, С. 52.

Многие исследователи отстаивают ценность игры и игрушки не только для детей, но и для взрослых. Одна из проблем, часто обсуждаемых в работах зарубежных авторов, - соотношение взрослого и детского мира в игрушке. В ряде работ игрушки рассматриваются как важные лингвистические символы, своеобразный язык детства. Игрушки являются языковым мостом между ребенком и взрослым. Это своеобразная «машина времени», которая позволяет взрослым вернуться в детство, а детям - почувствовать себя взрослыми. В статье T.E. Rasmussen игрушка рассматривается как своеобразные «ворота» в виртуальную реальность. С его точки зрения игрушка - это средство создания виртуального мира. В то же время для ребёнка этот мир является реальным, для дошкольника весь мир - потенциальное пространство игры или потенциальная игрушка. Амбивалентная форма игрушки позволяет действовать с ней как с другим предметом, благодаря чему происходит «превращение» или замещение предметов и создание беспредельного поля возможностей Смирнова, 2012, С. 27.

Таким образом обобщая все имеющиеся определения понятия игрушка можно сказать, что игрушка – это предмет, объект игры, средство преемственности культурных традиций и опыта поколений, средство воспитания и развития ребенка. Игра с игрушками позволяет овладеть практикой человеческих отношений, познакомиться с социальными процессами и изменениями. Игры с игрушками стимулируют внутреннюю мобильность детей. Эта мобильность позволяет ребенку «присоединиться» к более широкой, иной реальности, почувствовать себя частью мира.

Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста Основные цели и задачи развития речи у дошкольников Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения.

Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением.

Конференция «Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Конференция «Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» В преддверии нового учебного года в рамках традиционной августовской конференции 30 августа на базе МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка прошла секция.

Основные методологические подходы к обучению и воспитанию По мнению Е. В. Ушакова, категория «подход» — понятие, наименее разработанное в методологической литературе и рассматриваемое как наиболее.

Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.

Особенности чувств дошкольников. Основные направления развития чувств СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста 4 Глава II. Развитие чувств 5 2.1. Особенности.

Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста. Введение Дошкольный возраст является одним из самых интенсивных периодов развития.

Родительское собрание «Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка» Родительское собрание Тема: Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического развития ребенка. Цель: Активизация.

Родительское собрание в младшей группе «Возрастные особенности детей. Основные факторы здоровьесбережения» Протокол №1 родительского собрания младшей группы Тема: «Возрастные особенности детей. Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению.

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

6. Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

7. Хранение игрушек

Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:

1) доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

2) общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки;

3) сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Первому требованию наиболее соответствуют стеллажи с открытыми полками. Полки должны быть расположены так, чтобы дети доставали и убирали игрушки легко. Каждая игрушка должна иметь свое постоянное место. Для крупных строительных материалов целесообразнее использовать нижние полки, для сюжетно-образных полки повыше, для настольных игр -верхние полки.

Существенную роль играет и время, затрачиваемое на приготовление игрушек к игре и их уборку. Такой способ воспитывает у детей бережное отношение к игрушкам, организованность действий, чувство порядка.

Музыкальные игрушки лучше помещать в застекленные шкафчики, чтобы сохранить хорошее качество их звучания.

Расположение игрушек должно быть не только целесообразным, но и привлекательным. Народные дидактические игрушки, составляют радующее сочетание цвета, величин, форм. Сюжетно-образные игрушки-куклы, зверята, домашние животные - словно зовут к себе и как будто ждут детей.

После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке - это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

1. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2006

3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982

4. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 40810
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4–5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т.д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее – лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам (например, см. Приложение 1).

2.5 Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В.М., Просвещение, 1967. – 221–235 с.

2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.

5. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979. – 27–36 с.

6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.

8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50–69 с.

9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва

10. Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В.М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.

11. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. – М.: Просвещение, 1987. – 6–13 с.

12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

13. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.

14. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7–34 с.

15. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. – 18–23 с.

16. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 160 с.

17. Мебель-игрушка – оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. – М.: Просвещение, 1982. – 18–25 – с.

19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

20. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 15–24.

21. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. – 123–128 с.

22. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. – 90–99 с.

23. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. – 86–89 с.

24. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

25. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81–85 с.

26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

[1] Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.

[2] Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.

[3] Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.

[4] Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. – 15-24.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 53457
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации этих видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей.Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, необходимо ознакомиться с характеристикой игрушек и материалов, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

ВложениеРазмер
Рекомендации по подбору игрушек и материалов для разных видов детской деятельности 16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подбору игрушек и материалов для разных видов детской деятельности

Основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. К таким развивающим видам деятельности в раннем возрасте относятся, прежде всего, познавательно-исследовательская и игровая деятельность.

Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации этих видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётов возраста детей в конкретной группе ДОУ. Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, остановимся на характеристике игрушек и материалов, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

Игрушки для исследовательской деятельности

Познавательно- исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, внимания, мышления, речи ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок не только становится самостоятельным, независимым, но и начинает осознавать свои возможности, приобретает уверенность в своих силах. Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять — это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование буквально слито с предметными действиями, выявление свойств предметов неразрывно связано с действием, в потоке которого находится ребенок.

Постепенно экспериментирование становится целенаправленным, т.е. сознательно направленным на выявление свойств предметов. Чем полнее и разнообразнее материал, предоставленный в распоряжение ребенка, тем более полно и многогранно может осуществляться экспериментирование. Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются.

Игрушки для предметной деятельности (пирамидки, вкладыши, матрешки) должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера).

Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами — водой, воздухом, песком и т.п.

Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться. Действия ребенка с игрушкой могут значительно отличаться по степени сложности. Например, вкладывание (мисочки), нажимание (кнопки), совмещение, скатывание шариков, вращение юлы и т.д.

Игрушки, приводимые в действие каким-либо электронно-механическим способом, уместны лишь для первой половины раннего возраста. Важно подчеркнуть, что игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, не обладают развивающим потенциалом для двух - трехлетних детей. Игрушки этого вида должны требовать от ребенка проявления собственной активности и наблюдения за результатом своих действий.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы:

для предметной деятельности и для детского экспериментирования.

Для предметной деятельности нужны следующие игрушки:

1. Составные игрушки, состоящие из нескольких однотипных частей, отличающихся по одному признаку (пирамидки, вкладыши, коробки форм и т.д.).

2. Игрушки-каталки, играя с которыми малыш осваивает связь собственного движения и движение предмета. Каталки привлекают внимание малыша к движениям предмета, и тем самым развивают познавательную активность.

3. Игрушки-тренажеры, в которых отрабатывается какой-то навык (шнурование, застегивание, забивание, наматывание и т.п.). Это всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты (молотки с колышками, гайки и т.д.).

4. Подручные материалы: разнофактурные ткани, бумага, материалы природного происхождения (минералы, плоды, глина).

Игрушки для экспериментирования включает следующие группы:

1. Динамические игрушки — игрушки, которые отображают различные виды движения: качение, вращение, хождение, кувыркание. К ним относятся различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и т.д. В ряду динамических есть как образные, так и предметные игрушки.

2. Звучащие игрушки — для исследования звуковых свойств — свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны, трещотки и т.п.

3. Наборы для песка и воды — стаканчики, совочки, мельница, или специальные центры для игр с песком и водой.

4. Игрушки с сюрпризом, в которых какое-либо конкретное движение (нажатие на кнопку, поворот рычага и т.п.) вызывает яркий воспринимаемый эффект (раздается звук, выскакивает зайчик, крутится колесико). К этой же группе относятся различные игровые центры.

Очень важно правильно разместить материалы для предметной игры и экспериментирования. Их размещение определяется двумя факторами. Первое — безопасность детей, необходимость присутствия и/или присмотра педагога. Второе — забота о сохранности материалов.

Распределение материалов по зонам — взрослой и детской — приучает детей к аккуратности и бережному отношению. При размещении надо обращать внимание как на возраст детей в группе, так и на их индивидуальные особенности. Большая часть игрушек и материалов должна быть размещена в непосредственном доступе для детей. К ним относятся игрушки - тренажеры, сортировщики, каталки, волчки и юлы, нехрупкие игрушки с сюрпризом, динамические игрушки и им подобные. Удобно размещение на открытых полках стеллажей, которые в случае необходимости могут закрываться ширмами или занавесями.

Всё, что требует бережного обращения: игрушки-забавы, игры, содержащие мелкие детали и т.п. (например, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки) — должно храниться на открытых взгляду детей полках на уровне взрослых и выдаваться для использования за столом.

Инвентарь для песка и воды должен храниться отдельно и содержаться в чистоте.

Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся так называемые наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями: отдельные предметные и сюжетные картинки, серии и наборы картинок и т.п.

Данные пособия специально разработаны для детей и направлены на расширение представлений ребенка о действительности, развитие образного мышления и формирование интеллектуальных операций (классификации, сериации, сравнение, установление временных последовательностей, пространственных отношений и т.д.). Традиционно данные материалы относят к дидактическим. Однако данный термин акцентирует их обучающую направленность, что задает их противопоставление игровой деятельности.

Таким образом, познавательные действия с наглядным материалом жестко связываются с обучающими занятиями. На самом деле познавательные действия с наглядным материалом, рассматривание картинок и игра с ними вполне могут быть свободной и самостоятельной деятельностью. Кроме того, эти материалы могут стать опорой для игры, составления рассказов, картин и других видов самостоятельной деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли.


«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь".


Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"

Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно.


«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)».

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.


Использование театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности

Данный документ содержит опыт работы по использованию театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности, её влияние на развитие ребёнка.


ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Дети учатся по-разному в течение разного времени их развития. Что было захватывающим и интересным для ребенка в два года, то это может стать скучным, когда ему исполнится четыре. Попытка найти игру, которая заинтересует, и будет стимулировать ребенка, может быть трудной задачей. Есть тысячи вариантов выбора игрушек, которые претендуют стать лучшими и любимыми для вашего ребёнка.

И родители не единственные, кто принимают решения. В осознанном возрасте дети хотят тоже принимать участие в процессе выбора игрушек. Давление со стороны телевизионных рекламных роликов, навязывает детям такое понятие, что он “должен иметь” эту игрушку, даже если она не соответствует возрасту вашего ребёнка. Большинство родителей точно и быстро могут отличить популярные игрушки, так как они обычно очень дорогие и их трудно достать, поскольку каждый родитель хочет угодить своему ребёнку.

Большинство игрушек продаётся с рекомендацией возраста. Эта рекомендация включает в себя ряд факторов, таких как: возраст ребенка, предполагаемые умственные способности, и уровень зрелости. Тем не менее каждая игрушка соответствует определённому возрасту. Дети развиваются по-разному, таким образом, выбирая игрушку, важно подумать о способностях именно вашего ребенка.

Рекомендации и советы в выборе игрушек, соответствующих возрасту

- Возраст от рождения до одного года: дети этого возраста ещё не играют, но игрушки им интересны : формами, цветами, и особенно игрушки, которые издают звуки. Этих новых маленьких людей очень интересуют мягкие плюшевые животные, пищащие игрушки для ванны и большие красочные шары. Положите вашего ребенка на стеганное одеяло и подвесьте игрушку "Активная гимнастика". Активная гимнастика – это подвешенные игрушки, которые привлекают внимание малыша, и он пробует поймать, зацепить их своими ручками или ножками, что развивает его мускулатуру. Детям в этом возрасте помогает успокоиться чтение детских книжек или игра с мягкой, приятной на ощупь тканью.

- Возраст от одного года до трё х лет: поскольку каждый родитель знает, что дети в этом возрасте очень подвижны, и им также интересны механические игрушки, которые могут двигаться. Также помните, что малыши играют рядом с другими такими же детьми, так что имейте это ввиду, выбирая соответствующие возрасту игрушки. Отличным выбором для этой возрастной группы являются такие игрушки, как: коляски, маленькие тележки, игрушки, которые можно возить впереди себя или за верёвочку. Дети в этом возрасте начинают умственно развиваться и им необходимо покупать в большом количестве разноцветные карандаши, мелки и альбомы. Мелкие сборные и разборные игрушки очень нравятся детям (к сожалению, и грузовики и куклы являются частым их выбором. Именно в этом возрасте дети хотят подражать взрослым, так что покупайте им игрушечные кухни, телефоны, которые помогут им почувствовать себя мамой и папой.

- Возраст от трёх до пяти : пришло время отправляться в путь, таким образом, трехколесный велосипед является лучшим подарком для детей этой возрастной группы. Умственные способности ребёнка, также продолжают развиваться, так что пора уже покупать паззл, состоящий из крупных частей, которые можно разрезать безопасными ножницами, и эта игра позволяет развивать у ребёнка определённые навыки. Маленькие девочки любят наряжаться и организовывать чаепитие, в то время как маленькие мальчики проводят время, играя в гараж и автомобили. Дети в этом возрасте любят выкидывать причуды, так что будьте готовы к неожиданностям.

- Возраст от пяти до девяти лет: современная действительность давит с силой на эту возрастную группу и родители понимают, что приемлемы только специфические игрушки. Важно следить за тем, чтобы дети учились и развивались - для этого необходимо приобрести для них компьютерные игры и спортивное оборудование. Ребёнок растёт, и ему необходимы более сложные игры и различные дополнения, например: для большого велосипеда необходим шлем. Есть специальные обучающие механические комплекты, соответствующие этому возрасту, которые помогут, детям доступно разобраться в механизмах, заодно исследуя их. Не следует обращать внимание только на возраст, самое важное – это безопасность. Ребенок достаточно зрел, чтобы понять игрушку и разобраться в ней? В то время как ваш ребёнок хочет именно ту игрушку, которую рекламируют по телевизору, самое главное покупайте игрушки в соответствии с возрастом – это лучший способ, чтобы у вашего ребёнка было весёлое, интересное и безопасное детство.

«Познавательные интересы вашего ребёнка». Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями?.

Создание речевого центра в группе в соответствии с возрастом детей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.

Игрушки-самоделки, игрушки-заместители Игрушка самоделка, игрушки заместителиЦель: Формировать у детей социально – нравственные качества через игрушки самоделки. Овладенье детьми.

Игрушки в жизни ребёнка. Консультация для родителей Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются огромные.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребёнка» Роль игры и игрушки в жизни ребенка. В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности детей. Ребёнок проводит в игре много времени. «Игра.

Памятка для родителей «Игрушки для ребёнка» и «Секреты хорошего аппетита» «Игрушки для ребёнка» Какие игрушки приобретать детям? Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта. Двигательные.

Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка»

Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка» Плюшевые игрушки нравятся ребёнку,который любит новые ощущения и переживания,он очень впечатлителен,эмоционален и зависим от отношения.

Практико-ориентированные рекомендации «Профилактика нарушений речи в раннем возрасте: правильно выбираем игрушки для ребенка» Невозможно учить ребенка только словами. Играя с игрушками, малыш обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно.

Организация музыкальных уголков по всем группам с изменением содержания в соответствии с возрастом МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ЦЕЛЬ: ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ.

Читайте также: