Подчеркните словосочетания любимая игрушка стремительно убежать

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема урока: Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание (Обобщение и систематизация)

Цели урока: совершенствовать навыки и умения по конструированию словосочетаний, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Тестовая работа.

1. Укажите верное утверждение. Согласование:

а) Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

б) Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

в) Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

г) Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения.

2. Укажите верное утверждение. Управление:

а) Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

б) Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

в) Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

г) Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом.

3. Укажите верное утверждение. Примыкание:

а) Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

б) Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

в) Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

г) Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное.

4. Укажите словосочетание, в котором способ связи согласование:

б) Написать рецензию;

в) Думать о близких;

г) Хорошо учиться.

5. Укажите словосочетание, в котором способ связи управление:

б) Замечательный человек;

6. Укажите словосочетание, в котором способ связи примыкание:

в) Невеста на выданье;

г) Сказал волнуясь.

7. Укажите словосочетание, в котором главное слово называет предмет, а зависимое – его признак:

а) Писать письмо;

б) Серебристый шар;

г) Отвечал невежливо.

8. Это словосочетание нельзя превратить в предикативное сочетание, состоящее из подлежащего и сказуемого (перестроить в предложение):

а) Приказ директора;

б) Распоряжение начальника;

в) Весело подпрыгивать;

г) Прыжок спортсмена.

9. Укажите словосочетание, в котором главное слово называет совокупность предметов, а зависимое – предмет:

б) Табун лошадей;

в) Красивая ваза;

10. Укажите, сколько словосочетаний в предложении:

Первая победа мартовских лучей – приствольные круги.

IV. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся .

Задание 1 . Спишите сочетания слов, словосочетания подчеркните.

1 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – веселая история, быстро говорить, черное и белое, строить дома, смотреть картину, мы говорим, написать изложение, начинается рассвет, начать сначала, обличать невежество, в течение ночи.

2 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – весенний день, медленно ехать, вкусно и полезно, издавать журнал, писать письмо, все замолчали, написать сочинение, наступает ночь, сделать красиво, многонациональное государство, в продолжение дня.

3 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

Задание 2 . Спишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова, определите вид словосочетания и тип подчинительной связи.

1 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – любить жизнь, удивительная тишина, не по-летнему прохладно, спешить к дому, дремлющий лес, нашел среди цветов, бродить задумчиво, шелковое платье, увидеть из окна.

2 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – отвечать искренне, любопытный человек, внимание к ветеранам, сражаться за родину, драгоценный камень, предложили работать, украсить платье, искусство вышивания, деревянная мебель.

3 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – приведем примеры, интересный случай, не спать ночью, подниматься по лестнице, отважный человек, ветераны войны, делать медленно, любимое дело, запас продуктов.

1 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) –

1) Замените словосочетание деревянная изба, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание шаль из шерсти, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание ответственно заявил, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) –

1) Замените словосочетание ситцевое платье, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание каша из гречки, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание удивленно смотрели, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3 вариант (учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) -

1) Замените словосочетание бесформенный комок, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание голоса птиц, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание изумленно разглядывали, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 4 . Из данного предложения выписать все словосочетания, определить тип подчинительной связи.

На дворе стояла совершенно темная, непроницаемая ночь.

V. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Задание 5. Расположите компоненты приведенных ниже словосочетаний в наиболее естественном для каждого из них порядке. Сформулируйте правила порядка слов, действующие в сданных словосочетаниях.

Очень вежливый, бутылки горлышко, произносить четко, без капюшона куртка. Желание отдохнуть, ясный взор, по вечерам гулять, портфель мой, навзрыд плакать.

(При согласовании зависимое слово ставится перед главным: ясный взор, мой портфель. При управлении зависимое слово ставится после главного: горлышко бутылки, куртка без капюшона, гулять по вечерам. При примыкании такого общего правила нет. Порядок слов в словосочетаниях с примыканиями следует связывать с морфологическим и словообразовательными свойствами зависимых слов: а) перед главным ставится зависимое слово, являющееся наречием меры и степени: очень вежливый, четко произносить; б) после главного ставится зависимое слово, выраженное инфинитивом и другими наречиями (не на-о, не меры и степени): желание отдохнуть, плакать навзрыд)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

ü Дайте определение термину словосочетание.

ü Какова структура словосочетания?

ü С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?

ü Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

VII. Домашнее задание .

1) Повторить правило параграфа 14 и запись-таблицу в тетради;

2) Выпишите словосочетания из предложения и подпишите тип подчинительной связи.

Она не дослушала, отошла прочь, села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор: кажется, княжна ответила на его мудрые фразы довольно рассеянно и неудачно… (М.Ю. Лермонтов)

Используемая литература :

1) Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский зык. 8 класс» / Л.А. Аксенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 239 с.

2) Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзмен», 2009. – 221 с.

3) Никулина М.Ю. Зачетные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» ФГОС (к новому учебнику) / М.Ю. Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 93 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

6) Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков /Г.Е.Фефилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 195 с.: табл. - (Педагогический конспект)

Любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Любить× жизнь — управление

удивительная тишина× — согласование

не по-летнему прохладно× — примыкание

спешить× к дому — управление

дремлющий лес× — согласование

нашёл× среди цветов — управление

бродить× задумчиво — примыкание

шёлковое платье× — согласование

увидеть× из окна — управление

Главное слово×

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Мы отошли далеко от нашего дома, увлечённые разговором.

От нашего дома — словосочетание;

главное слова — дома, существительное,

зависимое — (какого?) нашего, местоимение,

именное, согласование, определительные отношения.

Подчеркните словосочетания любимая игрушка

1. Подчеркните словосочетания.

Любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Любить× жизнь — управление

удивительная тишина× — согласование

не по-летнему прохладно× — примыкание

спешить× к дому — управление

дремлющий лес× — согласование

нашёл× среди цветов — управление

бродить× задумчиво — примыкание

шёлковое платье× — согласование

увидеть× из окна — управление

Главное слово×

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Мы отошли далеко от нашего дома, увлечённые разговором.

От нашего дома — словосочетание;

главное слова — дома, существительное,

зависимое — (какого?) нашего, местоимение,

именное, согласование, определительные отношения.

Урок по русскому языку на тему «Словосочетание как единица синтаксиса» (Обобщение)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание (Обобщение и систематизация)

Цели урока: совершенствовать навыки и умения по конструированию словосочетаний, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Проверка домашнего задания.

Укажите верное утверждение. Согласование:

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения.

Укажите верное утверждение. Управление:

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом.

Укажите верное утверждение. Примыкание:

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное.

Укажите словосочетание, в котором способ связи согласование:

Думать о близких;

Укажите словосочетание, в котором способ связи управление:

Укажите словосочетание, в котором способ связи примыкание:

Невеста на выданье;

Укажите словосочетание, в котором главное слово называет предмет, а зависимое – его признак:

Это словосочетание нельзя превратить в предикативное сочетание, состоящее из подлежащего и сказуемого (перестроить в предложение):

Укажите словосочетание, в котором главное слово называет совокупность предметов, а зависимое – предмет:

Укажите, сколько словосочетаний в предложении:

Первая победа мартовских лучей – приствольные круги.

Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся .

Задание 1 . Спишите сочетания слов, словосочетания подчеркните.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – веселая история, быстро говорить, черное и белое, строить дома, смотреть картину, мы говорим, написать изложение, начинается рассвет, начать сначала, обличать невежество, в течение ночи.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – весенний день, медленно ехать, вкусно и полезно, издавать журнал, писать письмо, все замолчали, написать сочинение, наступает ночь, сделать красиво, многонациональное государство, в продолжение дня.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

Задание 2 . Спишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова, определите вид словосочетания и тип подчинительной связи.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – любить жизнь, удивительная тишина, не по-летнему прохладно, спешить к дому, дремлющий лес, нашел среди цветов, бродить задумчиво, шелковое платье, увидеть из окна.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – отвечать искренне, любопытный человек, внимание к ветеранам, сражаться за родину, драгоценный камень, предложили работать, украсить платье, искусство вышивания, деревянная мебель.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – приведем примеры, интересный случай, не спать ночью, подниматься по лестнице, отважный человек, ветераны войны, делать медленно, любимое дело, запас продуктов.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) –

Замените словосочетание деревянная изба , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание шаль из шерсти , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание ответственно заявил , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) –

Замените словосочетание ситцевое платье , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание каша из гречки , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание удивленно смотрели , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) —

Замените словосочетание бесформенный комок , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание голоса птиц , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание изумленно разглядывали , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 4 . Из данного предложения выписать все словосочетания, определить тип подчинительной связи.

На дворе стояла совершенно темная, непроницаемая ночь.

Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Задание 5. Расположите компоненты приведенных ниже словосочетаний в наиболее естественном для каждого из них порядке. Сформулируйте правила порядка слов, действующие в сданных словосочетаниях.

Очень вежливый, бутылки горлышко, произносить четко, без капюшона куртка. Желание отдохнуть, ясный взор, по вечерам гулять, портфель мой, навзрыд плакать.

(При согласовании зависимое слово ставится перед главным: ясный взор, мой портфель. При управлении зависимое слово ставится после главного: горлышко бутылки, куртка без капюшона, гулять по вечерам. При примыкании такого общего правила нет. Порядок слов в словосочетаниях с примыканиями следует связывать с морфологическим и словообразовательными свойствами зависимых слов: а) перед главным ставится зависимое слово, являющееся наречием меры и степени: очень вежливый, четко произносить; б) после главного ставится зависимое слово, выраженное инфинитивом и другими наречиями (не на-о, не меры и степени): желание отдохнуть, плакать навзрыд)

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Дайте определение термину словосочетание .

Какова структура словосочетания?

С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?

Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

Повторить правило параграфа 14 и запись-таблицу в тетради;

Выпишите словосочетания из предложения и подпишите тип подчинительной связи.

Она не дослушала, отошла прочь, села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор: кажется, княжна ответила на его мудрые фразы довольно рассеянно и неудачно… (М.Ю. Лермонтов)

Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский зык. 8 класс» / Л.А. Аксенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 239 с.

Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзмен», 2009. – 221 с.

Никулина М.Ю. Зачетные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» ФГОС (к новому учебнику) / М.Ю. Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 93 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков /Г.Е.Фефилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 195 с.: табл. — (Педагогический конспект)

Подчеркните словосочетания любимая игрушка стремительно убежать

1. Подчеркните словосочетания.

Любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Любить× жизнь — управление

удивительная тишина× — согласование

не по-летнему прохладно× — примыкание

спешить× к дому — управление

дремлющий лес× — согласование

нашёл× среди цветов — управление

бродить× задумчиво — примыкание

шёлковое платье× — согласование

увидеть× из окна — управление

Главное слово×

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Мы отошли далеко от нашего дома, увлечённые разговором.

От нашего дома — словосочетание;

главное слова — дома, существительное,

зависимое — (какого?) нашего, местоимение,

именное, согласование, определительные отношения.

Подчеркните словосочетания любимая игрушка стремительно убежать

1. Подчеркните словосочетания.

Любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Любить× жизнь — управление

удивительная тишина× — согласование

не по-летнему прохладно× — примыкание

спешить× к дому — управление

дремлющий лес× — согласование

нашёл× среди цветов — управление

бродить× задумчиво — примыкание

шёлковое платье× — согласование

увидеть× из окна — управление

Главное слово×

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Мы отошли далеко от нашего дома, увлечённые разговором.

От нашего дома — словосочетание;

главное слова — дома, существительное,

зависимое — (какого?) нашего, местоимение,

именное, согласование, определительные отношения.

Урок по русскому языку на тему «Словосочетание как единица синтаксиса» (Обобщение)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание (Обобщение и систематизация)

Цели урока: совершенствовать навыки и умения по конструированию словосочетаний, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Проверка домашнего задания.

Укажите верное утверждение. Согласование:

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения.

Укажите верное утверждение. Управление:

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом.

Укажите верное утверждение. Примыкание:

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное.

Укажите словосочетание, в котором способ связи согласование:

Думать о близких;

Укажите словосочетание, в котором способ связи управление:

Укажите словосочетание, в котором способ связи примыкание:

Невеста на выданье;

Укажите словосочетание, в котором главное слово называет предмет, а зависимое – его признак:

Это словосочетание нельзя превратить в предикативное сочетание, состоящее из подлежащего и сказуемого (перестроить в предложение):

Укажите словосочетание, в котором главное слово называет совокупность предметов, а зависимое – предмет:

Укажите, сколько словосочетаний в предложении:

Первая победа мартовских лучей – приствольные круги.

Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся .

Задание 1 . Спишите сочетания слов, словосочетания подчеркните.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – веселая история, быстро говорить, черное и белое, строить дома, смотреть картину, мы говорим, написать изложение, начинается рассвет, начать сначала, обличать невежество, в течение ночи.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – весенний день, медленно ехать, вкусно и полезно, издавать журнал, писать письмо, все замолчали, написать сочинение, наступает ночь, сделать красиво, многонациональное государство, в продолжение дня.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

Задание 2 . Спишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова, определите вид словосочетания и тип подчинительной связи.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – любить жизнь, удивительная тишина, не по-летнему прохладно, спешить к дому, дремлющий лес, нашел среди цветов, бродить задумчиво, шелковое платье, увидеть из окна.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – отвечать искренне, любопытный человек, внимание к ветеранам, сражаться за родину, драгоценный камень, предложили работать, украсить платье, искусство вышивания, деревянная мебель.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – приведем примеры, интересный случай, не спать ночью, подниматься по лестнице, отважный человек, ветераны войны, делать медленно, любимое дело, запас продуктов.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) –

Замените словосочетание деревянная изба , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание шаль из шерсти , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание ответственно заявил , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) –

Замените словосочетание ситцевое платье , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание каша из гречки , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание удивленно смотрели , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) —

Замените словосочетание бесформенный комок , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание голоса птиц , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание изумленно разглядывали , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 4 . Из данного предложения выписать все словосочетания, определить тип подчинительной связи.

На дворе стояла совершенно темная, непроницаемая ночь.

Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Задание 5. Расположите компоненты приведенных ниже словосочетаний в наиболее естественном для каждого из них порядке. Сформулируйте правила порядка слов, действующие в сданных словосочетаниях.

Очень вежливый, бутылки горлышко, произносить четко, без капюшона куртка. Желание отдохнуть, ясный взор, по вечерам гулять, портфель мой, навзрыд плакать.

(При согласовании зависимое слово ставится перед главным: ясный взор, мой портфель. При управлении зависимое слово ставится после главного: горлышко бутылки, куртка без капюшона, гулять по вечерам. При примыкании такого общего правила нет. Порядок слов в словосочетаниях с примыканиями следует связывать с морфологическим и словообразовательными свойствами зависимых слов: а) перед главным ставится зависимое слово, являющееся наречием меры и степени: очень вежливый, четко произносить; б) после главного ставится зависимое слово, выраженное инфинитивом и другими наречиями (не на-о, не меры и степени): желание отдохнуть, плакать навзрыд)

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Дайте определение термину словосочетание .

Какова структура словосочетания?

С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?

Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

Повторить правило параграфа 14 и запись-таблицу в тетради;

Выпишите словосочетания из предложения и подпишите тип подчинительной связи.

Она не дослушала, отошла прочь, села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор: кажется, княжна ответила на его мудрые фразы довольно рассеянно и неудачно… (М.Ю. Лермонтов)

Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский зык. 8 класс» / Л.А. Аксенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 239 с.

Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзмен», 2009. – 221 с.

Никулина М.Ю. Зачетные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» ФГОС (к новому учебнику) / М.Ю. Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 93 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков /Г.Е.Фефилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 195 с.: табл. — (Педагогический конспект)

Подчеркните словосочетания любимая игрушка стремительно убежать розы и левкои

1. Подчеркните словосочетания.

Любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Любить× жизнь — управление

удивительная тишина× — согласование

не по-летнему прохладно× — примыкание

спешить× к дому — управление

дремлющий лес× — согласование

нашёл× среди цветов — управление

бродить× задумчиво — примыкание

шёлковое платье× — согласование

увидеть× из окна — управление

Главное слово×

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Мы отошли далеко от нашего дома, увлечённые разговором.

От нашего дома — словосочетание;

главное слова — дома, существительное,

зависимое — (какого?) нашего, местоимение,

именное, согласование, определительные отношения.

Урок по русскому языку на тему «Словосочетание как единица синтаксиса» (Обобщение)

Тема урока: Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание (Обобщение и систематизация)

Цели урока: совершенствовать навыки и умения по конструированию словосочетаний, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Проверка домашнего задания.

Укажите верное утверждение. Согласование:

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения.

Укажите верное утверждение. Управление:

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом.

Укажите верное утверждение. Примыкание:

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком же падеже, который требуется главным словом;

Вид связи, при котором зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу;

Вид связи, при котором между словами существуют предикативные отношения;

Способ подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное.

Укажите словосочетание, в котором способ связи согласование:

Думать о близких;

Укажите словосочетание, в котором способ связи управление:

Укажите словосочетание, в котором способ связи примыкание:

Невеста на выданье;

Укажите словосочетание, в котором главное слово называет предмет, а зависимое – его признак:

Это словосочетание нельзя превратить в предикативное сочетание, состоящее из подлежащего и сказуемого (перестроить в предложение):

Укажите словосочетание, в котором главное слово называет совокупность предметов, а зависимое – предмет:

Укажите, сколько словосочетаний в предложении:

Первая победа мартовских лучей – приствольные круги.

Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся .

Задание 1 . Спишите сочетания слов, словосочетания подчеркните.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – веселая история, быстро говорить, черное и белое, строить дома, смотреть картину, мы говорим, написать изложение, начинается рассвет, начать сначала, обличать невежество, в течение ночи.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – весенний день, медленно ехать, вкусно и полезно, издавать журнал, писать письмо, все замолчали, написать сочинение, наступает ночь, сделать красиво, многонациональное государство, в продолжение дня.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски) – любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

Задание 2 . Спишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова, определите вид словосочетания и тип подчинительной связи.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – любить жизнь, удивительная тишина, не по-летнему прохладно, спешить к дому, дремлющий лес, нашел среди цветов, бродить задумчиво, шелковое платье, увидеть из окна.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – отвечать искренне, любопытный человек, внимание к ветеранам, сражаться за родину, драгоценный камень, предложили работать, украсить платье, искусство вышивания, деревянная мебель.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) – приведем примеры, интересный случай, не спать ночью, подниматься по лестнице, отважный человек, ветераны войны, делать медленно, любимое дело, запас продуктов.

1 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) –

Замените словосочетание деревянная изба , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание шаль из шерсти , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание ответственно заявил , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) –

Замените словосочетание ситцевое платье , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание каша из гречки , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание удивленно смотрели , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3 вариант ( учащиеся работают в тетради, один ученик у доски ) —

Замените словосочетание бесформенный комок , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание голоса птиц , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание изумленно разглядывали , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 4 . Из данного предложения выписать все словосочетания, определить тип подчинительной связи.

На дворе стояла совершенно темная, непроницаемая ночь.

Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Задание 5. Расположите компоненты приведенных ниже словосочетаний в наиболее естественном для каждого из них порядке. Сформулируйте правила порядка слов, действующие в сданных словосочетаниях.

Очень вежливый, бутылки горлышко, произносить четко, без капюшона куртка. Желание отдохнуть, ясный взор, по вечерам гулять, портфель мой, навзрыд плакать.

(При согласовании зависимое слово ставится перед главным: ясный взор, мой портфель. При управлении зависимое слово ставится после главного: горлышко бутылки, куртка без капюшона, гулять по вечерам. При примыкании такого общего правила нет. Порядок слов в словосочетаниях с примыканиями следует связывать с морфологическим и словообразовательными свойствами зависимых слов: а) перед главным ставится зависимое слово, являющееся наречием меры и степени: очень вежливый, четко произносить; б) после главного ставится зависимое слово, выраженное инфинитивом и другими наречиями (не на-о, не меры и степени): желание отдохнуть, плакать навзрыд)

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Дайте определение термину словосочетание .

Какова структура словосочетания?

С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?

Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

Повторить правило параграфа 14 и запись-таблицу в тетради;

Выпишите словосочетания из предложения и подпишите тип подчинительной связи.

Она не дослушала, отошла прочь, села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор: кажется, княжна ответила на его мудрые фразы довольно рассеянно и неудачно… (М.Ю. Лермонтов)

Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский зык. 8 класс» / Л.А. Аксенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 239 с.

Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзмен», 2009. – 221 с.

Никулина М.Ю. Зачетные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» ФГОС (к новому учебнику) / М.Ю. Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 93 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков /Г.Е.Фефилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 195 с.: табл. — (Педагогический конспект)

Словосочетание

1. Подчеркните словосочетания.

Весёлая история, быстро говорить, чёрное и белое, строить дома, смотреть картину, мы говорим, написать изложение, начинается рассвет, начать сначала, обличать невежество, в течение ночи.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

подниматься по лестнице …

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Вдали виднелась берёзовая роща, залитая солнцем.

4. 1) Замените словосочетание бесформенный комок, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание голоса птиц, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание изумлённо разглядывали, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Работа над ошибками

1. Подчеркните словосочетания.

Весенний день, медленно ехать, вкусно и полезно, издавать журнал, писать письмо, все замолчали, написать сочинение, наступает ночь, сделать красиво, многонациональное государство, в продолжение дня.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

внимание к ветеранам …

сражаться за родину …

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Осенние листья чуть шумели в саду.

4. 1) Замените словосочетание деревянная изба, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание шаль из шерсти, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание ответственно заявил, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Работа над ошибками

1. Подчеркните словосочетания.

Любимая игрушка, стремительно убежать, розы и левкои, вследствие дождя, покрыты снегом, сжечь дотла, дует ветер, поющие птицы, я приехал, тяжело дышать, клеить обои.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

не по-летнему прохладно …

нашёл среди цветов …

увидеть из окна …

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Мы отошли далеко от нашего дома, увлечённые разговором.

4. 1) Замените словосочетание радостный восторг, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание каша из гречки, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание удивлённо смотрели, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Работа над ошибками

1. Подчеркните словосочетания.

Утренняя свежесть, тихо произнести, хорошо и быстро, между строк, строить здание, посетить музей, кто-то позвонил, увидеть достопримечательность, солнце садится, вырезать ровно, домотканая скатерть.

2. Укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях.

уважение к старикам …

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Выполните синтаксический разбор одного из них.

Пасмурный день медленно подходил к концу.

4. 1) Замените словосочетание ситцевое платье, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2) Замените словосочетание платок из шёлка, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание грустно посмотрел, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

1. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?
1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза;
2) немного испугаться, зарабатывать популярность, вспоминая молодость,
читающий статью;
3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко
разговаривать;
4) низкорослая берёза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля.
2. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?
1) далеко от родных, известный всем, умытой листвой, справедливый
приговор;
2) какого-то незнакомца, лисьи повадки, этот человек, первое место;

3) зелёная травка, незадолго до праздника, его друг, что-нибудь интересное;
4) кофе по-варшавски, нечто важное, другая сторона, каждый из
присутствующих.
3. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
1) обучать грамоте, отвечал не глядя, печь из муки, живущий рядом;
2) благодарить учителя, листья дуба, сообщить подробности, объяснять что-
либо;
3) проанализировал ситуацию, уходить рано, посаженный отцом, дикий
север;
4) возразить сыну, из нескольких компонентов, льётся отвесно, каждый
человек.
4. В каком ряду даны все словосочетания со связью управления?
1) увидеть кого-нибудь, известный всем, моросящие дожди, тускнеющая на
глазах;
2) трое в лодке, ваза из стекла, любой из уехавших, откуда-то из темноты;
3) прочитать роман, сверкая на снегу, остановившийся у дороги, трава на
лугу.
4) четыре стены, переведённый на английский, заходящее солнце, во втором
ряду.
5. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
1) любуясь пейзажем, восходящая луна, сомневаюсь в успехе, песня весны;
2) неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдёт непременно, рычать по-
звериному;
3) открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, волчья пасть;
4) гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание,
удостоить внимания.
6. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
1) рассказывая о книге, справа от аллеи, по-летнему жарко, основываться на
фактах;
2) весьма занятно, искать впотьмах, очень занятно, ошибочно критиковать;
3) неожиданно заболеть, отдел кадров, идти вперёд, размышляя о будущем;
4) её признание, где-то вдали, далеко от дома, уехать зимой.

7. В каком ряду одно из сочетаний слов не является словосочетанием?
1) пробежав по полю, хлопочущая хозяйка, наша судьба, беспокоиться
напрасно;
2) его пароль, что-то важное, пройти пешком, добрый совет;
3) бить баклуши, тревожиться о сыне, полюбить её, вялый из-за болезни;
4) дружеские отношения, благодаря за приём, пятый с краю, прекрасно
понимая.
8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование:
Давно я не читал книги, которая бы произвела на меня такое впечатление.
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление:
Наскоро поужинав, Егор вышел на двор.
10. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание:
Они быстро поднялись и вышли из комнаты, озадачив присутствующих
своим поведением.

Читайте также: