Подкидыш раневская выбирает игрушку девочке

Обновлено: 18.05.2024

Оригинальное название: «Подкидыш»
Жанр: семейная комедия
Формат: черно-белый, полнометражный
Режиссер: Татьяна Лукашевич
Авторы сценария: Агния Барто, Рина Зеленая
Актеры: Вероника Лебедева, Дима Глухов, Ольга Жизнева, Рина Зеленая, Фаина Раневская, Петр Репнин, Ростислав Плятт, Татьяна Барышева, Витя Бойко, Эля Быковская, Виктор Громов, Андрей Старостин, Станислав Леута, Лев Аннинский, Николай Арский, Иван Лобызовский, Федор Одиноков, Николай Орлов, Анатолий Папанов, Лев Иванов
Оператор: Семен Шейнин
Композитор: Николай Крюков
Художник-постановщик: Василий Комарденков
Монтаж: Клавдия Москвина
Длительность: 1 час 08 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: «Мосфильм»
Год: 1939
Премьера: 27 января 1940 года

Художественный фильм «Подкидыш» был снят на студии «Мосфильм» в 1939 году по сценарию Агнии Барто и Рины Зеленой. Это первая советская семейная комедия. Фаина Раневская сыграла в этом фильме роль Ляли, немолодой бездетной женщины, страстно обожающей детей. Фраза «Муля, не нервируй меня», сказанная Лялей ее мужу-подкаблучнику, была придумана самой Раневской. Именно эта фраза преследовала Фаину Георгиевну в течение всей ее жизни.

Сюжет

События происходят в конце 1930-х годов в Москве. Мать едет снимать дачу на лето и просит присмотреть за пятилетней Наташей старшего сына Юру. Но Юра занят своими «важными делами» и не хочет следить за девчонкой. К нему приходят друзья, а маленькая Наташа потихоньку уходит из дома и отправляется в свое длинное путешествие. Она идет в детский сад вместе с детсадовскими детьми, но незаметно уходит и оттуда. После этого попадает в коммунальную квартиру холостого геолога и дамы-стоматолога, которые проявляют искреннее участие к девочке, и геолог даже намерен ее удочерить. Но пока между соседями происходит спор по поводу методов воспитания детей, непоседа уходит из квартиры вслед за кошкой. Догоняя кошку, Наташка выбегает на проезжую часть и едва не попадает под машину. В собравшейся возле плачущей девочки толпе оказывается супружеская пара, Ляля и Муля, и женщина вызывается отвести ребенка в ближайшее отделение милиции. По дороге выясняется, что женщина решила удочерить девочку, а потому намерена везти ребенка не в милицию, а на дачу. Муля пытается возражать, но Ляля, которая привыкла руководить мягким и безвольным супругом, настаивает на своем.

Брат Наташи Юра, обнаружив пропажу сестры, бежит ее искать. Милиционер Сергеев организовывает ее поиски, он опрашивает всех, кто ее видел, но безуспешно. Тем временем семейная пара на вокзале ждет электричку, чтобы ехать на дачу. Пока Ляля, оставив «новоиспеченную дочь» с мужем, идет покупать для неё игрушки, девочка уходит от рассеянного Мули и оказывается в толпе, встречающей футбольную команду. Распорядитель встречи, приняв Наташку за ребенка, которые должен преподнести футболистам цветы, уводит ее с собой.

История заканчивается вполне благополучно, Наташу нашел и привел домой уполномоченный Сергеев. Вечер. Девочка на руках у мамы. Мама поет колыбельную, а сонная дочка ей говорит: «Мама, давай завтра вместе заблудимся».

Интересные факты

Прочитав сценарий «Подкидыша», Раневская спросила авторов: «Скажите правду, сценаристы роль Ляли писали под меня?»

Никто из детей, сыгравших в фильме, в кино более не снимался. Вероника Лебедева, сыгравшая Наташу, после замужества сменила фамилию на Синицыну и в 1970-е годы работала редактором и рецензентом в ряде московских издательств, затем преподавала английский язык; в настоящее время на пенсии, проживает в Москве. Дмитрий Глухов (Юра) умер в 2006 году. Элина Быковская (Нина), по одним данным, скончалась в Москве после войны от онкологического заболевания; по другим неподтверждённым данным, во время войны была вывезена из Москвы на эвакопоезде и погибла при бомбёжке. Лев Аннинский (мальчик в детском саду) ныне является литературоведом. В одном из эпизодов снялась известная в будущем тренер по фигурному катанию Елена Чайковская.

В эпизодах, где Наташа подходит к продавцу воздушных шаров и знакомится с детьми из детского садика, можно увидеть панораму Чистых прудов, в других сценах показаны улица Горького, начало Ленинского проспекта (который тогда назывался Большой Калужской улицей), ВСХВ и Большая Ростокинская (ныне ВДНХ и проспект Мира), Манежная площадь, угол Моховой и Коминтерна (Воздвиженки). В кадрах фильма можно увидеть весь московский транспорт довоенных лет — автомобили ГАЗ-М1, ЗИС-101, ГАЗ-АА, автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16, троллейбус ЯТБ-3, трамвайные вагоны БФ и М-38, а также вестибюль метро «Площадь Свердлова» («Театральная»).

Эпизод со встречей футбольной команды снимался на Белорусском вокзале: в одном из кадров видны путепровод Ленинградского проспекта над железной дорогой и дом № 2 по 1-ой улице Ямского поля. В эпизоде принимали участие футболисты московского «Спартака» — Андрей Старостин и Станислав Леута.

Рина Зеленая вспоминала: «Фаина Георгиевна Раневская, создавшая ярчайший характер особы, непреклонно, с большим апломбом разговаривающей со всеми и не терпящей возражений, после выхода картины на экран буквально не могла спокойно пройти по улице. Эта фраза: "Муля, не нервируй меня" (лейтмотив ее роли), произносимая ею с неподражаемой интонацией, настолько запомнилась, что дети повсюду бегали за ней, крича: "Здравствуй, Муля!", "Муля, не нервируй меня!". Раневская злилась и бесновалась, но это ничего не меняло. В одном из своих интервью Фаина Георгиевна сообщала, что эта роль не принесла ей никакого удовлетворения. А недавно Раневская рассказывала: "Случалось, что во время съемок "Подкидыша" нам приходилось сниматься на шумной улице Горького; тут же репетировать и записывать фонограмму. Толпа нас окружала постоянно, несмотря на все усилия милиции. У меня лично было такое чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний". Но как ни странно, в один из прекрасных осенних дней во время нашей прогулки по Ботаническому саду Раневская через тридцать лет прочла мне от слова до слова монолог из этой нелюбимой роли. »

На съемках фильма «Подкидыш» к Фаине Георгиевне пришла интересная мысль о сходстве актерской и учительской профессий: «На экраны нашей страны вышел один из самых моих любимых фильмов — «Подкидыш». В работе над этим фильмом я убедилась, что актеру в какой-то степени всегда необходимо обладать даром педагога. Вы помните сюжет? Муж и жена нашли девочку и стали ее воспитывать. Я играла роль жены, и маленькую Веронику Лебедеву, исполнявшую роль нашей юной героини, мне пришлось воспитывать в самом буквальном смысле слова. Сейчас я вспоминаю это с удовольствием. С детьми работать всегда трудно. В кино, наверное, особенно. Там своя специфика, свои подчас изнурительные условия. Актер должен всегда чувствовать партнера независимо от того, ребенок это или нет. Должен понять мир ребенка. Потому и родственны наши профессии — актера и школьного учителя. »

Как анекдот, рассказывают случай, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, вручая Раневской по случаю восьмидесятилетия орден Ленина, вместо приветствия сказал: «А вот идет наш Муля, не нервируй меня!» Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».

Холостяк кормит Наташу консервами из крабов и маринованными огурцами. При просмотре этого эпизода может сложиться впечатление, что в нем ненавязчиво подчеркивается благополучие советского быта того времени. На самом деле, в 30-е годы крабы были весьма популярным продуктом питания (что-то вроде пиццы или суши в наше время) и не считались особым деликатесом.

В роли мальчика, который хочет быть «танкистом, доктором, а по выходным дням — пожарной машиной», снялся будущий известный литературовед Лев Аннинский.

В годы Великой Отечественной войны негатив фильма погиб во время бомбардировок. В Госфильмофонде СССР сохранилась позитивная копия, которая в 1950-х годах подверглась небольшим купюрам. В 1988 году фильм подвергся реставрации и был снова выпущен в прокат. Некоторые сцены и музыка были переозвучены, кадры с памятником Сталину на ВСХВ (ВДНХ) были удалены, а общее качество звука оказалось невысоким. Именно этот вариант был колоризирован в 2010 году.

Цитаты из фильма

— Муля, не нервируй меня!

— Муля, одень шапочку, одень, а то лысинку простудишь!

— Я выходная после выходного, и после выходного опять я буду выходная.

— У нас так в 57 квартире — старушка попросила воды напиться. Потом хватились — пианины нету.

— Вы хотите отравить ребенка?

— В конце концов это мой ребенок, чем хочу, тем и кормлю.

— Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову — или ехать на дачу?

— Я буду танкистом.

— Тебе нельзя, ты еще маленький.

— Тогда я буду милиционером.

— Нельзя, маленький потому что.

— А пограничной собакой я могу быть?

— Пограничной собакой — можешь.

— Это у вас подводная лошадь?

— Таких не бывает!

— Нет, бывает: вот подвода, а вот лошадь.

— Не соси пальчик, девочка.

— Я категорически вас прошу не вмешиваться в воспитание моего ребенка! Соси пальчик, девочка, соси на здоровье!

— Я как зубной врач вам заявляю, что вы понятия не имеете, как с детьми обращаться!

— Если кошка вдруг махнет хвостом, то на этот хлеб ляжет в среднем до ста миллионов микробов!

— (девочка кошке) Помаши хвостиком, помаши. Ага, ничего и не село!

— Если мне понадобится врач, то я обращусь в детскую консультацию, а не к зубному врачу!


Советская комедия для всей семьи с Вероникой Лебедевой, Димой Глуховым, Ольгой Жизневой, Фаиной Раневской, Риной Зеленой, Ростиславом Пляттом и Петром Репниным в главных ролях, поставленная Татьяной Лукашевич.

Сюжет фильма Подкидыш

Действие фильма "Подкидыш" происходит в Москве во второй половине 1930-х годов. Мама (Ольга Жизнева), с утра отправившись по делам, поручила своему старшему сыну, пионеру Юре (Дима Глухов) присматривать за младшей сестренкой – пятилетней Наташей (Вероника Лебедева). Дело в том, что у домработницы Ариши (Рина Зеленая) был выходной, и малышку не с кем было оставить.

Однако мальчик, занятый разговором с пришедшими к нему одноклассниками Ниной (Эля Быковская) и Алешей (Витя Бойко), не заметил, как Наташа выскользнула из квартиры. Впервые оказавшись на улице одна, девочка не растерялась и не заплакала, а задумала прогуляться по городу. Она познакомилась с детьми, играющими на бульваре, а когда началась гроза, вместе с ними пришла в детский сад.

Воспитательница, обнаружив среди своих воспитанников нового ребенка, решила вернуть его родителям, но пока она звонила по телефону в группу розыска пропавших детей, Наташа вышла за дверь и отправилась дальше.

По дороге она зашла в гости к геологу (Ростислав Плятт), решившему, что девочку ему подкинули, а затем продолжила свое путешествие. Вскоре Наташу взяли под свою опеку супруги Ляля (Фаина Раневская) и Муля (Петр Репниин).

Тем временем Юра, обнаружив, что сестренка пропала, начал ее поиски. Ему на помощь пришел Алеша со своей собакой, которая по его словам, в момент выйдет на след беглянки и разыщет ее. Но щенок, который никогда не занимался ничем подобным, конечно же, оказался бесполезен.

Юра продолжил прочесывать улицы в надежде встретить Наташу, расспрашивая о ней прохожих, пока, наконец, не догадался обратиться в милицию.

История создания фильма Подкидыш

Комедия о приключениях в большом городе маленькой девочки Наташи стал четвертой художественной лентой режиссера Татьяны Лукашевич, известной как своими работами в документальном и научно-популярном кино, так и игровыми фильмами, среди которых — музыкальная комедия "Свадьба с приданым", драма "Аттестат зрелости", экранизация повести Владимира Короленко "Слепой музыкант".

Сценарий фильма создан известной детской писательницей Агнией Барто в соавторстве с актрисой Риной Зеленой. Для обеих это был дебют в кино в качестве сценаристов.

В 1940 году картина Подкидыш стала одним из лидеров проката, заняв 9 место по посещаемости (седьмое — среди отечественных фильмов): ленту посмотрели более 16 миллионов зрителей.

Во время Великой Отечественной войны негатив фильма был уничтожен при бомбежке. В послевоенные годы картина была восстановлена по сохранившейся в Госфильмофонде позитивной копии. В 1988 году "Подкидыш" был отреставрирован, некоторые эпизоды были переозвучены, произведена частичная перезапись музыки и созданы новые титры.

До сих пор "Подкидыш" остается одной из популярных советских комедий. Незамысловатость сюжета истории потерявшейся девочки с лихвой компенсируется позитивным настроем, добрым юмором и замечательной игрой великолепных актеров — Фаины Раневской, Рины Зеленой, Ольги Жизневой, Ростислава Плятта и Петра Репнина, а также обаянием и детской непосредственностью юных исполнителей — Вероники Лебедевой, Димы Глухова и Эли Быковской.

Съемки фильма проходили в Москве. В кадр попали многие известные столичные улицы: Чистые пруды, улица Горького, Ленинского проспекта (в ту пору носивший название Большой Калужской улицы), ВСХВ (ВВЦ), Большая Ростокинская улица (проспект Мира), Манежная площадь, угол улиц Моховой и Коминтерна.

«Муля, не нервируй меня!»

К моменту выхода "Подкидыша" в прокат Фаина Раневская уже была знакома советским зрителям по своему дебюту в кино — фильму "Пышка", снятому Михаилом Роммом по одноименной новелле Ги де Мопассана (Guy de Maupassant). Но всесоюзную славу актрисе принесла роль деспотичной и вместе с тем трогательной Ляли, помыкающей своим подкаблучником-мужем Мулей.

Работая над образом своей героини, Фаина Георгиевна придумала несколько фраз, которые помогли бы ей ярче передать характер Ляли.

Одна из этих фраз – «Муля, не нервируй меня!» — настолько полюбилась зрителям, что стала по-настоящему крылатой. Первое время после выхода картины на экраны Раневская не могла пройти по улице – везде за ней следовала толпа мальчишек, кричавших ей вслед: «Муля, не нервируй меня!». И всю дальнейшую жизнь это, казалось бы, невинное выражение преследовало актрису, которая не раз признавалась:

По рассказам очевидцев, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, не удержался и после официального поздравления радостно произнес злополучную фразу. Раневская, презрительно пожав плечами, с досадой промолвила: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Генсек покраснел от смущения и виновато произнес: «Извините, просто я вас очень люблю. ».

Интересные факты о фильме Подкидыш

— В сцене встречи на вокзале футболистов снялись игроки "Спартака" — капитан команды, легендарный Андрей Старостин и нападающий столичного клуба Станислав Леута.
— Детсадовца, который хочет стать танкистом, милиционером или пограничной собакой, сыграл будущий известный литературовед, критик, публицист и писатель Лев Аннинский.
— В титрах цветной версии "Подкидыша" имя героини Фаины Раневской указано как "Лёля", хотя в фильме ее несколько раз называют "Ляля".
— Домработницы Ариши не было в изначальном варианте сценария. Сцены с ее участием Рина Зеленая дописала уже на съемочной площадке и сама же исполнила этого персонажа.

Съемочная группа фильма Подкидыш

Режиссер фильма Подкидыш: Татьяна Лукашевич
Авторы сценария фильма Подкидыш: Агния Барто, Рина Зеленая
В ролях: Вероника Лебедева, Фаина Раневская, Петр Репнин, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Ольга Жизнева, Татьяна Барышева, Дмитрий Глухов, Федор Одиноков, Николай Юдин и другие
Оператор: Семен Шейнин
Композитор: Николай Крюков

Подкидыш кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Подкидыш (1939): смотреть онлайн

актеры и роли

Вероника Лебедева

Вероника Лебедева

Фаина Раневская

(в цв. версии в титрах Лёля)
солидная бездетная дама
- Муля, за мной!
- Муля, не нервируй меня!
- Я сама знаю, что мне подходит.
- Муля! Посмотри, какая чудная девочка потерялась.
- Скажи, маленькая, что ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?
- Уйди, зверь! Нет, нет, завтра же, завтра же я уеду к маме. Навсегда!

Фаина Раневская

Пётр Репнин

Пётр Репнин

Ростислав Плятт

Ростислав Плятт

Рина Зелёная

домработница
- У нас вот так вот как раз, в 57-й квартире старушка одна тоже зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися - пианины нету!
- Шо я вам должна отвечать?! А может, вы жулики! Хорошее дело!

Рина Зелёная

Ольга Жизнева

Ольга Жизнева

Виктор Громов

Виктор Громов

Татьяна Барышева

Татьяна Барышева

Эля Быковская

Эля Быковская

Дима Глухов

Дима Глухов

Витя Бойко

Витя Бойко

Андрей Старостин

Станислав Леута

Николай Арский

Николай Арский

Иван Лобызовский

Иван Лобызовский

Надежда Ковалёва

Надежда Ковалёва

Николай Орлов

Николай Орлов

Лев Иванов (II)

Лев Иванов (II)

Николай Юдин

Николай Юдин

Иона Бий-Бродский

Иона Бий-Бродский

Лев Аннинский

Лев Аннинский

Фёдор Одиноков

Фёдор Одиноков

Анатолий Папанов

Анатолий Папанов

Эдуард Иванов (IV)

Вы хотите зарегистрироваться?

Ошибка

кадры из фильма >>

Подкидыш (1939) фотографии

Подкидыш (1939) фотографии

Подкидыш (1939) фотографии

Подкидыш (1939) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Фильм - любимый с детства! Неподражаемая Рина Зелёная! Колоритная Ф.Раневская. Девочка - прекрасно сыграла, всех влюбила в себя и героев и зрителей. И целый ансамбль прекрасных актеров. Только. читать далее>>

Посмотрел фильм,цветной вариант. Раскрашен неплохо. Но к/картина скучноватая. Её оживляют только Р.Зелёная и Ф.Раневская. Смотрел из-того,что хотел увидеть Москву 30-х годов. Хорошо показали Тверскую,там. читать далее>>

. . А уж список камео Альфреда Хичкока - огромный ! Он появлялся в двух фильмах своего немого периода (Жилец, 1927 и Лёгкое поведение,1928) и в большинстве звуковых, снятых в Англии (начиная. читать далее>>

Вообще то говоря Рина Зелёная не тараторит, а создаёт образ такой как нужно было режиссёру. Ну нельзя же так упрощённо воспринимать игру гениальной актрисы. читать далее>>

Умер Лев Аннинский

Известному литературному критику, писателю, публицисту, сценаристу и трёхкратному лауреату премии ТЭФИ было 85 лет.

Обаятельный злодей Сергей Маковецкий украл собачку, чтобы сделать из неё чучело

Музей кино покажет фильмы про ВДНХ

С 5 по 8 июля зрители смогут посмотреть картины «Новая Москва», «Подкидыш», «Свинарка и пастух» и «Человек ниоткуда».

Да, знаменитой и любимой всеми советской комедии о потерявшейся маленькой девочке с фразой Раневской "Муля, не нервируй меня" - 80 лет.

2019-09-03_01-29-21.jpg

Съемки фильма проходили с мая по декабрь 1939 г. на киностудии «Мосфильм».
Дата же 3 сентября выбрана для поста не случайно. 3 сентября 1934 г.-День рождения исполнительницы главной героини, девочки Наташи Мухиной - Вероники Лебедевой. Ей исполняется 85 лет.

За длительный срок - целую человеческую жизнь - многое произошло, страна изменилась до неузнаваемости, пережила тяжелые годы военных лишений, много позже поменяла конфигурацию границ, да и название не сохранила. Что-то безвозвратно утрачено, но и приобретений не счесть.

Не так уж и много фильмов из довоенной поры, которые с удовольствием теперь смотрят новые, продвинутые поколения реперов и хипстеров. Среди них -"Подкидыш", который знают практически все.
Маленькая смешная девочка Наташа, бесстрашно вышагивающая по улицам огромного мегаполиса - она вышла из дома и потерялась. Но в её судьбе приняли участие все, кого она встречала в своём путешествии.

2019-09-02_23-52-29.jpg

За неё переживают и зрители, которые конечно уверены, что всё закончится хорошо.
В современном мире так происходит не всегда. В одной только Москве, например, ежедневно по сводкам МВД проходит не менее 5 пропавших детей, а в целом по России -16. Большинство из них с помощью волонтеров находятся в первые же сутки. Но, увы, это не стопроцентный показатель.
Но не будем о грустном - ведь с экрана нам беззаботно улыбается симпатичная детская мордашка с бантиками, и мы все 80 лет твердо знаем, что чтобы не случилось, нас всегда ждет счастливый конец.

2019-09-02_23-53-29.jpg

2019-09-02_23-54-12.jpg

Началось всё с того, что во второй половине 1930-х годов Агния Барто и Рина Зелёная написали сценарий о поисках девочки, ушедшей из дома и отправившейся гулять по московским улицам. Их произведение, получившее название «Подкидыш», было принято на «Мосфильме» в первом же варианте. Фильм, режиссёром которого назначили Татьяну Лукашевич, был запущен в производство.

2019-09-03_01-55-19.jpg


Режиссер Татьяна Лукашевич

К слову сказать, большинство лент Татьяны Лукашевич посвящены детям или подросткам, только вступающим во взрослую жизнь. Славу ей принесли художественные фильмы и фильмы-спектакли, такие как: «Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант» и другие.

2019-09-02_23-54-42.jpg

Для роли Наташи Мухиной создатели «Подкидыша» заметили девочку на улице и обратились к её родителям с просьбой привести ребёнка на кинопробы. В студии Вероника Лебедева прочитала двустишие «Муха села на варенье — вот и всё стихотворение» и была утверждена на роль.

2019-09-02_23-57-59.jpg

По воспоминаниям Рины Зелёной, «маленькая фея» сразу продемонстрировала умение свободно общаться и держалась в присутствии взрослых весьма непринуждённо. Проблемы выявились несколько позже: «Внешность этого ангела не имела ничего общего с её характером. этот чертёнок Наташка приводила всех в отчаяние».

2019-09-03_00-06-58.jpg

Спустя несколько десятилетий после выхода «Подкидыша» Вероника Лебедева сообщила, что не согласна с версией Рины Зелёной о том, что съёмочный процесс напоминал «укрощение строптивой». По заверению Лебедевой, она была «воспитанным и покладистым ребёнком».

2019-09-03_00-20-48.jpg

Вероника после столь раннего успеха в кино (ей во время съемок было 4,5 года) не стала актрисой. Ее приглашали еще сниматься, но война разрушила все планы кинематографистов. Даже прошел слух, что девочка не выжила в военные годы, т.к. она больше ни разу не появилась в кино, Но это не так.
Окончив педагогический, Лебедева устроилась работать в школу, обучала детей английскому языку. Потом вышла замуж за писателя и историка Игоря Синицына, родилась дочь. Вероника оставила работу, чтобы заниматься семьей и помогать мужу писать книги, была его редактором.

2019-09-03_01-23-59.jpg

В середине нулевых мужа не стало, что далось Веронике тяжело. Теперь она часто болеет и живет только прошлым.

2019-09-03_00-01-42.jpg

Во время съёмок особо тёплые отношения у юной актрисы сложились с Ростиславом Пляттом, который создавал для неё игровую атмосферу не только в кадре, но и в паузах между дублями.
«Лучшей актёрской удачей» фильма «Подкидыш» киновед Ростислав Юренев назвал работу Ростислава Плятта, сыгравшего роль бездетного геолога Евгения Семёновича.

2019-09-03_00-04-39.jpg

При создании образа долговязого холостяка актёр совместил маску Доктора из итальянской комедии дель арте, черты Жака Паганеля из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», отдельные качества Дон Кихота и других «добрых, рассеянных, умных, серьёзных и наивных людей».

2019-09-03_00-03-57.jpg

По воспоминаниям Рины Зелёной, съёмки с участием Плятта вызывали интерес всей студии. Сцену, в которой Наташа вытирает геологу мокрые волосы, снимали в неотапливаемом павильоне. Помощник режиссёра за кадром поливал голову артиста водой, а Вероника Лебедева, на которую летели брызги, реагировала на «дождик» вопросом: «Плятт, зачем ты плюваешься?»

2019-09-03_00-23-23.jpg

В предвоенных советских фильмах нечасто встречались герои с ярко выраженной индивидуальностью; одним из исключений оказался «ломающий условности ребёнок — непоседа Наташка»
Съемка фильма стала строиться как игра — благодаря этой иллюзии юная актриса сохраняла на площадке естественность и непринуждённость, она просто жила в предлагаемых обстоятельствах, принимала правила игры и немного импровизировала.

Так, в одной из сцен Наташа должна была предложить Муле стакан с газированной водой. Девочка повела себя искренне и непосредственно потому, что, с одной стороны, поверила артисту Петру Репнину, который «с неподдельной грустью смотрел на стакан»; с другой — отреагировала на закадровую режиссёрскую подготовку Лукашевич, заведомо сообщившей ребёнку, что «Раневская жадная и способна одна выпить всю воду»

2019-09-03_00-10-02.jpg

2019-09-03_00-10-42.jpg

Реплику «Муля, не нервируй меня!», адресованную своему экранному «супругу» — артисту Петру Репнину, произнесла в паузе между дублями Фаина Раневская. Её не было в сценарии. Замечание актрисы показалось создателям «Подкидыша» удачным, и непроизвольный элемент диалога органично вошёл в картину.

2019-09-03_00-13-12.jpg

2019-09-03_00-14-06.jpg

Столько лет мне кричали на улицах мальчишки: «Муля, не нервируй меня!» Хорошо одетые надушенные дамы протягивали ручку лодочкой и аккуратно сложенными губками, вместо того, чтобы представиться, шептали: «Муля, не нервируй меня!» Государственные деятели шли навстречу и, проявляя любовь и уважение к искусству, говорили доброжелательно: «Муля, не нервируй меня!» Я не Муля. Я старая актриса и никого не хочу нервировать. Столько людей аплодируют мне, а мне так одиноко.

2019-09-03_00-16-36.jpg

В 2008 году в Таганроге, возле дома, где в детстве жила Фаина Раневская, был установлен памятник. Скульптор Давид Бегалов изобразил актрису в роли Ляли из «Подкидыша».

2954406.jpg


Памятник Фаине Раневской в Таганроге

О работе в «Подкидыше» Раневская вспоминала без удовольствия. После съёмок на многолюдной улице Горького, где артисты вынуждены были и репетировать, и записывать фонограммы в присутствии наблюдателей, актриса призналась, что её раздражает сама публичность кинопроцесса: «У меня лично было такое чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний»

2019-09-03_00-05-41.jpg

2019-09-03_00-02-26.jpg

Фильм Татьяны Лукашевич предвосхитил жанр «городских прогулок» - «Я шагаю по Москве»

2019-09-02_23-55-31.jpg

Москва для героини «Подкидыша», отправившейся в первое самостоятельное путешествие.
Маршрут девочки начинается с Бульварного кольца, которое предстаёт перед зрителем как идеальное место для отдыха и семейных прогулок.
Семья Наташи живёт на Чистопрудном бульваре, № 14, строение 3. Здание, украшенное барельефами с изображением сказочных животных и птиц, горожане называли Дом со зверями.

2019-09-03_01-30-45.jpg

800px-CISTOPRUDNYI_BULV._DOM_14_STROENIE_3.jpg


Фасад доходного дома со стороны Чистопрудного бульвара, 2016 год

По эскизам художника Вашкова на третьем и четвёртом этажах дома был выложен «ковёр» из терракотовых барельефов, изображающий сказочных зверей, птиц и растений. Художник являлся учеником Виктора Васнецова, большим ценителем традиций русской живописи, особенно церковного направления. Барельефы Вашкова не были прямым заимствованием, а скорее авторским переосмыслением, переносом древних образов в реалии начала XX века.

Moscow_Chistoprudny_14_2.jpg

1280px-CISTOPRUDNYI_BULV._DOM_14_STROENIE_3_LEPNINA_2.jpg

Moscow_Chistoprudny_14_3.jpg

В момент съёмок здание имело четыре этажа с полуподвалом, после реконструкции 1945 г. этажей стало семь.

2019-09-02_23-57-12.jpg

Когда девочка выходит на улицу, зритель видит проезжающий трамвай с литерой «А», именуемый «Аннушкой».

2019-09-02_23-56-02.jpg


Маршрут «А», следовавший по Бульварному кольцу, появился в 1911 году. Кольцевое движение «Аннушки» прекратилось в 1930-х годах. В одной из сцен «Подкидыша» в кадр попадает двухэтажный троллейбус. Это транспортное средство эксплуатировалось в Москве с конца 1930-х до начала 1950-х годов

Nikitsky_Boulevard_Moscow.jpg


Никитский бульвар

Во время поисков Наташи герои картины оказываются на Никитском бульваре, № 9, возле Дома полярников. Он был построен в 1936 году для работников Главсевморпути.

2019-09-03_01-31-32.jpg

Nikitsky_Boulevard_7b-9-10_spring_2011_by_shakko_01.jpg


Никитский бульвар, д.№ 9

В конце 1930-х в этом доме поселились герои-папанинцы, за судьбой которых на дрейфующей станции следила вся страна. И да, в таком огромном доме было всего 45 квартир.

2019-09-03_00-15-50.jpg

Заключительный этап поисков девочки происходит на ВСХВ (ВДНХ).

Включение в картину сцен на ВСХВ было связано с выполнением пропагандистских задач: выставка открылась за пять месяцев до выхода фильма в прокат и нуждалась в рекламе. В «Подкидыше» впервые в советском кино был показан памятник «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

2019-09-03_00-17-54.jpg


Семь лет спустя, в 1947 году, изображение этой скульптуры стало эмблемой «Мосфильма»

Большой мир, возникший перед Наташей за порогом её дома, полон открытий — в нём живут доброжелательные милиционеры, приветливые дворники, ответственные воспитатели; по замечанию писателя Леонида Костюкова, единственная «угроза», исходящая от москвичей, связана с их желанием удочерить потерявшегося ребёнка.

2019-09-03_01-32-58.jpg

2019-09-03_00-22-01.jpg

«Подкидыш», как писал киновед Виктор Филимонов, снят в предвоенное время в тоталитарном государстве, однако мир, в котором пребывают персонажи ленты, «как бы ничего об этом знать не желает».

2019-09-03_00-21-09.jpg

Искусство не создаётся судорогой, насупленными бровями, напряжением, вымучиванием гениального сценария. Комедия создаётся лёгким сердцем, доверием к своему времени, пониманием сущности мастерства и весёлым умением, которое освобождает от видимого напряжения и даёт возможность размещать роль по обе стороны координат зрительского внимания, трогая и смеша его. Это не значит, что лента очень хорошая: она значительна
— Виктор Шкловский. «Литературная газета», 1940, № 6


Фильм «Подкидыш», снятый на студии «Мосфильм» в 1939 году, стал первой советской семейной комедией. Его сценарий написали известная детская писательница Агния Барто , стихи которой были знакомы каждому ребенку, и актриса Рина Зеленая , у которой была уникальная способность имитировать детский голос — поэзию в ее исполнении обожали слушать по радио все советские малыши. Ну а режиссером «Подкидыша» стала Татьяна Лукашевич, ранее работавшая над фильмом «Гаврош».


По сюжету пятилетняя девочка Наташа уходит из дома гулять по Москве и знакомится с разными людьми: кто-то из них пытается найти ее родителей, другие хотят ее удочерить.

Официальных наград у картины не было, но она имела невероятный успех благодаря своему доброму юмору и блестящему актерскому составу. А смешные высказывания «Скажи, маленькая, что ты хочешь — чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?», «Я вас категорически прошу не вмешиваться в моего ребенка!» и, конечно, «Муля, не нервируй меня!» навсегда запали в душу советским зрителям.

Взрослые актеры


Прочитав сценарий, Раневская спросила у Барто и Зеленой: «Скажите правду, вы роль Ляли писали под меня?». Так и было — в образе властной, обожающей детей героини, которая замужем за мягкотелым мужчиной по имени Муля, изначально представляли одну лишь Фаину Георгиевну. А в роли холостяка, намеревающегося удочерить Наташу, видели только Ростислава Плятта.


«Конечно, с нашей стороны было наивно воображать, что они согласятся сниматься и что роли им непременно понравятся. Но произошло чудо, — рассказывала Рина Зеленая. — Ростислав Плятт немедленно и с радостью согласился играть роль трогательного холостяка, мечтавшего усыновить подкидыша. Фаина Раневская, которую экран пока еще ничем не прельстил, из дружеских чувств к авторам милостиво согласилась сниматься».


В процессе работы в сценарий вносили правки и дополнения. Интересно, что культовая фраза про Мулю в авторской версии отсутствовала. Ее произнесла между дублями Фаина Раневская , обращаясь к своему экранному мужу Петру Репнину. Реплика так понравилась съемочной группе, что ее решили добавить в фильм. Получилось невероятно органично.

Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую. Завидев ее на улице, мальчишки кричали фразу ей вслед, ее же вспоминали при знакомстве с актрисой: каждый считал своим долгом блеснуть познаниями о творчестве Фаины Георгиевны. Даже Леонид Брежнев в 1976 году, вручая ей по случаю 80-летия орден Ленина, вместо приветствия изрек: «А вот идет наш Муля, не нервируй меня!». Раневская укорила вождя: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился: «Простите, я вас очень люблю».

Бесконечная шутка про Мулю не помешала Раневской обожать фильм «Подкидыш». Роль Ляли, как и напоминающая ее роль мачехи в «Золушке» (1947), была в числе ее любимых работ в кино.

Подкидыш-сорванец


Татьяна Лукашевич вспоминала, что пятилетнюю Веронику Лебедеву, которая сыграла «подкидыша», просто невозможно было заставить послушно играть и повторять текст.

Причем изначально девочка очаровала всю съемочную группу. Она не боялась камер, уверенно чувствовала себя, беседуя со взрослыми, и выглядела, как маленький ангелок.

«Только потом, во время съемок, выяснилось, кого мы нашли, — рассказывала Рина Зеленая. — Внешность этого ангела ничего общего не имела с ее характером. Все другие дети, приглашенные в картину, весело и охотно снимались, слушались режиссера. Но этот чертенок Наташка приводила всех в отчаяние. Я-то хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Драгоценное время уходит. Весь съемочный коллектив ждет час за часом. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься! Топает ногами и начинает реветь!»


Спасением стал педагогический опыт режиссера, который она приобрела на съемках «Гавроша» двумя годами ранее. Татьяна Лукашевич подолгу разговаривала с Вероникой, придумывала для нее забавные истории про других участников съемок, чтобы вызвать у девочки нужную реакцию.

Например, маленькая актриса никак не хотела протягивать своему «приемному папе» стакан газированной воды. Тогда Лукашевич «пожаловалась» Веронике, что Раневская очень жадная и отнимает у Репнина газировку. Девочка прониклась к актеру сочувствием, и сцена удалась.

После «Подкидыша» Вероника Лебедева больше в кино не снималась. В дальнейшем она поступила на факультет иностранных языков педагогического института, работала редактором и преподавателем английского.

Москва конца 30-х годов


Для современного зрителя фильм послужит машиной времени, которая перенесет в Москву прошлого века. В нем можно увидеть только-только открывшуюся ВДНХ (тогда — ВСХВ), Чистые пруды, Манежную площадь, улицу Горького (ныне — Тверскую), Библиотеку им. Ленина, вестибюль станции «Площадь Свердлова» (сегодня это станция «Театральная») и другие интересные локации довоенных лет.

Читайте также: