Подобраны ли игрушки и игровые пособия для разных видов игр

Обновлено: 15.05.2024

Автор: Выборова Георгина Михайловна

Организация: МАДОУ «ЦРР – Д/С №111»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольных учреждений на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Основными требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде являются:

  1. Обеспечение среды максимальной реализации образовательного потенциала.
  2. Доступность среды, которая предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому необходимо обогатить среду игровыми средствами так, чтобы они стимулировали познавательную, эмоциональную, творческую, двигательную активность. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ игровыми средствами и пособиями.

Очень часто мы наблюдаем, что предметно-развивающая среда в группе перенасыщена всевозможными игровыми пособиями и игрушками. Эффективность и насыщенность развивающей среды подразумевает не в изобилии игровых средств в группе, а возможность вариативного использования одних и тех же игрушек с учетом стимулирования познавательной и двигательной деятельности детей. Допустим с одним и тем же игровым пособием можно поиграть в различных центрах активности или совершать с ней различные игровые действия. Возьмем для примера куклу. С точки зрения речевого развития, можно разговаривать с ней, почитать ей книгу. Познавательное развитие – изучить части тела, одеть куклу по сезону. Художественно-эстетическое развитие - изобразить куклу с помощью разных видов деятельности (слепить, нарисовать, раскрасить, сделать аппликацию).

Таким образом, каждая игрушка должна нести развивающую функцию. Развивающие возможности игрушек в предметно-пространственной среде характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала». Что такое развивающий потенциал?

Развивающий потенциал – это возможности, в которых растет и развивается ребенок. Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности детей.

Развивающий потенциал игровых средств и пособий можно рассмотреть через несколько степеней.

  1. Чем больше количество заданий с использованием игрушки, тем выше развивающий потенциал. Это означает, что чем чаще ребенок взаимодействует с той или иной игрушкой и выполняет с ней различные игровые действия (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно), тем лучше он знает где и как его применить.
  2. Чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на
  1. Степень «открытости» - существуют такие игрушки в развивающей среде, которые стимулируют творческую активность и ребёнка и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования игрушек, тем выше их развивающий потенциал.
  2. Степень универсальности – возможность применять игровые средства в предметной среде для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал. Например, игрушка пирамидка может использоваться и в физическом развитии (быть ориентиром для двигательной активности), и в познавательном развитии (развитие сенсорной культуры, могут использоваться как цветовые схемы признаков объектов природы, овладение умениями сравнивать, приемами наложения и приложения и т.д.), и в речевом развитии (описание игрушки, разучивание художественного произведения), и в художественно-эстетическом развитии (цветовая гамма, изображение пирамидки с помощью различной деятельности – рисование, лепка, аппликация).
  3. «Автодидактичность» – свойство игрового средства, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал игровых средств и пособий в предметно-развивающей среде. Они «подсказывают», какие игровые действия с ними можно производить, что отвечает воспитанию самостоятельности в игре. Ребёнок сам догадывается о способе действий с игрушкой и учится через собственные действия и ошибки находить поиск правильного решения задачи.

Определяя перечисленные степени, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных игровых средств и пособий, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.

Таким образом, если подходить к наполнению предметно-развивающей среды игрушками и игровыми пособиями с точки зрения оценивания их развивающих возможностей и потенциала, значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОУ. Это обусловлено тем, что одна развивающая игрушка с высокой степенью развивающего потенциала, может быть использована для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности.

Работая в детском саду, я увидела, что дети с большим интересом относятся к тем пособиям и играм,которые сделаны своими руками,в которых я вложила свою любовь,умение и старание. Вот некоторые пособия, которые я хочу предложить всем,может кому – то пригодятся мои пособия в работе.

«Животный мир жарких стран»

Задачи: Формировать представления детей о природных зонах Земли.

Познакомить детей с животными пустыни, саваны, джунглей; их образом жизни, повадками, приспособленностью к среде обитания. Это пособие поможет детям представить себя в той стране,где живут те или иные животные.

Подбери кукле одежду. (пособие по сенсорике). в своей работе с детьми мы с помощью дидактических игр (авторского изготовления) помогаем детям в доступной форме освоить и научиться воспринимать цвет, форму и величину предметов,а также правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета

Дидактичекские игры и пособия в ДОУ


Одной из важнейших задач, является развитие самостоятельной логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывать свои суждения, делать вывод и в конечном счёте самостоятельно приобретать знания.

Дидактическая игра «Разноцветная палитра»

Пособие представляет собой деревянную плоскостную палитру с отверстиями, в которых находится состав цвета ( например: красный + жёлтый) и цветных вкладышей – «красок». На поверхности палитры имеются образцы цветов тёплой и холодной гаммы.

Цель: Ознакомление детей с цветами спектра и ахроматическими цветами, их составом. Ознакомление детей с тёплыми и холодными цветами.


Это пособие поможет детям лучше усвоить последовательность частей суток, закрепить умение узнавать время по часам. Выкладывая алгоритм распорядка дня,дети составляют рассказы из личного опыта, тем самым это пособие способствует развитию у детей связной речи.


дидактическую игру " Разложи фрукты, овощи, ягоды по тарелкам ".

Цель игры : закрепить знания детей о фруктов, овощей и ягод.

Задачи: развивать словесно-логическое мышление; умение группировать фрукты, овощи и ягоды, сравнивать, обобщать; развивать мышление, речь, развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику пальцев.


Самодельные книжки, настольные и сюжетно-ролевые игры, дорожные знаки и светофоры, всевозможные наглядные пособия по изучению и закреплению дорожных правил представлены здесь в широком ассортименте. Они помогут познакомить детей с различными видами транспорта, правилами безопасного поведения на улицах; будут способствовать воспитанию привычки соблюдать ПДД в любой ситуации.





азвитие речи и памяти ребенка с помощью обучения простыми приемами мнемотехники. Легкое запоминание больших объемов новой информации благодаря применению мнемотаблиц.





Разрезные картинки по сказкам,пособие с целью, чтобы расширить и закрепить знания детей о сказках. В данное пособие включила только русские народные сказки. Дети по эпизодам картинок лучше запоминают действия в сказках, легче пересказывают и,конечно развивают речь, интонацию и актерские способности.



Цель: развивать интерес детей к режиссерским играм.

Задачи: 1. Обогащать игровой опыт детей (действия с игрушками)

2. Формировать коммуникативные навыки общения с партнером (диалоговое общение, умение распределять игрушки) 3. Формировать умение планировать деятельность.

4. Развивать творческие способности детей. 5. Активизировать речь детей, воображение, мышление. 6. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение к игрушкам.

7. Углублять представления детей о семье, ее членах, о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь)


Пособие по изучению звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). Потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. Дети легче справляются с обозначением звуков, быстрее усваивают количество звуков в словах,а также уверенно и самостоятельно ведут разбор слов.


Сенсорное пособие для развития восприятия запахов «Угадай, что внутри».

1. Развитие обоняния.

2. Развитие умения распознавать признак запаха.

3. Формирование умения классифицировать объекты по запаху.



Задачи данного пособия :

*помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности;

*развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого обращения со взрослыми и сверстниками.



Игры с прищепками

Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками – прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет – выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из

картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку

.Геоконт – полезное дидактическое пособие. Своими руками для детского сада для старшей группы его сделать вовсе не сложно. Однако и самым маленьким будет интересно и по Методические рекомендации.

Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т. д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает».

Младший дошкольный возраст. Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.

Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры. Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета.


В нашей старшей группе появилась «Коробочка хлопот». Она заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок выбирает и исполняет. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

«Эколог»- отвечает за «Центр природы» полив растений, чистоту.

«Директор гаража»- за порядок на полке, где живут машины.

«Главный строитель» — за порядок в «Центре конструирования»

«Главный художник» — за «Центр творчества»

«Директор театра» за «Центр театра», костюмы, реквизит, театральных кукол, музыкальные инструменты

«Главный по тарелочкам»- назначает дежурных по столовой, следит за правильной сервировкой стола.

«Директор библиотеки»- выдает книги для чтения, отвечает за их сохранность.

«Помощник воспитателя» — помогает готовиться к непосредственно образовательной деятельности, выполняет поручения.

«Гардеробщик»- отвечает за порядок в шкафчиках, показывает пример быстрого и аккуратного одевания.

«Физрук»- отвечает за физкультурный уголок, выдачу инвентаря на зарядку.

Дети с большим удовольствием утром, придя в детский сад, выбирают себе роль — поручение по душе на весь день.


Математические игры – продолжи ряд (закономерность распределения предметов,игра на состав чисел-соотношение числа и предмета.






«Давайте поиграем!» Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста

«Давайте поиграем!» Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая.

Дидактические игры и пособия по речевому развитию в соответствии с ФГОС 1 слайд. Тема моей презентации «Дидактические игры и пособия по речевому развитию в соответствии с ФГОС» 2 слайд. Согласно Федеральному.

Автоматизация звуков — это легко и интересно! Логопедические игры и пособия

Автоматизация звуков — это легко и интересно! Логопедические игры и пособия Речь не дается человеку с рождения, она формируется постепенно, проходя определенные этапы. И если на каком-то этапе происходит сбой системы,.

Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением

Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением 1. Дидактическая игра «Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. Дидактический материал: Карточки с изображением различных.

Фотоотчет «Игры и дидактические пособия своими руками»

Фотоотчет «Игры и дидактические пособия своими руками» В сентябре в нашей группе мы провели родительское собрание, где попросили родителей оказать помощь в пополнении предметно-развивающей среды. Также.

Игры и пособия из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ

Игры и пособия из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ Пособия и игры в работе учителя-логопеда в ДОУ. Роль наглядных пособий и игр в дошкольном возрасте очень трудно переоценить. В этот период.

Мастерская педагога. Дидактические игры и пособия для дошкольников Мастерская педагога Лукьянова Д. В. (разработка дидактического материала, раздаточного материала и др.) Макет «Пожарный щит» Цель: познакомить.

Пособия своими руками «Игры на развитие воздушной струи, как часть предметно — развивающей среды ДОУ»

Пособия своими руками «Игры на развитие воздушной струи, как часть предметно — развивающей среды ДОУ» Пополнение и обновление предметно - развивающей среды в группах ДОУ - процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно.

Презентация для воспитателей ДОУ «Занимательные игры и пособия для успешного развития детей дошкольного возраста» Презентация для воспитателей ДОУ На тему: «Занимательные игры и пособия для успешного развития детей дошкольного возраста, собственного.

Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь с взрослыми.

Сюжетно-ролевые игры - раздел, где можно подобрать интересные идеи по оформлению игр, проследить процесс и технику изготовления атрибутов к ним своими руками.

Многие предметы и игрушки, используемые в ролевых играх педагоги детских садов способны изготавливать своими руками, многим предметам дается вторая жизнь. Например, старый чемодан, оформив можно использовать как домик для кукол. Ненужная одежда перешивается и оформляется в фольклорном стиле, которую можно использовать во многих сюжетных играх.

Игровые пособия своими руками

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Проект создания игрового центра для сюжетно-ролевой игры «Больница» в ясельной группе

Проект создания игрового центра для сюжетно-ролевой игры «Больница» в ясельной группе «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А. Сухомлинский Вид проекта – творческий, игровой. Продолжительность проекта - долгосрочный (январь 2021г – май 2021г) Участники.

Пожарная машина для сюжетно-ролевой игры «Мы — пожарные»

Пожарная машина для сюжетно-ролевой игры «Мы — пожарные» Знакомьтесь, Пожарная Машина, для сюжетно-ролевой игры "Мы пожарные". Мои ребята поделились своей мечтой - в будущем они хотят быть спасателями или пожарными. Поэтому было принято решение смастерить мобильную пожарную машину, обогатить дополнительным пособием к с/р игре.

Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками - Перспективный план реализации проекта «Изготовление атрибутов с детьми среднего возраста к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

Публикация «Перспективный план реализации проекта «Изготовление атрибутов с. » Перспективный план реализации проекта «Изготовление атрибутов с детьми среднего возраста к сюжетно-ролевой игре «Магазин» Сроки Тема Цель Материал Сентябрь 1. Знакомство с солёным тестом. 2. Секреты работы с соленым тестом. Познакомить детей с новым материалом для изготовления.

Консультация для воспитателей «Организация игрового пространства для сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52» Консультация для воспитателей « Организация игрового пространства для сюжетно- отобразительной игры для детей раннего возраста в период адаптации». Подготовила педагог воспитатель - Новожилова В.В.

Создание макета ракеты для сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Создание макета ракеты для сюжетно-ролевой игры в ДОУ Игра - ведущая деятельность для детей дошкольного возраста. Больница, кухня, магазин и мастерская: каждый день ребята проигрывают всевозможные сюжеты на данных площадках. Но иногда так хочется помечтать о далеких звездах и новых планетах. Что же делать? Взять 2 больших картонных.

Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками - Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет

Статья «Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4. » Известно, что игровая деятельность у дошкольников – это и основная форма, и ведущий вид их деятельности. Но следует отметит, что ведущим видом деятельности является не вся игра, а только сюжетно – ролевая, поэтому воспитателю следует уделять особое внимание созданию условий.

Реквизиты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Гости пришли», «Семья» своими руками

Реквизиты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Гости пришли», «Семья» своими руками Задачи:помочь детям активизировать игру, дополнив её новым игровым материалом;формировать базовые знания о профессиях:официант, кондитер, повар;формировать умение вести диалог, расширять словарный запас, развивать воображение, фантазию, коммуникативные связи;воспитывать в игре.

Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. Девочки подражают мамам, играя в «Семью», «Дочки матери». Мальчики подражают мужским профессиям вызывающих у них чувство патриотизма и отваги: «Военные», «Моряки».

Для игр детей в группе отведено отдельно место в зоне сюжетно-ролевой игры, где ребята могут свободно подобрать инвентарь к игре, в которую будут играть. Используемые игрушки подчеркивают образ реального прототипа. Это могут быть точные копии предметов в миниатюре (реалистические), или предметы заместители (прототипические). Такие игрушки, предметы через обозначения или выделенных основных деталей предают смысл и содержание.

К примеру, кухонная плита, используемая во многих детских садах может быть копией настоящей в уменьшенном размере, с ручками и конфорками. А может быть нарисованной на большом листе бумаги, или изготовленная из картонной коробки. Нередко в изготовлении игрушек педагогами используется техника папье-маше, скульптурно-текстильная техника, вязание и др.

Основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации этих видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей.Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, необходимо ознакомиться с характеристикой игрушек и материалов, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

ВложениеРазмер
Рекомендации по подбору игрушек и материалов для разных видов детской деятельности 16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подбору игрушек и материалов для разных видов детской деятельности

Основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. К таким развивающим видам деятельности в раннем возрасте относятся, прежде всего, познавательно-исследовательская и игровая деятельность.

Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации этих видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётов возраста детей в конкретной группе ДОУ. Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, остановимся на характеристике игрушек и материалов, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

Игрушки для исследовательской деятельности

Познавательно- исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, внимания, мышления, речи ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок не только становится самостоятельным, независимым, но и начинает осознавать свои возможности, приобретает уверенность в своих силах. Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять — это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование буквально слито с предметными действиями, выявление свойств предметов неразрывно связано с действием, в потоке которого находится ребенок.

Постепенно экспериментирование становится целенаправленным, т.е. сознательно направленным на выявление свойств предметов. Чем полнее и разнообразнее материал, предоставленный в распоряжение ребенка, тем более полно и многогранно может осуществляться экспериментирование. Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются.

Игрушки для предметной деятельности (пирамидки, вкладыши, матрешки) должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера).

Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами — водой, воздухом, песком и т.п.

Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться. Действия ребенка с игрушкой могут значительно отличаться по степени сложности. Например, вкладывание (мисочки), нажимание (кнопки), совмещение, скатывание шариков, вращение юлы и т.д.

Игрушки, приводимые в действие каким-либо электронно-механическим способом, уместны лишь для первой половины раннего возраста. Важно подчеркнуть, что игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, не обладают развивающим потенциалом для двух - трехлетних детей. Игрушки этого вида должны требовать от ребенка проявления собственной активности и наблюдения за результатом своих действий.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы:

для предметной деятельности и для детского экспериментирования.

Для предметной деятельности нужны следующие игрушки:

1. Составные игрушки, состоящие из нескольких однотипных частей, отличающихся по одному признаку (пирамидки, вкладыши, коробки форм и т.д.).

2. Игрушки-каталки, играя с которыми малыш осваивает связь собственного движения и движение предмета. Каталки привлекают внимание малыша к движениям предмета, и тем самым развивают познавательную активность.

3. Игрушки-тренажеры, в которых отрабатывается какой-то навык (шнурование, застегивание, забивание, наматывание и т.п.). Это всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты (молотки с колышками, гайки и т.д.).

4. Подручные материалы: разнофактурные ткани, бумага, материалы природного происхождения (минералы, плоды, глина).

Игрушки для экспериментирования включает следующие группы:

1. Динамические игрушки — игрушки, которые отображают различные виды движения: качение, вращение, хождение, кувыркание. К ним относятся различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и т.д. В ряду динамических есть как образные, так и предметные игрушки.

2. Звучащие игрушки — для исследования звуковых свойств — свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны, трещотки и т.п.

3. Наборы для песка и воды — стаканчики, совочки, мельница, или специальные центры для игр с песком и водой.

4. Игрушки с сюрпризом, в которых какое-либо конкретное движение (нажатие на кнопку, поворот рычага и т.п.) вызывает яркий воспринимаемый эффект (раздается звук, выскакивает зайчик, крутится колесико). К этой же группе относятся различные игровые центры.

Очень важно правильно разместить материалы для предметной игры и экспериментирования. Их размещение определяется двумя факторами. Первое — безопасность детей, необходимость присутствия и/или присмотра педагога. Второе — забота о сохранности материалов.

Распределение материалов по зонам — взрослой и детской — приучает детей к аккуратности и бережному отношению. При размещении надо обращать внимание как на возраст детей в группе, так и на их индивидуальные особенности. Большая часть игрушек и материалов должна быть размещена в непосредственном доступе для детей. К ним относятся игрушки - тренажеры, сортировщики, каталки, волчки и юлы, нехрупкие игрушки с сюрпризом, динамические игрушки и им подобные. Удобно размещение на открытых полках стеллажей, которые в случае необходимости могут закрываться ширмами или занавесями.

Всё, что требует бережного обращения: игрушки-забавы, игры, содержащие мелкие детали и т.п. (например, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки) — должно храниться на открытых взгляду детей полках на уровне взрослых и выдаваться для использования за столом.

Инвентарь для песка и воды должен храниться отдельно и содержаться в чистоте.

Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся так называемые наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями: отдельные предметные и сюжетные картинки, серии и наборы картинок и т.п.

Данные пособия специально разработаны для детей и направлены на расширение представлений ребенка о действительности, развитие образного мышления и формирование интеллектуальных операций (классификации, сериации, сравнение, установление временных последовательностей, пространственных отношений и т.д.). Традиционно данные материалы относят к дидактическим. Однако данный термин акцентирует их обучающую направленность, что задает их противопоставление игровой деятельности.

Таким образом, познавательные действия с наглядным материалом жестко связываются с обучающими занятиями. На самом деле познавательные действия с наглядным материалом, рассматривание картинок и игра с ними вполне могут быть свободной и самостоятельной деятельностью. Кроме того, эти материалы могут стать опорой для игры, составления рассказов, картин и других видов самостоятельной деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли.


«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь".


Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"

Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно.


«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)».

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.


Использование театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности

Данный документ содержит опыт работы по использованию театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности, её влияние на развитие ребёнка.


ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Тема: «Подбор материалов и оборудования для сюжетно-ролевой игры в современных условиях».

Игра как культурная форма деятельности ребенка передается ему двумя путями – через живые образцы деятельности (взрослых, старших детей) и через специфические предметы, т.е. через игровой материал.

Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:

3.пространство (место) действия.

В соответствии с сюжетообразующими функциями Михайленко Н.Я. выделяет три типа игрового материала (игрушек):

- игрушки – «предметы оперирования»,

- игрушки – «маркеры (знаки) пространства»

Что же представляют собой эти типы игрового материала.

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы (например, игрушечная чашка, утюг, руль, молоток…).

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, например, белая шапочка врача, каска строителя и т.п.

«Маркеры (знаки) пространства» - это игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, ширмы – имитаторы жилища).

Дети 2-3 лет и 3-4 лет для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки – предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка – персонаж и маркер пространства), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки. В понятии меры условности игрушки скрыты три параметра – это внешний облик, размер, готовность к использованию.

Меру условности игрушки по всем трем параметрам можно представить в виде следующей таблицы:

Реалистическая игрушка (копия)

Готовая к использованию

По внешнему облику –

Реалистическая игрушка – это копия реального предмета, сохраняющая все его черты, в их реальных соотношениях (например, игрушечный автомобиль - модель)

Прототипическая игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета (например, игрушечный грузовик с кузовом, кабиной, колесами). Такого рода предметы, как бы «выпячивают» самые существенные черты реального предмета.

Примером условной игрушки в этом автомобильном ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем и может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства).

Игрушки могут быть крупными , соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, утюг, молоток и т.п.).

Игрушки могут быть мелкими , располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги).

Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Принято выделять готовые игрушки и сборные (которые в своих частях не представляют собой отображения реального предмета). В последнее время появился большой промежуточный класс игрушек по данному параметру – так называемые трансформеры , которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Известно, что с возрастом игровое действие обобщается и свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Казалось бы, мера условности игрушки должна соответствовать этой общей возрастной тенденции: чем старше ребенок, тем условнее должна быть сюжетная игрушка. Однако исследования показывают, что это не совсем так.

Для того чтобы поддерживать и развивать игру детей 2-3 лет, необходимы прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. Реалистические игрушки-копии, так же, как мелкие и сборные игрушки приводят к простым манипуляциям маленького ребенка, не способствуя возникновению смыслового игрового контекста. Как видно, мера условности игрушек, подходящих для детей 2-3 лет, неоднозначна относительно выделенных параметров. Если по параметру облика прототипическая игрушка располагается между минимальным и максимальным полюсами условности, то по параметрам размера и готовности игрушка для этого возраста ближе к полюсу минимальной условности.

В рамках возрастного диапазона 3-7 лет трудно выделить отчетливые границы изменений меры условности игрушки по отношению к используемым нами параметрам. При переходе от младшего дошкольного возраста к старшему можно отнести, во-первых, постепенный переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, во-вторых, увеличение доли сборных игрушек к старшему дошкольному возрасту.

Что касается облика игрушек, то здесь к старшему дошкольному возрасту двоякая тенденция: это одновременное движение к минимальному и максимальному полюсам условности. Наибольшую ценность для игры приобретают реалистические и крайне условные игрушки. Первые отражают детскую тягу к «настоящей вещи», вторые стимулируют творческую игру. Прототипические игрушки в целом теряют привлекательность для детей.

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который не может быть назван игровым, но который обслуживает игру. Традиционно он обозначается как полифункциональный материал (заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале.

Чтобы подбирать игровой материал для детской игры, воспитателю необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

Эти ориентиры подбора игрового материала могут быть определены, исходя из закономерностей построения и изменения детской игры в онтогенезе, и представлены в виде тех или иных типов игрового материала.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры – фантазирования.

Читайте также: