Подросток играет в игрушки

Обновлено: 01.05.2024

Мы возрождаем рубрику «Подростки»! Теперь каждый понедельник несколько ребят будут отвечать на вопросы, которые волнуют взрослых. Оставить их можно в комментариях.

Вопрос. Почему подростки постоянно играют в компьютерные игры? Что им там нравится? Сколько времени в день им хочется тратить на это?

Лидия, 16 лет:

Я начала играть с детства. То есть лет девять у меня уже точно «наиграно».

Потом оказалось, что это отличный способ познакомиться. Например, благодаря одной онлайн-игре у меня появилось пять приятелей. Ещё так удобно учить языки: привыкаешь к словам, которые часто повторяются, и запоминаешь их, не прилагая никаких усилий.

Мне очень нравятся шутеры («стрелялки»), а ещё больше я люблю онлайн-шутеры. Активно играла и играю сейчас в Overwatch. Ещё из онлайн-игр нравится Destiny 2, Valorant.

Очень долго играла в Skyrim. Это сюжетная игра с приключениями, внешность персонажа можно переделать как хочешь. Кажется, на неё я потратила большую часть всего своего игрового времени. Resident Evil тоже увлекалась, ещё нравились гонки.

Некоторые говорят, что из-за компьютерных игр можно стать злым, но я думаю, не в играх дело

Может быть, кому-то не хватает общения, а в играх он это общение находит. Или, наоборот, человек с их помощью закрывается от мира. То же самое можно сказать и про много чего еще. «Вот ты сидишь в телефоне своём постоянно, ни с кем не говоришь, ходишь раздражённая. Это он на тебя так влияет, да!»

Но, блин, нет! Если человек сам по себе нервный, хоть убери у него из жизни игры, он всё равно таким и будет. Всегда есть причина, но это никак не компьютер и не онлайн.

Я бы играла весь день, честное слово! Особенно если бы у меня была возможность делать это вместе с друзьями (которые такие же игроманы) и не надо было бы делать что-то ещё.

Это весело, интересно, и, как я писала выше, можно даже языки учить, развивать логику, мышление. Навыки общения, кстати, тоже в счёт. Никуда ходить не нужно, опять же.

Ещё попробовала бы себя в роли стримера (и будем честны: если приложить усилия, то на этом можно неплохо зарабатывать).

Правда, все это будет плохо влиять на моё зрение, на здоровье в целом (вред сидячего образа жизни все-таки никто не отменял).

Саша, 17 лет:

Компьютерные игры приносят мне удовольствие, помогают убивать время, а иногда даже морально поддерживают. Я в них очень сильно углубляюсь. К примеру, последние полгода я играю в Genshin Impact. Это сюжетная игра, в которой нужно исследовать Вселенную, решать головоломки и выполнять задания. А после можно открывать новых персонажей за внутриигровую валюту.

Я максимально отдаюсь геймплею, это приносит мне удовольствие. Также я часто играю в «Osu!». Это игра, в которой под ритм какой-то песни нужно нажимать клавиши на клавиатуре и водить мышкой или стилусом по экрану вслед за появляющимися кружочками.

Я не согласна с утверждением, что игры плохо влияют на подростков. Ведь чаще всего этого мнения придерживаются люди, которые никогда не пробовали играть в компьютерные игры. На самом деле большинство игр способствует умственному развитию, улучшает внимательность. Поэтому видеоигры могут влиять на подростков даже довольно положительно!

Хотелось бы немного сократить количество времени, которое я трачу на игры, поскольку я точно могла бы потратить его на что-то более полезное. Потому что в выходной, например, могу провести за ними больше 10 часов.

Массовая культура вовсю поощряет детские увлечения — комиксы и фильмы по ним, компьютерные и настольные игры

Недавно ученые предложили официально продлить подростковый возраст до 25 лет. Именно столько времени, по словам психологов, требуется современному человеку, чтобы достичь взрослого положения в обществе.

Родители нынешних подростков ученых прекрасно понимают: человеку скоро 18, ему в армию пора, а он до сих пор поесть себе приготовить не может! Что с этим делать и можно ли вообще побороть инфантилизм, рассказала психолог, гештальт-терапевт Светлана Александрова.

Питер Пен или великовозрастный младенец?

Казалось бы — ну что плохого в инфантильности? Пусть себе подростки играют в куклы и машинки, успеют ещё повзрослеть. Но с психологической точки зрения все гораздо серьезнее. Инфантильный подросток не просто не может позаботиться о себе в быту - он не может сосредоточиться на чем-то одном, не контролирует свои эмоции, не учитывает последствий своих поступков. В общем, дитя дитём.

- Иногда такое поведение может быть связано с задержкой психического развития, - объясняет Светлана Александрова. - Поэтому важно показать ребёнка психоневрологу, чтобы вовремя выявить возможные проблемы.Это лечится, такое отставание можно скорректировать правильно подобранной терапией. Но в большинстве случаев инфантилизм спровоцирован стратегией воспитания, которой придерживаются родители.

То есть в инфантилизме ребенка, в первую очередь, виноваты сами родители. Хорошо, а как этого избежать?

Кризис воспитания

Чаще всего инфантильность проявляется в возрасте от 8 до 12 лет. В этом возрасте ребёнку важно делать что-либо самому и быть ответственным за результат. Пусть пол помыл кое-как и соседей залил на два этажа вниз, зато сам! Если же мама с папой не дают ребёнку проявить себя и довести что-то от начала до конца, то самостоятельности просто неоткуда взяться. Это называется гиперопекой, причём проявляется она не только в бытовых вещах.

- Если родители нависают над ребёнком, контролируют каждый его шаг и требуют звонков с отчетами после каждого урока, это создает определенную атмосферу, - поясняет психолог. - Тем самым они словно говорят: мы тебе не доверяем, ты ещё слишком маленький. Нужно взять себя в руки и позволить подростку действовать самостоятельно, набить свои собственные шишки.

Как помочь взрослеть

Чтобы помочь ребёнку повзрослеть, бросать его с головой в омут взрослой жизни необязательно. Приучать надо постепенно и разными способами:

- Спорт. Занятия спортом помогают научиться ставить цели и достигать их, а это важная часть взросления. Цель не обязательно должна быть большой и серьезной, выигрывать олимпиаду не надо. Начать можно с задач попроще — научиться подтягиваться 25 раз на турнике или держать планку 2 минуты.

- Волонтерство. Чтобы научиться заботиться о себе, стоит начать заботиться о других. Волонтеры нужны везде и всегда, начиная от приютов для животных и заканчивая детскими домами. Для начала, можно присоединиться к субботнику по уборке мусора в парке — поможет понять ответственность за свои поступки.

- Контроль за своими финансами. Ребенку пора потихоньку сползать с родительской шеи и искать себе подработку. Особенно,если это касается необязательных статей расходов, таких, как новый смартфон или модная шмотка. Правда, эта подработка может быть родителям не по вкусу. Например, многим подросткам проще "прокачать" (то есть наработать игровой опыт - Ред.) и продать персонажа в компьютерной игре, чем идти раздавать листовки за деньги. Не стоит относиться к этому серьезно, как к будущей профессии, — пусть ребёнок для начала поймет цену деньгам.

Первые 33 года детства — самые трудные?

Человечество (во всяком случае, та его часть, что приходится на более-менее развитые страны) вообще становится более инфантильным. Это общий тренд. Мы женимся и заводим детей позже, чем наши бабушки и дедушки. Уровень жизни, медицина и косметология позволяют нам позже стареть, а значит, можно позже взрослеть. Средняя продолжительность жизни за последние полвека выросла на 3-4 года, и эти три года мы словно прибавили к своему детству.

.

Массовая культура тоже вовсю поощряет детские увлечения — комиксы и фильмы по ним, компьютерные и настольные игры. Вроде бы все это рассчитано на подростков. Но аналитики говорят, что средний возраст тех же геймеров давно перевалил за 33 года. Кстати, в тему массовой культуры: именно 33 года было главному герою популярной трилогии "Властелин колец", хоббиту Фродо — а по меркам хоббитов, он только-только достиг совершеннолетия. Вот и получается знакомая история: "Уже усы растут, а он всё в машинки играет!".

У биологов есть свое объяснение происходящему. Наш мир становится сложнее. Нам приходится дольше учиться нормально в нем функционировать. Раньше людям с головой хватало трех лет, чтобы освоить буквы и основы арифметики, и жить с этим всю жизнь. Сейчас нам частенько не хватает 11 лет в школе и ещё шести в университете, приходится изучать что-то и разбираться самостоятельно.

Поэтому и детей рождается меньше. Нянчить до 25 лет одного, ну двух ещё куда не шло, но не десяток же! У животных то же самое: чем дольше мать возится с потомством, тем меньше детенышей она может себе позволить. Включается и обратный механизм — раз детей в семье мало, то надо заботиться о них получше и дать им всё самое-самое.

Другое дело, что законодателям пока наплевать на наше позднее взросление. Подростки идут в армию и юридически считаются взрослыми с 18 лет. Хотя психологически, по меркам их бабушек и дедушек, им еле-еле стукнуло 15. Может, пора начать брать пример с некоторых штатов США и поднимать уже планку до 21 года? Ну, можно начать хотя бы с продажи алкоголя. Хуже точно не будет. А там глядишь - и совершеннолетие можно на пару лет передвинуть.

.

Возрастная категория сайта 18 +

Метод просто запретить не работает, и может привести к еще более худшим последствиям

Предрасположенность к зависимостям (любым) запрограммирована в мозге. У кого-то она сильнее, у кого-то слабее. И если знать физиологические особенности ребенка, можно помочь ему обойти опасные соблазны и не залипнуть.

ОТ ЗАВИСИМОСТИ К ЗАВИСИМОСТИ

- Мы всеми правдами и неправдами защищаем ребенка от гаджетов, а он в подростковом возрасте – фух! – и уходит в другую зависимость: курение, алкоголь, наркотики, игроманию… - обрисовала главную «побочку» запретов психолог, эксперт в области детской физиологии и нейропсихологии Валерия Солтан, когда выступала на фестивале образования «Smart Fest», организованном онлайн-школой для детей и подростков Skysmart.

Как происходит замещение? Поведением человека управляют два дирижера: окситоцин, гормон близости, благодаря которому мы чувствуем себя нужными, и дофамин, гормон удовольствия, удовлетворения собой и своей жизнью. Так вот через гаджеты нами управляют сразу оба дирижера, предоставляя доступный и бесконечный источник радостей. Все игры строятся по принципу дофаминового вознаграждения: что-то сделал – тут же увидел результат, порадовался, какой я молодец. Все соцсети держатся на окситоциновой стимуляции: тренькнул мессенджер, кто-то поставил лайк под твоим фото или оставил комментарий – и на душе потеплело. Социальное поглаживание такое же приятное, как и физическое.

Но если мозг поощрять слишком часто, он избалуется и начнет требовать все большей и большей дозы. Так возникает зависимость. Изменения происходят не только в поведении, но и на физиологическом уровне, что подтверждают МРТ-исследования мозга.

- «Бьют» гаджеты и по волевой сфере, снижают мотивацию. Поэтому у подростков, которые теряют интерес ко всему, кроме телефона, не характер такой – это физиологические последствия зависимости, - объясняет специалист. – Понятное желание родителей – отобрать, запретить. Но это большая ошибка. Ведь мозг будет искать новый источник стимуляции и найдет радость во вредной еде, азартных играх, бездумных покупках, психоактивных веществах. Нет пользы и в установлении лимитов, ведь они порождают стресс и тревожность.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ЗАЛИП

Гаджетозависимость у ребенка или склонность к ней можно определить по поведению. Вчера час играл на телефоне, а сегодня застукали его среди ночи играющим под одеялом. Ребенок так увлекается, что забывает об учебе, обязанностях по дому, плохо спит, у него нет аппетита, не выгонишь гулять, вечно опаздывает, нервничает, считает себя неудачником («я плохой, никакой»).

Если посмотреть на ЭЭГ мозга (электроэнцефалограмму) человека с зависимостью, с высокой вероятностью там отыщутся признаки неоптимальной работы некоторых структур.

Лимбическая система головного мозга отвечает за эмоционально-волевую сферу, мотивацию и коммуникацию. Отличительная черта лимбиков (людей, у которых эта система превалирует) – вязкость, залипание на чем-то одном, что хорошо получается. У такого ребенка нет особого желания пробовать что-то новое: а зачем? Он предпочитает сидеть дома, ему сложно выражать свои эмоции и считывать чужие, поэтому общаться со сверстниками лучше получается через гаджет, а не вживую. А в интернете он не просто серфит, а уходит туда с головой.

Что делать? Неоптимальная работа лимбической системы – это физиологическая особенность, которую можно превратить в плюс. Из лимбиков, например, получаются гениальные айтишники и аналитики. Так что вникайте в то, чем занимается в гаджете ребенок, направляйте, подсказывайте, вовремя усложняйте задачи, чтобы развивался, а не залипал.

ПОЧЕМУ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ОБЕЩАНИЯ И СРЫВАЮТСЯ ПЛАНЫ

За управляющие функции, то есть за наше умение действовать по правилам, инструкциям, планировать и следовать плану, отвечают лобные доли мозга. Благодаря им другие подростки умеют сосредотачиваться и переключаться с одного вида деятельности на другой: сейчас посерфю в Тик-Токе, а потом сделаю уроки, как обещал маме. Еще это и умение использовать накопленную информацию (рабочая память): прочитал - запомнил - рассказал. Самокритичность и самоконтроль, умение видеть и исправлять свои ошибки. Тормозить импульсы: хочу поиграть на телефоне, но не сейчас. Все эти функции не передаются нам генетически, а развиваются с рождения и созревают к 19 годам. Если что-то идет не так, говорят о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Что делать, если здесь недостатки? Обратиться к неврологу, нейропсихологу за коррекцией. А дома побольше игр-стратегий, с четкими правилами, где нужно планировать, рассчитывать на несколько шагов вперед, запоминать. Известная всем игра «Море волнуется раз» помогает контролировать эмоции и порывы.

Если знать физиологические особенности ребенка, можно помочь ему обойти опасные соблазны и не залипнуть.

Если знать физиологические особенности ребенка, можно помочь ему обойти опасные соблазны и не залипнуть. Фото: Shutterstock

Диэнцефальные структуры мозга (там находится гипоталамус) – главные по зависимостям. У людей, которые пристрастились к алкоголю, курению, наркотикам, обычно есть нарушения в работе именно этой части мозга. «Поломки» провоцируют вегето-сосудистую дистонию (ВСД), стрессы, тревожность… Если дома скандал, такой ребенок «прячется» в телефоне, потому что там спокойно. Со временем такие «шалости» мозга могут привести к паническим атакам, навязчивым мыслям (обсессивно-компульсивному расстройству), биполярному расстройству, расстройству пищевого поведения и прочим тяжелым проблемам.

Что делать, чтобы подстелить соломки? С детства закладывать основы здорового образа жизни: режим, в том числе режим сна, спорт, правильное питание, прогулки.

И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Увлеките чем-нибудь в оффлайне

По последним исследованиям, малыши 3-4 лет проводят у экрана в среднем три часа в день, а подростки – 9 часов. Хотя безопасным экранным временем для дошкольников врачи называют один час в день, а школьников – два часа. Есть, конечно, полезные онлайн-занятия, подготовка к урокам. Но в основном детвора убивает время на общение в соцсетях и чатах, интернет-серфинг, мультики и сериалы, компьютерные игры. Запрещать, как мы поняли, не вариант. Да и как отвадить, если мы, взрослые, сами телефоны из рук не выпускаем? Мудрым и правильным будет вместе с ребенком учиться безвредному (или как сейчас модно говорить – экологичному) использованию гаджетов. Вот несколько психологических хитростей.

Установите правила

Например, мамин телефон – табу. А чтобы не было соблазна, в нем не должно быть ни одной игры или доступа к мультикам. Тогда и прятать не придется. Если все на работе, свой телефон ребенок использует дома только для созвона с родителями. На кухне, за столом, в гостях телефон никто не включает – ни дети, ни взрослые.

Увлеките чем-то другим

Когда у ребенка есть хобби или увлечение, где он видит свою выгоду, чувствует себя успешным, ему будет не до телефона. Задача родителей – помочь найти такое хобби. Ходите на разные секции и кружки, пробуйте, выбирайте.

Поощряйте живое общение

Чем его больше у ребенка, тем больше он им дорожит.

Позитивный ритуал выключения телефона

Вроде бы мелочь, но на уровне подсознания хорошо работает. Когда просите ребенка выключить телефон после мультика или игры, добавьте позитива: подурачьтесь вместе, сделайте гимнастику для глаз, потанцуйте, пообнимайтесь. Еще такой прием: хочет поиграть – пожалуйста, вот тебе полчаса. А через полчаса предлагаете что-то мегаинтересное: поход, пикник, велопрогулка, встреча с друзьями.

Вникайте в интересы ребенка

- Не отпускайте детей в свободное плавание по интернету, пока не установите на гаджете родительский контроль. Также есть смысл убрать все онлайн-игры, пока вы не обсудили с ребенком «запретные» темы: половое воспитание, физические недостатки людей, насилие, вредные привычки, зависимости, - советует Валерия Солтан. - Что-то нежелательное легко встретить даже в безобидных на первый взгляд играх. Можете представить, что предложит поисковик, если ребенок захочет узнать об этом подробнее.

Создавайте ситуации успеха

Дофамин вырабатывается, когда человек видит результаты своих усилий. Пусть будут успехи реальные, а не виртуальные – в подвижных играх, спорте, домашних делах, увлечениях. Обычно мы делаем акцент на недостатках и неудачах: «Тройку принес? Ну-ка рассказывай, почему». А вы попробуйте проявить внимание к пятерке: «Что ты рассказывал? Что в этот момент чувствовал? Что сказала учительница? Как здорово! Горжусь тобой».

МНЕНИЕ

«То же самое было с гамбургерами»

- По данным исследователей, особо сильная зависимость наблюдается у детей старшего подросткового возраста, потому что они росли в пик развития новых технологий, когда только появлялись первые гаджеты. Схожая культура потребления развивалась в девяностые с появлением массовой продукции - кока-колы, гамбургеров и тому подобного. Поначалу люди бесконечно потребляли всё новое и только позже стали задумываться, насколько это полезно. То же самое с гаджетами и новыми технологиями, - отмечает Анастасия Екушевская, психолог, академический директор Skysmart. - А вот младшие дети, по данным исследовательского центра компании «Делойт», сегодня потребляют контент и пользуются гаджетами значительно качественнее: сидят за экраном недолго и легче переключаются на другие дела. С новым поколением культура использования гаджетов появляется и формируется сама, и это новый эволюционный виток: после активного потребления, пытаясь насытиться тем, чего не было у предыдущего поколения, приходит в норму. Поэтому ключевая задача современных родителей – не пытаться определить: гаджеты – это хорошо или плохо, а формировать культуру пользования ими, подавать личный пример, вводить правила, рассказывать об интересных приложениях, играх, образовательных платформах, электронных учебниках.

Возрастная категория сайта 18 +

Но многие родители реагируют на такое увлечение достаточно категорично.

В прошлой статье, написанной подростком, мы уже посмотрели на эту ситуацию с одной стороны. В этот раз мы попросили профессионального психолога и эксперта по работе с подростками Анну Емельянову оценить проблему с профессиональной точки зрения.

В этой статье разберемся, когда увлечение компьютерными играми — безобидное времяпровождение, а когда от родителей требуется обратить внимание на состояние подростка.

Как воспринимает видеоигры наш организм?

Компьютерная игра — это созданное людьми виртуальное пространство, имитирующее реальность или ее элементы. Это значит, что игры наравне с реальностью активируют лимбическую систему, которая отвечает за возникновение эмоций.

С точки зрения нашего ума, в игре все понарошку, но эмоционально мы считаем происходящее реальностью: радуемся победам, расстраиваемся из-за неудач, боимся противников. В обобщенном виде игра активизирует нервную систему и провоцирует выброс гормонов: кортизола, адреналина, дофамина и эндорфинов, которые точно так же вырабатываются организмом и в реальной жизни. Игры создают иллюзию пережитых событий с вполне ощутимыми эмоциональными последствиями.

Когда игра безопасна?

Если кратко — тогда, когда она не заменяет реальной жизни. Если жизнь подростка наполнена событиями, эмоциями, общением с друзьями и близкими, если он имеет увлечения и реализует себя через разные сферы жизни, то у родителей нет повода переживать.

В нормальном состоянии игра помогает человеку реализовать несколько важных целей:

  1. Сбросить напряжение или переключиться при высоких нагрузках и усталости. Кто-то предпочитает «потупить в телефон», а кто в онлайн-игры.
  2. Испытать свои возможности или примерить на себя роль какого-либо персонажа (без отказа от активных действий реальной жизни).
  3. Реализовать творческую энергию или прокачать навыки.
  4. Найти единомышленников, стать частью сообщества.
  5. Почувствовать себя уверенно среди сверстников через игровой результат.
  6. Получить удовольствие от создания чего-либо своего, от ощущения собственного влияния и управления игровым процессом.

Когда сидение за компьютером указывает на трудности у подростка?

  1. Когда игра заменяет что-то утраченное в жизни. Например, потерянную эмоциональную связь подростка с кем-то или чем-то. Так взрослые люди иногда начинают курить после стрессовых событий или потерь.
  2. Когда ради игры подросток бросает увлечения, перестает стремиться к чему-либо в реальной жизни и ставить цели, прерывает общение со сверстниками. При этом у него снижается успеваемость или совсем пропадает интерес к учебе. Когда подросток как бы «уходит» из реальности, избегает ее, заменяя игровым пространством.
  3. Когда необходимость или просьба завершить игру вызывает сильную агрессию.
  4. Когда время, проведенное за компьютером, сильно превышает установленное или начинает напрямую влиять на другие сферы жизни.
  5. Когда пространство игры начинает занимать бОльшую часть мыслей и разговоров подростка.

Почему игры начинают заменять подростку реальную жизнь?

Родителю стоит насторожиться, если у ребенка появились неожиданно резкие скачки настроения или подавленность, беспокойство, закрытость на протяжении недели и больше. Любое резкое изменения поведения – это тревожный звоночек. Обратите внимание на общую мотивацию, успеваемость, сон и аппетит – обычно именно они становятся первыми сигналами того, что что-то не так.

Что делать родителям с подростком-игроманом?

Для начала — мыслить шире и всегда разбираться в вопросе обстоятельнее. Конечно, хочется просто отмахнуться фразой «это все из-за компьютера». Да, эта формулировка позволяет не углубляться в проблему и не тратить ресурсы на поиски первопричин. Но такие выводы получаются безосновательными, а это напрямую влияет на доверие между взрослым и тинейджером.

Обращайте внимание на состояние подростка и старайтесь смотреть в корень проблемы — желание играть может быть связано с ними напрямую.

Для этого, конечно, придется вкладывать свои силы в отношения с подростком. Это значит устанавливать связь и искать доверие, а не только стандартный круг значимых для взрослых атрибутов благополучия:

✔️«обут», ✔️«одет», ✔️«поел», ✔️«уроки сделал», «дела нормально» ✔️«жив» 🙂 => хотя и это тоже очень важно.

Также важно установить единые правила для всех членов семьи.

Ежедневный систематический просмотр телевизора или постоянное залипание в телефон вполне можно приравнять к компьютерной игре. Поставьте себя на место ребенка: как бы вы отнеслись к утверждению, что все трудности в вашей жизни из-за просмотра телевизора или телефона?

Для урегулирования процесса, попробуйте ввести временнЫе ограничения на игры и подробно обсудить эти условия. Если подросток не завершает игру, лучше предупреждать о необходимости ее закончить за 10-15 минут до истечения оговоренного срока. Так у тинейджера появляется возможность закончить какие-то действия, дойти до логической точки и сохранить свой результат.

Нельзя отрицать, что ассортимент игрушек, предназначенных для мальчиков и девочек, автоматически диктует распределение ролей: будущие мужчины должны играть в машинки и пистолеты, а будущие женщины — с куклами или кастрюльками. Девичьи гаджеты должны учить уходу и подготовке к материнству (куклы, коляски, аксессуары, связанные с уходом за «ребенком»), создавать любовь к красоте (Барби, парикмахерские инструменты и игрушечные помады и тени для век, ювелирные украшения) и вести домашнее хозяйство (миниатюрные печи, кухонные плиты, пылесосы, швабры).

Игрушки для мальчиков, в свою очередь, вызывают интерес к спорту, автомобилям, активному отдыху, учат логическому мышлению (всевозможные блоки) и использованию новых технологий (миниатюры ноутбуков или сотовых телефонов) или военной техники (винтовки, пистолеты).

«Мой сын получил от бабушки тряпичную куклу, которую он сильно полюбил. Мы купили для неё розовую коляску, потому что сын выбрал ее. Однажды мы стояли на автобусной остановке, и пожилая женщина заговорила с нами: "О, какая красивая девочка и какая красивая коляска, как зовут куклу?" Я объяснила, что девочка — это мальчик. Возмущение старушки было огромным: как мальчик?! Тогда почему он играет с куклой?» — рассказывает Екатерина.

Сегодня этот мальчик уже подросток и вместо игры с куклой предпочитает играть в футбол со своими друзьями. Екатерина призывает: «Давайте позволим детям играть с тем, с чем они хотят. Неважно, любит ли девочка машины, а мальчик наряжает и расчесывает кукол. Самое главное, чтобы наши дети были счастливы».

Однако не все родители проявляют такую терпимость к «инаковости». У Маргариты есть 4-летний сын Михаил, который вместо того, чтобы играть с солдатиками или экскаваторами, предпочитает обставлять кукольный дом. «Это начинает меня немного беспокоить, потому что он совсем не интересуется игрушками, которые любят другие мальчики. Мы покупаем ему машины, но он даже не смотрит на них. Боюсь, он превратится в какого-то женоподобного парня. Или, может быть, я преувеличиваю?» —спрашивает Маргарита.

Специалисты придерживаются такого мнения, что в первые годы жизни ребенок только следует за своим любопытством. Ему все равно, что хорошо, а что плохо. Именно взрослые толкают его в стереотипные шаблоны, предписывающие мальчикам играть с машинами, а девочкам — с куклами. Если мы не будем заставлять ребенка выбирать игрушки, традиционно предназначенные для его пола, и предоставим ему выбор, мы достигнем противоположного эффекта, и это, безусловно, не окажет положительного влияния на эмоциональное развитие малыша.

Помните, что во время игры дети воссоздают социальные ситуации, которые они наблюдают ежедневно. Мальчик, одевающий или расчесывающий куклы таким образом, готовится к роли отца, в которой нет ничего плохого. Такие игры также стимулируют развитие социальных и эмоциональных способностей, вызывают нежность и заботу у детей, то есть черты, очень желательные у взрослых мужчин.

Кроме того, игра с куклами часто является отличным стимулятором развития, в том числе в беседах с ними ребенок учится формулировать более полные предложения, что очень важно, особенно для мальчиков.

Если дети ходят в детский сад, мы задаем себе вопрос: как заставить их не учиться стереотипному мышлению о девочках и мальчиках, женщинах и мужчинах? Как мальчикам, которые хотят играть в куклы, не быть посмешищем из-за этого?

Обычно, девочки любят куколок,

а мальчики - красивые машинки.

Но это только до 17 лет.

После всё становится наоборот.

Если статья была интересной или полезной для Вас, поддержите автора лайком и подпишитесь на канал. Спасибо за внимание!

Читайте также: