Подросток спит с мягкой игрушкой

Обновлено: 06.05.2024

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

Всем родителям известно, что в момент икс ребенок будет бунтовать, общаться со сверстниками и только, и не дай бог, влюбляться. Но так всего лишь у большинства. Что делать, если когда у сверстников подростка все давно энергичные, активные и погружены своими сплетнями, веселой болтовней — а вот мое чадо еще спит с мягкой игрушкой! Да еще и слушается прямо как в детстве.

Родители, вам очень даже повезло. Да, бывают и такие случаи, что гормональных бурь и вечного недовольствия всем совершенно не бывает… И все же, таких случаев очень мало, но они бывают. Так вот, с чего это вчерашний обычный ребенок вдруг начал искать свои старые игрушки или часами тратит время на рассматривание полок в детском магазине?! Это совершенно нормально.

Можно сказать, что пубертат делится на 2 типа: обычный (к которому мы привыкли) и возвращение в детство.

Так кому повезло больше?

Подростки, хорошо слушаясь, подчиняясь требованиям родителей (как в детстве), делясь своими сокровенными мыслями с мягкими игрушками, а не со сплетницами-сверстницами, завоевывают авторитет у родителей. Они счастливы, что ребенку для счастья мало нужно, нет никаких «дай денег, мы в клубе тусить буим», ну разве что на игрушки.

Такие дети гораздо меньше подвержены плохим компаниям, где пьют спиртные напитки, курят, употребляют наркотики и т. д. Если в детстве были хорошими и послушными детьми, то и сейчас хорошие черты откликнутся: станут выполнять требования родителей, не будут много гулять. Но вот с любителями скандалов в песочнице и «купи, мама» может прийтись несладко.

Но есть и горькая доля произошедшего. Подросток, который еще не привык быть взрослым, ведет себя почти как малое дитя, отличается от других детей. А отличаться в коллективе, особенно у подростков, не принято! Поэтому это запросто спровоцирует травлю, и аспекту общения со сверстниками стоит уделить внимание. Любому подростку очень важно общение с «себе подобными», ибо он ежедневно сталкивается с проблемами взросления, а сам факт того, что у твоего друга «такая же фигня», снимает с души рану. И если бунта и непонимания с родителями мы избежали, то вот изменений в организме, готовность стать матерью (ну вы понимаете, о чем я) есть у всех здоровых людей.

Многие дети так сильно любят свою игрушку, что не хотят расставаться с ней даже на время сна в детском саду. А воспитатели порой выступают против такой практики. Это вообще законно? И что делать, если ребенок не может уснуть без любимого зверя или куклы? Отвечают юрист и воспитатель детского сада.

Вопрос. Ребёнок привык дома спать с игрушкой. В садике ему запрещают брать ее с собой в кровать. Это законно?

В законодательстве нет статьи, четко регламентирующей эту ситуацию. Однако работники детских садов обязаны проводить разные санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия*. Более того, воспитатель или его помощник несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, пока они в детском саду**. Поэтому воспитатель может настоять на том, чтобы ребенок ограничил взаимодействие с игрушкой, если она для него потенциально опасна.

Например, если игрушку принесли с улицы, на ней могут находиться микробы, способные навредить ребенку. Без проведения специальной обработки предмета, работник детского сада может подвергнуть ребенка опасности. Следовательно, запрет воспитателя законен в том случае, если игрушка может нанести вред. Пока ребёнок находится на территории детского сада, воспитатели отвечают за его безопасность.

Игрушки — это часть родительского дома, которую дети берут с собой в сад. Благодаря им дети чувствуют себя комфортнее в незнакомой среде. Спать с игрушкой не запрещено, но есть несколько причин, по которым воспитатель может быть против этого. Какой должна быть игрушка, чтобы таких проблем не возникло?

  • Игрушка не должна быть слишком большой. Иначе она может помешать дыханию ребенка.
  • Игрушка должна быть чистой и без повреждений, которые могут нести опасность для ребенка (например, без торчащей проволоки).
  • Игрушка должна быть сделана из гипоаллергенных материалов.
  • Желательно, чтобы части лица или мордочки у игрушки (например, глаза, нос и остальные детали) были вышиты нитками. Если такие детали сделаны, к примеру, из пуговиц, ребенок может случайно проглотить их во сне.

* Часть 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ».

** Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.

Ответы психологов на вопросы

Добрый день, сыну в марте будет 13 лет, уже во всю идёт половое созревание, низкий голо, волосатость. НО отказывается отвозить мягкие игрушки в гараж. Он с ними не играет, не разговаривает, просто они лежат у него в кровати у стены, и он спит с ними. Это нормально или нет. Может их принудительно собрать и убрать из квартиры? Очень привязан к во поминаниям детства дошкольного, говорит все было просто идеально. Учится хорошо, интересуется военной техникой, друзья есть. Любит правда поискать больные точки у родителей и потыкать в них. Что делать с игрушками мягкими не знаю..

Психолог-консультант в области детско-родительских отношений, консультирование в вопросах семейных отношений.

Добрый день , Галина! Вашему сыну 12 лет, ему только в марте будет 13 и в этом возрасте очень важны тактильные ощущения, теплые прикосновения, особенно с мамой, особенно у мальчика. Вы воспринимаете его уже взрослым мужчиной- волосатый с низким голосом , а он еще ребенок. И судя по игрушкам , нежности и теплоты ему не хватило. Он повзрослеет быстрее, чем Вам хочется. У него есть друзья, он интересуется военной техникой, вполне себе мужское занятие, но теплоты ему все таки хочется. Если мальчики не находят ее дома, то очень бысто находят на стороне. На мой взгляд, не стоит отбирать игрушки, это его территория, не нарушайте его границы.

Здравствуйте, Галина! Если отношения у сына с одноклассниками нормальные, учится, общается, спорит с Вами (ищет болевые точки - т.е. манипулирует или просто учится остаивать свое мнение? Подумайте о том - почему это "больные" точки - это Вы сами делаете их больными для себя, оберегая их и постоянно испытывая боль, нужно поработать над тем, чтобы Вы смогли сами быть откртытой для себя, в первую очередь!) - тогда проблем нет. Проблема у Вас, а не у сына - что Вас в этом пугает? Да, он привязан к детству, к тем воспоминаниям, НО, если Вы сами соберете и всё выбросите, то тем самым только обесцените ещё больше настоящее, отношения с Вами, доверие и безопасность! Дайте ему самому возможно решить - когда расстаться со своим детством, такая фиксация на игрушках, также может возникнуть в противовес Вашему восприятию и Вашей реакции - от Вас посыл к тому, что нужно от этого избавиться,а он будет ещё больше цепляться за это - это создает напряжение в отношениях между Вами, оставьте это сыну, так Вы снизите это напряжение и у него не будет потребности цепляться за свои игрушки! Нужно проанализировать Ваши отношения с сыном, что в них происходит?

Современные подростки кажутся родителям сонливыми: постоянно хотят спать и сразу после школы падают в кровать. Почему у них так мало энергии и нормально ли это? Правда ли им нужен «тихий час»? Разбираемся вместе с сомнологом Александром Калинкиным.

Вопрос. Сын (подросток) постоянно — даже днём — хочет спать. Приходит из школы, ложится спать, потом несколько часов бодрствует, делает домашнее задание и снова ложится. Почему так происходит?

Ответ. Длительность сна кардинально меняется с возрастом. Новорождённые спят 14–17 часов, а уже к совершеннолетию мы спим по 7–9 часов. Подросткам продолжительный дневной сон уже не свойственен и нормой не является.

Современное общество подвержено хроническому лишению сна. В 2018 году мы в медицинском научно-образовательном центре МГУ провели исследование и выяснили, что 40,9% молодых людей от 20 до 35 лет часто замечают у себя избыточную дневную сонливость. Это не обычное желание спать, возникающее днём у любого человека, а серьезный дефект сна, который может привести к незапланированному засыпанию. Подростки также склонны к хроническому недосыпу.

Средняя продолжительность сна человечества за последние сто лет сократилась с 8 до 6 часов, а в некоторых мегаполисах она составляет уже менее 6 часов (при необходимом количестве в 7–9). Многим подросткам действительно не хватает времени на сон, они и сами не замечают, что из-за домашних заданий, учёбы и прочих занятий они не высыпаются.

Недосыпание на один час от своей нормы ухудшает самочувствие: появляется сонливость, головная боль, усталость и раздражительность. Из-за этого могут развиться сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, иммунные нарушения. Недосып может привести к снижению успеваемости — это тоже одно из проявлений нарушения когнитивных функций.

Что делать, если подросток постоянно хочет спать

  • Понаблюдайте, сколько часов подросток спит ночью и достаточно ли ему этого. Если нет, пересмотрите режим дня. Возможно, потребуется исключить время с компьютером и гаджетами перед сном и попробовать ложиться спать раньше.
  • При избыточной дневной сонливости обратитесь к специалисту — для начала это может быть педиатр, а далее врач-специалист, к которому он направит ребёнка по результатам обследования.
  • Также отдельно можно обратиться к сомнологу. Это точно стоит сделать, если вместе с недосыпом у ребёнка появилась раздражительность и агрессия. При восстановлении сна, когда его длительность приходит в норму, у ребёнка обычно улучшается концентрация внимания, его поведение меняется в лучшую сторону.

Читайте также: