Подвижная игрушка щелкунчик 4 класс технология как сделать

Обновлено: 02.05.2024

Цели: Формировать представление о подвижном механизме, о способах соединения подвижной игрушки из картона. Развивать умение работать в паре, конструктивное мышление, внимание, связную речь, воспитывать эстетический вкус, культуру труда, любовь к национальной культуре.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Дети: Любим мы урок труда

Без труда мы никуда,

Режем, клеим, мастерим,

В жизни все уметь хотим!

Учитель: Кому-то сказки надоели,

А кто-то сказками пленён.

И самый лучший наш урок

Волшебной силой наделён.

- Сегодня мы отправляемся работать в мастерскую, да не в обычную, а в чудесную мастерскую по изготовлению игрушек к сказкам.

А вот героев какой сказки мы будем сегодня изготавливать, вы скажете мне сами:

Случаются в лесах

Про зверей и … (рукавичку)

- о какой сказке идет речь?

- кто герои сказки?

Фиксирование индивидуального затруднения.

- Итак, в нашей волшебной мастерской каждый из вас сотворит чудо. Работать вы будите в паре. Каждая пара изготовит героя сказки и оживит его, т.е игрушка станет подвижной. У меня в руках 6 конвертов. Каждая пара выбирает конверт. Таким образом вы узнаете какого персонажа сказки «Рукавичка» вы будите изготавливать. В это конверте образец изделия, инструкции к работе, шаблоны, материалы.

III. Выявление места и причины затруднения. Пробное учебное действие.

- Достаньте образец-игрушку. Внимательно рассмотрите.

- Из какого материала сделана игрушка? (картон, цветная бумага, проволока, болтики)

- Чем необычна эта игрушка? (она движется)

- С помощью чего это происходит?

- Подумайте, каким другим образом можно было бы соединить детали? (проволокой, гвоздиками, кнопкой и др)

- А если приклеить детали? (не будет подвижной)

- А мы какой способ выбрали? (проволока, пуговица)

- Давайте попробуем выполнить это соединение на отдельных листочках картона.

(пробное выполнение соединения)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, подумайте и скажите, как бы вы построили свою работу? С чего начали?

(определение последовательности работы) .

- Работать вы будите самостоятельно в паре. Вам необходимо прочитать инструкционную карту и распределить между собой обязанности.

V. Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Но прежде повторим правила техники безопасности при работе с шилом, ножницами, клеем, проволокой.

- Все ли у вас получилось? Где, на каком этапе были трудности? Как вы оцените свою работу?

VII. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

- Ребята, зачем делают кукол, игрушки? Нужны ли они? Для чего? (играть с друзьями, научить кого-либо изготавливать игрушку, показывать спектакль и т.д.)

- Давайте и мы покажем спектакль «Рукавичка», используя изготовленные вами игрушки.

Вы, наверное, наблюдали, как взрослые сдвигают тяжёлые предметы (станки, камни и т. п.), которые просто руками сдвинуть невозможно. Как они это делают? Это можно сделать с помощью простого приспособления — палки-рычага. Человек не так уж силен физически, поэтому он придумывает и конструирует приспособления, с помощью которых он может, прикладывая сравнительно небольшие усилия, поднимать, перемещать большие грузы, резать, сверлить плотные материалы, передавать движение от одних тел к другим и т.д.

Динамические игрушки

Не секрет, что даже самые маленькие дети предпочитают играть с динамичными игрушками. Они любят, чтобы игрушки или их части двигались, перемещались, например, у машинок крутились колеса, открывались дверцы и багажник, у кукол двигались руки, ноги, открывались и закрывались глаза. Намного интересней слушать сказку или историю, которую "оживляют" картинки с двигающимися деталями.

Эти необычные сценки можно выполнить, например, из бумаги, наклеив её на картон, тонкую фанеру или тонкий пластик (как для канцелярских папок). С помощью рычажного механизма такая игрушка "оживает". Так заяц поедет на самокате, отталкиваясь лапой от земли, медведь погонит гуся пастись и т. д. Готовые поделки можно разу распечатать на цветном принтере, а можно нарисовать самим и раскрасить красками, карандашами, аппликацией из цветной бумаги. Таким же образом можно самому придумать различные сценки и "оживить" их.

Подвижная игрушка «Собака»

Следуя инструкции, соберите подвижную игрушку «Собака».

Необходимо наклеить бумагу с деталями на картон. На основной детали 1, где нарисовано туловище собаки, есть заштрихованный прямоугольник а . Этот прямоугольник нужно вырезать ножницами. В это отверстие должен быть проведён свободный конец второго рычага, с помощью которого передаётся движение голове собаки.


Собака ест из миски, при этом голова её должна совершать движение вверх-вниз. Голова таким образом становится подвижной, а вспомогательные детали — рычаги, не должны быть видны с лицевой стороны

1. Вырезать три детали по контурным линиям и заштрихованные места на них.

Вы, наверное, наблюдали, как взрослые сдвигают тяжёлые предметы (станки, камни и т. п.), которые просто руками сдвинуть невозможно. Как они это делают? Это можно сделать с помощью простого приспособления — палки-рычага. Человек не так уж силен физически, поэтому он придумывает и конструирует приспособления, с помощью которых он может, прикладывая сравнительно небольшие усилия, поднимать, перемещать большие грузы, резать, сверлить плотные материалы, передавать движение от одних тел к другим и т.д.

Динамические игрушки

Не секрет, что даже самые маленькие дети предпочитают играть с динамичными игрушками. Они любят, чтобы игрушки или их части двигались, перемещались, например, у машинок крутились колеса, открывались дверцы и багажник, у кукол двигались руки, ноги, открывались и закрывались глаза. Намного интересней слушать сказку или историю, которую "оживляют" картинки с двигающимися деталями.

Эти необычные сценки можно выполнить, например, из бумаги, наклеив её на картон, тонкую фанеру или тонкий пластик (как для канцелярских папок). С помощью рычажного механизма такая игрушка "оживает". Так заяц поедет на самокате, отталкиваясь лапой от земли, медведь погонит гуся пастись и т. д. Готовые поделки можно разу распечатать на цветном принтере, а можно нарисовать самим и раскрасить красками, карандашами, аппликацией из цветной бумаги. Таким же образом можно самому придумать различные сценки и "оживить" их.

Подвижная игрушка «Собака»

Следуя инструкции, соберите подвижную игрушку «Собака».

Необходимо наклеить бумагу с деталями на картон. На основной детали 1, где нарисовано туловище собаки, есть заштрихованный прямоугольник а . Этот прямоугольник нужно вырезать ножницами. В это отверстие должен быть проведён свободный конец второго рычага, с помощью которого передаётся движение голове собаки.


Собака ест из миски, при этом голова её должна совершать движение вверх-вниз. Голова таким образом становится подвижной, а вспомогательные детали — рычаги, не должны быть видны с лицевой стороны

1. Вырезать три детали по контурным линиям и заштрихованные места на них.

Вы, наверное, наблюдали, как взрослые сдвигают тяжелые предметы (станки, камни и т. п.), которые просто руками сдвинуть невозможно. Как они это делают? Это можно сделать с помощью простого приспособления — палки-рычага. Человек не так уж силен физически, поэтому он придумывает и конструирует приспособления, с помощью которых он может, прикладывая сравнительно небольшие усилия, поднимать, перемещать большие грузы, резать, сверлить плотные материалы, передавать движение от одних тел к другим и т.д. Приспособления, с помощью которых можно передать или преобразовать движения одного или нескольких тел в необходимое движение других тел, называют механизмами. К простым механизмам относятся: рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость, клин, винт.

Еще в глубокой древности, три тысячи лет назад, в Египте, когда строили пирамиды, использовали рычаги для перемещения и поднятия на большую высоту тяжелых каменных плит.

Рычаг — это твердое тело, закрепленное в одной точке шарнирно, т. е. так, чтобы оно могло поворачиваться вокруг этой точки.

Если мы прибьем доску гвоздем посредине к какой-либо опоре и толкнем один ее конец, то и другой конец доски придет в движение, и она сможет поворачиваться вокруг гвоздя. Это и есть рычаг. Ножницы тоже рычаг. Ось вращения этого рычага проходит через винт, соединяющий обе половинки ножниц. Конторские ножницы, которыми вы пользуетесь при резке бумаги, имеют лезвия и почти такой же длины ручки, потому что для резания бумаги не требуется больших усилий, а длинным лезвием удобнее резать по прямой линии.

Для того чтобы сделать подвижную игрушку, вам надо продумать, какие части и как будут двигаться

Вначале нужно взять длинную полоску бумаги и с помощью булавки закрепить ее на другом листочке плотной бумаги, в какой то точке, которая делит эту полоску на две неравные части. Вот и получился рычаг. Если длинную часть полоски бумаги опустить вниз, короткая часть поднимается вверх. Линия, по которой пройдет конец короткой полоски бумаги будет представлять собой путь движения конца рычага — его траекторию.

Конструируя действующую игрушку, следует продумать передачу движения от одной ее части к другой с помощью рычажного механизма. Он состоит из двух или нескольких рычагов, соединенных между собой шарнирно с помощью заклепки.

Рычажные механизмы бывают плоские и объемные.

Полоска плотной бумаги будет служить рычагом. Нужно закрепить эту полоску на плотном листе бумаги так, чтобы короткая и длинная части рычага могли перемещаться вниз и вверх при воздействии на них рукой. С помощью заклепки рычаг крепят шарнирно в одной точке.

После этого ребята конструируют рычажный механизм. Шарнирно соединяют длинный конец рычага с одним из концов другого рычага (но нельзя соединять оба рычага с плотным листом бумаги).

Это и есть рычажный механизм. Нужно повернуть рычаги под прямым углом один к другому. Свободный конец второго рычага продеть в вырезанное отверстие 1 на противоположную сторону листа бумаги. Теперь можно прорезать отверстие 2 для свободного конца первого рычаги и продеть его на противоположную сторону листа.

На противоположной стороне листа видны только конечная и начальная части рычажного механизма. Если потянуть вниз второй рычаг, он передает движение на длинный конец первого рычага, и короткий конец первого рычага поднимется вверх. Проводим небольшое исследование, для того чтобы выяснить, изменится ли путь (траектория) движения первого рычага, если второй будет находиться в верхней части чиста. В верхней части листа прорезываем ножницами отверстие З, продеваем в него рычаг (рис. 1, в) в приводим в движение механизм.

В результате ребята убеждаются, что траектория движения первого рычага остается прежней. Теперь можно несколько усложнить рычажный механизм. Для этого следует закрепить на листе бумаги параллельно два рычага на одинаковом расстоянии друг от друга.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

Распределите изделия по соответствующим категориям.





Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем распределите изделия по соответствующим категориям.

Ответ: Варианты отражены верно

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите в текст пропущенное слово.

… — это твердое тело, закрепленное в одной точке шарнирно, т. е. так, чтобы оно могло поворачиваться вокруг этой точки.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А., 46 гр.

Класс: 4 «В» ФИО методиста: Бондарь Е.Б.

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема: Подвижная игрушка «Щелкунчик»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с особенностями конструкции и изготовления подвижного механизма; формирование умений выполнять подвижный механизм типа «щелкунчик»; совершенствовать умения изготавливать игрушки с подвижным механизмом типа «щелкунчик»

Планируемые результаты

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

· Знать особенности конструкции и изготовления подвижного механизма

· уметь выполнять подвижный механизм типа «щелкунчик»; использовать щелевой замок; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении игрушек с подвижным механизмом типа «щелкунчик»;

· осознавать личностный смысл учения;

· определять мотивы учебной деятельности;

· выявлять причинно-следственные связи в окружающей природе.

Тип урока: систематизация знаний

Оборудование: учебник (с.104-105); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; гофрированный картон от коробки, цветной картон, цветная бумага, ленточка, клей, ножницы

ВложениеРазмер
07052020_podvizhnaya_igrushka_shchelkunchik.docx 38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.05.2020 ФИО учителя:Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А., 46 гр.

Класс: 4 «В» ФИО методиста: Бондарь Е.Б.

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема : ПОДВИЖНАЯ ИГРУШКА «ЩЕЛКУНЧИК»

Цели деятельности учителя : создание условий для знакомства с особенностями конструкции и изготовления подвижного механизма; формирование умений выполнять подвижный механизм типа «щелкунчик»; совершенствовать умения изготавливать игрушки с подвижным механизмом типа «щелкунчик»

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

  • Знать особенности конструкции и изготовления подвижного механизма
  • уметь выполнять подвижный механизм типа «щелкунчик»; использовать щелевой замок; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении игрушек с подвижным механизмом типа «щелкунчик»;
  • осознавать личностный смысл учения;
  • определять мотивы учебной деятельности;
  • выявлять причинно-следственные связи в окружающей природе.

Тип урока : систематизация знаний

Оборудование: учебник (с.104-105); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; гофрированный картон от коробки, цветной картон, цветная бумага, ленточка, клей, ножницы

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: психологический настрой

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Р: принятие и сохранение уч. задачи.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Посмотрите на этот фрагмент видео . А чем он? Кто главный герой?(сцена из мультика Щелкунчик)

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Предположите, что мы сегодня будем делать.

– Тема урока «Подвижная игрушка “Щелкунчик”».

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде

Будем делать Щелкунчика

Сегодня на уроке мы…

Мы будем делать

К : умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Л: проявление активности в общей работе

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

IV. Открытие нового знания

Словесный : слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

– Вспомните сказку Гофмана «Щелкунчик и М ышиный король». Кто такой Щелкунчик?

– Почему его так зовут?

Юный Щелкунчик – храбрый урод,

Войско солдатиков в бой ведет:

Будет повержен К ороль мышей!»

– Рассмотрите конструкцию игрушки « Щ елкунчик». Что вы можете о ней рассказать?

– Как происходит движение деталей игрушки?

– Сможете ли вы, глядя только на рисунки, изготовить такую игрушку?

Щелкунчик – забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмейер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа. Мари сразу полюбила эту игрушку, потому что у Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка. Мари поставила Щелкунчика в высокий стеклянный шкаф, не подозревая, что ее ожидают таинственные приключения. Щелкунчик был заколдованным племянником господина Дроссельмейера; чтобы вернуть человеческий облик, он должен был победить Мышиного короля. Оживший Щелкунчик просит Мари достать для него меч, чтобы расквитаться с Мышиным королем. Воспользовавшись игрушечным мечом оловянного солдатика, Щелкунчик вступает в смертельный поединок со страшным семиглавыми королем и одерживает победу. Затем Щелкунчик и Мари отправляются в волшебное путешествие в кукольное царство, где на леденцовом лугу стоят миндальные ворота, растут апельсиновые деревья и течет лимонадная река. Щелкунчик приводит Мари в столицу этого государства, через цукатную рощу и мимо домов, украшенных сахарными галереями. Сказочный сон заканчивается. Однако вскоре из города Нюрнберга приезжает молодой человек; он благодарит Мари за то, что она вызволила его из деревянной оболочки. Спустя некоторое время он увозит Мари в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, и «на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи блистательных персон, сверкающих бриллиантами и жемчугами»

П: структурирование знания

П : анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К : умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

К: выражение своей мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

П : анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

V.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельное выполнение задания

– Рассмотрите технологическую карту в рисунках в учебнике. Проверьте по ней свои предположения.

– Решите, как вам лучше работать: самостоятельно или в группе.

– Продумайте конструкцию своей игрушки. Проанализируйте потребность в ее усовершенствовании. Рассмотрите варианты усовершенствования технологического процесса. Выберите материалы. Используйте законы композиции.

– Составьте технологическую карту выполнения изделия.

– Как рассчитать размеры крышки, чтобы деталь коробки свободно двигалась в ней?

– Из каких материалов можно изготовить прочную ручку-держатель?

Составляют технологическую карту изготовления игрушки:

1. Выполнить разметку коробки из картона (дно коробки 37×50, высота коробки 14).

2. Склеить коробку.

3. Выполнить разметку крышки коробки (размеры 35×48×12).

4. Склеить крышку коробки.

5. Украсить и оформить крышку коробки в соответствии с изображением лица Щ елкунчика.

6. На дно коробки приклеить открытый рот Щ елкунчика с зубами.

7. К стенке коробки приклеить картонную полоску (размеры 2×40), с помощью которой можно будет открывать рот Щ елкунчику.

8. Собрать изделие: крышку надеть на коробку.

9. Проверить работу изделия на практике

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VI. Рефлексия деятельности

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Какое изделие вы выполняли на уроке?

– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?

– Как изготовить механизм подвижной игрушки?

– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом?

– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа….

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят в карточку контроля:

Читайте также: