Покупать игрушки переходный или непереходный

Обновлено: 01.05.2024

2. Употребление переходных и непереходных глаголов в речи.

3. Правописание глаголов.

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Брал (что?) книгу (винительный падеж).

Встречать (кого?) его (винительный падеж).

В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

• при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж);

• при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).

Все остальные глаголы в русском языке непереходные.

Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:

  • -ся, -сь (торопиться, готовиться, познакомиться, бояться, надеяться, гордиться, очнуться, смеяться, стараться, оперилась, унеслось);
  • -е- (краснеть, обессилеть, висеть);
  • -нича-(-ича) (сотрудничать, капризничать, жадничать).

Непереходные глаголы могут обозначать:

1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве (мечтать, заболеть, прилечь);

2) движение (летать, бежать);

3) профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, рукодельничать);

4) становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Обратимся к примерам. Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях.

Я всегда говорю правду.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Вечером буду учить уроки.

Я выращиваю цветы.

Я попросила его поторопиться.

Дедушка принёс воду из колодца.

Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:

Я всегда говорю правду.

Вечером буду учить уроки.

Я выращиваю цветы.

Дедушка принёс воду из колодца.

Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.

В остальных предложениях глаголы непереходные.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Я попросила его поторопиться.

Разговаривает, поторопиться, иду.

Можно что-то говорить, учить, выращивать (переходные глаголы). Но нельзя что-то идти, разговаривать, торопиться – непереходные глаголы.

Тренировочные задания

Сортировка элементов по категориям

Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В. п.

Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.

Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов.

Глагол + сущ. в В. п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам.

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него.

Действие, не переходящее на прямой объект.

Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь.

Правильный ответ:

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников.

Действие, не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.


Переходность глаголов обычно проходят в 6 классе, но эта тема может встретиться и на ЕГЭ. Вспомнить различия переходных и непереходных глаголов и закрепить знания на примерах поможет наша статья.

О чем эта статья:

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол сочетаться с существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Онлайн-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Особенности переходного типа глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

Что могут означать переходные глаголы:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
  • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
  • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

  • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
  • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

  • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
  • покинуть дом — покинутый семьей дом.

Особенности непереходного типа глаголов

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

Примеры непереходных глаголов:

  • беспокоиться (о ком?) о друге;
  • размышлять (над чем?) над вопросом.

Что могут означать непереходные глаголы:

  • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
  • движение и существование (бегать, быть, являться);
  • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

В русском языке все возвратные глаголы являются непереходными. Например: обидеться (на что?) на шутку, сомневаться (в чем?) в выборе.

Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

1. Родительного падежа:

  • отвыкнуть (от чего?) от телефона;
  • проходите (мимо чего?) мимо магазина;

2. Дательного падежа:

  • скучать (по чему?) по дому;
  • подтолкнуть (к чему?) к знакомству;

3. Винительного падежа с предлогом:

4. Творительного падежа:

5. Предложного падежа:

Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

Как определить переходность глагола

Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
  • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:


Переходность глаголов обычно проходят в 6 классе, но эта тема может встретиться и на ЕГЭ. Вспомнить различия переходных и непереходных глаголов и закрепить знания на примерах поможет наша статья.

О чем эта статья:

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол сочетаться с существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Онлайн-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Особенности переходного типа глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

Что могут означать переходные глаголы:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
  • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
  • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

  • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
  • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

  • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
  • покинуть дом — покинутый семьей дом.

Особенности непереходного типа глаголов

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

Примеры непереходных глаголов:

  • беспокоиться (о ком?) о друге;
  • размышлять (над чем?) над вопросом.

Что могут означать непереходные глаголы:

  • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
  • движение и существование (бегать, быть, являться);
  • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

В русском языке все возвратные глаголы являются непереходными. Например: обидеться (на что?) на шутку, сомневаться (в чем?) в выборе.

Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

1. Родительного падежа:

  • отвыкнуть (от чего?) от телефона;
  • проходите (мимо чего?) мимо магазина;

2. Дательного падежа:

  • скучать (по чему?) по дому;
  • подтолкнуть (к чему?) к знакомству;

3. Винительного падежа с предлогом:

4. Творительного падежа:

5. Предложного падежа:

Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

Как определить переходность глагола

Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
  • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:


Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

Что такое переходные и непереходные глаголы: как определить, примеры

В русском языке глагол имеет постоянные признаки, неизменные вне зависимости от речевой ситуации. Один из них – переходность. Переходные и непереходные глаголы различаются способом взаимодействия с зависимым существительным.

Что такое переходный глагол

Сам глагол никуда не переходит, но обозначает действие, направленное на предмет, переходящее на него. Объект действия выражается в этом случае именем существительным или заменяющим его местоимением, употреблённым без предлога в винительном падеже:

  • собирать ракушки – собирать их;
  • разгадать загадку – разгадать её;
  • подозвать щенка – подозвать его.

Либо в родительном, когда он заменяет винительный. Замена происходит в двух случаях:

получить (что?) письмо (в. п.) – не получить (чего?) письма (р. п.)

попробовать (что?) пирог (в. п.) – не попробовать (чего?) пирога (р. п.)

  1. при необходимости обозначить, что берётся часть от общего количества

допить молоко (в. п.) – купить молока (р. п.)

резать хлеб (в. п.) – отрезать хлеба (р. п.)

Переходность свойственна словам, имеющим следующие значения:

  • воздействие на объект, в результате которого он может изменяться, возникать, уничтожаться или оставаться неизменным (колоть дрова, связать свитер, спилить дерево, похвалить ребёнка);
  • восприятие с помощью органов чувств (видеть опасность, слушать музыку, почувствовать голод);
  • отношение к предмету (отвергать насилие, жалеть больного, полюбить прогулки).

Переходными бывают глаголы как совершенного, так и несовершенного вида:

  • навестить (сов. вид) родственников – навещать (несов. вид) знакомых;
  • выкопать (сов. вид) канаву – копать (несов. вид) картошку;
  • скопировать (сов. вид) походку – копировать (несов. вид) натюрморт.

Что такое непереходный глагол

Непереходные глаголы отличаются сочетаемостью с существительным или местоимением в остальных косвенных падежах, но в винительном – в основном только с предлогом:

  • лишиться памяти, поехать без багажа (р. п.);
  • позвонить родителям, подойти к перекрёстку (д. п.);
  • собираться в музей (в. п.);
  • махать рукой, повстречаться с медведем (т. п.);
  • купаться в озере (п. п.)

Выражаемое ими действие не направлено на предмет и не нуждается в этом.

Слово в винительном падеже при подчинении такому глаголу не требует предлога в значении отрезка времени или пути, но отвечает в словосочетании не на падежный вопрос и не имеет объектного значения:

  • стажироваться ( что сколько?) месяц;
  • пробежать ( что сколько?) километр.

Непереходнось свойственна словам со значением:

  • состояние, физическое или эмоциональное, и расположение в пространстве (скучать, простудиться, лечь);
  • виды деятельности, занятий (плотничать, бездельничать);
  • перемещение в пространстве, существование (лететь, являться);
  • проявление и изменение признаков (зазеленеть, развиваться).

Возвратность – свойство, указывающее на непереходность, поскольку объектом действия становится предмет, его производящий:

  • умываться – умывать себя;
  • кусаться – проявлять себя способным укусить.

Как отличить переходный глагол от непереходного

В предложениях ключевой отличительный признак переходности – прямое дополнение, т.к. им выражается объект действия. Примеры

Прохожий оглянулся , благодарно кивнул головой и отряхнул рукав пальто.

  • оглянулся – возвратный (неперех.)
  • кивнул головой – присоединяет косвенное дополнение в творительном падеже (неперех.)
  • отряхнул рукав – управляет прямым дополнением (перех.)

Внучка долго искала бабушкино кольцо и в конце концов нашла .

  • искала кольцо – в сочетании с прямым дополнением (перех.)
  • нашла – не имеет зависимого слова, но оно подразумевается. Действие направлено на тот же предмет (кольцо), обозначение которого выпущено в неполном предложении во избежание повтора (перех.)

Порядок действий при определении переходности

Переходность вне контекста определяется последовательным выявлением признаков:

Что такое переходные и непереходные глаголы: как определить, примеры

Пояснение правила на примерах
Улыбатьсяимеет возвратный постфикс -ся (неперех.)
Размахиватьнет признаков возвратности;
размахивать – не сочетается с вин.п. (неперех.)
Пойтинет признаков возвратности;
пойти в лес – с вин. п. сочетается;
требует подчинения только с предлогом (неперех.)
Наклеитьневозвратный;
наклеить на бумагу – с вин.п. сочетается;
наклеить марку – предложной конструкции не требует (перех.)

Влияние многозначности на переходность

В русском языке существует явление многозначности слов. При смене значения грамматические признаки могут утрачиваться или приобретаться.

Тётя роняла и била посуду не специально, а потому что нервничала.

Серёжа целый день бил в подаренный дедушкой игрушечный барабан, раздражая родителей.

Одна и та же часть речи (бить) в первом предложении управляет прямым дополнением (посуду) и является переходной, а во втором не требует и не имеет объекта действия, становясь непереходной.

Бабушка шьёт внучке костюм снежинки для новогоднего карнавала. (Костюм – прям. доп.)

Маринина мама профессиональная портниха, она шьёт для заказчиков. (Объект отсутствует и не подразумевается контекстом.)

Непереходность проявляется у ряда слов при употреблении безличной формы для обозначения состояния:

Переходность/непереходность – постоянный признак, связанный с лексическим значением.

Тема: Переходные и непереходные глаголы - что это… Русский язык. 5, 6 класс. Урок. Примеры: приведите 2-3 примера переходных и непереходных глаголов. Как отличить переходный глагол от непереходного. Какие глаголы переходные? Переходный вид, форма, наклонение?

Фото Переходные и непереходные глаголы в русском языке - что это? Примеры

В русском языке все глаголы делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы - это глаголы, действие которых направлено на предмет. Они обозначают действие, переходящее на какой-то объект. При этом дополнение стоит в винительном падеже, без предлога.
Пример: купить - переходный глагол. Я купил (что?) подарок. Они купили (кого?) кошку.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например: жить, думать, рисовать, трудиться.

Подробнее о глаголах читайте в статье: Что такое глагол. Формы и виды, спряжение глаголов

Переходные глаголы способны управлять прямым дополнением. Дополнение - существительное или местоимение - чаще всего стоит в винительном падеже, без предлога.

Примеры переходных глаголов:

Победить (кого?) соперника
Нести (что?) кирпич
Видеть (кого?) сестру
Обнаружить (что?) ошибку

В отдельных случаях - с существительными и местоимениями в родительном падеже: выпил молока, налил водки, купил цветов.

Непереходные глаголы. Что такое непереходный глагол. Примеры

Непереходные глаголы - это все остальные глаголы русского языка. Их действие не направлено на предмет. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние.

Примеры непереходных глаголов:
стоять, гулять, прыгать, сомневаться, переживать

Непереходные глаголы не имеют при себе прямого дополнения, они не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения.

Непереходные глаголы употребляются с существительными или местоимениями с предлогами и без предлогов в формах:

Родительного падежа. Требовать (чего?) уважения. Проезжать (мимо чего?) мимо деревни.

Дательного падежа. Рассказывать (кому?) друзьям. Служил (чему?) стране. Скучать (по чему?) по Родине. Подтолкнуть (к чему?) к размышлениям.

Винительного падежа с предлогом. Не верила (во что?) в совпадения. Попасть (во что?) в яблочко. Войти (во что?) в комнату. Вдохновить (на что?) на свершения.

Творительного падежа. Утомила (чем?) болтовней.Повеяло (чем?) ароматом. Дорожим (чем?) дружбой. Летит (над чем?) над лесом.

Предложного падежа: Жить (в чем?) в квартире. Располагаться (на чем?) на холме. Плавать (в чем?) в бассейне.

Все возвратные глаголы являются непереходными. Если глагол оканчивается на -ся или -сь, то он относится к возвратным, и переходным быть не может. Например: Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (А.С. Пушкин).

Непереходные возвратные глаголы. Примеры:
обидеться (на что?) на знакомого
тревожиться (за кого?) за свою судьбу
оскорбиться (чем?) подозрениями
сомневаться (в чем?) в ответе

Как отличить переходный глагол от непереходного?

Чтобы узнать, переходный или непереходный перед вами глагол?

Возможно ли при нем дополнение? Если нет, это точно непереходный глагол.

Определите падеж. Годится ли винительный падеж? Подходит ли к дополнению вопрос кого? что? Если нет, то

Установите, есть ли предлог. Если предлог есть - это непереходный глагол.

Итак, если перед вами глагол с дополнением без предлога в винительном падеже (винить кого? что?) - это переходный глагол.

Читайте также: