Последовательность лепки филимоновской игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная


Цель занятий:

· развитие творческих способностей,

· воспитание эстетического и художественного вкуса,

· общее развитие детей через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций,

· формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.

Задачи занятий:

  • дать учащимся целостное представление о филимоновской народной игрушке как одной из форм народного декоративного искусства;
  • познакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром;
  • познакомить с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина), имеющихся в местах проживания мастеров.

Инструменты и материалы:

  • Для преподавателя: метод. пособие, иллюстрации работ, технологические карты, готовые изделия.
  • Для учащихся: глина, тряпочки, стеки, кисти, стакан с водой, акриловая белая краска , темпера.


Филимоновская игрушка раоппа — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре.

При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли « свистульки ».

После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.

На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России.

Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и других стран.

В экспозиции Русского музея в городе Санкт-Петербурге находится несколько филимоновских игрушек датированных 60-ми годами.

Действует творческая мастерская « Любота » в Филимоново.

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.


Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.


Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например « Любота » — сценка свидания влюбленных.


Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.

У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.


Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.


Производство игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — « синики ». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой.

Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Роспись игрушки

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.

Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, « детский » стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц — Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова, не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Лепка филимоновских игрушек

Эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. В отличие от вятских они имеют более вытянутые. Считается, что определенную роль в формировании стиля филимоновских игрушек сыграла местная глина, отличающаяся высокой пластичностью.

Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с нарочито удлиненными шеями и маленькими головками. Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, какие когда-то носили горожане. В руках же филимоновской «барыни» вместо ребенка чаще всего оказывался свисток в виде птички. Если вятская игрушка украшается множеством накладных деталей, то филимоновская «барыня» лепится целиком из одного куска глины, не считая свистульки-птички да небольшого налепа на шляпке.

Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (см. приложение) и наденьте его на указательный палец . Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем. Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки-колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм . Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах. Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры. На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.

Теперь на некоторое время фигурку «барыни» отставьте в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку, которую сами мастерицы называют «курицей». Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните ее вокруг указательного пальца (41.1). Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика проткните тонкой деревянной палочкой («пичужкой») так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину.

Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся. Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы.

Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно достаточно устранить эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук.

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение. Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую или слегка розоватого оттенка игрушку! Это ли не чудо?!

Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, мы хотим вас познакомить с некоторыми секретами филимоновской игрушки. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?

Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты.

Желтый - цвет солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет – символ возрождения жизни.


Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Сверяясь с расписанной игрушкой или с изображением любой игрушки с нашего сайта, наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.


Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой») и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.

Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.


Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.

Родилась Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер с 1981 года, член Союза художников России. с 1987 г., член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР (г. Москва). Потомственная мастерица, училась мастерству у прабабушки Дербенёвой Авдотьи Григорьевны, бабушки Карповой Антонины Ильиничны и мамы Марченковой Марии Николаевны. Работы хранятся в краеведческом и художественном музеях г. Тулы, в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Имеет множество дипломов, грамот, награждена наградным знаком” За достижения в культуре”.

О ПРОМЫСЛЕ :

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева в удивительных местах Тульского края, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Сколько существует деревня Филимоново, столько и существует филимоновская игрушка, одна из самых древних в России. Из поколения в поколение передавали мастерицы секреты своего искусства детям, внукам. Игрушку делали всегда, и когда был голод, и когда были войны, что называется, и в горе, и в радости. Лепили с поздней осени, сушили на русской печи или на лежанках. В феврале-марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках.

Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами.

Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон, прибыл он в здешние края по желанию князя Воротынского, а было это во времена Ивана Грозного. Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Процесс изготовления игрушки длительный: «Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», - так ласково называла глину Антонина Ильинична Карпова. Затем через какое-то время необходимо её вымесить как тесто, дать «отдышаться» и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается и может ставиться сушить. Подсохнет и в обжиг, а после обжига начинается роспись в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются ещё 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным или зеленым. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д. Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком».

Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Создатели игрушки – это многие поколения. Их чудесные игрушки пользовались неизменным успехом не только на ярмарках, но и на художественных выставках всех рангов – от областных до международных, приобретались музеями и коллекционерами, как ценнейшие экспонаты народного творчества.

В настоящее время в Филимонове старых мастериц не осталось. Но, к счастью, выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует многовековой опыт своих предков и по-своему его развивает. Так, Гончарова Алла Ивановна является представительницей четвертого поколения известных мастериц: прабабушка Авдотья Григорьевна Дербенева, бабушка Антонина Ильинична Карпова, мать Марченкова Мария Николаевна. Дочь Аллы Ивановны Романова Анна Вячеславовна потомственная мастерица в пятом поколении. С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Новое поколение мастеров стремится не только лепить игрушку, но и готовить себе смену. На сегодняшний день единственное в Тульской области учебное заведение - Одоевская детская школа искусств, где преподавание лепки и росписи филимоновской игрушки ведется строго в соответствии с традициями и канонами этого старинного промысла. Многие ученики, окончив основной курс занятий в школе, продолжают обучение, получая мастер–классы у народных мастеров, становятся студентами художественных колледжей и вузов.

Художественные промыслы, рассеянные по всей России как жемчужины, являются уникальным явлением в жизни народа. Для Тульской области такой жемчужиной является филимоновская игрушка, прославившая свою деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущих поколений. В наше время промысел стабильно развивается, интерес к игрушке растёт, многие её знают и любят.

Гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить - с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка играл какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как свистки - обереги».

«С самого раннего детства рядом с бабушкой, мамой я впитывала любовь к игрушке, и непроизвольно училась мастерству. Часто вспоминаю, о чём говорили во время лепки, росписи – вся жизнь перед глазами. Бабушка рассказывала, как тяжело жилось: войны, голод, но игрушка отвлекала, привносила в жизнь радость. Когда рассматриваю игрушки, сделанные бабушкой ли прабабушкой – вижу отпечатки пальцев, запечатленные, закаленные огнём прикосновения – незабываемые ощущения, как будто-то бы прикасаюсь к родным рукам, невольно проверяю себя: «Так же я леплю?». О чём думала Авдотья Григорьевна Дербенёва, когда лепила? Что происходило вокруг? Что она переживала в эти минуты? Вопросы, вопросы… и светлая грусть. Возможно, они рады за нас, за то, что мы не прервали традицию!?

Я однажды спросила бабушку: «Ты рада, что я продолжила твое дело?». Недолго думая, улыбаясь, глядя мне в глаза, она ответила: «Тяжело это, дочушка» И сердце наполнилось радостью и гордостью: «Пусть тяжело! Кто-то должен продолжить! А как же иначе! А теперь уже и своей жизни не представляю без игрушки. Мы ведь с ней единое целое!»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Лепка филимоновской игрушки как средство культурно-нравственного развития де.

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства


Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

«Искусство детям - увлекательно и просто: Античность»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лепка филимоновской игрушки как средство культурно-нравственного развития де.

Лепка филимоновской игрушки как средство культурно-нравственного развития детей

Ермилова Кристина Егоровна
МБУ «Школа №70»

Лепка из пластилина филимоновской игрушкиЦель: выполнение филимоновской игр.

Лепка из пластилина филимоновской игрушки
Цель:
выполнение филимоновской игрушки из пластилина.
Задачи:
*познакомить с традициями филимоновской глиняной игрушки;
*научить приемам лепки игрушки;
*познакомить с декоративным оформлением игрушки;
*развивать пространственное воображение и фантазию;
*воспитывать творческую личность;
*приобщать детей к культурным традициям своего народа

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло з.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, т.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое..

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Роспись похожа на скоропись, быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и.

Роспись похожа на скоропись, быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.

В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики.

В украшении фигурок используются геометрические элементы:
штрихи, крестики, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных у.

Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе


Материалы и инструменты, необходимые для работы- Пластилин - Доска для лепки.

Материалы и инструменты, необходимые для работы
- Пластилин
- Доска для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь;
- Ватные палочки;

Этапы лепкиДля изготовления петушка отрезаем стекой два куска пластилина: оди.

Этапы лепки
Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска пластилина: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.
Катаем два шарика.

Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.Согнем морковку так.

Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.
Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.

Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщин.

Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.
Делаем гребень и бороду: из пластилина скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.

Соединяем гребень и бороду вместе с туловищем. Соединение примазываем стеком.

Соединяем гребень и бороду вместе с туловищем. Соединение примазываем стеком.
Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.

Вот что должно получиться.Катаем из глины шнурок.

Вот что должно получиться.
Катаем из глины шнурок.

Соединяем туловище с подставкой, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.

Соединяем туловище с подставкой, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.
Выравниваем место шва пальцем.

Покрываем игрушки акриловым грунтом, сушим не менее двух часов.Наносим гуашь.

Покрываем игрушки акриловым грунтом, сушим не менее двух часов.
Наносим гуашь разного цвета, чтобы разделить части тела.

Прорисовываем детали на голове и наносим полосы для будущей росписи.Расписыва.

Прорисовываем детали на голове и наносим полосы для будущей росписи.
Расписываем полосками разного цвета.

Рисуем снежинки и ватными палочками круги.Рисуем разноцветные полоски.

Рисуем снежинки и ватными палочками круги.
Рисуем разноцветные полоски.

Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки.

Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 587 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здравствуй, лето!
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Коротеева Е.И.
  • Тема: Как говорит искусство?
  • Учебник: «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.
  • Тема: Каждый человек — художник!
  • Учебник: «Мировая художественная культура. 7-9 классы», Данилова Г.И.
  • Тема: 2. Единство и многообразие культуры
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Кузин B.C.
  • Тема: Анималистический жанр
  • Учебник: «Мировая художественная культура (в 2 частях)», Рапацкая Л.А.
  • Тема: Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма
  • Учебник: «Мировая художественная культура (в 2 частях)», Рапацкая Л.А.
  • Тема: Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

Оставьте свой комментарий

  • 11.08.2020 1934
  • PPTX 4.6 мбайт
  • 129 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ермилова Кристина Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

32 минуты

«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

67 минут

«Ребенок с ОВЗ в школе: готовность родителей и системы»

113 минут

«Техники критического мышления»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа», город Тулун Иркутской области

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

Тема урока : «Филимоновская игрушка. Лепка животного на четырех ногах.»

Возраст детей: 10 – 11 лет.

Преподаватель I квалификационной категории: Трифонова Ольга Владимировна

Тема урока: Филимоновская игрушка. Лепка животного на четырех ногах.

Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновской игрушкой и научить изготовлению.

- обучающие научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки и передавать особенности промысла через любой образ;

- развивающие воображении, восприятие и обобщение своих знаний, анализируя новый материал и применяя его на практике.

- воспитательные воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Хозяйка: Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Ольга Владимировна меня зовут – величают. Из Филимоновской области приехала я к вам. Кони железные меня привезли сюда. Сегодня и наследующем занятий мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я привезла вам из нашего края приветы от мастеров народных, мастеров русских.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Там поют свои частушки

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой!

- Вы откуда, Филимоны?

- Мы из Филимоново!

Обогнали мы в дороге

Пешего и конного

· Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать?

Ведь чего только не бывает на свете!

Наш урок сегодня посвящен филимоновский игрушки.

Вы узнаете много интересного про этот народный промысел научитесь приемам лепки филимоновской игрушки, а так же правилам традиционной росписи.

(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)

В самом центре России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны в живописном уголке стоит деревня Филимоново в которой издавна живут гончары. И в каждом доме там завораживающее зрелище – барышни с птичками – свистульками в руках, разраженные в пестрые юбки до пят и кокетливые шляпки, забавные солдаты в мундирах с погонами на плечах и в полосатых штанах, лихие всадники в фуражках, а сколько здесь разного зверья: медведи, олени, бараны, коровы, курочки и петухи.

Только уж очень забавный вид у всей этой живности. Они полосатые как зебры, разноцветные с дивными жирафьими шеями и обязательно с “голосом” свистком.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. У нас есть даже одна легенда, которая про эти игрушки рассказывается.

(Мини сценка!)

Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело» и начали лепить горшки да игрушки.

Место, где поселился дед, так и прозвали Филимоново.

Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно. Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах.

На склоне большого оврага, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжигали до глубокой ночи.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки.

· Почему они такие вытянутые?

Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Хозяйка: А сейчас я расскажу, что же символизирует каждый образ игрушки в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, мифологической жизни, древнего дохристианского, славянского культа. (Вспомним их).

· Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада, Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

· Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

· Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

· Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

· Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

· Птицы – знак воскрешения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Хозяйка: Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

рисунок 3

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из Филимоновской глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком". С особенностью фелимоновской росписи мы подробно познакомимся на следующем уроки, а сейчас давите, узнаем о технике лепки животного на четырех ногах.

Объясняется техника лепки животного.

Сейчас мы познакомимся, с традиционной лепкой, животного на четырех ногах. Почти все филимоновские игрушки свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост, но так как мы не умеем делать свисток, то вместо него мы слепим хвост.


– Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными мастерами промысла. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

Лепка ведется из одного куска. Способ этот подсказан самой глиной. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной.

Итак, мы берем кусок глины и хорошенько переминаем его. Глина должна быть однородной, камушки и корешки выбрасываем, твердые комочки - отправляем в корыто с водой размокать. Однородному комку придаем форму шарика.

Если бы мы хотели слепить колобка, то облегченно вздохнув, мы могли бы уже мыть руки. Но мы выбрали игрушку по сложней и поэтому продолжим лепить. Колобок мы положим на стол, ладонь положим сверху и немного прокатаем его. Должен у нас получиться толстенький цилиндр.

Если у вас получилась сосиска, значит, вы слегка перестарались и сможете из неё слепить лишь таксу. Цилиндр мы держим одной рукой и плавно поворачиваем, а большим пальцем другой руки будем смещать глину с середины цилиндра к его краю.

Потом комок перевернем и так же сгоним глину к другому краю. У нас получится огрызок яблока, не очень тщательно объеденный в середине.

Далее возьмем стек, который филимоновские мастера, называют пичужкой, и с его помощью разделим выступающие части яблока с одной и другой стороны, но не с торца, а сбоку.

Торопиться не будем и из четырех долек постараемся сделать четыре ноги, одинаковые по толщине. Это комочки превратятся в ноги коня, если мы станем обжимать их со всех сторон, таким образом, чтоб они вытянулись в виде морковки, то есть у основания были толстенькими, а у концов тонкими.


Перевернем игрушку, поставим на ноги, если ноги окажутся одинаковые и по длине, то, радостно вздохнув, приступим к верхней части. Глину с одного края превратим в шею, из другой сделаем камеру свистка. Но свисток оставим на потом, а сейчас займемся шеей. Её будем вытягивать, так же как и ноги «морковкой», она должна получиться- мощной длинной, гладкой.

Верхнюю тонкую часть шеи загнем вперед и немного опустим это будет мордочка, а самый верх шеи с помощью стека разделим на две части это уши нашей лошадки. И мордочке и ушам придаем ту же конусовидную форму морковки. Если от ваших теплых рук, игрушка покрылась мелкими трещинками самое время их загладить влажными пальцами.


Не будем спешить и тщательно отгладим все шероховатости и неровности, иначе расписывать такую игрушку будет сложно. Я думаю, всякий, глядя на нашу игрушку, скажет, что это четвероногое животное, но не каждый поймет, что это лошадка. Для большего сходства мы сделаем ей гриву, а именно двумя пальцами сплющим шею со стороны спины по всей длине.


Теперь перейдем к изготовлению свистка. Если делать свисток без камеры, то свист будет слишком пронзительный и высокий. Мы будем делать камеру, и свист нашего свистка будет сочный и густой. Слегка намочив указательный палец, мы в середине комочка сделаем отверстие, немного расширим и углубим его. Будем стараться, чтоб при этом край камеры не сильно расширялся, так как нам её предстоит закрыть. То есть мы должны получить форму ореха с пустотой внутри. Мастера, придумали немало способов, изготовления свистка. Различными инструментами из разной глины, получались свистки с разнообразным свистом.


Если мы решим сделать лошадке хвост вместо свистка, то эт о значительно упростит нашу задачу. Комок глины, над задними ногами мы обжимаем и немного вытягиваем. Придаем хвосту форму метелки и затем, сплющив с боков, прижимаем к туловищу. Круглым концом стека делаем нашей лошадке глаза, нос и рот, подписываем её и оставляем на столе для просушки и любования.

Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

· Где возник промысел филимоновской игрушки?

· Почему игрушка называется филимоновской?

· Особенности филимоновской игрушки?

· Что нового узнали на уроке?

· Понравились свои и чужие работы?

Хозяйка: Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

Сегодня на занятии вы научились приемам лепки филимоновской игрушки. А на следующем уроке вы научитесь правильно расписывать филимоновскую игрушку.

Читайте также: