Последовательность рисования дымковской игрушки

Обновлено: 24.04.2024

Народное прикладное искусство, и в том числе дымковская игрушка, имеют большое значение для развития эстетического художественного вкуса у детей, помогают ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Все игрушки очень веселые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.

Я уверена, что происхождение этой игрушки известно всем. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село все будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые линии, полоски, клеточки, пятна, точки-горошины. Зато краски яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Даже доработка мелких деталей, где нужна очень тонкая дорисовка, тонкая линия-штрих, делается мягкой кистью, то есть кистевым приемом.

Обратите внимание, что основа росписи - круги, на которых расположены мелкие элементы. (Показ.)

Практикум «Приемы рисования основных элементов дымковской росписи»

Конечно, знаете, что кисть нужно держать тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Широкие линии проводят всей кистью, а тонкие линии, точки и клеточки - концом кисти. (Показ.)

Иногда дымковские мастера пользуются «тычком» (вата, навёрнутая на спичку или палочку, бумага, свернутая в трубочку). Эти нехитрые приспособления не только во много раз ускоряют создание узора, но и улучшают его качество. (Показ.) Таким образом они получаются быстро и одинаково.

Сейчас мы перейдём к практической части нашего семинара. Надеюсь, вы почувствуете «кончиками своих пальцев ручейки, которые питают источник творческой мысли».



«Творческая мастерская». Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской росписи для педагогов ДОУ

«Творческая мастерская». Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской росписи для педагогов ДОУ Под руководством педагога дополнительного образования воспитатели лепили из глины дымковские игрушки, затем их расписывали для создания.

Конспект занятия «Рисование элементов дымковской росписи для украшения силуэтов дымковских барышень и олешков»

Конспект занятия «Рисование элементов дымковской росписи для украшения силуэтов дымковских барышень и олешков» КОНСПЕКТ занятия по изобразительной деятельности Тема: «Рисование элементов дымковской росписи для украшения силуэтов дымковских барышень.

Использование нетрадиционной техники рисования ватными палочками элементов дымковской росписи Познакомить с элементами дымковской росписи. Развивать умения пользоваться не традиционным материалом (ватными.

Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Я люблю свою лошадку!»

Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Я люблю свою лошадку!» Тема: «Я люблю свою лошадку» Средняя группа 4-5 лет воспитатель Татьяна Андреевна Шиголина МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик».

Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.

Консультация для педагогов «Методы и приемы нетрадиционного рисования» Приложение 12 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мы взрослые порой этого счастья не разделяем,.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки» Программное содержание Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам Закреплять представления о процессе создания игрушек.

Семинар-практикум для педагогов «Пути повышения подготовки детей к школьному обучению. Методы и приемы» Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы.

Семинар-практикум «Поэтапное окрашивание дымковской и филимоновской игрушек»

Семинар-практикум «Поэтапное окрашивание дымковской и филимоновской игрушек» История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию.

Технологическая карта к НОД во второй младшей группе «Нетрадиционные техники рисования в дымковской росписи» Тема: «Нарядные игрушки" Форма проведения: занятие-фантазия Педагог: Капацына Надежда Константиновна Цель: Знакомство детей с дымковской.

 дымковская роспись

Дымковская игрушка — яркий представитель русского народного творчества. Изделие отличается необычностью и уникальностью. Такой вид народного художественного промысла продолжал развиваться длительное время и сменялся поколениями мастеров. Роспись дымкой в первый раз появилась ещё 400 лет назад и продолжает сохранять популярность. На протяжении всего этого времени её вид не переставал изменяться, но принцип её создания остался прежним.

История возникновения росписи

Такой вид промысла произошёл из Дымковской слободы, которая в настоящее время включена в состав города Кирова (раньше Вятка). Есть особая легенда, которая связана с созданием такой игрушки. Много столетий назад рядом со стенами этого города сошлись два дружелюбно настроенных войска, но по причине того, что на улице было слишком темно, они подумали, что враги друг другу, и начался кровопролитный бой. В нём погибло большое количество воинов, считается, что их разъярённые духи и сейчас продолжают летать над этим полем. После этого печального события было решено ежегодно в весеннее время отмечать тризну.

 дымковская игрушка история возникновения

Со временем такое происшествие забылось, а вместо тризны возникли народные гуляния, которые стали именоваться «свистоплясками». В этот день женщины должны были заниматься лепкой различных глиняных фигур, которые после красиво раскрашивали многочисленными узорами и элементами декора. Фигурками во время праздника весело свистели, а цветными шариками, в которые предварительно клали горошину, кидали друг в друга, что дополнительно наполняло улицу весёлым шумом.

Конечно же, не только бой дружеских войск привёл к появлению такого праздника и самой дымковской игрушки. Также нужно отметить и то, что рядом с Дымковской слободой были большие залежи глины, которые можно было свободно применять в керамике. Необычный метод лепки дымковских фигур и их росписи сделали их особо популярными среди жителей не только Кирова, но и остальных городов.

Главные черты дымковской фигурки

Главной особенностью дымковской игрушки, которая заметно отличается от других изделий своими руками, считается то, что все они могли издавать какой-либо определённый звук: треск, грохот, свист, посторонний шум. Такая необычная черта связана с тем, что, по мнению верующих людей, злые силы не переносят шума. В древности такая фигурка служила в качестве защиты от духов.

Весной при посадке овощей и фруктов присутствие духов считалось опасным для урожайности и роста растений. Люди думали, что они появлялись на полях ещё в зимние месяцы, а чтобы избавиться от духов, нужно было использовать весенние праздники, которые отличались особым шумом и весельем. Дымковская фигурка была создана для отпугивания опасных злых сил с помощью свиста и других звуков.

Главная особенность такой игрушки — наличие шума и свиста. Сейчас наличие шума в игрушке не считается особо важным свойством, но способы её создания и росписи сохранились до сих пор.

Создание игрушки из трафарета

Принцип изготовления

Весь принцип создания такой необычной игрушки можно разделить на несколько этапов. К ним относят:

  • лепку;
  • сушку;
  • обжиг;
  • отделку побелкой;
  • нанесение узоров и рисунков.

Процедура лепки проходит вручную, поэтому каждая получаемая модель фигурки отличается от остальных по своему внешнему виду и форме.

Для такой игрушки чаще всего применяют ярко-красную глину, которую предварительно смешивают с речным песком. Игрушку создают деталями, а после все детали совмещаются друг с другом посредством красной жидкой глины, стыки же создают более плавными, сглаживая их мокрой тряпкой.

Дымковская лепка отличается следующей технологией:

  • заготовка основы (шаблоны дымковской росписи в детском саду);
  • создание дополнительных деталей;
  • соединение основных частей и туловища;
  • украшение и роспись.

Главной деталью в такой игрушке является туловище. Сначала из куска глины формируют подобие шара. Из него делают оптимальный силуэт. Чем плавнее будет произведён такой процесс, тем более правильной и привлекательной получится готовая фигура.

Дополнительные части также создаются из глиняного шарика, но его нужно брать небольшого размера. К дополнительным частям в этом случае можно отнести: голову, шею, конечности фигурки и остальное. Они устанавливаются на основное туловища, а в местах соединения маскируются посредством глины и воды. Это поможет сделать переход более плавного типа.

Как лепить дымковскую игрушку

Украшением в этом случае могут служить глиняные шарики, кольца, колбаски, которые после крепятся на фигуру. К примеру, чтобы создать барышню, для начала нужно сформировать конусообразную юбку. После на неё устанавливают туловище с вылепленной головой. Далее нужно прикрепить руки и голову. В конце работы останется нарядить фигурку, надеть на неё платок либо необычную шляпку и положить ей на руки какое-нибудь животное либо ребёнка.

Мужские фигурки создаются по другому принципу. Туловище и голова в этом случае совмещаются с ногами, которые выглядят как две колбаски, которые сгинают в нижней части и получают ножки. Шляпка и волосы так же будут заметно отличаться от женского варианта.

Туловище животного (олешек, козлик, петушок, лошадка) больше будет походить на конус, к острой части которого прикрепляют шею и голову. Лапы в этом случае создают большими, немного сужают в нижней части. Рога и хвост устанавливают на тело животного в самом конце.

Также важно учитывать и то, что все дымковские фигурки заметно расширяют в нижней части. К примеру, в женских образах всегда есть расширяющееся книзу платье, а мужские фигурки часто сажают на лошадь. У животных (козел, лошадь) делают короткие ножки. Это делается из-за того, что слишком слабый низ может попросту не вынести тяжести игрушки по окончании сушки.

Обжигание, сушка и обработка

В конце лепки фигуры её следует хорошо высушить и обработать посредством обжига. Время сушки будет определяться в зависимости от размера фигурки, температуры и показателя влажности воздуха в помещении. При этом очень важно понимать влажность, температуру и остальные параметры.

В зависимости от таких значений сушка будет продолжаться от трёх дней и до трёх недель.

После сушки игрушку нужно обжечь. Ранее для обжига расписной фигурки использовали печь. Изделия помещали на металлический противень и клали на сами дрова. После того, как игрушка начинала наклоняться в сторону, её хорошо остужали. Сейчас используют усовершенствованные модели печек, которые помогают экономить время и защищают мастера от возможных опасностей при работе.

Дымковская игрушка обжиг

По окончании сушки и обжига фигурка начинает изменять свой окрас до красно-коричневого, поэтому после нанесения узоров её полностью выбеливают. Для этого на изделие наносят специальный раствор, полученный из молока и мелкого порошка. После того как молоко скисает, раствор приобретает твёрдую консистенцию, на поверхности фигурки высыхает гладкий слой белого цвета. Выбеливание статуэток помогает не только придать ровности их поверхности, но также отличается особой яркостью и красотой, что делает изделие ещё декоративнее.

Несмотря на большое количество попыток поменять составные элементы раствора, они не принесли существенного результата. После изменения состава статуэтки начинали желтеть либо их поверхность была с вмятинами. Именно поэтому до нашего времени продолжают использовать побелки, которые изготавливают из мелкого порошка и молока.

Особенности рисования

Чтобы создать по-настоящему уникальное и необычное изделие, нужно использовать большое количество ярких цветов, контрастных оттенков, а также геометрических фигур. С помощью таких элементов фигурка точно приобретёт красивый праздничный вид. Особенности поэтапной росписи:

  1. В древности для росписи применяли темперные краски, которые разводили уксусом, квасом либо растирали на яйце. В большинстве случаев на фигурку добавляли около восьми цветов. Роспись производилась посредством палочек с накрученными тряпками, а для вырисовки глаз и бровей применяли специальные лучинки. Сейчас для этого используют краски для керамических изделий: акриловые, растёртые на яйце, гуашевые. На поверхность статуэтки их наносят с помощью хорьковых либо колонковых кистей. Самая известная роспись включает в себя сочетание геометрических элементов росписи дымковской игрушки и гладкоокрашенных частей. При раскраске фигурки используют контрасты, которые разбавляются белыми и чёрными оттенками, а также небольшие вкрапления золотого. Все это помогало добиться особой цветовой расцветки и сочности цветов. Ярче всего раскрашивали фигурки животных и платья девушек. Квадратики сусального золотого оттенка размещали на эполетах солдатиков, головных уборах, а также хвостах индюков. В большинстве случаев для игрушек применяли следующие оттенки: синий, малиновый, оранжевый, зелёный, чёрный, коричневый, изумрудный, голубой, рыжий.
  2. Главной чертой такого рисунка является его последовательность нанесения и составление композиции. В начале работы принято было вырисовывать волосы, глаза и брови, после раскрашивали головной убор, платье и остальные элементы одежды. Чтобы дымковский узор для детей отличался особым блеском, на некоторые участки наклеивали куски золотого оттенка.
  3. Сам узор дымковской игрушки включает в себя большое количество различных фигур, отличающихся по геометрической форме и цвету, которые придают игрушке особую привлекательность и помогают создать большое количество композиций. Чаще всего для этого используют следующие геометрические фигуры: овалы, полоски, круги, кольца. Разукрасить статуэтку лучше всего поэтапно, начинать нужно с нежных цветов, к которым со временем следует прибавлять более тёмный. Настоящий мастер должен точно понимать, что значит каждый цвет в композиции. К примеру, зелёный — знак природы и земли, красный — здоровья и процветания, белый — чистоты и доброты, голубой — неба.
  4. При добавлении различных орнаментов и узоров на картинку и посуду для начала важно наносить те, что представляют собой красоту, правду и крепкое здоровье. Рисовать на готовом изделии лучше всего по специальному трафарету, предварительно просмотрев мастер-класс. Такие виды статуэток сразу становятся для владельца своеобразной защитой.
  5. Для каждой фигурки есть свои методы росписи. Ярче всего раскрашивали индюков, петухов и козлов. Узор часто выражал в себе не только необычность, но также немного фантастики. Также из животных было принято создавать свиней, коров и баранов.
  6. Дополнительным элементом рисовки были небольшие квадратики сусального золота. Их применяли для добавления дымковской игрушки индивидуальности. Для этого вырезались небольшие куски сусального золота квадратной формы и приклеивались к игрушке с помощью кисти, смоченной в яичной белке, а после аккуратно расправлялись сухой кистью.

 дымковская роспись и создание игрушки из трафарета

Дымковские игрушки производят до сегодняшнего времени. Этот процесс никак не модернизировался и не стал серийным. Статуэтки продолжают расписывать и создавать своими руками, следуя основным правилам, которые были созданы ещё 400 лет назад, когда только возник народный промысел. Но не все молодые мастера могут полноценно пройти обучение, но те, кто полностью обучаются ему в итоге становятся профессионалами своего дела.

Они самостоятельно создают необычные и привлекательные образы дымковской игрушки, каждый из которых отличается своим необычным внешним видом и уникальностью. Создание и роспись игрушки продолжает оставаться женской профессией. Знание принципов изготовления и широкое воображение помогут женщине легко создать необычный образ и наполнить его большим количеством ярких красок.

С помощью дымковской росписи, которая существует уже около 400 лет, продолжается богатая история русского народа и развитие его культурной сферы жизни. Такие необычные и привлекательные статуэтки не просто поднимают настроение человеку, но также погружают его в настоящую сказку с запоминающимся сюжетом, который каждый может придумать самостоятельно. И хотя такие статуэтки в настоящее время не несут никакого магического предназначения, но продолжают оставаться символами доброты, щедрости и здоровья.

элементы дымковской росписи

Рисунки

элементы дымковской росписи

Дымковская роспись – простая и ярка. Поэтому понравится всем малышам. Основные элементы дымковской росписи – кружки, линии, точки и кольца. Из таких элементов и создаются красивые узоры на народных игрушках. Так что давайте скорее приступим к творчеству, взяв гуашевые краски, кисти и лист бумаги!

Материалы для рисования дымковской росписи:

1. Дымковская росписи состоит из цветных полосок, волнистых и зигзагообразных лини, горошин и кружков, точек и колец. Все они образуют красивые и неповторимые элементы и композиции. Так освоим эту технику с ребенком, взяв в руки кисточку и гуашь. Набираем зеленую краску и ведем три волнистые линии, отступив место друг от друга.

Волнистые линии зеленой краской

2. Теперь создаем в одном из рядов кружочки небольшого диаметра, применив также зеленую гуашь.

Кружочки из зеленой гуаши

3. Вокруг этих кружков рисуем точки желтой краской.

Точки желтой краской

4. В нижнем ряду воспользуемся красно гуашью и нарисуем сперва красные кружки. Дополним их короткими волнистыми линиями. Такие элементы стали похожи на солнышки. Также добавим на зеленые кружки небольшие точки красной гуашью.

Рисование красной гуашью

5. Добавляем к нашим «солнышкам» точки синего цвета в промежутках между волнами. В самом верхнем ряду рисуем синие кружки.

Синие кружки

6. Вокруг таких синих кружков нарисуем много точек красного цвета.

Рисование точек красного цвета

7. В завершении узора дополним зеленые волнообразные линии фиолетовыми кружками. Получаем красивые узоры дымковской росписи.

рисунок Дымковская игрушка Барышня

Рисунки

рисунок Дымковская игрушка Барышня

Дымковская игрушка, как русский народный художественный промысел, изготавливается из глины. Затем дорисовывают ее деталями яркими красками. В основном такие изделия ручной работы можно увидеть в виде коней, баранов, уток и других домашних животных или птиц. Также делают такие фигурки и в виде человечков. Например, барышню с коромыслом. Давайте нарисуем рисунок «Дымковская игрушка Барышня» красками на листе.

1. На первом этапе подготовим лист. Его размещаем вертикально. Рисуем простым карандашом контур туловища девушки. Добавляем на плечи коромысло. Все это представим в виде простых геометрических фигур и линий.

Набросок барышни

2. Более детально рисуем контур наряда барышни, а затем добавляем декоративные элементы. Дорисовываем ведра к коромыслу в виде простых фигур.

Детализация барышни

3. Рисуем лицо и добавляем детали к одежде, чтобы карандашный набросок был полностью готов перед нанесением краски. При необходимости убираем ластиком вспомогательные линии.

Готовый набросок барышни

4. Сперва светло-бордовым цветом прокрашиваем деревянное коромысло на плечах девушки и части одежды.

Прокрашивание светло-бордовым цветом

5. Далее возьмем красный или карминовый, чтобы раскрасить ведра, щечки и детали наряда.

Ведра, щечки и детали наряда красным цветом

6. Теперь воспользуемся зеленой гуашью. Ею рисуем многие детали на одежде барышни.

Рисование зеленой гуашью

7. Теперь смешиваем песочный тон с белым, чтобы получить светлый оттенок кожи девушки и также он пригодится для юбки. Желтой гуашью рисуем головной убор.

Окрашивание кожи барышни

8. Черной гуашью создаем контур всех элементов и закрашиваем глаза и рот на личике.

Контур черной гуашью

В итоге получился вот такой интересный рисунок «Дымковская игрушка Барышня».

рисунок Дымковская игрушка Лошадка

Рисунки

рисунок Дымковская игрушка Лошадка

Дымковская игрушка – настоящее произведение народного промысла, которую мастера лепят из глины, а потом переходят к росписи. Чаще всего это птицы и животные. В этом уроке выполним рисунок «Дымковская игрушка Лошадка«.

Вот такие материалы и инструменты подготовим:

— гуашь разных цветов и оттенков;
— кисточки;
— карандаш НВ;
— ластик;
— стакан с водой;
— палитра;
— лист бумаги.

рисунок Дымковская игрушка Лошадка

Пошаговое рисование:
1. Рисуем форму нашей народной игрушки из глины. Рисуем ее простой формы с закругленными линиями.

Набросок лошадки

2. Добавляем гриву с ушками и хвост простыми дугообразными линиями. Также наметим копыта.

Уточнение наброска

3. Рисуем глазки и детали на мордочке. Также украсим игрушку кружками разного диаметра, которые в дальнейшем раскрасим разными яркими цветами гуаши.

Готовый набросок лошадки

4. Теперь переходим к краскам. Для раскрашивания базового цвета будем использовать светло-коричневую гуашь, которую дополнительно можно разбавлять белым цветом. Прокрашиваем туловище и голову с ушками.

Раскрашивание светло-коричневой гуашью

5. Теперь возьмем черную гуашь. Ею закрашиваем гриву, хвост и копыта.

Раскрашивание черной гуашью

6. Добавляем немного коричневого цвета для объема игрушки.

Добавление коричневого цвета для объема

7. Заполняем некоторые элементы на туловище лошадки красной гуашью.

Рисунок Дымковская игрушка Лошадка. Рисование красной гуашью

8. Также крупные и мелкие кружки прокрашиваем зеленой гуашью.

Рисунок Дымковская игрушка Лошадка. Крупные и мелкие кружки зеленой гуашью

9. Оставшиеся декоративные элементы на лошадке прокрашиваем желтым цветом.

Рисунок Дымковская игрушка Лошадка. Декоративные элементы на лошадке желтым цветом

10. В завершении обязательно сделаем контур всей фигурки, а также деталей в середине. Используем черную гуашь после высыхания предыдущего слоя.

Рисунок Дымковская игрушка Лошадка. Контур черной гуашью

Вот такой получился красивый яркий рисунок дымковская игрушка «Лошадка» использовав гуашь.

Читайте также: