Пословицы про дымковскую игрушку

Обновлено: 17.05.2024

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Дымковские игрушки».

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке.

• Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

• Формировать представления детей о станице Дымково.

• Развивать интерес к дымковским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам; узнают о станице Дымково, о том, как жители станицы изготавливали игрушки из глины; совершенствуют приемы лепки из глины; используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: Организация выставки «Дымковская игрушка», рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, альбомов с дымковской росписью.

Словарь новых слов: дымковская игрушка, нарядная, радостная, веселая, праздничная, станица.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

• Дымковские игрушки.

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

• Доски для лепки.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным промыслом – дымковской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымкове слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Как удивительному чуду.

Посмотрите внимательно на игрушки, которые я сегодня для вас приготовила.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Педагог: Ребята, это игрушки не простые, знаете как они называются?

Дети: Да. Эти игрушки называют - Дымковские игрушки.

Педагог: Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготавливают?

Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.

Педагог: Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?

Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Педагог: Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Педагог: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку. Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Давайте вместе повторим потешку про уточку!

Дети вместе с педагогом разучивают потешку.

Педагог: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?

Дети: Туловище уточки овальной формы.

Педагог: Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Педагог: Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.

1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.

2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.

3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.

4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.

Педагог: Аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети лепят уточек под музыкальные композиции «Русская изба», «Детская волшебная музыка». Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Педагог: Посмотрите ребята, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?

Педагог вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Педагог: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с дымковскими игрушками, узнали о селе Дымково. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.

Педагог: Вы все молодцы.

Конспект занятия «Дымковские лошадки» «Дымковские лошадки» Задачи: - продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой - закрепить представление об элементах росписи (точки, колечки,.

Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронеж Воспитатель: Лохманюк.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе ЗПР на тему: «Дымковские узор» Задачи: 1. Образовательные: -закреплять представления о дымковской росписи и её элементах; -закреплять умение самостоятельно составлять декоративную.

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки»

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.

Конспект занятия по пластилиновой живописи «Дымковские лошадки»

Конспект занятия по пластилиновой живописи «Дымковские лошадки» Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи): - учить детей применять основные приемы пластилиновой живописи в.

Конспект занятия по рисованию «Дымковские мастера» (старшая группа) Конспект НООД по рисованию в старшей группе «Дымковские мастера» Задачи: - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками,.

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике)

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи. Учить.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Мастер-класс «Дымковские барышни».

Мастер-класс «Дымковские барышни». Сегодня, хочу вас познакомить с нашими поделками "Дымковские барыни". Их мы сделали с детьми старшего возраста,когда у нас проходила неделя.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

Воспитатель: Ребята, сегодня я в своём почтовом ящике нашла вот такое письмо. Давайте его откроем. Дедушка Серафим приглашает нас к себе в гости в село Дымково. Ну что ребята поедем в гости?

Дети, Да.

Воспитатель: Давайте мы с вами сядем на ковер-самолет и полетим. Занимаем свои места пристёгиваем ремни безопасности. Во время полёта нужно не шуметь, не вставать со своих мест. Полетели!

Слайд1

И село большое Дымково назвали.

Далеко, далеко за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу реки Вятка стоит большое село. Зимой все село в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Слушайте внимательно загадки:

Слайд 2

У него рога ветвисты, А бока чуть-чуть пятнисты. Всех катать ему не лень, Возит саночки..

Стих

Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень.

Слайд 3

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля.

Стих

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная - индюк!

Слайд 4

Ходит девица пешком.

Стих

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Слайд 5

Очень стройный и красивый.

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать.

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Стих

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.

Слайд 6 все игрушки

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А как вы думаете, какой краской сначала покрывали игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой. Воспитатель: Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, вадраты, кольца, овалы.

Слайд 7

Да правильно для росписи игрушек использовались такие вот элементы. Это (кружочки, точки, волны, полоски, клеточки, кольца)

Воспитатель: Ребята, скоро в селе будет ярмарка дымковских игрушек и дедушка Серафим приготовил для нас игрушки. (достаю коней). Ребята кто это? (кони) А как вы думаете они должны быть такими белыми? (нет). А давайте мы с вами поработаем как дымковские мастера раскрасим этих коней и поможем дедушке Серафиму открыть ярмарку дымковских игрушек. Но, прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте отдохнем и поиграем.

«Дымковские игрушки» физминутка

Глину месили, Наклон, имитация месим глину,

Игрушки лепили. Выпрямились, имитация лепим игрушку.

На лавке игрушки долго сушили, рукой двигаем в сторону.

В русской печке закалили. Встать, руки на пояс, поворот

Игрушки побелили. Проводим рукой вверх и вниз

Узоры удивительно просты,

Круги и точки изображены. Имитация, рисуем кисточкой круг и ставим в середине точку.

Садимся за столы.

Воспитатель: Вам в помощь дымковские мастера предложили свои работы.

Посмотрите у вас на столе стоит 2 баночки с водой и две кисточки. Как вы думаете с чего мы начнем расписывать коня? (уши, копыта, грива, хвост). А для чего нам нужно две кисточки? А что мы будем разукрашивать тоненькой кистью?

В конце занятия всех коней кладут на стол.

Дети рассматривают все рисунки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.

Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получились замечательные дымковские кони. Как вы думаете дедушке Серафиму понравятся ваши кони? А какие они у вас получились?

Ваши рисунки яркие, красочные, праздничные. Когда ваши работы высохнут дедушка Серафим заберет их на ярмарку. А нам пора заканчивать наше путешествие. На чем мы прилетели в село Дымково? (на ковре-самолете). А обратно в детский сад мы отправимся на поезде. Вот мы и приехали в детский сад. Куда мы с вами ездили? А что мы делали в селе Дымково? А зачем мы раскрашивали коней? Все ребята молодцы!

В педагогической копилке есть стихотворения, загадки, частушки, потешки о дымковской игрушке этот материал может пригодиться на занятиях для воспитателей, педагогов доп. образования и учителей начальных классов.

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_kopilk1.docx 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. .


Связь времён в народных русских игрушках. Роспись дымковской игрушки


Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка".


Бисероплетение как вид детского художественного творчества. Изготовление открытки с бисером в стиле «Дымковской игрушки»

Презентация результатов работы по методической разработке "Дымковская игрушка из бисера".


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»

Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации.


урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)

для учителей искусства.

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Цель: Закрепление ранее полученных знаний детей о художественном промысле России дымковской игрушке через логико-математические настольные и интерактивные игры.

Задачи:

Образовательная

Закрепить порядковый счёт пределах 10; состав числа в пределах 10; навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги; закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;

Развивающая

Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания; способность производить действия в уме.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Материал: Карточки с изображением дымковских игрушек (Загадка - ответ),

ободки, мольберты, раздаточный материал для игр, математический планшет, фишки, наклейки.

Ход игры

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш сад пришло письмо по электронной почте, давайте посмотрим, что в нем?

Обращение детей на экране телевизора. (Дети обратились с просьбой помочь им поучаствовать в международном математическом конкурсе «Лучшие знатоки дымковской игрушки», но для этого нужно выполнить задания, они сложные, но очень интересные и правильные ответы поместить в интернете)

Воспитатель: Я предлагаю принять участия в этом конкурсе! Поможем ребятам выполнить задания.

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды, петушки и свистульки. Подойдите к той картинке, где ваш ободок с элементами росписи похож на игрушку свистульку или петушка. Ребята за каждый правильный ответ вы будете награждаться фишкой.

1 задание: «Разминка» (игра Вопрос-ответ», дети отвечают на вопросы все вместе)

Ведущий: Отгадайте загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.

  • Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  • Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  • Кто делает дымковские игрушки? (Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам)
  • Какой музей в своей коллекции насчитывает наибольшее число дымковских игрушек? (Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров)
  • На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  • На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  • Какие формы имеют узоры? (Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки).
  • Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)



2 задание: «Загадки про дымковские игрушки»

Загадки задаются каждой команде по очереди.

1. Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок? (Петушок)

3.Красной краскою горя,

Как корона у царя (индюк)

4.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,

а селе работник (конь)

5.Ведра красные несет,

На коромысле не спеша,

Барышня краса (Водоноска)

Статные и важные (Дымковские барышни)

Дети отгадывают загадки, выбирают отгадки картинки

с дымковскими игрушками. Картинки-игрушки крепятся на мольберт.

Давайте посчитаем, сколько всего игрушек, какой по счету

петух, назови соседей числа 5.

3 задание: Дидактическая игра: «Укрась дымковскую игрушку»

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные!

Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дидактическая задача:

- Закреплять знания детей об основных элементах

росписи, ее колорите.

- Упражнять детей в составлении композиции из

элементов росписи на силуэте игрушки по образцу.

-Сосчитать и соотнести элемент росписи с числовой карточкой.

- Развивать внимание, память, счет в пределах 10, цветовое восприятие,

мелкую моторику рук.

Материал

Шаблон игрушек, образец, элементы росписи, числовые карточки.

Ход игры

Дымковские игрушки очень любят примерить новые наряды.

Ребята нам нужно правильно, выложить узор по образцу.

Сосчитать элементы росписи и найти числовую карточку

к данному элементу.

4 задание: «Сложи фигуру».

До чего же хороша –
Русская игрушечка!
Хоть полсвета обойдёшь –
Лучше Дымки не найдешь!

Внимательно рассмотрите части картинок и соберите

целые изображения дымковских игрушек из нужных фрагментов.



4 задание: Игра-лото «Русский сувенир»

Сувенир, сувенир, русский сувенир.

Русский сувенир покорил весь мир.

Дымковские барыни, кони, петушки!

В мастерской народной росписи Дымки предлагаю собрать

нарядный русский сувенир. Его нужно собрать при помощи

карточек с цифрами.

У вас большие карты по дымковской росписи; я буду показывать маленькие карточки, показывает по очереди, называя номер: 1,2,3,4,5 и т.д. 5 малых разрезных карт с деталями узоров, а вы находите такую цифру на своей карте, сравниваете и, если детали совпадают, закрываете карточкой пробел на большой карте. Выигрывает тот, кто первым соберет большую карту.

6 задание: Волшебный сундучок

Сундучок мы открываем,
Нашу игру продолжаем.
Сундучок наш не простой,
Весь нарядный расписной.
Что же в нём?
А в нём игрушка ?

Но игрушка не простая

В схеме зашифрована!


Какая фигура зашифрована в схеме? Рассмотрите схемы. Назовите особенности схемы, которую вы видите. Из каких геометрических фигур?

Тико – конструирование «Барашек»



7 задание: «Сосчитай сколько фишек»

В игре мы не грустили,

И не было у нас печали

На все вопросы верно отвечали!

Давайте посчитаем фишки, полученные за правильные ответы!

Выложите число, сколько фишек вы получили на математическом планшете.

Ребята, вы такие молодцы, вместе мы выполнили все задания, помогли ребятам! Правильные ответы отправим на международный математический конкурсе «Лучшие знатоки дымковской игрушки».

«Мы дружными все были!

Игру мы провели и победителей нашли!



Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. —Изд. 3-е, переаб. — М. : Баласс, 2019. — 528 с.

Рецензия от 25.06.2019 г. Протокол № 20 от 25.06.2019 г. Института детства ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

3. «ТИКО – моделирование, как инновационная образовательная технология, в русле интеллектуального развития детей»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008925 скачать >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

“Глазам – радость, душе – отрада!” (Дымковская игрушка)

У меня из детства такие теплые воспоминания. Занятия ИЗО в садике. Сидели, с таким удовольствием рисовали.

Вначале немного теории

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованая льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».


С ВЫСОКОГО БЕРЕГА РЕКИ ВЯТКА ВИДНО СЕЛО ДЫМКОВО.

А почему оно так называется?

В старину и зимой, когда топились печки, а летом, когда туман, село это - будто легкой дымкой окутано.
Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и называли - дымковская.
Вначале это были свистульки. что такое свистулька
Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольших кусочков глины, а вернее из шариков с отверствием получались то уточка, то петушок, то конек.
Этот промысел переходил от бабушки к внучке. А внучки учили своих внучек.
Сейчас продолжаются традиции старых мастеров. И делают не только свистульки, а уже и куклы-барыни, сказочные коники, птицы, баранчиков, карусели.
Самоуе интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке.
И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
Узоры очень простые - ружочки, точки, прямые и волнистые линии, клеточки.
Краски яркие, - пестро, весело получается.
Но, оказывается, работа еще не закончена. Предстоит сажать золото! Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужне место - барыням на кокошники и шляпы, петушкам - на гребешки.
И только тогда, игрушка начинает жить! Светиться, просто сверкать.

В чем особенность дымковской игрушки
Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.



Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

Так как., Мальвинка, ходит второй год на танцы, очень любит смотреть на танцующих, особенно деток) Да и образ запоминается так лучше

Тут мы после видео сами пустились в пляс под народную русскую)))
Мы - это я, Мальвинка, Ириша и племяшка)))))

-Так почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Есть 2 легенды, которые мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

Первая легенда более сказочная….
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница-мастерица. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши.
Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А мастерица была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляска и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими.
Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

А вот вторая легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы. Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Новые слова


Гончар – человек, который работает с глиной. Лепит игрушки, посуду, кувшины, горшки.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг

Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

Читайте также: