Пояснительная записка мягкая игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Обучающиеся научатся шить плоских игрушки, в виде шариков, увеличенные объёмные игрушки, предметы быта и интерьера.

ВложениеРазмер
myagkaya_igrushka.docx 82.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Шалинского городского округа

МБУ ДО ШГО «Дом творчества»

Протокол № ___ от «___» ____________ 20___г.

Директором МБУ ДО ШГО «Дом творчества»

_______________ Пономарева Н.Н.

Приказ № ____ - О от «___»____________ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Васильева Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

Учебный план первого года обучения…………………………………..

Содержание программы 1 года обучения………………………………

Учебный план второго года обучения…………………………………..

Содержание программы 2 года обучения……………………………….

1) Материально-техническое обеспечение……………………………..

2) Методические материалы ……………………………………………

Полное наименование программы

Пономарева Нэля Николаевна

Исполнитель, юридический адрес - МБУ ДО ШГО «Дом творчества», п.г.т. Шаля, ул. Энгельса, 56

Васильева Ольга Ивановна

Педагог дополнительного образования

Обучающиеся в возрасте 10-12 лет

Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через изготовление мягкой игрушки

Срок реализации программы

Уровень освоения программы

Краткое содержание программы – обучение начинается с изучения швов, знакомства с историей народной, современной и анималистической игрушкой, с животными нашей местности и тропических стран. Обучающиеся научатся шить плоских игрушки, в виде шариков, увеличенные объёмные игрушки, предметы быта и интерьера.

Дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» имеет художественную направленность и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии.

Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана с учетом:

- Федерального закона от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ( утвержденной р аспоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);

- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» ( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 );

- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»);

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

- Устава МБУ ДО ШГО «Дом творчества»;

- Образовательной программы МБУ ДО ШГО «Дом творчества».

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

Новизна программы определяется использованием в образовательном процессе современных технических средств обучения, компьютерных технологий. Кроме того, изучение технологии не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке.

Данная программа является модифицированной, опирается на дополнительную образовательную программу: Малышевой И.Ю. «Мягкая игрушка» ( с. Дивеево, 2015г.) [6]. Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка» от программы «Мягкая игрушка» является то, что в программе Малышевой И.Ю. включены разделы шитья на швейной машинке. Программа «Мягкая игрушка» рассчитана на изучение ручных швов и шитьё мягких игрушек в ручную.

Также отличительной особенностью данной программы является дистанционное общение и обучение обучающегося на дому, посредством интернет-технологий.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время дети мало занимаются рукоделием. Школьная программа трудового обучения содержит небольшое количество часов и не позволяет на нужном уровне обучить ручным швам, правилам изготовления игрушки.

Цель : развитие творческих способностей обучающихся через изготовление мягкой игрушки.

- познакомить обучающихся с разными видами стежков и швов;

- приобрести знания по основам цветоведения;

- формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;

- формирование навыка самостоятельного поиска информации в онлайн-платформах.

- развивать познавательные интересы к истории народной игрушки;

- развивать мотивацию к изготовлению мягкой игрушки;

- развивать ответственность, активность, самостоятельность;

- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.

- воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной народной культуре;

- воспитывать культуру общения в сети Интернет;

- воспитать трудолюбие, бережливость.

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (10 - 11 лет), и подросткового (12 лет) возраста.

Дети младшего школьного возраста имеют следующие психологические особенности:

- Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще не совершенна: дети воспринимают внешние предметы и явление не точно, выделяя в них случайные признаки и способности, почему – то привлекшие их внимание.

- Особенностью внимания является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изученном явлении. Долго удерживать внимания на одном и том же объекте они еще не могут.

- Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность.

- Мышление отличается наглядно–образным характером, отделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связанно с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме совестного ворожения они не связанны с конкретной действительностью.

Дети подросткового возраста имеют следующие психологические особенности:

- Восприятие в данном возрасте становится избирательным и целенаправленным. Заметно улучшаются такие параметры внимания, как устойчивость, объем и интенсивность, развивается способность к переключению и распределению внимания.

- Заметно улучшаются такие параметры внимания, как устойчивость, объем и интенсивность, развивается способность к переключению и распределению внимания. Оно становится контролируемым, осознанным процессом.

- Растет объем памяти, запоминание и воспроизведение информации приобретает смысловое значение.

- Мышление становится самостоятельным, благодаря чему растут индивидуальные особенности в интеллектуальном плане, различия между детьми в той или иной области знаний становятся заметными.

Срок реализации программы. Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 144 часов, 2 года реализации. Предлагает этапы:

1 этап: первый года бучения, 72 учебных часа, срок освоения 1 год, 9 месяцев, уровень освоения программы – ознакомительный. Количество обучающихся - 15 человек в группе, дети 10 – 11 лет.

2 этап: второй год обучения, 72 учебных часа, срок освоения 1 год, 9 месяцев, уровень освоения программы – базовый. Количество обучающихся - 15 человек в группе, дети 11 – 12 лет.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Принята на заседании Утверждаю

методического совета МБОДО ДЮЦ Директор МБОДО ДЮЦ

от «_____» _____________2019 г. ________Л.Н. Нечепоренко

Протокол № _______ «____»________ 20__ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Наименование объединения : Мягкая игрушка

Уровень реализации программы : базовый

Срок реализации программы : 1 год

Вид программы: модифицированная

Заичко А.А., педагог дополнительного образования

(Ф.И.О. и должность разработчика)

Пояснительная записка

Направленность дополнительной о бщео бразовательной общеразвивающей программы « Мягкая игрушка » - художественн ая .

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Программа также направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира .

Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки . Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка и развить в них общечеловеческие качества, такие как: доброта, аккуратность, взаимопомощь, ответственность и т.д .

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г. МОН и молодежной политики КК и Института развития образования Краснодарского края.

Актуальность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Актуальность программы заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка, приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Занятия по программе создают условия для приобщения обучающихся к удивительному миру красоты и гармонии народного искусства, вобравшему в себя вековые традиции художественного творчества, которые не угасают, а развиваются и используются в изготовлении современной игрушки.

Общеобразовательная программа « Мягкая игрушка » знакомит учащихся с современными технологиями декоративно-прикладного творчества через шитьё , развивает умение адаптировать полученные знания для воплощения своих творческих идей и самостоятельное творческое мышление, приобщает ребенка к созидательному процессу, дает видимый результат его труда, а также помогает испытывать радость творчества. Все эти качества подготовят учащегося для более уверенного ощущения себя в обществе.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Обучение данной программе позволяет решить проблему занятости детей в свободное время, пробудить интерес к новому виду деятельности, помогает профессиональному самоопределению учащихся, мотивирует к занятию творчеством, развивает самостоятельность мышления. Участие в творческих конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться более высокой результативности работы, рождают стремление совершенствовать свои навыки и умения в данном виде творчества. Сотрудничество в работе воспитанников и педагога обогащает обе стороны, стимулирует процесс созидания, помогает комплексному решению проблем обучения и воспитания.

Адресат программы

Возраст учащихся

Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более опытные и знающие, охотно помогают младшим освоить какой-либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что способствует интересному творческому и деловому общению.

Возрастные особенности учащихся

При реализации программы «Мягкая игрушка» образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся младшего школьного возраста. Учитывая это, педагогу необходимо обращать внимание, во-первых, на физическое развитие, во-вторых, на совершенствование психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях деятельности и поведения учащихся.

Мышление младшего школьника носит конкретный характер, хотя при умелом обучении постепенно развиваются элементы понятийности, способность к простейшим обобщениям. Еще нужно учитывать, что у детей этого возраста преобладает механическая память, поэтому нужно приучать их к тому, что прежде чем запомнить материал, нужно хорошо его осмыслить и только потом усваивать. Важно развивать произвольное внимание, понимание того, что они делают для того, чтобы потом они смогли полученные знания перенести в новую ситуацию.

Программа учит учащихся с видами прикладного творчества: работой с фетром, кружевом, вискозными салфетками, бисером, бусинами, мулине, пуговицами. В процессе обучения выявляются творческие способности и предпочтения учащихся с целью продолжения их дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного творчества.

У детей с 10 – 15 лет наблюдается общий подъем жизнедеятельности. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.

В этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению.

Дети в подростковом возрасте осознают возможные последствия своих действий, но чаще пренебрегают опасностью, совершают безумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желание отличиться перед сверстниками. Поэтому необходимо подростков вовлекать в творческую или иную деятельность.

В связи с возрастными особенностями строится образовательный процесс и определяются методы работы.

Объём и с роки реализации дополнительной обще образовательной программы и режим занятий

Уровень освоения программы – базовый.

Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определ енного вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков ; формирование устойчивой мотивации к занятиям по шитью ; формирование знаний о разновидности швах и практических навыков шитья , развитие творческих способностей ребенка.

Режим работы (вариативность): количество часов в год – 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа с 15-ти минутным перерывом; количество часов в год – 72 часа, 2 занятия в неделю по 1 академическому часу с 15-ти минутным перерывом.

Формы занятий: традиционное учебное занятие, практические занятия, мастер-классы, мастерские, выставки.

Форма организации деятельности – групповая.

Цель и задачи программы

Цель : развитие творческих способностей в процессе изготовления мягкой игрушки; формирование устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности.

- дать основные навыки работы с тканью и другими материалами;

- освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек;

- изучить основные технологии изготовления мягких игрушек.

Метапредметные:

- формировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

- расширять и обогащать практический опыт детей;

- воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность;

- отработка элементарных навыков шитья

- воспитывать эстетический вкус.

- развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности.

- развивать интерес к прикладному творчеству;

- формировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Актуальность

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

Задачи:

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

ВложениеРазмер
vinogradova_t.p._rabochaya_programma_kruzhka_myagkaya_igrushka_vintp_2016-2017.docx 69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей 6-14 лет , потому что это доступная для этого возраста по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).

Количество детей в группе: 10 человек.

Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая.

Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.

Предполагаемый педагогический результат

- Ребёнок научится изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.

- У ребёнка будет развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.

Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения.

Самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.

Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.

Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.

Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.

Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа. Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята, как младшего, так и среднего школьного возраста..

Направленность программы : художественная

Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.

Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всеми учащимися.

Вся работа по изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.

Новизна программы заключается в ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации. В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение воспитанниц поначалу лишь непосредственным изготовлением

предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Занятия организуются таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.

В ходе реализации программы, обучающиеся одновременно изучают азбуку этикета в общественных местах, учатся правилам поведения в обществе. А с помощью игр и разнообразных викторин усваивают эти знания на практике. Работая над мягкой игрушкой, обучающиеся не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, обучающиеся учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе.

Цель: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством изготовления игрушки.

- дать основные навыки работы с тканью, мехом и другими материалами;

- освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек;

- изучить основные технологии изготовления мягких игрушек;

- обучить рациональному использованию материалов; Развивающие:

- развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности.

- развивать интерес к прикладному творчеству;

- формировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой;

- формировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

- расширять и обогащать практический опыт детей, знания о производственной деятельности людей;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность;

- воспитывать эстетический вкус.

Отличительные особенности программы «Мягкая игрушка» от уже существующих по данному направлению заключаются в том, что она нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии, самостоятельности, развития эстетического вкуса, формированию положительных качеств личности. При изготовление куклы используются современные материалы для построения каркаса (поролон, проволока), которые не используются при изготовлении покупных игрушек.

Сроки реализации программы -1 год.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол № __от «__» «_________» 2018г. Директор Батанина Н.В.

Дополнительная образовательная программа

«Мягкая игрушка»

Возраст: 7- 12 лет. Романова Елена Парамоновна

Срок реализации: 1 год-144 часа. педагог

Введение. Нормативно-правовая база……………………………………3

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..……. 4

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………. ………. 4

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………. 5

1.4 Отличительные особенности…………………………………………………………. 6

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………. 6

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения……………………………. 7

1.9 Формы подведения итогов реализации программы……………………. 8

2. Тематическое планирование……………………………………………. 9

4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………….15

5Список использованных источников…………………………………….15

Нормативно-правовая база

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их свободного времени.( Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.75) Программа кружка «Мягкая игрушка» разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», Закона РФ «Об образовании». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. Рекомендованная Минобрнауки России и с учетом стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются основные документы: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ", "Конвенция ООН "О правах ребенка","Концепция развития дополнительного образования детей".«Программа развития учреждения ДО», «Образовательная программа учреждения ДО», «СанПин 2.4.4.3172-14».

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» является модифицированной. Данная программа имеет художественную направленность (декоративно-прикладное направление).

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Лучшие традиции швейной игрушки из ткани живут и развиваются в самодельной игрушке. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации в данной области и организован наш кружок.

1 Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа представляет собой разработанный курс художественного направления по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.

Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек. Для обучения используется метод проектирования. Обучающиеся учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты.

Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа «Мягкая игрушка» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

-создание обстановки взаимопомощи

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы доступные для детей) действенны в развитии творческих способностей детей посещающих кружок «Мягкая игрушка». Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель образовательной программы: развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи образовательной программы:

образовательные:

- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;

- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;

- Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки.

- Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки.

- Научить выполнению ручных швов.

- с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);

- с основами цветоведения (с основными цветами)

- с технологией изготовления мягкой игрушки.

- с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.

воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.

- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.

развивающие:

- развивать активность и самостоятельность;

- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.

1.4 Отличительные особенности

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Кружок посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет. Проводятся занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 12 человек. В группе действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам, выставкам.

1.6 Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа.

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения

Приоритет отдается активным методам преподавания:

- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;

- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.

Основная форма организации кружка мягкая игрушка – занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся.

Примерная структура занятия:

Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.

Представление мягкой игрушки, анализ образца.

Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа с выкройками, подбор необходимого оборудования.

Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки.

Для организации занятий используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение,

демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания,

тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

поисковый, частично - поисковый, исследовательский,

практический, проектной деятельности,

проблемный,

эвристический.

изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

Группа состоит в основном из девочек разного возраста, занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества. При зачислении учащихся в творческое объединение «Мягкая игрушка» особые условия не ставятся. Занятия строятся с учётом скорости усвоения учащихся специальных навыков, умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Формы проверки ожидаемых результатов.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.

1.Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ».

2. Фронтальная беседа с элементами викторины.

3. Контрольные работы на время, устраиваются для проверки навыков шитья, умение подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного выполнения простейших изделий.

4. Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности.

5. Организационные просмотры изделий.

6. Мастер-класс «Умеешь сам, научи другого».

7. Защита мини – проекта.

8. Самостоятельная работа – проверка знаний, умений и навыков по разделу программы.

1.8 Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

общие сведения об истории игрушки;

названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда.

технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;

правила техники безопасности и личной гигиены при работе;

основные сведения при изготовлении мягкой игрушки:

- основы материаловедения (виды и свойства тканей)

- основы цветоведения (основные цвета, сочетание цветов)

-последовательность выполнения технологического процесса при изготовлении мягкой игрушки.

-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.

Обучающиеся должны уметь:

выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;

подготавливать материалы для работы;

подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение материалов;

экономно расходовать материалы;

эстетично оформлять изделия;

оформлять выставочные материалы;

работать индивидуально и коллективно.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях, конкурсы, соревнования среди кружковцев.

2 Тематическое планирование

Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

теоретическая часть - беседы, просмотр видеороликов, презентаций, экскурсии;

Читайте также: