Познание народная игрушка 2 младшая группа

Обновлено: 17.04.2024

-обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, расписная, румяная, русская народная игрушка, платочек, сарафан, загадочная и др.

-развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;

-развивать эстетическое восприятие;

- развивать внимание, память, творческие способности детей.

• Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и бережное отношение к игрушкам, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Словарная работа: Матрешка, народная игрушка, деревянная, сарафан, мастер.

Наглядные: Матрешки, посылка.

Игровые: Игра «Встретимся опять»

Словестный: Пояснение, поощрение, художественное слово.

Оборудование: Колокольчик, деревянные матрешки, посылка, сундук.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: ребята я приглашаю вас зайти в зал, пожалуйста. Меня зовут Ирина Владимировна. Я очень рада встрече с вами. Здравствуйте!

Воспитатель: а теперь поздоровайтесь с нашими гостями.

Воспитатель:- Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг

Слева друг т справа друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам. А вы мне. Теперь подарите улыбку друг другу. Чтоб у нас весь день было хорошее настроение.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, приходил почтальон и принес нам посылку. В ней записка, да не простая. В ней загадка.

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Называются (матрёшки)

Воспитатель: (Воспитатель достает из показывает матрешку)

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чегож румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель: - А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Давайте мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

Воспитатель: Матрешка, старинная русская народная игрушка. Её создал русский народ. Она сделана добрыми, трудолюбивыми руками русских людей.

Много-много лет назад появилась первая такая куколка и мастер, который ее сделал, назвал Матрена. А в народе называют эту игрушку Матрешка.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? А какой в ней секрет, я вам покажу? (воспитатель гремит матрешкой)

-Слышите, что-то гремит?

-Посмотрим, что там внутри?

Воспитатель открывает игрушку и достает 2-ю матрешку.

-Ребята, смотрите здесь еще одна матрешка только поменьше.

Затем гремит и достает маленькую матрешку.

-В одной матрешке находится три разные матрешки. Одна большая, другая поменьше, а третья совсем маленькая. Видите, какая интересная игрушка!

Собирает матрешки в одну большую матрешку.

Воспитатель: - А кто знает, из чего сделаны матрешки?

- Правильно, из дерева. Значит она какая?

- Молодцы, ребята! Матрешка деревянная. (повторить всем вместе)

Воспитатель: Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его, придавая форма. Но ведь дерево светлое, а матрешки расписные, цветные, яркие.

Как это получилось?

Воспитатель: Верно, украшали красками, расписывали. Каждый мастер старался, чтобы матрешки была красивая и поэтому матрешки такие разные.

- Посмотрите, во что одета матрешка?

Что у нее на голове?

Воспитатель: А еще во что она одета?

Воспитатель: Чем украшен сарафан?

Воспитатель: Наряд у матрешки какой?

Дети: яркий, красивый, разноцветный

Воспитатель: - Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.

Воспитатель: - Ребята, а вы слышите, нам матрешка, что - то говорит:

Я к ребятам собиралась

Долго – долго наряжалась

Поиграть хочу немножко

Ну, скорей, скорей беги

И с матрешкой попляши.

Физкультминутка «Мы матрёшки, вот такие крошки».

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Воспитатель: Ой, ребята, а у матрёшки есть сундучок волшебный. Как как вы думаете что в нём? (ответы детей) А мы сейчас откроем и узнаем что там.

(открываем сундук)

Воспитатель: - Ой, да здесь матрёшки, да какие красивые! Сколько здесь матрёшек?

Воспитатель: Правильно много. А хотите с ними поиграть? Возьмите по одной матрёшке. Сколько ты взял матрёшек? А ты? Молодцы все взяли по одной матрёшке. А сколько матрёшек осталось в сундучке? Не одной.

Воспитатель. Ребята, проходите за столы. Давайте разберем ваших матрешек. Первая матрешка самая большая!

Воспитатель: (обращение по имени к детям). Какая матрешка у тебя в руках? Самая большая. В ней прячется другая. Эта куколка поменьше. Какая куколка пряталась в большой матрешке?

Откройте эту матрешку, а в ней сидит самая маленькая.

Покажите самую большую матрешку. Скажите – самая большая. Покажите поменьше. Скажите все – поменьше. Покажите самую маленькую. Скажите – самая маленькая!

А теперь давайте мы с вами матрёшек соберём и поставим их по росту. Найдите самую большую матрешку. Теперь найдите матрешку поменьше.

Теперь самую маленькую матрешку. Расскажи и покажи, какие у тебя матрешки… Молодцы! Все справились! Сколько матрёшек на столе? Много. А сколько сундучков? Один.

Матрешкам пора возвращаться в волшебный сундучок. Давайте мы соберем всех сестриц в одну и вернем в сундучок.

Воспитатель собирает детей около себя и подводит итоги.

- С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

- А понравилась она вам?

Воспитатель: Но матрешки не хотят отпускать вас без подарков, давайте посмотрим, что они для вас приготовили.

Воспитатель раздает раскраски и дарит детям книжку «Матрешки»

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят.

Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять

«Игрушка-погремушка». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Игрушка-погремушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы ОО «Познавательное развитие» Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе «Грибы на поляне»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе «Грибы на поляне» Образовательные области:художественно эстетическое развитие,познавательное развитие,речевое развитие. Предварительная работа:рассматривание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Волшебные снеговики». Аппликация

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Волшебные снеговики». Аппликация Образовательные области: художественно эстетическая, познавательная, социально – коммуникативная. Цель: Расширить и закрепить представления.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы (познание) Возрастная группа 3-4 года Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ Основная образовательная цель.

Конспект образовательной деятельности «Мой дом» во второй младшей группе

Конспект образовательной деятельности «Мой дом» во второй младшей группе Интеграция областей: познание ФЭМП, художественное творчество (аппликация) Цель: воспитывать любовь к малой родине; учить создавать образ.

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Машенька в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Машенька в гостях у ребят» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Машенька в гостях у ребят» Цель: формирование элементарных понятий.

Конспект образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе «Большие и маленькие яблоки»

Конспект образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе «Большие и маленькие яблоки» Цель: Закреплять знания детей о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» во второй младшей группе Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в зимний лес» (вторая младшая группа) Цель: закрепление представлений.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе ДОУ на неделю «Народная игрушка» Дата: 9 января 2020 года День недели: четверг Тема недели «Народная игрушка» Индиви- дуальная работа Владимир К. Антон К. Физическое развитие:.

Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать связную речь.

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, и бережное отношение к игрушкам.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_-_matreshka.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

во 2-ой младшей группе

на тему: «Народные игрушки – русская матрешка».

Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать связную речь.

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, и бережное отношение к игрушкам.

Материал: Семеновская матрёшка , сундучок, раскраски.

Предварительная работа: рассматривание матрёшки, игры с ней, рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание песенок.

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.

Звучит русская народная мелодии «Светит месяц». Педагог в русском народном костюме входит в группу

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!

Гости в дом, радость в нём! (Дети проходят и присаживаются на лавочки).

Сядем ладком, поговорим мирком

У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете. Что может там быть? Хотите заглянуть?

Но что бы заглянуть, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла игрушки непростые,

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. ( Матрешки).

Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка

Матрешечка румяная. - А какой секрет есть у нашей Матрешечки?

Дети: Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки , каждая матрешка меньше прежней . Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках . Дети подходят и открывают поочереди матрешку.

Пальчиковая гимнастика:
Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша. Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша. правой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума-разума набираться!

- Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?

- Конечно из дерева! Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

- но ведь дерево светлое, а матрешки расписные, цветные, яркие. Как это получилось.

- верно, украшали красками, разрисовывали ей сарафан, платок и фартук.. Каждый мастер старался. Чтобы матрешка была красивая и поэтому матрешки такие разные.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите немного побыть матрешками?

Физкультминутка «Мы матрёшки, вот такие крошки».

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Наша гостья - матрешка такая затейница приготовила для нас игру «Поставь матрешек по росту». (Показ воспитателя) А теперь попробуйте сами поставить их по росту. (Дети проходят к столам и кладут плоскостных матрешек по убыванию).

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Дать начальные знания о народном творчестве. Рассказать о самой популярной русской игрушке - матрешке.

Развивающие:

• Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

• Создать эмоциональное настроение.

ВложениеРазмер
I Организационный момент: Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются 28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта»

г. Ртищево Саратовской области»

(ЦРР МДОУ детский сад № 1 г. Ртищево)

по познавательному развитию

в младшей группе «Звёздочки»

на тему «Знакомство с народными игрушками».

Борисова Любовь Алексеевна

Цель : формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Дать начальные знания о народном творчестве. Рассказать о самой популярной русской игрушке - матрешке.

• Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

• Создать эмоциональное настроение.

Предварительная работа : чтение стих-ий А.Барто «Игрушки».

Методы и приемы : сюрпризный момент, худ.слово, рассказ воспитателя, рассматривание картинок, игрушек, беседа, инд.раб, музыкальное сопровождение,.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: колокольчик, пятиместная матрёшка, сундук, тряпичные куклы, иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки» , картинки: глиняных и деревянных игрушек, тряпичных кукол.

Раздаточный материал : матрёшки одинарные на каждого ребёнка.

I Организационный момент:

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в

кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются около

Воспитатель: Здравствуйте, девочки.

Воспитатель: Здравствуйте, мальчики.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в нашу любимую

игру с пальчиками.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

II Основная часть:

Воспитатель:. - Ребята, вы любите игрушки? (Да)

-А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки» . Дети читают стихи :

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу :

- Ох, доска кончается,

Воспитатель. Вот какие разные игрушки бывают.

-Ой, Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок? Давайте

посмотрим, что там внутри.

-Да здесь же игрушки, но необычные, а старинные, с которыми давным-давно играли наши бабушки, когда были маленькими. В старину не было магазинов, где продавали такие игрушки, с которыми вы сейчас играете в детском саду и дома. Поэтому игрушки делали своими руками.

Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получались свистулька , из деревяшки – занятные медвежата и курочки.

А вот это тряпичные куклы . Сделаны они из тряпочек и лоскутков

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек)

Воспитатель : - Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

(Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.)

Воспитатель: Правильно, матрёшка! Это матрешка, народная игрушка.

Матрешка эта с секретом, любит пошутить и повеселиться.

Матрешка пришла не одна, а со своими сестричками.

-«Сестрички, ау, ау! Где вы спрятались?

-А вот мы их сейчас найдем»

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите -была одна матрешка,

а теперь, сколько их стало?"

"А из чего сделаны матрешки?"

"Значит, они какие?"

-Ребята, посмотрите какие они красивые! Все они отличаются росписью, но у каждой свой наряд: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным - давно это было. У одного мужечка захворала дочка любимая. Захворала от того, что грустно ей было без веселых игрушек. Долго-долго ходил мужичёк по ярмарке и увидел картинку на ней смешная, нарядная куколка. Купил он дочке картинку и довольный пошел домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, захотела она с ней поиграть, да не может – куколка ведь нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда взял ее батюшка деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешка все ее звали. И стала девочка выздоравливать. А отец стал такую же куколку для всех детишек точить. Получались забавные деревянные игрушки разрисованные цветами да букетами. Вот так ребята родилась матрешка. Матрешка старинная традиционная, народная игрушка, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы вместе с матрешкой встанем в хоровод :

Куколке - матрешке строим дом хороший: Стучат кулачками

Вот такой высокий, вот такой широкий! Руки вверх

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка. Руки в стороны

Весело так пляшет, вам платочком машет. Топают ногами и машут

-А теперь возьмите матрешку в руки, а другую руку прижмите к сердцу. Чувствуете, как в сердце становится тепло?

-Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. А теперь доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

А вы хотите поиграть с матрешкой, вставайте в круг.

Игра с матрёшкой.

( Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия.)

Я к вам собиралась,

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз.

III Заключительная часть:

-Сегодня мы узнали, с какими же игрушками играли наши бабушки.

- Ребята, вам понравилось, о чем мы сегодня говорили?

- Что именно понравилось?

А вы хотели бы поиграть с такими игрушками?

Тогда давайте поиграем с ними и познакомимся поближе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект РОД по «познавательному развитию» во второй группе раннего возраста «Знакомство с народной игрушкой – матрешкой».

Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой; различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.


Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»

Цель: познакомить детей с насекомыми.


Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду».

Конспект по познавательному развитию для младшей группы на тему «виртуальная экскурсия по детскому саду».


Конспект ООД по рисованию в младшей группе на тему «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»

Конспект занятия по рисованию в младшей группе на тему "Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров".


Конспект по познавательному развитию в младшей группе на тему "В гости к сказке"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 С. ДУВАНМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.


Конспект по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Домашние животные»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи:• развитие связной речи, любознательности, усвоение словаря по теме;• продолжать учить разгадывать загадки;• .


Конспект НОД познавательному развитию в младшей группе на тему: «Маленькие Защитники Отечества!»

Конспект НОД познавательному развитию в младшей группе на тему: «Маленькие Защитники Отечества!»Цель: формирование первых представлений о празднике День защитника Отечества.

Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
Задачи:
1.Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке;
- развивать в детях умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок), видеть их красоту;
- развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов;
- активизировать в речи детей прилагательные;
- способствовать формированию интереса к малым фольклорным формам;
- закреплять навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);
- приобщать детей к культуре родной страны.
2.Развивающие:
- способствовать развитию речи детей и мелкой моторике рук при рисовании;

- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
- развивать внимание, память, творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- развивать в детях эстетический вкус;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материал и оборудование: три деревянные матрешки, гуашь, ватные палочки, нераскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей; аудиозапись «Мы веселые матрешки».

Дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало», «Одень матрешку». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).

ВложениеРазмер
poznavatelnoe_razvitie.odt 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».
Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
Задачи:
1.Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке;
- развивать в детях умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок), видеть их красоту;
- развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов;
- активизировать в речи детей прилагательные;
- способствовать формированию интереса к малым фольклорным формам;
- закреплять навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);
- приобщать детей к культуре родной страны.
2.Развивающие:
- способствовать развитию речи детей и мелкой моторике рук при рисовании;

- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
- развивать внимание, память, творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- развивать в детях эстетический вкус;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материал и оборудование: три деревянные матрешки, гуашь, ватные палочки, нераскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей; аудиозапись «Мы веселые матрешки».

Дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало», «Одень матрешку». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).

Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней. Откроем?
(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)
г. Павловский Посад, д/с «Малыш», младшая группа «Ветерок». Это наш адрес? (да) Почтальон не ошибся? (нет) Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку, достает конверт и читает.)

Жители страны игрушек прислали своих друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Ветерок», но чтобы они появились из коробки надо отгадать загадку. Отгадаем? (да)

Слушайте внимательно.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).

Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель достает матрешку).

- Правильно! Молодцы! Это матрешка. Сегодня мы с ней познакомимся и поиграем.

- А сейчас проходите, садитесь на стульчики, будем знакомиться с матрешкой.

Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в
коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные.
(Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой).
А где же они, как же они спрятались, кто знает, как открыть эту куколку?
(Воспитатель подзывает 2-3 детей открыть матрешек.)
Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая
старшая, почему? (она большая) А кто самая младшая, почему? (она самая маленькая)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрёшечка.

А я про матрешек одну интересную историю знаю.
Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.

Физкультминутка » Мы веселые Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)

Любим очень танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

  1. Рассматривание матрешки.
    - А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)
    - Правильно, из дерева. Значит она какая? (деревянная)
    - Молодцы, ребята! Матрешка деревянная.(повторить всем вместе)
    - Посмотрите, во что одета матрешка?

Что у нее на голове? (платок, платочек)
- Какого цвета платок? (желтый)
- А еще во что она одета? (сарафан)
- Как украшен сарафан? (цветами)
- Наряд у матрешки какой? (яркий, красивый, разноцветный)
- Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.

Очень любим мы, матрешки,

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

- Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
- А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
- Почему вы так думаете? (она улыбается)
- Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать!
Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.


  1. Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность)

Рисование ватными палочками «Укрась матрешку»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки.
(Воспитатель достаёт из сундука заготовки матрёшек)
Посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они
отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные,
красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках и платочках.

- Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (ответы детей)
Молодцы!

- Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку.

- А рисовать мы будем «волшебными палочками».

На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Дети под музыку украшают матрешек.

- Молодцы! Красивые получились матрешки!

- Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Они так рады, что улыбаются нам!


Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере
необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного
похожего. Какие вы, молодцы!

4.Рефлексия
Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам
понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек,
к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень, здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав.


НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав.


НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав.


НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав.

Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства.


НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативн.


Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе детского сада.

«Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.

• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Ход мероприятия

Ведущая. Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки». Дети читают стихи:

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы, которые считаются одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек или слайды презентации)

Ведущая. Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать (надевает игрушку – Петрушку на руку, и вот игрушка ожила.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я весёлая игрушка, а зовут меня … (дети отвечают «Петрушка»)

Петрушка. Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают. Я на ваш праздник принес еще игрушки – звонкие погремушки. Хотите с ними поиграть? (Да). Тогда становитесь врассыпную, я с вами поиграю.

Игра с Петрушкой

- У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)

Ведущая. А теперь послушайте загадку:

Целый день стоят как свечки

Эти чудо - человечки.

Не желают куклы спать,

Не уложишь на кровать.

И опять встают на ножки.

Подскажи - ка мне дружок:

Как название игрушки?

Отгадать совсем не сложно:

Это кукла неваляшка

Ведущая: К нам пришла неваляшка яркая рубашка. Какая она? (яркая, красивая).

Знакомство с матрешкой :

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

На две половинке.

Эту куклу открой -

Будет третья во второй.

И сумеешь ты найти

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Вот поставленные в ряд

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод» :

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Ведущая. Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

Знакомство с русскими народными творчеством в средней группе детского сада. Занятие «Бабушкины сказки»

Знакомство с русскими народными творчеством в средней группе детского сада. Занятие «Бабушкины сказки» «Бабушкины сказки» знакомство с русскими народными творчествомПровела воспитатель: Ирина Ивановна Бортникова Сейчас идёт век технического.

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада «День рождения Светофорчика» Утверждаю Заведующий МДОУ №36 МО г. о. Электросталь Н. Г. Клевцова «___» ___2018 года Конспект открытого занятия по правилам.

Беседа «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада» для второй младшей группы детского сада Цели: - познакомить с растениями участка - учить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

«Грамотные пешеходы». Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Грамотные пешеходы» Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Цели и задачи: 1. Выявить.

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе детского сада «Подарок папе»

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе детского сада «Подарок папе» Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) во второй младшей группе детского сада на тему: «Подарок папе» Цель: Закреплять.

Конспект открытого занятия «Посылка с игрушками» Программное содержание: Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами.

Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну правил дорожного движения» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада «Знакомство с миром профессий» Программное содержание: познакомить детей с различными видами профессий Цель: расширить познавательный интерес к профессиям; уважать и.

Читайте также: